Ноты из чего наш мир состоит: Страница не найдена

Содержание

Веселые уроки Радионяни Песни для детей младшего среднего школьного возраста Ноты фортепиано



Веселые уроки Радионяни Песни для детей младшего среднего школьного возраста Ноты фортепиано

Песни из мультфильмов

Ну, погоди!

Песни для детей младшего и среднего
школьного возраста

 

 


Веселые уроки «Радионяни»

выпуск 1
для детей младшего и среднего школьного возраста
«Музыка», 1987г.
номер 13657

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Все добрые люди любят шутить. И добрая передача «Радионяня» тоже любит шутку. Она приходит к слушателям всего на полчаса и всегда старается, чтобы эти полчаса были веселыми.
У «Радионяни» много забот: помочь выучить трудное правило из учебника, да так, чтобы оно уж никогда не забылось, высмеять неряху, лентяя или хвастунишку и даже научить ребят мыть посуду, подметать пол, готовить обед.

Вот какие заботы у «Радионяни»!
Может быть, кому-то из вас веселые уроки «Радионяни» помогли получить хорошую отметку в школе. Если это так, то «Радионяня» искренне рада этому.
И конечно же, каждый такой урок сопровождают веселые песни, которые поются с улыбкой, потому что их тоже придумали добрые и веселые люди.
Е. Лебедева

  • «Радионяня». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского
  • Волшебные слова (Вежливая песенка). Музыка В. Добрынина, слова М. Танича
  • Песенка о зарядке. Музыка В. Рубашевского, слова М. Танича
  • Урок ботаники. Музыка Н. Пескова, слова С. Вольфа
  • Песенка о правописании числительного «пол-». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита
  • Ехал Ваня на коне. Музыка Б. Савельева, слова Э. Успенского
  • Мальчик или девочка? Музыка Б. Савельева, слова Э. Успенского
  • «Пятерка» по письму. Музыка Б. Савельева, слова М. Танича
  • Аппетит. Музыка А. Черного, слова М. Танича
  • Перемена. Музыка Н. Пескова, слова С. Вольфа
  • Хлопай-топай. Музыка Б. Савельева, слова М. Розовского

скачать ноты

 

 

 


Веселые уроки «Радионяни»

выпуск 2
ноты для голоса в сопровождении фортепиано
«Музыка», 1988г.
номер 14007

содержание:

 

  • Радионяня. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского
  • Из чего наш мир состоит? Музыка Б. Савельева, слова М. Танича
  • Телефонные звонки. Музыка Н. Пескова, слова М. Пляцковского
  • Ехал Ваня на коне. Музыка Б. Савельева, слова Э. Успенского
  • Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского
  • В некоторой школе, в некотором классе. Музыка А. Журбина, слова П. Синявского
  • Урок плавания. Музыка Н. Пескова, слова Б. Салибова
  • Песенка Карлсона. Музыка Г. Крылова, слова К. Ибряева
  • Смешной человечек. Музыка А. Журбина, слова П. Синявского

скачать ноты

 

 

 

 

 

Олег Нестеров: «Ноты – это в какой-то мере технология прошлого»

Группа «Мегаполис» – один из лидеров «новой волны» 1990-х. Она поражала всех неактуальной в то время тягой к немецкому языку и переосмыслению советского прошлого: была записана дуэтом со Львом Лещенко песня «Там» на стихи Бродского и песня Оскара Фельцмана «Ландыши», неожиданно превратившаяся в «Karl Marx Stadt». В нулевые группа ушла в творческий отпуск, а ее лидер Олег Нестеров занялся продюсированием других артистов – в частности, группы «Маша и медведи».  

В 2010-х «Мегаполис» совершил блистательный «камбэк» альбомом «Супертанго», и с того времени регулярно концертирует и выпускает новые альбомы. Каждый из которых, впрочем, требует объяснений, потому что является частью какого-то большого проекта. 

В 2021 г. Нестеров начал мегапроект «Три степени свободы», посвященный крупным композиторам советского времени, ушедшим работать в кино. Первым героем стал, что вполне естественно, Альфред Шнитке: был запущен сайт «Три степени свободы. Музыка кино СССР» (www.musicinema.ru), вышла виниловая пластинка с музыкой Шнитке, плейлист на стриминговых сервисах и книга о композиторе. 

Летом 2023 г. пришел черед второго героя – композитора-импровизатора Олега Каравайчука. 14 июня на цифровых площадках вышел сборник его киномузыки, в начале июля о нем будет выпущена книга, 25 июня в рамках Дягилевского фестиваля в Перми состоится выставка-концерт «Олег Каравайчук с Оркестром громкоговорителей». А 27 и 28 июля – премьера одноименного новаторского перформанса на Новой сцене Александринки.

В интервью «Ведомостям» Олег Нестеров рассказал о том, почему советские композиторы высшей академической лиги работали в кино, как Каравайчук писал музыку для фильмов Муратовой и каково это «превращаться каждый раз в 1000-летнего музыканта».

«Советская киномузыка – это феномен»

– «Три степени свободы» – нужный проект, и замечательно, что он появился. Но почему им занялся не музыковед, а лидер рок-группы? 

– На протяжении жизни я не то чтобы прирастал профессиями, просто у меня становилось все больше любимых дел. Сначала я был музыкантом, потом стал продюсером, затем у меня появился авторский проект на телевидении, почти 20 лет преподавал, абсолютно случайно стал писателем… И вот в определенный момент, все так же невзначай, я превратился в исследователя. Это случилось, когда я наткнулся на великое и ужасное кладбище неснятых советских фильмов 1960-х. Так возник большой мультиплатформенный проект «Из жизни планет». Именно тогда мне в первый раз задали вопрос: «Олег, почему ты этим занимаешься? Есть киноведы, историки кино и т.  д.». Лучший ответ на него дал Наум Клейман, который в числе прочих наших исследователей кино мне очень помог. Он сказал: «Да, историки кино недоработали, и вы с нами в одном окопе. Делайте, а мы вам поможем». И началось. 

Конечно, исследовав оттепельный кинематограф, я не мог не обратить внимание на киномузыку. Что я и сделал. А спустя какое-то время понял, что советская киномузыка – это феномен. И феномен мировой, потому что нигде в мире композиторы высшей академической лиги в кино не работали. В США, например, очень жесткое разграничение, либо ты composer, либо ты Hollywood composer. А у нас это случалось – и случалось чаще всего по причинам не очень веселым, когда композитору отказывали в праве быть композитором, его не играли, не издавали. Он, в общем, спасался киномузыкой: отказаться от работы в кино – значило подписать себе приговор. Можно начать перечислять фамилии: Шостакович, Прокофьев, Шнитке, Губайдулина, Канчели, Вайнберг, Каретников, Кнайфель. Я придумал сам себе девиз: «Отделять музыку от кадра и соединять с вечностью». Это произошло в 2016 г., и с тех пор я этим занимаюсь. Это проект пожизненный. Сколько успею, столько сделаю. 

И что еще важно: в какой-то момент, может быть лет 10 назад, я понял, что мне следует заниматься теми вещами, которые, кроме меня, никто не сделает. С одной стороны, этот проект, связанный с феноменом советской киномузыки, как бы лежит на поверхности: любой мало-мальски образованный человек знает, что и Шостакович, и Прокофьев, и Шнитке работали в кино. Но этот феномен до сих пор оставался в тени, и я понял, что есть большая вероятность того, что музыка, написанная большими композиторами XX в., может забыться в киноархивах вместе с фильмами, в которых она когда-то звучала. Уходят герои, исчезают первоисточники, приходят в негодность магнитные ленты, и поэтому следует торопиться. 

«Три степени свободы. Музыка кино СССР» – мультиплатформенный и многосоставный проект. Это очень большой и емкий кейс, демонстрирующий, как художник в условиях тотального запрета, несвободы, цензуры тем не менее воплощает в полном объеме все свои замыслы. Как он запрет и несвободу превращает в большую свободу. 

Первым героем стал Альфред Шнитке, сейчас будут премьеры, связанные с Олегом Каравайчуком. Музыкальный перформанс – важная часть проекта. Здесь стояла задача сделать так, чтобы киномузыку можно было не только услышать, но и почувствовать. Сделать осязаемой, чтобы она рассказала о пути автора, о какой-то его генеральной идее и о том, как его жизнь в кино повлияла на него как на композитора. Поэтому и в случае с Шнитке, и с Каравайчуком одной из составляющих проекта является выставка-концерт, где музыка исполняется оркестром громкоговорителей. 

– Оркестр громкоговорителей? Что это?! 

– Это акусмониум. Его создал в конце 70-х Франсуа Бейль как раз для живого исполнения многоканальной музыки. Акусмониум состоит из расположенных по всему пространству полусотни громкоговорителей различных форм, размеров, частотных характеристик и микшера. С помощью всего этого создается пространственное звуковое поле.

У каждого композитора оно разное. У Шнитке это теневая музыка и многослойные фактуры, важнейшие составляющие его метода. Киномузыка порождает академические произведения, а те, в свою очередь, вступают во взаимодействие с музыкой к фильмам. У Каравайчука это 11 линий, его главных тем, которые начинаются и длятся сквозь годы и фильмы, пока полностью себя не проявят. В каждой линии музыкальные фрагменты встречаются и взаимодействуют в пространстве. 

– Я послушал альбом киномузыки Альфреда Шнитке, выложенный на YouTube, и, отдавая должное профессиональному умению компоновать звуки и выписывать оркестровые аранжировки, должен все-таки заметить, что это не совсем тот Альфред Шнитке, которым мы восхищаемся и ужасаемся. Не было ли у вас и у наследников Шнитке колебаний, стоит ли это вообще под его именем выпускать? Довлатов, например, категорически запрещал включать в свои книги журналистские тексты, опубликованные им в советских газетах.

– Да, вопрос очень серьезный и деликатный. Конечно же, я взаимодействовал с вдовой композитора Ириной Федоровной Шнитке. Мы с ней много говорили, она открыла мне двери Центра Шнитке, где собраны рукописи, фотографии, партитуры, и я смог всем этим воспользоваться. Но главный ответ на этот вопрос я получил от самого Шнитке. На эту тему он высказался так: «Моя настоящая музыка – это продолжение киномузыки, и наоборот». И еще: «Задача моей жизни – это преодоление разрыва между Е и U, даже если я при этом сломаю себе шею». Я поясню. E – ernste Musik, музыка серьезная. А U – это unterhaltungsmusik, это музыка прикладная. 

И действительно, творческий путь Шнитке и его взаимодействие с кино было очень интересным и разным. Он приходит в кино в 1962 г., 28-летним. Перед этим Хренников то ли на пленуме, то ли на съезде Союза композиторов сказал ему открытым текстом: «Вы знаете, вы не талантливы, и вам не стоило выбирать эту профессию, не стоит заниматься сочинением музыки». И Шнитке не издают, его произведения не исполняются, и он был вынужден идти работать в кино. Его кинокарьера длится по 1985 г., и за это время, конечно же, его взаимоотношения с кино эволюционировали.

В самом начале он сочиняет в стол, без всяких перспектив. Причем это был период додекафонной музыки, которую позднее он сам же назовет «усложненным видом халтуры», имея в виду собственные произведения этого периода. С другой стороны, он пускается, по его опять же выражению, «во все тяжкие». Он начинает писать прикладную музыку для кино, жанровую – польки, вальсы, расстрелы, погони. И делает это с удовольствием. 

Но в 1968 г. наступает кризис, его уже не устраивает эта шизофрения, эта раздвоенность. Шнитке-то один! И здесь к нему приходит Хржановский и предлагает писать музыку к мультфильму «Стеклянная гармоника». К этому мультфильму делают эскизы московские художники Соболев и Соостер, используя мировую живопись разных эпох. У Шнитке рождается музыка и одновременно проявляется идея, которая станет путеводной на всю оставшуюся его жизнь – это полистилистика. Именно в работе в кино Шнитке находит себя как композитор. 

Его первая симфония (1969–1972), которая была со скандалом исполнена в Горьком в 1974-м, вышла из кино. Он писал музыку к фильму Михаила Ромма «Мир сегодня», который после того, как Ромм умер, доделывали его ученики Климов и Хуциев – впоследствии этот фильм о кризисе цивилизации получил название «И все-таки я верю». Шнитке написал для этой картины 10-минутные куски – так композитор в кино не работает, таких объемных кусков в кино почти не бывает. А здесь они есть, и Ромм под эти куски монтирует мировую хронику. И Шнитке понимает, что это может быть материалом для его симфонии. И в дальнейшем зачастую заглавные темы из фильмов уходят в его академические произведения. Конечно, преобразуясь и расцветая, достигая нужной глубины. И наоборот – его академические произведения подпитывают его дальнейшие кинозамыслы. Вот так все обстояло у Шнитке. 

«Он – гений, чудо-мальчик»

 – Шнитке – это один из самых известных композиторов XX в., понятно, почему «Три степени свободы» начались именно с него. Вторая фигура гораздо менее предсказуема – Олег Каравайчук. О нем вообще мало что известно. Играл на рояле, натянув наволочку на голову, и тому подобные вещи, мало относящиеся собственно к музыке. Почему именно он? И чем он для вас и для вашего проекта интересен? 

– Олег Николаевич Каравайчук – антипод Альфреда Шнитке. И мне показалось, что драматургически фигура Каравайчука очень подойдет для следующего тома проекта именно тем, что он абсолютно не похож на Шнитке. У него был абсолютно иной творческий метод и творческая судьба. Ведь у многих героев жизнь заканчивается тем, чем она началась у Каравайчука: правительственные концерты в Колонном зале, величественная оратория, работа с оркестрами. Вождь ему дарит белый рояль за особые заслуги. Среди его коллег народные артисты СССР, артисты МХАТа, балерины… Но только сидит он у них на коленях, ему 9 лет. Он – гений, чудо-мальчик. О нем пишут Рахманинову, тот им интересуется. 

В 1953 г., 25-летним, пишет музыку к фильму «Алеша Птицын вырабатывает характер». И до 1960-го он нормальный советский композитор. Пишет большие партитуры, управляется с оркестром.  

Но в какой-то момент нашему герою становится скучно. Знаете, это часто бывает, когда такой резкий старт. Судьбы вундеркиндов во многом похожи. По собственному выражению Каравайчука, в 13 лет он играл хуже, чем в пять, потому что его «заучили» – сначала в школе при консерватории, а потом в консерватории. Он все время боролся за то, чтобы играть так, как он чувствует. К определенному моменту Каравайчуку надоела вся музыка мира – и Бах, и Моцарт, и даже Шостакович, который приглашал его на свой курс композиции в консерваторию. Каравайчук ему отказал. 

И он начинает все смешивать. Сначала играть произведения классиков в разных тональностях, потом вообще смешивать авторов. Для него важна только музыка, которая играет у него внутри и требует выхода наружу. 

В начале 50-х Каравайчук впервые сталкивается с запретами – ректор Ленинградской консерватории Павел Серебряков наложил вето на его выступления. В 1960 г. он получает «черную метку» и изгоняется с родного «Ленфильма». В 1962-м Каравайчук сделал попытку вернуться на сцену, состоялся его сольный концерт, на котором был весь Ленинград. И после этого его запретили уже окончательно. В итоге он смог вернуться в мир большой музыки только в конце перестройки. 

Начинаются девять лет скитаний по различным киностудиям. Кино спасало его. Оно было для Каравайчука творческой лабораторией, как и для Шнитке. И, работая в кино, он мог оставаться абсолютно свободным. Он появляется там, где появляется вольница. В какой-то момент это была Одесская киностудия, которая снимает большое количество очень значимых картин – Муратовой, Тодоровского. Он пишет музыку для двух картин Киры Муратовой – «Короткие встречи» и «Долгие проводы». Затем он появляется в Минске, куда в какой-то момент зазываются перспективные студенты и талантливые режиссеры, и там он делает несколько картин. В частности, «Город мастеров» (1965), после которого с ним начинают общаться серьезные киномастера. 

И именно в этих скитаниях он определяет для себя свое собственное направление, свой творческий метод. 

– Как сейчас можно его описать? 

– В начале книги о Каравайчуке дается цитата из статьи Александрова, Эйзенштейна и Пудовкина, это 1928-й или 1929-й год, рождается звуковое кино, и они пишут о том, что сейчас совершенно предсказуемо все начнут подчеркивать звуком все то, что происходит в кадре. Ну, то есть если в кадре грустно, то музыка будет грустной, если в кадре весело, музыка будет веселой и т. д. А они говорят о том, что все должно быть не параллельно, а перпендикулярно, они говорят о контрапунктической природе звука в кино. Первые советские работы в звуковом кино были потрясающими. Полная противоположность голливудскому подходу. Андрей Смирнов очень много писал об этом в своей книге «В поисках потерянного звука» (М.: «Гараж», 2020).

Наш кинематограф так жил до 1934 г., когда в него пришел большой голливудский, он же советский, стиль. И Каравайчук с конца 60-х гг. вдруг начинает истово продолжать этот контрапунктный метод в кино. Он не отделяет музыку от шума. Этому его научил Виктор Некрасов, писатель, автор «В окопах Сталинграда». Режиссер Александр Иванов зовет Каравайчука, тогда еще весьма молодого, работать над музыкой для фильма «Солдаты» (1956). Каравайчук говорит: «Я про войну не пишу, вы же знаете». Иванов отвечает: «Это первая честная книга о войне». И Каравайчук пишет. .. Там есть эпизод в начале картины, где все идут, идут, отступают. И Каравайчук пишет такой эпос в стиле, кстати, Шостаковича. А Некрасов ему говорит: «Не надо эпоса, пусть гнетет, гнетет». И Каравайчук решает этот фрагмент четырьмя нотами на шести контрабасах. В общем-то, по сути дела, это и не совсем музыка, что-то «дý-ду-ду, дý-ду-ду», по его собственному выражению. Я нашел ту партитуру в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга. 

Иванов тогда сам особо не понял, что это. Подкладывают музыку под картину, тоска начинается вселенская. Убирают – тоски нет! И таким образом, по выражению Каравайчука, именно Некрасов научил его методу, которым он пользовался потом всю жизнь. «Организованный звук» – так это называлось. Он может организовываться и из шумов, и из музыки, чем Каравайчук, конечно, и пользовался в своих киноработах.

– Получается, Каравайчук предвосхитил или шел в параллель с европейскими авангардистами – Ноно, Ксенакисом, Лигети, которые тоже использовали шумы, магнитофонные пленки в своих концертных выступлениях?

– Абсолютно верно! При всем том железном занавесе шло параллельное исследование.  

– Но все-таки запись оркестровой киномузыки – это не поле для экспериментов. Как он при таком интуитивном подходе добивался профессионального «продукта»? 

– Он использовал не большой оркестр, а маленькие ансамбли. Но они состоят из солистов. То есть это лучшие из лучших. В частности, он много работал с солистами оркестра Мравинского, оркестра Ленинградской филармонии. И с этими, без преувеличения, выдающимися музыкантами он коротает ночи в Ленинградской капелле. После дневных репетиций, после вечерних концертов эти музыканты еле приползают. И здесь-то у них начинается небесный хоровод. 

Каравайчук вместе с ними входит в состояние потока. Нот не то чтобы нет, они, конечно, есть, но часто эта нотация весьма условна – просто чтобы с чего-то начинать. И первые несколько часов – это хаос, вовлечение в игру. А потом, по свидетельствам очевидцев, за полтора часа пишется музыка для всей картины, а это порядка сорока музыкальных номеров. После чего утром музыканты уходили абсолютно счастливые и полные сил, говорили ему: «Олег, после работы с тобой мы как после душа Шарко выходим».  

Каравайчук – гений потока. Он становится очень востребованным композитором. Никто не понимает, как он это делает, но все видят результат. И это лучшие фильмы Авербаха, Муратовой, и работа с другими известными режиссерами. При этом он сам признавался, что писал музыку по глазам режиссера. Он не смотрел на экран, когда музыка записывалась. Он что-то видел в глазах режиссера и соотносил это с тем, что было вокруг него в мире на данный календарный день.

Но в целом фигура Каравайчука сильно недооценена. В основном его знают по позднейшему периоду, когда он вдруг стал очень модным, чуть ли не персонажем светской хроники. Его тогда приглашали на разные вечеринки, он мог сыграть, а мог и не сыграть. И опять же не из-за каприза, просто музыкант такого уровня, такой душевной организации, он очень чувствует окружение и энергию и может понять, что в данном случае он в поток никак не войдет. И это будет, извините, порожняк. Поэтому он часто отказывался от выступлений. 

Непридуманная музыка

– Судя по вашим интервью, этот «метод Каравайчука» очень похож на то, как записывает собственную музыку группа «Мегаполис», начиная с альбома «Супертанго». Так ли это?

– Ну да, работа с потоком… Или, говоря словами Кейджа, – интуитивная музыка. Собственно, почему интуитивная? Потому что она непридуманная. Просто человек входит в поток, этот поток его несет, он не понимает, что с ним происходит, там нет неправильных нот, он в этом потоке что-то воспроизводит, а потом с удивлением наблюдает, что получилось. Это если говорить по-простому.

Работа в ансамблях – это не работа в оркестре. Оркестр – это жесткая вертикаль, по которой жила вся европейская музыкальная традиция двух-трех последних веков. Это, говоря словами Брайана Ино: сверху Господь Бог, потом идет композитор, потом идет дирижер, потом первые скрипки, ниже вторые, потом третьи, ну и так далее другие инструменты оркестра. Потом – горизонтальная линия и 500 человек в зале. И вдохновение, которое бывает от бесконечности до нуля.

Но в какой-то момент в середине прошлого века на смену этой структуре пришла иная. Это, опять же словами Брайана Ино, коллективный гений, scenius. Ансамбль отличается от оркестра множественностью обратных связей между его участниками. За счет этих множественных обратных связей образуется функция второго порядка. Так запускается цепная реакция. И когда началась эра ансамблей – а под ней мы имеем в виду пришествие рок-музыки, которая является не музыкальным стилем или направлением, а новой философией, новой религией XX в., – то силу эта новая философия черпала как раз в ансамблевом подходе, в этой атомной реакции. И Каравайчук со своим ансамблем солистов, и Pink Floyd, и Леннон с Маккартни – это коллективное творчество и коллективный гений.

Мы практикуем с «Мегаполисом» эти погружения с 1990 г. В общем выглядит этот достаточно странно. Мы садимся в круг и начинаем играть то, что взбредет в голову. Начинается все это с какой-то музыки, которая десятки тысяч раз уже была сыграна кем-то другим, со штампов и клише. Нам понадобилось минимум два года, чтобы добуриться до первого водоносного слоя с «чистейшей водой», потоком. А дальше уже мы освоили этот метод интуитивных погружений. По этой технологии можем записать музыкальный альбом, музыку для фильма, спектакля, что-то еще. Этот метод действенен, и он единственный.

Запись в момент соприкосновения темы, когда тема только-только входит в музыканта, – это и есть самое ценное. Метод вхождения в поток, интуитивный метод – это то, чем, собственно, «Мегаполис» и занимается с 1990 г., как он пишет свои альбомы.

 – Конечно, когда слушаешь «Из жизни планет» (2014) и Zerolines (2016), «метод потока» явлен открыто. Когда после этого переслушиваешь «Супертанго» (2010), тоже задним числом понимаешь, как это получилось. А потом начинаешь слушать «Ноябрь» (2020) – и оказывается, что это куда более традиционные песни. Но написанные на стихи разных поэтов. Как вам удалось в свой вольный поток снова запустить уже имеющиеся готовые формы – чужие стихи?

– Хорошая поэзия не предполагает посторонней музыки, потому что в хорошей поэзии музыка вшита уже внутрь. Но иногда хорошая поэзия позволяет сочетаться и сочетается. Работая над «Ноябрем», я впервые применил следующий метод. Когда мы садились в кружок и играли, что в голову взбредет, передо мной на пюпитре лежала пачка текстов самых-самых разных авторов. В состоянии потока или предпотока я просто перебирал и вытягивал что-то из этой пачки. И часто бывало так, что либо текст совпадал с тем, что происходило тогда в самом потоке, либо, наоборот, предвосхищал и организовывал поток, приманивал его на какое-то изначальное ритмическое движение. Прочитывалась или пропевалась эта строчка, она приманивала музыку. Так было сделано порядка трети альбома. Но остальные 2/3 текстов нужно было подбирать к готовым потоковым фрагментам. А часть из них действительно имеют вполне определенную песенную форму, являются все-таки в большей степени композициями, музыкальными номерами.

Нужно было с величайшей скрупулезностью и осторожностью давать возможность сочетаться по любви музыке и текстам. И в этом мне помог режиссер-документалист, автор фильма об Осипе Мандельштаме Рома Либеров. Вся литературная составляющая «Ноября», вот этих оставшихся произведений, была на нем. Он находил разные-разные тексты, известных авторов и совершенно неизвестных. Иногда мы с ним даже использовали два текста двух поэтов в одной музыкальной композиции. Ну, например, Иван Ахметьев и Всеволод Некрасов, два московских поэта-минималиста, звучат в композиции «Летящие».

Каждый из нас следил за тем, чтобы ничего плохого не произошло, так сказать, с его частью. Я отвечал за то, чтобы музыка оставалась музыкой, а Рома – за то, чтобы текст не терял свои силы, а, наоборот, что-то приобретал. И там даже есть музыкальные номера, в которых текст есть, но он не звучит. Как композиция «Необратимость». Там текст из «Александрийских песен» Михаила Кузмина: «Их было четверо в этот месяц, но лишь один был тот, кого я любила…» и т. д. Но этот текст не звучит, он предполагается, его можно читать под эту композицию, но он не должен быть озвучен. Это уже излишняя звуковая информация.

Или стихотворение Григория Дашевского. Это перевод из Уистена Одена: «O what is that sound which so thrills the ear…» Там из девяти строф звучат лишь четыре, а середина вся купирована. Если ты слушаешь на YouTube, это можно прочитать в качестве lyric-video, ну либо в буклете пластинки.

– «Ноябрь» существует и в виде спектакля, где вместе с вами играют драматические актеры. Возможно ли репродуцирование этого спектакля? То есть чтобы он шел в других театрах с другими музыкантами? Или это сугубо ваш проект и масштабированию не поддается?

– В наших музыкальных спектаклях «Из жизни планет» и «Ноябрь» музыка выступает главным действующим лицом. И эта музыка опять же потоковая. Поэтому я не думаю, что есть какие-то шансы другим музыкантам исполнить спектакль «Из жизни планет» или даже «Ноябрь». В случае «Из жизни планет» мы ее играем так же, сидя в кружок. Это музыка, у которой нет автора, мы ее все вместе приняли и научились воспроизводить на сцене. Что само по себе непросто и очень интересно. Потому что интуитивная музыка – это когда ты впускаешь музыку и перестаешь при этом функционировать как человек. Ты функционируешь как 1000-летний музыкант, который живет внутри тебя. Ведь чем душа разговаривает с человеком? Голосом интуиции, внутренним голосом.

Интуитивная музыка – это, конечно, то, за что отвечает твоя душа. А когда ты приходишь на концертную площадку или на спектакль и вынужден воспроизводить это вновь, в дело вступает человек. И он должен соотнести свой опыт человеческий с опытом духовным. Не больше и не меньше. Превращаться каждый раз в 1000-летнего музыканта. И на то, чтобы научиться воспроизводить это, соотнести свой человеческий опыт с духовным и играть это в студии, везде, при любых обстоятельствах, ночью и днем, в состоянии горя и радости и так далее, нам понадобилось долгое время.

Со временем мы научились делать это быстрее. В случае с «Ноябрем», где тоже потоковая музыка, каждый музыкант, включая барабанщика, написал себе на каждую композицию ноты. Это вообще в большой степени нонсенс, потому что ноты – это в какой-то мере технология прошлого. И современные академические композиторы весьма упрощают свои партитуры. А здесь мы, наоборот, были вынуждены зафиксировать каждый свой нюанс, чтобы не играть такой кавер на самих себя, не упрощать, чтобы оставаться там, точно воспроизводя те потоковые ощущения, которые мы когда-то испытали.

– Тогда мой последний неизбежный вопрос – про планы творческие и планы продюсерские.

– Ближайшие исследовательско-продюсерские планы связаны с Каравайчуком. Что же касается моих планов как музыканта… С 2021 г. мы взаимодействуем с музыкой, с новой музыкой, и наша технология весьма непроста, кропотлива и требует времени. Все происходит в данный момент весьма эффективно. Мы каждый день проводим в студии. Но когда все случится, я сказать не могу. И не могу сказать, какой будет в итоге музыка, которая через нас постучалась в этот мир.

Планета Земля — все, что вам нужно знать

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Изображение Земли в космосе подобно голубому мрамору подчеркивает хрупкость планеты и красоту Земли. (Изображение предоставлено НАСА)

Земля, наш дом, третья планета от Солнца. Пока ученые продолжают искать признаки жизни за пределами Земли, наша родная планета остается единственным местом во Вселенной, где мы когда-либо обнаруживали живые организмы.

Земля — пятая по величине планета Солнечной системы. Он меньше четырех газовых гигантов — Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна — но больше трех других скалистых планет — Меркурия, Марса и Венеры.

Земля имеет диаметр примерно 8 000 миль (13 000 километров) и в основном круглая, потому что гравитация обычно стягивает материю в шар. Но вращение нашей родной планеты приводит к тому, что она сжимается на полюсах и раздувается на экваторе, что делает истинную форму Земли «сплюснутым сфероидом».

Связанный: Насколько велика Земля?

Наша планета уникальна по многим причинам, но наличие на ней воды и кислорода — две определяющие особенности. Вода покрывает примерно 71% поверхности Земли, причем большая часть этой воды находится в океанах нашей планеты. Около пятой части атмосферы Земли состоит из кислорода, вырабатываемого растениями.

Связанные: 15 мест на Земле, которые выглядят экзопланетарными

Орбита планеты Земля вокруг Солнца

Пока Земля вращается вокруг Солнца, планета одновременно вращается вокруг воображаемой линии, называемой осью, которая проходит через ядро ​​с севера от полюса до Южного полюса. Земля занимает 23,934 часа до совершают оборот вокруг своей оси и 365,26 дня, чтобы совершить полный оборот вокруг Солнца — наши дни и годы на Земле определяются этими вращениями.

Ось вращения Земли наклонена относительно плоскости эклиптики, воображаемой поверхности, проходящей через орбиту планеты вокруг Солнца. Это означает, что Северное и Южное полушария иногда будут указывать на Солнце или от него в зависимости от времени года, и это меняет количество света, получаемого полушариями, что приводит к смене времен года.

Земля вращается вокруг Солнца в так называемой «зоне Златовласки «, где температура как раз подходит для поддержания жидкой воды на поверхности нашей планеты. Орбита Земли представляет собой не идеальный круг, а скорее эллипс слегка овальной формы, подобный орбитам всех других планет в нашей Солнечной системе. Наша планета находится немного ближе к Солнцу в начале января и дальше в июле, хотя эта близость оказывает гораздо меньшее влияние на температуру, с которой мы сталкиваемся на поверхности планеты, чем наклон земной оси.

Статистические данные об орбите Земли по данным НАСА:

  • Среднее расстояние от Солнца: 92 956 050 миль (149 598 262 км)
  • Афелий (самое дальнее расстояние от Солнце): 94 509 460 миль (152 098 233 км)
  • Длина солнечного дня (одиночное вращение на его оси): 23,934 часа
  • Длина года (одиночная революция вокруг Солнца): 365.26
  • Экваториальная наклона к орбиту: 23,439.3 градуса

Планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца по разным линиям орбиты. (Изображение предоставлено Getty)

Как сформировалась Земля?

Ученые считают, что Земля образовалась примерно в то же время, что и Солнце и другие планеты, примерно 4,6 миллиарда лет назад, когда Солнечная система образовалась из гигантского вращающегося облака газа и пыли, известного как Солнечная туманность. По мере того, как туманность разрушалась под действием собственной гравитации, она вращалась быстрее и сплющивалась в диск. Затем большая часть материала этого диска была стянута к центру, чтобы сформировать солнце.

Другие частицы внутри диска столкнулись и слиплись, образуя все более крупные тела, включая Землю. Ученые считают, что Земля изначально представляла собой безводную массу горных пород.

«Считалось, что из-за того, что эти астероидов и комет летали вокруг и сталкивались с Землей, условия на ранней Земле могли быть адскими», — ранее говорила Симона Марчи, планетолог из Юго-Западного исследовательского института в Боулдере, штат Колорадо. рассказал Space.com.

Тем не менее, анализ минералов, заключенных в древних микроскопических кристаллах, позволяет предположить, что жидкая вода уже присутствовала на Земле в течение первых 500 миллионов лет ее существования, сказал Марчи.

Радиоактивные материалы в горных породах и растущее давление в недрах Земли произвели достаточно тепла, чтобы расплавить недра планеты, в результате чего некоторые химические вещества поднялись на поверхность и образовали воду, а другие превратились в газы атмосферы. Недавние данные свидетельствуют о том, что земная кора и океаны могли образоваться примерно через 200 миллионов лет после того, как планета приобрела форму.

Связанный: 10 кратеров от столкновения с Землей, которые вы должны увидеть

Представление художника о пыли и газе, окружающих недавно сформированную планетную систему. Большая часть массы этой бывшей туманности становится звездой в центре системы. Другие скопления и столкновения образуют планеты. (Изображение предоставлено НАСА)

Часто задаваемые вопросы о Земле, на которые отвечает эксперт

Мы задали Джеку Райту, научному сотруднику ЕКА, несколько часто задаваемых вопросов о нашей планете Земля.

Внутренний научный сотрудник

Джек Райт, Внутренний научный сотрудник Европейского космического агентства (ESA).

Что отличает Землю от других планет Солнечной системы?

Насколько нам известно, Земля — единственная планета, на которой есть жизнь, и единственная планета Солнечной системы с жидкой водой на поверхности. Земля также является единственной планетой в Солнечной системе с активной тектоникой плит, где поверхность планеты разделена на твердые плиты, которые сталкиваются и расходятся, вызывая землетрясения, горообразование и вулканизм. Участки вулканизма вдоль границ подводных плит Земли считаются потенциальной средой, в которой могла впервые возникнуть жизнь.

Что делает нашу планету уникально подходящей для жизни?

Земля находится на правильном расстоянии от Солнца, так что жидкая вода оставалась стабильной в значительных объемах на протяжении большей части жизни планеты. В нем есть нужные химические ингредиенты для жизни (например, вода и углерод), а химический цикл (например, между недрами планеты и океанами в результате вулканизма и другой геологической активности) обеспечивает химические пути для жизни, чтобы извлекать энергию для выживания.

Дополнительными факторами, позволившими развить сложную жизнь, являются насыщенная кислородом атмосфера и защита от солнечной радиации ее магнитным полем.

Какая планета находится ближе всего к Земле по расстоянию?

Новые данные показывают, что, учитывая среднее расстояние, Меркурий является ближайшей планетой к Земле; учитывая наименьшее возможное расстояние, вместо этого Венера ближе всего.

Меркурий больше всего похож на наш в Солнечной системе?

Нет. Меркурий не имеет атмосферы и имеет старую поверхность, покрытую ударными кратерами, поэтому он очень не похож на Землю. Одно сходство состоит в том, что Меркурий и Земля имеют внутренние магнитные поля. Венера и Земля очень похожи по размеру. Появляются свидетельства активного вулканизма на Венере, однако ее атмосфера в 100 раз плотнее земной и состоит в основном из углекислого газа с сернокислотными облаками. Поверхность спутника Сатурна Титана физически напоминает земную с горами, реками, озерами и морями. Разница в том, что горы Титана состоят из водяного льда, который при температуре поверхности (-180°C) прочен, как скала, а реки и моря полны углеводородов.

Сколько планет Млечного Пути могут иметь такие же условия, как Земля?

Ученые подсчитали, что каждая пятая звезда, такая как наше Солнце, имеет одну планету, похожую на Землю, которая вращается вокруг них, что может поддерживать жизнь. Учитывая, что в нашем Млечном Пути насчитывается более 200 миллиардов звезд, в нашей галактике может существовать около 40 миллиардов планет, которые могут поддерживать жизнь.

Почему так важно сохранить нашу планету?

Наблюдение за Землей из космоса обеспечивает объективное покрытие как в пространстве, так и во времени. Один и тот же космический датчик собирает данные со всего мира, в том числе из мест, слишком удаленных или недоступных для наземного сбора данных.

А поскольку спутники наблюдения Земли остаются на месте в течение длительного периода времени, они могут выявлять изменения окружающей среды, происходящие постепенно. Оглядываясь на архивные спутниковые данные, мы видим неуклонную вырубку тропических лесов в мире, очевидное ежегодное повышение уровня моря, приближающееся к 2 мм в год, и увеличение загрязнения атмосферы.

В долгосрочной перспективе этот мониторинг окружающей среды Земли позволит надежно оценить глобальное воздействие деятельности человека и вероятные будущие масштабы изменения климата.

Научные доказательства глобального изменения климата неопровержимы. Последствия потепления климата имеют далеко идущие последствия  — , влияющие на ресурсы пресной воды, глобальное производство продуктов питания и уровень моря и вызывающие увеличение числа экстремальных погодных явлений. Чтобы бороться с изменением климата, ученым и лицам, принимающим решения, нужны надежные данные, чтобы понять, как меняется наша планета.

Уже более трех десятилетий спутники наблюдения за Землей предоставляют факты, необходимые для решения проблем нашего меняющегося мира.

Земля — единственная естественно обитаемая планета для сложной (например, человеческой) жизни в Солнечной системе. Последствия потепления климата имеют далеко идущие последствия и уже угрожают образу жизни некоторых людей и наносят ущерб биоразнообразию в целом.

Если Земля станет непригодной для жизни, нам больше некуда будет идти. Колонизация Луны и Марса не заменит сохранение Земли. Луна и Марс не могут поддерживать земное население людей и других организмов.

Внутренняя структура Земли

Ядро Земли имеет ширину около 4 400 миль (7 100 км), что немного больше половины диаметра Земли и примерно такого же размера, как Марс. Самые внешние 1400 миль (2250 км) ядра жидкие, а внутреннее ядро ​​твердое. Это твердое ядро ​​примерно в четыре пятых меньше земной Луны и имеет диаметр около 1600 миль (2600 км). Ядро отвечает за магнитное поле планеты, которое помогает отклонять вредные заряженные частицы, выпущенные солнцем.

Над ядром находится мантия Земли, протяженностью около 1800 миль (2,900 км) толщиной. Мантия не совсем жесткая, но может течь медленно. Земная кора плавает на мантии подобно тому, как кусок дерева плавает в воде. Медленное движение горных пород в мантии перемещает континенты и вызывает землетрясения, извержения вулканов и образование горных хребтов.

Связанный: Земные слои: исследование нашей планеты изнутри и снаружи

Над мантией Земля имеет два вида коры. Суша континентов состоит в основном из гранита и других светлых силикатных минералов, в то время как дно океана состоит в основном из темной плотной вулканической породы, называемой базальтом. Континентальная кора в среднем имеет толщину около 25 миль (40 км), хотя в некоторых районах она может быть тоньше или толще. Океаническая кора обычно имеет толщину всего около 8 км. Вода заполняет низкие участки базальтовой коры, образуя мировой океан.

Земля нагревается ближе к своему ядру. В нижней части континентальной коры температура достигает примерно 1800 градусов по Фаренгейту (1000 градусов по Цельсию), повышаясь примерно на 3 градуса по Фаренгейту на милю (1 градус по Цельсию на километр) ниже коры. Геологи считают, что температура внешнего ядра Земли составляет от 6700 до 7800 градусов по Фаренгейту (от 3700 до 4300 градусов по Цельсию), а температура внутреннего ядра может достигать 12 600 градусов по Фаренгейту (7000 градусов по Цельсию) — жарче, чем на поверхности Солнца.

На изображении, модифицированном НАСА, художник показывает внутреннюю структуру Земли, состоящую из ядра, мантии и коры. (Изображение предоставлено Shutterstock)

Магнитное поле Земли

Магнитное поле Земли создается токами, протекающими во внешнем ядре Земли. Магнитные полюса всегда находятся в движении, а магнитный Северный полюс ускоряет свое движение на север до 24 миль (40 км) в год с момента начала отслеживания в 1830-х годах. Скорее всего, через несколько десятилетий он покинет Северную Америку и достигнет Сибири.

Магнитное поле Земли меняется и другими способами. По данным НАСА, во всем мире магнитное поле ослабло на 10 процентов с 19 века.

Но эти изменения незначительны по сравнению с тем, что магнитное поле Земли делало в прошлом. Примерно несколько раз в миллион лет поле полностью переворачивается, и Северный и Южный полюса меняются местами. Как ранее сообщал Space.com, магнитному полю может потребоваться от 100 до 3000 лет, чтобы совершить переворот.

По словам Эндрю Робертса, профессора Австралийского национального университета, сила магнитного поля Земли уменьшилась примерно на 90 процентов, когда в древнем прошлом произошла инверсия поля. Падение делает планету более уязвимой для солнечных бурь и радиации, которые могут значительно повредить спутники, а также коммуникационную и электрическую инфраструктуру.

«Надеемся, что такое событие произойдет в далеком будущем, и мы сможем разработать технологии будущего, чтобы избежать огромного ущерба», — говорится в заявлении Робертса.

Когда заряженные солнечные частицы попадают в магнитное поле Земли, они сталкиваются с молекулами воздуха над магнитными полюсами, заставляя их светиться. Это явление известно как полярные сияния, северное и южное сияние.

Атмосфера Земли

Атмосфера Земли окружает планету, но становится все тоньше и тоньше по мере удаления от поверхности. (Изображение предоставлено НАСА)

Земная атмосфера состоит примерно из 78 процентов азота и 21 процента кислорода, со следовыми количествами воды, аргона, углекислого газа и других газов. Ни на одной другой планете Солнечной системы нет атмосферы, насыщенной свободным кислородом, который жизненно важен для одной из других уникальных особенностей Земли: жизни.

Воздух окружает Землю и становится тоньше по мере удаления от поверхности. Примерно в 100 милях (160 км) над Землей воздух настолько разрежен, что спутники могут проноситься через атмосферу с небольшим сопротивлением. Тем не менее, следы атмосферы можно найти на высоте 370 миль (600 км) над поверхностью планеты.

Нижний слой атмосферы известен как тропосфера, которая постоянно находится в движении и поэтому у нас есть погода. Солнечный свет нагревает поверхность планеты, заставляя теплый воздух подниматься в тропосферу. Этот воздух расширяется и охлаждается по мере уменьшения атмосферного давления, и, поскольку этот холодный воздух плотнее, чем его окружение, он затем опускается и снова нагревается Землей.

Над тропосферой, примерно в 30 милях (48 км) над поверхностью Земли, находится стратосфера. Неподвижный воздух стратосферы содержит озоновый слой, который образовался, когда ультрафиолетовое излучение заставило трио атомов кислорода соединиться в молекулы озона. Озон предотвращает попадание большей части вредного солнечного ультрафиолетового излучения на поверхность Земли, где оно может повредить и мутировать жизнь.

Водяной пар, углекислый газ и другие газы в атмосфере улавливают солнечное тепло, нагревая Землю. Без этого так называемого «парникового эффекта» Земля, вероятно, была бы слишком холодной для существования жизни, хотя безудержный парниковый эффект привел к адским условиям на нынешней поверхности Венеры.

Спутники на околоземной орбите показали, что верхние слои атмосферы на самом деле расширяются днем ​​и сжимаются ночью из-за нагрева и охлаждения.

Химический состав Земли

Кислород является наиболее распространенным элементом в горных породах земной коры, составляя примерно 47 процентов веса всей горной породы. Вторым по распространенности элементом является кремний (27 процентов), за ним следует алюминий (8 процентов); железо, 5%; кальций, 4%; и натрий, калий и магний, примерно по 2% каждого.

Ядро Земли состоит в основном из железа и никеля и потенциально меньшего количества более легких элементов, таких как сера и кислород. Мантия состоит из силикатных пород, богатых железом и магнием (сочетание кремния и кислорода известно как кремнезем, а минералы, содержащие кремнезем, известны как силикатные минералы).

Луна Земли

На этой фотографии показана Луна над горизонтом Земли. (Изображение предоставлено НАСА)

Луна Земли имеет ширину 2159 миль (3474 км), что составляет около одной четверти диаметра Земли. У нашей планеты есть одна луна, а у Меркурия и Венеры их нет, а у всех остальных планет в нашей Солнечной системе их две или более.

Основное объяснение того, как образовалась земная луна, состоит в том, что гигантский удар выбил сырые ингредиенты для луны из примитивной, расплавленной Земли на орбиту. Ученые предположили, что объект, упавший на планету, имел примерно 10% массы Земли — размером с Марс.

Наблюдение за Землей

Космонавты и ученые многое узнали о нашей планете, покинув ее. С расстояния 240 миль (408 километров) на борту Международной космической станции (МКС) астронавты могут наблюдать за тонкой и хрупкой земной атмосферой.

Между тем, спутники на орбите Земли могут отслеживать реакцию планеты на изменения, вызванные естественным путем и человеком, в более широком масштабе. Спутники были запущены для обнаружения изменений в дыре в озоновом слое, мониторинга облачности и погодных условий, а также для управления использованием людьми ресурсов Земли.

Земля, фотография с Международной космической станции (Изображение предоставлено НАСА)

Жизнь на Земле

Земля — единственная планета во Вселенной, на которой, как известно, есть жизнь. Планета может похвастаться несколькими миллионами описанных видов, обитающих в средах обитания от самых глубоких океанских глубин до нескольких миль в атмосфере. Исследователи считают, что осталось гораздо больше видов, которые еще предстоит описать науке.

Исследователи подозревают, что есть и другие кандидаты на место жизни в нашей Солнечной системе, такие как спутник Сатурна 9. 0009 Титан или спутник Юпитера Европа — может быть домом для примитивных живых существ. Ученым еще предстоит точно определить, как именно наши примитивные предки впервые появились на Земле, хотя большинство считает, что химический бульон на планете дал начало строительным блокам живых организмов. (Согласно предыдущему отчету Space.com, точный набор обстоятельств, необходимых для создания жизни на безжизненной планете, довольно маловероятен, так что, похоже, нам очень повезло.)

Подробнее из Live Science: Как возникла жизнь на Земле?

Другая теория предполагает, что жизнь сначала возникла на соседней планете Марс, которая когда-то могла быть обитаемой, а затем переместилась на Землю на метеоритах, сброшенных с Красной планеты ударами других космических камней.

«Тем не менее, нам повезло, что мы оказались здесь, потому что, безусловно, Земля была лучшей из двух планет для поддержания жизни», — сказал Space.com биохимик Стивен Беннер из Вестхаймерского института науки и технологий во Флориде. «Если бы наши гипотетические марсианские предки остались на Марсе, возможно, не было бы о чем рассказывать».

Дополнительные ресурсы

  • Узнайте больше о нашей планете в «Краткой истории Земли: четыре миллиарда лет в восьми главах» (Custom House, 2021) Эндрю Х. Нолл.
  • Посетите страницу НАСА, посвященную планете Земля.
  • Рассмотрим другую точку зрения журнала Discover на то, что делает Землю уникальной: ее полезные ископаемые.

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Главные космические новости, последние новости о запусках ракет, наблюдениях за небом и многое другое!

Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров.

Чарльз К. Чой — автор статей для Space.com и Live Science. Он охватывает все, что связано с человеческим происхождением и астрономией, а также физику, животных и общие научные темы. Чарльз имеет степень магистра гуманитарных наук Университета Миссури-Колумбия, Школу журналистики и степень бакалавра гуманитарных наук Университета Южной Флориды. Чарльз побывал на всех континентах Земли, пил прогорклый чай с маслом яка в Лхасе, плавал с морскими львами на Галапагосских островах и даже взбирался на айсберг в Антарктиде. Посетите его на http://www.sciwriter.us

Планета Земля — все, что вам нужно знать

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Изображение Земли в космосе подобно голубому мрамору подчеркивает хрупкость планеты и красоту Земли. (Изображение предоставлено НАСА)

Земля, наш дом, третья планета от Солнца. Пока ученые продолжают искать признаки жизни за пределами Земли, наша родная планета остается единственным местом во Вселенной, где мы когда-либо обнаруживали живые организмы.

Земля — пятая по величине планета Солнечной системы. Он меньше четырех газовых гигантов — Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна — но больше трех других скалистых планет — Меркурия, Марса и Венеры.

Земля имеет диаметр примерно 8 000 миль (13 000 километров) и в основном круглая, потому что гравитация обычно стягивает материю в шар. Но вращение нашей родной планеты приводит к тому, что она сжимается на полюсах и раздувается на экваторе, что делает истинную форму Земли «сплюснутым сфероидом».

Связанный: Насколько велика Земля?

Наша планета уникальна по многим причинам, но наличие на ней воды и кислорода — две определяющие особенности. Вода покрывает примерно 71% поверхности Земли, причем большая часть этой воды находится в океанах нашей планеты. Около пятой части атмосферы Земли состоит из кислорода, вырабатываемого растениями.

Связанные: 15 мест на Земле, которые выглядят экзопланетарными

Орбита планеты Земля вокруг Солнца

Пока Земля вращается вокруг Солнца, планета одновременно вращается вокруг воображаемой линии, называемой осью, которая проходит через ядро ​​с севера от полюса до Южного полюса. Земля занимает 23,934 часа до совершают оборот вокруг своей оси и 365,26 дня, чтобы совершить полный оборот вокруг Солнца — наши дни и годы на Земле определяются этими вращениями.

Ось вращения Земли наклонена относительно плоскости эклиптики, воображаемой поверхности, проходящей через орбиту планеты вокруг Солнца. Это означает, что Северное и Южное полушария иногда будут указывать на Солнце или от него в зависимости от времени года, и это меняет количество света, получаемого полушариями, что приводит к смене времен года.

Земля вращается вокруг Солнца в так называемой «зоне Златовласки «, где температура как раз подходит для поддержания жидкой воды на поверхности нашей планеты. Орбита Земли представляет собой не идеальный круг, а скорее эллипс слегка овальной формы, подобный орбитам всех других планет в нашей Солнечной системе. Наша планета находится немного ближе к Солнцу в начале января и дальше в июле, хотя эта близость оказывает гораздо меньшее влияние на температуру, с которой мы сталкиваемся на поверхности планеты, чем наклон земной оси.

Статистические данные об орбите Земли по данным НАСА:

  • Среднее расстояние от Солнца: 92 956 050 миль (149 598 262 км)
  • Афелий (самое дальнее расстояние от Солнце): 94 509 460 миль (152 098 233 км)
  • Длина солнечного дня (одиночное вращение на его оси): 23,934 часа
  • Длина года (одиночная революция вокруг Солнца): 365.26
  • Экваториальная наклона к орбиту: 23,439.3 градуса

Планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца по разным линиям орбиты. (Изображение предоставлено Getty)

Как сформировалась Земля?

Ученые считают, что Земля образовалась примерно в то же время, что и Солнце и другие планеты, примерно 4,6 миллиарда лет назад, когда Солнечная система образовалась из гигантского вращающегося облака газа и пыли, известного как Солнечная туманность. По мере того, как туманность разрушалась под действием собственной гравитации, она вращалась быстрее и сплющивалась в диск. Затем большая часть материала этого диска была стянута к центру, чтобы сформировать солнце.

Другие частицы внутри диска столкнулись и слиплись, образуя все более крупные тела, включая Землю. Ученые считают, что Земля изначально представляла собой безводную массу горных пород.

«Считалось, что из-за того, что эти астероидов и комет летали вокруг и сталкивались с Землей, условия на ранней Земле могли быть адскими», — ранее говорила Симона Марчи, планетолог из Юго-Западного исследовательского института в Боулдере, штат Колорадо. рассказал Space.com.

Тем не менее, анализ минералов, заключенных в древних микроскопических кристаллах, позволяет предположить, что жидкая вода уже присутствовала на Земле в течение первых 500 миллионов лет ее существования, сказал Марчи.

Радиоактивные материалы в горных породах и растущее давление в недрах Земли произвели достаточно тепла, чтобы расплавить недра планеты, в результате чего некоторые химические вещества поднялись на поверхность и образовали воду, а другие превратились в газы атмосферы. Недавние данные свидетельствуют о том, что земная кора и океаны могли образоваться примерно через 200 миллионов лет после того, как планета приобрела форму.

Связанный: 10 кратеров от столкновения с Землей, которые вы должны увидеть

Представление художника о пыли и газе, окружающих недавно сформированную планетную систему. Большая часть массы этой бывшей туманности становится звездой в центре системы. Другие скопления и столкновения образуют планеты. (Изображение предоставлено НАСА)

Часто задаваемые вопросы о Земле, на которые отвечает эксперт

Мы задали Джеку Райту, научному сотруднику ЕКА, несколько часто задаваемых вопросов о нашей планете Земля.

Внутренний научный сотрудник

Джек Райт, Внутренний научный сотрудник Европейского космического агентства (ESA).

Что отличает Землю от других планет Солнечной системы?

Насколько нам известно, Земля — единственная планета, на которой есть жизнь, и единственная планета Солнечной системы с жидкой водой на поверхности. Земля также является единственной планетой в Солнечной системе с активной тектоникой плит, где поверхность планеты разделена на твердые плиты, которые сталкиваются и расходятся, вызывая землетрясения, горообразование и вулканизм. Участки вулканизма вдоль границ подводных плит Земли считаются потенциальной средой, в которой могла впервые возникнуть жизнь.

Что делает нашу планету уникально подходящей для жизни?

Земля находится на правильном расстоянии от Солнца, так что жидкая вода оставалась стабильной в значительных объемах на протяжении большей части жизни планеты. В нем есть нужные химические ингредиенты для жизни (например, вода и углерод), а химический цикл (например, между недрами планеты и океанами в результате вулканизма и другой геологической активности) обеспечивает химические пути для жизни, чтобы извлекать энергию для выживания.

Дополнительными факторами, позволившими развить сложную жизнь, являются насыщенная кислородом атмосфера и защита от солнечной радиации ее магнитным полем.

Какая планета находится ближе всего к Земле по расстоянию?

Новые данные показывают, что, учитывая среднее расстояние, Меркурий является ближайшей планетой к Земле; учитывая наименьшее возможное расстояние, вместо этого Венера ближе всего.

Меркурий больше всего похож на наш в Солнечной системе?

Нет. Меркурий не имеет атмосферы и имеет старую поверхность, покрытую ударными кратерами, поэтому он очень не похож на Землю. Одно сходство состоит в том, что Меркурий и Земля имеют внутренние магнитные поля. Венера и Земля очень похожи по размеру. Появляются свидетельства активного вулканизма на Венере, однако ее атмосфера в 100 раз плотнее земной и состоит в основном из углекислого газа с сернокислотными облаками. Поверхность спутника Сатурна Титана физически напоминает земную с горами, реками, озерами и морями. Разница в том, что горы Титана состоят из водяного льда, который при температуре поверхности (-180°C) прочен, как скала, а реки и моря полны углеводородов.

Сколько планет Млечного Пути могут иметь такие же условия, как Земля?

Ученые подсчитали, что каждая пятая звезда, такая как наше Солнце, имеет одну планету, похожую на Землю, которая вращается вокруг них, что может поддерживать жизнь. Учитывая, что в нашем Млечном Пути насчитывается более 200 миллиардов звезд, в нашей галактике может существовать около 40 миллиардов планет, которые могут поддерживать жизнь.

Почему так важно сохранить нашу планету?

Наблюдение за Землей из космоса обеспечивает объективное покрытие как в пространстве, так и во времени. Один и тот же космический датчик собирает данные со всего мира, в том числе из мест, слишком удаленных или недоступных для наземного сбора данных.

А поскольку спутники наблюдения Земли остаются на месте в течение длительного периода времени, они могут выявлять изменения окружающей среды, происходящие постепенно. Оглядываясь на архивные спутниковые данные, мы видим неуклонную вырубку тропических лесов в мире, очевидное ежегодное повышение уровня моря, приближающееся к 2 мм в год, и увеличение загрязнения атмосферы.

В долгосрочной перспективе этот мониторинг окружающей среды Земли позволит надежно оценить глобальное воздействие деятельности человека и вероятные будущие масштабы изменения климата.

Научные доказательства глобального изменения климата неопровержимы. Последствия потепления климата имеют далеко идущие последствия  — , влияющие на ресурсы пресной воды, глобальное производство продуктов питания и уровень моря и вызывающие увеличение числа экстремальных погодных явлений. Чтобы бороться с изменением климата, ученым и лицам, принимающим решения, нужны надежные данные, чтобы понять, как меняется наша планета.

Уже более трех десятилетий спутники наблюдения за Землей предоставляют факты, необходимые для решения проблем нашего меняющегося мира.

Земля — единственная естественно обитаемая планета для сложной (например, человеческой) жизни в Солнечной системе. Последствия потепления климата имеют далеко идущие последствия и уже угрожают образу жизни некоторых людей и наносят ущерб биоразнообразию в целом. Если Земля станет непригодной для жизни, нам больше некуда будет идти. Колонизация Луны и Марса не заменит сохранение Земли. Луна и Марс не могут поддерживать земное население людей и других организмов.

Внутренняя структура Земли

Ядро Земли имеет ширину около 4 400 миль (7 100 км), что немного больше половины диаметра Земли и примерно такого же размера, как Марс. Самые внешние 1400 миль (2250 км) ядра жидкие, а внутреннее ядро ​​твердое. Это твердое ядро ​​примерно в четыре пятых меньше земной Луны и имеет диаметр около 1600 миль (2600 км). Ядро отвечает за магнитное поле планеты, которое помогает отклонять вредные заряженные частицы, выпущенные солнцем.

Над ядром находится мантия Земли, протяженностью около 1800 миль (2,900 км) толщиной. Мантия не совсем жесткая, но может течь медленно. Земная кора плавает на мантии подобно тому, как кусок дерева плавает в воде. Медленное движение горных пород в мантии перемещает континенты и вызывает землетрясения, извержения вулканов и образование горных хребтов.

Связанный: Земные слои: исследование нашей планеты изнутри и снаружи

Над мантией Земля имеет два вида коры. Суша континентов состоит в основном из гранита и других светлых силикатных минералов, в то время как дно океана состоит в основном из темной плотной вулканической породы, называемой базальтом. Континентальная кора в среднем имеет толщину около 25 миль (40 км), хотя в некоторых районах она может быть тоньше или толще. Океаническая кора обычно имеет толщину всего около 8 км. Вода заполняет низкие участки базальтовой коры, образуя мировой океан.

Земля нагревается ближе к своему ядру. В нижней части континентальной коры температура достигает примерно 1800 градусов по Фаренгейту (1000 градусов по Цельсию), повышаясь примерно на 3 градуса по Фаренгейту на милю (1 градус по Цельсию на километр) ниже коры. Геологи считают, что температура внешнего ядра Земли составляет от 6700 до 7800 градусов по Фаренгейту (от 3700 до 4300 градусов по Цельсию), а температура внутреннего ядра может достигать 12 600 градусов по Фаренгейту (7000 градусов по Цельсию) — жарче, чем на поверхности Солнца.

На изображении, модифицированном НАСА, художник показывает внутреннюю структуру Земли, состоящую из ядра, мантии и коры. (Изображение предоставлено Shutterstock)

Магнитное поле Земли

Магнитное поле Земли создается токами, протекающими во внешнем ядре Земли. Магнитные полюса всегда находятся в движении, а магнитный Северный полюс ускоряет свое движение на север до 24 миль (40 км) в год с момента начала отслеживания в 1830-х годах. Скорее всего, через несколько десятилетий он покинет Северную Америку и достигнет Сибири.

Магнитное поле Земли меняется и другими способами. По данным НАСА, во всем мире магнитное поле ослабло на 10 процентов с 19 века.

Но эти изменения незначительны по сравнению с тем, что магнитное поле Земли делало в прошлом. Примерно несколько раз в миллион лет поле полностью переворачивается, и Северный и Южный полюса меняются местами. Как ранее сообщал Space.com, магнитному полю может потребоваться от 100 до 3000 лет, чтобы совершить переворот.

По словам Эндрю Робертса, профессора Австралийского национального университета, сила магнитного поля Земли уменьшилась примерно на 90 процентов, когда в древнем прошлом произошла инверсия поля. Падение делает планету более уязвимой для солнечных бурь и радиации, которые могут значительно повредить спутники, а также коммуникационную и электрическую инфраструктуру.

«Надеемся, что такое событие произойдет в далеком будущем, и мы сможем разработать технологии будущего, чтобы избежать огромного ущерба», — говорится в заявлении Робертса.

Когда заряженные солнечные частицы попадают в магнитное поле Земли, они сталкиваются с молекулами воздуха над магнитными полюсами, заставляя их светиться. Это явление известно как полярные сияния, северное и южное сияние.

Атмосфера Земли

Атмосфера Земли окружает планету, но становится все тоньше и тоньше по мере удаления от поверхности. (Изображение предоставлено НАСА)

Земная атмосфера состоит примерно из 78 процентов азота и 21 процента кислорода, со следовыми количествами воды, аргона, углекислого газа и других газов. Ни на одной другой планете Солнечной системы нет атмосферы, насыщенной свободным кислородом, который жизненно важен для одной из других уникальных особенностей Земли: жизни.

Воздух окружает Землю и становится тоньше по мере удаления от поверхности. Примерно в 100 милях (160 км) над Землей воздух настолько разрежен, что спутники могут проноситься через атмосферу с небольшим сопротивлением. Тем не менее, следы атмосферы можно найти на высоте 370 миль (600 км) над поверхностью планеты.

Нижний слой атмосферы известен как тропосфера, которая постоянно находится в движении и поэтому у нас есть погода. Солнечный свет нагревает поверхность планеты, заставляя теплый воздух подниматься в тропосферу. Этот воздух расширяется и охлаждается по мере уменьшения атмосферного давления, и, поскольку этот холодный воздух плотнее, чем его окружение, он затем опускается и снова нагревается Землей.

Над тропосферой, примерно в 30 милях (48 км) над поверхностью Земли, находится стратосфера. Неподвижный воздух стратосферы содержит озоновый слой, который образовался, когда ультрафиолетовое излучение заставило трио атомов кислорода соединиться в молекулы озона. Озон предотвращает попадание большей части вредного солнечного ультрафиолетового излучения на поверхность Земли, где оно может повредить и мутировать жизнь.

Водяной пар, углекислый газ и другие газы в атмосфере улавливают солнечное тепло, нагревая Землю. Без этого так называемого «парникового эффекта» Земля, вероятно, была бы слишком холодной для существования жизни, хотя безудержный парниковый эффект привел к адским условиям на нынешней поверхности Венеры.

Спутники на околоземной орбите показали, что верхние слои атмосферы на самом деле расширяются днем ​​и сжимаются ночью из-за нагрева и охлаждения.

Химический состав Земли

Кислород является наиболее распространенным элементом в горных породах земной коры, составляя примерно 47 процентов веса всей горной породы. Вторым по распространенности элементом является кремний (27 процентов), за ним следует алюминий (8 процентов); железо, 5%; кальций, 4%; и натрий, калий и магний, примерно по 2% каждого.

Ядро Земли состоит в основном из железа и никеля и потенциально меньшего количества более легких элементов, таких как сера и кислород. Мантия состоит из силикатных пород, богатых железом и магнием (сочетание кремния и кислорода известно как кремнезем, а минералы, содержащие кремнезем, известны как силикатные минералы).

Луна Земли

На этой фотографии показана Луна над горизонтом Земли. (Изображение предоставлено НАСА)

Луна Земли имеет ширину 2159 миль (3474 км), что составляет около одной четверти диаметра Земли. У нашей планеты есть одна луна, а у Меркурия и Венеры их нет, а у всех остальных планет в нашей Солнечной системе их две или более.

Основное объяснение того, как образовалась земная луна, состоит в том, что гигантский удар выбил сырые ингредиенты для луны из примитивной, расплавленной Земли на орбиту. Ученые предположили, что объект, упавший на планету, имел примерно 10% массы Земли — размером с Марс.

Наблюдение за Землей

Космонавты и ученые многое узнали о нашей планете, покинув ее. С расстояния 240 миль (408 километров) на борту Международной космической станции (МКС) астронавты могут наблюдать за тонкой и хрупкой земной атмосферой.

Между тем, спутники на орбите Земли могут отслеживать реакцию планеты на изменения, вызванные естественным путем и человеком, в более широком масштабе. Спутники были запущены для обнаружения изменений в дыре в озоновом слое, мониторинга облачности и погодных условий, а также для управления использованием людьми ресурсов Земли.

Земля, фотография с Международной космической станции (Изображение предоставлено НАСА)

Жизнь на Земле

Земля — единственная планета во Вселенной, на которой, как известно, есть жизнь. Планета может похвастаться несколькими миллионами описанных видов, обитающих в средах обитания от самых глубоких океанских глубин до нескольких миль в атмосфере. Исследователи считают, что осталось гораздо больше видов, которые еще предстоит описать науке.

Исследователи подозревают, что есть и другие кандидаты на место жизни в нашей Солнечной системе, такие как спутник Сатурна 9.0009 Титан или спутник Юпитера Европа — может быть домом для примитивных живых существ. Ученым еще предстоит точно определить, как именно наши примитивные предки впервые появились на Земле, хотя большинство считает, что химический бульон на планете дал начало строительным блокам живых организмов. (Согласно предыдущему отчету Space.com, точный набор обстоятельств, необходимых для создания жизни на безжизненной планете, довольно маловероятен, так что, похоже, нам очень повезло.)

Подробнее из Live Science: Как возникла жизнь на Земле?

Другая теория предполагает, что жизнь сначала возникла на соседней планете Марс, которая когда-то могла быть обитаемой, а затем переместилась на Землю на метеоритах, сброшенных с Красной планеты ударами других космических камней.

«Тем не менее, нам повезло, что мы оказались здесь, потому что, безусловно, Земля была лучшей из двух планет для поддержания жизни», — сказал Space.com биохимик Стивен Беннер из Вестхаймерского института науки и технологий во Флориде. «Если бы наши гипотетические марсианские предки остались на Марсе, возможно, не было бы о чем рассказывать».

Дополнительные ресурсы

  • Узнайте больше о нашей планете в «Краткой истории Земли: четыре миллиарда лет в восьми главах» (Custom House, 2021) Эндрю Х. Нолл.
  • Посетите страницу НАСА, посвященную планете Земля.
  • Рассмотрим другую точку зрения журнала Discover на то, что делает Землю уникальной: ее полезные ископаемые.

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Главные космические новости, последние новости о запусках ракет, наблюдениях за небом и многое другое!

Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров.

Чарльз К. Чой — автор статей для Space.com и Live Science. Он охватывает все, что связано с человеческим происхождением и астрономией, а также физику, животных и общие научные темы. Чарльз имеет степень магистра гуманитарных наук Университета Миссури-Колумбия, Школу журналистики и степень бакалавра гуманитарных наук Университета Южной Флориды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *