О сущности гедонизма
Массы — это всегда нечто отвлеченное, в первую очередь не-Я, а во вторую — не конкретная группа. А потому «обличение» масс — нормальная практика в мучительном поиске себя как личности, отделении себя от Другого, осознании своих идеалов и вкусов, поиске идентичности и пр. Однако есть как минимум один «порок», в которых массы издревле обвиняются незаслуженно. Это гедонизм, который упрощенно определяется как абсолютизация удовольствия. Далее гедонизму обычно противопоставляется стоицизм или аскетизм, стоящие как бы на ином, положительном нравственном полюсе. В то же время в эвдемонизме, видящем самоцель в достижении счастья, упрекать не то что непривычно, а непристойно. Особенно сегодня, когда поиск индивидуального счастья превратился едва ли не в категорический императив. Это тем более удивительно, что именно логика эвдемонизма, полностью отрицающая любой Абсолют, противостоит аскетизму, сосредоточенному вокруг высшей цели, но никак не гедонизм. Здесь требуется пояснение.
Эвдемонизм соотносится с гедонизмом примерно так же как похоть с утонченным развратом (в узком смысле этого слова). Первая вытекает из грубого инстинкта, второй — из чувства пресыщенности или, если угодно, очаровательной испорченности. Первая — покорность инстинкту, второй — игра с ним. По отношению к эвдемонизму гедонизм оказывается аристократичен. Даже в те периоды, когда гедонистические тенденции охватывают широкие слои масс, — как мы видим сегодня на примере «прогрессивной» части общественности — они (тенденции) все равно остаются на службе эвдемонизма, так как через неограниченное удовольствие, всеобъемлющий комфорт и уничтожение физического страдания представители массы надеются обрести счастье.
Гедонизм же невозможен без чувства тоски, без отрешенности от суетного счастья в пользу химеры недостижимого идеала. Гедонизм невозможен без осознания тотальности трагедии, пронизывающей человеческую жизнь, в то время как эвдемонизм в любом контексте полностью исключает признание этой трагедии. В конце концов, эвдемонизм тесно связан с социальным одобрением, тотален в своей абсолютной нормальности. Но последовательный гедонизм, стремясь пронизывать утонченностью и эстетизмом все, до чего может дотянуться, таким образом направлен в сферу абсолютного.
В этом плане гедониста всегда можно уподобить либертенам де Сада. «Либертен объясняет, что его возбуждают не «присутствующие здесь объекты», но Объект, которого тут нет, то есть «идея зла». Но эта идея того, чего нет, эта идея Нет или негации, которая не дается и не может быть дана в опыте, не может быть ничем иным, как объектом доказательства (в смысле математических истин, сохраняющих всю свою значимость, даже если мы спим, даже если они не существуют в природе). Вот почему садистские герои приходят в отчаяние и ярость от своих реальных преступлений — столь жалких по сравнению с этой идеей, достигнуть которую по силам лишь всемогуществу рассуждения. Они грезят о каком-то универсальном и безличном преступлении, или, по словам Клервиль, о таком преступлении, «действие которого продолжалось бы непрестанно сказываться даже тогда, когда я уже перестала действовать сама, — таким образом, чтобы в моей жизни не осталось бы ни единого мгновения, когда я, даже во сне, не служила бы причиной какого-то беспорядка» — пишет Делез в эссе «Представление Захер-Мазоха». Если здесь мы видим мучение, связанное с недостижимостью абсолютной негации, то в случае с последовательным гедонистом — с недостижимостью абсолютного удовольствия. И в этом плане либертен и последовательный гедонист еще ближе, чем кажутся на первый взгляд. Более того, либертен есть частный случай гедониста — в том случае, если последний полностью отождествил абсолютное удовольствие и абсолютное зло.
Не будет неточностью сказать, что гедонизм — это поза пассивно-наблюдательная и даже созерцательная. Поза, в которой ключевым объектом созерцания становится сам субъект и его реакции на окружающую среду. Иными словами, в отличие от эвдемонизма гедонизм интровертен. Безнадежный поиск абсолютного удовольствия как стрежня, пронизывающего, а может даже структурирующего Бытие, посредством исследования собственных переживаний — так стоит определять гедонизм. Естественно, последовательный гедонист не может проявиться в примитивном обществе. Ему нужна развитая культура, обилие свободного времени, интеллект выше среднего и сравнительная доступность роскоши, чтобы оттачивать вкус. Не помешает и высокомерие «цивилизованного» (по его собственному разумению) человека, а также налет декаданса и общая стагнация культуры.
Еще раз отмечу: гедонизм — поза в отношении трагичности Бытия, эвдемонизм — бегство от осознания этой трагичности. Как это ни удивительно, в гедонизме почти нет самодовольной гордыни мещанина, который ставит себя в центр Вселенной. Либо погоня за идеальным до конца, либо, в случае закономерного краха, отстаивание права на эту особую позу перед лицом Вечности, Небытия или Бога. Иными словами, трансцендентного или его отсутствия.
После всего этого стоит отметить, что современный Запад с его великой культурой есть идеальное пристанище для гедониста. Даже играющий первую скрипку постмодернизм (и все то, что раз в пять лет его «превосходит») со всеми «умершими метанарративами» и вездесущей иронией, представляет эдакий философский «гедонизм», когда ответом на констатацию бессмысленности становится игра с чужими смыслами и дискурсами, интеллектуальный эстетизм. Не менее важно, что в отсутствие фигуры героя на Западе удобно презирать заполонившего собой весь мир самодовольного мещанина: легче высмеивать того, у кого отсутствует не только ум, но и характер. В России за такое еще присутствует риск лишиться пары зубов.
Гедонизм повседневности — Ты молод
Обычно мы ждём, что яркие впечатления случатся сами собой, пока мы занимаемся чем-то привычным и менее энергозатратным: валяемся на кровати, смотрим Netflix, проверяем Instagram. Научиться отдыхать можно у гедонистов — настоящих мастеров проводить время с максимальным удовольствием.
Природа гедонизма
Гедонизм — философия, согласно которой удовольствие является высшим благом. Но это не значит, что последователи этого учения бросаются во все тяжкие. Основоположник гедонической школы, древнегреческий философ Аристипп, говорил: «лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними». При этом он считал неправильным поступок, который после приносит больше боли, чем изначально радости. Суть гедонизма не сводится к безответственности и потворству мгновенным желаниям. Эта философская школа подчеркивает важность осознанного подхода и управления тем, что приносит удовольствие.
Уровень удовлетворенности — понятие субъективное. Психологи говорят, что на него влияют ожидания человека и отношение к ситуации. Поэтому один безумно обрадуется тарелке пельменей, а другого осчастливит только ужин в элитном ресторане.
Чтобы приятные события чаще случались в нашей жизни, их нужно планировать заранее. А для этого важно разобраться, какие занятия делают нас счастливее.
Удовольствия: большие и поменьше
Счастье обитает в мелочах. Хорошее кино, встречи с друзьями, летние фестивали. Травяной чай и йога. Душевные разговоры и урчание кота поутру. Песни под гитару, танцы и объятия. Можно бесконечно любить театр, но несколько лет туда собираться, а можно выбрать день недели и забронировать билет. Многие приятные события откладываются только потому, что мы их не планируем, не ставим конкретных целей и дат.
Посмотрите, какая погода будет на неделе, а потом почитайте гиды и паблики, которые рассказывают об интересных событиях города (например, наш: у нас они ещё и бесплатные).Чем лучше вы прокачаете этот навык, тем больше возможностей обнаружите. Попробуйте выбираться куда-нибудь, для начала раз-два в неделю. И тогда не придётся так безудержно ждать каникул или отпуска, чтобы отдохнуть и развеяться.
Истинные ценности
Многие ругают философию гедонизма, воспринимая её как стремление к получению быстрого, краткосрочного удовольствия. На самом же деле большее удовлетворение мы получаем при выполнении важных, но не срочных дел. Тех самых, которые мы чаще всего откладываем на потом. У таких занятий обычно нет дедлайнов, и редко кто «пинает» нас за их невыполнение. Самое обидное, что эти дела чаще всего связаны с нашими истинными ценностями: семьёй, друзьями, саморазвитием. Сколько лет вы откладываете желание научиться рисовать? Почему так сложно собраться дружной компанией? Реализация какой мечты грызёт вас по ночам и заставляет ругаться на себя?
Подумайте о том, что для вас важнее всего, и добавьте к своему списку дел задачи, связанные с истинными стремлениями.
Время действовать
Стремление к гедонизму — не порок. Нужно лишь знать свою меру и грамотно комбинировать легкодостижимое удовлетворение с чуть более трудными, но не менее приятными задачами. А чтобы жизнь стала ещё насыщеннее — заранее планировать приятные занятия и не бояться включать в расписание что-то новое. Мифическое «когда-нибудь я это сделаю» может бесконечно маячить на горизонте, пока вы не схватите его за хвост. Поэтому смело раскидывайте по своему расписанию моменты гедонизма, и тогда последний месяц лета станет по-настоящему особенным.
Текст: Надежда Уколова
Гедонизм — Философская энциклопедия Рутледж
Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
содержимое заблокировано
1
История и разновидности гедонизма
контент заблокирован
2
Психологический, оценочный и рефлексивный гедонизм
контент заблокирован
3
Аргументы в пользу гедонизма
контент заблокирован
4
Проблемы для гедонизма
Библиография
Тематический
- От
- Гослинг, Джастин
DOI
10. 4324/9780415249126-L034-1
DOI: 10.4324/9780415249126-L034-1
Версия: V1, опубликован в Интернете: 1998
. Получено 09, 2023, с HTTPS:///. com/статьи/тематические/гедонизм/v-1
Гедонизм — это учение о том, что удовольствие — это благо. Это было важно в древних дискуссиях, и было занято множество позиций, от точки зрения, что удовольствия следует избегать, до точки зрения, что следует искать непосредственное телесное удовольствие. Также были приняты более возвышенные взгляды на удовольствие, которые возродились в наше время. Есть три разновидности гедонизма. Психологические гедонисты считают, что мы можем гнаться только за удовольствиями; оценочные гедонисты, считающие, что удовольствие — это то, к чему мы должны стремиться; рефлексивные гедонисты считают, что это то, что по размышлению придает ценность любому стремлению. Аргументы в пользу психологического гедонизма предполагают, что действия агента зависят от того, что, по их мнению, максимизирует их удовольствие в целом.
Объяснение альтруизма может привести такие теории к трюизму. Аналогичные аргументы используются для рефлексивного гедонизма, и возникает та же проблема. Трудность оценочного гедонизма заключается в том, чтобы решить, как мы можем признать определенные цели желаемыми. Утверждение, что удовольствие должно быть максимальным, многим кажется аморальным. Гедонизм также сталкивается с проблемами измерения удовольствия.Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Цитирование этой статьи:
Гослинг, Джастин. Гедонизм, 1998, doi: 10.4324/9780415249126-L034-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/hedonism/v-1.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.
Похожие запросы
Темы
- Этика
Связанные статьи
- Аскетизм Куинн, Филип Л.
- Экономика и этика Хаусман, Дэниел; Макферсон, Майкл С.
- Евдокс (ок. 390–340 до н. Э.) Тауб, Либа
- Счастье Бессер, Лоррейн Л.
- Моральная мотивация Уоллес, Р. Джей
- Теория рационального выбора Хардин, Рассел
- Страдания ДеГразиа, Дэвид
Подпишитесь на рассылку новостей
- Подпишитесь на рассылку новостей
- фейсбук
- твиттер
© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group
Ultimate Good, Часть II: Гедонизм | Точка зрения на Вселенную: Сиджвик и современная этика
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТочка зрения на Вселенную: Сиджвик и современная этикаФилософия XIX векаМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТочка зрения на Вселенную: Сиджвик и современная этикаФилософия XIX векаМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
де Лазари-Радек, Катажина и Петер Зингер,
‘Ultimate Good, Часть II: Гедонизм’
,
Точка зрения Вселенной: Сиджвик и Современная этика
(
Oxford,
2014;
онлайн Edn,
Oxford Academaric
; , 19 июня 2014 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199603695.003.0009,
, по состоянию на 9 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТочка зрения на Вселенную: Сиджвик и современная этикаФилософия XIX векаМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Точка зрения на Вселенную: Сиджвик и современная этика19Философия th-CenturyМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Версия гедонизма Сиджвика рассматривает счастье как состоящее из внутренне желательных состояний сознания и, следовательно, сочетает в себе элементы как интернализма, так и экстернализма. Мы сравним это с описанием счастья Фельдманом и Хейброном. В конце концов, важно то, что оценивается как имеющее внутреннюю ценность, независимо от того, соответствует ли это общепринятому значению слова «счастье». Мы также оцениваем релевантность данных опросов о счастье и психологических исследований счастья, особенно работы Канемана о пренебрежении продолжительностью.
Ключевые слова: счастье, удовольствие, желаемые состояния сознания, Фельдман, Хейброн, Канеман, пренебрежение длительностью
Субъект
Моральная философия Философия XIX века
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.