Нормативные утверждения это: Позитивное и Нормативное? — Философское сообщество ЖЖ — LiveJournal

Позитивное и Нормативное? — Философское сообщество ЖЖ — LiveJournal

?
Позитивное и Нормативное?
edwards75 wrote in ru_philosophy
December 2nd, 2008
Прошу консультации у философского сообщества.
Вопрос в следующем.
Когда-то, в глубокой юности, я обнаружил в одной книге (не помню какой) описание концепции подразделения суждений на позитивные и нормативные. Кажется, речь там шла о том, что данную терминологию — «позитивное-нормативное» — ввёл Огюст Конт, родоначальник позитивизма.
Однако, к моему вящему удивлению, не могу найти в поисковиках ссылки, подтверждающей авторство Конта.
Соответственно, вопрос — Контовская ли это идея (где она была им представлена)? И если не Контовская, то чья?

Краткое описание терминов «позитивное» и «нормативное» (в том виде, в котором я их усвоил) прилагаю:

На свете есть суждения Позитивные и суждения Нормативные.

Суждения Позитивные — это суждения о том, что Есть.
Нормативные — о том, что Должно.

Позитивные суждения — это утверждения, по сути своей холодные, лишённые всяких эмоций.
«На улице проливной дождь».
Это Позитивное суждение. Здесь есть некое Описание мира. Описание это может быть верным или неверным.

Суждение это может быть Истинным, либо Ложным.
Позитивные суждения могут быть оценены по шкале Истинность — Ложность.

«Нужно взять в дорогу зонтик»
Это Нормативное Суждение. В нём содержится некое Предписание субъекту по поводу образа действий в мире. В нём содержится Инструкция, Норма. Призыв.
Норма эта может быть Полезной или Вредной. Ибо её исполнение может принести субъекту Пользу или Вред.
Нормативные суждения НЕ МОГУТ быть ни истинными, ни ложными. Они не могут быть оценены по шкале Истинность — Ложность. Они для этого не предназначены. Их сущность в том, чтобы принести Пользу (но не Истину! )

Так же, впрочем, и Позитивные суждения не призваны быть ни Полезными, ни Вредными.

Далее.
Нормативное суждение легко отличить от Позитивного в связи с тем, что оно всегда направлено на некоего Субъекта, на Человека. Который имеет возможность им воспользоваться — Исполнить Предписание, либо Не Исполнить его.
Позитивное суждение — так сказать, «вещь в себе». Оно ничего ни от кого Не Требует. Оно небессмысленно «в невесомости», «на безлюдной планете». На безлюдной планете Позитивное суждение «Этот вулкан извергается» будет оставаться либо Истинным, либо Ложным. Некому будет оценить его по этой шкале. Но тем не менее, оно-таки будет Истинным (либо Ложным).
Нормативное суждение всегда предполагает какого-то реципиента, Человека, Принимающего это суждение.

Нормативное суждение «Нужно уходить от вулкана» абсолютно бессмысленно на безлюдной планете. Ибо не может выполнить своего назначения — принести Пользу человеку.

Нормативные правовые и иные акты

Нормативные правовые и иные акты

1. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

2. Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 27.09.2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2017 г. № 120 «Об утверждении Положения о порядке согласования кандидатур для назначения на должности федеральной государственной службы и кандидатур для назначения (утверждения) на иные должности в пределах федерального округа с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе».

6. Распоряжение Президента Российской Федерации от 03.09.2017 г. № 303-рп «Об утверждении перечня должностей, кандидатуры для назначения (утверждения) на которые подлежат согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2014 г. № 521 «Об утверждении Положения о порядке и сроках согласования и утверждения кандидатур на должность руководителя научной организации, находившейся в ведении Федерального агентства научных организаций».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24. 12.2018 г. № 1652 «Об утверждении Правил взаимодействия федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации при осуществлении ими отдельных полномочий в соответствии с Федеральным законом «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.09.1998 г. № 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих».

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

14. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2018 г. № 35н «Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству науки и высшего образования Российской Федерации».

15. Приказ Минобрнауки России от 16.10.2018 г. № 46н «О порядке работы комиссий по проведению конкурса на замещение должности и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации».

16. Приказ Минобрнауки России от 29.10.2018 г. № 56н «Об утверждении формы анкеты для кандидата на должность руководителя научной организации, находившейся в ведении Федерального агентства научных организаций».

Нормативная экономика: определение, характеристики и примеры

Что такое нормативная экономика?

Нормативная экономика — это взгляд на экономику, отражающий нормативные или идеологически предписывающие суждения в отношении экономического развития, инвестиционных проектов, заявлений и сценариев.

В отличие от позитивной экономики, которая опирается на объективный анализ данных, нормативная экономика занимается оценочными суждениями и заявлениями о том, что «должно» быть.

Он выражает идеологические суждения о том, к чему может привести экономическая деятельность, если будут внесены изменения в государственную политику. Нормативные экономические заявления не могут быть проверены или протестированы.

Основные выводы

  • Нормативная экономика стремится определить, что должно происходить или что должно быть.
  • В то время как позитивная экономика описывает существующие экономические программы, ситуации и условия, нормативная экономика стремится предписывать решения.
  • Нормативная экономика выражает идеологические суждения о том, что может привести к экономической деятельности, если будут внесены изменения в государственную политику.
  • Поведенческая экономика имеет тенденцию быть нормативным проектом.
  • Нормативная экономика не может быть проверена или протестирована.
Позитивная и нормативная экономика

Понимание нормативной экономики

Нормативная экономика стремится определить желательность или отсутствие заинтересованности людей в различных экономических программах, ситуациях и условиях, задаваясь вопросом, что должно произойти или каким должно быть . Поэтому нормативные заявления обычно представляют собой основанный на мнении анализ с точки зрения того, что считается желательным. Например, заявление о том, что правительство должно стремиться к экономическому росту на уровне x% или инфляции на уровне y%, можно рассматривать как нормативное.

Поведенческую экономику также обвиняли в том, что она является нормативной в том смысле, что когнитивная психология используется для того, чтобы направлять («подталкивать») людей к принятию желаемых решений путем разработки архитектуры их выбора.

Поскольку позитивная экономика описывает существующие экономические программы, ситуации и условия, нормативная экономика стремится предписывать решения. Нормативные экономические заявления используются для определения и рекомендации способов изменения экономической политики или влияния на экономические решения.

Позитивная и нормативная

Разница между позитивной и нормативной экономикой заключается в том, что позитивная экономика занимается тем, как ведет себя экономика, в то время как нормативная экономика выносит оценочное суждение о желательности определенных результатов.

Нормативная экономика против позитивной экономики

Нормативная экономика может быть полезна для создания и генерирования новых идей с разных точек зрения, но она не может быть единственной основой для принятия решений по важным экономическим вопросам, поскольку она не использует объективную точку зрения, которая фокусируется на фактах, причинах и следствиях.

Экономические заявления, исходящие из позитивной экономической точки зрения, можно разбить на определяемые и наблюдаемые факты, которые можно исследовать и проверять. Из-за этой характеристики экономисты и аналитики часто практикуют свою профессию под положительным экономическим углом зрения. Позитивная экономика, будучи поддающейся измерению перспективой, помогает политикам и другим органам власти и бизнеса принимать решения по важным вопросам, влияющим на конкретную политику, на основе фактов, основанных на выводах.

Тем не менее, политики, владельцы бизнеса и другие организационные органы также обычно смотрят на то, что желательно, а что нет для их соответствующих избирателей, что делает нормативную экономику важной частью уравнения при принятии решений по важным экономическим вопросам. В сочетании с позитивной экономикой нормативная экономика может разветвляться на множество решений, основанных на мнениях, которые отражают то, как отдельный человек или целое сообщество изображают конкретные экономические проекты. Такого рода взгляды особенно важны для политиков или национальных лидеров.

Нормативная экономика тесно связана с поведенческой экономикой — отраслью психологии, изучающей решения людей. Некоторые идеи поведенческой экономики включают тонкие способы «подтолкнуть» потребителей к желательному поведению, не принуждая и не запрещая какой-либо выбор.

Примеры нормативной экономики

Примером нормативной экономики может быть утверждение: «Мы должны сократить налоги вдвое, чтобы увеличить уровень располагаемого дохода». Напротив, позитивное или объективное экономическое наблюдение будет заключаться в следующем: «Исходя из прошлых данных, значительное снижение налогов помогло бы многим людям, но ограничения государственного бюджета делают этот вариант неосуществимым».

Вот еще примеры нормативных утверждений:

  • Женщины должны получать такую ​​же зарплату, как и мужчины.
  • Люди должны ездить на электромобилях вместо того, чтобы потреблять ископаемое топливо.
  • Компании не должны использовать детский труд.

Нормативные утверждения нельзя проверить или доказать, и они обычно содержат такие ключевые слова, как «должен» и «должен».

Реальные примеры

Нормативная экономика вступает в игру всякий раз, когда политики используют экономические стимулы для воздействия на поведение людей. Типичным примером являются налоги на алкоголь и табак: вместо того, чтобы запрещать эти пороки, правительство может просто ввести налог, который препятствует нежелательному поведению. Эти налоги подразумевают оценочное суждение о социальной ценности потребления алкоголя и табака.

Другой интересный пример включает разрыв в доходах между мужчинами и женщинами или между работниками разных национальностей. Хотя эти различия в заработной плате когда-то не вызывали возражений, теперь они признаны признаком внутренней несправедливости преобладающей экономической системы.

Разрыв в заработной плате может быть демонстрацией как положительной, так и нормативной экономики. Например, исследование разницы в заработной плате между тысячами наемных работников было бы примером позитивной экономики, если бы оно не пыталось дать какие-либо политические предписания. Но исследование, в котором тестируются различные стратегии для сокращения этого разрыва, было бы нормативной экономикой, потому что оно дает четкое оценочное суждение о разрыве в заработной плате.

Что такое нормативное положение в экономике?

В экономической науке нормативными утверждениями являются заявления, в которых излагаются оценочные суждения или предпочтения одного результата по сравнению с другим. Утверждения о том, как предотвратить определенные трагедии, повысить заработную плату или иным образом улучшить условия труда, считаются нормативными положениями.

Что такое положительное утверждение в экономике?

Положительное утверждение в экономике — это утверждение, в котором делается попытка оценить объективную реальность без вынесения оценочного суждения. Например, исследование затрат на аренду может быть примером позитивной экономики. Исследование, в котором утверждается, что рента слишком высока, является примером нормативной экономики.

В чем разница между нормативной и поведенческой экономикой?

Поведенческая экономика — это дисциплина, изучающая психологические факторы, влияющие на поведение субъектов экономической деятельности. Это тесно связано с нормативной экономикой, которая часто использует инструменты поведенческой экономики, чтобы изменить то, как люди принимают решения. Простым примером является решение положить полезные фрукты возле кассы школьной столовой: размещая полезные фрукты на видном месте, учащиеся ненавязчиво поощряются к принятию более здоровых решений.

Итог

Нормативная экономика направлена ​​на достижение желаемых результатов. В отличие от позитивной экономики, нормативное мышление явно ориентировано на ценности и основано на идеологии и предпочтениях каждого отдельного экономиста. Этот тип экономического мышления часто используется политиками, чтобы влиять на поведение потребителей и общественности.

Положительные и нормативные положения | Макроэкономика

Цели обучения

  • Различать позитивные и нормативные утверждения

Экономисты занимаются двумя разными, но взаимосвязанными видами деятельности. Они проводят исследования по экономическим вопросам, т.е. для определения причины и следствия. Например, почему безработица быстро росла в 2008 и 2009 годах? Экономисты также дают политические рекомендации. Например, что должно сделать федеральное правительство в ответ на рост безработицы?

Первый вид деятельности — это экономическая наука, основанная на теориях и фактах, когда исследователи пытаются определить, как устроен мир (или, по крайней мере, экономика). Это называется позитивным рассуждением, а выводы называются положительные утверждения . Уместным выводом может быть то, что, поскольку уровень занятости основан на производстве в экономике (т.е. ВВП), рост безработицы был вызван замедлением роста ВВП за этот период времени. Это замедление было названо Великой рецессией.

Второй вид деятельности более субъективен и неизбежно основывается на ценностях исследователя. Это называется нормативным рассуждением, а выводы называются нормативными положениями . Политическая рекомендация может заключаться в том, что, поскольку безработные не получают дохода, правительству следует попытаться стимулировать спрос в экономике, чтобы безработные могли вернуться к работе. Другая политическая рекомендация может заключаться в том, что стимулирование спроса может повлечь за собой увеличение дефицита федерального бюджета, который будущие поколения должны будут погасить за счет более высоких налогов, поэтому правительству не следует пытаться стимулировать спрос. Какая из этих рекомендаций верная? Это зависит от ваших субъективных ценностей.

Положительные утверждения

Положительные утверждения (и в целом положительные рассуждения) объективны. Таким образом, их можно протестировать. Они делятся на две категории. Одной из них является гипотеза, например, «безработица вызвана снижением ВВП». Это утверждение можно проверить эмпирически, проанализировав данные о безработице и ВВП. Другая категория — это констатация факта, например, «Идет дождь» или «Майкрософт — крупнейший производитель компьютерных операционных систем в мире». Как и гипотезы, можно показать, что такие утверждения верны или неверны. Констатация факта или гипотеза – это позитивное утверждение. Заметьте также, что положительные утверждения могут быть ложными, но пока их можно проверить, они положительны.

Нормативные положения

Рисунок 1. Положительное утверждение: идет дождь.

Хотя люди часто расходятся во мнениях относительно положительных утверждений, такие разногласия в конечном итоге могут быть разрешены путем расследования. Однако есть и другая категория утверждений, для которых исследование никогда не может разрешить разногласия. Нормативное утверждение – это утверждение, в котором делается оценочное суждение. Такое суждение есть мнение говорящего; никто не может «доказать», что утверждение верно или нет. Вот несколько примеров нормативных утверждений в экономике:

  • Мы должны больше помогать бедным.
  • Люди в Соединенных Штатах должны больше откладывать на пенсию.
  • Корпоративная прибыль слишком высока.

Эти заявления основаны на ценностях человека, который их делает, и их ложь не может быть доказана.

Поскольку у людей разные ценности, нормативные положения часто вызывают разногласия. Экономист, чьи ценности приводят его или ее к выводу, что мы должны оказывать больше помощи бедным, не согласится с экономистом, чьи ценности приводят к выводу, что мы не должны этого делать. Поскольку для этих значений не существует проверки, эти два экономиста будут продолжать расходиться во мнениях, если только один из них не убедит другого принять другой набор значений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *