Нирвана в индуизме – Нирвана — Википедия

ВСЕ ВИДЫ В БУДДИЗМЕ И ИНДУИЗМЕ

Нирвана

В Буддизме главной целью всех живых существ является достижение Нирваны. Сегодня можно встретить различные определения для этого понятия.

Как правило, нирвана является тем состоянием, в котором живое существо свободно от страданий физической оболочки.

Буддисты верят, что нирваной можно назвать то состояние, когда человек освобождается от своих привязанностей и чувств, страданий и Сансары – цикла перерождений.

В буддизме нирвана это состояние полного покоя, достичь которого можно полностью отрешившись от всего житейского. Это высшая цель на пути тех, кто стремится испытать просветление, главные устремления ранних буддистов, последователей тхеравады («учения старцев»). Достичь этого состояния можно, искоренив все омраченные состояния бурного и неуспокоенного ума.

В Хинаяне (одном из трех главных направлений буддизма) различают два вида Нирваны. Первый – Нирвана с остатком. В этом состоянии пребывают буддистские святые перед тем, как навсегда выйти из круга перерождений. «Остатком» принято называть последнее физическое тело. Второй вид «нирвана без остатка», в этом состоянии мудрейшие (архаты) «успокаивают» все Дхмармы, навечно прекращая свое существование.

Как правильно понимать значение «Нирваны» и сегодня ведущие ученые изучающие буддизм и последователи этой религии ведут горячие споры. Поскольку единого мнения так и не удается достичь в определении Нирваны, ведь каждый мудрец понимает «рай» по-своему, все виды этого состояния принято в современном мире делить на ментальную, жизненную и вечную нирвану.

Ментальная – является краткосрочным состоянием покоя, озарением, достичь которого человек может только на определенный срок. В состоянии жизненной нирваны наступает просветление, которое после физической смерти (сансары) прерывается и душа, не выходя на очередной круг цикла перерождения, полностью исчезает. Вечная Нирвана – состояние, достичь которого можно только после смерти.

Учение Будды говорит о том, что пройдя через страдания, которые пронизывают все уровни сансары (круговорота рождений и смерти), человек сможет достигнуть состояния, где страдания отступают. Амата – это понятие часто используется буддистами для описания состояния Нирваны, нарушающей цепь причинно-наследственных связей кармического существования.

Достижение Нирваны в Буддизме

Сутта-питака, вторая книга их трех частей Типитаки, содержащей более 17 тысяч сутт, авторство которых приписывается самому Будде и его сподвижникам, описывает нирвану, как освободившийся ум. Достигнув состояния нирваны, человек больше не испытывает привязанности к бытию, он становится свободным.

При этом в буддизме не говорится о вечности нирваны. Когда узы, объединявшие человека с материальным миром, ослабевают, человек приближается к цели – достижение просветления. Однако это непростой и долгий путь.

Апофатизм, отрицательная теология, описывает нирвану, несмотря на свои каноны, в позитивном ключе. Это состояние означает конец незнания, заставляющего ум проходить очередной цикл перерождений.

Будда Нагарджуна, упоминаемый, как Второй Будда, в своем трактате рассматривает Нирвану как состояние противоположное Сансаре. Гораздо позже появляются учения, не противопоставляющие, а отождествляющие эти два понятия.

Существует несколько ступеней достижения нирваны. Сотапанна, человек утрачивает зависимость от материальных благ, общественного мнения, его перестают беспокоить приступы злобы и возбуждение. На следующей ступени происходит отказ от желаний примитивного уровня, симпатий и антипатий. На последней ступени на пути к Нирване уходят страхи испытать боль или быть униженным. Невозмутимое спокойствие приходит на смену злобе.

Крия Йога и Нирвана

В своих трудах Ади Шанкара, также упоминает понятие нирваны. Великий гуру говорит о том, что понятия нирваны в Крия Йоги и Буддизме идентичны.

В Тхераваде, старейшей школе буддизма, прослеживается противопоставление двух понятий Нирваны и Сансары. Последователи этой школы верят, что для того, чтобы избежать страданий Сансары (цикла перерождений), нужно достигнуть освобождения, которое приносит только Нирвана.

Тхеравада, в отличие от школ Махаяны, считает, что двойственность этих двух понятий является непреодолимой до перехода мудрецов, включая самого Будду, в состоянии Нирваны «без остатка». В качестве показательного примера такой двойственности в текстах, приводится история о том, как Будда, еще живя на земле, смог достичь «нирваны с остатком», поскольку еще пребывал в сансаре и при этом воспринимался чувствами людей, окружавших его.

В джайнизме, древней дхармической религии мокшей является состояние освобождения от кармы, которое достигается исключительно использованием религиозных практик. Джайнизм определяет понятие кары, как разновидность вещества, составляющего кармическое тело (душа) – «дживы». Освободивший душу, испытывает абсолютную праведность, совершенство и познание. Достигнув Нирваны, душа (джива) улетает на вершину Вселенной, где находится обитель сиддхов, возвышенных людей, завершивших свою земную эволюцию.

Полезные статьи:

— Индивидуальные консультации;

— Записаться на семинар;

— Будда Шакьямуни;

— Йога для начинающих;

— Что такое Йога?;

— Саи Баба;

— Према Саи

dubyanskiy.ru

Что такое нирвана в буддизме и каковы этапы ее достижения?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

В европейском сознании нирвана – это что-то сродни наивысшему наслаждению, неземному удовольствию. Однако такое понятие нирваны несколько искажено и является собирательным образом эйфории, состояния сильного эмоционального всплеска и приятных ощущений.

Поэтому сегодня мы предлагаем вам разобраться, что такое нирвана в буддизме. Мы узнаем, что означает это понятие, как достичь подобного состояния, и какие ступени есть на этом пути, а также поведаем о том, в чем различия буддийского и индуистского понимания нирваны.

Содержание:
Понятие в буддизме
Этапы достижения
Чем отличается нирвана в индуистской религии
Заключение

Понятие в буддизме

Нирвана – термин неоднозначный, но при этом ключевой в буддийской философии. Это то, к чему стремится каждый буддист, будь он мирянином или монахом, это главная цель, пункт назначения на тропе Будды.

Даже сам Великий Учитель не давал четкого определения этого понятия. Он говорил, будто в нирване отсутствует мысленный поток, переживания, страхи. Каждое течение буддистской мысли привносит свою крупицу знаний в понимание нирваны, а нередко совершенно по-разному трактует ее.

Для начала обратимся к этимологии слова, которое имеет санскритские корни:

  • «нир» – буквально означает частицу «не», отрицание;
  • «вана» – переход, перетекание из жизни в жизнь.

Соединив две составные части одного слова, можно расшифровать значение: отрицание перехода из одной жизни в другую. Это значит конец череды перерождений, угасание пламени реинкарнаций, остановка во вращении колеса сансары.

Причина тому – прекращение страданий, вызываемых страстями, желаниями, страхами, привязанностями.

На языке пали «нирвана» звучит как «ниббана».

Можно выделить несколько определений, как подобное состояние определяет буддийское учение:

  • освобождение от желаний, привязанностей, а значит – страданий;
  • прекращение череды перерождений;
  • состояние сознания, когда оно обретает абсолютный покой;
  • главная цель в раннем буддизме и среди буддистов тхеравадинского толка.

Буддологи не прекращают вести полемику на тему того, какое же из определений считать правильным. Но они сходятся в одном – в состоянии нирваны эмоциональный аспект и ощущения отбрасываются, а разум обретает покой.

Будда завещал, что от страданий можно избавиться – и тогда разрушатся причинно-следственные законы бытия, кармическая связь прекратит свое существование.

Тема нирваны, без сомнения, затрагивается в священных писаниях. Так, Палийский канон содержит «Махапаринибатта сутта», что значит «сутра о великом переходе в состояние ниббаны». Здесь ее называют не иначе как «блаженная», «лишенная привязанностей», «свободная».

Сутта-питака говорит об уме, которому удалось освободиться, очиститься от привязанностей. Нирвана – это своего рода освобождение от собственного эго, ведь отвергаются все мысли, ощущения, страсти личности. 

Когда ослабевают узы, связывающие с материальным миром, желанием денег, власти, богатств, зависимостью от других людей, мнением окружающих, статусом в обществе, тогда все ближе становится возможность достижения просветления. Но до этого – еще долгий путь.

Этапы достижения

Каким образом можно достичь нирваны? На этот вопрос ответить однозначно не удавалось еще никому. 

Одно мнение гласит, что для познания природы просветления достаточно стать архатом, т.е. обрести личное пробуждение.

Другие считают, что в нелегком пути могут помочь бодхисаттвы – существа, сами достигшие пробуждения, но отказавшиеся от нирваны во имя любви и помощи всему сущему в мире.

Третьи уверены, что полного освобождения могут добиться даже миряне, если они выполняют все предписанные традицией правила, занимаются медитативными практиками, читают мантры, ведут правильный образ жизни, чисты в мыслях и намерениях.

Выделяют несколько ступеней достижения нирваны:

  1. Сотапанна – утрата чрезмерных приступов возбуждения, злобы, ослабление зависимости от материальных благ, властных побуждений, общественного мнения, прекращение беспокойств о преходящем.
  2. Отказ от стремлений примитивного уровня, симпатий и антипатий, сексуального интереса.
  3. Отсутствие страха неприятных ощущений, унижения, порицания, боли. Наслаждение и злоба сменяются невозмутимым спокойствием.

Если говорить о способах достижения нирваны, то к ней ведет один из трех путей:

  • Самма-Самбудда – следование путем проповедника, учителя: зарождение внутри себя парамит – совершенных качеств бодхисаттвы;
  • Пратьека-Будда – бессловесный Будда: путь к просветлению без возможности учить других дхарме;
  • Архата-Будда – следование указаниям бодхисаттвы, которые несут в себе дхарму.

Главное, что нужно сделать на начальном этапе по дороге Будды – отказаться от материальных желаний. Но вот парадокс: стремление к нирване и есть само по себе одно из желаний, от которых нам учение Будды рекомендует отказываться.

А это значит, что путь к освобождению будет тернист и потребует значительных усилий. Ведь, с одной стороны, для достижения какой-либо цели необходима мотивация, а с другой — получается, что нирвана сама по себе не должна являться целью.

Чем отличается нирвана в индуистской религии

Если буддизм говорит, что после нирваны – пустота, где нет души, то в индуизме это состояние понимают несколько иначе.

Как и в буддийских представлениях, индусы считают, что нирвана влечет за собой разрыв череды перевоплощений, прекращение кармических последствий, конец собственного эго – это явление носит название «мокша». Но для индуистов нирвана – воссоединение с Брахманом, верховным Господом.

Об этом говорится в священных писаниях Махабхарате и Бхагават-Гите, где используется интересное слово «Брахманирвана». Вернуться к Богу, почувствовать единство с ним – величайшее счастье, ведь, согласно представлениям индуизма, в каждом из нас живет частичка Всевышнего.

Заключение

В этой статье мы познакомили вас с понятием нирваны в целом. Мы обязательно продолжим этот разговор в последующих статьях, где поговорим о взгляде на нирвану в различных направлениях буддизма.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы будем благодарны, если вы поддержите блог, нажав на одну из кнопочек ниже)

Также подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

o-buddizme.ru

прана, нади, чакра. Ашрамы. Дхарма, карма, джняна-марга, бхакти-марга. Варны. Самсара, мокша, нирвана.

Прана
(дев. प्राण,
буквально на санскрите означает «жизнь»,
«дыхание» или «постоянное движение»)
— в йоге, традиционной индийской
медицине, эзотерике — представление о
жизненной энергии, жизнь. В йоге считается,
что прана пронизывает всю вселенную,
хотя и невидима для глаз. Йоги считают,
что прана с каждым вдохом наполняет
праническое тело человека (или животного)
по системе из более 72 000 нади, мельчайших
каналов.Нади
(санскр. नाडी,
nāḍī IAST — канал, трубка, вена, пульс) —
система каналов, по которым в соответствии
с представлениями йоги и тантры движется
жизненная энергия (прана, Ци). В системах
йоги есть асана Нади Шодхана[2] и
дыхательное упражнение Нади Шодхана
пранаяма, предназначенные для очищения
каналов Нади. В древней индийской
медицине аюрведе считается, что
закупоривание каналов Нади может
вызывать расстройства функционирования
организма. Чакра
(санскр. चक्र,
cakra IAST, букв. «круг», «колесо», «диск»,
«мандала») в духовных практиках индуизма
— один из центров силы и сознания,
расположенных во внутренних (тонких)
телах человека.[1] В современном индуизме
считается[1], что в теле человека чакрам
соответствуют различные нервные
сплетения и железы..
В духовных практиках индуизма чакры
(или маховые
колёса
,
регулирующие механизм тела) — это
точки пересечения нади,
по которым в теле человека протекает
жизненная энергия (прана)[2].
Ашра́ма
(санскр. आश्रम,
āśrama IAST) или ашрам — одна из четырёх
ступеней духовного развития в индуизме.
Система ашрамов представляет собой
четыре стадии в жизни человека. Она
обстоятельно изложена в «Ману-смрити»
и других писаниях индуизма. В индуизме
принято считать, что система ашрамов
ведёт к осуществлению четырёх пурушартх
— основных целей жизни, а именно дхармы,
артхи, камы и мокши. Согласно системе
ашрамов,
человеческая жизнь делится на четыре
равных периода. Средняя продолжительность
жизни принимается как 100 лет и,
соответственно, каждый жизненный период
составляет 25 лет. Целью на каждой ступени
является духовное развитие через
выполнение предписанных обязанностей
определённого ашрама. Дхарму можно
описать как совокупность установленных
норм и правил, соблюдение которых
необходимо для поддержания космического
порядка. Дхарма
играет первостепенную роль в доктринах
индийских религий, каждая из которых
исповедует и практикует дхармические
принципы. В индийских религиозных
традициях принято считать, что люди,
живущие в согласии с устоями дхармы,
способны достичь мокши или нирваны. В
индуистском обществе дхарма представляет
собой религиозно-моральную доктрину о
правах и обязанностях каждого индивида.
Карма
одно из центральных понятий в индийских
религиях и философии, вселенский
причинно-следственный закон, согласно
которому праведные или греховные
действия человека определяют его судьбу,
испытываемые им страдания или наслаждения.
ЖНЯНА-МАРГА
(санскр., букв.: путь знания) — в индуизме
один из двух путей к спасению, описанных
в «Бхагавадгите» Два вида знания
считались двумя сторонами одного и того
же процесса — познания Бога, но первое
— низшим, а второе — высшим; первое
подготавливает для постижения высшего
знания. Однако для приобретения джняны
одного интеллекта недостаточно, нужно
направить его соответствующим образом,
настроить его на постижение высшего
знания. БХАКТИ-МАРГА
(путь бхакти) — путь любви, преданности,
один из традиц. способов достижения
мокши (наряду с йогой, джняна-маргой и
карма-маргой). В «Бхагавадгите»
Б.-М. (называемая бхакти-йогой) почитается
наивысшим путем, доступным для духовно
зрелых, овладевших др. путями адептов.
Ва́рна (санскр. वर्ण,
varṇ IAST, «качество, цвет, категория») —
термин, обозначающий четыре основных
сословия древнеиндийского общества.[1]
брахманы — жрецы, учёные, подвижники
кшатрии — воины, правители вайшьи —
земледельцы, ремесленники, торговцы
шудры — слуги, наёмные рабочие. Санса́ра
или самса́ра (санскр. संसार,
saṃsāra IAST «переход, череда перерождений,
жизнь») — круговорот рождения и смерти
в мирах, ограниченных кармой, одно из
основных понятий в индийской философии:
душа, тонущая в «океане сансары»,
стремится к освобождению (мокше) и
избавлению от результатов своих прошлых
действий (кармы), которые являются частью
«сети сансары». Сансара — одно из
центральных понятий в индийских религиях
— индуизме, буддизме, джайнизме и
сикхизме. Каждая из этих религиозных
традиций даёт свои интерпретации понятия
сансары. В большинстве традиций и
философских школ, сансара рассматривается
как неблагоприятное положение, из
которого необходимо выйти. Нирва́на,
Нибба́на (санскр. निर्वाण,
nirvāṇa IAST, пали nibbāna, «угасание, прекращение»)
— понятие в индийской религиозной
мысли, обозначающее высшую цель всех
живых существ и играющее важнейшую роль
в буддизме.[1] Существует множество
определений понятия «нирвана», но обычно
оно связывается с состоянием освобождения
от страданий, свойственных сансаре. По
поводу того, как именно надо понимать
нирвану, среди буддологов и приверженцев
буддизма всегда велись и продолжают
вестись споры. В брахманизме и индуизме
нирвана — слияние с Брахмо.

Мо́кша
(санскр.
«освобождение») или му́кти (санскр.
मुक्ति)
в индуизме и джайнизме — освобождение
из круговорота рождений и смертей
(сансары) и всех страданий и ограничений
материального существования. Согласно
философской школе адвайта-веданте, при
освобождении индивидуальная душа атман
осознаёт своё единство с Основой и
Источником всего сущего — Брахманом.
Конечной ступенью совершенства является
осознание того, что душа как индивидуальная
сущность никогда не существовала. В
индуизме основным способом для достижения
мокши является «атма-джнана»
(самоосознание). Индуисты, практикуя
карму или бхакти осознают, что Бог
безграничен и проявляет Себя во множестве
различных форм, как личностных, так и
безличностных. В индуизме существуют
четыре основных вида йоги или марги
(пути) к достижению мокши: Карма-йога —
выполнять предписанные обязанности
ради удовлетворения Бога без привязанности
к результату. Джнана-йога — философски
постичь Бога. Раджа-йога — медитировать
на Бога. Бхакти-йога — служить Богу с
любовью и преданностью. Различные
течения в индуизме превозносят один из
этих путей как наилучший, но существуют
две основные философские школы —
адвайта-веданта и бхакти. Бхакти
рассматривает Бога как Верховный Объект
любви в Его личностной монотеистической
концепции Вишну и Его аватар. В отличие
от авраамических традиций, например, в
смарта индуизме монотеизм не мешает
индусу поклоняться и другим аспектам
и проявлениям Бога, так как все они
рассматриваются как лучи, исходящие из
одного источника. Тут, однако, нужно
заметить, что «Бхагавад-гита» не поощряет
поклонение полубогам, так как такое
поклонение не приводит к мокше. Основная
сущность бхакти заключается в любовном
служении Богу и идеальной природой
бытия считаются гармония и благозвучие,
а его проявленной сущностью — любовь.
Адвайта-веданта. В веданте существуют
три основных направления, из которых
двайта и вишишта-адвайта в основном
ассоциируются с бхакти. Третьей основной
школой является монистическая
адвайта-веданта, которая не видит разницы
между индивидуальной душой, бытием,
Богом и т. д. и которую часто сравнивают
с современной буддистской философией.
Она делает основной упор на усиленную
индивидуальную практику (садхану), и
базируется на Упанишадах, «Брахма-сутрах»
и учении своего основателя Шанкары.
Последователи имперсоналистских школ
в индуизме также поклоняются различным
богам, но в итоге это поклонение
прекращается после того, как поклоняющийся
и объект поклонения теряют свою
индивидуальность. Мокша достигается
собственными усилиями под руководством
гуру, который уже достиг мокши.

studfiles.net

НИРВАНА — это… Что такое НИРВАНА?


        (санскр., букв.— остывание, угасание, затухание), одно из центр. понятий инд. религии и философии.

Получило особое развитие в буддизме, где означает высшее состояние вообще, конечную цель человеч. стремлений, выступая, с одной стороны, как этико-практич. идеал, с другой — как центр. понятие ролиг. философии.
        Буддийские тексты не дают определения Н., заменяя его многочисл. описаниями и эпитетами, в крых Н. изображается как противоположное всему, что может быть, и потому как непостижимое и невыразимое. Н., выступая прежде всего как этич. идеал, предстаёт как психологич. состояние законченности внутр. бытия перед лицом бытия внешнего, абсолютной от него отрешённости. Это состояние означает негативно отсутствие желаний, позитивно некое не поддающееся расчленению слияние интеллекта, чувств. воли, которое предстаёт с интеллектуальной стороны как истинное понимание, с нравств.-эмоциональной — как нравств. совершенство, с волевой — как абс. несвязанность, и в целом может быть охарактеризовано как внутр. гармония, согласованность всех наличных способностей, делающих необязательной внеш. деятельность. Одновременно это означает не утверждение «Я», а, наоборот,— раскрытие его реального несуществования, т. к. гармония предполагает отсутствие конфликта с окружающим, установление шунъи (в частности, отсутствие противостояния субъекта и объекта). Н. являет собой определ. уход от обычных человеч. ценностей (благо, добро), от цели вообще и установление своих ценностей: с внутр. стороны — это ощущение покоя (блаженства — в отличие от счастья как ощущения движения), с внешней — состояние абс. независимости, свободы, означающей в буддизме не преодоление мира, а его снятие. Поскольку снимается само противопоставление «жизни» и «смерти», споры о том, является Н. вечной жизнью или уничтожением, оказываются лишёнными смысла.
        В ходе развития буддизма конкретизируются представления о Н. как об абс. реальности, делаются попытки онтологизации психологич. состояния. Для хи-наяны в этом отношении характерна концепция вайб-хашики, согласно которой Н. в роли абс. реальности предстаёт как некий неподвижный, неизменный, единственный в своём роде элемент — дхармадхату; в махаяне Н. отождествляется с дхармакаей — космич. телом Будды. Хотя в основе концепции Н. в буддизме лежит общее всем религиям деление на мир обусловленный и необусловленный и, более того, хотя концепция Н. находится в русле мистич. идей о достижении совершенного состояния души, построения «царства не от мира сего внутри нас», особенностью буддийской идеи Н., отличающей её и от брахманистскоиндуистской концепции мокши, и от идей манихейства, суфизма, христ. мистицизма, является абс. несвязанность её с идеей трансцендентного бога, утверждение постулата имманентности абсолюта миру.

        Vаlleе Poussin L. de la, Nirvana, P., 1925; Steherbatskу T h., The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927; Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Westerninterpreters, Chi.— L., 1908; Joliansson E., The psychology of Nirvana, N. Y., 1970;


Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.
1983.

dic.academic.ru

Что такое нирвана и как ее достичь?

В буддийской религии говорится о том, что каждый человек желает достичь состояния безмятежности и блаженства. Изучая, что такое нирвана и как в нее войти, последователи восточной философии стремятся приобщиться к Абсолюту и окунуться в состояние безмятежного счастья.

Нирвана — что это?

Понятие нирваны исходит из восточной философии. В переводе с древнего индийского языка слово «нирвана» означает «угасание, прекращение». Но в отличие от западного понимания в восточной философии понятия прекращения и угасания наделены положительным смыслом. Они означают избавление от бед, горестей, страданий и постоянной жизненной борьбы. Нирвана – это состояние, в котором разум человека приобретает новое качество. В этом состоянии мозг получает свободу от мыслей, тревог, желаний. Благодаря этому человеку открывается новый мир и понимание жизни.

Что такое нирвана в Буддизме?

Понятие нирваны в буддизме является одним из самых сложных. Точное определение этому слову не смог дать даже легендарный основатель этой религии Будда Шакьямуни. В своих высказываниях он лишь косвенно касался нирваны, отзываясь о нем, как о состоянии, в котором исчезают обычные мысли и переживания. Хотя в понимании европейцев нирвана тесно связана с ощущением счастья и безмятежной радости, родоначальник буддизма никогда не упоминал нирвану в сочетании с блаженством и удовольствием.

Нирвана в буддизме является антитезисом колеса сансары, под которой понимают мир переживаний, стремлений, страданий. Нирвана не соединена с чувствами и эмоциями, она выходит за рамки обычных ощущений, переводя разум человека в другой мир. Среди буддистов нет однозначного понимания этого термина. Зачастую нирвану трактуют так:

  • состояние полной безмятежности, которое можно достичь в этой жизни путем постоянных медитативных практик;
  • состояние человека после смерти.

Нирвана — философия

Нирвана является одним из центральных понятий в буддистской и индуистской философии, однако единого и точного понятия, что такое нирвана, не существует. Считается, что это конечная цель, к которой стремится каждая душа. Нирвана помогает разорвать круг перерождений и объединиться с высшим духом. Нирвана в философии джайнизма — это состояние души, вышедшей за пределы физического тела и кругов сансары. По мере развития буддизма нирвану стали воспринимать как некий абсолют, к которому можно стремиться, но который трудно достичь.

Виды нирваны

Нирвана у буддистов не имеет точного определения. В связи с этим выделяют несколько видов нирваны:

  • ментальная – кратковременное состояние, при котором человек ощущает необычный покой и получает озарение;
  • жизненная – состояние просветления, достигаемое при жизни и обрывающее круг кармических превращений;
  • вечная, или истинная – особое состояние, в котором можно оказаться лишь после физической гибели.

Что значит достичь нирваны?

У людей, не интересующихся восточной философией, достижение нирваны ассоциируется с получением запредельно приятных эмоций. В понимании этих людей вход в нирвану связан с получением удовольствия. Восточная философия отвечает на этот вопрос совершенно иначе. Адепты буддизма и джайнизма считают, что достичь нирваны – это означает войти в новое состояние, в котором отсутствуют тревоги и переживания. В состоянии нирваны человек ощущает себя частью Вселенной и находится в абсолютном покое.

Как попасть в нирвану

Приверженцы буддизма разных веков имеют несходное мнение относительно того, как постичь нирвану. Некоторые буддисты считают, что нирвана является недостижимой для людей в сансаре. Другие же говорят о том, что каждый человек должен ощутить на себе состояние нирваны при жизни, так как в противном случае ему придется прожить еще одну жизнь. Сторонники этой теории дают советы, как войти в нирвану. Названные советы помогут научиться контролировать свое сознание и управлять им. Это станет хорошей платформой для того, чтобы с помощью медитаций достичь состояния нирваны:

  1. Контроль дыхания. Сначала надо почувствовать, как воздух проходит через все тело. Затем зафиксировать свое внимание на выдохе. В этом состоянии тело расслабляется, уходит отработанный воздух.
  2. Полное погружение в деятельность. Для овладения состоянием нирваны необходимо учиться концентрироваться на той деятельности, которой человек занимается. К примеру, если он читает, то все мысли должны быть только о прочитанном.
  3. Следование за временем и событиями. Не стоит зацикливаться на том, что уже прошло. Надо идти вслед происходящим событиям, думать о них и жить в них.

Поза для входа в нирвану

В вопросе, как достичь нирваны, важное значение имеет поза. Новичкам лучше всего начинать с позы лотоса, потому что она позволяет зафиксировать тело человека в комфортном состоянии. Хотя нирвана доступна в любой позе, необходимо выбирать такие из них, в которых человек не смог бы заснуть при расслаблении. Поза лотоса складывается из таких составляющих:

  • спина должна быть прямой;
  • плечи расправлены;
  • пятка одной ноги находится на бедре другой и наоборот, пятки надо держать ближе к животу;
  • руки расслаблены и слегка согнуты в локтях;
  • ладони раскрыты вверх;
  • под ягодицы лучше подложить небольшую подушку;
  • тело слегка наклонено вперед.

 

womanadvice.ru

что значит «находиться в нирване»? и что такое «нирвана»? чувство или что то подобное….

У тебя ж на авке гитара, наверное знаешь что есть Нирвана. По сути это Курт Кобэйн, без него её нет.

А нирвана это видимо слияние с божеством, вселенной.

Нирва́на (санскр. निर्वाण, nirvāṇa?, пали nibbāna, «угасание, прекращение» ) — понятие в буддизме, обозначающее состояние освобождения от страданий. В бытовом смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости

В буддизме нирвана:

* трансцендентное состояние не проходящего покоя и удовлетворённости
* разрыв в цепи перерождений (сансары) , прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый Покой
* не поддается никаким определениям

По поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддийских буддологов и исследователей буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана — слияние с Брахмой. Принципиально сейчас принято различать 3 вида нирваны:

1. Моментальная нирвана — кратковременное состояние покоя и просветления, знакомое каждому человеку.
2. Жизненная нирвана — состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни.
3. Вечная нирвана — состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела.

попробую ответить по-своему: состояние, когда не душа в теле, а тело полностью в душе

Одно из ненормальных состояний, вызванных искусственно.

<a rel=»nofollow» href=»http://ariom.ru/wiki/Nirvana» target=»_blank» >http://ariom.ru/wiki/Nirvana</a>

мы уже все в нирване и умерли давно просто этого не чуствуем

touch.otvet.mail.ru

нирвана

Нирвана, будучи санскритским словом, буквально означает «затухание» или «угасание» (как затухание огня или угасание светильника). В древней Индии существовала традиция тушить домашний огонь, прежде чем выходить из дома и отправляться в странствие с целью принять санньясу (стать странствующим аскетом). Этот символический жест знаменовал окончание мирской жизни и начало жизни в отречении.

Нирвана также означает «прекращение» – абсолютное и окончательное прекращение или уничтожение всех желаний, индивидуальности и привязанностей.

Кроме того, термином «нирвана» характеризовали жизнь аскета, который прекращал готовить пищу, поддерживать огонь и жил тем, что посылала ему мать-природа – до тех пор, пока он не убивал своё тело посредством голодания.

В философском или духовном смысле нирвана означает состояние несуществования, нестановления и небытия.

При этом говорится, что, по сути, нирвану невозможно описать словами. Мы можем лишь спекулировать о ней, ведь никто из тех, кто (гипотетически) достиг этого состояния, не вернулся и не рассказал нам о нём.

Санатана Дхарма («индуизм») и Будда Дхарма (буддизм) преподносят нирвану по-разному, в соответствии со своими уникальными взглядами на природу существования, творения, Бога и душу.

Согласно буддизму, который Будда первоначально проповедовал в Индии, существа приходят в бытие из «ниоткуда», и природа их существования есть совокупность вещей и элементов. Никто не творил их. Существование и личность проявляются из состояния пустоты (шуньи) или небытия.

Придя в бытие, существа начинают желать вещей и вовлекаются в поиск и борьбу, что приводит к накоплению материальных реалий, карме, рабству, иллюзии, рождениям и смертям. В силу желания существа становятся жертвами процесса становления, бытия, изменения и дальнейшего становления.

Таким образом, бытие, желания, становление, рабство суть состояния существования. Эти состояния временны. Само бытие временно. Души нет, есть только определённое состояние бытия, которое претерпевает рождения и смерти. Так продолжается до тех пор, пока набор элементов не рассеивается благодаря очищению, бесстрастию и отречению. В конце путешествия происходит возвращение в состояние нестановления, небытия, несуществования или пустоты – нирвану.

Существование подобно пузырю, а нирвана – это тот «момент», когда пузырь лопается. Пузырь появляется из «ниоткуда», а затем исчезает в «никуда». То, что мы видим между этими двумя событиями, есть просто спектакль, мираж, иллюзия.

Таковы буддийские представления. Согласно Саанатана Дхарме, нирвана – это состояние освобождения. Это неописуемое состояние вечного блаженства.

Индусские писания также говорят о существовании, несуществовании, бытии и небытии, становлении и нестановлении, но интерпретации отличны от буддийских. Согласно индуизму, всё это суть проявления единого вечного принципа, именуемого Брахманом, который превозносится в Ведах как высочайшее и универсальное высшее «Я».

Этот Брахман, по большому счёту, остаётся непроявленным. Затем его часть «пробуждается» или приходит в существование, и становится субъектом становления и бытия. Веды сообщают, что это происходит в силу появления первичного желания быть, иметь, становиться и наслаждаться.

Иными словами, бытие не возникает из пустоты или «ничто», но имеет своим источником вечного Бога, который есть одновременно Бытие и Не-Бытие, Проявленный и Непроявленный, Существование и Не-Существование. Он проявляет себя и всё творение и наполняет его собой посредством желаний, привязанностей, рабства, заблуждения, рождений и перерождений.

Всей этой череде явлений приходит конец, когда живое существо стремится преодолеть свои желания и карму и достичь освобождения.

Таким образом, в индуизме нирвана знаменует окончание становления и бытия и возвращение в первозданное и вечное состояние чистого существования.

audioveda.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о