Нигилизм подростковый: стадия взросления или «тревожный звоночек»?

стадия взросления или «тревожный звоночек»?


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Нигилизм — поведение, которое очень характерно для подростков. Они ставят под сомнение общепринятые ценности, идеалы и нормы нравственности и тем самым вызывают ужас у родителей. Психолог и специалист по гармонизации детско-родительских отношений Ирина Алексеева рассказывает, откуда берется подростковый нигилизм и так ли он страшен.

Что такое подростковый нигилизм?

Если нигилизм в широком понимании — это про отрицание любых смыслов, то подростковый нигилизм — это, скорее, про поиски своих собственных. Сам термин относится к довольно продолжительному периоду взросления, который отличается протестностью и бунтарством. Возрастные границы его размыты — от 10 до 19 лет включительно, в редких случаях — старше. Поэтому, если ребенок в восемь лет начинает проявлять бунтарские качества, этого не стоит пугаться.

Подростковый нигилизм проявляется по-разному, в зависимости от психофизических характеристик, социальных условий жизни. В числе общих признаков для всех: 

  • Нестабильное эмоциональное состояние.

Радостное возбуждение резко сменяется слезами или добрый и заботливый ребенок внезапно проявляет неуважительное отношение к близким.

  • Эксперименты с внешностью.

Интерес к пирсингу, татуировкам, вызывающему макияжу, непривычный гардероб.

  • Кардинальная смена увлечений.

Например, тихоня и примерный школьник начинает проявлять интерес к тяжелой музыке или рэпу с обилием ненормативной лексики.

  • Смена круга общения и друзей.

Подтягивается вслед за предыдущим признаком. Обычно именно в этом возрасте появляются так называемые «плохие» компании. При этом совместное времяпрепровождение ребят кажется окружающим взрослым бессмысленным и бесцельным.

Причины подросткового нигилизма

Родители, как правило, считают, что дети бунтуют ради бунта, и очень злятся на них за это. Но это только внешняя сторона. Вместе с изменениями физиологии и гормонального фона подростки испытывают мировоззренческий кризис. Понимать себя и окружающий мир, как это делают дети, уже невозможно, а по-взрослому еще не получается. Именно для формирования нового «я» подростку необходим отказ от старого. 

К причинам подросткового нигилизма относятся:

  • Устаревшие нормы.

В жизни близких ему взрослых подросток мог заметить правила, которые давно не работают и не оправдывают себя, но их продолжают соблюдать по привычке. Подросток считает себя вправе пересмотреть их, из-за чего может казаться родителям и родственником чуть ли не борцом со старыми ценностями.

  • Формирование навыка ответственности за себя.

До определенного возраста ребенок живет в мире, который полностью организован взрослыми, но для него самого он фактически чужой. Подростковый возраст становится тем рубежом, когда нужно начинать принимать решения за себя, а иногда — и за окружающих.

  • Психологическая сепарация и поиск смыслов.

Важной возрастной потребностью становится определение границ своего «я» и отделение его от родителей. В этот период очень важно отказаться от чужих убеждений. Через отрицание дети проверяют и отбрасывают представления, навязанные взрослыми и идущими вразрез с их собственными взглядами.

  • Максимализм и опора на честность.

Подростки тонко воспринимают нюансы поведения окружающих, часто ловят взрослых на лицемерии и обмане. Они готовы уважать только тех, кто этого заслуживает, а ложь вызывает у них возмущение, гнев и протест.

  • Внутренний конфликт.

Сохраняющаяся несамостоятельность и зависимость от родителей и семьи идет вразрез с возможностью реализовывать свои взгляды и желания, что создает дополнительное напряжение для подростка. 

Как вести себя родителям

Главной ценностью для родителей подростка должно стать желание сохранить отношения с детьми. Ради этого многим можно пожертвовать, но проще всего — не стараться победить, подавив подростковый бунт, не обличать и не клеймить, а попробовать прийти к пониманию и от всей души помогать вчерашнему ребенку самоопределиться и найти свой путь в жизни.

1. Принять необходимости этого возрастного этапа

Не просто вынужденно согласиться потерпеть, а именно прочувствовать всю ценность и потенциал подросткового возраста для личности.

2. Сохранять уважительный тон в общении.

Родители не должны позволять себе грубости и оскорблений в адрес подростка и его друзей. Также важно не обесценивать их деятельность, даже если кажется, что можно придумать занятия и поважнее. 

3.

Поддерживать подростка в его увлечениях

Не обязательно самому становиться «тиктокером». Ценно само желание понять, что важного находит подросток в своей деятельности, задавать вопросы, проявлять интерес, радоваться вместе с ним.

4. Относиться с пониманием.

В подростковом возрасте на первом месте шкалы ценностей — отношения со сверстниками. Побуждать подростка больше учиться и помогать по дому даже вредно, ведь только навыки общения способствуют обретению себя. Родителям нужно только помочь подростку пройти период активной социализации с минимальными потерями через общение и отсутствие давления.

5. Давать пространство для самостоятельности

У подростков очень редко получается самостоятельно выбирать, чему учиться, как строить свой день — зачастую все предопределено родителями. Фраза «я прекрасно знаю своего ребенка» опасная, она говорит об излишней опеке и контроле даже над мыслями — это путь в никуда. Подросток находится в том возрасте, когда ему нужно научиться делать выбор, ведь от этого будет зависеть его дальнейшая жизнь. Надо давать ему такую возможность как в мелочах, так и в принципиальных вопросах. Хотя советовать не запрещается.

6. Прощать и любить, несмотря ни на что.

Когда подростки раздражают своим поведением, спасает только любовь. Хотя некоторые слова и поступки могут глубоко ранить родителей, лучше разбираться со своими травмами через терапию, а не копить обиду и не вымещать ее на детях.

При правильном течении подростковый кризис становится важным витком развития личности: формируется своя система ценностей, самостоятельность, умение решать проблемы. При этом сохраняются близкие отношения с родителями и родными. Но, если подростковый кризис сопровождался жесткой критикой, обесцениванием и контролем со стороны взрослых,

негативные последствия не заставят себя ждать:

  • Если подросток не сепарировался от родителей и не установил границы, во взрослой жизни сделать это будет намного тяжелее. Обстоятельства станут жестче, взрослые обязательства будут давить, а родители уже не смогут всегда находиться рядом и поддерживать. 
  • Не совершив собственных ошибок, не осознав их последствий, подросток вырастет несамостоятельным, будет жить по чужой указке и мечтать о том, что с него снимут обязательства и необходимость принимать решения.
  • Подростковый нигилизм и реакции могут сохраниться на всю жизнь, если ребенку запрещалось проявлять себя либо эти проявления высмеивались. Тогда психика усваивает сценарий отстаивания независимости через борьбу. Происходит психологическое «застревание» в подростковом возрасте.

Когда родителям «бить тревогу»

Очевидный ответ — никогда. Тревожный, паникующий и «напрягающийся» родитель только усугубляет проблемы и вредит подростку. Важно не бить тревогу, а быть внимательными. Есть ряд ситуаций, когда взрослым стоит собраться и, например, обратиться к специалистам:

  • Если связь с подростком полностью теряется.

Ребенок не идет на контакт, и наступает полное отчуждение. При этом родитель не понимает, что происходит и как себя вести.

  • Если есть угроза жизни и здоровью.

Например, подросток травмирует себя или проявляются очевидные нарушения: пищевые (булимия, анорексия) или психофизические (нервный срыв, нарушения сна).

 

  • Если имеет место высокая степень агрессии.

Критерий здорового протекания подросткового кризиса — это ровные, более-менее доверительные отношения, без психологического давления со стороны родителей и сопротивления со стороны подростка.

Родителям важно помнить, что любой конфликт или столкновение — это на самом деле возможность стать с ребенком ближе, лучше его понять. Устранить все сложности подросткового возраста не получится, но можно помочь ребенку максимально безболезненно его прожить. 

 


Материалы по теме:

  • 6 способов потерять доверие подростка
  • Переходный возраст: почему подростки становятся «трудными»
  • Энграммы и сотни паттернов: как устроен мозг подростков

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Подростки: трудный возраст человеческой жизни

 
(С. Манн. Конфетная сигарета. 1989 г.) 


(Американские тинэйджеры)


(Советские подростки)

Мы уже говорили о том, что каждый возраст — самоцель, а вовсе не только средстводля другого возраста. Любой период человеческой жизни как бы активно «отстаивает» свою самоценность, «сопротивляясь» давлению других возрастов. Таким образом, между возрастами обнаруживаются конфликты, принуждение, встречное сопротивление и т.п. Особенно ясно это видно в отношениях с отрочеством, подростковым возрастом, или с возрастом  тинэйджеров Слово «тинэйджер» мы будем использовать как синоним слов «подросток», или – «отрок». Очевидно, что слово «тинэйджер» используется в нашей литературе в контексте перевода с английского текстов 20 века, а слово «подросток» отсылает нас к русскому 19 веку («Подросток» Ф.М. Достоевского; «Детство, отрочество, юность» Л.Н. Толстого). «Отрок» - устаревший синоним «подростка», но иногда представляется целесообразным использовать его из стилистических соображений.

  .

Почему тема «Подростки» предлагается после «Взрослости»? Такая как бы не соответствующая хронологии «произвольная» расстановка  возрастов подчеркивает, во-первых, что «Подросток» это более сложный сюжет; подростковый возраст насыщен двойственностью и неопределенностью, в нем есть рецидивы детства и предчувствие взрослости, которую можно не разглядеть, если не ознакомиться с ней предварительно. Во-вторых, в каждом человеке в любом возрасте таятся все возрасты в снятом или в зародышевом состоянии, а потому само  строго хронологическое изложение возрастов может породить иллюзию строго линейного восхождения от детства к старости. Нет,  именно в возрастах человеческой жизни «воспоминание о будущем» — типичное явление.

Возраст отрочества демонстрирует внутри себя фундаментальную интенсивность,  предстающую как однократность, необратимость и, следовательно, — непоправимость, которая ещё не могла быть осознана в детстве. Подросток впервые ясно чувствует, что он ответственен за свою судьбу, которая зависит от его решений, — от его решимости, — от его поступков. История его жизни представляется ему как череда  кайросов Кайрос (др.-греч. К????? – данное время) - древнегреческий бог счастливого мгновения. У древних греков было два концепта времени, персонифицированных, олицетворенных как боги. Хронос - Бог прошедшего и все пожирающего; Кайрос - бог неуловимого мига удачи. Он появляется неожиданно, и поэтому на его помощь трудно рассчитывать. Кайрос указывает на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, если хочешь добиться успеха. Этот бог изображался с большим чубом, за который можно было ухватить подвижного, ускользающего крылатого Кайроса. В руках у Кайроса весы: символ справедливости судьбы, посылающей успех тем, кто его достоин. Имеются и другие смыслы у данного слова, Кайрос - это момент метаморфозы богов, время перемен, стремление к гармонии. В философии: особое и обычно краткое по протяженности время, выделяющееся из потока космического и исторического времени высшим духовным значением происходящих в нем событий. По Н. Бердяеву, это «как бы вторжение вечности во время, прерывность в космическом и историческом времени, пополнение и исполнение времени». В дальнейшем изложении мы ещё вернемся к этому термину и раскроем его подробнее. Пауль Йоханнес Тиллих (1886-1965) - немецко-американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии, широко использовавший понятие кайроса. Ср.: «Лишь для абстрактного, отстраненного созерцания время является пустой формой, способной вместить любое содержание; но для того, кто осознает динамический, творческий характер жизни, время насыщено напряжениями, чревато возможностями, оно обладает качественным характером и преисполнено смысла. Не все возможно во всякое время, не все истинно во всякое время и не требуется во всякое время» (Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. с.217). Понятие кайроса применительно к человеческой жизни будет более подробно прояснено в лекции «Отрочество».   , т.е. подходящих моментов. Такое «счастливое мгновение», когда возможна удача, увы, можно упустить, что невосполнимо.

Страх, сопровождающий любой возраст, у подростков принимает особую форму. Это страх быть «не таким как все», страх по поводу мнимых уродств. Мальчики и девочки став взрослее стремятся быть похожими на свои идеалы. Они  подчас принимают свою внешность за «нестандартную», а значит за некрасивую. Этот страх навязчив и приносит  серьезные страдания. При этом, подросток, как правило, скрывает свои опасения по поводу своей внешности от своих близких и друзей, не хочет обсуждать эту проблему. Ребёнок перестаёт выходить из дома, начинает прятать своё лицо или другую несовершенную, по его мнению, часть тела. Этот страх может настолько сильно завладеть подростком, что любые другие жизненные интересы (учёба, развлечения и т. п.) отходят на второй план.

Время сопротивления  и опасностей нового подчинения

Отрок, подросток, тинэйджер – это возраст процессов и эксцессов выработки форм сопротивления давлению взрослых.

Становление подростка, выход из детства отмечается ослаблением  действия  импринтинга Импринтинг (англ. imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать), формирование устойчивых следов в психике после однократного переживания. Образуются столь прочные условно рефлекторные связи, которые могут сохраняться на всю жизнь влияя на предпочтения и поведение человека. Импринтинг осуществляется только в строго определенном периоде жизни (детском и отчасти – в подростковом возрасте), а его последствия чаще необратимы.    (32). Вот я — подросток. Положим, учусь в 5-м классе, мне 12 лет. Окно импринтинга если уже и не закрылось полностью, то постепенно закрывается. И я вдруг становлюсь «тупым». Эта особая «тупость» в известном смысле рациональна потому, что спасает мою самость, не позволяя мне и дальше, как в детстве, быть в русле старших, родителей и учителей.

Подросток начинает формировать новые эмоциональные отношения с миром, он становится открыт новым эмоциям, которые были неведомы ребенку. Здесь приобретают чрезвычайную ценность такие  переживания как смелость, удаль, дерзость, отвага, подлость, трусость, унижение, риск  и т.п. Причем, подчеркнем, что все эти переживания, которые осмысляются  на уровне сознания подростка как элементарные концепты, — такие как, скажем, риск и удача, — не постигаются и не вырабатываются рационально, хотя и обретают элементарную рациональную форму в процессах рационализации. Скажем, подростковая рискованная игра «Собачий кайф». Подросток залезает в петлю, чтобы в течение нескольких секунд ощутить кайф от асфиксии. Хорошо, если рядом есть, кому помочь вовремя освободиться из петли. Иногда эта опасная игра заканчивается летальным исходом.

Суть подросткового возраста в этом плане –  инициация Инициация [лат. initiare - начинать; initiatio - совершение таинств] - комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в др. , включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. В узком значении инициация — это характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности.   . Необходимо, преодолеть детство, — вычеркнуть опыт детства, -забыть детство (А.К. Секацкий). Ребенок  неистово хотел, чтобы  его просто любили. Теперь подростку этого недостаточно. Он стремится к самостоянию, к независимости. Он готов пойти на «героические жесты» грубости, нелогичности, необъяснимости, парадоксальности,  — исключительно для того, чтобы отстоять свою самость.

 Подросток предчувствуется уже в детских капризах, и не полностью изживается  и взрослым. Подросток – неожиданно! — обнаруживается в поведении взрослого как некий рецидив. Взрослый «ни с того, ни с сего» начинает действовать непредсказуемо, нелогично, непонятно для окружающих. Такого рода «подростковые» всплески обнаруживаются в самых разных эпохах. «Новые левые» в 60-е гг. ХХ в.  ввели  образ «большого отказа», когда человек оставляет насиженное место, бросает семью, детей, забывает своих друзей, расстается с привычной и хорошо оплачиваемой работой, чтобы всё начать заново. Так же и в Гёте  — вдруг! —  «оживал» подросток, когда  он, необъяснимым образом, убегал от женщин, которые любили его.

Подростковость — это время инициаций,начала испытаний, где осуществляется генезис индивидуальной воли. Дистанцирование с родителями осуществляется за счет опоры на компанию («стаю») сверстников. Или, чаще всего, сложные отношения между двумя полюсами влияния – влиянием родителей и влиянием компании сверстников. Подчас, особенно когда формирование собственной воли по тем или иным причинам отстает, подросток оказывается беззащитным перед диктатом компании.
Видео 16. Фрагмент из фильма «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983).

Подростку также впервые открывается радость вещи и соперничество за вещи, — скажем, права авторства за стиль поведения и сопутствующий этому стилю стиль вещей.  В соперничестве за подростка между родителями, с одной стороны, и компанией сверстников, с другой, — лавируя между ними, подросток может впервые проявить свою суверенность.

Время ресентимента

Если с точки зрения  движения по возрастам, подросток это время инициации, то с точки зрения  внутреннего переживания подросток это время ресентимента (злопамятность, озлобление). Три определенности ресентимента существенны в возрастном плане: обида,зависть, вина. Ресентимент можно интерпретировать также в терминах невроза, более или менее ясно выраженного у подростка. Видео 17. Фрагмент из фильма «Плюмбум. Опасная игра» (реж. В. Абдрашитов, 1986).

 Ресентимент Ресентимент (фр. Ressentiment - злопамятность, озлобление) - философский термин, означающий чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врагу»), бессильная зависть. Ресентимент является более сложным понятием, чем просто зависть или неприязнь. Феномен ресентимента заключается в оправдании чувства своей неполноценности особой системой морали. Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию специфической системы ценностей. Человек создает такой образ «врага», который позволяет избавиться от чувства вины за собственные неудачи. Фридрих Ницше различал такие формы ресентимента как зависть, обида и вина. О ресентименте см. классическую работу: Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. Перевод с немецкого А.Н. Малинкина. СПб.: Наука. Университетская книга, 1999.    сопровождает подростка весь этот период его жизни и завершается в остром переживании чувства вины. Определенным образом артикулированная вина уже характеризует становящуюся  юность.

Нигилизм


(Российские подростки)

Некоторые подростковые особенности могут способствовать объяснению  духовных и   общественных движений, в частности, нигилизма. Перед нами интереснейшее явление, достойное философского удивления: «сродность» эмоциональных  и интеллектуальных особенностей определенного возраста, с одной стороны, и социокультурного движения, в котором участвуют не только подростки, и даже не только молодежь, — с другой.

Формирование нигилизма как протестного сознания, в разные эпохи обнаруживающегося в различных формах, может быть интерпретировано через  преобразование детской обиды, «слезинки ребенка» (Ф.М. Достоевский) в подростковый ресентимент.

Нигилизм обычно понимается сегодня как универсалия неклассической европейской культуры, — последовательно анти-рационалистическая философская концепция, мироощущение и поведенческий принцип, акцентированные на  отрицании  базовых оснований социокультурного бытия.

Остановимся на одной форме нигилизма, в  социокультурном плане нам наиболее близкой и проследим некоторые её связи с типичным подростковым нигилизмом. Речь идет о социокультурном нигилизме, который  в качество особого термина ввел в употребление  Ф. Г. Якоби в его послании к И.Г. Фихте (1799). Концепт нигилизма стал модным среди философов и  мыслящих людей Европы после мучительного процесса осмысления того, что же, собственно, случилось в эпоху Великой французской революции, особенно в связи с её ярко выраженным богоборчеством. «Подростковые модели» поведения людей в эпоху Французской революции были очевидны для всякого рефлектирующего человека XIX столетия.

Существенный  вклад в понимание нигилизма внес  роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Именно у Тургенева, заимствовал слово «нигилизм»  Ф. Ницше См. напр.: Ницше Ф. Антихристианин. (пер. А. Михайлова) // Сумерки богов. /составление и общая редакция А.А. Яковлева: Перевод. – М,: Политиздат, 1989, с. 17- 93. См.: http://lib.ru/NICSHE/antihristianin.txt   . Для него нигилизм это переоценка всех высших ценностей, т.е. именно тех, которые наполняют смыслом все действия и стремления людей. Как отмечал Ницше, «… нигилизм петербургского фасона (что означает истовую веру в неверие, готовую принять за это любые муки), эта горячность свидетельствует в первую очередь о потребности в вере. ..». Вот эта же внутренняя противоречивость характеризует и нигилизм подростка: он с пафосом и неистовой убежденностью доказывает ложность всякого пафоса и всяких убеждений. По Ницше, нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность, нет цели, нет ответа на вопрос зачем». Вместе с исчезновением страха перед человеком уходит и безусловная любовь к нему. Как преодолеть нигилизм?  Ницше рассматривает нигилизм как философскую концепцию, которая через «Нет» преследует цель обоснования жизнеутверждающих принципов, обозначения «нового пути к «Да». Этот же смысл и в нигилизме подростка: пытаясь додумать до конца идею «Нет», подросток стремится к новому «Да». Русский нигилизм, по Ницше, «научившись не доверять какому-то одному авторитету… стремился найти другой». Вот в такого рода  позитивной направленности нигилизма  подростка и состоит  его жизнеутверждающее начало, несмотря на кажущиеся подчас жуткие формы отрицания (взять, к примеру, «черный юмор», так любимый подростками). Что касается социокультурного движения нигилизма, то по замечанию Ницше, люди привыкли полагать опорой «если не Бога и не науку, то совесть, разум, общественный инстинкт или историю», рассматриваемые как «имманентный дух с присущей ему целью, на чью милость можно положиться». Осознавая же то, что внешнего целеполагания нет, как и нет внешнего для человека мирового порядка,  человек  отказывается от попыток осмысления чего-либо, лежащего вне пределов посюсторонней субстанции бытия.

Примерно так же движутся и раздумья подростка. Возникает соблазн, — как у нигилистов, так и подростков, — измыслить «в качестве истинного мира новый мир, потусторонний нашему» в сравнении с каковым наш мир полностью обесценивается. Пристрастие подростков к фэнтези, к научной и ненаучной фантастике может быть объяснено как раз склонности к уходу в этот иной мир.

Ницше говорит,  что  подлинный нигилизм начинается тогда,  когда человек осознает то, что и этот якобы «подлинно-истинный» мир — не более чем творение рук человеческих, компенсация неосуществленных желаний. Любая картина мира утрачивает смысл, а сам этот мир полагается единственно-данным, хотя и бесструктурным, бесцельным и лишенным ценности. «Категории «цели», «единства», «бытия», посредством которых мы сообщили миру ценность, снова изымаются нами — и мир кажется обесцененным».

Согласно Ницше, именно состояние ума как нуждающегося в цели, должно быть преодолено. Таким образом, нигилизм, по Ницше, предполагает картину мира, предельно лишенную иллюзий; картину мира, радикально враждебного всевозможным человеческим устремлениям; картину мира, лишенного всякого — в том числе и морального — порядка. Жиль Делез, интерпретируя Ницше, утверждает, что в итоге возникает человек озлобленный, человек больной; болезнь эта называется «нигилизм». Излагая ход мыслей Ницше, Делез отмечает: последний человек, «уничтожив все, что не есть он сам», заняв «место Бога», оказался отвергнут всеми и всем. Этот человек должен быть уничтожен: настал момент перехода от ничто воли (болезнь нигилизма) к воле к ничто, от нигилизма незавершенного, болезненного и пассивного к активному нигилизму.

Идейное течение нигилизма, одно из направлений которого мы здесь коротко характеризовали, пытается додумать до конца те переживания, настроения, полу-мысли, полу-чувства, которые бродят в  сознании подростка, и которые, чаще всего, до конца им не додумываются. Охранительный механизм, который может быть назван «похвала непоследовательности», подобен прививке от опасной болезни: переболев нигилизмом в подростковом возрасте, человек обретает иммунитет к крайнему нигилистическому тезису «Нет – всему!».

Видео 18. Фрагмент из фильма «Курьер» (реж. К. Шахназаров, 1986).

«Диктатура тинэйджеров»?


(Рок-концерт)

Иногда говорят, что  современная эпоха  — нулевые и десятые годы XXI века – это «диктатура тинэйджеров». Но существует ли такая диктатура?  Я снова возвращаюсь к тезису: каждый возраст самоцель и самоценность. «Диктатура» какого-то возраста в сущности бессмысленна, хотя и может решать какие-то тактические задачи, особенно в массовой культуре. Диктатура тинэйджера – это, скорей, своеобразный «гламурный предрассудок»,  когда сложный мир  выстраивается по некоторым шаблонам заранее заданных представлений.

Да, околоинтеллектуальная и околохудожественная богема в ряде случаев стилизуется под тинэйджеров. Но это лишь игра и взрослых, расчетливое озорство,  чаще всего,  в коммерческих целях, планирующее завоевать новый слой аудитории. Вообще, вдумчивое исследование видеоряда позволяет выявить, как программы и каналы ТВ нацеливаются на ту или иную аудиторию.  Так, скажем, на канале «Культура» правит старость. Канал «Бибигон»  и мультфильмы  отданы детству. Боевики – господство взрослых. Боевики, где взаимодействуют взрослые и подростки, скорей, нацелены на стареющих взрослых, чтобы их успокоить. То, что можно назвать «диктатурой тинэйджеров», даже и на телевидении обнаруживается вовсе не тотально, а только разве что на Муз-ТВ. Их называют «поколением MTV». Здесь действительно, как кажется на первый взгляд, господствует фигура тинэйджера. Любимый музыкальный канал определяет не только их манеру одеваться, но и стиль жизни в целом.

Как выглядит современный тинейджер? Прежде всего, нестандартно. Причем, нестандартный вид вовсе не обязательно свидетельствует о нестандартном мышлении и поступках. Широкие штаны, грубые замшевые кеды, рюкзак за спиной, тату, бусы до пупка, наушники, да раскованная походка — все это атрибуты молодежи, называющей себя тинейджерами, или просто «тинами».


(Московский тинэйджер)

У представителей «поколения MTV»  в большой чести экстремальные виды спорта. Катание на роликовой доске, на горном велосипеде, прыжки  с парашютом, экстремальный альпинизм  либо реальное увлечение поколения MTV, либо некий «горизонт», который не всегда доступен, но желаем.

Выводы

1. Если ребенок, страстно желал, чтобы его просто любили, то для подростка главное независимость. Подросток – это время выработки форм сопротивления давлению взрослых. Для этого он готов пойти на «героические жесты» грубости, нелогичности, необъяснимости, парадоксальности.

2. Суть подросткового возраста — подвиг инициации. Необходимо, преодолеть детство, — вычеркнуть опыт детства, — забыть детство.

3. Подросток впервые ясно чувствует, что он ответственен за свою судьбу, которая зависит от его решений, — от его характера, — от его поступков. Подростковый возраст акцентирует необратимость и непоправимость человеческого бытия, которые ещё не могли быть осознаны в детстве.

4. Подростковый возраст — время ресентимента. На первое место выходит обида, зависть, вина.

5. Подростковый нигилизм оказывается моделью для социокультурного нигилизма, развившегося в Европе второй половины 19 века.

Вопросы для самопроверки

1. Какое самое яркое впечатление Вы могли бы выделить в своем подростковом возрасте?
2. Отличаются ли нынешние подростки от тех, которые были в 60-70-е годы ХХ в.?

Дополнительные иллюстрации

1. Фильм кинорежиссера В.Ю. Абдрашидова «Плюмбум, или Опасная игра» (1986). (Производство: Мосфильм. СССР. 1986).
2. Достоевский Ф.М. Подросток.
3. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность.
4. Тургенев И.С. Отцы и дети.
5. Ален Роб-Грийе. «Проект революции в Нью-Йорке».
6. Фильм Фолькера Шлёндорффа «Жестяной барабан» (1979).

 

Предыдущая глава

АКМЭ– возраст взрослости

Следующая глава

Взаимодействия возрастов: сотрудничество и конфликты

Rookie » Я был подростком-нигилистом

Если в жизни не было смысла, то я не мог сдавать домашнюю работу.

Иллюстрация Бет

В 10-м классе я получила D+ на уроке письма мисс Рид. Причин этому было множество. Я прогуливал школу, не сдавал домашнюю работу и отвечал на вопросы с разными иностранными акцентами. У меня был двухфутовый белый парик, который я любил носить на уроках и отказывался снимать, даже когда он становился желтым, волокнистым и покрывался грязью. Я использовал маркер, чтобы писать тексты «Нирваны» на руках, на столе и — в порыве вдохновения — на столе учителя. Однажды, когда мисс Рид объясняла схему рифмовки сонета, я встал на стул и закаркал, как птица. Потом я выстрелил в нее резинкой. За это меня отправили в кабинет директора.

Зачем я это сделал? Если бы я знал. Я думаю, что понял, что класс был аудиторией, и что я мог получить немедленную реакцию на свое выступление в виде смеха или шока. Не имело значения, насколько разрушительным было такое поведение для моей академической успеваемости.

Мои родители были убеждены, что я употребляю наркотики.

«Ты куришь сигарету с марихуаной?» — спросил мой отец со своим египетским акцентом. На самом деле я не курил сигарету с марихуаной, поэтому я побежал наверх в свою комнату, где запер дверь и отказался выходить, что только укрепило теорию о наркотиках.

Проблема была совсем другой, чем он или мисс Рид могли себе представить. У меня был секрет: я делал домашнюю работу по творческому письму. Я делал все это, 10 раз. Я написал несколько сборников стихов. Потом сборник рассказов. Потом я завел роман. Но сдать мою работу? Невозможно. Я бы предпочел распространить его среди своих друзей и культивировать образ гения-затворника — измученного писателя, который отказывается склониться перед авторитарными требованиями школьной среды. Я был бунтарем. А 90-е воплощение поэта-битника. Как Марлон Брандо в The Wild One , когда меня спрашивали, против чего я бунтую, я отвечал: «Что у тебя есть?»

Это восстание было вызвано тремя основными причинами. Во-первых: в старшей школе я приобрел репутацию непредсказуемого ребенка. В поисках идентичности я отчаянно хотел сохранить этот резкий образ. Конечно, это поставило меня вне социального порядка, но, по крайней мере, я был где-то. С самого детства меня интересовало поведение животных, особенно динамика волчьей стаи. Я знал, что в дикой природе стаи делятся на альф, бета, подчиненных и омег. Омеги — интересный случай. На них безжалостно нападают другие волки, и они кормятся последними при любом убийстве. Но они также шутники, клоуны и артисты.

Подростки похожи на волков, и моя школа не стала исключением. Хотя мне не хватало уверенности в себе, чтобы быть альфой или даже бетой, я определенно не хотел быть подчиненным. И поэтому я согласился на место этого аутсайдера. Я бы устроил из себя зрелище. я бы развлекал.

Во-вторых, я солгал тебе раньше. Я принимал наркотики (своего рода). Я читал работы парижских экзистенциалистов — французских писателей середины XX века, которые боролись с нигилизмом и вопросом о том, бессмысленна ли жизнь в принципе. За лето я прочел подряд девять0015 Незнакомец , Чума и Падение Камю. Потом я прочитал «, нет выхода, » Сартра. Тогда я читал Беккета столько, сколько мог. (Хотя он был ирландцем и никогда не считался экзистенциалистом, он жил в основном в Париже и большую часть своих работ писал на французском языке. ) Мне особенно понравилась его пьеса : Финал , в которой два пожилых безногих персонажа проводят всю пьесу. зарывшись по шею в мусор, но все еще требуя, чтобы их накормили. Эти работы, как я сказал своим друзьям, дали мне глубокое понимание правды о человечестве.

Они также вызвали огненную бурю в моем мозгу. Я осознавал смерть и был совершенно беззащитен перед ней. Эти писатели привели меня в место, где ничто не имело никакого значения. Мои рассуждения были примерно такими: я не могу доказать, что Бог существует. Если Бога нет, то нет смысла в жизни. Если в жизни нет смысла, то я ни хрена не сдаю домашнюю работу.

В-третьих, и, возможно, самое главное, я не мог сдать домашнюю работу, потому что писал любовные стихи Малии Маккарти. Пачки и пачки темных любовных стихов. Малия была почти единственной девушкой, которая была достаточно мила, чтобы поговорить со мной, и, возможно, как и следовало ожидать, эта любезность привела к влюбленности — эпической, пожирающей душу влюбленности, которая процветает в залах средних школ нашей страны. .

Хуже всего было то, что я был мучительно застенчив. Эта застенчивость поощрялась моим католическим воспитанием, которое не слишком тонко указывало мне на то, что любые физические желания неправильны. Секс, мастурбация: все это были грехи.

Ощущение, что мои гормональные побуждения были чем-то неправильным, привело меня в грустное место. Я был убежден, что почти во всем, что я чувствовал, было что-то плохое. Так что, когда мисс Рид потребовала моего домашнего задания, я должен был принять решение: я мог оставить свои трансгрессивные желания при себе и добавить к моему уличному кредиту. Или я мог поделиться ими с 50-летней учительницей, которая была в постоянном контакте с моими родителями. Вам решать.

Конечно, теперь, оглядываясь назад, я понимаю, насколько все это было глупо. Сами стихи были не такими мрачными. Они не были дико трансгрессивными. Им было просто дико стыдно. Ничего страшного не произошло бы, если бы я их сдала. На самом деле, я, вероятно, уменьшила свои шансы поступить в колледж, о котором мечтала (Йельский, Гарвардский, Принстонский), едва не завалив уроки английского. Я уверен, что когда я писал эссе о том, что хочу стать писателем, приемная комиссия посмотрела на мои ужасные оценки по творческому письму и выбросила мое заявление в измельчитель. И кто бы их винил? (Ну, ладно, я все еще немного виню их.)

Я собираюсь поделиться образцами двух стихотворений ниже. Предупреждаю вас, что я делаю это ценой больших личных затрат. Эти стихи унизительны. О, и форматирование сохранилось!

Пальяччо

Иногда я чувствую себя участником шоу уродов.
Лабораторная крыса, пойманная под стекло…

Я застрял в витрине.
Мои мечты вздымаются по трубе
в реальность.
И я могу думать только о ее соблазнении
днем ​​900:50, когда солнечные лучи заманивают нас в жаркий медовый лабиринт…

     В детстве,
когда мне было шесть, а может
        семь, я нашел этого щенка лежащим
     в переулке.
    А у этого щенка
перерезаны голосовые связки и
сломаны ноги.
    Он просто катался по земле,
      хныча от боли. И я стонала вместе с ним,
   и слезы были так легки, что
они разбивались при падении на землю.

Теперь я стою перед тобой пустой, как пещера.
Вырежьте мои внутренности, чтобы образовалась моя могила.

Для протокола хочу сказать, что в возрасте шести (или семи) лет родители не разрешали мне бродить по улочкам центра Сиэтла. («Где Паулс, дорогой?» «О, я думаю, что он вон в том переулке, где мы видели мертвого щенка».) Но я помню, как сидел там за отцовским компьютером примерно 1983 года и пытался вызвать в воображении самые тревожные вещи. что я мог себе представить. И я думаю, что проделал довольно хорошую работу — я определенно никогда не видел ничего даже отдаленно похожего на это изображение! Я пытался продемонстрировать всем, кто обратил бы внимание, что я был девяткой.0015 важный писатель . Кто-то, кто был достоин обожания, славы и, самое главное, любви. В жарком медовом лабиринте.

Что касается стихотворения, то усталая формулировка и драматическая энергия стекают со страницы. А куплет в конце великолепно ужасен, сочетание некрасивого языка и туманного смысла. Вырезать мои внутренности, чтобы сформировать мою могилу? Что это хотя бы значит?

Что приводит меня к отрывку из второго стихотворения:

Затерянные в мечтах

Я вижу тебя во сне, любовь моя.
Сначала на клубящихся атласных облаках.
Покров воздуха обнажает
твою точеную каменную кожу.
Мы одни.
В пустой
переполненной
комнате.

Где обитают дьяволы разума и тела.

Мы растворяемся в грации, исходящей от любви.
С трясущимся сердцем мы пожинаем глубины души…

Если бы он существовал, я бы, конечно, представил «С дрожащим сердцем мы пожинаем глубины души» на конкурс «Худшие строки поэзии». Может даже победить. Конечно, это также было описание секса, который я нахожу ужасающим по целому ряду различных причин, ни одну из которых я не хотел бы сейчас перечислять. Я помещаю эти заголовки в свой сборник стихов (после «Католического сердца», но перед «Убийством металлического сплава», «Слезами», «Заплатами, отражающими его душу» и «Она говорит мне забавную печаль»). Затем я самостоятельно опубликовал эту книгу в магазине Kinko’s и подарил ее нескольким своим друзьям, включая Малию. Я уверен, она понимала, что это были, по сути, любовные стихи для нее.

Оглядываясь на эти стихи 18 лет спустя, я понимаю кое-что интересное. Это, безусловно, первые шаги, исследование формы, содержания и (правда, гротескных) образов. Я принимаю стилистические решения. Я решил отказаться от традиционного левого выравнивания в пользу более свободного центрального выравнивания. (Да, это ужасные стилистические решения, но тем не менее это решения.)

Читая сейчас, я понимаю, что пытаюсь сделать. Я вижу цепь причин и следствий. Событие происходит, его воздействие ощущается персонажем — основные требования нарратива удовлетворены. Тем не менее, я хочу вернуться в прошлое и обнять грустного 15-летнего меня, взъерошить ему волосы, сказать ему, что все в порядке, и что да, когда-нибудь он займется сексом.

Недавно я снова связался с Малией. Мы немного поговорили, и я спросил ее о стихах. Они у нее остались? Я задумался. «Я не скажу, что знаю, — сказала она, — но не скажу, что не знаю». Может быть, она ждет, пока у меня появится 15-летний сын, и тогда она будет использовать их как материал для шантажа?

Однако факт остается фактом: я почему-то немного горжусь этими стихами. Я стал писателем и, что еще более удивительно, преподавателем творческого письма в Колледже Льюиса и Кларка в Портленде, штат Орегон. Эти стихи были началом обучения письму, и теперь я не могу отделаться от мысли: смущение случается, когда ты становишься застенчивым. Хотя в некотором смысле эти стихи являются откровенной ложью, они также грубы и честны. У них есть такая свобода, которая растворяется во взрослом возрасте, и вам нужно работать, чтобы вернуться к ней как к художнику.

Я вижу мелодраму в работах многих своих учеников. Я читал эквивалент окровавленных щенков, умирающих в переулках, на моих творческих писательских мастерских на протяжении многих лет. Но что я делаю сейчас, так это пытаюсь помочь своим ученикам понять, что скрывается за этим образом, над чем работает это бурно активное воображение. Потому что эта тьма впечатляет по своей сути и головокружительна своей интенсивностью. ♦

Паулс Тутонги — автор романа Evel Knievel Days, , опубликованного в июле издательством Random House/Crown, и Красная погода.

Родители обеспокоены тревогой своего подростка? Расслабьтесь, это временно – Chicago Tribune

Брэндон Суонн чувствует, что жизнь преходяща и бессмысленна.

«Мне было трудно принять это, но в итоге это стало краеугольным камнем моей новой жизни», — сказал Суонн, 18-летний старшеклассник средней школы Washington Township в Вальпараисо.

Реклама

В 16 лет Суонн сказал, что почти каждую неделю сталкивался с экзистенциальными кризисами. Как и многие подростки того же возраста, он начал сомневаться во всем в своей жизни.

«Это было типичное осознание взросления, через которое проходит каждый подросток, когда они спрашивают себя: «Какова моя цель?», — сказал он мне. «Этот вопрос потряс всю мою жизнь до глубины души. У меня не было ответа».

Реклама

Ему было всего 16, я сказал ему. У него не должно было быть твердого ответа на такой глубокий вопрос. Важно только то, что он задал себе этот вопрос. Я понял, что жизнь не всегда состоит из ответов. Речь идет о вопросах и попытках ответить на них.

«В то же время, проведя всю свою сознательную жизнь в церкви, я был в точке, где я также сомневался в существовании высшей силы, так что это только добавило ко всему», — сказал Суонн.

Суонн говорит пулемётом слов, мыслей и идей. Он умен, красноречив и осознает свою судьбу в жизни. Это то, что бросилось мне в глаза, когда мы болтали в Fluid Coffeebar в центре Вальпараисо.

Он думал, что веселая кофейня кажется подходящим местом для обсуждения мрачности нигилизма, экзистенциальной философии и временности жизни. Мне понравилась ирония его предложения.

Самосознание не является школьным предметом, но должно быть, говорю я. Изучение трех R может иметь важное значение для образования. Познание самого себя необходимо для развития как личности, сказал я Суонну.

«Познай самого себя» — два самых сильных слова в любом языке, как мне кажется.

Суонн сказал, что учится этому, по одному экзистенциальному кризису за раз.

«Есть много факторов, которые повлияли на мою философию, и все они как бы слились в то, во что я верю сегодня», — сказал он.

Реклама

То же самое можно сказать о большинстве из нас, независимо от наших убеждений. Наш личный идеал является кульминацией и отражением нашего опыта, убеждений, физических событий и духовных прозрений.

«Во время одного из моих экзистенциальных кризисов я как бы идеально приземлился в этой нигилистической философии, согласно которой у жизни нет внутреннего смысла», — сказал Суонн, который планирует поступить в Университет Индианы в Блумингтоне, чтобы изучать бизнес и предпринимательство. «Все просто… временно. Все временно».

18-летний Брэндон Суонн из Вальпараисо щеголяет собственной линией футболок с простой надписью «Temporary», обозначающей подростковый возраст, подростковую тревогу и саму жизнь. (Предоставлено Брэндоном Суонном )

Он уже объединил это личное отношение со своей будущей карьерой, запустив свое первое предприятие Temporary Clothing Co. Он разработал собственную линию футболок с надписью Temporary спереди и надписью Temporary Clothing Co. череп на спине.

«Мне только 18, так что это начало», сказал Суонн, потягивая свой ванильный латте.

Молодость может быть потрачена впустую на молодых, как сказал Джордж Бернард Шоу, но я не хотел бы снова быть 18-летним. Этот знаменательный возраст наполнен давлением в запутанном мире между детством и взрослой жизнью.

От них ожидается, что они будут знать, какую карьеру выбрать, в какой колледж поступить или какую работу выбрать. Не говоря уже о тайне свиданий, давлении со стороны сверстников, разобщенности родителей и социальных ожиданиях быть продуктивным членом общества.

Реклама

Мне кажется, они испытывают больше стресса, чем большинство из нас в этом возрасте. Некоторые из них делают это через изоляцию и бунт. Другие через аварийный люк отрицания или сна. Они находятся под огромным давлением, чтобы «преуспеть», слово, которое они все еще пытаются определить.

По данным Американской психологической ассоциации, их внутреннее стремление к «совершенству» — в теле, уме и карьере — значительно возросло по сравнению с предыдущими поколениями.

Исследование, проведенное в январе 2018 года, показало, что между 1989 и 2016, их «самоориентированный» показатель перфекционизма увеличился на 10 процентов, а их «социально предписанный» показатель увеличился на 33 процента. Ставки выше, они чувствуют.

«Меритократия требует от молодых людей стремления, достижений и достижений в современной жизни», — сказал ведущий автор исследования Томас Карран из Университета Бата в Соединенном Королевстве.

«Молодые люди в ответ сообщают о все более нереальных образовательных и профессиональных ожиданиях в отношении себя. В результате среди миллениалов растет перфекционизм», — сказал Курран в исследовании.

Суонн не производит впечатления перфекциониста. При этом он не бездельник.

Реклама

В прошлое воскресенье он был отмечен как один из 10 лучших учеников своей школы на церемонии, организованной Школьной корпорацией округа Ист-Портер. Каждый ученик пригласил почетного гостя, чтобы публично поблагодарить за их вдохновение и самоотверженность.

Суонн выбрал свою мать, Лори Политано.

«Мы очень близки, хотя наши убеждения не всегда совпадают», — сказал мне впоследствии Суонн.

Профиль ученика Суонна содержит длинный список школьных достижений. Он также работает в магазине Yankee Candle в городе.

«Это очень неполный рабочий день, но это оплачивает мой бензин», сказал Суонн.

Он описывает свою жизнь всего два года назад как «полный и абсолютный хаос».

Реклама

Дважды в неделю

Свежие новости из Северо-Западной Индианы доставляются каждый понедельник и среду

«Я имел дело с глубокой депрессией из-за отсутствия понимания и ответов, — вспоминал он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *