Нигилизм в наше время: Что значит нигилизм — понятие нигилизма, как отрицания современности

Что значит нигилизм — понятие нигилизма, как отрицания современности

Что лучше – быть категоричным в суждениях или оставаться демократичным и стараться понимать и принимать чужое мнение? Каждый из нас выбирает свое, то, что ближе. Существует много разных выражающих позицию человека течений. Что представляет из себя нигилизм, и какие есть принципы нигилизма — предлагаем разобраться.

Нигилизм — что это?

Все словари говорят, что нигилизм – это мировоззрение, ставящее под сомнение общепринятые принципы, нормы нравственности и ценности. Можно найти определение отрицания, полного отрицания социально-нравственного явления и умонастроения. Становится очевидно, что определение данного термина и его проявление в разные времена было разным и зависело от культурно-исторического периода.

Важно говорить про нигилизм и его последствия. В современном мире нередко можно слышать дискуссии относительно того, является данное течение заболеванием или, наоборот, лекарством от недуга. Философия сторонников этого течения отрицает такие ценности:

  • нравственные принципы;
  • любовь;
  • природа;
  • искусство.

Однако человеческая нравственность основывается на данных фундаментальных понятиях. Каждый человек должен понимать, что в мире есть ценности, отрицание которых является невозможным. Среди них – любовь к жизни, к людям, желание быть счастливым и наслаждаться красотой. По этой причине последствия такого отрицания могут быть негативными для сторонников данного направления. Как вариант, спустя время человек осознает неправильность своих суждений и отказывается принимать нигилизм.

Кто такой нигилист?

Под нигилизмом понимают жизненную позицию отрицания. Нигилист — это человек, который отрицает принятые в обществе нормы и ценности. Помимо того, такие люди не считают нужным склоняться перед какими-либо авторитетами и мало во что и в кого верят вообще. При том, для них не имеет значение даже авторитет источника. Интересно, что впервые данное понятие возникло еще в Средние века, когда было отрицание существования и веры в Христа. Спустя время появились новые виды нигилизма.

Нигилизм — плюсы и минусы

Понятие нигилизм как отрицание современности выражает негативное отношение определенного субъекта к определенным ценностям, взглядам, нормам, идеалам. Он представляет собой форму ощущения мира и определенного социального поведения. В качестве течения общественной мысли нигилизм возник давно, но свою популярность получил в прошлом столетии в странах Западной Европы и России. Тогда его связывали с именами Якоби, Прудона, Ницше, Штирнера, Бакунина, Кропоткина. Это понятие имеет свои плюсы и минусы. Среди преимуществ нигилизма:

  1. Возможность человека проявить свою индивидуальность.
  2. Возможность личности заявить о себе, отстоять собственное мнение.
  3. Поиски и вероятность новых открытий.

Однако есть у нигилизма немало противников. Они называют следующие недостатки течения:

  1. Категоричность в суждениях, приносящая вред самому нигилисту.
  2. Невозможность выйти за рамки собственных взглядов.
  3. Непонимание со стороны окружающих.

Виды нигилизма

Такое понятие как нигилизм в современном обществе разделяют на множество видов, основные такие:

  1. Мереологический – определенная позиция в философии, утверждающая, что состоящие из частей объекты не существуют.
  2. Метафизический – теория в философии, говорящая, что существование объектов в реальности не является обязательным.
  3. Эпистемологический – отрицание знания.
  4. Моральный – метаэтическое представление, что ничто не может быть аморальным или моральным.
  5. Правовой – активное или же пассивное отрицание обязанностей личности и установленных государством правил, норм.
  6. Религиозный – отрицание и даже порой бунт против религии.
  7. Географический – отрицание, непонимание, неправильное использование географических направлений.

Правовой нигилизм

Под правовым нигилизмом понимают отрицание права как некого социального института, а также системы правил поведения, успешно регулирующей взаимоотношения людей. Данный юридический нигилизм состоит в отрицании законов, приводящий к противоправным действиям, хаосу и торможению правовой системы. Причины правового нигилизма могут быть такими:

  1. Законы не соответствуют интересам граждан.
  2. Исторические корни.
  3. Разные научные концепции.

Моральный нигилизм

Научная литература говорит, что значит нигилизм и какие есть его виды. Моральным нигилизмом принято называть метаэтическую позицию, согласно которой ничто не может быть аморальным или моральным. Сторонник данного вида нигилизма предполагает, что убийство вне зависимости от причин и обстоятельств нельзя назвать хорошим или плохим поступком. Моральный нигилизм является близким к моральному релятивизму, признающим за высказываниями некую возможность быть как истинным, так и ложным в субъективном смысле, но при том не допускает их объективной истинности.

Юношеский нигилизм

Известно про понятие нигилизм и подрастающему поколению. Нередко в подростковом возрасте дети хотят лучше понять себя и выбрать собственный жизненный путь.

Однако нередки случаи, когда подросток многое отрицает. Такое поведение называют юношеским нигилизмом. Юношеский нигилизм, как и юношеский максимализм, представляет из себя пылкое и порой даже сопровождающееся яркими эмоциями отрицание чего-либо. Этот вид нигилизма может быть присущ не только подросткам и юношам, но и эмоциональным людям разного возраста и проявляется в самых разных сферах:

  • в религии;
  • в культуре;
  • в общественной жизни;
  • в знаниях;
  • в правах.

Мереологический нигилизм

Один из распространенных видов такого понятия как нигилизм в наше время – мереологический. Под ним принято понимать некую философскую позицию, по которой состоящие из частей объекты не существуют, а есть только базовые объекты, не состоящие из частей. Примером может быть лес. Нигилист уверен, что в реальности он не существует как отдельный объект. Это множество растений в ограниченном пространстве. Само понятие «лес» создали для того, чтобы облегчить мышление и общение.

Географический нигилизм

Бывают самые разные формы нигилизма. Среди них – географический. Он заключается в отрицании и непонимании непоследовательного использования:

  • географических направлений;
  • географических признаков частей света;
  • подмене географических направлений;
  • частей света культурологическим идеализмом.

Данный вид нигилизма является новым понятием. Нередко его называют неправильным, говоря про то, что при отрицании значений за природными условиями и пытаясь вырвать человеческое общество из материального мира, можно прийти к идеализму. Другими словами, данный недостаток состоит в том, что при игнорировании естественной среды это может привести к недоучету данных условий. Учитывая их влияние нужно осознавать, что на разных его этапах одинаковое сочетание природных условий может иметь разное значение и при этом оказывать не одинаковое внимание.

Эпистемологический нигилизм

Под эпистемологическим нигилизмом понимают радикальную форму скептицизма, утверждающую сомнительность возможности достижения знаний. Он возник как реакция на идеал и универсальную цель древнегреческого мышления. Первыми поддержали скептицизм софисты. Спустя время сформировалась отрицающая возможность идеального познания школа. Уже тогда была понятна проблема нигилизма, заключающаяся в нежелании его сторонников получать необходимые знания.

Культурный нигилизм

Популярный современный нигилизм – культурный. Он проявляется в отрицании культурных направлений во всех сферах жизни общества. Еще в шестидесятых годах на Западе возникло мощнейшее движение «контркультура». Тогда оно опиралось на взгляды Руссо, Ницше и Фрейда. Контркультура полностью отрицала всю западную цивилизацию и буржуазную культуру. Самая резкая критика направлялась против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Сторонники этого направления были уверены, что достоин сохранения и развития только авангард.

Религиозный нигилизм

Справедливым будет утверждение, что нигилизм — современное явление. Одним из его самых популярных видов является религиозный нигилизм. Под данным термином принято понимать восстание бунт против религии с позиции эгоистической личности, отрицание и негативное отношение к духовным ценностям общества. У такой критики религии есть своя специфика, выражающаяся в бездуховности, прагматическом отношении к самой жизни. Без преувеличения нигилиста можно назвать циником, для которого нет ничего святого. Такой человек может осквернять религию из-за своих эгоистических целей.

Социальный нигилизм

Социальный нигилизм — это течение, выражающееся в самых разных проявлениях, среди которых:

  1. Непринятие определенными слоями общества существующего курса реформ.
  2. Непринятие нового уклада жизни и новых ценностей.
  3. Недовольство нововведениями, переменами.
  4. Социальные протесты против различных шоковых методов и преобразований.
  5. Несогласие с разными политическими решениями.
  6. Неприязнь (иногда вражда) по отношению к государственным институтам.
  7. Отрицание западных образцов поведения.

 

Итальянский философ Константино Эспозито представил книгу о современном нигилизме

Презентация книги Константино Эспозито «Современный нигилизм. Хроника» (М.: «РИПОЛ классик») состоялась 24 октября в Культурном центре «Покровские ворота». Автор – итальянский академик и преподаватель философии в Университете Бари посвятил книгу нигилизму — некогда революционной форме мышления, которая с течением времени привела нас в мир, лишенный ценностей и идеалов. Книга представляет собой сборник статей, опубликованных в  L’Osservatore Romano, сообщает «Благовест-Инфо».

«Говорят, что в современной культуре нет места смыслу: нет места для возвышенных стремлений, нет места для веры, нет места для смысла жизни. Все тонет в каком-то безразличии. Nothing matters. Но так ли это на самом деле? Быть может, предполагаемое отсутствие смысла и есть то пространство, где он как раз и может себя проявить? Иначе говоря, не может ли нигилизм стать толчком для поиска истинного смысла жизни?» Такую подводку к дискуссии, в которой, благодаря видеосвязи, приняли участие автор и российские философы, предложил директор КЦ «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири.

Книжная аннотация отмечает, что профессор Эспозито ведет хронику нигилизма и показывает, как он высвечивается в элементах современной культуры: это и разговоры со студентами, и размышления над текстами Уоллеса, Маккарти, Уэльбека, Рота, Хайдеггера и Ницше, картинами Альберта Бурри и Лучо Фонтана, даже сериалом «Настоящий детектив» и мультфильмом «Головоломка».

Представляю свою книгу, автор отметил, что он не ставил задачу реконструировать историко-философский контекст развития нигилизма – это прекрасно сделано до него. Он же старался показать, что нигилизм со временем претерпел радикальные изменения. В классическом своем виде, начиная с 19 века, он был «разрушительной силой», отрицавшей христианские ценности, которые ассоциировались с «буржуазным благоденствием». Но постепенно нигилизм стал как бы привычным, «домашним, как некий здравый смысл»: многие и сейчас разделяют «глубокое, сокровенное и меланхолическое чувство, что не существует смысла, ради которого стоит жить».

И значительную часть современной культуры можно поэтому охарактеризовать как «траурный плач по утрате смысла».

«Мы можем быть уверены только в том, что мы ни в чем не уверены — кроме одного явления, которое отразилось даже в нашем повседневном языке. Чтобы выразить нашу абсолютную убежденность, мы обычно говорим, что «нет ничего определенного, кроме смерти», – так в своей книге Эспозито описывает умонастроения большой части наших современников. После того, как «всевозможные попытки заменить Бога в качестве «повелителя» всего живого потерпели крах», появилось и особенно усилилось во время пандемии «новое восприятие нашего бессилия и непредсказуемости жизни», которое  опасно тем, что люди в поисках опоры «охотно полагаются на общество и государство, но в итоге только все больше разочаровываются».

Но профессор Эспозито увидел в этом положении вещей и новые возможности: одна из глав книги называется  «Нигилизм как точка отсчета». Казалось бы, нигилизм уже победил в своем отрицании существования смысла жизни, «но именно в этот момент возрождается потребность в смысле», который не исчез, но «мерцает в темноте» как неистребимое «желание счастья». Автор пояснил, что он описывает эту ситуацию не как новую доктрину, а, словно репортер, выявляет проблески поиска смысла в литературе, философии, искусстве.

Названия глав новой книги дают представление о направлении мысли автора: «Бесконечность внутри», «Шок перед лицом тайны», «Пропасть между уверенностью и истиной», «Спроси меня о счастье», «Очертания в тумане», «Долг, который нас привлекает»,«Утрата себя, возвращение себя». Профессор РГГУ Алексей Круглов попросил пояснить главы под называнием «Интеллект – это не автопилот», «Пропасть между знанием и привязанностью», где речь идет о роли разума, о просвещении, о развитии критического мышления – в какой степени можно апеллировать к этим категориям сегодня?

Автор отметил, что в рассуждениях о разуме и о познании он во многом опирался на Симону Вейль, которую считает «великим мыслителем ХХ века». Он согласен с утверждением Вейль о том, что «первая работа нашего разума – это просто: внимательность к миру».

«Кажется, что это очень просто и банально, но для человека это самая серьезная работа», для которой необходима евангельская «нищета духа», «простота сердца», причем как для верующего, так и для неверующего, считает  Эспозито. «Внимание к реальности – наиболее простая и сокровенная форма познания, желание признавать истину и любить ее», – сказал философ. Но это не просто в контексте развития нигилизма, который приучает людей полагаться лишь на субъективную уверенность. Однако в наше время особенно очевидным становится то, что «единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что все интерпретируют мир по-своему». Поэтому «наступает пора вернуться к старой, доброй, надежной «истине» и к снисходительному отношению к уверенности: слишком субъективной, ненадежной, двусмысленной, способной затмить собой правду».

При этом он отмечает, что «недостаточно просто апеллировать к истине»: «Истина сама по себе не зависит от нашего мнения или реакции на событие, но только когда мы признаём что-то, когда соглашаемся или не соглашаемся с чем-то, истина становится нашим «опытом». Вот в этом и кроется вся суть уверенности, без которой мы не могли бы жить: согласие, которое наш свободный разум дает всему тому реальному, с которым мы сталкиваемся».

Сотрудник Института философии РАН, преподаватель Московской духовной академии, руководитель фонда «Теоэстетика» Алексей Гагинский с большим воодушевлением говорил о книге, которая предлагает читателю не «засушенную академическую проблему», а живое философское и культурологическое исследование проблемы, которая «въелась в плоть и кровь нашей культуры, стала нашим естественным состоянием». Нигилизм, эволюционируя и видоизменяясь, пронизывает наше мышление отрицанием истины, обесцениванием смысла, и это важно осознавать и показывать, что и делает мастерски автор. Он, по мнению Гагинского, ставит точный диагноз и показывает «развилку перед человеком и обществом: либо мы так и останемся лежать на дне бессмысленности и это нас убьет, либо вынырнем – но как?» 

У профессора Эспозито нет рецептов исцеления человечества. Но он утверждает, что «поле битвы с нигилизмом – это сознание каждого из нас». Например, в краткий миг пробуждения утром сознание каждого делает «выбор между бытием и ничто», и это не психологическая, а метафизическая проблема. «Главный ресурс – это наше желание бытия, но мы часто отказываемся от этого желания, оно утрачивает свежесть». Чтобы этого избежать, чтобы получить шанс «начать заново», нужно быть «внимательными к реальности, которая призывает открыть сокрытый в ней смысл, позволить встречам, людям, событиям поражать нас». «Самый главный ответ – это оставить открытым вопрос… И тогда во встрече между человеческим Я и реальностью вспыхнет искра смысла жизни», – сказал  автор книги.

Он был рад тому, что основные посылы его книги оказались так точно восприняты русскоязычными читателями. На встрече оживленно обсуждались вопросы о жизнеутверждающей красоте, о христианском понимании телесности, о смертности и «благодарности за рождение», о цельности человека в христианской антропологии, об ответственности христиан сегодня. Интерес читателей хорошо проиллюстрирован и отзывом на книгу, который появился на сайте книжного магазина «Primus versus»: «Прекрасная новость, что по-русски вышли эти статьи. Я ознакомился с оригиналом на итальянском языке и понял, что не стоит сетовать о нашем времени, а интереснее постараться увидеть в его проявлениях шанс», – написал некий Иван.

Юлия Зайцева


Экзистенциализм и нигилизм: в чем разница?

 

С незапамятных времен люди придумали различные философии и идеологии относительно истинной цели нашего существования. Хотя мы не узнаем вопиющей правды, пока не придет наше время, тем временем все же приятно обдумать все теории. Две философии, которые выделяются среди других, — это экзистенциализм и нигилизм. Издалека они могут показаться похожими, но вскоре вы поймете, насколько они разные.

 

Прежде чем двигаться дальше, я хотел бы отметить, что существует множество различных ветвей как экзистенциализма, так и нигилизма. В этой статье я буду обсуждать взгляд Жана-Поля Сартра на экзистенциализм и экзистенциальный нигилизм.

 

Что такое экзистенциализм?
Жан-Поль Сатр с Симоной де Бовуар в Пекине, via Delo.si

 

Экзистенциализм — это философия, зародившаяся в Европе и ставшая чрезвычайно популярной после разрушительных событий Второй мировой войны. Одним из первых, кто назвал себя экзистенциалистом, был человек по имени Жан-Поль Сартр. Основу его мысли можно резюмировать следующим образом: «Всех экзистенциалистов объединяет фундаментальное учение о том, что существование предшествует сущности». Проще говоря, у нас, людей, нет заранее определенных рамок, в которые мы должны вписываться.

 

Мы создаем смысл своей жизни решениями, которые мы принимаем, и путями, по которым мы решаем идти. Это не означает, что мы можем делать все, что хотим, без последствий, поскольку действия, которые мы предпринимаем, определяют, кто мы есть. Итак, если вы скажете: «Я добрый человек», — но затем начнете злобно оскорблять людей, экзистенциалист посмотрит на вас и решит, что вы на самом деле очень подлый, несмотря на то, что вы утверждаете. Это потому, что о вас судят по вашим действиям, а не по тому, что вы делаете.0024 думаю, что ты есть. Вы несете полную ответственность за свое поведение, и это формирует вашу реальность в будущем.

 

Изгнание Адама и Евы из рая Бенджамин Уэст, 1791, через Национальную художественную галерею

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

По словам Сартра, однажды к нему подошел студент и попросил совета по поводу моральной дилеммы, с которой он столкнулся. Мальчик мог либо пойти в армию и стать небольшой частью большого движения, либо он мог остаться дома и заботиться о своей матери, что делало его центром всей ее жизни, поскольку она едва могла позаботиться о себе. Сартр сказал ему, что правильного ответа не существует. Мальчику предстояло решить, что он считает более важным, тем самым предоставив ему свободу воли выбирать свой путь. Экзистенциализм говорит нам, что мы художники своей жизни, и мы свободны создавать свои собственные судьбы — у нас нет неотвратимой судьбы. Есть миллионы различных путей на выбор, и мы не привязаны к единой временной шкале. Какая воистину освобождающая мысль!

 

Экзистенциальный кризис?
Крик Эдварда Мунка, 1893 г., через Национальную галерею Норвегии

 

Увы, на оборотной стороне такой свободы многие люди могут столкнуться с чем-то, называемым экзистенциальным страхом . Это означает, что они перегружены количеством неопределенностей, которые может предложить жизнь. Например, представьте, что вы живете в былые дни, совершенно не возражаете против того, чтобы следовать своей религии, потому что это все, что вы когда-либо знали, пока однажды днем ​​философ не объявляет: «На самом деле… мы пришли из ничего! Плевать на все это поклонение Богу! Вы, вероятно, попадете на американские горки эмоций, поскольку у вас начнется экзистенциальный кризис. Без религии или набора правил, которым нужно следовать, можно было бы встревожиться при мысли о «незнании». Не зная, что будет дальше, не зная, почему мы здесь, и не зная, в чем великая цель жизни.

 

По иронии судьбы, в этом и заключается красота экзистенциализма – мы создаем нашу великую цель в жизни без каких-либо предвзятых идей, мешающих нам. Жизнь не дает нам смысла, но мы придаем смысл жизни.

 

Что такое нигилизм?
Портрет Фридриха Ницше Эдварда Мунка, 1906, via Thielska Galleriet

 

«Если мы ни во что не верим, если ничто не имеет никакого значения и если мы не можем утверждать никаких ценностей, тогда все возможно и ничто не имеет значения».
Альбер Камю

 

Нигилизм — еще одна европейская философия, возникшая в 19 веке, когда люди начали уставать от местных органов власти и задавались вопросом, что делает людей у ​​власти более важными, чем обычные люди. Массы также начали сомневаться в религии после того, как философ Фридрих Ницше заявил, что «Бог мертв». Что ж, если Бог мертв… какой смысл во всем поклонении и преданности служению упомянутому «Богу»? Само возникновение этого мыслительного процесса заставило многих людей усомниться в цели всего, если мы произошли из ничего.

 

Само слово происходит от латинского термина nihil , что означает «ничего». Что делает кого-то лучшим кандидатом для управления нацией, если все были рождены из небытия? Если ни в чем не было смысла, то почему с некоторыми людьми обращаются лучше, чем с другими? Вот несколько вопросов, которые задал бы вам нигилист.

 

Чтобы проникнуть в мысли нигилиста и лучше понять теории нигилизма, спросите себя почему ты веришь в то, во что веришь. Откуда пришла идея и почему она была представлена ​​вам? Кто создал вашу систему убеждений и почему? Если вы продолжите копать глубже, вы дойдете до точки, где окончательного ответа больше не будет. Независимо от религии или науки, вопрос «почему» или «в чем смысл» никогда не будет иметь прямого ответа. Вот где в игру вступает нигилизм. Вывод из них состоит в том, что нет ни цели, ни ответа. Мы здесь только для того, чтобы просто выжить и когда-нибудь умереть. Ничто из того, что мы делаем, действительно не имеет значения, поскольку мы не знаем осязаемого источника того, где мы были до жизни и куда мы отправимся после.

 

Странник над морем тумана Каспар Давид Фридрих, 1817, через Гамбургский Кунстхалле.

 

нигилисты вполне буквально верят в ничто. Они не верят, что в мире есть добро, и не верят, что есть зло. Это идея о том, что наш мир просто существует, как и до появления человека. Наша планета не дала нам осязаемого списка правил, которым нужно следовать, поэтому идеологию морали люди создали сами. Нигилист спросил бы – «ну, а какой человек считался достаточно важным, чтобы создавать такие законы морали?» . Никакой ответ не мог бы удовлетворить нигилистический ум.

 

Нигилизм утверждает, что нет великой идеи или цели, поэтому в жизни нет смысла. Жизнь — это то, что вы делаете, но не слишком привязывайтесь, потому что у всех нас одна судьба: смерть. Как поднимает настроение! Хотя принятие такого мышления может принести облегчение. Если ничего не имеет значения, почему бы не повеселиться и не заняться чем угодно?

 

Разница между экзистенциализмом и нигилизмом
Иллюстрация Джейка Формана, Via The Atlantic

 

» Почему мы спорим? Жизнь такая хрупкая, успешный вирус, цепляющийся за пятнышко грязи, подвешенный в бесконечном ничто».
Алан Мур

 

На вопросы, возникающие в нигилизме, отвечают идеологии экзистенциализма. Нигилизм говорит, что ничто не имеет значения, потому что мы пришли из небытия, так что делайте, что хотите, потому что кого это волнует! Они утверждают, что в жизни нет объективного смысла, следовательно, нет и цели.

 

Входит

Экзистенциализм и говорит, что вы придаете смысл вашей жизни. Независимо от того, пришли ли мы из ничего — вы сейчас здесь, и это главное. Пока вы живы в этот самый момент, вы можете решать свою судьбу, и никто не может отнять у вас эту силу. Ваша великая цель — создать жизнь, которую, по вашему мнению, стоит прожить. Живите как самое настоящее «я», без того, чтобы мнения других качали вас в разные стороны. Когда мы убираем ограничения религии или ограничения социальных структур, мы остаемся только сами с собой. Кто ты, когда никто не смотрит? Кто вы, если вы родились в белом ящике, спрятанном вдали от чужих учений — это только вы и ваши собственные идеи, кто вы тогда?

 

Нигилист ответил бы на этот вопрос и сказал бы, что вы «ничто» и «это не имеет значения». Экзистенциалист сказал бы, что вы «все, чем хотите быть», поскольку вы создаете свою реальность. И в этом великая разница между ними: человек решает, что если нет Бога или источника, в этом нет смысла. Другой говорит, что, возможно, вы — Бог, поскольку судьба вашей жизни находится в ваших руках в зависимости от выбора, который вы делаете.

 

Через Unsplash Зака ​​​​Дюранта

 

Конечно, здесь нет правильного или неправильного ответа — все зависит от того, как вы хотите видеть свою жизнь. В этом прелесть философии, вы не будете обречены на вечный адский огонь, если решите, что такое мышление не для вас. Ключевой вывод из обеих этих философий — делать то, что делает вас счастливыми за то короткое время, что мы живем на этой планете.

Николь Беккер, бакалавр антропологии и социологии Николь — писатель и художник из США. Она также специализируется на целостном исцелении и метафизике. Помимо философских исследований, ей нравится писать описательную поэзию и литературу в жанре фэнтези. В свободное время Николь читает, играет в игры или медитирует со своей кошкой Мисо.

Взгляд в бездну | В СМИ

Стенограмма

А я Брук Гладстон. и мы потратим этот следующий сегмент, глядя в бездну и размышляя, почему нигилизм так моден, и является ли это недавним явлением.

 

Все это всплыло, когда Джад Абумрад, ведущий Радиолаборатории (он работает дальше по коридору), рассказал мне о том, что случилось с его зятем Юджином Такером. Он автор и профессор философии, который недавно исследовал нигилизм в жанрах ужасов и блэк-метала.

 

ЕВГЕНИЙ: На самом деле, наверное, больше людей носило мою книгу, чем читало ее.

 

Это Юджин. Вот Джад.

 

ДЖЭД: Юджин пишет книгу, дает ей выразительное название, внезапно книга становится картиной, внезапно эта картина становится футболкой, и вдруг ½ участника самого прибыльного тура всех времен носит ее на спине.

 

Обложка книги Юджина «В пыли этой планеты» красовалась на куртке Джей-Зи в трейлере его недавнего тура с Бейонсе. Ага, апокалиптический титул Юджина был с аксессуарами .

 

ДЖЭД: И я подумал, ладно, позвольте мне серьезно подумать об этом. В моей семье шутят, что Евгений ни для кого не пишет книги. Внезапно, он теперь не просто пишет книги ни для кого, но он каким-то образом стал проводником… он направляет то, чем мы все являемся — в некотором роде подпольным, подземным способом, как действует поп-культура — что мы Ощущаете, что это представляет собой нечто большее, чем простое присвоение. На что бы вы сказали что?

БРУК: Я бы сказала да.

ДЖЭД: Вы бы сказали да!

БРУК: С чем я бы поспорила, так это с тем, что вы не спросили

ДЖЭД: Что такое…

БРУК: …это уникально для данного момента.

ДЖЭД: Аааа

БРУК: На это я бы сказала нет.

 

ТЕКЕР: В определенный момент культура обнаруживает, что ее самые почитаемые ценности ни к чему. Нигилизм — это тот момент, когда из-под тебя выбивают ковер, и ничто не занимает его место. ..

 

Фридрих Ницше, предвидя грядущий кризис веры в середине XIX века, потрясенный Дарвином, научными открытиями и промышленной революцией, лихо заявил…

 

*2:16 Бог умер и Бог остается мертвым, потому что мы убили его… как утешаемся мы, убийцы всех убийц?

 

Но на самом деле он принял пустоту и призвал нас заново изобретать реальность для себя.

 

‘Только сейчас вы идете своим путем к величию. Вершина и бездна, они теперь соединены вместе, ибо все сущее крещено в источнике вечности и лежит за пределами добра и зла».

 

ДЖЭД: То есть, он сказал бы: обнять это ничто и выдохнуть что-то новое, цветочное и прекрасное?

 

ЕВГЕНИЙ: Он на это и надеялся. И в его позднем творчестве есть какая-то тревожная энергия и энтузиазм. Б ut У Ницше, конечно же, был психический срыв, и он был… немым последние 10 лет своей жизни.

БРУК: Почему вы назвали свою книгу «В пыли планеты»?

ЕВГЕНИЙ: Если честно, я только что сделал большую часть работы, которая была очень прямолинейной философией, и этот мир — совсем другой мир, и хотел иметь название, которое было бы просто более вызывающим воспоминания.

БРУК: Из?

ЕВГЕНИЙ: Это просто больше напоминало

БРУК: И это ЕСТЬ — это просто стильно, чувак.

ЕВГЕНИЙ: Ну, э-э, я не знаю, Джад действительно должен был убедить меня, я все еще не убежден. Мы живем в культуре повсеместной деконтекстуализации пандемии. Просто выглядит как прикольная фраза пойти в футболке надеть девушку-гота на какую-нибудь фотосессию.

БРУК: И почему это круто?…

ЕВГЕНИЙ: Это круто, потому что какой-то публицист —

БРУК/ДЖЭД: Нет нет нет  

ЕВГЕНИЙ: Идея, которая работает, это поп-нигилизм, но это не то, что написано в книге.

БРУК: И что это снова за поп-нигилизм?

ЕВГЕНИЙ: Поп-нигилизм использует тот факт, что я ни во что не верю, как дымовую завесу для совершенно эгоистичной деятельности. И философии, о которых я говорю, говорят о полной противоположности этому.

БРУК: Я думаю, это означает посмотри на меня, я смотрю в бездну, я настолько выше обычного человека, который боится смерти —

ДЖЭД: — Я смелый —

БРУК: — что я могу носить его на футболке.

ЕВГЕНИЙ: Да, я бы согласился. …Я думаю, что это не более чем поза…. и вот почему это в поп-культуре, потому что это то, что такое поп-культура.

JAD; Как вы думаете, в культуре в целом у всех нас может быть все больше и больше дней истинного пессимизма? И, может быть, даже наслаждаясь нашими собственными пределами?

ЕВГЕНИЙ: Определенно, там гораздо больше средств массовой информации, и мы знаем намного больше о том, что происходит в мире. Так что из этого можно сделать выводы. Когда я беру эту бутылку и иду на переработку, теперь я знаю, что она, вероятно, просто отправляется в мусор или на большой плавучий пластиковый остров где-то в океане, который никогда не разложится. Это меняет мое поведение? Я имею в виду, что это то, с чем имеет дело каждый отдельный человек

БРУК: Так почему же в таком случае вы беспокоитесь?

ЕВГЕНИЙ: … зачем нам это.…. Я вспоминаю начало «Декамерона» Боккаччо, там есть группа людей, охваченных черной чумой, и то, что вы видите в литературе о чуме, — это два ответа на чуму, которые в основном означали, что черная смерть означала конец света — у вас либо были люди, которые скрывались в церквях, устраивали бдения и молились, либо у вас были люди, которые напивались на улицах, просто тусовались и сходили с ума. После 11 сентября разве у нас сейчас не такая ситуация, как религиозный фанатизм и всякие такие задиры перед апокалипсисом?

 

БРУК:  Джад отправился исследовать настоящее, чтобы узнать, является ли это на самом деле уникальным нигилистическим моментом (мы дадим ссылку на ту статью Radiolab), и мы вернулись в прошлое, чтобы получить ответ на тот же вопрос. .. Итак, давайте начнем с настоящего, текущей барабанной дроби плохих новостей. Вот монтаж Джада.

 

Видео, показывающее обезглавливание второго американского журналиста, подтверждено [мужской диктор]

 

Эксперты по болезням говорят, что это превращается в одну из самых продолжительных и смертоносных вспышек за всю историю. [женщина-диктор]

 

Девочки были изнасилованы и задушены. [мужской диктор]

 

И снова в эту больницу в основном попадают дети. [мужской диктор]

 

ИГИЛ. Эбола. Беспредел. И недавняя комиссия ООН говорит нам готовиться к глобальному потеплению, что уже слишком поздно, чтобы его остановить. Тем временем Голливуд изливает тропы вымирания.

 

Клип из «Ходячих мертвецов»

 

Почему «Ходячие мертвецы» — самая популярная теледрама для заветной аудитории от 18 до 49 лет? Возможно, потому что зомби крайние нигилисты? Они ведь апофеоз бессмысленности, бесцельно шаркающие в… как бы это сказать?… в пыли этой планеты, поедающие мозги и высасывающие души живых, сведенные, как зомби, к скитания и кормления. Пятый сезон дебютирует 12 октября. Кабельный канал AMC создает спин-офф.

 

звук кровавого шлепка

 

Кажется, самое подходящее время для быстрой классификации нигилизма. Существует экзистенциальный нигилизм: вера в то, что жизнь бессмысленна. Политический нигилизм — вера в то, что политические системы бессмысленны и должны быть свергнуты. Затем есть этический и моральный нигилизм (вы, вероятно, разобрались с этим) и эпистемологический нигилизм: вера в то, что вы ничего не можете знать. И, наконец, онтологический нигилизм: вера в то, что нет ничего реального, поэтому нечего знать. В «Матрице» агент Смит воплощает их всех.

Вы верите, что боретесь… за что-то? Для большего, чем ваше выживание? Можете ли вы сказать мне, что это такое? Ты хоть знаешь? Это свобода? Или правда? Может, мир? Может это из-за любви? Иллюзии, мистер Андерсон. Причуды восприятия. Временные конструкции слабого человеческого интеллекта, отчаянно пытающегося оправдать существование, лишенное смысла и цели.

 

Моральный нигилист находит свое самое полное выражение в Роршаке, убийце убийц из серии комиксов «Хранители». Эта часть его рассказа называется Бездна смотрит Также , намек на предостережение Ницше о том, что «сражаясь с монстрами, вы сами не становитесь монстром… потому что, когда вы долго смотрите в бездну. Бездна смотрит и в тебя».

 

Улицы пахли огнем. Пустота тяжело дышала в мое сердце, превращая свои иллюзии в лед, разбивая их. Тогда он возродился, чтобы свободно нацарапать собственный замысел в этом нравственно пустом мире. Был ли Роршах? Это отвечает на ваши вопросы, доктор?

 

Это было в 80-х. 70-е годы — с войной во Вьетнаме, Уотергейтом, вялой экономикой, безудержной преступностью и улицами, пропитанными кислым угаром, оставленным испорченным пылом 60-х, — были расцветом нигилизма. И панк был его средой. Игги Поп, Сид Вишес, Джонни Роттен, Ричард Ад и Войдоиды…

 

…Я принадлежу к пустому поколению… Каждый раз либо

 

экстатический нигилизм конца 50-х и начала 60-х годов, упрек удушающему конформизму эпохи Эйзенхауэра и намек на возможную перспективу ядерного уничтожения. В 1959, Алан Гинзберг сказал, что «Америка переживала нервный срыв», провоцируя экзальтацию, отчаяние, пророчества, напряжение, самоубийство и общественное веселье среди поэтов. Он опубликовал Howl в 1956 году.

 

From Howl: Visions! предзнаменования! галлюцинации! чудеса! экстази! спустился по американской реке! Мечты! обожание! иллюминации! религии! куча деликатной чуши!

 

БРУК: Возвращаясь в послевоенную эпоху, экзистенциализм, который в значительной степени является экзистенциалистским нигилизмом, расцветает. цветы. Слово было придумано во Франции, но идея начинается с начала 19 века.Философ 19-го века Серен Кьеркегор, который утверждал, что каждый человек несет ответственность за то, чтобы придать смысл своей жизни. Французский вариант был выдвинут Жан-Полем Сартром, Симоной де Бовуар и Альбером Камю на фоне позора интеллектуального истеблишмента. Атмосфера цинизма и отчаяния породила и театр абсурда. Сартр не был абсурдистом, но он писал художественную литературу, например, « Тошнота».

 

Отрывок из «Тошноты»: «Вот мы все, все мы, едим и пьем, чтобы сохранить свое драгоценное существование, и ничего. Ничего такого. Абсолютно нет причин для существования».

 

БРУК: Но для меня нигилистическое движение nonpareil было тем, что зародилось в цюрихском ночном клубе под названием Cafe Voltaire после Первой мировой войны, что имеет смысл из-за непревзойденной чудовищности и бессмысленности той войны. Нигилизм процветал во всех сферах и породил своего рода философию исполнительского искусства под названием дадаизм. Один из ее основателей, Тристан Цара, рекомендовал разрезать газетные статьи на слова и фразы, бросать их в мешок, а затем случайным образом собирать из них стихи. Он сказал, что дадаизм означает не искусство, а отвращение к «великолепию философов». «Какая польза от их теорий для нас?» — спросил он. Мы. Мы спорим, мы спорим, мы волнуемся. Все остальное соус.

 

ДЖЭД: Думаете, это ничего не говорит о , а теперь о ?

 

БРУК: Джад действительно сопротивлялся идее, что сегодняшняя тенденция к нигилизму почти такая же, как и все остальные, по крайней мере, в общих чертах. Если это. Я имею в виду, что в наши дни движение кооптируется еще до того, как оно начинает действовать. Но я утверждал, что если, как предполагают некоторые, вера является частью нашей проводки, то и нигилизм тоже. На самом деле, возможно, я был слишком категоричен.

 

БРУК: У вас не было периода, когда вы не считали что-либо реальным? Когда мне было 8, я смотрел на все вокруг и думал, что это просто фон. Иногда я брал руку и таскал ее по тротуару до крови.

ДЖЭД: Действительно

БРУК: Чтобы увидеть, кажется ли это более реальным.

ДЖЭД: Ага.

БРУК: Я думаю, что в какой-то момент любой разумный человек ставит под сомнение истинность всего, что его окружает.

ДЖЭД: Мммм мммм. Культурный аргумент, который я бы привел, заключается в том, что в этом конкретном привкусе есть ощущение настоящего, потому что, если вы просто включите новости, вы увидите бесконечный поток страданий, которые не просто угнетают, а это невозможно сделать. Чувство. Иногда вам кажется, что в этом нет смысла. И поэтому тот факт, что вы можете отбросить все это и так глубоко посвятить себя чему-то, разум, тело и душу, вопреки этому кажется лучше всего, что я когда-либо испытывал в детстве.

БРУК: Я хочу воспроизвести на компьютере то, что произошло после периода огромных беспорядков, после Первой мировой войны. Манифест Тристана Цара, одного из создателей движения DADA. И он говорит: «Все, на что смотришь, ложно. Если я кричу идеальное идеальное идеальное знание знание бум бум бум бум бум бум бум, я дал довольно точную версию закона прогресса, морали и всех других прекрасных качеств, которыми обладают различные высокоинтеллектуальные люди обсуждали в стольких книгах. Только для того, чтобы прийти к выводу, что в конце концов каждый танцует под свой личный бум-бум. И что писатель имеет право на свой бум-бум ».

[22:17] ДЖЭД: Это НАСТОЛЬКО здорово!

БРУК: «ДАДА: отмена логики, танец тех, кто бессилен творить. ДАДА: отмена памяти. DADA: упразднение археологии. ДАДА: упразднение пророков. DADA: отмена будущего».

ДЖЭД: Это невероятно! Он настолько полон духа и силы, что почти противоречит своему отрицанию.

BROOKE: Он сбрасывает тяжелую пропитанную кровью мантию войны и ложь, которую говорили всем людям, посланным на эту бессмысленную войну. Все изображения окопной войны были скрыты до тех пор, пока потом не было, и, следовательно, у вас было так называемое потерянное поколение. Потерянное поколение созрело для нигилизма, для активного и позитивного принятия того, что кажется единственной истиной, а именно того, что ее нет.

ДЖЭД: Цикл, в котором мы сейчас находимся, не кажется положительным.

 

БРУК: Я понимаю. Но Камю говорил, что принятие абсурдности всего окружающего — это всего лишь один шаг: он не должен становиться тупиком. Она вызывает бунт, который может стать плодотворным. Вы знали, что Ницше писал музыку? Он написал это. Видимо, когда его хороший друг Рихард Вагнер впервые услышал одну из его композиций, он выбежал из комнаты, крича от смеха. Жестокий. Так, так где мы были? Мы коснулись Ницше, упомянул Кьеркегора. Я собираюсь пропустить других действительно важных людей, таких как Хайдеггер и Шопенгауэр. Русский анархист Бакунин. Русский писатель Тургенев, популяризировавший слово в романе «Отцы и дети». Теперь ищу имена нарицательные. Некоторые говорят, что Гамлет был нигилистом, потому что он называл человека квинтэссенцией праха. Я думаю, он просто был в депрессии. Но Шекспир умел создать экзистенциального нигилиста, когда хотел.

 

ЛЕНТА Гамлет: Вон, вон, короткая свечка! Жизнь всего лишь ходячая тень, бедный игрок

, который расхаживает и суетится на сцене целый час. И тогда больше не слышно; это история, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, ничего не значащая.

 

Час, этот бессмысленный час, близится к своему неизбежному концу, как и все мы, так что я спешу обратно к грекам. Эпикур действительно соответствует моей предпосылке. Он жил в хаотичное время, сразу после смерти Александра Македонского и во время последующего краха эллинизма. В каком-то смысле он был настоящим Альфредом Э. Ньюманом. Эпикурейцы стремились достичь состояния, называемого атараксией, то есть совершенно свободным от забот. Мир создан случайно, богам, если они существуют, на нас наплевать, любовь и политика не стоят хлопот. Что касается смерти, он сказал: «Приучите себя верить, что смерть для нас ничто, ибо добро и зло предполагают осознание, а смерть есть лишение всякого осознания; поэтому правильное понимание того, что смерть для нас ничего не значит, делает смертность жизни приятной не тем, что добавляет к жизни неограниченное время, а тем, что убирает стремление к бессмертию». Другими словами, пошутил об этом.

 

Но если дадаизм — мое любимое выражение нигилизма, то последнее определенно занимает второе место. Итак, я верну Джада и поделюсь.

Лента: Вперед. Ешьте свою еду и будьте счастливы. Пей вино и будь весел. Все в порядке с Богом. Всегда выглядеть счастливым и жизнерадостным. Наслаждайтесь жизнью с тем, кого вы любите, пока вы живете бесполезной жизнью, которую Бог дал вам в этом мире. Наслаждайтесь каждым бесполезным днем, потому что это все, что вы получите за все свои хлопоты.

Джад: Кто это?

Брук: Это Экклезиаст.

Джад: Это нигилизм, которого я не ожидал.

БРУК: Я представляю это как мой Quad Erem Demonstrandum.

Джад: О, ты утверждаешь, что нигилизм — это своего рода гул, который проходит через все времена, а не что-то конкретное для этого времени?

БРУК: Мы не можем избежать факта нашей собственной смерти.

ДЖЭД: Я должен что-то сказать сейчас? Мне что, с тобой спорить? Я вдруг убеждаюсь. Кто бы ни говорил, я просто согласен. Мне с тобой спорить?

БРУК: Конечно.

ДЖЭД: Мне кажется, что у всех нас есть эти мысли немного больше, и наши ответы на эти мысли теперь отличаются, чем когда-либо. Вы можете сделать любое количество ответов, вы можете решить жить прекрасной жизнью, заниматься йогой и выращивать кабачки. Или вы можете решили стать гедонистом. Но мы все просто реагируем таким образом, что просто пожимаем плечами, что-то вроде… э… забудь об этом. Мне кажется, когда я думаю о том, как люди думают об изменении климата. Не похоже… может, я просто в депрессии, Брук, это то, что я тебе только что сказал?

БРУК: (смеется) У вас двое маленьких детей, я просто не думаю, что вы высыпаетесь. Я думаю, что настоящий нигилист должен иметь много энергии. Когда я исследовал это, у вас был Камю, который сказал, что лучший ответ — бунт. Восстань против смерти, создай жизнь на своих условиях. Постройте его для себя. И так или иначе мы делаем. Иногда мы живем не очень сознательной жизнью. Но мы живем жизнью. Я просто думаю, что на этот раз, если уж на то пошло, мы просто стали смутно неудобными в этой жизни, которая кажется такой хаотичной. Но в нашей жизни нас почти не касается. По сути, мы познаем мир через средства массовой информации. Таким образом, это может ощущаться более мертвящим, но менее интенсивным. Если бы вам пришлось столкнуться с этим, потому что условия вашей жизни только что рассыпались в прах и ваши убеждения больше не могли поддерживаться, держу пари, у вас было бы больше энергии для этого.

 

ДЖЭД: Интересно. Я с вами на том. В идее нигилизма есть какая-то соблазнительность, потому что в одной версии это может означать энергичный, сильный. Это как революция, это сказать «НЕТ» чему-то.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *