Нлп пирамида логических уровней: Пирамида Дилтса: как пользоваться | Модель логических уровней

Пирамида логических уровней Роберта Дилса

  • 5,2K просмотров

Роберт Дилтс – психолог, который развивал НЛП – направление.  Отучившись у основателей Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера.  Милтона Эриксона и Грэгори Бэйтсона, искренне вдохновившись идеей, свою веру в  возможности НЛП он реализовал в таких областях, как образование, творчество, лидерство, здоровье.  Личным вкладом Роберта стала разработка модели пирамиды логических уровней –  технологии изменения стратегий мышления и системы убеждений,  о которых пойдет речь в этой статье.

В основе Пирамиды лежит мысль о том, что люди воспринимают и анализируют одну и туже информацию по-разному. И то, как они это делают, напрямую влияет на их успехи и промахи. Модель позволяет определить для себя ситуации, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь, осознать ошибки и понять, куда двигаться дальше.

Содержание
  1. Уровень первый – окружение
  2. Уровень второй – поведение
  3. Уровень третий – способности
  4. Уровень четвертый – убеждения и ценности
  5. Уровень пятый –  идентичность
  6. Уровень шестой – миссия

Пирамида Дилтса – практическая методика,  поэтому лучше взять листок бумаги и по мере прохождения по уровням, записывать мысли, ответы на вопросы, которые будут приходить в процессе  самоанализа.

 

Уровень первый – окружение

«Что я имею?», «Кто я?», «Где я?», «Куда хочу попасть?»

Разбираясь с этим уровнем своей жизни, надо честно взглянуть на то, что есть у нас в настоящем (а главное – чего нет, а хотелось бы иметь). Это касается материальной сферы, отношений, окружающей нас действительности.

Уровень второй – поведение

«Что я делаю?», «Что делать дальше?»

Уровни в пирамиде связаны, и вопрос «Что я делаю?» может дать понимание, каким образом сложился первый уровень пирамиды. Причины того, что мы имеем, иногда кроются в том, что мы совершаем определенные действия, а на другие действия нам не хватает ресурсов, дисциплины, желания.

Уровень третий – способности

«Как это делать и благодаря чему?», «Что я умею?», «Какие возможности есть?»

На предыдущем уровне должно проясниться, какие действия я совершаю, для того, чтобы иметь то, что имею. И важно прояснить, что МОЖНО делать для того, чтобы обрести то, чего в данный момент у меня нет, но хочется, чтоб было. Проходя третий уровень пирамиды, необходимо ответить на вопросы, как совершаются действия, и что помогает. Самоанализ  на этом уровне должен быть направлен на поиски способов, которые могут привести Вас к желаемой цели. У каждого человека есть набор инструментов, который шаг за шагом привел его к тому, что он сейчас имеет и к тому, чего у него сейчас нет. Можно ли что-то делать иначе? Как это можно делать иначе?

Уровень четвертый – убеждения и ценности

 «Почему для меня это так важно?», «Во что я верю?», «Как это влияет?»

На этом уровне приходят ответы на вопросы «Как я понял, что для меня это важно?», «Зачем мне это?». На этом уровне важно посмотреть, как бы со стороны на свои убеждения, и постараться оценить их на предмет шаблонности, слепого копирования чьих-то установок, открыть для себя новые смыслы и видения ситуации.

Уровень пятый –  идентичность

«Кто я?»

На этом уровне надо ответить на вопрос о понимании и вИдении себя.

Постарайтесь оценивать себя настоящего. Не следует скатываться в перечисление только минусов или только плюсов. Опишите себя разносторонне: и с профессиональной стороны, и с личной, и с творческой. Пропишите достоинства и недостатки, работая над ними, вы становитесь лучше.

Уровень шестой – миссия

«Зачем я это делаю?» «Ради чего?»

Определитесь со смыслами ваших действий.  Здесь нередко возникает сложность, так как смыслами непременно должно быть что-то очень глобальное. Однако это далеко не всегда так. Вы же не впустую проживаете время, отведенное вам. Каждый человек важный и нужный. Многие смыслы сильно недооценены в нашей голове, а некоторые напротив –  переоценены. Этот уровень считается духовным.

 

Related Tags
  • Ликбез,
  • НЛП,
  • профайлинг,
  • роберт дилс,
  • эффективность

Пирамида Дилтса — быстрое решение жизненных проблем

Пирамида Дилтса помогает получить ответы на ряд серьезных вопросов. Наверняка, вы не раз спрашивали себя: почему я, прилагая столько усилий, до сих пор не достиг поставленных целей? Или почему жизнь сложилась именно так? Часто такие размышления заводят в тупик. С помощью пирамиды вы сможете разобраться с самыми сложными ситуациями. А также поймете цель своего существования и смысл жизни.

Содержание

  • Определение пирамиды
  • В чем необходимость
  • Уровни пирамиды Дилтса
    • Уровень первый
    • Уровень второй
    • Третий уровень
    • Четвертый уровень
    • Пятый уровень
    • Шестой уровень
  • Дополнительные вопросы
  • Принцип работы пирамиды Дилтса
  • Почему задачи нужно записывать
  • Заключение

Определение пирамиды

Пирамида Дилтса – инструмент для разрешения многих жизненных дилемм и давно интересовавших вопросов. Это возможность определиться со смыслом жизни.

Создатель пирамиды – Роберт Дилтс, лидер современного течения нейролингвистического программирования. Является автором более 40 книг по НЛП. Известен изучением человеческой личности, а также работой со многими бизнес-компаниями. Среди них Lucasfilm Ltd, Fiat, Xerox.

Для того, чтобы понять суть пирамиды Дилтса, нужно ее мысленно представить. Для примера вспомните египетские пирамиды, состоящие из нескольких уровней. Самая верхняя часть представляет собой гробницу.

Пирамида Дилтса выглядит так же. У нее тоже есть уровни. Их 6. Они не имеют физического воплощения. Это ментальное строение, связанное с разумом и сознанием человека. Каждая часть — большое хранилище, в котором собраны внутренние составляющие каждой личности.

В чем необходимость

Зачем нам нужна какая-то модель пирамиды Дилтса и ее логические уровни, — спросите вы? В жизни каждого человека бывают сложные ситуации. Возможно, это проблемы на работе или во взаимоотношениях, неудовлетворительный уровень жизни, круг общения. Вариантов сотни. И это нормально. Пирамида Дилтса поможет во всех этих случаях:

  1. Даст возможность осознать, что в жизни нужно что-то изменить. Также покажет, какие именно сферы нуждаются в корректировке.
  2. Позволяет расставить проблемы по сложности и важности. Их решение начинается с нижнего уровня. Благодаря этому человек видит, в каком направлении ему нужно двигаться. Это сродни тому, как происходит движение по карьерной лестнице.

Пирамида логических уровней Дилтса применима практически во всех сферах жизни. Это карьера, финансовое состояние, личностный рост, построение личных отношений и в коллективе.

Уровни пирамиды Дилтса

А у вас было ощущение, что вы запутались в жизни? Часто решение каких-либо задач и проблем напоминает хождение по запутанному лабиринту. Иногда вы идете в правильном направлении, а иногда заходите в тупик. Выбраться, не используя карту или хотя бы подсказки, практически невозможно. Но как только вы подниметесь на одну из стен и посмотрите на лабиринт сверху, все станет на свои места.

То же самое происходит в реальности. Почти невозможно решить проблему сразу после ее появления. В большинстве случаев для поиска наиболее подходящего решения нужно подняться над ней на пару уровней выше. Сделать это помогут правильные вопросы. Они расположены на каждом уровне модели пирамиды Дилтса.

Уровень первый

По-другому называется окружением или реакцией. Это нижний уровень пирамиды. Представляет собой все, что окружает человека, внутренняя и наружная среда. По сути, это сам человек со всеми своими особенностями, внешностью, чертами характера и т.д. Сюда же можно дописать людей, с которыми индивидууму приходится общаться, жить, вести совместную деятельность.
Главный вопрос первого уровня – что я имею на данный момент? Из второстепенных можно выделить:

  1. Насколько комфортно я себя ощущаю?
  2. Что происходит в моем окружении?
  3. Где я нахожусь сейчас и где хотел бы находиться?
  4. Какую роль я играю в моем окружении? Нравится ли мне такое положение вещей? Этого ли я хотел?
  5. Какие люди находятся возле меня? Кого бы я хотел видеть, а от кого быть подальше?
  6. Кто-нибудь из моего окружения помогает мне идти вперед к поставленным целям?

Получается, что этот уровень пирамиды Дилтса – это повседневность, быт, отношения и материальные аспекты каждого человека.

Уровень второй

Следующий уровень — это поведение. Здесь себя следует спросить о том, что вы делаете. Причем речь идет не только о действиях. Важен их результат.

Рассмотрим действие нейро-логической пирамиды Дилтса на примере человека, который жалуется на плохое материальное положение. При детальном рассмотрении проблемы выясняется, что он виноват в ней сам. Он просто не может признаться себе и другим, что работает слишком мало, безответственно.

Если копнуть глубже, оказывается, что человек из всего рабочего дня тратит на выполнение прямых обязанностей всего несколько часов. Он не проявляется активность, не работает на результат, не растет профессионально.

В этом примере причина низких доходов – лень. Использование здесь пирамиды Дилтса помогает понять простую истину – зарплата не вырастет из-за лени.

На этом уровне спросите себя: что я делаю и что получаю взамен? Из этого вопроса плавно вытекает следующий: в происходящем виновата сама жизнь или все же мы несем за это ответственность?

Третий уровень

Означает способности и направление движения. На этом уровне стоит спросить себя: какой я сделаю выбор? Обычно его определяют десятки различных факторов. Это жизненные цели, приоритеты, состояние здоровья, увлеченность каким-либо занятием и т.д.

На третьем уровне пирамиды Дилтса вы сможете понять, к чему нужно стремиться, чего хочет ваша душа. Такой анализ поможет поставить и достичь цели. В этом посодействуют и 3 вопроса:

  1. Какие сильные стороны моего характера помогут мне добиться успеха?
  2. Чему мне нужно научиться, какие навыки и умения освоить для достижения нужного результата?
  3. Могу ли я при достижении своих целей использовать возможности других людей?

Если вы выбрали направление движения, не останавливайтесь, несмотря ни на какие трудности. Задумайтесь о том, какие из способностей вы могли бы развить или улучшить. Это не займет много времени и сил, ведь у вас есть стимул к действию.

Четвертый уровень

На этом уровне пирамида Дилтса рассматривает ценности, приоритеты и мотивацию. Они разные у каждого человека. И не всегда бывают правильными. Возьмем, к примеру, будущего студента, который не может решиться поступать в понравившийся ВУЗ. Он считает, что там все исключительно по знакомству. Или представьте предпринимателя, который работает честно. Но при этом считает, что все остальные нагло врут.

Четвертый уровень помогает избавиться от шаблонов и стереотипов, которые в той или иной мере могут помешать в достижении цели.

По мнению психологов, этот уровень является самым важным. Он позволяет ближе познакомиться с собственным восприятием мира, своим подсознанием. Здесь вы поймете, что ваши ценности могут не совпадать с ценностями окружающих. И это нормально. Люди не могут смотреть на вещи на 100% одинаково.

На этом уровне пирамиды Дилтса вы получите ответы на такие вопросы:

  1. Насколько важна для меня эта цель?
  2. Насколько ценным будет для меня достигнутый результат?

Также можно спросить себя: как достижение цели повлияет на мои ценности, взгляды, приоритеты?

Пятый уровень

Пятый уровень называют идентификацией, определением своего места в жизни. Его важность значительно выше, чем у предыдущих уровней. Все из-за того, что он так или иначе оказывает на них влияние. Он помогает понять, какую роль вы играете в жизни. Главное в этом вопросе – научиться адекватно себя оценивать. Ни в коем случае не занижайте свои достоинства и достижения. А также помните о недостатках, качествах, которые было бы неплохо улучшить или развить.

Осознание того, кем вы являетесь на самом деле, играет важную роль в жизни. Если вы будете считать себя ни на что не способным неудачником, то так и не сможете добиться успеха. Будьте уверены, что у вас все получится.

Шестой уровень

На этом уровне логической пирамиды Дилтса человек понимает цель существования. Смысл жизни – то, что помогает идти вперед, несмотря ни на какие трудности и препятствия. Главное — знать, чего вы хотите и зачем это нужно.
Здесь стоит спросить себя: зачем я живу?

Дополнительные вопросы

Вопросы, задаваемые на каждом отдельном уровне пирамиды Дилтса, помогают увидеть общую картину происходящего. Чтобы добраться до сути вещей, увидеть все нюансы и мелкие детали, спросите себя еще кое о чем:

  1. Какой будет реакция окружающих на то, что я добился желаемого? Будут ли они рады за меня?
  2. Как достижение цели повлияет на мой внутренний мир?
  3. Принесет ли мой результат пользу родным и близким для меня людям?
  4. Изменится ли смысл моей жизни, цель существования после того, как цель будет достигнута?
  5. Могу ли я в ближайшие 2 дня сделать что-то в направлении цели?
  6. Смогут ли окружающие помочь мне с выбором направления, возможно, исправить мои ошибки?

Интересно, что подобные вопросы рассматриваются даже на семинарах по коучингу.

Принцип работы пирамиды Дилтса

Пользоваться моделью пирамиды Дилтса с логическими уровнями не сложно. Процесс ее заполнения выглядит так:

  1. Точно определить задачу. Но не мысленно, а на бумаге. Почему письменно? Зачастую мозг воспринимает мысли как нечто временное, несерьезное.
    Записанная же от руки проблема станет осязаемой. Альтернатива – записать ее на диктофон.
  2. Найти, на каком уровне пирамиды прячется проблема.
  3. По очереди подниматься по всем уровням, пытаясь найти решение, ответы на свои вопросы. В самом верху представьте, что проблема решена. Хотя бы на пару минут ощутите вкус победы, удовлетворения.

Для наглядности рассмотрим часто встречающуюся ситуацию: женщина считает, что руководство компании ее не ценит, не уважает. Иногда ей хочется забыть мечты о карьерном росте и все бросить. Как здесь поможет пирамида Дилтса?
Заполним уровни по порядку:

  1. Окружение. Кто должен уважать и ценить женщину? Руководители, коллеги. Не стоит забывать и об уважении самой себя, адекватной самооценке.
  2. Поведение. На этом уровне нужно выяснить, как окружающие должны показывать уважение. От руководства ожидается похвала, интересные и значимые поручения. От коллег — это, возможно, внимание к предложениям.
  3. Способности. Здесь женщине стоит составить список навыков и умений, которые покажут коллективу ее опыт, квалификацию.
  4. Ценности. На этом уровне следует разобраться, зачем нужно уважение. Чаще всего оно ведет к карьерному росту. Кроме того, человек чувствует себя ценным сотрудником, видит свою значимость.
  5. На пятом уровне женщине нужно задуматься, какой она должна быть, чтобы ее уважали?
  6. Здесь стоит задать главный вопрос – а зачем женщине нужно уважение коллег и начальства? В этом примере — для того, чтобы доказать себе и близким свою состоятельность.

В данном примере проблема находится на 4 уровне, а ее решение на последнем 6. Получается, что начальство и коллеги здесь совсем ни при чем. Женщина пытается убедить родных и себя в том, что она – квалифицированный специалист. При решении других проблем решение так же расположено на пару уровней выше.

Почему задачи нужно записывать

Решая проблемы с помощью пирамиды Дилтса, нужно соблюдать одно условие: цели, рассуждения и результаты фиксируйте на бумаге. Зачем? Есть 4 причины:

  1. Мозг лучше воспринимает информацию. Вспомните, как в школе вы писали конспекты.
  2. При написании головной мозг начинает работать активнее. Благодаря этому получается точнее обозначить задачу и быстрее найти способ ее решения.
  3. Проблема из ментальной становится осязаемой, физической. При этом человек может даже представить, что он ее уже решил. Это станет мотивацией к дальнейшим действиям.
  4. Записывая свои размышления, вы видите ситуацию со стороны. Это позволяет быстро проанализировать и решить ее.

После того, как вы сделаете записи, ответьте на вопросы каждого уровня. Ответы также запишите. Вы увидите, что проблема устраняется как бы сама собой.

Заключение

Пирамида Дилтса – это возможность повернуть жизнь в нужном вам направлении. Отличный инструмент для решения серьезных проблем. Она помогает не только разобрать их на составные части. Но и увидеть корень, саму суть. Заполняйте уровни пирамиды один за другим. Чаще всего решение лежит на 1-2 «этажа» выше проблемы.

НЛП — Логические уровни изменения

Логические уровни изменения

Вы хотите что-то изменить? Вы не знаете, с чего начать? В этой статье мы представляем мощный инструмент, который может помочь вам быстро определить, что вызывает проблему и как от нее избавиться. Этот инструмент представляет собой модель логических уровней НЛП.

Модель логических уровней, также известная как логические уровни Дилтса, была разработана Робертом Дилтсом и Тоддом Эпштейном, которые, в свою очередь, были вдохновлены работами Грегори Бейтсона и Бертрана Рассела.

Модель логических уровней — очень полезный инструмент для личных изменений, поскольку она дает основу для определения того, почему вещи происходят именно так, а не иначе. Модель предполагает, что процессы обучения, решения проблем, сенсорной обработки, изменения и общения происходят на шести различных иерархических уровнях.

Понимание уровней

Модель логических уровней состоит из следующих шести этапов: окружающая среда, поведение, способности, убеждения и ценности, идентичность, духовность или связанность.

Взгляните на таблицу ниже. Иерархию шести уровней можно представить в виде пирамиды, в которой все уровни связаны друг с другом.

Соответствующее положение данного логического уровня становится важным для осуществления устойчивых изменений. Внесение изменений на нижнем уровне может, но не обязательно, повлиять на верхний уровень. Однако изменение на верхнем уровне окажет заметное влияние на уровни ниже. Другими словами: то, что наверху, управляет всем, что внизу.

Пройдемся по каждому из логических уровней, начиная снизу:

1. Среда: Что мне нужно изменить?

Этот уровень относится к физической и эмоциональной среде вокруг нас, такой как сообщество, наши условия жизни, люди вокруг нас, инструменты и ресурсы, доступные нам, культура, частью которой мы являемся. Чтобы перейти на этот уровень, спросите себя: как мое окружение влияет на мою цель? Каковы мои внешние возможности или ограничения? Какие люди мне нравятся, когда меня окружают? Откуда я могу получить поддержку? Где мои ресурсы? Какие чувства вызывает у меня рабочая среда?

2. Поведение: что мне нужно изменить?

Второй уровень относится к действию и поведению человека. Как человек действует или реагирует в той или иной ситуации? Каковы физические признаки с точки зрения языка тела и голоса? Какие привычки? Каков текущий образ жизни? Являются ли они шаблонами?

3. Возможности: Как внести эти изменения?

Этот уровень посвящен способностям, навыкам, талантам, знаниям и компетенциям, которыми мы обладаем и которые приводят к ряду действий и поступков. Какие навыки и способности, которыми мы обладаем в настоящее время, помогут нам добиться желаемых изменений? Какие навыки нам нужны, но мы еще не научились, чтобы внести необходимые изменения?

4. Убеждения и ценности: Почему я делаю эти изменения?

Убеждения и ценности определяют поведение. Они обеспечивают основную мотивирующую силу наших действий и возможностей и, следовательно, оказывают огромное влияние на наши результаты. Они определяют, кто мы есть, и направляют нашу жизнь. Но часто мы даже не осознаем их. Полезные вопросы для доступа к этому логическому уровню: Что для меня важно? Во что я верю и ценю? Почему я верю и ценю это? Что я считаю правильным и неправильным? Какие убеждения могут помочь мне добиться лучших результатов?

5. Личность: Кто я и отражаю ли я это в своей жизни?

Идентичность — это наше самоощущение, наши основные убеждения и ценности. Этот уровень можно охарактеризовать вопросами: Кто я? Как я думаю о себе? Что я поддерживаю? Каково мое видение жизни? Как то, что я испытываю, выражает то, кто я есть? Как бы другие описали меня?

6. Духовность или связанность: Кому я служу и с какой целью?

Высший логический уровень имеет дело с общей картиной жизни, когда мы начинаем сомневаться в нашей собственной цели, этике, миссии или смысле жизни. Задавание следующих вопросов помогает нам получить представление о вашей цели в жизни: В чем смысл моей жизни? По какой причине я здесь? Как бы я хотел, чтобы меня помнили, когда я уйду? В какое большее благо я верю?

Идентификация различных уровней

В следующем предложении выделяются пять ключевых уровней. Там, где человек подчеркивает слово, часто выявляется, к какому логическому уровню нужно обратиться, чтобы принять меры.

  • « Я не могу сделать это здесь» — Акцент на идентичности уровня : Кто может выполнить эту работу? Что я мог сделать?
  •  «Я не могу сделать это здесь» — Акцент на убеждениях и ценностях 9Уровень 0004: Что мешает мне выполнить задачу? Кто сказал мне, что я не создан для этого?
  •  «Я не могу сделать это здесь» — Акцент на уровне возможностей : нужны ли мне дополнительные навыки, методы или методы для продолжения?
  •  «Я не могу сделать , здесь» — акцент на уровне поведения : какие действия я могу выполнять? Есть ли у задачи позитивное намерение? Соответствует ли это моему личному развитию?
  • «Я не могу сделать это здесь » — Акцент на уровне среды : где, когда, с кем я могу действовать? Какова моя идеальная рабочая среда? Какое время дня будет лучшим?

Дополнительная информация? www. ansus-consulting.com | Навыки общения и мышления

Нравится:

Нравится Загрузка…

Теги: Ansus Consulting, поведение, убеждения и ценности, способности, Дилтс, окружающая среда, идентичность, логические уровни изменения, НЛП, духовность

Идентичность и коммуникация На основе логических уровней Бейтсона

Теория логических уровней Бейтсона

Существует множество неправильных представлений об идентичности. Многие люди идентифицируют себя со своим окружением или с приобретенными факторами, такими как религия, конкретная субкультура, с которой они себя отождествляют, или даже с тем, с чем они взаимодействуют в Интернете.

Чтобы прояснить, что представляет собой идентичность человека, мы используем пирамиду Бейтсона, которая разбивает идентичность на различные уровни, каждый из которых связан с нижележащим уровнем. Когда изменения происходят на одном уровне, они также могут переноситься на другие уровни.

То, кем вы являетесь, формирует вершину пирамиды, вашу личность и амбиции, а именно то, чего вы хотите достичь в жизни. Этот пункт поддерживается широкой базой, которая не представляет вашу идентичность, а состоит из ряда атрибутов, которые вы усваиваете благодаря своему образованию, вашей ситуации дома, в школе и через ваших друзей.

Ваша биологическая природа и окружающая среда, в которой вы росли, составляют основу пирамиды. Мы добавили в пирамиду биологический фактор, потому что было показано, что пропаганда ИГ нацелена на лимбическую систему мозга.

Вдобавок к этому приходит поведение, которому в основном обучают. Далее идет слой мощностей. Это дополняется ценностями и убеждениями, которые внушаются вам дома вашим религиозным или философским образованием и вашими сверстниками.

Ваше окружение, поведение, способности, ценности и убеждения даны вам в юности. Это то, что в конечном итоге определяет, кто вы есть. Разница между тем, кто вы есть, и тем, что вы приобрели, значительна. Религия составляет часть нижнего слоя пирамиды элементов, которые вы впитали. Однако в наши дни мы заметили, что многие молодые люди полностью отождествляют себя с исламом.

Религия представляет собой выбор, а не личность человека.

Школа решила использовать модель Бейтсона после проникновения джихадистской группировки Sharia4Belgium. По школе прокатилась волна радикализации.

Подход расположен на следующих четырех уровнях:

  1. Два человека, квалифицированные как мастера НЛП.
  2. Десять учителей получили квалификацию НЛП-практика.
  3. Каждый год 12 учителей посещают четырехдневный курс НЛП: крайне важно предоставить инструменты и поддержку учителям, которые сталкиваются с молодежью, подверженной риску радикализации. Среди прочего, они узнают, как противостоять отождествлению учеников с негативными представлениями о себе, как воспитывать здоровую самооценку.
  4. В то же время подростки лучше осознают влияние своего выбора, и им предоставляется возможность сделать другой выбор в жизни с помощью треугольника. Процесс заключается в формировании личности. Это двухдневный тренинг.
  5. Возможность индивидуального коучинга (для преподавателей или студентов) при необходимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *