Нирвана это конечная цель в: НИРВАНА | Энциклопедия Кругосвет

Содержание

Что такое нирвана? | Простыми словами

В данном материале разберёмся, что такое нирвана, говоря простыми словами, рассмотрим понятие нирваны в различных религиях, а также узнаем, как достичь нирваны.

Нирвана – это понятие, занимающее центральное место в ряде восточных религий, включая буддизм, джайнизм и некоторые течения индуизма. Это не просто состояние сознания, а глубокое и абсолютное освобождение от страданий, привязанностей и цикла перерождений. Несмотря на то, что нирвана часто связывается с образом пустоты, её можно описать как состояние абсолютного мира, умиротворения и свободы.

Буддийское понимание нирваны

В буддизме, нирвана – это конечная цель духовного пути. Это состояние полного освобождения от духовного страдания, известного как «дуккха». Будда учил, что все живые существа подвержены страданию из-за трех «ядов»: желания, ненависти и заблуждения. Нирвана достигается через преодоление этих трёх ядов.

Нирвана не является местом, как рай в авраамических религиях, а скорее состоянием бытия. В этом состоянии человек полностью освобождается от цепи причин и следствий, известной как «сансара«, что приводит к освобождению от цикла рождения и смерти.

Нирвана

Нирвана в джайнизме

В джайнизме нирвана или «мокша» также означает освобождение от цикла рождения и смерти, но понимается немного иначе. Джайнисты верят, что каждое живое существо имеет вечную и неизменную душу, которая становится загрязненной материальными привязанностями. Достижение нирваны в джайнизме включает в себя очищение души от этих привязанностей, что позволяет ей достичь её истинного, божественного состояния.

Нирвана в индуизме

В индуизме, особенно в адвайта веданта, нирвана обычно употребляется вместо термина «мокша». Это освобождение от цикла сансары, перерождений и смерти, и достижение божественного единства. Индуисты верят, что атман, или душа, является частью брахмана, абсолютного божественного принципа. Мокша или нирвана достигается, когда атман осознаёт своё единство с брахманом.

Стоит отметить, что хотя нирвана является общей целью для многих индуистов, не все течения индуизма придерживаются идеи нирваны. Некоторые сосредоточены на божественном поклонении и преданности, а не на достижении освобождения.

Как достичь нирваны?

Достижение нирваны – это процесс осознания и преодоления привязанностей и иллюзий, которые связывают нас с материальным миром. В буддизме этот путь часто описывается в виде Восьмикратного Пути, который включает в себя понимание, мышление, речь, действие, образ жизни, усилие, осознанность и концентрацию.

В джайнизме и индуизме путь к нирване также включает в себя медитацию, аскетизм, нравственность и, в некоторых случаях, духовное преданность.

Заключение

Нирвана – это концепция, общая для многих восточных религий, и она представляет собой состояние абсолютного умиротворения и освобождения от страдания и цикла перерождений. Несмотря на различия в трактовках между разными религиями, во всех случаях нирвана представляет собой высшую духовную цель, которую стремятся достичь практикующие.

Нирвана как конечная цель мистического пути. История дзэн-буддизма

Нирвана как конечная цель мистического пути

Этимологически слово «нирвана» имеет негативное значение. Оно происходит от глагола «ва» («дуть подобно ветру») с отрицательной приставкой «нир», означающей «отсутствие всякого движения» – когда ветер стихает, огонь гаснет, свет и звезды меркнут, а святой умирает. «О, друг, нирвана – это угасание желания, ненависти и иллюзий». «Тело сломлено, сознание остановилось, чувственное восприятие исчезло, силы воображения иссякли, способность к постижению исчерпана». Согласно известному сравнению Будды святой исчезает в нирване подобно пламени, которое угасает и исчезает в светильнике после того, как в нем заканчивается масло. Подобные слова и образы ассоциируются с окончательным уничтожением[4].

В то же время буддисты всегда считали нирвану своей окончательной целью, к которой они стремились как к наивысшему счастью. В древнем сборнике гимнов, составленном монахами и монахинями, состояние окончательного освобождения превозносится на все лады.

Нирвана рассматривается как совершенное освобождение, высшая благодать, обитель мира и остров спасения. Возможно ли, чтобы за подобными определениями скрывались пустота и небытие? Почему же ранние буддисты умалчивали о позитивном начале? В канонических буддийских текстах также уделяется внимание этому противоречию. Согласно этим источникам Будду нередко спрашивали о том, будет ли Совершенный существовать после смерти или нет. Сиддхарттха уклонялся от ответа, ибо он не представлял практического интереса и носил чисто спекулятивный характер по отношению к главной цели – достижению спасения. Поэтому его и обвиняли в агностицизме. Однако не исключено, что Будда воздерживался высказываться по поводу загробной жизни в силу того, что человеческие слова не способны дать адекватное выражение тому, что лежит по ту сторону физической реальности. «Другой берег», царство бессмертия лежат вне сферы логического осмысления и доступны лишь мистическому постижению.

Попытки разрешить парадокс буддийской доктрины о нирване наталкиваются на выбор либо нигилистической, либо материалистической интерпретации. Тем не менее Будда отвергал оба этих подхода. Он объявил ересью материалистическо-нигилистическую идеологию (уччхеда-вада), отрицающую такие понятия, как карма и освобождение, равно как и метафизическое учение о субстанции (сассата-вада), признающее существование неразрушимых тел. Возможно, окончательным словом в буддийской философии стал пресловутый Срединный Путь, который метафизики Махаяны позднее трактовали как высшую мудрость. Согласно японскому буддологу Уи, причинная цепь из двенадцати звеньев (патиччасамуппада), которая открылась Будде как освобождающее знание, не означает случайной последовательности происхождения вещей, но представляет собой всеобщий закон становления во взаимозависимости[5]. Не исключено, что Будда, так же как впоследствии Гераклит и Ницше, был приверженцем «чистоты становления», но, в отличие от последних, в мистическом озарении он обрел то, что эти философы воспринимали как метафизическую интуицию. Весьма примечательно, что, перед тем как покинуть бренный мир, Будда не утешал своих последователей надеждой на освобождение в нирване, но указывал на непреложный закон, согласно которому все рожденные умрут, а все формы обречены на распад.

Однако если предположить, что позиция адептов Хинаяны состоятельна, и принять причинную цепь из двенадцати звеньев в свете доктрины о карме и сансаре как объяснение непрерывного изначального влияния на настоящее, прошлое и будущее, то нирвана означает освобождение от круга рождений и смертей и, следовательно, является уходом от жизненных страданий, порожденных кармой. Согласно буддийской терминологии бытие представлено Пятью Элементами (скандха), существование которых возможно лишь в процессе цикла реинкарнаций (сансара). Что же касается «острова свободы», «другого берега», то он лежит вне сферы интеллектуального постижения.

Раннебуддийские философы, склонные к скептицизму и пессимизму, даже не пытались искать в учении возвышенные мотивы. Проникновенные слова срываются с губ истовых последователей веры – монахов и монахинь, привнесших в учение экзальтацию и мистическую окраску. Читаем: «Существует нерожденное, невозникшее, несотворенное, неоформленное. Не будь его – нерожденного, невозникшего, несотворенного, неоформленного, – то не было бы выхода из мира рождений, становления, сотворения, оформления». «Великий океан безбрежен, неизмерим и бездонен… Таков же и Совершенный: Он непостижим, неизмерим и неисчерпаем». Здесь отрицание означает полный выход за пределы возможностей человеческой мысли и слова.

В Упанишадах также говорится о Вселенной и Пустоте бога Брахмы. В следующих стихах мы слышим ту же мистическую ноту, которая прозвучала в отрывке, процитированном Ольденбергом:

Непостижим тот, кто обрел успокоение.

Не изречь о нем ни единого слова.

Улетучилось все, за что цеплялась мысль.

епями безмолвия скованы уста.

Итак, мистический напор лучшей из индийских традиций оживил йогические упражнения. Нирвана становится не гипотетическим состоянием, возможным в далеком будущем, но достижимым сейчас, в «обозримой последовательности» (диттхе дхамме). «Мирская» нирвана отличается от «запредельной» лишь неизменностью телесного субстрата (упадхи), который более не присущ Совершенному[6].

В значительной степени буддизм Хинаяны сохранил свою актуальность и живучесть благодаря мистикам, которые искали пути к Абсолюту, хотя и отрицали его умозрительно.

По своей природе мистицизм тесно связан с соблюдением этических норм и с метафизическими построениями. Адепты Хинаяны свято верили в значимость моральных заповедей. Изначально буддизм отстаивал столь же строгий контроль над чувственной сферой, что и Срединный Путь, последователи которого искали равновесия между удовольствием и аскетической практикой. Таким образом была заложена основа для духовного роста. Отсутствие метафизического осмысления со временем было компенсировано философскими концепциями Большой Колесницы, одухотворенными мистическим прозрением. В метафизике Махаяны появились новые элементы, но историческая преемственность восторжествовала.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1:10,11 Конечная цель: полное и окончательное спасение

1:10,11 Конечная цель: полное и окончательное спасение Далее Петр побуждает своих братьев–христиан продемонстрировать реальность своего приобщения к Богу (путем избрания и следования по пути, описанному выше). На этом пути они смогут избежать никчемности этой жизни и

Конечная Цель и этот мир

Конечная Цель и этот мир Вопрос: Как я понял, конечная цель каждого в этом мире – это достичь слияния с Творцом. Скажите, есть ли великие каббалисты, жившие в этом мире, которые этого достигли? И если есть, то почему они в то же мгновение не «исчезли» из этого мира – ведь они

Просветление – цель Великого и Алмазного пути

Просветление – цель Великого и Алмазного пути Как уже отмечалось, стремясь приносить пользу другим, мы не должны считать Освобождение своей единственной целью и останавливаться на нем. Следует радостно принимать его знаки как подарок на своем пути к полному

В чем состояла цель обязательного для католического духовенства целибата и всегда ли эта цель достигалась?

В чем состояла цель обязательного для католического духовенства целибата и всегда ли эта цель достигалась? Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства – не является одной из основ христианского учения, Иисус Христос не предъявлял своим последователям

100.

Конечная цель христианского пути

100. Конечная цель христианского пути Конечной целью христианского пути является некоторое высшее единство — соединение людей с Богом и друг с другом. Христос молился о христианах Богу Отцу: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас

Конечная цель здорового питания

Конечная цель здорового питания Рукопись 10, 1906:418. Когда пропаганда здорового и полезного питания станет проводиться таким образом, что внимание людей в результате будет привлечено к Евангелию Христа, тогда обучение практическим навыкам будет приносить большую пользу.

Секты Мистического Толка

Секты Мистического Толка Возникновение сект мистического толка Никон принял патриаршество 25 июля 1652 г. и эти первые пять лет его связывала с царем Алексеем Михайловичем крепкая дружба. Ни одно важное государственное дело не решалось без согласования государя с

Возникновение сект мистического толка

Возникновение сект мистического толка Никон принял патриаршество 25 июля 1652 г. и эти первые пять лет его связывала с царем Алексеем Михайловичем крепкая дружба. Ни одно важное государственное дело не решалось без согласования государя с патриархом. Одно время патриарх

8. «ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ» В. ЛОССКОГО

8. «ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ» В. ЛОССКОГО Последней в настоящем обзоре рассматривается глава из «Очерка мистического богословия Восточной Церкви» В. Н. Лосского[1069], представляющая собой последний по времени из известных автору опытов истолкования догмата

Единство человеческого рода–конечная цель культуры и политики

Единство человеческого рода–конечная цель культуры и политики Все, что проявилось в тайне домостроительства Сына, а также Святого Духа в Церкви, раскрывает внутритроическуюжизнь. Еще до начала мира Отец в тайне кенозиса видит перед Собой Сына. Отец уступает Сыну, ставит

6.9. Конечная цель развития человечества

6.9. Конечная цель развития человечества Целью и самой последней ступенью развития человечества является такое состояние, когда все миры, включая наш мир, существуют в полной гармонии и между ними нет никакого различия в перетекании информации, света. Ничто не является

34. Цель пути в самом пути.

34. Цель пути в самом пути. Мой сарай сгорел до тла, и теперь мне видно луну. – Даосская пословица – Я дал Джолин следующее «задание». Оно было несложным.– В следующий раз, – сказал я ей, – мы будем говорить об этом, не используя аналогию с театром. Попробуй объяснить мне всё

Конечная цель практики

Конечная цель практики Очень важно, чтобы наша практика привносила в нашу жизнь ощущение смысла, иначе мы будем продолжать заниматься только бессмысленными, отвлекающими видами деятельности, например, будем пытаться стать богаче или умнее других, или же будем всегда

Цель пути

Цель пути Неужели мир, в котором мы живем, движется в Самарру? Неужели, благодаря развитию технологии, мы поставили себя на грань уничтожения? Неужели нам надо ожидать столкновения с каким-то другим миром, который несется нам навстречу? А может быть, мы все находимся под

Будда — Какова конечная цель буддизма? Это нирвана?

Но какова конечная цель буддизма?

Начнем с того, что, может быть, не совсем, а может быть, и вовсе не о «конечной цели».

Подобно тому, как великий океан, монахи, постепенно наклоняется, постепенно наклоняется, постепенно наклоняется, конечно, не уходит резко, так, монахи, в этой Дхамме и Дисциплине есть постепенное обучение, постепенное выполнение, постепенная практика, у него, конечно, нет резкого проникновения в знание. То, что, монахи, в этой Дхамме и Дисциплине есть постепенное обучение, постепенное выполнение, постепенная практика, и, конечно же, нет резкого проникновения в знание, это первая замечательная и чудесная вещь, монахи, в этой Дхамме и Дисциплине. , которые, увидев и обдумав, монахи наслаждаются этой Дхаммой и Дисциплиной.

от Уд 5.5

Может быть, начинается с учений о нравственности, безобидности, доброте, благоразумии, долге — для заслуженного (хотя, может быть, и временного) блаженства, ради других… и «отсутствия угрызений совести» (которое должно проистекать из «искусная добродетель», которая в доктринальном отношении является одним из первых шагов на пути к должной радости и так далее).

Целью достижения нирваны, по сути, является смерть и никогда больше не вернуться, потому что буддизм верит в перерождение и круговорот сансары, который, по его убеждению, наполнен печалью и страданием.

Наверное, это спорно. Один почтенный, на этом сайте, писал ранее,

Я уже говорил об этом раньше, и вывод, который я делаю, состоит в том, что дело не в том, что буддисты верят в перерождение, а в том, что мы не верим в смерть

Вместо того, чтобы говорить «умереть и никогда не вернуться», может быть, с таким же успехом можно было бы сказать «жить и никогда не уходить», а?

Один из титулов Будды Татхагата , и я не уверен, означает ли это «таким образом пришедший» или «таким образом ушедший» (кто-то сказал, что его этимология неоднозначна — т.е. gata или agata ).

И еще, например. эта история из другой буддийской традиции (т.е. дзен), т.е.

Если вы думаете, что действительно приходите и уходите, это ваше заблуждение. Позвольте мне показать вам путь, по которому нет ни прихода, ни ухода.

цикл сансары, который, по его мнению, наполнен горем и страданием

Не уверен. Некоторые школы учат, что «страдание» также непостоянно — что некоторые «существа» страдают.

См. также Действительно ли Будда говорил, что «жизнь есть страдание»?

надо пытаться достичь нирваны. Я прав??

Даже в этом не уверен: одно «должен»? Может одно «будет»? Или что «имеет», например, самого Будду?

Мне нравятся «четыре благородные истины», т. е. которые говорят, что постоянное «стремление» к тому, чего вы не можете иметь, стремление сохранить то, что вы не можете сохранить и т. д., является причиной «страдания» — и что страдание и страстное желание подлежат прекращению.

Однако некоторым людям не очень нравится это сообщение (или то, как кто-то может попытаться его объяснить), см., например. Как объяснить, что такое буддизм? — см. также Учил ли Будда четырем благородным истинам мирян?

доктрина — Является ли нирвана целью всех буддистов?

Поскольку ни один из 5 ответов до сих пор (на момент написания этой статьи) не содержит каких-либо внешних ссылок, непосредственно затрагивающих этот вопрос, вот некоторые из настоящих сутт и собственных слов Будды, сохранившихся в палийском каноне.

В MN 73 странник Ваччаготта сказал это Будде после того, как услышал изложение его Дхаммы и перед тем, как обратиться к нему за прибежищем:

Подобно тому, как река Ганг наклоняется к морю, наклоняется к морю, течет к морю и достигает моря, так и собрание Учителя Готамы со своими бездомными и домохозяевами склоняется к Ниббане, наклоняется к Ниббане, течет к Ниббане, достигает Ниббаны.

— Махаваччаготта Сутта (перевод Нанамоли/Бодхи)

В MN 104 Будда объясняет брамину Ганаке Моггалане, почему не все его ученики достигают Ниббаны. Он заканчивает, таким образом:

Так же и брахман, существует Ниббана и существует путь, ведущий к Ниббане, и я присутствую как проводник. Тем не менее, когда мои ученики получают такие советы и наставления от меня, некоторые из них достигают Ниббаны, конечной цели , а некоторые не достигают ее.

— Ганакамоггаллана-сутта (перевод Нанамоли/Бодхи)

Маггасамьютта содержит следующие наставления от самого Будды:

Монахи, если вас спросят странники других сект:

«Для чего, друзья, святая жизнь прожита при аскете Готаме?»

— если вас спросят так, вы должны ответить на них так:

«Это, друзья, за освобождение от оков… за искоренение глубинных тенденций… за полное понимание курса… за уничтожение пороков… за реализацию плода истинное знание и освобождение… ради знания и видения… ради окончательной Ниббаны, не цепляясь за то, что святая жизнь проживается под Благословенным ».

Тогда, монахи, если вас спросят странники других сект:

«Но, друзья, есть ли путь, есть ли способ достичь конечной Ниббаны без цепляния?»

— если вас спросят так, вы должны ответить на них так:

«Есть путь, друзья, есть способ достичь конечной Ниббаны без цепляния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *