Нлп психология: НЛП, нейролингвистическое программирование — Психологос

Содержание

НЛП, нейролингвистическое программирование — Психологос

НЛП, нейролингвистическое программирование — брэнд и направление в практической психологии со своей историей, персонами, языком, методиками и традициями​. По сути, это совокупность технологий, объединенных общим языком и методологией, позволяющая человеку действовать более эффективно в проблемных для него ситуациях. Положительный результат достигается путем овладения клиентом расширенного набора поведенческих паттернов​, то есть свободой выбора ответных реакций.

Создатели НЛП — Ричард Бендлер, Джон Гриндер, Фрэнк Пьюселик, Грегори Бейтсон, Роберт Дилтс. В России в развитие и продвижение НЛП большой вклад внесли А. Плигин, Т. Гагин, А. Герасимов, М. Гинзбург, С. Ковалев, М. Пелехатый, Энтони Роббинс.

Для создателей НЛП человек — сложная информационная машина, имеющая свои языки и программы. Аффективная сфера, эмоции, чувства и воля описываются лишь ресурсные или нет состояния, создаваемые теми или иными программами, но не имеющие собственной природы и закономерностей.

НЛП работает как с бессознательным, так и с сознанием; много и подробно работает со структурой субъективного опыта, уходя от вопроса об объективности происходящего.

«Карта не равна территории» — один из любимых тезисов НЛП, ориентирующий на изучение того, как человек воспринимает, интерпретирует и структурирует приходящую к нему информацию.

НЛП мало интересуется прошлым субъективным опытом клиента, он не ищет причины в прошлом, а изучает способ восприятия и на этой основе строит настоящее и будущее. Филогенез, онтогенез, формирование личности или психических функций — все это вне интересов НЛП. НЛП ориентирован прежде всего не на объяснение, а изменение. Задача НЛП — реальные личностные изменения, не почему, а КАК. НЛП интересуется теориями ровно настолько, насколько это необходимо для практики, подчеркивая при этом, что эти теории для него — не истина, а только рабочие модели. Не более, чем рабочие модели. Традиционная позиция НЛП: «Все, что мы вам рассказываем, это неправда.

Дело только в том, что это работает».

У такого подхода есть свои и плюсы, и минусы. Плюсы — практичность, здоровый прагматизм, минусы — безразличие к конкретной картине мира, которая по сути внушается клиенту. При использовании шаманских техник, часто используемых в НЛП, клиент материалистическую картину мира меняет на мистическую.

​​​​​​​Любопытная особенность приверженцев НЛП — безразличие к разумным обоснованиям и убежденность, что все коммуникативные взаимодействия между людьми есть только и исключительно внушения. И ничего, кроме внушений. Разумные обоснования НЛПеры рассматривают только как разновидность внушений, эффективных для людей с личностным типом «рационал», и в общении с рационалами моделируют разумные обоснования лишь в той мере, насколько эти как бы обоснования убедительно выглядят. «Правда», «логика», «обоснованность», «объективность» и «научная честность» для приверженцев философии НЛП лишь смешные слова для наивных людей, на место которых НЛП ставит «эффективность» и «экологичность».

НЛП стремится к технологичности и использует пошаговое описание процедур изменения, где каждый шаг имеет сенсорно очевидные признаки — это привлекает к нему людей, склонных к инженерно-рациональному подходу. С другой стороны, в психотерапевтической работе НЛП использует преимущественно трансовое (измененнное) состояние психики клиента во время реализации своих техник, что создает подходу ореол «волшебства» и привлекает тех, кто любит получать результаты без сознательных усилий.

Коллекция технологических приемов НЛП — почти исключительно приемы воздействия через бессознательное и внушения, действующие скрыто, помимо и вне сознательного контроля. Игнорирование открытых и разумных вариантов взаимодействия психолога и клиента явно обедняет инструментарий НЛП, с другой стороны придавая ему привлекающую многих окраску магии и волшебства.

НЛП в первую очередь технология, прежде всего — инструментальный, а не ценностный подход. НЛП не рассказывает, как жить правильно, не решает вопросы смысла жизни или переустройства общества. Клиенты приходят со своими проблемами — НЛП переформулирует это в задачи и помогает в решении, отсекая только явно неэкологичные варианты.

В НЛП вообще нет понятия «правильного человека», причем как на уровне ценностей, так и на уровне поведенческих стратегий. В этом подходе не используется понятия «поведение правильное» или «неадаптивное поведение» как поведение, есть поведение более или менее подходящее под контекст. Когда-то внимание фокусируется на нежелательном поведении и его коррекции, когда-то — на новых выборах поведения — это не так важно, важно дать возможность конкретному человеку в данном контексте подобрать нечто более подходящее (эффективное, экологичное, надежное, доступное).

Ориентировка на эффективность и безразличие к ценностям привело к тому, что НЛП стойко ассоциируется с манипулятивными технологиями. Действительно, НЛП придерживается позиции, что манипулируют все и всегда, и ставит лишь задачу делать это более осознанно.

НЛП применяется в самых различных областях: психотерапии, рекламе, спорте, личностном росте, коучинге, продажах и т. д. Метод НЛП исходит из того, что если в какой-то области кто-то умеет вести себя успешно, то другие люди могут эту успешность смоделировать и в той или иной мере воспроизвести. Нередко эту идею выдвигают как основу НЛП-подхода, утверждая, что НЛП — это технология моделирования успешности. Выделять это как особенность НЛП оснований нет, поскольку практически все авторы, работающие в практической психологии (Д. Карнеги и Б. Трэйси, Н. Козлов и С. Кови) свои наработки создавали на основе анализа особенностей общения успешных людей, анализа жизни успешных людей и руководителей успешных компаний.

В области психотерапии НЛП моделирует работу успешных психотерапевтов, в области рекламы — моделирует работу рекламистов, получающих стабильный результат. НЛП предполагает, что успешная деятельность — это в первую очередь эффективные поведенческие технологии, и если детально изучить структуру поведения (в том числе внутреннего поведения), то другие люди смогут повторить чужой успех.

Идея великолепная, но имеет слабое место.

Успех — это не только технологии, это еще и способности, которые у разных людей разные. Если для деятельности дирижера требуется абсолютный музыкальный слух, а у вас его нет, моделирование гениального дирижирования вам поможет в небольшой степени.

Сильная сторона НЛП — выстроенность учебного процесса. Курс обучения (формат: НЛП-интенсив​ и НЛП-регулярный​) включает в себя востребованные темы и ориентирован на практическое применение полученных навыков в различных областях жизни. Циклы «НЛП-практик», «НЛП-мастер», «НЛП-тренер» хорошо стандартизированы по содержанию и методике обучения, в результате чего изучившие НЛП в одном учебном центре хорошо понимают выпускников другого учебного центра и могут продолжить там свое обучение.

НЛП легко узнается через свой особенный язык, отличается конкретной и техничной терминологией в противовес принятой в большинстве ранних психологических школ общей и абстрактной манере. Процедуры изменений описываются методично, подробно и пошагово, большинство понятий в НЛП стараются ввести в через наблюдаемые или сенсорно очевидные признаки.

Другая черта — наукообразность и серьезность языка описания: если что-то можно описать понятно, а можно научно, в НЛП это опишут обязательно научно.

В синтон-подходе состояние, когда человек светится радостью и заряжает радостью окружающих, будет названо Солнышко. На языке НЛП то же самое может быть названо как «Транслируемый ресурс позитива» и описано как ресурсное состояние, визуально калибруемое как метасообщение хорошего настроения.

Очень спорный вопрос — какие приемы и техники считать принадлежащими НЛП. Существует исторически сложившееся поле, которые по традиции считается полем НЛП. Калибровка, пристройки, глазодвигательные реакции, нейрологические уровни, договор с бессознательным, рефрейминг, якорение — когда специалисты это слышат, они уверенно говорят: «Это НЛП». С другой стороны, многие из техник, которыми пользуются нлперы и считают своими, были созданы людьми, к НЛП отношения не имеющими. Опыт Вирджинии Сатир, Фрица Перлза, Милтона Эриксона был сохранен и донесен до людей усилиями Гриндера и Бендлера, за это им огромная благодарность.

С другой стороны, если какой-то специалист разработал качественную психотехнику, а нлпер ее подсмотрел и описал, смоделировал, чья теперь это методика? Моделирование стало со временем способом присвоения чужих разработок по принципу: «То, что описано на языке НЛП, становится НЛП и продается как НЛП».

​Сторонники НЛП причисляют к НЛП все то удачное, что они им понравилось у сторонних специалистов и было ими описано на технологичном нлперском языке. Чаще всего это «фишки» — приемы, которые несложны в освоении, дают быстрый, похожий на «волшебный» эффект и хорошо продаются. Большинство таких фишек использует бессознательное, транс и гипнотические техники.

В НЛП популярен рефрейминг, используемый для прямой коммуникации со структурами, обеспечивающими функционирование за пределами сознания. Якорение — другая методика НЛП, используемая для ассоциативного связывания приятного чувства от воспоминания прошлого приятного события с воспоминаниями, всегда сопровождавшимися неприятными чувствами. Действуя совместно, рефрейминг и якорение могут вызывать приятные воспоминания и чувства в данный момент. При психотерапевтическом применении НЛП обеспечивает излечение многих фобий и иррациональных мыслей в течение одного сеанса.

Создатели НЛП мало что создали сами, но научились талантливо моделировать созданное другими, качественно описывать и энергично продавать через систему обучения. Для популяризации практической психологии НЛП сделало больше, чем какое-либо другое направление конца 20 века.

Где можно пройти обучение НЛП в Москве? В тренинг-центре Синтон:

  • Курс НЛП-интенсив
  • Курс НЛП — регулярный

Что такое НЛП и как это поможет вашему бизнесу

Фото с сайта blognews.am

 

«Если мы вдруг поймем, что все в этой жизни зависит только от нас, мы станем по-настоящему свободными, — уверены Олег Афанасьев и Николай Иняхин, учредители Interim Business Association (США, Польша, Украина, Беларусь). — Только представьте, как это изменит подход собственника к своему бизнесу!»

О механизмах нейролингвистического программирования (НЛП), которые превращают человека в «зомби», и о том, как «раскодироваться» руководителям, чтобы найти подход к своим клиентам, партнерам и коллегам — Олег и Николай рассказали в материале.

Совместно с компанией Interim Business Association мы продолжаем рубрику «Управление компанией во время перемен». Материалы этой рубрики выходят еженедельно в среду. В них вы найдете полезную информацию и практические советы по менеджменту.

Узнать, нужна ли вашей компании помощь в организации более эффективного управления, вы можете прямо сейчас с помощью экспресс-диагностики через специального бота или диагностику на сайте.


Олег Афанасьев
Учредитель международной организации интерим-менеджеров Interim Business Association
Николай Иняхин
Сооснователь международной организации интерим-менеджеров Interim Business Association
   

— В менеджменте мы часто задаемся рядом вопросов, связанных с общением: «Почему  мы никак не можем достигнуть взаимопонимания с клиентами/начальством/коллегами и т. п.? Почему кому-то бывает легко установить первый контакт, добиться взаимопонимания с клиентом и закрывать сделки одну за другой, а кто-то не может войти в доверие к клиенту, к начальнику, найти общую волну с коллегами?»

В таких случаях часто на помощь приходит НЛП.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это псевдонаучный подход к межличностному общению, развитию личности и психотерапии. Техники НЛП направлены на копирование или моделирование поведения людей, добившихся успеха в некоей области, для приобретения их навыков.

Последователи этой теории советуют развивать свою наблюдательность и гибкость ума.

Учиться не просто импонировать собеседнику, но и копировать его позы, жесты, мимику, речевые обороты и даже дыхание, как бы подстраиваясь под манеру его общения.

Результатом таких действий обычно бывает довольно быстрое установление доверия между вами. Предполагается, что собеседник подсознательно должен ощутить, что вы заинтересованы в общении и с уважением относитесь к нему. Так при помощи НЛП вы станете для него значимым. В такой ситуации вам будет намного легче:

  • Привести человека к продаже, если это клиент
  • Договориться о сделке, если это партнер или инвестор
  • Наладить доверительные взаимоотношения, если это коллега, член команды или подчиненный.

Самыми яркими примерами применения НЛП являются презентации продуктов Apple, которые проводил Стив Джобс. Результат известен всему миру. Методы и приемы, которые Джобс применял для завоевания аудитории, подробно описаны и разобраны в книге Кармин Галло «iПрезентация».

Чему бы ни были посвящены ваши рабочие презентации, вы можете быть уверены: применив хотя бы некоторые советы из этой книги, вы заставите аудиторию прислушаться к вам намного внимательнее. Поэтому тем, кто не читал, — очень рекомендуем.

Но если смотреть шире, то идет ли на пользу обществу, предпринимательству, личности применение техники НЛП?

Фото с сайта theoryandpractice.ru

Эпоха «зомби»: как нас лишают себя

Сегодня невозможно смотреть телевизор: репортажи буквально «зомбируют». А потом — люди просто говорят штампованными фразами, повторяют навязанные им идеи. При опросах на улицах наборы слов, которые можно услышать, не сильно отличаются друг от друга.Все это похоже на роман Дж. Оруэлла «1984»: нам говорят, о чем нам думать, чтобы мы не утруждали себя собственными мыслительными упражнениями.Большинство людей (и предприниматели здесь не исключение) живут как бы автоматически, не задумываясь над смыслом происходящего в их жизни и довольствуясь малым.

При этом выученная беспомощность таится за такими фразами: «Зачем об этом думать?», «От меня все равно ничего не зависит», «Похоже, так будет всегда», «Я недостоин этого», «Это моя вина».

Выученная беспомощность — состояние человека, при котором он не предпринимает попыток к улучшению своего самочувствия или обстоятельств, хотя имеет такую возможность.

Как правило, виной этому — рабская психология жертвы, внушенная с детства посредством идеологических моделей (будь то коммунизм, социализм, либерализм, правые, левые, красные, зеленые и т. п. — это не имеет значения). И если вы хотите эффективно управлять чем угодно — собственным бизнесом или собственной жизнью в принципе, — от нее обязательно нужно избавляться.

Но для начала давайте посмотрим на истоки проблемы — как именно нам навязывается такая психология. Возьмем, к примеру, политтехнологов: чему они учат свои команды? Команды людей, купленных для влияния на нас с вами. Возможно, вы удивитесь, но точно такими же правилами руководствуются в своей работе маркетологи. С их помощью они ежедневно программируют нас делать выбор в пользу того или иного продукта/услуги/бренда.

Интересно то, что правило «информирован — значит вооружен» очень хорошо работает в такой ситуации. Поэтому приведем несколько простых правил, которыми руководствуются в своей работе политтехнологи, чтобы вам было легче распознать их приемы и противостоять манипуляциям:

1. Мозг человека — открытая система. Искажение, подмена естественной среды обитания неотвратимо приводит к болезненному и зачастую опасному нарушению функционирования организма.  

2. Каждая целевая аудитория потребляет информацию (читай: «питает» свой мозг) из определенных источников. Так, например, олени ходят на водопой в одно и то же место на реке. Этим и пользуются охотники и волки. Так и в обществе: вычислив эти источники и наполнив их нужной информацией, можно получить доступ к подсознанию человека и управлять его поведением.

3. Посылай одни и те же месседжи разными словами. Упаковывай их в «жизненные» истории, анекдоты, шутки. Добирайся до эмоции и, вызвав возмущение или смех, добивай — заставляй делать нужный вывод словами: «Я же говорил, что это правда. Вот простое подтверждение».Большинство людей убеждают «примеры из жизни». И чем более они невероятны, тем легче в них верят. Главное — удивить. И в открытое подсознание «посеять» нужное зерно.

Вот, например, жизненная история компании P&G и один из ее принципов, который распространяется на все страны, где есть их представители. Если в кафе или ином общественном месте сотрудник P&G услышал, как сотрудники конкурентных компаний обсуждают свои дела, он должен предупредить их о том, что является представителем компании P&G.  

4. Проверяй эффективность воздействия, проводя социальные опросы и акции. Например, ИТ-компании регулярно проводят социальные опросы всех своих сотрудников и обязательно измеряют их эффективность. Как правило, в своих опросах они используют провокационные вопросы, чтобы расшевелить аудиторию и докопаться до истины.

5. Если что-то пошло не так — фальсифицируй результаты опросов. Все равно никто не проверит.

По сути, работа политтехнолога отличается от работы обычного маркетолога только предметом продажи. Первый «продает» идеи и кандидатов, а маркетолог продает товар или услугу. 

Но для того, чтобы научиться защищать себя от НЛП, нацеленного на порабощение сознания, давайте посмотрим на то, как можно этим методикам противостоять.

Фото с сайта olympic.kz

Чем отличаются «зомби» от свободных людей

Для того чтобы каждый мог ответить себе на этот вопрос, мы советуем обратиться к Стивену Кови. Это известный американский консультант по вопросам руководства, управления жизнью, преподаватель и консультант по организационному управлению. В своей великолепной работе «Семь навыков высокоэффективных людей» он пишет, что наша жизнь состоит из двух кругов:

  • Круг Влияния — это то, на что мы можем повлиять непосредственно. То, что мы можем изменить собственными силами (в основном это наши обязанности: трудовые, домашние и т.д.)
  • Круг Забот — это то, на что мы повлиять не можем, как бы ни старались (сюда относятся, например, стихийные бедствия, общественные социальные явления и пр.).

Так вот телевизор обычно «тащит» нас в Круг Забот — чтобы мы как можно меньше занимались своей собственной жизнью и, не дай бог, не стали слишком успешными. Потому что если мы вдруг поймем, что все в этой жизни зависит только от нас, — мы станем свободными. Мы сможем:

  • Лучше понимать своих клиентов и партнеров
  • Научиться выстраивать теплые доверительные отношения в команде и с подчиненными
  • Это, несомненно, положительно скажется на отношениях с родными и близкими, друзьями и так далее.

Чтобы сделать первые шаги к свободе — вам нужно расширить ваш Круг Влияния и сузить Круг Забот (согласно рекомендации Стивена Кови). О том, как это сделать — далее.

Фото с сайта freepik.com

Как «раскодироваться» и стать свободным?

Чтобы «раскодироваться» (или расширить Круг Влияния), нужно оглядеться вокруг и ответить себе (желательно даже письменно) на несколько простых, но очень важных вопросов:

1. Что для меня лично действительно важно?

2. Какой жизнью я хочу жить?

3. Какие проблемы мне нужно решить, чтобы повысить свой уровень жизни или увеличить ощущение личного счастья?

4. Какие задачи должны вытекать из моих проблем?

5. Какая проблема является самой важной и самой блокирующей мое продвижение вперед?

6. Какая задача, вытекающая из главной проблемы, должна быть решена в первую очередь?

7. Какого результата и когда конкретно я хочу достичь, решая главную задачу настоящего периода?

8. Каков мой план действий?

Ответив на эти вопросы, вы получаете достаточно четкий вектор для собственного развития и сможете проделать очень много важной работы для преодоления Круга Забот. И тогда вы увидите, что ваше восприятие действительности изменится коренным образом:

  • Вы перестанете бездумно «прожигать» день за днем, ища вокруг «хлеба и зрелищ», удела толпы, бедной, несчастной, беспощадной
  • Ваше внимание станет избирательным. Вы начнете искать вокруг себя только то, что будет укреплять ваше движение к собственным целям и отсекать все лишнее и манипулятивное, отвлекающее вас от собственной жизни.
Фото с сайта inosmi.ru

«Обязательная программа» для компаний, которые решили долго и успешно жить

Осознанность в эмоциональных реакциях на все, что нас окружает, — это еще один шаг к внутренней свободе. Оценивая поступки людей и события, мы можем четко определяться с тем, что действительно полезно для нас, и тем, что нас разрушает. И после такого разделения мы получаем выбор: продолжать мучиться или делать что-то иное, следуя принципу удовольствия. 

Удовольствие — это реакция организма на то, что ему действительно необходимо. Оно возникает как ответ на действия человека, точно удовлетворяющего какую-то из своих важнейших потребностей.

И сегодня в мире есть целый ряд компаний, которые успешно функционируют, руководствуясь именно таким принципом. К ним относятся такие известные компании, как Apple, IBM, 3M, P&G и проч. 

Живет ли ваша компания по принципам удовольствия, можно понять, посмотрев на пирамиду потребностей Абрахама Маслоу, которая ведет нас от физиологических потребностей к потребностям в безопасности, а от них — к потребностям человеческим — в общении, признании и самовыражении.

Первые два уровня Маслоу называл потребностями нужды, вторые три — потребностями роста. Большинство людей, как и компаний, к сожалению, остаются всю свою жизнь в первом уровне. И именно это определяет их положение в социуме или на рынке, которые беспощадно разделяют всех невидимой чертой на бедных и богатых, известных и неизвестных, великих и обычных. Маслоу считал, что никто не может подняться на следующий уровень удовлетворения потребностей, не научившись удовлетворять предыдущий.  Итак, давайте посмотрим на его пирамиду с точки зрения размещения на ее уровнях бизнеса:

1. Физиологические потребности — это стартап, рождение нового бизнеса. Задача каждого члена команды на этом уровне — внести посильный вклад, чтобы компания выплыла и осталась на плаву. Для этого нужно выйти на определенный уровень дохода и удерживать его, чтобы обеспечить всех едой, бензином, сотовой связью и т.д. Когда все это реализовано — у команды есть возможность перейти на следующий уровень.

2. Потребности в безопасности — стартап устоял и перерос в самостоятельный бизнес. На этом уровне начинается построение процессов, которые обеспечивают безопасность компании. Документооборот, автоматизация, первичная защита персональных данных компании, бухгалтерская и иная фискальная отчетность.

На этих двух уровнях компании представляют собой дружную семью, которую ведет вперед вожак (собственник или лидер группы собственников). Каждый в команде выполняет те функции, которые нужны компании в данный момент, четкого их распределения нет.

Фото с сайта newsko.ru

3. Следующие три уровня — это «обязательная программа» для компаний, которые решили долго и успешно жить, эффективно управляя своей рыночной долей. Для этого нужно, чтобы бизнес-система компании работала очень четко:

  • Процессы внутренние и внешние соответствовали современным вызовам рынка
  • Персонал гордился своей компанией, хотел в ней работать и выполнял стоящие перед ним плановые показатели
  • Клиенты понимали ценность, и эта ценность удерживала их в орбите компании, создавая мощный барьер переключения.

На этих трех уровнях компания из дружной семьи переходит в четко функционирующую систему, где отлажено все:

  • Маркетинговая стратегия
  • Штатная структура
  • KPI для всех подразделений
  • Мотивационная модель
  • Найм, ввод в должность и обучение персонала
  • Регламенты взаимодействия между подразделениями
  • CRM-система (автоматизация внутренних и внешних процессов)
  • Регулярный анализ конкурентов и текущей рыночной ситуации
  • Гибкая ценовая модель для разных каналов сбыта
  • И т. д.

Дружба остается, но — за стенами компании. На работе все оцениваются по KPI, личной эффективности и достижению поставленных целей. Каждый сотрудник и каждое подразделение имеют четко определенные функции и задачи. Ежедневная результативность оценивается в разрезе сотрудник-подразделение-компания. Управление осуществляет собственник или наемный топ-менеджер. Вожака больше нет. Есть управленец, который хочет получить и получает запланированный результат, применяя все лучшие практики менеджмента.

Социальные потребности, потребности в уважении и признании, потребности в творчестве и познании — это ступеньки, которые выводят компанию на плато, на котором она может остаться и не двигаться дальше вверх.

Но не всем компаниям нужен и полезен самый верхний уровень. Как правило, это большой, средний и малый бизнес, которому не нужно мировое господство и признание — они просто качественно выполняют свою работу. Таких примеров очень много в разных сферах: «Сильпо» (украинская сеть магазинов самообслуживания), «Ева» (сеть магазинов с большим ассортиментом товаров для женщин), «Киевстар» (украинская телекоммуникационная компания), А-100 девелопмент (застройщик жилой и коммерческой недвижимости в Беларуси), Группа компаний «Мила» (дистрибьютор крупнейших мировых брендов парфюмерии и косметики), онлайн-гипермаркет 21vek. by, российский универсальный интернет-магазин Ozon и так далее. И это только те, кто всегда на слуху.

4. Про верхний уровень — потребность в самовыражении — совсем кратко: Procter & Gamble, Apple, Microsoft и многим другим мировым компаниям он нужен, чтобы сохранить, не растерять и приумножить глобальное лидерство в своих отраслях. Для этого постоянно развивается мощная корпоративная культура, вокруг которой выстраиваются все бизнес-процессы в компании.

Но в любой глобальной бочке меда есть своя ложка дегтя. Мощную бюрократизацию с ее перегибами никто не отменял.

Изображение предоставлено авторами

Вместо заключения

К сожалению, сейчас некоторые СМИ особенно отвлекают нас от развития наших талантов и успехов, управляя нашим сознанием и подсознанием. Они не дают нам возможности учиться, расти и достигать. Но нам не стоит забывать, что слово «успех» происходит от глагола «успевать».

Поэтому очень важно принимать решения и действовать на основе собственных ощущений, полагаясь на свою интуицию, «чуйку» (как хотите это называйте). Прислушиваясь к первому ощущению и первой эмоциональной реакции своего организма, необходимо очень быстро переходить к действию. И каждое действие обязательно принесет результат, получив который можно двигаться дальше.

Именно сомнение и бездействие порождает так называемых неудачников. А наш девиз таков: «Везет тому, кто везет! А кто не везет, тому и не везет…» Вот во что действительно стоит верить. И чем действительно надо начинать жить немедленно!

Читайте также

  • «„Корабль“, может, и так поплывет, но недостаточно быстро»: 5 способов повысить эффективность компании
  • «Платят — работаю. Не платят — сплю!» Как покончить с эгоизмом сотрудников и сохранить контроль над бизнесом

НЛП — Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование является популярным и бурно обсуждаемым направлением практической психологии. Актуальность данного предмета обусловлена рядом причин.

Во-первых, методы НЛП находятся на стыке нескольких дисциплин: психологии, психотерапии, программирования и языкознания. Во-вторых, НЛП представляет собой новое исследовательское направление, нацеленное, главным образом, на практическое применение в жизни человека. Кроме того, хотя нейролингвистическое программирование часто критикуется академическим сообществом, данная дисциплина содержит большое количество полезных и «работающих» приёмов, о которых и пойдёт речь в уроках этого раздела.

Содержание:

  • Что такое НЛП?
  • Краткая история
  • Применение НЛП
  • Как этому научиться?
  • Уроки НЛП
  • Как проходить занятия?
  • Пресуппозиции
  • Дополнительные материалы
  • Цитаты известных людей об общении

В данном онлайн-тренинге вы бесплатно научитесь пользоваться ключевыми техниками НЛП: метамоделью, фреймингом, рапортом, якорением, работой с состояниями и репрезентативными системами, а также познакомитесь с лучшими практиками, играми, книгами, видеороликами данной тематики.

Что это такое?

НЛП (Нейролингвистическое программирование) – это область практической психологии, разрабатывающая прикладные техники, моделирующие приёмы и практики знаменитых психотерапевтов и мастеров коммуникаций.

Другими словами, НЛП занимается изучением положительного опыта специалистов в области психотерапии, гештальтпсихологии, психоанализа, лингвистики, гипноза, с целью в дальнейшем использовать этот опыт. По сути, НЛП представляет собой моделирование приёмов успешных людей для того, чтобы сделать эти приёмы общедоступными.

Стоит отметить, что НЛП не является наукой, а знания, в силу особенностей их получения, не могут быть полноценно научно верифицированы. Более того, научное сообщество скептически относится к данному направлению, и в вузах редко можно встретить курсы по НЛП. Но важно понимать, что у создателей НЛП не было цели сделать полноценную научную теорию. Им важно было найти общедоступные техники, раскрывая сложные методики известных практиков психологии.

Краткая история

Совместная работа по созданию нейролингвистического программирования была начата в конце 1960-х годов группой специалистов Калифорнийского университета: Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком во главе с их научным попечителем знаменитым ученым-антропологом Грегори Бейтсоном. Система НЛП была разработана с целью ответить на вопрос, почему определённые психотерапевты так эффективно взаимодействуют со своими клиентами.

Вместо того чтобы исследовать данный вопрос с точки зрения психотерапевтической теории, Бендлер и Гриндер обратились к анализу методов и техник, применяемых этими психотерапевтами, путем наблюдения за ходом их работы. Затем ученые сгруппировали изученные методы в различные категории и представили их в виде общих моделей межличностных отношений и влияния людей друг на друга.

Знаменитыми специалистами, чей профессиональный опыт было решено преобразовать в модели, были выбраны:

Вирджиния Сатир — семейная терапия.
Милтон Эриксон — эриксоновский гипноз.
Фриц Пёрлз — гештальттерапия.

Первые результаты изучения практических навыков этих психотерапевтов появились в 1975 году и были опубликованы в работе «Структура Магии. Том 1» (1975). Затем расширенные материалы исследования модели были представлены в книгах «Структура Магии. Том 2» (1976) и «Изменения в семье» (в соавторстве с Вирджинией Сатир, 1976).

Результатом проведенной работы стала так называемая Метамодель, о которой вы узнаете из первого урока нашего тренинга. Эта модель послужила фундаментом для дальнейших исследований в данной области и привела к созданию целого направления практической психологии. Сегодня НЛП является открытой методологией, имеющей множество последователей, дополняющих ее авторскими разработками.

Подробнее про историю НЛП можно прочитать в Википедии.

Применение навыка НЛП

НЛП пытается научить людей наблюдать, понимать и воздействовать на себя и окружающих так же эффективно, как это делают опытные психотерапевты и мастера коммуникаций. Поэтому у НЛП широкий спектр применения, в который можно включить такие направления как:

  • психотерапия,
  • управление временем,
  • ораторское мастерство,
  • обучение,
  • менеджмент и управление,
  • продажи,
  • актерское мастерство,
  • юриспруденция,
  • писательство и журналистика.

НЛП позволяет развивать коммуникативные навыки, необходимые каждому человеку. Кроме того, НЛП помогает личному развитию: способности правильно понимать свои эмоциональные состояния, разносторонне воспринимать окружающий мир, достигать гибкости в поведении. Продвинутые техники НЛП позволяют лечить фобии и психологические травмы, сохранять хорошую психическую форму и поддерживать высокий уровень работоспособности.

Если вы хотите узнать, насколько сейчас, пусть даже на интуитивном уровне, вы владеете техниками НЛП и сможете их применить для развития своей карьеры, предлагаем вам решить кейс:

1 Курс НЛП-практик: изучение навыков НЛП и умение применять их на практике.
2 Курс НЛП-мастер: углубленное изучение техник НЛП.
3 Курс НЛП-тренер: умение работать с аудиторией и знание особенностей преподавания НЛП.

1

 

Карта не есть территория (the map is not the territory). Также как самая подробная карта никогда не будет точным отображением территории, так и используемые нами слова не заключают в себе абсолютно точного отображения нашего опыта, репрезентацией которого они являются. В НЛП есть два уровня явлений: внешняя реальность и внутренняя субъективная реальность. Другими словами, в НЛП работают не с реальностью, или «территорией», а с субъективными восприятиями и убеждениями относительно реальности («картами»).

2

 

Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе. В любой системе человек, обладающий наиболее гибким поведением, способен рассматривать больше вариантов выбора и, следовательно, будет иметь в системе большее влияние. Соответственно, чем больше вариантов вы имеете в своем наборе инструментов коммуникации, тем меньше вероятность того, что вы окажетесь в тупиковом положении.

3

 

Не бывает поражений, есть только обратная связь. Эта пресуппозиция заимствована у Уильяма Росса Эшби из принципа важности петель обратной связи в теории информации. В нейролингвистическом программировании ничто не рассматривается в рамках понятий «успеха» и «неудачи». Неудачные результаты, следующие за какими-то действиями, представляют собой не повод для разочарования и отчаяния, а ценную информацию в виде обратной связи, которая определяет эффективность того, что вы делаете.

4

 

Разум и тело неизбежно влияют друг на друга. Это происходит потому, что в теле человека содержится примерно 100 миллиардов нервных клеток. Большинство этих клеток находятся в мозге. Каждый из ста миллиардов нейронов соединен, по крайней мере, с тысячей других. И, следовательно, в нас всё взаимосвязано, особенно, разум и тело.

5

 

Личность и поведение – это различные явления. Мы представляем собой нечто большее, чем наше поведение. В различных ситуациях мы можем совершать разные поступки, и часто делать это ненамеренно. Таким образом, поведение людей не определяет самих людей.

6

 

В основе любого поведения человека лежит позитивное намерение. Данная пресуппозиция заимствована из системы убеждений Вирджинии Сатир. Ее суть заключается в том, что даже кажущееся отрицательным поведение человека рассматривается в НЛП как попытка осуществить позитивное намерение (которое он может не осознавать).

Групповые, индивидуальные программы и консультации

в Санкт-Петербурге

  • Предлагаем большой выбор курсов под Ваши задачи
  • Подбираем удобный лично для Вас формат работы
  • Помогаем раскрыть и активизировать собственные ресурсы
  • Гарантируем профессионализм и полную психологическую безопасность

Пресупозиция НЛП Трактовка для нейросети
Карта — не территория Феномен переобучения постоянно подтверждает это
Любое поведение мотивировано позитивным намерением; для любого поведения существует контекст, в котором оно ценно. Нейросеть ценна в контексте, в котором она создаётся. Внутри этого контекста она показывает лучший результат.
Позитивная ценность человека абсолютна, а вот ценность и пригодность внутренних и/или внешних поведений может быть подвергнута сомнению. Ценность нейросети для самой себя также абсолютна. А вот в продакшине её ценность подвергается сомнению постоянно.
Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности. Привнесение новых фичей даёт результат лучше, чем усложнение сети. Это часто подтверждается на соревнованиях Kaggle, но, однако, не всегда: CNN может давать результат при сокращении признаков.
Все различения, касающиеся окружающей среды и собственного поведения, на которые способны человеческие существа, можно и полезно представить в терминах визуального, аудиального, кинестетического, обонятельного и вкусового восприятия. В нейросеть можно подать только текст, фото (видео) или закодированные фичи (аудио кодирует информацию). В общем, умельцы как не пытаются загрузить в сеть что-то «оттуда», у них не получается…
Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть. Для повышения качества работы нейросети можно придумать сколь угодно мудрёную комбинацию слоёв (вспомним BERT). Если железо это потянет…
Обратная связь вместо неудачи — все результаты и поведения являются достижениями, позволяют они достигнуть желаемого результата в данном контексте или нет. Пресупозиция выражается в обучении с подкреплением: у неё нет эмоций, любую неудачу сеть воспринимает как опыт.
Смысл коммуникации в ответе, который вы получаете. Сеть создаётся чтобы получить ответ: от объекта исследований или от мироздания.

Метапрограмма Сеть определяет
Активный-Рефлексивный Выбор как лучше поступать: активно или рефлексивно
ВО-ВНЕ времени Тут сложно
Сортировка Сортировка неструктурированной информации по неясным параметрам
Мотивы Что делать?
Ориентация во времени Будущее или прошлое?
Предпочитаемая модальность Выбор признаков
Стремление-избегание Делаем или уходим
Размер разбивки Умная кластеризация
Референция Навязывать правила или играть по правилам
Способы мышления Выбор метапрограммы
Фокус сравнения Выбор фичей для сравнения