Нигилизм – Справочник по ересям, сектам и расколам, С.В. Булгаков
Сергей Васильевич Булгаков
Справочник по ересям, сектам и расколам
НатурализмОптимизм
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf152Мб
Нигилизмом (от nihil – ничто) называется такое направление или учение, которое утверждает, что ничего нет выше чувственного, что вся жизнь и действительность ограничивается только явлениями. Это – нигилизм как бы теоретический. В нравственном отношении нигилизм отрицает существенное и вечное значение добра, правды и доблести и колеблет высшие основы общежития. Нигилизм, как прямая доктрина, развивался преимущественно в XIX веке и явственно высказался в немецкой философии не только у Фейербаха (1804–1842), но, отчасти, и у Шопенгауера (1788–1860) и Гартмана (род. в 1842 г.).
У нас нигилисты явились в первой половине XIX века вследствие наплыва к нам с Запада атеистических и материалистических идей.
Отвержение авторитетов доходило у нигилистов до какой-то мании; они стыдились даже разделять с кем-нибудь свое мнение. Сражаясь против авторитетов оружием сарказма и безусловного отрицания, нигилисты сражались и против принципов и говорили, что все начала знания и все теории – «чистый вздор и обман робкого сознания».
Источник всему – наши телесные ощущения. Мозг наш постоянно воспринимает внешние впечатления, и эти случайные впечатления – определяющая сила наших воззрений и стремлений. Все идеалы, какие обращаются в человечестве,– это просто галлюцинации, это страшные призраки нашей мечты, сдавливающие собою свободное сознание человека и не позволяющие ему правильно жить на белом свете. У всех идеалистов, по нигилистическому воззрению, мозг расстроен до того, что с ними и о них не стоит толковать.Нигилизм не признавал ничего в мире, кроме материи, кроме атомов, входящих между собою в то или другое соотношение, и этим соотношением образующих то или другое явление; человек, по их воззрению, не имеет ничего особенного в существе своем против природы не только органической, но даже неорганической. «Люди,– проповедовали нигилисты,– те же лягушки», «кроме мяса и мозга», ни в ком другого ничего нет. Началом деятельности нигилистов служило чувство самосохранения или эгоизм в его грубом, пошлом виде,– эгоизм животный, не знающий чувства любви духовной.
Нечего и говорить, что нигилисты враждебно относились и к религии. Отрицая бытие Бога и бессмертие души, они считали религию вещью, «годною только для детского воображения», и не могли говорить о ней без иронии. Им казались жалкими суеверами или лицемерными ханжами те люди, в которых они замечали проявление религиозного чувства. Нигилисты ничего не хотели знать о каких-либо святых возбуждениях. В них незаметно и живого голоса совести: их раскаяние могло быть вынуждено не нравственной потребностью, а общественным конфузом или неудачей, поставившей их в глупое положение. Нигилисты не находили нужным сохранять и нравственную стыдливость, считая стыд признаком слабости, и проповедовали мораль личного влечения и нравственную распущенность. Брак, по нигилистическим воззрениям, – не что иное, как «непонятные узы», «предрассудок».
Предрассудком они считали и родственные связи; к проявлениям сердечных родственных чувств относились с насмешкой и презрением и в отношении к своим родным проявляли плотскую бесчувственность. Как результат распущенности и понижения духовной природы, отличительную черту внешнего обращения нигилистов с людьми составлял цинизм. Этот цинизм выражался не в одних словах, но при всяком удобном случае тотчас переходил и в дело.
Нигилисты преднамеренно всегда старались выставить себя сторонниками бесстыдного пренебрежения всякими приличиями в своих разговорах, обращении, поступках и даже в одежде. Вообще, отрицание составляет характеристическую черту русского нигилизма. «Ни за что серьезно не приниматься, а только ругаться» – так определяли нигилизм сами его представители. Отсюда ясно, что отрицание нигилистов всецело разрушающее. Исход или результат его – пустота и безотрадное ничтожество. Нигилистам чуждо все положительное, и они наполнены одним злым презрением ко всему, одним беспощадным глумлением, не щадящим никого и ничего.
НатурализмОптимизм
Источник: С.В.Булгаков. Настольная книга для церковно-священно-служителей. Издание 3-е, исправленное и дополненное. — Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1913 г. — С. 1592-1745.
О природном нигилизме аналитиков постиндустриального общества | Гладкий
1. Араб-Оглы Э. Взгляд из XXI века. Рецензия на книгу: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования // Свободная мысль-XXI. 2000. № 12. С. 60–70.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. 2-изд., испр. и доп. М.: Academia, 2004. 788 с.
3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.
4. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1976. 264 с.
5. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / учеб. пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000. 304 с.
6. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М.: Academia, 1999. 704 с.
7. Иноземцев В.Л. за пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: Academia, Наука, 1998. 640 с.
8. Иноземцев В.Л. Наука, личность и общество в постиндустриальной действительности // Российский химический журнал. 1999. № 6. C. 13–22.
9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. М.: ВШЭ, 2000. 606 с.
10. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое сообщество. Аналитическое исследование: Материалы конф. “Россия в конце XX века” (5–7 ноября 1998 г., ун-т Стэнфорда) // Мир России. 2000. № 1. С. 23–51.
11. Лопатников Д.Л. Экологические перспективы постиндустриального мира. М.: ABF, 2006. 312 с.
12. Общество по-прежнему игнорирует окружающую среду. http://gazetagreencity.ru/2017/03/21 (дата обращения 21.02.2019).
13. Тоффлер Э. Метаморфозы власти М.: АСт, 2004. 672 с.
14. Тоффлер Э. третья волна. М.: АСт, 2010. 784 с.
15. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСт, 2008. 560 с.
16. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. 204 с.
17. Уэбстер Ф. теория информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной / под ред. Е.Л. Варталовой. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
18. Фельдблюм В. теория постиндустриального общества: сущность, критика, перспективы (памяти Дэниела Белла). (К Мировому политическому форуму 2011 года в Ярославле.) https://www. politforums.net/internal/1313771644.html (дата обращения 21.02.2019).
19. Clifford P.R. The death of dinosaur: towards a cooperative society. L. : Society for Promoting Christian Knowledge, 1978. 300 p.
20. Drucker P.F. The new society. The anatomy of industrial order. N.Y.: Univ. of British Columbia Press, 1962. 362 p.
21. Evola J. Ride the Tiger: A Survival Manual for the Aristocrats of the Soul. Inner Traditions. 2003. 256 p.
22. Etzioni A. The active society. N.Y.: Free Press, 1968. 724 p.
23. Frankel B. The post-inductrial utopians. Oxford: Blackwell, 1987. 303 p.
24. Gabor D. The mature society. L.: Martin and Warburg, 1972. 208 p.
25. Gottmann J., Harper R.A. Since Megalopolis. The Urban Writings of Jean Gottmann. Baltimore and London: The Johns Hopkins Univ. Press, 1990. 294 p.
26. Kumar K. From post-industrial to post-modern socie ty: new theories of the contemporary world. 2nd ed. Malden; Oxford; Carlton: Blackwell, 2005. 289 p.
27. Laborit L. Society informationnelle: idees pour autogestion. P.: Les Editions du Cerf, 1973. 93 p.
28. Lyotard J.-F. La condition postmoderne: rapport sur le savior. P.: Editions de Minuit, 1979. 109 p.
29. Martin J., Oner T. Telematic society: a challander for tomorroy. NY: Prentice-Hall, 1981. 244 p.
30. Masuda Y. The Information Society as PostIndustrial Society. Wash., D.C.: World Future Society, 1981. 171 p.
31. McClelland D.C. The achieving society. NY: Free Press, 1961. 512 p.
32. Porat M., Rubin M. The information Economy: Development and Measurement. Wash.: U.S. Government Printing Office, 1978. 265 p.
33. Rostow W.W. The Stages of Economic Growth. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1971. 410 p.
34. Shuper V.A., Kolosov V.A., Fedorov G.M. Jean Gottmann as a Visionary and a Critic // Int. J. of Econ. and Fin. Iss. / Econjournals. Turkey. № 5. P. 1–4.
35. Stonier T. Wealth of Information. L.: Thames Methuen, 1983. 224 p.
36. Touraine А. Sociologie de I`action. P.: Les Éditions du Seuil, 1965. 507 p.
37. Touraine A. La societe post-industrielle. P., 1969. 315 с.
Определение и значение нигилизма — Merriam-Webster
ни·гиль·изм ˈnī-(h)ə-ˌli-zəm ˈnē-
1
а
: точка зрения о том, что традиционные ценности и верования необоснованны, а существование бессмысленно и бесполезно
Нигилизм — это состояние, при котором все высшие ценности теряют свою ценность. Рональд Х. Нэш
б
: доктрина, отрицающая какое-либо объективное основание истины и особенно моральных истин
2
а
: доктрина или вера в то, что условия в социальной организации настолько плохи, что разрушение желательно само по себе, независимо от какой-либо конструктивной программы или возможности
б
с большой буквы : программа русской партии XIX века, выступавшей за революционные реформы и использующей терроризм и убийства
нигилист
ˈnī-(h)ə-list
ˈnē-
существительное или прилагательное
нигилистический
ˌnī-(h)ə-li-stik
ˌnē-
имя прилагательное
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете Но то, что иногда может показаться на странице чем-то вроде аккуратного нигилизм имеет богатство и текстуру на сцене.
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «нигилизм». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Немецкий Nihilismus , от латинского nihil ничего — больше на nil
Первое известное использование
1812, в значении, определенном в пункте 1a
Путешественник во времени
Первое известное использование нигилизма было в 1812 году
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи рядом с
нигилизмнигилизм
нигилизм
Нигилистический шифр
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Нигилизм.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/nihilism. По состоянию на 3 ноября 2022 г.Ссылка на копию
Медицинское определение
нигилизм
ни·хай·лизм ˈnī-(h)ə-ˌliz-əm ˈnē-
1
: нигилистический бред
2
: Скептицизм в отношении стоимости лекарственного средства или метода лечения
БОЛЬШЕ от Merriam-Webster на
НигилизмNglish: Перевод Нигилизм для испанских динамиков
Britannica: Transwnation of Transingtation of Transingtation of the Transingtation of the Transingtation of the Transingtation of the Transingtation of the Transingtation of the Transingtation of the Transingtation of the Transingtation of the Transingtation of tafnation of the Transingtation of tafnation нигилизм для говорящих на арабском языке
Britannica. com: Энциклопедическая статья о нигилизме
Последнее обновление: 1 ноября 2022 г.
Merriam-Webster без сокращений
пройдоха
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Тест на часто путаемые слова
- Я пошел в магазин ______, чтобы купить открытку на день рождения.
- канцелярские товары стационарный
Можете ли вы произнести эти 10 слов, которые часто пишут с ошибками?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Что такое нигилизм?
Произведенное от латинского слова «nihil», означающего «ничто», нигилизм, возможно, был самой пессимистической философской школой. Это был широко распространенный стиль мышления в Европе XIX века, возглавляемый выдающимися мыслителями, включая Фридриха Якоби, Макса Штирнера, Сёрена Кьеркегора, Ивана Тургенева и, в некоторой степени, Фридриха Ницше, хотя его отношение к движению было сложным. Нигилизм ставил под сомнение все формы власти, включая правительство, религию, истину, ценности и знания, утверждая, что жизнь по сути бессмысленна и ничто на самом деле не имеет значения. Но не все было безнадежно и мрачно — некоторые сочли идею отказа от предписанных доктрин перспективой освобождения, и нигилизм в конечном итоге проложил путь для более поздних, менее пессимистичных философских стилей экзистенциализма и абсурдизма. Читайте дальше, чтобы узнать больше о центральных теориях нигилизма.
1. Нигилизм ставит под сомнение фигуры власти
Одним из фундаментальных аспектов нигилизма был его отказ от всех форм власти. Нигилисты задавались вопросом, что дает одной фигуре власть руководить другой, и спрашивали, почему вообще должна существовать такая иерархия. Они утверждали, что никто не должен быть более важным, чем кто-либо другой, потому что мы все так же бессмысленны, как и друг друга. Эта вера привела к одному из наиболее опасных направлений нигилизма, побуждая людей совершать акты насилия и разрушения против полиции или местных органов власти.
2. Религия под вопросом нигилизма
На волне Просвещения и последовавших за ним открытий рациональности и рассуждений немецкий философ Фридрих Ницше утверждал, что христианство больше не имеет смысла. Он утверждал, что тотальная система, которая объясняет все истины о мире, была в корне ошибочной системой, потому что мир такой сложный, нюансированный и непредсказуемый. В своем много обсуждаемом эссе Der Wille zur Macht (Воля к власти), 1901, Ницше писал: «Бог умер». Он имел в виду рост научного знания и то, как оно подорвало фундаментальную систему христианской веры, которая была основой европейского общества.
Стоит отметить, что Ницше не видел в этом ничего положительного — наоборот, он был крайне обеспокоен тем, какое влияние это окажет на цивилизацию. Он даже предсказал, что потеря веры приведет к величайшему кризису в истории человечества. В своем сочинении Сумерки идолов: или Как философствовать молотком, 1888, Ницше писал: «Когда человек отказывается от христианской веры, он вырывает из-под ног право на христианскую мораль. Мораль эта отнюдь не самоочевидна… Христианство есть система, целостный взгляд на вещи, продуманный вместе. Вырывая из него одно главное понятие, веру в Бога, ломают целое».
Вам понравилась эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
3. Нигилисты считали, что ничто не имеет значения
Если бы не было ни Бога, ни рая, ни ада, ни реальной власти, то нигилизм утверждал, что ничто не имеет никакого смысла, и нет высшей цели или призвания в жизни. Это довольно угнетающее отношение, определяемое пессимизмом и скептицизмом. И временами такое отношение приводило к бессмысленным актам насилия и экстремизма. Но некоторые миролюбивые деятели, такие как немецкий философ Макс Штирнер, утверждали, что это изменение было необходимой точкой эволюции, позволяющей человеку освободиться от ограничений, наложенных на него контролирующей системой власти. Датский богослов Серен Кьеркегор был глубоко религиозен и утверждал, что мы все еще можем верить в «парадоксальную бесконечность» или слепую веру, даже если нигилизм угрожает ее уничтожить. Между тем Ницше считал, что мы должны принять страх и неуверенность неизвестного, чтобы пройти через него и найти новое высшее призвание.
4. Нигилизм иногда пересекается с экзистенциализмом и абсурдизмом
К 20 веку обреченность и мрачность нигилизма смягчились.