Вундт психология: Вундт Вильгельм

В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания

Как уже отмечалось, в России сторонники естественнонаучной и гуманитарной психологии вели между собой борьбу, в которой оказались победители и побежденные, но места для этнопсихологии среди других психологических дисциплин не нашлось. А в Германии обе ориентации пересеклись в творчестве одного исследователя – В. Вундта (1832-1920), создателя не только построенной по образцу физиологии экспериментальной психологии сознания, но и психологии пародов как одной из первых форм социально-психологического знания.

Первую этнопсихологическую статью Вундт напечатал в 1886 г., затем переработал ее в книгу, которая в переводе на русский язык была издана в 1912 г. под названием «Проблемы психологии народов». Последние двадцать лет своей жизни ученый полностью посвятил созданию десятитомной «Психологии народов». Предшественниками Вундта в создании новой науки были Лацарус и Штейнталь. Вначале его разногласия с последними были едва уловимы, но затем он серьезно отклонился от предложенного ими пути.

Во-первых, как мы помним, для Лацаруса и Штейнталя изучение народного духа сводится к изучению тех же психологических явлений, что и изучение составляющих народ индивидов. Вундт согласен с ними, что душа народа вовсе не является бестелесной, независимо от индивидов пребывающей сущностью. Более того – она ничто вне последних. Но он последовательно проводит основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой должны порождать новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не сводятся к ним.

А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа им рассматриваются общие представления, чувства и стремления многих индивидов . Из этого можно сделать только один вывод: психология народов для немецкого ученого – самостоятельная наука. Он подчеркивает, что она не только пользуется услугами индивидуальной психологии, но и сама оказывает помощь последней, предоставляя материал о духовной жизни индивидов и таким образом влияя на объяснение индивидуальных состояний сознания.

Во-вторых, Вундт стремится сузить программу изучения психологии народов, предложенную Лацарусом и Штейнталем. Хотя, по его утверждению, в реальных исследованиях невозможно полностью разграничить описание и объяснение, наука о душе народа призвана объяснять общие законы ее развития. А описывать психические свойства отдельных народов должна этнология, являющаяся для психологии народов вспомогательной дисциплиной. Кстати сказать, Штейнталь в своих поздних трудах согласился с точкой зрения Вундта по этому вопросу и отдал описательную психологическую этнологию на откуп этнографам.

B-третьих, по мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются прежде всего в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к  ним. Так, искусство, науки и религия долгое время в истории человечества были связаны с мифологическим мышлением. Поэтому как предмет изучения они должны быть исключены из психологии народов. Правда, в своем многотомном труде Вундт не всегда последователен, например, довольно часто он рассматривает религию и искусство как часть психологии народов.

Но в ранних работах немецкого исследователя мы находим четкую структуру продуктов творческого духа народов:

  • язык содержит общую форму живущих в душе народа пред ставлений и законы их связи;
  • мифы, понимаемые Вундтом в широком смысле как все первобытное миросозерцание и даже начала религии, таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями;
  • обычаи включают возникшие из этих представлений поступки, характеризующиеся общими направлениями воли и зачатками правового порядка.

«Язык, мифы и обычаи представляют собою общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого… Обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия в свою очередь делают более прочными и развивают дальше представления, из которых они проистекают».

Ознакомившись с идеями Вундта, легко догадаться, что основным методом психологии народов он рассматривает анализ конкретно-исторических продуктов духовной жизни, т. е. языка, мифов и обычаев, которые, по его мнению, представляют собой не фрагменты творчества народного духа, а сам этот дух.

Вундт отмечает, что продукты духовной культуры изучаются и другими, в частности историческими, науками. Более того, психологические и исторические исследования идут рука об руку. Но психология народов – как наука объяснительная – анализирует их со стороны выражающихся в них общих законов духовного развития. Она стремится к тому, чтобы психологически объяснить законы, объективно проступающие в языке, мифах и обычаях. Если психолог изучает культ духов деревьев, существующий у германских и славянских народов, ему необходимо ответить на вопрос, какие психологические причины лежат в основе этого культа и связанных с ним представлений, и как психологически обоснованы изменения представлений с развитием культуры.

📖 Проблемы психологии народов. Вундт В. М. Читать онлайн

Вильгельм ВундтПравообладателям

Скачать:›fb2›doc


Автор настоящей книги Вильгельм Вундт — выдающийся немецкий философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии, — главным делом своей жизни считал создание так называемой «психологии народов», описательной и исторической психологии высших психических процессов, методом которой является анализ проявлений человеческого духа в формах культуры (в языке, религии, обычаях, мифах).

Написанная им десятитомная «Психология народов» оказала огромное влияние на мировую науку. Предлагаемая книга задумывалась автором как введение в изучение данного труда, дающее возможность ориентироваться в трудных и спорных вопросах этой интереснейшей области психологии.


  • Предисловие автора
  • Предисловие переводчика
  • I. Задачи и методы психологии народов
    • 1. Задача психологии народов
    • 2. Программа исторической науки о принципах
    • 3. Главные области психологии народов
    • 4. Спорные вопросы психологии народов
  • II. К вопросу о происхождении языка
    • Звукоподражания и звуковые метафоры
  • III. Индивидуум и нация
    • 1. Индивидуализм в предании и в истории
    • 2. Происхождение психологии народов
    • 3. Критика возражений против психологии народов
    • 4. Индивидуализм в современном языковедении
    • 5. Естественноисторические аналогии к истории языка
    • 6. Теория подражания
  • IV. Прагматическая и генетическая психология религии
    • 1. Прагматическая философия
    • 2. Прагматическая философия религии
    • 3. Прагматизм и немецкая теология
    • 4. Генетическая психология религии

Читайте еще:
Преображение. Путевые заметкиКалинаускас Игорь

3. По камушку, по кирпичику: разобрали — собрали

Вот я чисто инстинктивно, будучи в маргинально-подростковом возрасте, нашел такую защиту от социума — я хвастался. Не ждал, когда меня похвалят, я всем рассказывал обо всех своих достижениях: о том, что я спортсмен, о том, что я выиграл такие-то соревнования или установил такой-то рекорд, о том…

Путь к счастьюКарнеги Дейл

Поскольку я исколесил всю Америку

Покойный Уильям Болито, автор книги «Двенадцать против богов» выразил это примерно следующим образом: «Самое важное в жизни состоит не в том, чтобы максимально использовать свои успехи. Каждый дурак способен на это. Действительно важным является умение извлекать пользу из потерь. Это требует…

Вагон удачиЛеви Владимир

Как слезть с карусели невезенья

По этому поводу и привезен был из военчасти на психэкспертизу: он утверждал, что у него сифилис, анализы не подтверждали, а психиатры, хоть и заподозрили «симуляцио обыкновенус», поставить такой диагноз не решились — волдыри были конкретные.

Путь по миру снаБез автора

Глава 2. Психологические законы снов

Сновидению трудно, а порой и не нужно навязывать причинно-следственную логику. Порой это только вредит. Гораздо более верный ход — постараться сохранить в своей душе настроение сна, его чувство, поймать его главную пронзительную ноту.

Мозг и любовьАмен Дэниел

Приложение 1. Опросник Amen Clinics для диагностики работы различных систем мозга

Одна из версий Тантры присутствует в современном тибетском буддизме. Здесь поклонение добуддистской богине сочетается с обрядами из древней тибетской религии Бон. Как и индуистская, буддийская Тантра Тибета объединяет школы, практики которых варьируют от медитации до сексуального обрядового…

Возлюби свою индивидуальность (версия 2009)Пинт Александр

Послесловие

— Но она живет в надежде, что, может быть, все-таки пересмотрят ее дело, и суд ей назначит пожизненное заключение. Но суд не может дать пожизненное, потому что состав преступления не тот. Она тогда покушается на жизнь судьи. А ей отвечают, что, даже если она его убьет, ей все равно не дадут…

Путь в небоШаров Валерий

А потом немного подумал над своими словами и продолжил -— расшифровал их для тех

После того сверхэкстремального ныряния за гибнущими людьми в ушедшем на дно троллейбусе врачи вообще не были уверены, выкарабкается ли он. А он сначала начал ходить, потом бегать и, наконец снова плавать, приступив к тренировкам в бассейне. Однако теперь вода, в которой он чувствовал себя как в…

Революционный характерФромм Эрих

Фромм ЭрихРеволюционный характер

Эрих Фромм. . Революционный характер

Повторяю: Очень трудно не повиноваться, пока человек не осознаёт даже, что он повинуется. Иными словами: Кто может не повиноваться электронному компьютеру? Как можно сказать «Нет» тому виду философии, идеал которого – действовать подобно электронному компьютеру, без воли, без чувства, без…

Голая правда о мужчинеСкляр Саша

Глава 6 Мужчина в совместной жизни

Это очень важный момент. Мы действительно можем обсуждать любую проблему. Толково и спокойно. Но только тогда, когда с нами разговаривают прямо и без вывертов. То есть соблюдают правила игры. Любые попытки манипулировать нами в разговоре, расставляя ловушки и силки, воспринимаются нами как самое…

Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истериюШапира Лори

Введение

Нет ничего удивительного в том, что переживание женщиной-Кассандрой скрытого образа Гекаты в своей родной матери, которая сама является жертвой патриархальности, — что такое переживание является негативным. Следующий сон (Сары) прекрасно иллюстрирует появление темной фаллической богини в психике…

Практическая интуиция в любвиДэй Лора

Часть 6. Пригласите любимого в свой сад.

Отвечайте на следующие вопросы: «Что есть такого в моей жизни, за что я могу быть благодарна ей сегодня?», «Что хорошего я дала себе или другим людям?», «Как я праздновала радостные события?»

Обычные семьи, особые детиСелигман Милтон

Глава седьмая

Некоторые родители, будучи не в силах справиться с чувством вины, пускаются в бесконечные и непродуктивные поиски причины нарушений у ребенка или «чудесного исцеления». Их чувства могут основываться на каких-либо «грехах», проступках или даже «дурных мыслях» во время беременности. В этом случае…

Вильгельм Вундт, первый психолог?

3 минуты

Вильгельм Вундт известен как отец научной психологии. Он был пионером в изучении психических процессов в лаборатории, производя изменения определенных переменных, а затем анализируя результаты.

Последнее обновление: 23 мая 2021 г.

Хотя он, вероятно, не так известен, как другие фигуры, Вильгельм Вундт чрезвычайно важен с точки зрения того, что мы знаем о разуме. Фактически, некоторые считают его отцом научной психологии. Это почетная степень, но, по мнению большинства психологов, он этого заслуживает.

Истоки психологии уходят вглубь веков, отсюда и научная психология. Однако только в середине 19 века Вильгельм Вундт создал первую экспериментальную лабораторию.

Сегодня психология имеет свой академический путь. Студенты могут выбрать получение университетской степени и степени магистра по данному предмету. Кроме того, они могут воспользоваться нерегулируемыми курсами и обучением, чтобы дополнить свои знания.

Однако, если вернуться на пару веков назад, в то время психология не регламентировалась. Поэтому любой, кто хотел изучать его, должен был в какой-то степени обучаться в других смежных областях, таких как медицина или философия. Его происхождение знания было связано с философскими чтениями таких фигур, как Платон или Аристотель. Вильгельм Вундт внес свой вклад в изменение этого конкретного курса.

В настоящее время мы понимаем психологию как часть жизни. Как будто это было всегда. Однако в 1832 году, когда родился Вильгельм Вундт, такого восприятия не было. Кроме того, никто даже представить себе не мог, что изучение человеческого поведения заслуживает того, чтобы стать отдельной областью исследований.

Значение Вильгельма Вундта в современной психологии

Специалисты считают, что психология родилась в 1879 году . Это был год, когда Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. До этого момента были только такие философы, как Юм или Декарт. Они работали с философской точки зрения.

Однако Вундт заложил основы, необходимые для изучения мозга и статистических данных. Он упростил изучение человеческого поведения. Фактически, он разработал и использовал первые измерительные приборы для этой цели.

Вундт жил в революционный период в области психологии. Наряду с ним были и другие важные исследователи. Одним из них был Фрэнсис Гальтон, посвятивший много времени изучению памяти. Затем был Густав Фехнер, который измерял ощущения, вызываемые раздражителями разной интенсивности и типа.

» Наш ум так удачно оборудован, что он дает нам самые важные основы для наших мыслей, не имея при этом ни малейшего знания об этой работе по разработке. Только результаты этого становятся неосознанными».

  -Вильгельм Вундт-

Его лаборатория

В 1950-х годах Вундт решил сделать еще один шаг в научном изучении разума. Он решил совместить экспериментальный метод со статистическим. Это должно было создать воспроизводимые стратегии, чтобы лучше понять, как работает мозг.

Вундт сделал очень важный шаг, когда бросил свою удобную работу преподавателя физиологии в Гейдельбергском университете и отправился в Лейпциг. Здесь он начал вводить психические процессы в контролируемую среду лаборатории. Его идея заключалась в том, чтобы произвести определение частоты колебаний в различных переменных и проанализировать последствия этого изменения. Он оставил параметры, которые не изучал, постоянными.

Он использовал методологию Фехнера для изучения восприятий и ощущений . На самом деле он подвергал добровольцев различным раздражителям. Затем он проанализировал результаты в поисках ассоциаций или различий. Таким образом, он смог получить данные, которые исключили любые внешние факторы шума, местоположения и т. д.

В настоящее время специалисты отбросили большинство теорий Вундта. Однако нет сомнения, что он пытался найти ответы на многие вопросы. Вопросы, которые всегда были там, но из-за отсутствия данных о них только размышляли.

Это может вас заинтересовать…

Все цитируемые источники были тщательно проверены нашей командой, чтобы гарантировать их качество, надежность, актуальность и достоверность. Библиография этой статьи считалась надежной и имеющей академическую или научную точность.


  • Гонсалес Альварес, Хулио (2014). El Laboratorio de Wundt: nacimiento de la psicológica . Кастельон-де-ла-Плана, Испания. Universidad Jaume I. Servicio de Comunicación y Publicaciones

История современной экспериментальной психологии: от Джеймса и Вундта до когнитивной науки

Джордж Мэндлер

Текущая цена: $25.00

Этот товар не подлежит возврату.

Дата публикации: 21 января 2011 г.

Издатель:

Брэдфорд Книги

ISBN:

9780262516082

Страницы:

310

Обычно доставка занимает от 1 до 5 дней

Описание

Эволюция когнитивной психологии, прослеживаемая от зарождения строгой экспериментальной психологии в конце девятнадцатого века до «когнитивной революции» в конце двадцатого, а также социальные и культурные контексты ее теоретических разработок .

Современная психология началась с принятия экспериментальных методов в конце девятнадцатого века: Вильгельм Вундт основал первую официальную лабораторию в 1879 году; вскоре после этого университеты создали независимые кафедры психологии; и Уильям Джеймс опубликовал знаменательную работу Принципы психологии в 1890 году. В История современной экспериментальной психологии Джордж Мандлер прослеживает эволюцию современной экспериментальной и теоретической психологии от этих истоков до «когнитивной революции» конца двадцатого века. . Повсюду он подчеркивает социальный и культурный контекст, показывая, как различные теоретические разработки отражают характеристики и ценности общества, в котором они произошли. Таким образом, можно рассматривать гештальтпсихологию как отражение изменений в визуальной и интеллектуальной культуре на рубеже веков, бихевиоризм как воплощение ограниченных и пуританских концепций Америки начала двадцатого века, а современную когнитивную психологию как продукт послевоенной революции в мире. информация и коммуникация.

Обсудив значение и историю понятия разума, Мандлер рассматривает историю психологии мышления и памяти с конца девятнадцатого века до конца двадцатого, исследуя, среди прочего, открытие бессознательного, разрушение психологии в Германии в 1930-х годах и перемещение «центра тяжести» этой области в Соединенные Штаты. Затем он исследует более забытую часть истории психологии — появление новой и надежной когнитивной психологии под эгидой когнитивной науки.

Об авторе

Джордж Мэндлер — заслуженный профессор психологии Калифорнийского университета в Сан-Диего и приглашенный профессор Университетского колледжа Лондона. Он является автором книг «Разум и эмоции, разум и тело: психология эмоций и стресса», «Исследование человеческой природы», «Интересные времена: встреча с двадцатым веком», и других книг.

Хвала за История современной экспериментальной психологии: от Джеймса и Вундта до когнитивной науки

В конце концов, книга Мандлера представляет собой очерк прошлого, а не историю. Его ценность основывается на точке зрения, исходящей от человека, который более 40 лет размышляет, исследует и пишет о темах, занимающих центральное место в когнитивной психологии. Он был свидетелем перемен, кем-то, кто даже участвовал в них, поэтому его идеи ценны и направляют.— Canadian Psychology

История Мандлера демонстрирует повышенную историческую изощренность… Как участник истоков когнитивной психологии, Мандлер предлагает некоторые уникальные точки зрения… Его текст является информативным источником как для истории, так и для точки зрения.

Журнал общей психологии

Том Мандлера — это tour de force …. Это не сухое изложение фактов и дат. Он идет от значения и истории концепции разума через психологию мышления и памяти… Любой клиницист, потративший время на изучение предложений этого тома, будет щедро вознагражден.

Журнал нервных и психических болезней

Книга лучше всего выделяется центральными главами, посвященными ранней вюрцбургской школе и систематическому разрушению нацистами в XIX30-е .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *