Нигилизм | Понятия и категории
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто) — отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. В России получил распространение после появления романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Становится популярным, особенно среди молодежи, в кризисные моменты истории.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 350-351.
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто, ничего) — термин, получивший широкое распространение в России в литературно-политической полемике 60-х годов 19 века. Введен в публицистику M. H. Катковым, взявшим его из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Использовался реакционной и консервативной журналистикой и авторами так называемых антинигилистических романов (Н. С. Лесков, В. П. Клюшников, А. Ф. Писемский, P. M.
Tags:
Идеология
НИГИЛИЗМ.
Tags:
Идеология
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто) — вид негативного умонастроения (наряду с пессимизмом и скептицизмом), выражающий полное отрицание, исходящее из уверенности в абсолютной ложности отрицаемого. Статус социального отрицания (негативизма) нигилизм получает, когда направлен против социально значимых ценностей и общественных институтов. С этой точки зрения характерный элемент нигилизма — отрицательное отношение к культуре и ее ценностям, от неприятия элитарного статусного присвоения культуры, канонизации ее форм, до бездумного отрицания «всего и вся» и прямого вандализма.
Tags:
Идеология
НИГИЛИЗМ В РОССИИ. В России термин «нигилизм» впервые употреблен Н.И.Надеждиным в опубликованной в 1829 в «Вестнике Европы» статье «Сонмище нигилистов». Несколько позже, в 30–40-х гг. 19 в., его использовали Н.А.Полевой, С.П.Шевырев, В.Г.Белинский, М.Н.Катков и ряд других русских писателей и публицистов, при этом употребляя термин в различных контекстах. С ним были связаны как положительные, так и отрицательные моральные коннотации. М.А.Бакунин, С.М.Степняк-Кравчинский, П.А.Кропоткин, напр., вкладывали в термин «нигилизм» положительный смысл, не видя в нем ничего дурного.
Tags:
Идеология
Tags:
Идеология
НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — в самом общем смысле учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественных устоев, авторитетов. Нигилизм — сложное социально-историческое явление, имеет много разновидностей. Существует нигилизм социально-политический, связанный с отрицанием общественно-политического строя. Такой нигилизм проявляет себя в революционном движении; сторонники его склоняются к анархизму. Существует этический нигилизм, отрицающий общечеловеческую мораль, существование добра вообще. Такой нигилизм переходит в пессимизм.
Tags:
Идеология
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто, ничего) — отрицание установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов. На ранних этапах общедемократического революционного движения нигилизма может играть революционизирующую роль, выражать отрицательное отношение к изжившим себя реакционным общественным порядкам. Однако общей чертой нигилизма является отсутствие четкой положительной программы борьбы. Бывает также нигилизм реакционный, попирающий любые ценности человеческой культуры и морали, цинично утверждающий лишь силу и власть эксплуататорских классов.
Tags:
Идеология
НИГИЛИЗМ (NIHILISME). Нигилист это человек, не верящий ни во что (nihil), даже в то, что есть на самом деле. Нигилизм есть своего рода отрицательная религия — Бог умер, унося с собой все, что считалось плодом его творения, — бытие и ценность, истину и благо, мир и человека. Не осталось ничего, кроме ничто, во всяком случае, ничего стоящего, ничего заслуживающего любви, ничего, что хотелось бы защищать, — все на свете стоит друг друга, и ничто ничего не стоит.
Tags:
Идеология
НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами. Термин «нигилизм» впервые применен Якоби, в России распространение получил благодаря роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». Реакционеры называли нигилистами революционных демократов, приписывая им безоговорочное отрицание всей прошлой культуры. На деле революционная демократия выдвигала свою положительную программу. Ленин различал революционный Нигилизм как законное отрицательное отношение к реакционным общественным порядкам (Т. 4. С.
Tags:
Идеология
Кроме полонизма, на современное наше общество особенно вредно действует так называемое нигилистическое учение. В последнее время оно усиливается и не только заражает учащуюся молодежь, легко увлекающуюся всякими утопиями, но находит последователей даже в среде общественных деятелей, преимущественно между преподавателями учебных заведений; и наконец, вредное это учение стало проникать в низший слой нашего общества, и революционная пропаганда не остается бесследною среди простого народа, на который большое влияние имеют члены мировых и земских учреждений и чиновники акцизного ведомства, большею частию проникнутые демократическим направлением.
Tags:
Идеология
Страницы
- 1
- 2
- 3
- следующая ›
- последняя »
Нигилизм — что это такое и кто такие нигилисты
Обновлено 22 июня 2022 Просмотров: 81 519 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Люди, пытаясь понять смысл жизни и своего места в ней, постоянно создают новые теории (подходы), некоторые из которых получают широкое распространение.
Одним из одиозных подходов является нигилизм, который особую популярность набрал во второй половине 19 века (вспомните Базарова из «Отцы и дети»).
Но кто такие нигилисты, почему их подход не является продуктивным, как появилось это течение в философской мысли и какие виды нигилизма (правовой, социальный) популярны сейчас.
Что такое нигилизм и история его зарождения
Нигилизм простыми словами – это ничто, пустота, разрушение идеалов предыдущих поколений, отрицание моральных и нравственных принципов.
Заполнение пустоты не входит в круг интересов нигилистов, поэтому их философские идеи носят негативный характер, так как не предлагают ничего взамен. Расцветает нигилизм на почве обесценивания жизни, потери ее смысла и цели.
«Нигилизм – это поза, а не доктрина».
Карлос Руис Сафон. «Игра ангела»
В. Даль в своем словаре дал емкое и остроумное определение нигилизму:
«…безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».
Термин «нигилизм» (от лат. nihil – ничто) пришел из средневековья, так в XII веке назвали одну из ересей, которая отрицала богочеловеческую природу Христа.
Само слово использовалось в европейских языках с XVIII века в значении отрицания норм, принятых в обществе. Фридрих Генрих Якоби ввел этот термин в философию в 1799 году в труде «Sendschreiben an Fichte».
Нигилист — это человек, который отрицает не предлагая
Бум нигилизма произошел во второй половине XIX века и связан с философскими идеями немцев Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и Освальда Шпенглера, хотя первым нигилистом считается их соотечественник Макс Штирнер (1806—1856 гг. )
- Штирнер возводит эгоизм (что это такое?) в безусловное благо, провозглашает любую мораль призраками и призывает человечество освободиться от них.
Причем он настолько радикален, что даже революция для него не способ изменить принятое социальное устройство, философ идет дальше: «Речь идёт не о новой близящейся революции, а о могучем, надменном, бесцеремонном, бесстыдном и бессовестном преступлении».
Штирнер, отрицая все, дошел до оправдания убийства, правда дрогнул и добавил ремарку «убивать, но не мучить».
- Шопенгауэр оставляет только понятие воли, которая лежит в основе всего. История существования мира – это история бессмысленных метаний воли. Человеческая жизнь – это череда страданий, сменяющихся скукой. Единственное верное направление познания мира – это безразличное созерцание.
- Шпенглер считает, что нигилизм – это умозрение утомленных горожан, у которых нет ничего впереди.
- Фридрих Ницше выстроил целую концепцию. Он утверждает, что любая мораль создается для того, чтобы расширять границы своей власти.Ницшеанский сверхчеловек выходит за пределы морали и нравственности, находится вне системы координат добра и зла. Формула нигилизма Ницше в его фразе «Бог умер». Вместе с Богом умерли нравственные ценности и идеи, в нем воплощенные.
Русские нигилисты
В России на вопрос «Что такое нигилизм?» отвечали как с положительной точки зрения, так и с отрицательной. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Д.И. Писарев – знаменитые русские нигилисты XIX века.
На российской почве это мировосприятие приобрело свои особенности – для объяснения общественно-социальных процессов наши нигилисты попытались опереться на теорию Дарвина, поэтому эволюцию социума описывали с позиций дарвинистов. Человек – это животное, поэтому он живет по законам борьбы за существование вида.
Нигилизм Базарова
Идеи нигилизма витали в воздухе, и роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», вышедший в 1862 году, произвел в обществе фурор. Теперь, кто такой нигилист, узнали все.
Прототипом героя Базарова по воспоминаниям самого Тургенева стал поразивший его молодой провинциальный врач, идеи которого произвели на писателя сильное впечатление. Тургенев попытался ухватить суть личности с подобным складом мыслей и описать это явление в образе Базарова-нигилиста.
Перед читателем возникает деятельный человек, борец, ставящий себя в оппозицию ко всем и всему. Его не интересует мнение окружающих о себе, Базаров резок и бесцеремонен, он дает удивительное определение искусству, религии и философии – «романтизм (что это?), чепуха, гниль, художества».
Из такого отношения к жизни рождается базаровская мировоззренческая философия, отрицающая все сложившиеся человеческие нормы и идеалы и принимающая только научные факты.
«Нигилист, это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (слова Аркадия Кирсанова)
Базаров отрицает духовное начало в человеке, он относится к нему как биологическому виду – не более:
«Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других».
Тургенев с симпатией относится к своему герою, пытается понять, как рождается такая философия в людях, но не разделяет подобных взглядов. В основе романа лежит не только внешний конфликт между отцами и детьми, Базаровым и дворянским обществом, но и глубокий внутренний конфликт самого героя.
Нигилист – это человек, который пытается разрешить социальный конфликт (это как?) путем отрицания ценности старого мироустройства, которое считает несостоятельным из-за царящей вокруг несправедливости. Но отрицая, он не предлагает ничего взамен.
После романа Тургенева образы нигилистов заполнили русскую литературу – от героев Чернышевского, явно положительных, до антигероев у Достоевского, Лескова и др.
Нигилистами стали называть революционно настроенных разночинцев и молодых людей, студентов, которые выступали против дворянско-крепостнических принципов построения общества в России того времени.
Виды нигилизма в современном обществе
После бума такого подхода к жизни в XIX столетия к раскрытию этого явления обращались мыслители XX века – Мартин Хайдеггер, Герберт Маркузе, Николай Бердяев, Семен Франк, Альбер Камю.
«Любое существо рождается без причины, продолжает себя по слабости и умирает случайно».
Жан-Поль Сартр о сути нигилизма
На данный момент принято выделять несколько основных направлений нигилизма в зависимости от характера ценностей, которые отрицаются.
- Социальный нигилизм – широкое понятие, отрицание общественной морали, правил и стереотипов. Это явление сотрясло Россию в эпоху перестройки, когда отрицалось и сбрасывалось в утиль все, что утвердилось как ценность для советского общества.
Правовой нигилизм – это специфическая форма правосознания, когда отрицаются и не принимаются правовые нормы, принятые в государстве, его законодательная база.
Правовой нигилизм проявляется в ряде конкретных форм:
- осознанное нарушение законов;
- антиправовые настроения в обществе, оправдание противозаконного поведения;
- распространенные нарушения прав и свобод человека;
- низкий авторитет судебной системы и правоохранительных органов.
Причины такого явления могут быть разными: деспотизм власти, репрессии (что это такое?), несовершенство законов и многое другое.
- Моральный, или этический нигилизм. В его основе лежит невозможность решить центральную этическую проблему оправдания зла в мире, исходя из этого, мораль (этика) не имеет смысла, моральные ценности иллюзорны.
- Культурный нигилизм связан с понятием контркультуры, возникшей на Западе в 60-70 годы XX века. Контркультура отвергала и критиковала всю существовавшую массовую культуру, оставляя право на существование только авангарду. «Культурный» нигилист – это хиппи.
- Юношеский, или демонстративный нигилизм. Здесь рассматриваемое понятие уходит в область психологии. Это возрастной этап становления личности, культивирование оригинальности, попытки демонстративно выделиться из «серой массы».
- Мереологический базируется на понятии части и целого. Это в большей степени математический или логический термин. Слово «мереология» введено польским ученым-логиком Станиславом Лесьневским, который попытался дать объяснение неудачам теории множеств и ввел в противовес ей теорию частей.
Смысл ее в том, что целого не существует, так как оно состоит из частей. По этой логике леса нет – есть отдельные деревья, стада коров нет, есть отдельные коровы и т.п. Мереология активно используется в алгебраической лингвистике.
- Эпистемологический — по сути, крайняя степень скептицизма, отрицающая знание о реальности.
- Географический нигилизм – новое явление, заключается в игнорировании влияния географических факторов на общество.
Краткое резюме
Современное общество все так же подвержено влиянию нигилизма. Что это означает? Мораль, нравственность, понятия о чести, семейные ценности – все это размывается, игнорируется, провозглашаются лозунги, противоречащие общепринятым нормам и законам.
Мы ежедневно сталкиваемся с этими проявлениями на улице, дома, смотря телевизор. Опасность этого подхода в том, что он, соединяясь с радикальными, анархическими и прочими крайними идеями, принимает разрушительный характер.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Каковы пять теорий нигилизма?
Нигилизм был широко распространенной философской школой, возникшей в 18-м и 19-м веках на большей части Европы и за ее пределами. Разговорно можно говорить о нигилизме как о мрачной, пессимистической школе, лидеры которой отвергали морализм религии, вместо этого веря абсолютно ни во что и ни в кого. По сути, это верно, но это также и чрезмерное упрощение. На самом деле нигилизм был широко распространенным, сложным и широким способом мышления о мире.
Чтобы понять большую сложность нигилизма, философы часто делят школу на пять основных областей исследования. Мы рассмотрим пять ключевых теорий нигилизма в нашем удобном списке ниже.
1. Экзистенциальный нигилизм
Экзистенциальный нигилизм имеет некоторое сходство со школой экзистенциализма 19-го и 20-го веков, но они все же заметно отличаются друг от друга. Обе школы отвергали религию и другие авторитарные силы, которые когда-то доминировали в нашем образе жизни. Экзистенциальные нигилисты мрачно полагали, что без каких-либо моральных кодексов, удерживающих нас на месте, человеческая жизнь по существу бессмысленна и бессмысленна. Напротив, экзистенциалисты считали, что у человека есть сила найти свой собственный осмысленный путь сквозь абсурдную сложность жизни, но только если он достаточно смел, чтобы отправиться на его поиски.
2.
Космический нигилизм
Космический нигилизм — одна из самых экстремальных теорий нигилизма. Его лидеры заглядывают в более широкую вселенную, утверждая, что космос настолько огромен и непостижим, что служит доказательством нашей незначительной незначительности. Космические нигилисты отмечали, что Вселенная совершенно безразлична к нашей повседневной жизни, тем самым подкрепляя аргумент о том, что все, что мы делаем, вообще не имеет значения, так зачем вообще верить во что-то или в кого-то? Некоторые даже пошли еще дальше, утверждая, что такие вещи, как любовь, семья, свобода и счастье, за которые мы так крепко цепляемся, — это просто отвлечение, чтобы отвлечь нас от лежащей в основе истины, что мы все просто ждем смерти.
3. Этический нигилизм
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейВ отличие от двух рассмотренных выше теорий нигилизма, этические нигилисты сосредоточили свое внимание на вопросах морали.
Они утверждали, что не существует такой вещи, как объективное правильное или неправильное. Этический нигилизм обычно делится на три подкатегории: аморализм — полное неприятие моральных принципов, эгоизм — взгляд, согласно которому человек должен заботиться только о себе и своих личных интересах, и моральный субъективизм — идея о том, что моральные суждения зависит от выбора человека, а не от внешней авторитарной силы, такой как религия или правительство, даже если они не имеют смысла ни для кого другого.
4. Эпистемологический нигилизм
Если эпистемология — это философия знания, то эпистемологические нигилисты интересовались тем, что такое знание. Они утверждали, что знание — это ложная конструкция, основанная на точке зрения другого человека, а не неоспоримый факт. Их философию лучше всего можно выразить фразой «мы не можем знать». Вместо этого они утверждали, что на самом деле вообще ничего не известно, и вместо этого мы должны скептически относиться к предполагаемым жизненным истинам, подвергая сомнению все вокруг нас и задаваясь вопросом, имеет ли это вообще какой-либо смысл.
5. Политический нигилизм
Как вы могли догадаться, политический нигилизм был связан с природой политики и правительства. Эта ветвь нигилизма разрушила все ранее существовавшие институты, которые пытались диктовать нам, как нам жить, включая религию, политические институты и даже социальные клубы и организации. Его ведущие мыслители утверждали, что мы должны подвергать сомнению любую высшую власть, которая пытается диктовать нам, как нам жить. Они подчеркнули, что все эти контролирующие учреждения были коррумпированы и имели свои собственные планы, поэтому мы должны оставаться крайне подозрительными и скептически относиться к их мотивам.
Философия в бессмысленной жизни: система нигилизма, сознания и реальности | Отзывы | Notre Dame Philosophical Reviews
Существует множество философских аргументов в пользу того, что жизнь имеет смысл. Следовательно, аргументировать нигилизм (утверждение, что не только жизнь, но и вся реальность бессмысленны (ix)) означает утверждать, что каждый аргумент в пользу смысла жизни содержит некоторую ошибку. Это амбициозное предприятие, по-видимому, занимает центральное место в книге Джеймса Тартальи: как он прямо говорит, «нигилизм — это просто факт». (19). Я в печати поддержал один из аргументов в пользу смысла жизни, против которого открыто выступает Тарталья.[1] Но, хотя я не согласен с этим, казалось бы, центральным утверждением, я симпатизирую другой точке зрения, интересным аргументом в пользу которой служит эта книга: что «управление пространством трансцендентного» является одной из центральных задач философии (183).
Полезное введение и вводная глава обобщают взгляды Тартальи, излагая его аргументы в пользу истинности нигилизма. Тарталья утверждает, что для того, чтобы заключить, что жизнь имеет смысл, мы должны были бы дать не только каузальное объяснение того, как появились люди, но и объяснение, которое также гарантирует приписывание цели человеческой жизни — телеологическое объяснение того, что мы здесь вместо . Требуемое объяснение должно было бы в этих двух смыслах (каузальном и телеологическом) «сказать нам, почему мы существуем» и, таким образом, объяснить смысл жизни (2). Поскольку он считает, что такого убедительного объяснения нет, Тарталья делает вывод, что жизнь бессмысленна. Однако он уверяет нас, что наша неспособность осмыслить реальность, а следовательно, и жизнь в целом не мешает нам осмысливать вещи внутри этой действительности: мы можем объяснять и осмысливать вещи в рамках определенного ограниченного контекст. Но беспочвенность этого контекста влечет за собой, «что наши причины в конечном счете беспочвенны: это причины, данные внутри существования, которое само лишено причины»; короче говоря, «все имеет смысл, пока мы не заходим слишком далеко» (43).
В приложении к своему введению (12-19) Тарталья вкратце опровергает некоторые из существующих аргументов против, за исключением того, с которым я согласен: выдвинутого Дэвидом Э. Купером (18-9).[ 2] Он обещает полностью изложить этот аргумент в главе 2 (18) и заявляет, что он характеризуется «тонкими отличиями» от его собственной позиции, которые, по его словам, «должны быть оценены, когда моя позиция будет вынесена на обсуждение» (19). . Однако работа Купера больше не упоминается.
В главе 2 представлен обзор «ошибочных» стратегий преодоления нигилизма, включая идею трансцендентного контекста смысла (которая может быть задумана как имплицитная ссылка на Купера), гуманизм и релятивизм. Хотя эта глава и не является всесторонним обзором, она ясно формулирует то, что Тарталья считает неправильным, в сравнении со многими существующими попытками доказать, что жизнь имеет смысл. Он сравнивает жизнь с игрой в шахматы, а идею о том, что жизнь имеет смысл, с возможностью поставить мат, что может мотивировать ходы человека в игре. Однако нигилист считает, что «мат — это иллюзия» (43). Поэтому вместо этого нам советуют переориентировать наше внимание на сами ходы, которые раньше мы, возможно, считали просто промежуточными целями. Обнаружив, что они на самом деле являются «единственными реальными целями», мы должны ценить их «ради них самих» (43). Против обвинения в том, что нигилизм побуждает нас относиться к жизни менее серьезно, Тарталья утверждает, что «вне жизни нет ничего, что мы могли бы воспринимать более серьезно», чем сама эта бессмысленная жизнь (44).
Глава 3 защищает роль философского вопрошания (о смысле жизни и о том, как мы должны жить) в открытии «пространства трансцендентности». Учитывая приведенный выше аргумент в пользу нигилизма, Тарталья заверяет читателя, что нигилизм совместим с идеей трансцендентности: он «просто утверждает, что не существует трансцендентного контекста значения ». (77). Глава 4 убедительно защищает трансцендентность на том основании, что «сознание, кажется, превосходит мир объективной мысли», поднимая «перспективу того, что реальность превосходит физическую вселенную» (85). Глава 5, «ключ к этой книге» (11), излагает «трансцендентную гипотезу» более подробно, опять же с конкретной ссылкой на сознание. Он предполагает, что феномен сознания «должен быть отождествлен с чем-то в более широком контексте существования, чем мир, который он представляет»; это дает нам основание принять гипотезу о том, что «объективный, физический мир трансцендентен» (104). Здесь предположение Тартальи напоминает предложения экзистенциальных феноменологов, таких как ранний Хайдеггер, Карл Ясперс и Морис Мерло-Понти, которые заключают, что человеческое сознание (даже если мы допускаем, что оно неизбежно воплощено) не может быть понято как чисто объективный, физический объект. или процесс внутри мира, поскольку это то, благодаря чему для нас вообще существует осмысленный мир объектов.[3]
В главах 6 и 7 Тарталья применяет трансцендентную гипотезу, чтобы придать философский смысл времени и универсалиям, соответственно — оба из которых, как он считает, обеспечивают дополнительные философские пути к трансцендентному. В то время как время является частью объективного мира, «временная перспектива «сейчас» выходит за пределы объективного мира» и «концепция движущегося настоящего является результатом незаконного наложения трансцендентного «сейчас» на объективный порядок» (144). Точно так же «у нас есть точка зрения на объективный мир, которая предполагает универсалии, но универсалии не могут принадлежать объективному миру», поэтому мы можем заключить, что универсалии «являются искажениями трансцендентного бытия» (161). Том завершается кратким изложением, еще раз напоминающим читателю, что трансцендентная гипотеза не является несовместимой с нигилизмом, потому что «нет причин, по которым трансцендентный контекст должен быть смысловым контекстом; это было бы дополнительным требованием» (170).
Аргументация Тартальи в пользу нигилизма основывается на идее, что успешное объяснение смысла жизни должно быть как каузальным, так и телеологическим. Но зачем нам что-то знать о происхождении человека или верить, что человеческая жизнь существует для какой-то цели, чтобы предположить, что жизнь имеет смысл? Как указывает Лешек Колаковский, нет необходимости даже в том, чтобы объяснения, придающие смысл, были истинными, как в случае с генеалогическими мифами или мифами о происхождении человека, которые сочетают «истину» и «поэзию» в различных пропорциях, возможно, в той или иной степени. где миф полностью «ложный» в чисто фактических терминах. Но вопрос фактической истины кажется не относящимся к функции таких мифологических объяснений, которые должны не просто предоставить «интересную информацию о генеалогии сообщества», но также обеспечить «принцип легитимности», который придает «смысл продолжающемуся существованию сообщества… — смысл, определенный и находящийся, так сказать, в истоке бытия»[4]. Нет оснований думать, что мифологические объяснения происхождения человечества в целом функционируют иначе. Если для придания смысла жизни мифологическим объяснениям необязательно быть буквально истинными, то почему мы должны настаивать на том, чтобы все объяснения смысла жизни были причинными и телеологическими по своей природе?
Как я уже упоминал в начале, успешный аргумент в пользу нигилизма будет означать, что все аргументы в пользу смысла жизни ошибочны. Я уже заметил, что Тарталья не может явно опровергнуть аргумент Купера в пользу этого вывода, но, на мой взгляд, он не может сделать этого и имплицитно. Купер утверждает, что нигилизм подорвал бы то, что Тарталья называет «социальным смыслом» (15) наших практик, и, в конце концов, был бы невыносим, потому что «деятельность, смысл которой состоит в содействии чему-то, что само по себе оказывается бессмысленным, ретроспективно наследует эта бессмысленность». [5] Мы действительно не смогли бы продолжать жить, если бы опыт действительно был структурирован таким образом. Тот факт, что большинство из нас носит его, говорит о том, что обычно он не имеет такой структуры. Недоступность мата подорвала бы значение ходов в шахматной игре, которые не имеют внутреннего смысла, за который их можно было бы ценить «ради самих себя». Их смысл как раз и состоит в их вкладе в возможность мата. Следовательно, при условии, что игра продолжается, возникает как логическая, так и психологическая необходимость предположить, что жизнь имеет смысл, а нигилизм ложен. Неявный ответ Тартальи на эту линию рассуждений заключается в том, что мы просто воздерживаемся от того, чтобы заходить слишком далеко в наших вопросах относительно смысла. Чтобы жить нормальной жизнью, самое большее, что нам нужно, — это предположение, что «наши цели стоят того, пока мы их достигаем» (47). «Нигилизм говорит нам, что у жизни нет общей цели, но мы все же можем действовать так, как если бы она была» (172). «Конечно, нам не нужно поднимать теоретический вопрос о том, что — если вообще что-то — делает наши цели достойными, чтобы их предполагать; мы делаем это без усилий, как только перестаем думать об этом» (47).
Очень странно встретить в книге по философии предложение, которое равнозначно призыву перестать думать . Но в этом суть неявного ответа Тартальи Куперу. Нам потребовалось бы дополнительное утверждение трансцендентной гипотезы, чтобы заключить, что жизнь имеет смысл: нам также потребовалось бы утверждение, что трансцендентный контекст является трансцендентным контекстом значения . В то время как Купер полагает, что нам нужно это дополнительное требование, потому что, очевидно, жизнь (в целом) терпима и была бы невыносимой без него, Тарталья полагает, что жизнь терпима даже без этого требования — до тех пор, пока мы перестань думать об этом . На мой взгляд, это не опровержение аргумента Купера. И философы, как и все люди, безусловно, обязаны продвигать заданную линию вопросов настолько далеко, насколько это возможно, даже если потенциальные последствия могут быть сочтены нежелательными или тревожными. Хотя Тарталья прав, заявляя, что «вам не нужен трансцендентный смысл, если нигилизм морально нейтрален и является просто фактом», для фальсификации нигилизма достаточно одного веского аргумента в пользу смысла жизни. Тарталья не показал, что этот конкретный аргумент несостоятелен.
Однако, возможно, не имеет значения, что истина нигилизма все еще находится под вопросом, потому что нигилизм не только «скучен» (7), но и не нужен для «ключа к этой книге» (11): проект Тартальи по установлению Трансцендентная гипотеза. Эта гипотеза в лучшем случае совместима с нигилизмом. Оно не влечет за собой и не следует из него. Тарталья признает, что «существование трансцендентной реальности не влияет на истину нигилизма» (145) и что «если реальность трансцендентна, то нигилизм не может быть истинным» (179).). В свете этих уступок первая половина книги Тартальи выглядит ненужной, если не неуместной, по отношению ко второй.
Относительно второй половины, в которой Тарталья защищает трансцендентную гипотезу: здесь я нахожусь в наибольшей степени согласным. Тем не менее, эта защита выиграла бы от ссылки на Карла Ясперса, чей философский проект чрезвычайно близок в этом отношении к проекту Тартальи. Оба стремятся объяснить значение научного исследования и человеческого существования в свете трансцендентности, все три из которых являются модусами «Охватывающего» Ясперса. Заявление Тартальи о том, что опыт не является частью объективного мира, описываемого наукой, и его взгляд на то, что «опыт и объективный мир являются частями интерпретации трансцендентной реальности» (122, 176), согласуются с трехчастной системой Ясперса. Ясперс, последовательно выступавший против догматических религиозных и суеверных интерпретаций трансцендентности в пользу «философской веры», согласился бы с тем, что «как только трансцендентность отделяется от религиозного смысла, высвобождается ее философский потенциал». (171).[6] Тарталья разделяет философскую цель Ясперса, заключающуюся в том, чтобы придерживаться курса между полным отрицанием трансцендентности и видимостью ее утверждения, но заполнением пространства объективными (религиозными или суеверными) реалиями (180). Он разделяет взгляд Ясперса на философскую задачу «присматривать за пространством трансцендентного» (183), которое, по Ясперсу, передается как факел от одного философского поколения к другому, иногда лишь как «мерцающая искра», до следующего поколения. более великий мыслитель может снова разжечь его до более яркого пламени.[7] Тарталья нашел бы у Ясперса многое, что помогло бы придать ключ к его книге.
Неустановленное сходство между целями Тартальи и Ясперса указывает этому читателю, что концепция невыразимости была бы более подходящим спутником трансцендентной гипотезы, чем нигилизм. Тот самый аргумент, который Тарталья не может опровергнуть, заключает, что смысловой контекст существует, но это, как он правильно утверждает, «невыразимая тайна, дающая меру человеческого существования — нечто «за» человеческим, но все же близкое ему». (18-19). Если Купер иногда сопротивляется языку «трансцендентности», то это делается для того, чтобы воспрепятствовать бессвязному неверному истолкованию его «невыразимой тайны» как кантианского ноуменального царства, космоса или бога, который «выходит за пределы» человеческого мира аналогичным образом внеземные существа, которых воображает Тарталья ( 49).[8] Такая концепция сделала бы результирующее объяснение смысла жизни замкнутым, потому что она объяснила бы жизнь в терминах некоторых из тех самых понятий и значений, которыми облечена сама жизнь, или (в случае инопланетян Тартальи) в терминах того, что есть. «такая же часть физической вселенной, как и мы сами» (49). Учитывая ложность нигилизма, требуется объяснение смысла жизни, избегающее этой замкнутости. Такое объяснение дает обращение Купера к понятию невыразимости, которое придает жизни смысл именно посредством ссылки на определенно бессодержательный смысловой контекст, находящийся за пределами (хотя и тесно связанный с) самой жизнью. Совместимое (как и нигилизм) с трансцендентной гипотезой обращение к невыразимому объясняет смысл жизни в терминах трансцендентного контекста смысла, но не каузального или телеологического, который сделал бы объяснение замкнутым. Это дало бы все, что Тарталья требует от нигилизма, без необязательного и несостоятельного вывода о том, что жизнь и, следовательно, практики и проекты, которые ей способствуют, бессмысленны.
Этот читатель обнаружил, что неортодоксальная практика обращения к концевым сноскам с использованием надстрочных и подстрочных привязок, в зависимости от содержания сносок, иногда отвлекает от текучести самого текста.