Вюрцбургская школа: ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА • Большая российская энциклопедия

Школа Вюрцбургская. Что такое «Школа Вюрцбургская»? Понятие и определение термина «Школа Вюрцбургская» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Школа Вюрцбургская – направление в психологии, принадлежащее антисенсуалистической концепции. Основными методами изучения был лабораторный эксперимент и выработанный на его основе метод самонаблюдения.

Школа получила название благодаря одноименному университету, при котором она была создана в начале XX века. Создателем школы был немецкий психолог и философ Освальд Кюльпе, в числе его сподвижников были А. Майер, А. Мессер, К. Марбе и другие. Вюрцбургская школа получила известность во многом благодаря разработке метода самонаблюдения. Этот прием предполагает, что испытуемый самостоятельно фиксирует свои состояния на каждом из этапов, предписанных условиями эксперимента.

Представители Вюрцбургской школы определили, что процесс мышления совершенно уникален, его изучение невозможно посредством применения логических законов или закона ассоциаций. Отталкиваясь от того, что установка выступает в роли главного элемента, представители школы, однако, расходились во мнении, насколько она связана с сознанием. Вопреки распространенной в то время психологической теории, они также выдвинули идею о том, что сознание содержит компоненты несенсорного характера – так в психологии появилась категория «чистое мышление».

Работы последователей Вюрцбургской школы внесли существенный вклад в изучение вопроса мышления, изменили представление о сознательных актах. Дальнейшее развитие эти концепции получили в рамках гештальт-психологии, трудах Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна.

< Школа антропологическая английская

Школа Женевская >

Популярные термины

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Секс: где грань между зависимостью и свободой — объяснение психолога
    • «Не отступать от цели, не обвинять всех вокруг и не жалеть себя»: как попасть в список Forbes
    • Почему мы изменяем: виной тому «паралич выбора»?
    • Как понять, глубокий ли ты человек, — комментарий гештальт-терапевта
    • «После потери работы не знаю, чем заняться дальше»
    • Увольнение в никуда или нелюбимая работа: как сделать правильный выбор
    • «Меня как будто изнасиловали»: что такое акушерское насилие и почему оно происходит. Часть 1. Беременность
    • Контрастный душ, завтрак и перерыв: 16 правил стройности — позаботьтесь о себе

    Сегодня читают

    • «Муж подал на развод, но уходить не собирается и спит в моей постели. Как быть?»
    • «Муж выгнал из дома своих мать и сестру. А вдруг он так поступит и со мной?»
    • «Друзья решили пойти к моему бывшему мужу на день рождения. А как же я?»
    • Бум на жиротопку в соцсетях: китайское упражнение, которое сделает ваш живот плоским

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Вюрцбургская школа | это… Что такое Вюрцбургская школа?

            направление экспериментального исследования мышления, существовавшее в 1-м десятилетии 20 в., в психологическом институте г. Вюрцбурга (Германия). Основатель и главный теоретик В. ш. — О. Кюльпе, наиболее известные представители — Н. Ах и К. Бюлер. Орган школы — журнал «Archiv für die gesamte Psychologie» (с 1903). Основной тезис В. ш. состоит в постулировании существования особых состояний сознания — «мыслей», не сводимых к содержанию чувственных представлений. Господствовавшая в конце 19 в. ассоциативная психология сводила мышление к комбинированию, по законам ассоциаций, чувственных представлений. Психологи В. ш., опираясь в философском плане на идеалистические принципы феноменологии (См. Феноменология) Ф. Брентано и Э. Гуссерля, подвергли критике ассоцианизм на уровне эксперимента. Усовершенствовав технику самонаблюдения (См. Самонаблюдение) (подбор и предварительная тренировка испытуемых, разделение выполнения задания и отчёта о пережитом в нём), они установили отсутствие в сознании испытуемых образов, соответствующих содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о безо́бразном характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представлений.

    Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно В. ш., как правило, не образы, а нечто другое — отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т.д. Суммарно и довольно неопределенно всё это и было объявлено специфическими мыслительными образованиями; согласно принципам феноменологии, их характерная черта — интенциональность, направленность на нечто лежащее за пределами мышления: идеи, идеальные и реальные предметы и т.д.

             Для объяснения перехода от одних состояний сознания к другим в В. ш. в добавление к механизму репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки (См. Установка), детерминирующей тенденции (Н. Ах): собственная или поставленная извне задача предопределяет последовательность смены состояний сознания вплоть до её разрешения. Вызываемая задачей детерминирующая тенденция столь сильна, что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое время спустя после проведения эксперимента.

             Главная заслуга В. ш. состоит в утверждении специфичности психологических особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений. Работы В. ш. оказали непосредственное влияние на исследования О. Зельца, на гештальтпсихологию (См. Гештальтпсихология), а также на формирование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял на некоторые эстетические теории. В связи с утверждением в психологии объективных методов изучения психики и поведения работы В. ш., основанные на самонаблюдении, утратили своё значение.

             Лит.: Крогиус А. А., Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и её значение, в кн.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ, 1914; Кюльпе О., Современная психология мышления, там же; его же, Введение в философию, 2 изд., СПБ, 1908; [Анцыферова Л. И.], Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской школе, в кн.: Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах, М.

    , 1966; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12.

             И. Н. Семёнов.

    Вюрцбургская школа | психология | Britannica

    В мыслях: процесс мышления

    Вюрцбургская школа под руководством немецкого психолога и философа Освальда Кюльпе увидела прототип направленного мышления в эксперименте «ассоциация с ограничениями», в котором испытуемый должен представить слово, имеющее определенное отношение к слову-стимулу (например, противоположное…

    Подробнее

    «,»url»:»Introduction»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData» :{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»},»npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null, «nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:1442548}],»familyPanel»:{«topicInfo»: {«id»:1442548,»title»:»Вюрцбургская школа»,»url»:»https://www.

    britannica.com/science/Wurzburg-school»,»description»:»Мысль: Процесс мысли: Вюрцбургская школа под руководством немецкого психолога и философа Освальда Кюльпе увидела прототип направленного мышления в эксперименте с «ассоциацией по принуждению», в котором испытуемый должен указать слово, имеющее определенное отношение к слову-стимулу (например, , противоположное…»,»type»:»TOPIC»,»titleText»:»Вюрцбургская школа»,»metaDescription»:»Другие статьи, в которых обсуждается Вюрцбургская школа: мысль: Процесс мысли: Вюрцбургская школа, под под руководством немецкого психолога и философа Освальда Кюльпе увидели прообраз направленного мышления в эксперименте «ассоциация по принуждению», в котором испытуемый должен указать слово, имеющее определенное отношение к слову-стимулу (например, противоположное слову-стимулу). …»,»identifierHtml»:»психология»,»identifierText»:»психология»,»topicClass»:»наука»,»topicKey»:»Вюрцбургская школа»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:» CONCEPT»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/science/Wurzburg-school»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/1442548/»},»topicLink» :{«title»:»Вюрцбургская школа»,»url»:»https://www.
    britannica.com/science/Wurzburg-school»},»tocPanel»:{«title»:»Directory»,»itemTitle» :»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo»:null,»веб-сайты»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»: [],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,»authors»:null,»keywords»:»Вюрцбургская школа»,»wordcount»:0,»url»:»https:// www.britannica.com/science/Wurzburg-school»,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description»:»Другие статьи, в которых обсуждается Вюрцбургская школа: мысль: Процесс мысли: Вюрцбургская школа, под под руководством немецкого психолога и философа Освальда Кюльпе увидели прообраз направленного мышления в эксперименте «ассоциация по принуждению», в котором испытуемый должен указать слово, имеющее определенное отношение к слову-стимулу (например, противоположное слову-стимулу). …»},»initialLoad»:true}

    мыслительный процесс

    • В мысли: мыслительный процесс

      Вюрцбургская школа под руководством немецкого психолога и философа Освальда Кюльпе увидела прототип направленного мышления в эксперименте «ассоциация по принуждению», в котором субъект должен указать слово, имеющее определенное отношение к слову-стимулу (например, противоположное…

      Подробнее

    Статья о вюрцбурге+школе в The Free Dictionary

    Вюрцбург+школа | Статья о вюрцбурге+школа в The Free Словарь

    Вюрцбург+школа | Статья о вюрцбурге+школе в The Free Dictionary


    Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *