Достижение нирваны. Н.Н. Непомнящий.100 великих загадок Индии. История древней Евразии
Высшая цель, к достижению которой должен стремиться каждый истинно верующий буддист, – это и есть нирвана. Несмотря на то что о ней немало говорится в буддийской канонической литературе и еще больше написано позднейшими буддистами и современными исследователями, многое до сих пор остается неясным, часто представляется противоречивым
Будда в нирване. Пещера № 26. Аджанта
Само слово «нирвана» означает «успокоение», «угасание». В буддизме оно употреблялось для определения достигнутого личными усилиями высшего состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей. Обычно нирвана сравнивается с огнем светильника, погасшего из-за того, что сгорело масло. Все проявления индивидуальности угасли – нет ни чувственных ощущений, ни представлений, ни сознания. Действие закона кармы прекращается, после смерти такой человек уже не возрождается и покидает сансару.
Буддийское «спасение», следовательно, означало не достижение счастливой вечной жизни (в каких-то иных, неземных условиях), как в других религиях, а вечное избавление от нее.
Буддисты не считали нирвану вечной смертью. Будда называл свое вероучение «средним путем», отрицающим и вечную жизнь, и вечную смерть. О нирване говорится, что она «высшая цель», «высшее блаженство», «высшее счастье» и т. д.
В буддизме существование двух принципиально различных субстанций – временной материальной (тело) и вечной духовной (душа) – не признается. Признание вечности души означало бы признание вечности жизни и невозможности достижения нирваны. Считалось, что личность – единство души и тела и представляет собой совокупность не поддающихся анализу, непознаваемых элементов – дхарм (не путать с дхармой – названием буддизма). Духовная субстанция не может существовать отдельно от тела. Она, подобно материальной субстанции, не вечна, изменчива и подвержена конечному распаду и в этом отношении не подобна атману.
Таким образом, теория переселения душ претерпела значительное изменение: не душа переходит из одного тела в другое, а конкретный комплекс непознаваемых элементов, предстающий в одном случае как определенная личность, в другом случае обнаруживает себя как иная личность.
Жизнь – это поток постоянно сменяющихся моментальных вспышек восприятия и сознания, и она нам только кажется непрерывной. В нирване дхармы достигают окончательного успокоения.
Одной из самых трудных для буддийского богословия задач было объяснить, каким образом при отсутствии негибнущей души действует закон кармы. Некоторые ранние буддийские школы (например, саммитиев) даже вынуждены были признать существование вечной души. Столь же плохо согласовалась с теорией отсутствия негибнущей после смерти души идея ада и рая (небес), где должно пребывать нечто нетленное и нематериальное.
На вопрос, может ли человек достичь нирваны при жизни, современные буддисты отвечают положительно. В частности, они ссылаются на то, что Будда достиг нирваны в момент «просветления»; и некоторые места в канонических сочинениях позволяют им это утверждать. Однако это трудно примирить с первой «благородной истиной», по которой жизнь состоит из страданий и не столько нравственных, сколько телесных (рождение, болезнь, старость, смерть). Нирвана должна была освободить человека от страданий и такого рода, но известно, что Будда после «просветления», как о том свидетельствуют данные палийского канона, был подвержен усталости, болезням, старческой дряхлости и смерти.
Таким образом, на протяжении всего периода древности сохранялась стойкая традиция, что нирвана наступает только после физической смерти человека. Вероятно, это было самым ранним представлением. Довольно рано возникло, очевидно, и воззрение о том, что нирваны можно достичь еще при жизни. И хотя традиционная биография Будды, сложившаяся к тому времени, уже основывалась на новых представлениях, прежние оказалось невозможным обойти. Важно, что в этом вопросе среди буддистов не было единства и после записи канона.
404 Cтраница не найдена
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.
Размер:
AAA
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
К сожалению запрашиваемая страница не найдена.
Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже
|
|
Буддизм и индуизм: сравнительное исследование — 1416 слов
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Samsara
- Nirvana
- Karma
- . Возрождение
- Заключение
- Списать
12121212121212121210212 гг. философии, которые возникли в Индии и имеют различные схожие концепции. Однако эти понятия различаются по определениям, целям, практикам и задачам. В этой статье будут рассмотрены различия в таких понятиях, как сансара, нирвана, карма и перерождение, как они воспринимаются буддистами и индуистами. Неизбежно, что все гипотезы, упомянутые ранее, сохраняются в обоих учениях. Кроме того, обе религиозные философии сильно зависят от каждой идеи, которая будет обсуждаться в сравнительном исследовании. Однако несколько контрастирующих моментов предполагают, что они отличаются друг от друга в зависимости от общего объема и метода достижения конечной философской цели. Чтобы выявить различия, будет изучена и использована в тексте соответствующая литература для надежной ссылки. Сансара, карма, перерождение и нирвана существуют в обеих философиях и являются одними из основных понятий в индуизме и буддизме. Однако некоторые аспекты всех упомянутых учений различаются из-за общей системы верований, которая не коррелирует на всех уровнях. Эта статья направлена на то, чтобы выяснить, как они контрастируют, каковы неизбежные различия и что лежит в основе различий.
Самсара
Самсара является одним из понятий, присутствующих как в буддийских, так и в индуистских учениях. По мнению исследователей, это относится к изменениям, которые происходят каждый день и с каждым человеком (Molloy, 2021). Существенным понятием сансары является цикличность мира и всего, что в него входит. Однако жизненно важно проиллюстрировать важность цикличности жизни и смерти, чтобы контракт был выделен. Согласно буддийским учениям, когда жизнь человека заканчивается, перерождение допускает ее продолжение. Причем это продолжение есть не сохранение души, а определенные эмоции, чувства и переживания, которые человек проходит в течение жизни. Как только физическое тело умирает, сансара не включает миграцию или периодичность ощущения себя, поскольку это временно. Таким образом, сансара – это более резкое изменение за счет полного изменения сознания, а точнее, превращения его во что-то совершенно новое и чистое. С другой стороны, индуизм основан на продолжении души. Противоположный аспект сансары в обоих случаях различается из-за понятия души или ее отсутствия. В то время как в случае индуизма сансара — это циклическое перерождение души, которая остается неизменной, буддизм учит, что сансара — это превращение человека во что-то другое. Разница иллюстрируется индуистской верой в Атмана (самость) и буддийской анатманом (отсутствием себя) (Astore, 2021). Поскольку одна теория относится к цикличности души, а другая основана на периодичности общего существования, в этом и заключается разница между ними. Таким образом, сансара иллюстрирует постоянное ощущение себя в одном случае и нет в другом.
Нирвана
Нирвана — это состояние полного счастья, которого можно достичь с помощью различных практик. Подобно сансаре, нирвана — еще одна идея, присутствующая в обеих религиях. Хан и Айгерим (2020) отмечают, что буддийская нирвана и индуистская мокша идентичны с точки зрения определения, но не в том, что касается концепций. Этот термин используется как иллюстрация конечной цели прекращения страданий в случае буддизма и просветления в случае индуизма. Это снова подчеркивается наличием или отсутствием души, отмеченной ранее. В буддизме нирвана тесно связана с осознанием того, что души не существует и что пустота должна быть принята как единственный путь к освобождению и счастью. С другой стороны, индуизм учит, что для того, чтобы достичь состояния нирваны (мокши), нужно принять душу, чтобы бесконечный цикл перерождений завершился, и чтобы его можно было достичь как конечную цель всей философии. Главное отличие состоит в том, что буббисты рассматривают нирвану как отрицание всех эмоций и чувств, а индуисты рассматривают ее как их принятие. Кроме того, существуют различия, когда речь идет о нирване как цели, которая относится к прекращению страдания или мокше как выходу из вечного цикла жизни и смерти.
Карма
Карма — это понятие, иллюстрирующее последствия каждого действия. Однако существуют различия, когда дело доходит до того, что влияет на карму или ее очищение. Неизбежно, что из-за того, что буддизм — это философия, основанная на отсутствии творца или Бога, карма зависит исключительно от того, как человек живет, и от действий, которые приводят к результатам, основанным на предшествующем поведении (Harvey, 2019). Таким образом, карма человека является результатом физических действий, воплощающих в себе внутренние намерения, и никакое сверхъестественное существо не может ни повлиять, ни смягчить поступки. С другой стороны, Уайт и др. (2018) показывают, что индуизм учит карме и вере в Бога тесно связаны. Таким образом, философия не отрицает божественного вмешательства, когда речь идет об индивидуальных действиях. Индуистская карма — это концепция, которая не только зависит от человека, о котором идет речь, но также может быть подвержена влиянию посредством вмешательства высших сил. В случае, если человек стремится угодить творцу действиями и преданностью, божественная благодать имеет способность очищать и даровать прощение. Таким образом, карма может быть изменена двумя существами, человеком и Богом. Это контрастирует с буддийскими верованиями, согласно которым только человек может влиять на карму своими личными решениями, действиями и намерениями. Аргумент подчеркивает внутренние различия между одним и тем же термином в обеих системах убеждений.
Перерождение
Перерождение, подобно сансаре, подчеркивает цикличность жизни. Как упоминалось ранее, буддисты не верят в существование вечной души, чего нет в учениях индуизма (Astore, 2021). Возрождение и реинкарнация — противоположные понятия в этих двух философиях. В то время как индуизм учит, что душа мигрирует после смерти человека и появляется в другом теле, не подвергаясь изменениям, в буддизме это не так. Поскольку ничто не является постоянным, ощущение себя исчезает после смерти человека, и остаются только определенные переживания и эмоции. Таким образом, перерождение является более подчеркнутой концепцией для буддистов, потому что душа не имеет циклической природы, а смерть тела не коррелирует с остатком «я». Неизбежно, что перерождение иллюстрирует рождение чего-то нового, чего не существовало в своей первичной форме до своего нового появления. С другой стороны, реинкарнация — это термин, более концептуализированный с точки зрения индуизма, поскольку ощущение себя не исчезает, а вместо этого мигрирует в другой живой организм (Kumar & Lethonen, 2020). Таким образом, реинкарнация, с одной стороны, есть вечная цикличность души, а с другой стороны, именно перерождение предполагает ту временную субстанцию, которую представляет чувство человека.
Заключение
Несомненно, что буддизм и индуизм имеют схожие концепции, которые до сих пор отличаются друг от друга в зависимости от их определений и конечных целей. Четыре, казалось бы, идентичных понятия, которые лежат в основе обеих философий, — это сансара, нирвана, карма и перерождение. В отношении сансары оба определения иллюстрируют цикличность жизни. Однако основное различие заключается в наличии периодической души в индуистском обзоре и ее отсутствии в буддийских учениях. Индуизм подчеркивает, что душа мигрирует после смерти человека, что в буддизме называется эфемерной природой личности, которая не сохраняется во времени и пространстве. Нирвана — еще одна теоретическая идея, существующая как в буддизме, так и в индуизме. В буддизме нирвана достигается за счет отрицания души, эмоций и других человеческих качеств, ведущих к страданию. Тем не менее, мокша, синоним кармы, достигается через принятие себя и просветление. Существуют также различия в понятии кармы в этих двух точках зрения. В то время как буддисты считают, что карма зависит исключительно от действий и намерений человека, индуизм включает в себя влияние Бога наряду с личными решениями человека. Таким образом, два противоположных фактора — это карма как личная ответственность или двустороннее влияние личности и Бога. Более того, возрождение или реинкарнация также различаются в зависимости от философского обзора. Для буддистов человек перерождается из-за отсутствия души как постоянной субстанции. С другой стороны, индуисты рассматривают перерождение как реинкарнацию, поскольку душа постоянна и мигрирует после смерти физического тела. Таковы некоторые различия между двумя учениями, которые часто используют одни и те же понятия и терминологию для разных философских идей.
Ссылки
Astore, RA (2021). С собой или без? Аргументы в пользу индуистской концепции Атмана перед буддийским пониманием Анатмана. Conatus , 6 (1), 9. Веб. Харви, П. (2019). Буддизм и монотеизм. Элементы в религии и монотеизме . Веб. Хан, К.А., и Айгерим, Д. (2020). Сравнительное исследование буддизма и индуизма: критический обзор. Журнал критических обзоров , 7 (5), 2829–2834. Кумар, К., и Летонен, Т. (2020). Я, карма и перерождение. Журнал индийской философии и религии , 25 , 3–63. Веб. Моллой, М. (2021). Знакомство с мировыми религиями: традиции, вызовы и перемены . Образование Макгроу-Хилл. Уайт, Си Джей, Норензаян, А., и Шаллер, М. (2018). Содержание и корреляты веры в карму в разных культурах. Бюллетень личности и социальной психологии , 45 (8), 1184–1201. Веб.
метафизика — Какое сходство между мокшей и нирваной?
«Просветление» несет с собой большой багаж, который трудно извлечь. Он использовался для интеллектуальных движений в континентальной Европе и Шотландии, а также для многих различных религиозных движений, включая джайнизм и индуизм, а также буддизм.
В своих беседах Будде часто задавали вопросы о душе, и он всегда начинал с того, что спрашивал, что именно они имеют в виду. Если спрашивающий и спрашивающий исходят из разных предположений, ответы не будут иметь смысла.
Итак, как описывал себя Будда? Его первое заявление о том, что случилось с ним после того, как он поднялся из Дерева Бодхи и встретил брахмана, который расспрашивал его, было таким:
«Мастер, вы дэва?» «Нет, брахман, я не дэва». «Ты гандхабба?» «Нет…» «… якха?» «Нет…» «… будучи человеком?» «Нет, брахман, я не человек».
«На вопрос: «Ты дэва?» вы отвечаете: «Нет, брахман, я не дэва. Когда его спросили: «Вы гандхабба?» вы отвечаете: «Нет, брахман, я я не гандхабба». Когда его спросили: «Ты якха?» вы отвечаете: «Нет, брахман, я не яккха». Когда его спросили: «Вы человек?» ты ответь: «Нет, брахман, я не человек». Тогда какое существо ты?»
«Брахман, ферментации, посредством которых — если они не были оставлены — я был бы дэва: те, которые я оставил, их корень уничтожен, сделан как пень пальмы, лишенный условий развития, не предназначенный для возникновения в будущем. Ферментации, посредством которых — если бы они не покинутый — я был бы гандхаббой… яккхой… человеком: Те покинуты мной, их корень уничтожен, сделан как пальмира пень, лишенный условий развития, не предназначенный для возникающее будущее.
«Как красный, синий или белый лотос — рожденный в воде, выращенный в вода, поднявшись над водой, стоит не запятнанная водой, так же и я — рожденный в мире, выросший в мире, имеющий победить мир — жить незапятнанным миром. Запомнить меня, брахман, как «пробуждённый». » — из Пали Дона Сутты
Будда описал восьмеричный путь как необходимый для следования его пути и решения проблемы возникновения страдания:
И что это за древний путь, эта древняя дорога, по которой Правильно Самопробужденные из прежних времен? Только эта благородная восьмерка Путь: правильное воззрение, правильное стремление, правильная речь, правильное действие, правильное средства к существованию, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение. Что это древний путь, древняя дорога, по которой шли Праведные Самопробудившиеся из прежних времен. Я пошел по этому пути. Следующий я пришел к прямому знанию старения и смерти, прямому знанию возникновение старения и смерти, прямое знание о прекращении старение и смерть, прямое знание пути, ведущего к прекращению старения и смерти. Я пошел по этому пути. Вслед за ним я пришел направлять знание рождения… становление… цепляние… страстное желание… чувство… контакт… шесть чувственных сред… имя-и-форма… сознание, прямое знание происхождения сознания, непосредственное знание прекращение сознания, непосредственное знание пути, ведущего к прекращение сознания. Я пошел по этому пути. -Нагара Сутта
В буддийской мысли Будда описывается как самопробудившийся, татхагата или «таким образом пришедший». Последователи дхармы, которые достигают этого пробуждения, являются Арахантами в Тереваде и Бодхисаттвами в Махаяне и Ваджраяне (при условии, что они в любом случае решат продолжать привязанность к пробуждению всех существ). Пратьека-будды достигли независимого полного пробуждения, но не учат полному пути к нему, и некоторые считают, что среди них были Лао-цзы и Конфуций.
Древняя мантра «ом мани падме хум» используется в индуизме и буддизме. В нем есть два образа пробуждения. Мани означает драгоценность, и его следует понимать в связи с метафорой Сети Индры, сети умов, отражающих друг друга. В сотериологии Махаяны он представляет нашу природу будды, внутреннюю способность ума пробуждаться, укорененную в необусловленном осознавании. Падме означает лотос и представляет собой чистоту, возникающую из нечистоты. Ом и хум — это священные слоги, которые мы можем соотнести с их влиянием на дыхание.
Еще одна метафора, данная в сутрах, — «непоколебимое освобождение»:
Махаведалла Сутта (PTS MN i.292) сообщает нам, что из всех различных виды избавления ума (четовимутти), непоколебимый освобождение ума объявляется лучшим или высшим (akuppā tāsaṃ четовимутти аггамакхайати; ПТС МН i. 298). Более того, говорится, «непоколебимое освобождение ума» пусто от похоти, пусто от недоброжелательности, и лишен заблуждения (са кхо панакуппа четовимутти сунна рагена, сунна досена, сунна мохена; там же.). Комментарий к этому же отрывок говорит, что непоколебимое избавление ума есть плод арахантство; это самая сильная (джетхика) из всех, поэтому говорится в сутте он объявлен лучшим или высшим (akuppāti арахаттафалацетовимутти; са хи тасам саббаджетхика, тасма аггамакхайатити вутта; PTS Ps II.354). -из примечаний переводчика к Акуппа Сутте: Рассуждения о непоколебимом
Вы можете прочитать о том, как Будда считал, что он исследовал все учения и практики, доступные в то время в индуизме или Санатана Дхарме, здесь: Очерк жизни Будды Чтения из Палийского канона
Мокша используется по отношению к одним и тем же идеям мани и падме, пониманию взаимозависимого возникновения и выхода из колеса перерождений. Но для буддистов ему не хватает Восьмеричного Пути и приверженности бодхичитте или пробуждению не только одного существа, но и всех существ, что является путем к прекращению страдания.