на пути к пониманию сознания
Мы — носители психики
Если мы хотим рассмотреть вопрос о том, обладают ли животные (не люди) психикой, нам нужно сначала спросить, имеют ли они психику, в некоторых отношениях такую же, как наша, так как на данный момент это единственная психика, о которой мы хоть что-то знаем. (Попробуйте спросить себя, имеют ли животные флюрбы. Вы даже не сможете понять этот вопрос, если не знаете, что имеется в виду под флюрбом. Чем бы ни была психика, предполагается, что она является чем-то наподобие нашей психики; в противном случае мы не назвали бы ее психикой.) Поэтому наша психика, единственная известная нам с самого начала, служит тем образцом, от которого мы должны отталкиваться. Без этого соглашения мы будем просто дурачить самих себя и говорить всякую чепуху, не сознавая этого.
Когда я обращаюсь к вам, я включаю нас обоих в класс обладателей психики. Отталкиваясь от этой неизбежной отправной точки, я создаю или допускаю обособленную группу, класс привилегированных лиц, противопоставляемых всему остальному во вселенной.
«Покинув Хьюстон на рассвете,
Мы устремились по дороге —
Я и мой грузовик».
Странно. Если этот парень считает свой грузовик подходящим компаньоном, заслуживающим места под зонтиком «мы», то ему, должно быть, очень одиноко. Либо его грузовик должен быть оборудован таким образом, что это вызвало бы зависть у всех роботостроителей. Напротив, «мы — я и моя собака» вообще нас не удивляет, тогда как «мы — я и моя устрица» трудно принять всерьез. Другими словами, мы вполне уверены в том, что у собак есть психика, но мы сомневаемся, есть ли она у устриц.
Членство в классе существ, обладающих психикой, предоставляет крайне важную гарантию: оно гарантирует определенный моральный статус. Только носители психики могут о чем-то беспокоиться; только носителей психики может заботить происходящее. Если я делаю в отношении вас нечто такое, что для вас нежелательно, это имеет моральное значение. Это важно, потому что это имеет значение для вас. Возможно, это не имеет большого значения, или с вашими интересами по многим причинам можно не считаться, или же (если я справедливо наказываю вас за ваше злодеяние) сам факт вашей озабоченности говорит в пользу моего поступка. В любом случае, в моральном уравнении ваша озабоченность автоматически принимается в расчет. Если у цветов есть психика, тогда то, что мы совершаем над ними, может иметь значение и для них, а не только для тех, кого заботит, что происходит с цветами. Если никого это не волнует, тогда не важно, что происходит с цветами.
Кто-то мог бы возразить, настаивая на том, что цветы имеют некоторый моральный статус, даже если никто из обладателей психики не знает или не заботится об их существовании. Например, их красота, пусть и неоцененная, сама по себе является благом, а, следовательно, при прочих равных условиях, ее не следует разрушать. Здесь не утверждается, что красота цветов имеет, например, значение для Бога, или что она могла бы иметь значение для некоторых существ, чье присутствие мы не способны распознать. Согласно этой точке зрения красота имеет значение даже несмотря на то, что она ни для кого не имеет значения — ни для самих цветов, ни для Бога, ни для кого бы то ни было еще. Для меня это звучит неубедительно, но вместо того, чтобы прямо отвергнуть данное воззрение, я отмечу, что оно спорно и его разделяют далеко не все. С другой стороны, не требуется никаких особых доводов для того, чтобы большинство людей согласилось, что у существа, обладающего психикой, есть интересы, которые имеют значение. Вот почему в моральном плане людей так заботит вопрос о том, кто обладает психикой: любая предлагаемая корректировка границ класса носителей психики имеет большое этическое значение.
Мы можем ошибаться. Мы могли бы наделить психикой тех, кто ее лишен, или мы могли бы не заметить ее обладателей среди нас. Эти ошибки не были бы равнозначными. Наделять психикой слишком многое — «подружиться» с комнатными растениями или не спать ночью, беспокоясь о благополучии компьютера, покоящегося на столе, — это, в худшем случае, глупая ошибка, возникающая из-за легковерия. Недонаделять психикой — игнорировать, не принимать в расчет или отрицать переживания, страдания и радость, расстроенные планы и обманутые надежды обладающего психикой человека или животного — ужасный грех. В конце концов, как бы чувствовали себя вы, если бы с вами обращались как с неодушевленным предметом? (Заметьте, что этот риторический вопрос содержит ссылку на наш общий статус носителей психики).
Фактически, обе ошибки могут иметь серьезные моральные последствия. Если бы мы наделяли психикой слишком многое (например, сочли бы, что поскольку бактерии обладают психикой, мы не можем оправдать их уничтожение), это могло бы вынудить нас принести в жертву интересы многих законных носителей этих интересов — наших друзей, наших домашних животных, нас самих — ради того, что не имеет подлинной моральной важности. Дискуссии по поводу абортов связаны с такого же рода затруднением; одни считают очевидным, что десятинедельный зародыш обладает психикой, другие считают очевидным обратное. Если правы вторые, тогда открыт путь для утверждений, что зародыш имеет не больше интересов чем, скажем, гангренозная нога или нарывающий зуб — его можно удалить ради спасения жизни (или просто ради удобства) того носителя психики, частью которого он является. Если же он уже обладает психикой, тогда, какое бы решение мы ни приняли, нам, очевидно, необходимо учитывать и его интересы наряду с интересами того, кто дает ему временное пристанище. Реальное затруднение лежит между этими крайними позициями: если зародыша не трогать, у него скоро разовьется психика; так когда же нам начинать учитывать его ожидаемые интересы? Важность наличия психики для решения вопроса о моральном статусе особенно ясна в этих случаях, поскольку если известно, что рассматриваемый зародыш анэнцефален (не имеет головного мозга), то для большинства людей это радикально меняет проблему.
Здесь предписания морали и научного метода толкают нас в противоположные стороны. С позиций этики лучше перестраховаться и приписать психику даже тем, кто ею не обладает. Наука же требует снабдить доказательствами каждое приписывание психики. Например, как ученый, вы не можете просто заявить, что наличие глутаматных молекул (основного нейротрансмиттера, участвующего в передаче сигналов между нервными клетками) означает наличие психики; вам нужно это доказать, опровергнув «нулевую гипотезу», которая состоит в том, что психики нет. («Невиновен, пока не доказана вина» является нулевой гипотезой нашего уголовного кодекса). Среди ученых существует большие разногласия по поводу того, какие биологические виды обладают психикой и каким именно видом психики они обладают, но даже самые пылкие защитники психики у животных согласны с этим требованием доказательства, полагая, что смогут его выполнить, создавая и подтверждая теории о том, какие животные обладают психикой.
Но пока что ни одна из подобных теорий не была подтверждена, а, между тем, можно понять беспокойство тех, кто видит в этой агностической стратегии «подождем-увидим» немалый риск для морального статуса созданий, которые, как они уверены, обладают психики.Предположим, что вопрос стоит не о психике голубей или летучих мышей, но о психике левшей или рыжеволосых людей. Мы были бы глубоко оскорблены, если бы нам заявили, что нужно еще доказать для этой категории живых существ необходимость их включения в привилегированный класс носителей психики. Сходным образом, многих людей возмущает требование доказать наличие психики у некоторых видов животных, но если эти люди честны перед собой, они признают, что тоже считают необходимым такое доказательство в случае, скажем, медуз, амеб или ромашек. Поэтому мы с ними согласны относительно принципа, а оскорбляет их только применение данного принципа к созданиям, очень похожим на нас. Мы можем немного рассеять их опасения, приняв, что во всех случаях, пока наличие психики не установлено, нам следует ее приписывать, рискуя ошибиться, пока этому не препятствуют факты; однако, платой за научное подтверждение вашей любимой гипотезы о психике животных должен стать риск ее возможного научного опровержения.
Носители смерти
Носители смерти В тропической Африке распространена своеобразная болезнь. Начинается она лихорадкой, повторяющейся через неопределенные промежутки времени, затем приступы учащаются, на коже больного возникают различные воспалительные процессы, развивается
10.2. Методологические проблемы исследований психики животных
10.2. Методологические проблемы исследований психики животных Классические исследования В. Кёлера и Р. Йеркса явились основополагающими в изучении мыслительных способностей животных. В их экспериментах обезьяны успешно использовали орудия для достижения своей цели. Они
Глава 11. Психология в поисках психики
Глава 11. Психология в поисках психики Никакая наука не водила человека за нос и не выдавала свои измышления за действительность больше, чем психология. Л. Фейербах (1804–1872), немецкий философ Что включает в себя понятие психики? Как и когда психика возникла? Что является ее
11.8. Парадоксы психики человека
11.8. Парадоксы психики человека Быстрое развитие когнитивных способностей в ходе антропогенеза имело не только позитивный эффект, но и сопровождалось целым рядом негативных последствий. Эта взаимосвязь породила многочисленные парадоксы человеческой психики.Большой
12.5. Модели психики и сознания
12.5. Модели психики и сознания Согласно данным нейрофизиологии, мозг рассматривается как целостная структура, поэтому не стоит тратить усилия на поиски «центра сознания». По одной из версий, мозг постоянно имеет дело как с вновь поступающей информацией, так и с
12.
6. Загадки психики12.6. Загадки психики Наиболее таинственная сфера психики в массовом сознании обычно ассоциируется с явлениями, описанными в парапсихологии. Это телепатия, телекинез, спиритизм, шаманизм, выход астрального тела, автоматическое письмо, полтергейст, левитация, ясновидение
Глава 10. Эволюция психики и возникновение культуры
Глава 10. Эволюция психики и возникновение культуры Остается загадкой, почему Homo sapiens, возникший около 130 тысяч лет назад, в течение многих десятков тысячелетий почти не прогрессировал в области культуры. Но в районе 30–35 тысяч лет назад произошел резкий скачок. Чем это
Неоднозначность понятия психики
Неоднозначность понятия психики Проблемы, связанные с определением психического и с методами его изучения, особенно сложны. Попробуем дать определение психики.«Психика определяется либо как психические процессы и состояния, либо как субъективный мир, либо как
Глава 1. Какие существуют виды психики?
Глава 1. Какие существуют виды психики? Знание собственной психики Можем ли мы вообще знать, что происходит в сознании другого? Может ли женщина знать, что значит быть мужчиной? Какие переживания испытывает младенец во время родов? Какие переживания испытывает, если
Знание собственной психики
Знание собственной психики Можем ли мы вообще знать, что происходит в сознании другого? Может ли женщина знать, что значит быть мужчиной? Какие переживания испытывает младенец во время родов? Какие переживания испытывает, если вообще испытывает, плод в чреве матери? А как
Проблема неспособной к общению психики
Проблема неспособной к общению психики Очень трудно определить, о чем думает тот, кто не высказывает своих мыслей, либо не может их высказать по той или иной причине. Но мы обычно предполагаем, что не вступающие в коммуникацию люди, несомненно, мыслят, что у них есть
Главa 3. Тело и виды его психики
Главa 3. Тело и виды его психики В отдаленном будущем я вижу широкие горизонты для более важных исследований. Психология будет основана на новом фундаменте — необходимости и постепенном приобретении каждой из психических сил и способностей. Будет пролит свет на
Носители и сообщения
Носители и сообщения Мы должны повнимательнее рассмотреть процесс развития, обрисованный в общих чертах в начале второй главы. Самые первые системы контроля были всего лишь приспособлениями для защиты тела. Растения — живые существа, но у них нет мозга. И он им не нужен,
Часть III ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ
Часть III ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ Вводные замечания Эволюция психики составляет часть общего процесса эволюции животного мира и совершалась по закономерностям этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим
Глава 3 ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ И АНТРОПОГЕНЕЗ
Глава 3 ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ И АНТРОПОГЕНЕЗ С древнейших времен человек пытался как-то осознать свое отношение к миру животных, искал признаки сходства и различия в поведении последних. Об этом свидетельствует та исключительная роль, которую играет поведение животных в
Психическое здоровье человека | uzalo48.lipetsk
Когда речь идёт о психическом здоровье, большинство из нас уверены: это то состояние, когда нет недугов, чаше всего именуемых в народе душевными. Но при случае многие пошутят: пора бы мне (или тебе) к психиатру. Шутки, как известно, на пустом месте не рождаются, и в каждой из них есть лишь доля шутки.
ТРИ ФАКТОРА
А ведь на самом деле понятие психического здоровья не столь узкое, как мы думаем. Всемирная организация здравоохранения определяет его как состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, вносить вклад в жизнь общества.
Проще говоря, психическое здоровье — это правильное функционирование человека в социуме. Есть определённые факторы, которые эту правильность определяют. В первую очередь, отсутствие острых или хронических психических заболеваний или расстройств. Второй фактор — характер или личность человека. Некоторые черты характера в обществе воспринимаются как негативные, «ненормальные». Есть такое понятие как акцентуация личности. Речь идёт об особенности характера, при которой его отдельные черты чрезмерно усилены, что формирует избирательную уязвимость в отношении одних психогенных факторов и, напротив, хорошую устойчивость к другим. Определенные жизненные ситуации такого человека могут запросто выбить из колеи. И третий фактор, характеризующий психическое здоровье, — это устойчивость к стрессам.
НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Вряд ли найдётся человек, который ни разу не испытывал стрессовое состояние. Ведь в нашей жизни очень много факторов, вызывающих его. Слово «стресс» возникло от английского «stress», которое переводится как «нагрузка, состояние повышенного напряжения». Под стрессом подразумевается совокупность неспецифических реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов.
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввёл американский психофизиолог, в 1942 году получивший статус почётного члена Академии наук СССР, Уолтер Кэннон. Серьезным исследованиям стресса посвятил свою научную деятельность канадский физиолог Ганс Селье. Он впервые описал физиологический стресс как общий адаптационный синдром, состоящий из триады изменений в организме человека: уменьшение тимуса (органа лимфолоэзя человека и многих видов животных, в котором происходит созревание, дифференцировка и иммунологическое «обучение» клеток иммунной системы), увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний, и даже язв, в слизистой желудочно-кишечного тракта.
Раньше считали, что причина язвенной болезни желудка — стресс. Потом выяснили: виновата бактерия. Однако стресс может сыграть роль пускового механизма, а также негативно влиять на течение заболевания. Важно, как поведёт себя организм в стрессовой ситуации. Он может противостоять ей, а может легко поддаться. Устойчивость к стрессу — понятие динамическое. Оно меняется в течение жизни. Подростки более подвержены стрессам, их легче вывести из равновесия, они ранимы и многие жизненные ситуации воспринимают болезненно. Известны случаи, когда парень или девушка из-за несчастной любви прыгает с крыши или режет вены. Снижается устойчивость к стрессам и в возрасте инволюции — от сорока пяти до шестидесяти лет. Гипертония, сахарный диабет, атеросклероз и другие хронические заболевания сами по себе понижают порог устойчивости психики к стрессам.
ПСИХИКА И СОМАТИКА
Психическое и соматическое здоровье — одно целое. Не зря говорят: в здоровом теле — здоровый дух. Любые заболевания организма воздействуют на психику, и наоборот — психические болезни могут стать причиной соматических расстройств. У людей, не устойчивых к стрессу, с невротическими расстройствами или неврозами быстрее формируется гипертоническая болезнь. Сначала давление поднимается только в моменты переживаний, а потом и при нормальном состоянии человека, и со временем высокое давление становится постоянным. Больные с инфарктом миокарда, страдающие депрессией, умирают в два раза чаще. Сама по себе депрессия утяжеляет состояние больного. Поэтому психиатрическая помощь необходима. Вообще заболевания сердца, гипертония и психические болезни очень тесно связаны. У многих кардиологических больных часто бывают психические заболевания, и важно эти расстройства лечить. Иначе все средства против гипертонии или стенокардии не будут давать должного эффекта.
ЛЕЧИТЬ, А НЕ К «БАБКАМ» ХОДИТЬ
Чем больше перемен в жизни, тем больше стрессов, и тем больше человек подвергается риску возникновения психический заболеваний или пограничных состояний. В «революционный» период был всплеск заболеваемости неврозами разных форм. Не всякий человек мог приспособиться к новому образу жизни, к новой идеологии, новым отношениям между людьми. И число больных неврозами выросло в пять-шесть раз. В три раза увеличилось количество самоубийств. В то время, к сожалению, и уровень здравоохранения упал. Зачастую у больных не было возможности получить качественную психиатрическую помощь. И после этого периода мы получили большое число больных с невротическим развитием личности. Невроз — болезнь, которая довольно успешно лечится. Но если её пустить на самотёк, или ходить по «бабушкам», то итог — невротическое развитие личности, а это уже хроническая патология, плохо поддающаяся лечению.
Люди с таким диагнозом имеют ряд похожих психологических черт. Прежде всего, это повышенная уязвимость и обидчивость, эгоцентризм, чрезмерное внимание к своему здоровью. Человек полностью погружается в болезнь, из-за чего страдает качество его жизни. Больной ощущает себя глубоко несчастным, у него утрачивается работоспособность, уменьшаются интеллектуальные возможности; личность деформируется, проявляются черты характера, несвойственные ранее. Такие пациенты часто становятся инвалидами. Изначально невроз — не психическое заболевание. Это так называемое пограничное состояние. Проявлений у болезни множество. Головокружение, нарушение сна и аппетита, чувство тревоги, страха, учащённое сердцебиение и неприятные ощущения в области сердца, резкие колебания артериального давления, ощущение комка в горле, нехватки воздуха и другие невротические симптомы характерны для разных типов неврозов. Разнообразны и психические признаки неврозов. Навязчивые состояния и действия, например, человек через каждые пять минут проверяет, выключен ли утюг, заперта ли дверь. Различные страхи: смерти, инфекционных болезней, открытых или закрытых пространств и так далее, сильная тревога и панические атаки. Перепады настроения, ранимость, чувствительность к стрессам, плаксивость, быстрая утомляемость и хроническая усталость. Любой невроз требует обязательного лечения у психиатра или психотерапевта. К сожалению, в нашем обществе сложилось предубеждение, что поход к психиатру — это крест на всю жизнь и пятно на репутации. Многие против приёма специальных лекарств. А некоторые люди вместо того, чтобы лечиться, идут к «бабкам» снимать «порчу». Другие считают любые психические расстройства одержимостью и едут в монастырь. У нас в Задонском монастыре есть отец Пётр, так вот он поступает мудро. Когда к нему родственники приводят психически больного, он всегда спрашивает: лекарства принимаете? Если нет – никакой отчитки!
ГЕНИАЛЬНОСТЬ НАУКЕ НЕ ПОДВЛАСТНА
Многие думают, что психические заболевания часто приводят к слабоумию или снижению интеллектуальной деятельности. Это не так. Исаак Ньютон страдал шизофренией, однако, он великий человек. Фёдор Михайлович Достоевский болел эпилепсией, но это не помешало ему стать одним из величайших писателей мира. Александр Сергеевич Пушкин страдал биполярным аффективным расстройством. Болдинская осень у поэта — период приподнятого настроения, когда он за короткое время написал много — почти половину всех своих произведений. А были месяцы, когда он вообще ничего не писал. Психические болезни могут коснуться и великих, и простых людей. Многие учёные — Чезаре Ломбразо (итальянский врач-психиатр) или советский учёный Владимир Эфроимсон — изучали связь между психическими болезнями и гениальностью. И не нашли прямой параллели. Хотя сама по себе гениальность до сих пор остаётся загадкой для науки. Многие говорят: в психиатрии никакого толка нет, ведь больные лечатся практически всю жизнь. Но это не так. Средняя продолжительность лечения в больнице, по нашим результатам, пятьдесят восемь дней. И процент выздоровления высокий. Если больные неврозами вовремя попадают к психиатрам, то у восьмидесяти процентов пациентов наступает полное выздоровление. Даже среди больных шизофренией (аэта болезнь считается тяжёлой) треть всех пациентов попадает в больницу от одного до трёх раз за всю жизнь. И они трудоспособны, и болезнь не мешает им дальше жить в социуме. И только у другой трети пациентов болезнь протекает тяжело, и они лишаются трудоспособности.
ЭНТУЗИАСТЫ ПСИХИАТРИИ
В некоторых странах проводится политика полной интеграции психиатрии в соматическую медицину. В Италии вообще нет психиатрических больниц. Есть только психиатрические отделения. Эта программа направлена на то, чтобы в обществе не было дискриминации душевнобольных. Когда человек лечится в амбулаторных условиях или в дневном стационаре, он не отрывается от обычной жизни, от семьи. Учёные выяснили, что продолжительность лечения прямо пропорциональна расстоянию от дома до больницы. Поэтому так важна децентрализация психиатрической помощи. Итальянский опыт приводит к тому, что время, проведённое в больнице, значительно уменьшается. Минздравом России определён порядок оказания психиатрической помощи. Согласно ему во всех психотерапевтических и психиатрических кабинетах должен быть и врач, и психолог. К сожалению, до сих пор ни один кабинет не укомплектован кадрами. Потому что нет подготовлен ных клинических психологов. А те, кто обучились этой специальности, ушли в частный бизнес, открыли кабинеты и центры психологии. Из-за низкой оплаты труда в государственную психотерапевтическую службу специалисты не идут. Остались либо энтузиасты, либо пожилые доктора, которые отработали в этой системе уже десятки лет.
ОДИН ПРОЦЕНТ
За последние годы структура психических заболеваний изменилась. Есть болезни, которые были и есть всегда и везде. Шизофренией болеет один процент жителей во всём мире. Меньше, наверное, только в странах Африки, потому что там эпидемия ВИЧ-инфекции, и люди просто не доживают до возраста шизофрении и других психических болезней. И ничто эту статистику не может переломить.
Во времена Третьего рейха нацисты уничтожили около четырёх миллионов душевнобольных — почти столько же, сколько и евреев. К сожалению, не многие об этом знают. В России есть только один памятник уничтоженным психическим больным — памятная стела находится на территории психиатрической больницы села Орловки Хохольского района Воронежской области. Когда в Воронеж пришли немцы, они собрали всех больных и расстреляли их. Были врачи, которые сказали, что не бросят своих пациентов (они думали, что немцы не посмеют стрелять в людей в белых халатах), — их расстреляли. С 1937 по 1945 год фашисты систематически убивали всех больных шизофренией и другими психическими болезнями (у них была программа по уничтожению неполноценных членов общества). И ешё больше душевно больных были стерилизованы. Но распространённость шизофрении в Германии сейчас такая же, как по всему миру. Ничего не изменилось. То есть в послевоенные годы уровень заболеваемости очень быстро вернулся к общим показателям. Этому есть простое объяснение. Носители генов шизофрении — около сорока процентов всех жителей планеты. Так ведь нельзя определить — кто носитель, а кто нет. Наука до этого не дошла. С биполярным аффективным расстройством ситуация примерно та же. Есть определённое число носителей генов. Однако в последние двадцать лет стало больше таких больных. Причина — увеличение продолжительности жизни. Пожилые люди более уязвимы развитию этой патологии. Депрессии у них протекают тяжелее. Молодые с депрессией могут вести нормальный образ жизни и работать. В последние годы по этой же причине стало больше пациентов с болезнью Альцгеймера. Раньше она называлась старческой деменцией. Стало больше больных мультиинфарктной деменцией. Она возникает после нескольких перенесённых инсультов — части мозга отмирают. Сейчас у нас появились сосудистые центры в районах и Липецке. Теперь инсульты протекают более доброкачественно — уменьшилась смертность и слабоумие развивается не так часто.
ЗОЖ НА СТРАЖЕ
Если человек физически здоров, то его компенсаторные возможности сложных жизненных ситуациях много выше. Чем больше положительных эмоций, тем легче человек переносит стрессы. Активный образ жизни, занятия физкультурой и спортом — важная составляющая психического здоровья. Плавание, бег, гимнастика — не просто работа мышц, а, безусловно, улучшение психического или душевного состояния человека. А формировать психическое здоровье нужно с детских лет. Основываясь на учениях Зигмунда Фрейда, ребёнок не должен страдать. Если его детство сопряжено с насилием со стороны родителей, алкоголизмом, то это деформирует психику и оставляет отпечаток на последующую жизнь.
Заведующий организационным методическим отделом ОКУ «ЛОПНБ» Дмитренков Сергей Иванович
Бог, человеческая природа и психология
Современная психология имеет относительно короткую историю, но уходит своими корнями в более долгую историю философии, теологии и естественных наук. Природа человека описывалась и определялась психологами с конца 19 века, начиная с акцента на чувственном восприятии; переход к представлению, которое рассматривало все поведение как результат внешних раздражителей; затем к более ментальному или когнитивному взгляду на поведение и обучение; и совсем недавно акцент на гуманистическом взгляде на человечество. Каждая из этих парадигм основана на особом взгляде на человеческую природу, который часто исключает Бога и его суверенитет.
Основным объектом науки психологии является человеческая природа и то, как она выражается в мыслях, действиях и чувствах. Бог создал людей, чтобы они думали, действовали, чувствовали и находились в отношениях с другими людьми. Адам и Ева лишились совершенного человеческого творения Бога, поддавшись искушениям сатаны. Поэтому все человечество испорчено этой греховной природой. Несмотря на то, что современная психология часто не признает и не признает нашего греховного состояния, психология была занята изучением человеческой природы через призму позитивизма и натурализма.
Быть активными в психологии означает, что мы являемся активными агентами в Царстве Божьем, как носители Его образа. Некоторые из областей исследования в психологии и человеческой природе, которые должны отражать эту работу Царства, лежат в биологической, психологической и социальной сферах. Как это выглядит в современной психологии?
В биологической сфере человеческой природы психология может и исследует активность мозга и, в частности, нейротрансмиттеры, влияющие на настроение, память, обучение, сон и многие другие функции человека. Как носители Божьего образа, несущие бремя греха, люди также реагируют на стрессовые жизненные события предсказуемыми мыслями и поведением. Процесс начинается с нашего восприятия стрессора как угрозы или вызова. Затем мы определяем, есть ли у нас ресурсы (прошлый опыт или текущие знания), чтобы справиться со стрессором. И, наконец, мы принимаем решение положительно реагировать на стрессор или избегать его. Эта реакция «бей или беги» была впервые описана физиологом Уолтером Кэнноном в 19 веке.20 с. Другим примером биологического исследования может быть деменция и ее прямое влияние на человека с деменцией, а также влияние на членов семьи и лиц, осуществляющих уход. Проблема деменции затрагивает биологическую, психологическую и социальную сферы.
В психологической сфере человеческой природы мы можем изучать и исследовать различные психические расстройства, от которых страдают миллионы людей во всем мире. Как христиане, мы должны знать, как диагностировать и лечить эти расстройства, чтобы восстановить физическое, психологическое и духовное здоровье человека. Люди, страдающие депрессией, часто чувствуют себя отчужденными от Бога или даже чувствуют, что Бог судит их за свои депрессивные симптомы. Истинная Божья сущность любви и благодати не меняется, но наши чувства могут привести нас к искаженному восприятию Бога и Его присутствия в нашей жизни.
Другими психологическими областями, которые следует изучить, может быть эмоциональная реакция на травму и утрату. Утрата является общей темой и опытом человеческого развития и жизни перед лицом Бога. Смерть неизбежна, и то, когда и как смерть входит в наш опыт, во многом определяет эмоциональное воздействие. Например, потеря вашего трехлетнего ребенка из-за лейкемии — это совсем другой опыт, чем смерть вашей 85-летней бабушки от рака. В этой области также находится психология, которая также может исследовать положительное влияние физических упражнений на настроение или влияние издевательств на жизнь маленьких детей и подростков.
В социальной сфере человеческой природы мы можем изучать и исследовать влияние нашего культурного происхождения и то, как это отражается на наших действиях, традициях, семьях. В моем голландском происхождении обычным способом выражения любви и признательности является приготовление еды и совместное использование ее с семьей и друзьями. Произнесение слов «Я люблю тебя», возможно, было менее вероятным или частым, чем демонстрация «Я люблю тебя» во время приготовления пищи и других проявлений доброты.
Еще одна область, которой в психологии уделяется большое внимание, — это расовое разнообразие и осведомленность. Грех овладел всеми сферами творения и человечества, особенно в том, как мы относимся к своей этнической принадлежности, а также в том, как мы думаем и относимся к представителям другой расы. Психология может сообщить нам о том, как на предубеждения могут влиять внутригрупповые и чужеродные предубеждения, семейная социализация и многие другие социальные и когнитивные факторы. Несмотря на кажущийся положительный прогресс в расовом сознании, граждане нашей культуры и многих других культур по всему миру продолжают демонстрировать предрассудки в своих взглядах и поведении, что ведет к большему разделению, а не примирению между расами.
Психология продолжает исследовать сложность человеческой природы. Как христиане, мы можем начать это исследование, стремясь обнаружить чудо и благоговение перед сотворенным Богом порядком. Эрик Джонсон дает полезное напоминание о нашей работе как христиан, когда он говорит: «Тогда психология в христианских рамках не является независимой деятельностью, действующей отдельно от Бога; это зависит от Божьей милости, чтобы осветить человеческое понимание и открыть вещи о человеческой природе через человеческие размышления, исследования и творческое озарение». 1 Пусть наши размышления, исследования и понимание приведут нас к большему познанию Бога.
Об авторе
Джонсон, Э. Л. (2007). Христос, Владыка психологии . В «Интеграция психологии и христианства: основополагающие работы, сформировавшие движение». (Батавия, Иллинойс: Христианская ассоциация психологических исследований, 2007 г.) 45. ↩
Кем был Карл Юнг и почему мы должны изучать его и его работу?
Гостевой пост Крейга Чалквиста, доктора философии.
Карл Густав Юнг родился в 1875 году, умер в 1961 году и всю свою жизнь прожил в Швейцарии, хотя время от времени путешествовал. Он был психиатром, осматривал пациентов и применял различные методы экспериментальных исследований, прежде чем сосредоточился на психоанализе, а затем на развитии своего собственного вида глубинной психологии. Он создал новаторские методы работы с симптомами, сновидениями, фантазиями, видениями и даже произведениями искусства на уровне психологической символики.
Примечательно, что в работах Юнга мало что из них устарело. Большая часть поведенческих исследований прошлого века с участием мышей, голубей и калькуляторов уже бесполезна, если вообще когда-либо была. Но Юнг пролил свет на столь многие скрытые основы человеческой натуры, что, во всяком случае, его работа становится все более актуальной с течением времени — и по мере того, как господствующая психология и психиатрия уступают прокрустово увлечению тем, что можно посчитать и измерить.
Юнг показал нам, например, что один и тот же симптом у разных людей может означать разные вещи. У одного человека дергается глаз из-за приближающегося озарения; чужое, потому что он не может видеть того, что психологически находится перед ним. Здесь не работают простые цепочки причин и следствий. Мы можем узнать, о чем говорит симптом, только вступив в глубокий диалог с бессознательным разумом его носителя.
Юнг учил, что символы сновидений сбивают с толку, потому что 1. они возвращают нам то, что мы упускаем в течение дня, и 2. они выражают свое значение метафорически, а не рационально. На самом деле их образный язык может дать гораздо более точную психологическую картину, чем любой анализ со стороны. Моя клиентка-психотерапевт, которая ненавидела поверхностность своей карьеры, мечтала о том, чтобы покупать в витрине рабочую одежду. Похожий на нее манекен открыл глаза и настойчиво уставился на нее. «Я чувствую себя манекеном», — заключила она. «Я превращаюсь в пластмассу». Это позволило ей найти более подходящее (!) занятие.
Для Юнга воображение — это не просто еще одно полезное человеческое свойство. Скорее, он организует мысли, чувства, факты и возможности, даже при этом приводя сознательное и бессознательное, известное и таинственное в здоровое единство.
Следуя примеру Уильяма Джеймса, Юнг также осмелился привнести духовность в психологию. Он заметил, что человеческая психика, где бы и когда бы она ни жила, спонтанно производит духовные образы. Некоторые из них превращаются в мифы; другие, в ритуалы. Юнг исследовал это цветение в разных культурах, временах, местах и пациентах, а также глубоко исследовал его внутри себя. Этот общий факт нашей психологии обладает уникальностью: наш путь к духовности должен удовлетворять нашу индивидуальность. Практики и вероучения, лишенные эмоционального заряда, бесполезны для нас, кроме как в качестве приглашения к дальнейшим поискам того, что служит нашему чувству целостности.
Идея сознательной жизни как единого целого сама по себе эпохальна. Скольких больших ошибок мы могли бы избежать — в семейной жизни, в отношениях, на работе, — если бы мы знали, как консультироваться со всей своей полнотой, сознательной и бессознательной, вместо того, чтобы спотыкаться вперед? Насколько другим был бы мир, в котором мы жили бы, если бы политические, финансовые, научные и религиозные лидеры имели доступ к своим собственным психологическим глубинам, ожидая консультации по безрассудным, эгоистичным программам?
«То, что мы думаем с точки зрения статистических чисел, — замечает Юнг на своих семинарах «Видения», — является современным предрассудком, нашим особым безумием; мы думаем, как можно решить определенную индивидуальную проблему в виде массового производства, как если бы оно было изготовлено на фабрике». Предубеждение остается на свободе. Во времена, занятые диагностикой, Юнг привносит освежающий постдиагностический оптимизм в отношении возможностей человека. В Тайна Золотого Цветка он пишет,
Я всегда работал с темпераментным убеждением, что в конечном счете неразрешимых проблем не бывает, и опыт до сих пор оправдывал меня тем, что я часто видел людей, которые просто переросли проблему, которая разрушила другие. Это «перерастание», как я назвал его ранее, обнаруживалось в дальнейшем опыте как повышение уровня сознания. На горизонте человека возникал какой-то более высокий или более широкий интерес, и благодаря этому расширению его взгляда неразрешимая проблема теряла свой смысл. неотложность, она не была решена логически в своих терминах, а угасла в противовес новой и более сильной жизненной тенденции.0003
Он также дает нам разрешение принять наше замешательство и раздробленность. «Я считаю жизнь человека, прожитого в идеальном равновесии 65 лет, самой неудачной», — говорится в письме. «Я рад, что не решил жить таким чудом. Это настолько бесчеловечно, что я не вижу в этом никакого удовольствия».
Глубинная психология , как указал Юнг в интервью, сродни «античной философии» в ее неизменной значимости для психологического благополучия и мудрости. Неудивительно, что Юнг иногда читает как древний философ:
Цель не высота и не глубина, а центр. — Алхимические исследования
Абсолютная истина, если она вообще существует, требует согласия многих голосов. — Символическая жизнь
Где бы ни царила вера, на заднем плане таится сомнение. Но мыслящие люди приветствуют сомнение: оно служит им ценным шагом к лучшему знанию. — Психология и религия
Почему бы не уйти в лес на время, буквально? Иногда дерево говорит вам больше, чем можно прочитать в книгах. — Letters (vol. 1)
В нашей самой частной и самой субъективной жизни мы являемся не только пассивными свидетелями нашего века и его страдальцев, но и его творцами. Мы создаем свою эпоху. — Цивилизация в переходный период
И, конечно же, иногда остроумие:
Некоторые мужчины говорят: «Вы не думаете, что это очень опасно, когда вы заставляете женщин осознавать себя?» Я говорю: «Да, опасно для мужчин!» — Семинар по сновидениям
Юнг не только предвидел, но и прорабатывал, с помощью и через многое из того, что превратилось в более глубокие формы психологии, что подвести итоги сложно. Теория систем, экзистенциальная терапия, эволюционная психология, гуманистический акцент на аутентичности и неврозе как попытке роста, терапия как встреча лицом к лицу, потребность в обучающем анализе, диагностика и лечение созависимости, работа со сновидениями, арт-терапия, теория поля, экопсихология, когнитивно-поведенческая важность изменения установок и постановки целей, терапевтическая полезность проективной идентификации и контрпереноса, первичное значение истории в нарративной терапии: список становится длиннее после каждого внимательного прочтения писем Юнга, семинаров и сборников. Работает. Свою собственную терапевтическую точку зрения, выкованную в огне его столкновения с бессознательным, он называл сначала аналитической психологией, прежде чем разработать более общую «сложную психологию».
В философии Юнг соединяет Ницше и постмодернизм. В теологии его открытия о психологии религии, о сродстве психики к духовным образам, о символе как посреднике сакрального опыта остаются предметом оживленных дискуссий. В теории систем и сложности его слово «архетипы» вращается вокруг уравновешивающих сил и потоков, подобных тем, о которых он писал в терапии. В исследованиях окружающей среды его размышления о душе Земли (anima mundi) и духе места выдвинулись на поверхность, поскольку точки зрения, отделяющие себя от земли, рушатся под тяжестью своих внутренних противоречий.
Работа Юнга была бы более актуальной, чем когда-либо, для наших дней, даже если бы он не предсказал так много политических и экологических потрясений, с которыми мы сейчас сталкиваемся, ответив на них на алхимическом языке, который он сделал своим собственным: сознательными воссоединениями высшего и низшего, духа и природа, высота и глубина, сознательное и бессознательное, данные и сон.
Юнг разрушил наш солипсизм. Нечто неведомое, внечеловеческое приближается к нам через символы, через психику. Мы обращаемся внутрь себя и обнаруживаем, что мир ждет нашего самого искреннего и сердечного ответа.
Узнайте больше о девяти программах для выпускников Pacifica, каждая из которых направлена на создание образовательной среды в духе свободного и открытого исследования, соответствующего общепризнанным ценностям академической свободы. В Pacifica изучение литературы, религии, искусства и мифологии способствует изучению науки психологии. Точно так же исследования в области мифологии и гуманитарных наук оживляются развитием понимания и оценки традиции глубинной психологии и повторяющихся архетипических мотивов, которые движутся через человеческое сердце и душу.
Крейг – младший проректор Тихоокеанского института последипломного образования. Он получил докторскую степень. имеет степень доктора психологии в Институте аспирантуры Тихоокеанского региона, а также имеет сертификат мастера-садовника и еще один специалист по дизайну пермакультуры. Он является автором Terrapsychology: Reengaging the Soul of Place (Spring Journal Books, 2007) и соредактором с Линдой Баззелл, MFT, Ecotherapy: Healing with Nature in Mind (Sierra Club Books, 2009). Крейг был основным преподавателем восточно-западной психологии в Калифорнийском институте интегральных исследований и бывшим основным преподавателем в Университете Джона Ф.