Что такое НИГИЛИЗМ простыми словами и примера на пальцах
Популярное
Всем привет! Начинаю серию статей по вопросам и ответам со слова — Нигилизм.
Это слов я услышал после просмотра фильма Курьер, процитирую фрагмент текст:
Сегодня, Агнесса Ивановна, вы имеете честь познакомиться с типичным представителем современной молодежи.
―Этакая смесь нигилизма с хамства
Я целую ночь обдумывал обозначение слова нигилизм и пришел к выводу, что нигилизм это ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА!
Нигилисты ни с чем не соглашаются и не признают не чьи точки зрения у них на все есть свое мнение!
Нигилисты в большинстве случаем первопроходцы в науки и любом прогрессе! Если бы не было людей которые шли на перикор чужим словам и поддавались только чужому мнению, то мы бы сейчас жили в каменном веке и у нас не было бы и колеса!
Сейчас я уверен на все 100% каждый, кто читает это, считает себя нигилистом, но это отнюдь не так! Нигилист это не просто человек который отрицает чью то точку зрения или закон, но и может ее обоснованно доказать! Нигилисты это люди с очень чутким умом и владеющие информацией, а главное умеют с ней правильно работать и преподносить другим людям! (если Вы такой, то я очень рад за вас!)
Бонус: Но скажу сразу, мы все немного нигилисты и каждый в чем то своем)
Популярные примеры нигилизма в литературе:
- «Отцы и дети» — проявление отрицание к искусству и литературе
- Ницше — филосов и филолог у которого нигилист это сверхчеловек который свободен во всех смыслах.
- Достоевский — произведение «Бесы» и «Преступление и наказание» где нигилизм довел до убийства.
Давайте рассмотрим несколько простых и поверхностных примеров про нигилизм:
Пример 1 (религия)
Самый простой пример это религия, с него и начнем:
Общество: Бог есть! и все, что мы видим было создано богом и любое природное явление, есть ничто иное как божья кара или благодать!
Достаточно распространенные слова которые мы слышим со всех сторон, но Нигилист на это скажет следующее:
Нигилист: Если есть бог, почему я его не слышу? Если есть храмы и люди работающие в них всю жизнь ни разу его не слышали и не видели? Почему гроза и молния считается божьим наказанием, когда это можно воспроизвести в лаборатории использовав всего лишь законы физики и химии и об этом объясняют в школе с 5 классе в лабораторных экспериментах? Если машина едет это тоже от того, что бог дал ей эту возможность?)))
Как видите, нигилисты могут разбить религиозные кондалы простыми вопросами и такие вот люди скинули в 18 веке бремя религиозной инквизиции которая управляла всей Европой почти тысячу лет!!!
Вот люди и ученые которые отказывались верить в ересь церкви и были за это убиты: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галлилей и сотни тыс др людей чьи имена мы не знаем(А по всей Европе и России за это столетие было уничтожено больше людей чем за все войны вместе взятых! )
Простыми словами закончу этот пример, если отследить динамику развития технологий и общества, то можно усмотреть прямую зависимость, от того как нигилизм стал процветать стала падать роль церкви и ее власти над массой людей и в мире стали расти науки которые привели нас к тому, что мы видим сейчас и вокруг себя!
А люди лишь только начали отрицать то чем их пихали с детства «ученые мужи сверху» ))))) и стали думать по другому , иначе чем все остальные!
Не зря товарищ Сталин заставил всех крестьянских детей ходить в школы, ему нужны были умные люди которые могли думать головой!
Пример 2 (родители и дети)
Пример который слышит каждый человек от своих родителей:
Общество: Саша, ты должен после школы идти в институт, отучиться 5 лет, потом пойти на работу отработать 10-20 лет получить много опыта и знаний, после чего ты можешь стать начальником и будешь получать хорошую зарплату и будешь обеспеченным человеком!
Все помнят эти слова от своих родителей, которые говорятся примерно в одной форме, но контекст у всех одинаковый)
Нигилист: зачем мне тратить на все это 30 лет, когда я могу пойти сейчас работать или подрабатывать в определенную сферу и за эти 30 лет я могу перепробовать все сферы и остановится на той которая мне нравится и по душе и будет приносить счастье и деньги?
Нигилист: зачем мне учиться в институте, тогда как Армен с соседнего подъезда после 9 класса помогает отцы на рынке и уже купил себе машину и последний модели айфон?
это сложный пример и достаточно топорный, но он отражает реальную ситуацию в обществе и все кто хоть немного имеют серого вещества в голове задумываются над родительскими стереотипами по поводу советской школой жизни которая была расписана от роддома до кладбища! Сейчас любой ребенок может заработать денег больше, чем его родители. Тут идет больше на подростковый бунт и отрицания родительских советов, потому как подросток в силу своего юношеского максимализма всегда самый умный и сильны! НО факт остается факт, ребенок отрицает все и пытается и хочет сам делать то, что считает нужным!
Пример 3 (Власть и политика)
Данный вопрос нельзя поставить как предыдущие примеры и нельзя описать однобоко с одной стороны, хотя попытаться можно)
Пример1: Власть выпускает какой то закон и человек ведающий все нюансы и последствия этого закона в силу своей грамотности, начинает возражать и как то противится ему пытаясь донести до власти всю пагубность данного закона, но в силу своей политической слабости он смог донести его только до родственников, друзей и знакомы + интернет . (но попытка была сделана)
Пример2: В 19 веке когда была еще Царская Россия и по всей стране царил хаос на местах, многие начали противится этому и появились те, кто начал объяснять людям, что с нынешней властью не будет у людей жизни и начинались бунты! Люди стали отрицать и прозревать! Итог мы знаем, к власти пришли люди которые за 20 лет подняли всю страну, выиграли самую страшную войну в истории и запустили человека в космос!
Нигилисты — это люди которые могут заставить планету двигаться в обратную сторону, они циники, эгоисты и революционеры!
Пока читал другие материалы по нигилизму в интернете, мне было очень печально, что все как один переписывают общую статью и не пытаются даже объяснить простыми словами, что такое нигилизм?!?
Я сразу прошу прощения, что своими примера у кого то сделал кашу в голове, но я старался как мог объяснить, что это такое! Пиши и задавайте вопросы, давайте обсуждать и вступать в полемику я жду от вас обратной связи!
More articles
Самые читаемые
Нигилизм — что это такое и кто такие нигилисты
Обновлено 22 июня 2022 Просмотров: 167 553 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. ru. Люди, пытаясь понять смысл жизни и своего места в ней, постоянно создают новые теории (подходы), некоторые из которых получают широкое распространение.
Одним из одиозных подходов является нигилизм, который особую популярность набрал во второй половине 19 века (вспомните Базарова из «Отцы и дети»).
Но кто такие нигилисты, почему их подход не является продуктивным, как появилось это течение в философской мысли и какие виды нигилизма (правовой, социальный) популярны сейчас.
Что такое нигилизм и история его зарождения
Нигилизм простыми словами – это ничто, пустота, разрушение идеалов предыдущих поколений, отрицание моральных и нравственных принципов.
Заполнение пустоты не входит в круг интересов нигилистов, поэтому их философские идеи носят негативный характер, так как не предлагают ничего взамен. Расцветает нигилизм на почве обесценивания жизни, потери ее смысла и цели.
«Нигилизм – это поза, а не доктрина».
Карлос Руис Сафон. «Игра ангела»
В. Даль в своем словаре дал емкое и остроумное определение нигилизму:
«…безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».
Термин «нигилизм» (от лат. nihil – ничто) пришел из средневековья, так в XII веке назвали одну из ересей, которая отрицала богочеловеческую природу Христа.
Само слово использовалось в европейских языках с XVIII века в значении отрицания норм, принятых в обществе. Фридрих Генрих Якоби ввел этот термин в философию в 1799 году в труде «Sendschreiben an Fichte».
Нигилист — это человек, который отрицает не предлагая
Бум нигилизма произошел во второй половине XIX века и связан с философскими идеями немцев Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и Освальда Шпенглера, хотя первым нигилистом считается их соотечественник Макс Штирнер (1806—1856 гг. )
- Штирнер возводит эгоизм (что это такое?) в безусловное благо, провозглашает любую мораль призраками и призывает человечество освободиться от них.
Причем он настолько радикален, что даже революция для него не способ изменить принятое социальное устройство, философ идет дальше: «Речь идёт не о новой близящейся революции, а о могучем, надменном, бесцеремонном, бесстыдном и бессовестном преступлении».
Штирнер, отрицая все, дошел до оправдания убийства, правда дрогнул и добавил ремарку «убивать, но не мучить».
- Шопенгауэр оставляет только понятие воли, которая лежит в основе всего. История существования мира – это история бессмысленных метаний воли. Человеческая жизнь – это череда страданий, сменяющихся скукой. Единственное верное направление познания мира – это безразличное созерцание.
- Шпенглер считает, что нигилизм – это умозрение утомленных горожан, у которых нет ничего впереди.
- Фридрих Ницше выстроил целую концепцию. Он утверждает, что любая мораль создается для того, чтобы расширять границы своей власти.Ницшеанский сверхчеловек выходит за пределы морали и нравственности, находится вне системы координат добра и зла. Формула нигилизма Ницше в его фразе «Бог умер». Вместе с Богом умерли нравственные ценности и идеи, в нем воплощенные.
Русские нигилисты
В России на вопрос «Что такое нигилизм?» отвечали как с положительной точки зрения, так и с отрицательной. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Д.И. Писарев – знаменитые русские нигилисты XIX века.
На российской почве это мировосприятие приобрело свои особенности – для объяснения общественно-социальных процессов наши нигилисты попытались опереться на теорию Дарвина, поэтому эволюцию социума описывали с позиций дарвинистов. Человек – это животное, поэтому он живет по законам борьбы за существование вида.
Нигилизм Базарова
Идеи нигилизма витали в воздухе, и роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», вышедший в 1862 году, произвел в обществе фурор. Теперь, кто такой нигилист, узнали все.
Прототипом героя Базарова по воспоминаниям самого Тургенева стал поразивший его молодой провинциальный врач, идеи которого произвели на писателя сильное впечатление. Тургенев попытался ухватить суть личности с подобным складом мыслей и описать это явление в образе Базарова-нигилиста.
Перед читателем возникает деятельный человек, борец, ставящий себя в оппозицию ко всем и всему. Его не интересует мнение окружающих о себе, Базаров резок и бесцеремонен, он дает удивительное определение искусству, религии и философии – «романтизм (что это?), чепуха, гниль, художества».
Из такого отношения к жизни рождается базаровская мировоззренческая философия, отрицающая все сложившиеся человеческие нормы и идеалы и принимающая только научные факты.
«Нигилист, это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (слова Аркадия Кирсанова)
Базаров отрицает духовное начало в человеке, он относится к нему как биологическому виду – не более:
«Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других».
Тургенев с симпатией относится к своему герою, пытается понять, как рождается такая философия в людях, но не разделяет подобных взглядов. В основе романа лежит не только внешний конфликт между отцами и детьми, Базаровым и дворянским обществом, но и глубокий внутренний конфликт самого героя.
Нигилист – это человек, который пытается разрешить социальный конфликт (это как?) путем отрицания ценности старого мироустройства, которое считает несостоятельным из-за царящей вокруг несправедливости. Но отрицая, он не предлагает ничего взамен.
После романа Тургенева образы нигилистов заполнили русскую литературу – от героев Чернышевского, явно положительных, до антигероев у Достоевского, Лескова и др.
Нигилистами стали называть революционно настроенных разночинцев и молодых людей, студентов, которые выступали против дворянско-крепостнических принципов построения общества в России того времени.
Виды нигилизма в современном обществе
После бума такого подхода к жизни в XIX столетия к раскрытию этого явления обращались мыслители XX века – Мартин Хайдеггер, Герберт Маркузе, Николай Бердяев, Семен Франк, Альбер Камю.
«Любое существо рождается без причины, продолжает себя по слабости и умирает случайно».
Жан-Поль Сартр о сути нигилизма
На данный момент принято выделять несколько основных направлений нигилизма в зависимости от характера ценностей, которые отрицаются.
- Социальный нигилизм – широкое понятие, отрицание общественной морали, правил и стереотипов. Это явление сотрясло Россию в эпоху перестройки, когда отрицалось и сбрасывалось в утиль все, что утвердилось как ценность для советского общества.
Правовой нигилизм – это специфическая форма правосознания, когда отрицаются и не принимаются правовые нормы, принятые в государстве, его законодательная база.
Правовой нигилизм проявляется в ряде конкретных форм:
- осознанное нарушение законов;
- антиправовые настроения в обществе, оправдание противозаконного поведения;
- распространенные нарушения прав и свобод человека;
- низкий авторитет судебной системы и правоохранительных органов.
Причины такого явления могут быть разными: деспотизм власти, репрессии (что это такое?), несовершенство законов и многое другое.
- Моральный, или этический нигилизм. В его основе лежит невозможность решить центральную этическую проблему оправдания зла в мире, исходя из этого, мораль (этика) не имеет смысла, моральные ценности иллюзорны.
- Культурный нигилизм связан с понятием контркультуры, возникшей на Западе в 60-70 годы XX века. Контркультура отвергала и критиковала всю существовавшую массовую культуру, оставляя право на существование только авангарду. «Культурный» нигилист – это хиппи.
- Юношеский, или демонстративный нигилизм. Здесь рассматриваемое понятие уходит в область психологии. Это возрастной этап становления личности, культивирование оригинальности, попытки демонстративно выделиться из «серой массы».
- Мереологический базируется на понятии части и целого. Это в большей степени математический или логический термин. Слово «мереология» введено польским ученым-логиком Станиславом Лесьневским, который попытался дать объяснение неудачам теории множеств и ввел в противовес ей теорию частей.
Смысл ее в том, что целого не существует, так как оно состоит из частей. По этой логике леса нет – есть отдельные деревья, стада коров нет, есть отдельные коровы и т.п. Мереология активно используется в алгебраической лингвистике.
- Эпистемологический — по сути, крайняя степень скептицизма, отрицающая знание о реальности.
- Географический нигилизм – новое явление, заключается в игнорировании влияния географических факторов на общество.
Краткое резюме
Современное общество все так же подвержено влиянию нигилизма. Что это означает? Мораль, нравственность, понятия о чести, семейные ценности – все это размывается, игнорируется, провозглашаются лозунги, противоречащие общепринятым нормам и законам.
Мы ежедневно сталкиваемся с этими проявлениями на улице, дома, смотря телевизор. Опасность этого подхода в том, что он, соединяясь с радикальными, анархическими и прочими крайними идеями, принимает разрушительный характер.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
что это такое, определение простыми словами. Нигилист
Нигилизм – это форма организованного мышления, характеризующаяся отсутствием веры во что-либо.
Что такое НИГИЛИЗМ — определение, значение простыми словами.
Простыми словами Нигилизм – это философское направление, предполагающее полное отсутствие подлинных ценностей и истинных целей.
Суть нигилизма состоит в неспособности найти ценность и смысл в высших аспектах этой жизни и мира. Это не попытка создать идеал сам по себе, а сведение вещей к их простейшим, наиболее реальным элементам, чтобы можно было создать более высокие идеалы.
Ф. В. Ницше писал о необходимости «уйти под землю» в современности, и одна из интерпретаций этого состоит в том, что невозможно создать «высшие» идеалы, когда наша концепция высшего/низшего линейна и предопределена. Нужно удалить все ценности и подвергнуться «переоценке всех ценностей», сосредоточив внимание только на тех, которые выдержали испытание его «философским молотком», подобно постукиванию по стене, чтобы найти пустоты.
- Нигилизм — это крах в форме устранения всех ценностей и построения ценностей, основанных на реальности, а не на абстракциях. В нигилистическом мировоззрении ничто столь же важно, как и что-то, ибо только ничто может подобно полуночному хищнику унести отжившее свою полезность нечто, иллюзорное, неуместное или фанатичное, и создать новое что-то.
- Нигилизм — это ментальная дисциплина, которая проясняет мировоззрение, приучая разум понимать структуру реальности и исключать все, что вне зависимости от внешнего вида не соответствует этому пониманию. Таким образом, нигилизм можно рассматривать как ментальный растворитель, отделяющий иллюзию от реалистического восприятия человека и мира как непрерывного, связанного, взаимосвязанного процесса.
Понятие «нигилизм».
Nihil- означает «ничто», а -ism означает «идеология». Когда эти два слова соединяются, получается «идеология ничего» или «вера ни во что».
Понятие нигилизм впервые было использовано в контексте процесса модернизации во времена Французской революции. Монтескье, Вольтер и Руссо, послереволюционные писатели Местр, Токвиль, Конт и Дюркгейм навешивают ярлык «нигилистов» на людей, которые в той или иной мере являются их противниками в вопросе модернизации. Следовательно, использование концепции нигилизма — это случай того, что Бергер и Лукманн называют «нигиляцией», концептуальным устранением конкурирующей формы жизни. Типичным для нигилизма является понимание мира в метафизических, а не в теологических терминах, как это имело место в более ранние времена великих потрясений, когда подходящими ярлыками были ересь и колдовство.
Эта философия морального и эпистемологического скептицизма стала популярной в России XIX века в первые годы царствования царя Александра II.
Некоторые критики связывают нигилизм с постмодернистским скептицизмом в отношении универсальных истин или даже просто с неприятием либерализма. Другие утверждают, что его корни лежат в отказе от религиозной метафизики, которая столетиями объединяла общество.
Принципы нигилизма.
- Человеческие ценности беспочвенны.
- Жизнь бессмысленна.
- Знание невозможно.
- Некоторые наборы сущностей не существуют или бессмысленны.
Формы нигилизма.
Существуют различные формы нигилизма:
- эпистемологический (при котором знание не существует или недостижимо для человека),
- космический (при котором космос явно враждебен или безразличен к человечеству),
- нравственный (при котором не существует ни морали, ни этики),
- экзистенциальный (жизнь не имеет смысла; человек может создать субъективный смысл или цель этого Космоса в своем уме, который может отличаться от человека к человеку, и поэтому этот мир вымышленный, а не реальный),
- метафизический (во Вселенной ничего не существует),
- мереологический (в Космосе не существует объектов с правильными частями, а существуют только основные строительные блоки, и ничто не является частью чего-либо; объекты, состоящие из частей, являются продуктом человеческого неправильного восприятия).
Ницше и нигилизм.
Ницше дал первый подробный диагноз нигилизму как широко распространенному феномену западной культуры.
Ницше интересовал в первую очередь экзистенциальный нигилизм, который заключает в себе все формы нигилизма, поскольку постулирует, что жизнь в целом не имеет внутреннего смысла или ценности. Однако Ницше считает, что мы всегда находимся в процессе оценки. Его главная забота о нигилизме – это то, что люди считают ценным. Он считает, что ценить что-то лучше, чем ничего не ценить. Ницше определяет нигилизм как «радикальный отказ от ценности, смысла и желательности»
Проблема нигилизма становится особенно явной в опубликованной посмертно работе Ницше «Воля к власти» — сборнике отрывков из его записных книжек. Во всех произведениях Ницше встречаются различные проявления нигилизма, которые мы можем классифицировать как:
- нигилизм как отчаяние,
- нигилизм как дезориентация,
- нигилизм как отсутствие высших ценностей.
Нигилизм как отчаяние.
Ницше связывает нигилизм как отчаяние с Шопенгауэром и буддизмом. Шопенгауэровский нигилист поддерживает твердые ценностные установки, говорящие о том, что страдание чрезвычайно плохо. В мире огромное преобладание страдания над удовольствием, мы постоянно разрываемся между неприятными состояниями боли и скуки. Небольшая передышка, которую мы получаем, мимолетна. Существовать плохо, и лучше бы нам никогда не возникать. Точно так же буддисты осуждают существование и стремятся отделиться от него, они стремятся освободиться от круговорота бесцельного дрейфа в мирском существовании.
Нигилизм как дезориентация.
Нигилизм как дезориентация связан с христианством. Христианин не отчаявшийся нигилист, ибо его успокаивает возможность небесного искупления. Христианство есть противоядие от отчаяния бессмысленности. Рай – самое ценное место в мире, это спасение человека, вхождение в Царство Божие, источник вечного блаженства и покоя.
Меланхолическое провозглашение смерти Бога является результатом того, что религия была целью и смыслом жизни человечества на протяжении тысячелетий, но была подорвана эпохой Просвещения, вызванной научной рациональностью. Наука показывает нам, что мы должны скептически относиться к идее загробной жизни, она показывает нашу малость в космосе, что мы — продукт эволюции, случайного рождения в потоке становления и гибели. Ницше пишет:
Ибо почему появление нигилизма стало необходимым? Потому что ценности, которые мы имели до сих пор, влекут за собой свои окончательные последствия; потому что нигилизм представляет собой окончательное логическое заключение наших великих ценностей и идеалов — потому что мы должны испытать нигилизм, прежде чем сможем узнать, какую ценность на самом деле имели эти «ценности». Когда-нибудь нам потребуются новые ценности.
Нигилизм как отсутствие высших ценностей.
Наконец, у нас есть нигилизм как отсутствие высших ценностей, представленный людьми из массы, которые кажутся очень довольными своими скромными удобствами. Ницше описывает его в «Так говорил Заратустра»:
Увы, наступает время, когда человек уже не будет рождать звезду. Увы, наступает время самого презренного человека, того, кто уже не в силах презирать самого себя. Вот, я показываю тебе последнего человека…
«Последний человек» скорректировал свои стандарты настолько низко, что их можно легко выполнить. Он лежит под шерстяным одеялом, уютно устроившись у камина, пьет быстрорастворимый какао с миниатюрным зефиром из своей кружки «Жизнь прекрасна»™, думая, что это самое лучшее, что может быть в жизни. Последний человек фокусируется на этой жизни, но на самых низких ценностях. Его культура — это культура развлечений.
Ницше хочет, чтобы мы думали о человеке как о наихудшей форме состояния нигилизма. Однако нигилистическое в «последнем человеке» — это не отчаяние и не дезориентация. Скорее, его неспособность оценить и привязаться к самым главным ценностям — он моргает перед лицом звезды, он не находит ничего стоящего там, где есть что-то глубоко стоящее. Он довольствуется скудным «счастьем», которое «изобрел», и ему не хватает достойных высших целей.
В итоге имеем: нигилизм как отчаяние (Шопенгауэр и буддизм), нигилизм как дезориентацию (христианство) и нигилизм как отсутствие высших ценностей жизни (последний человек). Этот отчет предлагает историческую траекторию нигилизма и то, почему дела ухудшаются в спуске к «последнему человеку». Христианство ценило жизнь, в которой человек был посвящен не только животному удовлетворению, жизнь, в которой искали что-то, что могло бы придать смысл существованию. По-своему эту роль сыграли и шопенгауэризм и буддизм, ценившие (хотя и извращенно) святую форму жизнеотрицания как высшее условие человеческой жизни. Эти взгляды все еще нигилистичны, но, по крайней мере, они содержат признание необходимости высших ценностей, какими бы ошибочными они ни были. У «последнего человека» высшие ценности не имеют никакой ценности, они делают все мелочью и живут посредственной жизнью, в отличие от ницшевского представления о высшем человеке или сверхчеловеке, утверждающем жизнь во всей ее полноте.
Кто такой нигилист?
Нигилисты видят цивилизацию такой, какая она есть на самом деле: вечный процесс рождения, роста и старения, вызванный одержимостью собой, быстро ведущий к дистанцированию от реальности, а значит, к ненужности и смерти. Устранение всех предубеждений о ценности означает необходимость заново изобрести ценность, относящуюся к вещам такими, какие они есть сейчас и в вечности, поскольку на протяжении всей истории основные правила цивилизации никогда не менялись: либо есть система организации, имеющая смысл, либо есть иллюзия и разруха.
Цивилизации начинаются молодыми и здоровыми, объединенными теми идеалами, которые заставляли их членов объединяться в первую очередь с намерением построить что-то новое; когда последующие поколения принимают это как должное, они дрейфуют к иллюзорным идеалам, и в этот момент никакие «высшие идеалы» не могут преодолеть иллюзию, потому что невозможно подняться «выше», чем представление об индивидуальном эгоизме. Вместо этого нужно идти ниже, к состоянию до реформирования цивилизации, чтобы переконструировать ее идеалы. Это и делают нигилисты.
У всех этих нигилистов есть нечто общее. Это люди, оторвавшиеся от самого ценного. Эти более высокие ценности исходят из с трудом завоеванных достижений и опыта борьбы и стремления. Иногда это вызывает у людей желание избежать человеческого существования, поскольку оно так трудно, что может принимать форму жизнеотрицания или, что еще хуже, равнодушия ко всем самым важным ценностям, даже к таким вещам, как человеческое совершенство, творчество и красота. Согласно Ницше, окружающий нас мир имеет большее значение, чем что-либо за его пределами, и является средоточием таких высших ценностей, однако на протяжении большей части последних двух тысяч лет человеческой истории мы не были в состоянии оценить это.
Активный нигилизм и пассивный нигилизм.
Помимо обсуждаемых форм нигилизма, Ницше различает два формальных типа нигилизма в «Воле к власти»:
А. Нигилизм как признак возросшей силы духа – активный нигилизм.
Б. Нигилизм как упадок и упадок силы духа – пассивный нигилизм.
- Пассивный нигилизм Ницше связывает с аскетическим идеалом и построенными на нем системами мысли (шопенгауэризм, буддизм, христианство).
- Активный нигилизм, с другой стороны, связан с построением нового значения после того, как он столкнулся с разрушением всех ценностей и значений, например, с событием Смерти Бога. Ницше рассматривает это как признак силы: вместо того, чтобы уступить и смириться, как пассивный нигилист, активный нигилист стремится заменить старые ценности и преодолеть состояние нигилизма. Ницше, однако, не называл этого человека активным нигилистом, Ницше называет этого человека сверхчеловеком, тем, кто не боится заглянуть в бездну, тем, кто, пройдя через нигилизм, преодолевает его и утверждает жизнь.
Нигилизм и современный человек.
Мы можем столкнуться с бессмысленностью в своей жизни, столкнувшись с потерей самого важного для нас: это может быть смерть любимого человека, потеря работы, стихийное бедствие, разрушающее наш дом и т. д. Опасность возникает, когда человек настолько привязан, что пассивно застревает в этом состоянии ума, конечным результатом которого является то, что жизнь не стоит того, чтобы жить, и что лучше покончить с ней.
Ницше говорит нам, что мы должны активно бороться с ним и преодолевать его, что отнюдь не является легкой задачей.
Современный человек обнаруживает, что его ценности ничего не стоят, что его цели не придают его жизни никакой цели и что его удовольствия не приносят ему счастья. Основная проблема заключается в том, можем ли мы найти новые ценности в этом мире, можно ли найти новую цель, которая даст цель человеческой жизни.
В нынешнюю эпоху нигилизм переключился на более светские альтернативы для придания смысла жизни, такие как участие в массовых движениях. Люди, не знающие, что делать со своей жизнью, могут впасть в пассивный нигилизм, который может привести к конформизму или к тоталитаризму, потребности разрушения, доведенной до крайности в ХХ веке и приведшей к двум мировым войнам, последствия которых навсегда оставили шрамы на человечестве.
Что нигилизм делает для нас?
Если вы живете во времена, когда иллюзия воспринимается как реальность, а реальность — это неизвестный континент, нигилизм может на личном уровне сэкономить ваше время, удаляя иллюзию и оставляя только то, что действительно имеет отношение к вашей жизни и экзистенциальному счастью. Нигилизм отгоняет страхи через иллюзию. Если верить публичной риторике, то покажется необходимым прятаться под кроватью, словно прячась от множества страхов: всеобщего осмеяния, глобального потепления, ядерной войны, гнева божьего, фашизма, нацизма, содомии, наркоманов, хакеров, сатанистов. Эти обширные апокалиптические страхи действуют по большей части как отвлечение, отвлекая нас от пустоты современной жизни и неизбежности того, что наше общество столкнется с последствиями своих безрассудных действий. Важны не страхи, а реальные угрозы и самое главное, как их устранить. Подобно людям, которые прячутся за цинизмом, большинство современных людей зацикливаются на «повышении осведомленности» о проблемах и редко делают что-либо для их практического решения. Это создает культуру страха, когда во имя аморфных страхов или междоусобной борьбы между политическими и этническими группами мы упускаем главное: мы можем исправить нашу цивилизацию, но нам придется делать это на более базовом уровне, чем политика.
Нигилизм помогает многим вести лучшую жизнь. Когда они избавляются от бессмысленного мусора, проникающего из телевизора и других невротиков, они видят, что их настоящие потребности просты и легко удовлетворяются. Нигилизм приводит людей к целостному нравственному мышлению.
Подобно дзен-буддизму, это форма умственного очищения и обострения внимания, а не набор убеждений сам по себе.
Что такое правовой нигилизм.
Правовой нигилизм возникает тогда, когда используются фальшивые чрезвычайные ситуации — будь то пандемии или изменение климата — и массовый психоз, вызванный СМИ, в качестве предлога для игнорирования верховенства закона. Хорошим примером поражения правового нигилизма является недавнее дело Карла Риттенхауса в Кеноше. Если бы он проиграл, то все американцы лишились бы права носить оружие для самообороны, а поскольку это право закреплено в Конституции, это было бы великой победой правовых нигилистов.
Если прививки когда-либо станут обязательными, то это произойдет только потому, что правительства грубо нарушили верховенство закона и законодательство о правах человека, чтобы сделать это с осознанного согласия, в вопиющем акте правового нигилизма. Даже сейчас Верховный суд США постановил, что незаконно принуждать работников частных компаний и корпораций к вакцинации, но разрешает сделать это обязательным для медицинских работников и военных. В Конституции США нет упоминания о чрезвычайном положении в качестве оправдания драконовской тирании, поэтому трое судей, проголосовавших против, шли в ногу с правовым нигилизмом.
Культура нигилизма.
Культура нигилизма порождается широко распространенным отказом от общих ценностей. Частные лица могут по-прежнему твердо верить в свои системы ценностей. Но без почти всеобщего консенсуса мы рискуем столкнуться с культурным нигилизмом: сценарий, в котором мы разделяем очень мало мнений о том, что важно, и можем даже настаивать на том, что те, кто упрекает других за их выбор, навязчивы и тираничны. Возникающая тогда культура представляет собой культуру широкого плюрализма и легкого релятивизма, в которой мы стремимся создавать политические структуры, которые являются инклюзивными, но препятствуют реализации действительно значимых коллективных проектов. Такая культура также склонна к материализму, поскольку при отсутствии общего набора ценностей единственная сила, которая может по-настоящему сплотить нас, — это экономический интерес. Таким образом, нигилистическая культура поддерживается в первую очередь волнением по поводу следующего iPad.
Влияние нигилизма.
Влияние нигилизма на культуру и ценности нашего современного общества широко распространено. Постмодернистского человека можно описать как растерянного, безразличного и сбитого с толку, направляющего свою психологическую энергию в потакающую своим желаниям глубокую обиду, которая часто перерастает в насилие. В результате во многих обществах по всему миру существуют страх, тревога, гнев, экономическая неопределенность и мрачное настроение. Эти эмоции часто используются оппортунистическими людьми/политиками. Что они делают своими кампаниями, так это то, что они превращают пассивный нигилизм среди людей в активный нигилизм, внедряя в их умы религиозные/националистические фобии до такой степени, что люди были бы готовы уничтожить все, что попадается им на пути. Они заманивают людей присоединиться к их рядам/движениям, которые изображаются как «призванные приносить пользу людям». Часто эти движения основаны на ненависти, ксенофобии, разделении в обществе и в интересах немногих перед подавляющим большинством.
Вывод.
Нигилизм можно охарактеризовать как один из величайших кризисов человеческих обществ во всем мире. Существует потребность в саморефлексии, индивидуальной и коллективной, чтобы уберечь себя от разрушения, как было объяснено выше. Крайний скептицизм в любом вопросе необоснован. Мы не можем обобщать вещи и заклеймить их как несуществующие или нелогичные. Мы не должны позволять эгоистичным политикам заставлять нас ненавидеть друг друга. Добро и зло в обществе в различных случаях и обстоятельствах неопределимы и часто являются результатом социального и эмоционального давления. В настоящее время все, кажется, принимают бессмысленность каждой морально-этической ценности. В таком сценарии моральное высокомерие нескольких безответственных людей определит, чья точка зрения имеет приоритет перед другими для общества, поскольку они будут интерпретировать религиозные и моральные законы в соответствии со своими личными интересами. Это приведет к насильственному навязыванию «воли немногих» массам, что может привести наши общества к распаду и хаосу.
Нигилизм для повседневной жизни
Rithikha Rajamohan
Образом семейного голливудского фильма является вздыхающий подросток с мертвыми глазами. Этот подросток апатичен, скучен и нигилистичен. Они закатывают глаза от семейного веселья и получают удовольствие, сопротивляясь ценностям своих родителей. Вспомните Джона Бендера из , , Клуб завтраков, , персонажа Линдси Лохан в Чумовая пятница, Персонаж Кристен Стюарт Белла Свон в саге Сумерки или Хайд из Шоу 70-х. Список длинный. Хотя у этих персонажей есть свои нюансы, их архетипом является человек, которого не понимают и разочаровались в мире, как он его воспринимает. Иногда, что тревожно, я узнаю себя в этом персонаже.
Профессор Андерс Крааль с кафедры философии Университета Британской Колумбии определяет нигилизм в самых основных терминах как веру в то, что «в жизни нет объективного смысла, что вещи не могут должно быть в объективном смысле».
В корне это означает, что жизнь не имеет внутреннего смысла или кода. Когда случается трагедия и люди ищут более глубокий смысл, возможно, ищут замысел высшей силы, нигилисты пожимают плечами. Их ответ на вопрос о смысле жизни: ничего.
Родившийся в начале 19 века из-за отказа Европы от религии, нигилизм утверждает, что ничто не имеет ценности. Немецкий философ Фридрих Ницше лучше всего сформулировал нигилизм в своей книге 9.0005 Так говорил Заратустра . Заратустра, главный герой книги, «видит на горизонте темные тучи бессмысленности».
Как отмечает Крааль: «Я не думаю, что нужно много воображения, чтобы понять, что такое видение вещей может быть очень болезненным».
Как ни странно, я вижу вокруг себя нигилизм. Но крайне важно распознать особую группу молодежи, которая придерживается нигилизма.
— Есть либеральная молодежь, — сказал Крааль. «Есть консервативная молодежь. Есть христианская молодежь, мусульманская молодежь, буддийская молодежь, светская молодежь, корейская и датская, американская и пакистанская молодежь. Ваше поколение не является монолитным целым». Это важно: «есть и другие виды молодежи, которые не появляются в голливудских фильмах или дискуссионных панелях CBC».
С моей точки зрения, нигилизм кажется привлекательным для высокообразованных, политически левых миллениалов. Часто те, кто вырос в западных привилегированных мирах, как и люди, стоявшие у истоков движения. Могут ли всех этих нигилистов быть людьми, страдающими от боли?
Некоторые люди считают отсутствие объективного смысла свободой. Пример: трансгендеры и небинарные люди могут взглянуть на гендерную конструкцию и со здоровой долей нигилизма решить, что в ней нет врожденных означает для концепции. Таким образом, они вольны определять себя так, как им заблагорассудится.
Это упрощенная версия философии. Он утверждает, что нет объективного смысла жизни, но есть субъективный смысл.
Для тех, кто, как и я, хочет освежить в памяти разницу: объективные ценности непредвзяты и могут быть подтверждены конкретными фактами и цифрами, также известными как Истина с большой буквы. Ненигилист может констатировать объективный факт: Светит солнце, поют птицы, так что сегодня прекрасный день.
Итак, нигилисты могут воспринимать смысл, но этот смысл присущ только им.
«Многие нигилисты рассматривают различные вещи, чтобы дать им ощущение смысла жизни, и они разделяют ценности, с которыми им комфортно. Но они отрицают, что эти ценности имеют какое-либо объективное значение», — сказал Крааль.
Крааль упоминает ученицу, которая рассказала ему, что не видит «никакого объективного смысла в жизни» и поэтому не мотивирована усердно учиться в школе. Я могу относиться. Оценки и научные достижения как мера интеллекта кажутся неправильными и неудовлетворительными. И тем не менее, я по-прежнему стремлюсь получать хорошие оценки и часто оцениваю по ним свою ценность. Для меня небольшая вера в то, что оценки и школа не на самом деле означают, что в день, когда я получаю плохую оценку или просто не хочу работать, все может быть утешением. Я предпочитаю вкладывать воображаемый смысл в важность школы, но, в конечном счете, я не буду корить себя за это.
Нигилизм, таким образом, в странном обращении к «облакам бессмысленности» может быть своего рода защитой. В 2017 году, когда политическое разрушение, человеческие страдания и ужасающие последствия изменения климата просачиваются к нам, часто через социальные сети, негативная реакция на этот ядовитый негатив проявляется в маловероятной форме: в мемах.
Страница Facebook под названием Nihilist Memes имеет почти 2 миллиона подписчиков. Шутки о «пустоте» и «мертвости внутри» изобилуют в Интернете. Депрессия, тревога и экзистенциальная тоска вдруг каким-то образом становятся модными, по крайней мере, в формате шутки в Твиттере. С точки зрения стороннего наблюдателя — скажем, человека из поколения моих родителей — такой юмор вызывает тревогу. Но для тех, кому он нравится, этот юмор одновременно и забавный, и странным образом воодушевляющий. Это своего рода утешительный буфер между нами и болью внешнего мира.
Однако стоит задаться вопросом, почему мы, молодые люди, придерживающиеся той или иной формы нигилизма, так широко представлены в СМИ. Почему список нигилистических киноперсонажей такой длинный? Крааль, который признается, что не верит в нигилизм, считает, что «было бы хорошо, если бы мы оказали сопротивление этим вещам».
«В каждом поколении всегда есть «в группе», которая хочет установить норму для других, и эта «в группе» отчасти определяется тем, у кого большие деньги и у кого есть средства, необходимые для создания общественного образ современной молодежи». Воспроизведите образ подростка, лопающего жевательную резинку и закатывающего глаза. «Голливудские и музыкальные компании являются примерами организаций с такими деньгами и такими вещами».
Обозначая нигилизм как «крутость» и связывая нигилизм со своей продукцией, могут ли компании продавать больше молодым людям, которые очень хотят быть крутыми? Вспомните разноцветные футболки с надписью Whatever на Forever-21 или артиста The Weeknd, собирающего стадионы своими задумчивыми и саморазрушительными текстами.
Как Голливуд и другие богатые индустрии, основанные на потреблении, выиграют от поколения молодежи, которой нет дела ни до чего? Покупает ли нигилистическая молодежь больше их продукции, чтобы заполнить «пустоту»? Смиряются ли нигилисты с неизбежностью войны и разрушения земли?
Нигилизм, как и любая другая философия, служит множеству целей, некоторые из которых более вредны, чем другие. Его цель полностью зависит от степени, в которой вы его принимаете.
Профессор Крааль рекомендует читать некоторых серьезных философов, которые выступали как за, так и против нигилизма; Кант, Лейбниц, Кьеркегор и многие другие.
Предостережение Крааля простое: «Если люди хотят принять нигилизм, пусть так и делают. Но не делайте этого, пока серьезно не изучите другую сторону. В противном случае вы можете проснуться однажды с глубокими сожалениями».
© 2022 Юбиссей
Утверждение жизни: Ницше о преодолении нигилизма
Рецензия на книгу Бернарда Регинстера «Утверждение жизни» Майкла Калленберга.
Бернар Регинстер, Утверждение жизни: Ницше о преодолении нигилизма . Издательство Гарвардского университета, 2006. 307 страниц с указателем. 25,20 долларов США. ISBN 0-674-02199-1
В своей недавней книге Утверждение жизни: Ницше о преодолении нигилизма Бернар Регинстер берется за амбициозный и весьма противоречивый проект по формулированию систематической интерпретации философского проекта Ницше, который связно объясняет все его отличительные темы, а также обеспечивает основу для интерпретации его более идиоматических взглядов. В свете собственного презрения Ницше к «воле к системе» подход Регинстера зависит от его заявления о том, что заявление Ницше против систематизаторов в «Сумерках идолов » было отказом от стремления сделать философское знание всеобъемлющей системой, основанной на небольшой набор основополагающих, самоочевидных положений, а не отказ от систематического мышления как таковой . Придерживаясь этой интерпретации, он пытается показать, что философия Ницше может быть организована как систематический ответ на кризис нигилизма.
Регинстер пытается рассеять некоторые разногласия по поводу использования им Nachlass Ницше (его неопубликованные записные книжки) посредством первоначальной защиты того, что он называет квалифицированной версией принципа приоритета; то есть он не примет взгляды, содержащиеся в примечаниях, как обдуманную мысль Ницше, если они не согласуются со взглядами, явно выраженными в опубликованных работах. Короче говоря, Регинстер утверждает, что, поскольку Ницше указывал, что он работал над значительным проектом по переоценке ценностей, разумно предположить, что по крайней мере некоторые идеи в примечаниях отражают не ошибочные или отвергнутые идеи, а скорее самые изощренные идеи. этапы его мысли. Если это так, осторожное обращение к неопубликованным заметкам, написанным простым и прямым стилем, полезно для понимания более эзотерических опубликованных взглядов.
В результате сложных вопросов, присущих аналитической реконструкции такого ритора, как Ницше, книга носит весьма технический характер. Однако, хотя скрупулезный концептуальный анализ Регинстера временами может показаться несколько трудоемким для чтения, его классификации часто раскрывают острые идеи и всегда побуждают к дальнейшим размышлениям.
После краткого вводного резюме Регинстер углубляется в анализ того, что Ницше считал природой и источниками нигилизма. Он отмечает, что его двусмысленная природа допускает два возможных определения: дезориентация и отчаяние. По его словам, нигилистический дезориентация — это состояние, при котором ценности обесцениваются из-за того, что им не хватает объективного обоснования, и, следовательно, ничто на самом деле не имеет значения — жизнь потеряла свой смысл. Нигилистическое отчаяние , с другой стороны, является состоянием, когда наши высшие ценности не могут быть реализованы в этом мире и нет другого мира, в котором они могли бы реализоваться. Именно это второе описание Регинстер представляет как кризис, на который реагирует Ницше. Основными источниками этого нигилизма являются предполагаемые смерть Бога (состояние, при котором вера в Бога и в другой мир была дискредитирована) и дополнительное предположение, что человеческая жизнь имеет смысл только в том случае, если эти убеждения имеют место. Таким образом, причиной нигилистического отчаяния является распространенное предположение, что наши высшие ценности в этом мире требуют существования Бога (или другого мира), чтобы быть реализованными. И именно в ответ на эту негостеприимную точку зрения — веру в то, что наши высшие моральные ценности не могут быть достигнуты в условиях человеческой жизни в «этом» мире, — Ницше считает их .0005 отрицательных значений жизни .
Во второй главе Регинстер излагает предполагаемую метаэтическую переоценку ценностей Ницше, которая является его стратегией преодоления кризиса отчаяния. Поскольку сохранение наших отрицающих жизнь ценностей, несмотря на смерть Бога, привело к нигилизму как отчаянию, решение состоит в том, чтобы переоценить наши ценности. Таким образом, Ницше заключает, что объективных ценностей не существует. Конечно, проблематичным последствием этой радикальной переоценки является дезориентация. Тем не менее, Регинстер считает это необходимым, хотя и изменчивым, первым этапом плана Ницше, потому что он устанавливает то, что может считаться оправданием его этического заявления о том, что воля к власти это хорошо. Что касается этой метаэтической переоценки, Реджинстер допускает две правдоподобные интерпретации. Во-первых, при субъективистском чтении работ Ницше оправдание сводится к простому показу, что ценность, именуемая волей к власти, есть желание; поскольку нормативные ценности — это желания с более высоким рейтингом или большим влиянием среди остальных наших желаний. Во-вторых, согласно беллетристической интерпретации , оправдание сводится либо к применению существующих позитивных оценочных предикатов к воле к власти в продолжающейся игре нормативного воображения, либо к апелляции к предполагаемым новым условиям жизни, чтобы объяснить, почему «новый» оценочный принцип лучше соответствует ситуации, чем старые ценности (это скорее соблазн с нормативной привлекательностью, чем оправдание). Говорят, что посредством этого оправдания воли к власти как нормативного Ницше предотвратил нигилизм как дезориентацию. Иными словами, он получил нормативно-оценочный принцип, согласно которому он мог провести содержательную переоценку нравственности, тем самым преодолевая нигилизм как отчаяние таким образом, чтобы не возвращаться к нигилизму как дезориентации.
В главах третьей, четвертой и пятой Регинстер дает подробный анализ доктрины воли к власти, сопутствующей переоценки страдания и доктрины вечного возвращения. Во-первых, Регинстер исследует связь между волей к власти у Ницше и двухуровневой структурой человеческой воли Артура Шопенгауэра, чтобы обосновать свое определение воли к власти как желания второго порядка для преодоления сопротивления в поисках определенного первого порядка. желание. Короче говоря, Шопенгауэр считал, что все желания основаны на потребностях и что их можно классифицировать либо как желание первого порядка к определенному объекту (т. е. пища, богатство и т. д.) или как желание второго порядка , объектом которого является желание (т. е. желание иметь или преследовать желания). Отсюда следует, что для удовлетворения воли к власти должны быть выполнены три условия: есть первоочередное стремление к определенной цели, есть сопротивление ее удовлетворению и есть действительный успех в преодолении сопротивления. Следовательно, воля к власти парадоксальна по своей сути; т. е. как только соблюдены условия для удовлетворения воли к власти, она снова неудовлетворена. Следовательно, это самовоспроизводящееся желание. Далее Регинстер рассматривает, как Ницше переоценивает значение страдания в человеческой жизни, полагая его составной частью воли к власти. Так как воля к власти добра, человеческие страдания ( Leiden ) — толкуемый как сопротивление — не следует рассматривать как нечто зло, которое необходимо устранить. Наконец, он оценивает различные интерпретации сложной доктрины вечного возвращения и приводит доводы в пользу практической интерпретации, которая понимает ее как императив принять ценность становления и непостоянства .
В своей шестой и последней главе Реджинстер противопоставляет страдание и утверждение жизни слабости и отрицанию жизни. При этом он рассматривает Диониса и трагическую мудрость как парадигматический пример творческой жизни, сверхчеловек как представление идеального стремления к новым вызовам и стремление к преодолению, ressentiment (подавленная мстительность) как основание для генеалогической критики отрицающих жизнь ценностей сострадания и счастья-как-постоянного-удовлетворения, аскетизма идеал как главный пример отрицания жизни, филантропия как одобрение эвтаназии и этического элитаризма в отношении хорошей жизни.
В этой провокационной книге Реджинстер приводит доводы в пользу многочисленных противоречивых интерпретаций отличительных тем Ницше, пытаясь построить систематическую структуру для плодотворного толкования его более непрозрачных идей. Все это, конечно, кажется временным; однако, учитывая строгие аналитические способности Регинстера и общее желание понять Ницше, я подозреваю, что его диссертация не исчезнет в ближайшее время. Более того, поскольку прояснение не обязательно является реабилитацией, Ницше по-прежнему остается зажигательной фигурой.
Майкл Калленберг
Денверская семинария
Май 2007
Почему все должны быть нигилистами – Culturico
Нигилизм в настоящее время является неправильно истолковываемой концепцией. Термин «нигилист» вульгарно предназначен для обозначения пессимистического человека, который не находит значимых сторон в своей жизни. Однако что на самом деле означает мыслить нигилистически? В этой статье мы исследуем, почему нигилизм может быть конструктивной ментальной установкой, чтобы освободить наш разум от невидимых культурных навязываний и посмотреть на реальность и на нашу личную жизнь такими, какие они есть на самом деле.
В повседневной жизни термин « нигилист » обычно используется для обозначения человека, который формулирует только негативные мысли и находит в своей жизни только негативные стороны. По сути, «нигилист» часто считается синонимом «пессимиста». Хотя со временем это определение стало самым популярным, с философской и психологической точки зрения истинный нигилист не придерживается того, что мы только что ввели. По этой причине в следующих абзацах я попытаюсь проиллюстрировать, что на самом деле означает мыслить нигилистически, и почему я считаю эту черту основополагающей добродетелью для развития критического мышления и самосознания.
Если нигилисты не являются пессимистами в буквальном смысле, как мы можем их определить?
Пожалуй, самым простым определением нигилиста могло бы быть следующее: «Тот, кто думает, что в реальности нет внутреннего смысла или ценности».
Попробуем развить эту интеллектуальную позицию.
Поскольку люди неотъемлемо встроены в нашу культуру, в тот момент, когда мы рождаемся, мы вступаем в немедленный контакт через язык. Таким образом, человеческое познание мира ограничено человеческим языком. Если вы родились в Италии, а ваши родители итальянцы, этот язык станет первым подручным инструментом для интерпретации реальности. Кроме того, невозможно передать культурный контент без использования слов, знаков или символов, обозначающих то, к чему они относятся. Из этого следует, что то, что люди знают о реальности, — это не сама реальность, а язык, который люди используют для ее описания. В самом деле, мы уже видели, что некоторые виды языка, например поэзия, хотя и не способны схватить реальность в себе, но могут приписывать ей многогранные значения, обогащая тем самым взаимодействие человека с ней.
Теперь давайте примем, что человеческое знание — это всего лишь крошечное, запутанное и предвзятое восприятие самой реальности, ускользающее от человеческого понимания. Что нам осталось? Конечно, у нас остался набор языков, которые не могут предоставить доступ к какому-либо внутреннему смыслу.
Таким образом, первый вызов, который принимает нигилист, носит философский характер: все, что утверждается, также спорно. Несмотря на традицию, которая на протяжении тысячелетий, возможно, пыталась убедить людей в обратном. В истории нет прогресса, нет хороших или плохих цивилизаций. Культурное содержание, особенно то, которое дается как несомненный основополагающий элемент существования человека, должно быть оспорено. По словам историка Юваль Ной Харари , каждый человек рождается в «воображаемом порядке», условной человеческой надстройке, состоящей из прав, законов, добродетелей, грехов и т. д., что не является объективно верным, а просто допускает сотрудничество между людей и способствует их благополучию (1) . Если бы вы выросли в 18 веке до нашей эры в Вавилонии, вы бы считали существование рабов «естественным». Но если бы вы родились после 1948 года, когда Организация Объединенных Наций официально приняла «Всеобщую декларацию прав человека», вы бы думали наоборот, по крайней мере, в некоторых странах. Например, в 2020 году индийское общество по-прежнему разделено на касты, и люди убеждены, что у них меньше прав, чем у других.
Большая часть того, что древние цивилизации считали естественным, теперь считается вымыслом, и в будущем это будет происходить снова и снова. Каждая цивилизация структурно убеждена в своей подлинности, в отражении определенных законов, присущих Вселенной. Но это по сути неправда. Поэтому очевидно, что в истории человечества нет универсальной, неприкасаемой истины. Несмотря на мужество, необходимое для того, чтобы рационализировать и принять этот факт, нигилистам все же приходится иметь дело с развитием своей жизни. Одно дело мыслить логически, другое дело иметь дело с психологическими последствиями. Таким образом, каждый из нас задается вопросом: если нет универсального смысла в том, что я узнаю, в том, что я делаю, то что же такое 9?0149 цель моей жизни ?
Нигилизм. Мультфильм @ Дэн Салинас для Culturico (авторское право)
Есть необычные литературные персонажи, которые олицетворяют экзистенциальное состояние бессмысленной жизни. Одним из лучших является главный герой романа Альберто Моравиа «Скука (2) », который чувствует, что обычные отношения между «вещами», установленные людьми, не имеют для него значения. Например, во вступительной части книги он описывает свое взаимодействие со стаканом воды. Пока человек может представить объект, наполненный жидкостью, как средство для питья, он может установить значимые отношения с этим объектом. Но что, если стакан воды по своей сути означал нечто совершенно иное, относящееся к множеству значений, непонятных человеку?
Если подумать, то это исконное психологическое состояние каждого человеческого существа, которое в младенчестве должно научиться «человеческому» способу интерпретации действительности. Почему, например, ребенок плачет, когда его мать выключает свет? Потому что для ребенка темнота ничего не значит. Они не могут объяснить отсутствие света, так как у них нет интеллектуальных инструментов для постижения мира. Вот почему, переживая нигилизм, они чувствуют отчаяние. Поэтому культурный контекст, в котором растут новорожденные, — палка о двух концах. С одной стороны, это дает им необходимые инструменты для преодоления своих страданий и плодотворного взаимодействия с миром. Но с другой стороны, оно неявно преподносится как единственно возможный способ обращения с реальностью. Как только взрослые осознают этот парадокс, как только они осознают, что им доступна лишь ограниченная, тенденциозная версия реальности, в концепции Моравии они испытывают небывалое состояние скуки, согласно которой мир становится абсурдным, утрачивая всякую красоту и силу, всякую всякую значение.
Возможно, в 1960 году, когда Моравия выпустила «Скуку», не было других слов, кроме «скука» или «вечная меланхолия», чтобы описать это душевное состояние. Но теперь мы можем с уверенностью назвать это депрессией .
Таким образом, можно сделать вывод, что философская позиция нигилиста может соответствовать психологическому состоянию депрессивного человека.
Но обязательно ли быть в депрессии чем-то плохим?
Возьмем практический пример. Однажды вы просыпаетесь и чувствуете грусть, слабость и отсутствие мотивации, но не знаете почему. Предположим, вы физически не больны. В какой-то момент вы начинаете думать, что ваша жизнь больше не имеет смысла, поскольку вы чувствуете себя оторванным от своей повседневной рутины, возможно, даже от своих привязанностей. Через некоторое время вы понимаете, что годами придерживались определенных культурных черт, не подвергая их сомнению. Следовательно, вы понимаете, что все, что вы узнали о жизни, является человеческим конструктом, в который вы случайно попали именно потому, что родились.
В своем стихотворении Себе (3) , Джакомо Леопарди описывает именно то чувство, которое следует за этим осознанием.
Горько и нудно,
Жизнь есть, не более того: и мир — грязь.
А также:
Нашему роду Вера
Дала лишь смерть.
В своем крайнем материализме Леопарди говорит читателю, что единственная осязаемая, проверенная фактами цель каждой жизни на Земле — конец. Когда мы смотрим на естественное поведение организмов, мы понимаем, что единственное неизбежное событие, с которым они сталкиваются, — это действительно смерть. Возвращаясь к предыдущему примеру, это именно то, что вы чувствуете, когда признаете, что сознательно не выбирали путь своей жизни: вы чувствуете, что ваша жизнь ушла, и смертельные объятия — единственное логическое последствие, которого следует ждать.
На данный момент предлагаются два варианта. Либо вы влюбляетесь в свое страдание, либо признаете, что нигилизм не является конечной точкой. Это драгоценное откровение о состоянии вашего самосознания.
Джакомо Леопарди, как и многие другие поэты, пожертвовал своим счастьем, чтобы ясно препарировать сущность своего нигилизма. Он использовал свою поэзию как художественное средство, чтобы обнажить бессознательное состояние каждого человека: что они являются жертвами культурной надстройки, которая дается как должное.
Деконструкция конструкции — это личное путешествие и путь к подлинности.
Правда в том, что мы живем в парадоксе: жизнь сама по себе бессмысленна, но людям нужен смысл, чтобы жить.
Попробуем хотя бы найти свою.