Нравственные ориентиры как основа развития адаптивных поведенческих стратегий младших школьников
Актуальность проблемы формирования нравственных ориентиров младшего школьника продиктована требованиями, которые предъявляются обществом к образовательному учреждению, необходимостью присоединения учеников к системе общечеловеческих и характерных россиянам ценностей, воспитания у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.
Проблема нравственных ориентиров личности с давних пор была объектом исследований психологов и педагогов. На протяжении многих тысяч лет понятие «нравственный ориентир» менялось, наполнялось наиболее новым содержанием [5].
Проблему нравственного воспитания необходимо отнести к одной из самых острых в современном образовании. Нравственное развитие и воспитание учеников младших классов является одной из самых сложных задач воспитания в условиях современного образования. Современное российское общество столкнулось с проблемой безнравственности, цинизма растущего поколения, утратой нравственных ориентиров [3, 7].
Нравственное развитие и воспитание младших школьников — основа всех основ. От того, что вкладывал педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего добьется он самостоятельно в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.
Как раз младший школьный возраст предоставляет много возможностей для развития моральных качеств.
Вопросы нравственности личности проанализированы в большом количестве работ отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов и педагогов. Основные идеи о морали, нравственном становлении личности, её ценностных ориентирах представлены в работах следующих философов и социологов: К. А. Абульханова-Славская, Л., Б. С. Братусь, И. Кант, и др. [8].
Психологические аспекты проблемы развития нравственных мотивов и потребностей выявлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, М.И. Лисиной, А. Н. Леонтьева, К. Роджерса, А. Маслоу, и др [1,4,6].
Нравственные ориентации являются важным критерием во взгляде человека на окружающий его мир. Они обусловливают социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, устанавливая будущее жизни людей в сфере общества.
Цель нашего исследования состояла визучении нравственных ориентиров и адаптивных поведенческих стратегий младших школьников.
Исследуя работы по данной теме можно сказать, что существует необходимость проведения мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников. Программы по нравственному воспитанию младших школьников могут способствовать повышению уровня нравственности, развития нравственных качеств личности и умение применять эти качества в разных жизненных ситуациях. Способность воздействовать на индивида, с целью формирования у него нравственных качеств — это проблема, которую изучают многие ученые уже много лет. За этот срок было создано понятие о морали и моральном поведении человека, но возникли трудности о понятии нравственного поведения .
Большой вклад для полноценного развития личности школьника, в систему непрерывного образования вносит начальная школа. Многие психологи пишут в своих работах о том, что именно в младшем школьном возрасте у детей повышается восприимчивость к усвоению истинных нравственных норм. И именно в этом возрасте необходимо вовремя передать ребенку все знания о нравственности, что благоприятно скажется на развитие личности в дальнейшем.
Главным звеном в воспитании, определяющим нравственное развитие младшего школьника, является развитие гуманистического отношения к окружающим и эмпатию.
Психологический замысел работы с детьми младшего школьного возраста по развитию нравственных ориентиров, состоит в том, что бы помочь продвинуться ребенку к высокому нравственному уровню, где он сможет самостоятельно принимать правильные решения в тех или иных ситуациях, а так же делать нравственный выбор.
То, насколько будет успешен ребенок в данном виде деятельности зависит он профессионализма преподавателя, от его грамотности и правильности применяемых методов обучения. Но, кроме педагогического воздействия на развитие нравственных качеств личности младшего школьника оказывают влияние и другие факторы, такие как: социум, другие виды деятельности, ведущие типы общения, окружающая социальная обстановка и многое другое. Все дальнейшее поведение человека будет зависеть от того, как он в младшем школьном возрасте усвоил понятие нравственных норм и правил. Все эти знания помогут занимать правильную позицию для разрешения различных жизненных ситуаций.
Стратегии борьбы со стрессами индивида представляют собой развитие человека с самого рождения. Наибольший интерес для исследования имеет младший школьный возраст. Именно в этом возрасте дети уже могут замечать особенности своего защитного поведения. Дети в этом возрасте в большинстве случаев используют эмоциональные способы борьбы со стрессами, нежели интеллектуальные. Дети активно реагируют на все окружающие изменения, они как правило могут носить позитивный или негативный характер, что в свою очередь активирует работу копинг-стратегий [2,4].
Главным фактором, влияющим на развитие копинг-стратегии, является семья, главная функция которой защита. Не мало важными являются и отношения со сверстниками и учителями. Поэтому главное для полноценного развития ребенка является создание таких условий, где он будет чувствовать себя защищенным и сможет формировать адекватное поведение для разрешения трудных ситуаций может человеку гармонично развиваться и лучше адаптироваться в окружающем мире.
Для исследования личности младших школьников были подобраны следующие методики:
1. Методика «Шкала социальной поддержки» (В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота)
2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо (Г.М. Фридман).
3. Анкета «Гражданская позиция школьника (Фридман Г.М., Пушкина Т.А.).
4. Методика «Диагностика уровня нравственной самооценки» (Т. А. Фалькович).
5. Опросник копинг-стратегий школьного возраста (И. М. Никольская и Р. М. Грановская).
В исследовании участвовало 50 младших школьников в возрасте 7-9 лет.
В ходе исследования мы выявили что младшие школьники в трудных жизненных ситуациях получают, прежде всего, поддержку от собственной семьи.
Также школьники указывают на то, что получают помощь и внимание со стороны других значимых людей. Они указывают, что у них есть особые люди, которые заботятся о состоянии и чувствах. Менее значимой для испытуемых выглядит поддержка со стороны друзей, они не всегда могут рассчитывать на них, когда им плохо.
Большинство испытуемых имеют высокий уровень нравственных представлений (62%). Такие школьники имеют высокие познавательные мотивы, их интересы направлены на других людей, нуждающихся в помощи. Они добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других.
Средний уровень выявлен у 36% младших школьников. Испытуемые благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений.
Низкий уровень нравственных представлений имеют всего лишь 2% испытуемых, которые больше заботятся о собственных интересах без учета интересов других, они не любят ответственности и, с трудом принимают нравственные нормы.
Изучив гражданскую позицию школьников, получились следующие результаты 76% младших школьников имеют средний уровень гражданского самосознания. Такие школьники не всегда соблюдают нормы поведения в школе и в общественных местах, бывают не добросовестны в выполнении поручений. В зависимости от ситуации могут нарушать дисциплину на уроке.
У 56% испытуемых младших школьников выявлен высокий уровень гражданского долга. Такие школьники охотно выполняют постоянные и временные поручения в классе, считают важным защищать Родину, служить ей, бережно охранять природу, уважительно относится к пожилым людям.
У большинства испытуемых школьников правовая культура имеет средний уровень развития (66%). Испытуемые не всегда понимают важность гражданской позиции, не всегда удается уважительно относиться к законам школьной жизни, брать на себя ответственность за собственные ошибки, проявлять нетерпимость к «плохим» поступкам своих сверстников, не поддерживая их агрессивное поведение. 20% школьников имеют низкий уровень правовой культуры, которые часто нарушают нормы поведения в общественных местах, считают плохое поведение своих сверстников актуальным для их возраста.
По результатам исследования нравственной самооценки младших школьников выявилось, что 58% имеют высокий уровень нравственной самооценки. Школьники указывают, что они часто бывают добрыми со сверстниками и взрослыми, помогают одноклассникам, стараются вежливо отвечать на замечания других людей, контролируют свои негативные эмоции и поступки.
У 42% младших школьников выявлен средний уровень нравственной самооценки. Такие испытуемые оценивая собственные проявления поведения указывают на тот факт, что они не всегда умеют сдерживать грубость, агрессивность по отношению к другим людям. Им сложно понять и простить плохие поступки своих одноклассников.
Так же мы провели исследование копинг-стратегий младших школьников и выяснили, что для младших школьников в сложных ситуациях характерны такие совладающие стратегии поведения как:
1. «смена деятельности», что позволяет снять внутренне напряжение в связи с переключением на другую деятельность;
2. копинг-стратегия «общение» позволяет школьнику через взаимодействие с другими людьми справиться с беспокойством, высоким внутренним напряжением, получить поддержку из внешней среды;
3. «избегание», которое выражается в том, что школьники стараются закрыться от других, не обсуждать собственные проблемы, уйти от решения проблемы, избавиться от негативных мыслей, забыть неприятную ситуацию;
4. «стремление расслабиться и остаться наедине с собой», которая указывает на то, что дети в негативных ситуациях стремятся не только к физическому расслаблению, но и к ограничению сенсорной информации для психического успокоения;
5. «отрицание». При отрицании переориентируется внимание, что помогает школьнику «отключиться» и не реагировать на нравоучение взрослых, отгородиться от негативных переживаний.
Менее выражены среди младших школьников такие копинг-стратегии как «невротические проявления» и «агрессивное и аффективное реагирование». Младшие школьники в конфликтной, стрессовой ситуации не используют эмоциональную разрядку с деструктивным проявлением («бью, ломаю, швыряю вещи», «кусаю ногти, ломаю суставы пальцев», «воплю, кричу», «схожу с ума», «дразню кого-нибудь», «борюсь, дерусь с кем-нибудь»).
Таким образом, несмотря на возраст младшие школьники в нашем исследовании реагируют на неприятные жизненные ситуации не с помощью эмоций, что является для детей самым приемлемым выходом, а используют интеллектуальные и поведенческие стратегии, переключаясь на отвлечение и осмысливание сложившейся ситуации.
Обобщая результаты проведенного исследования можно отметить, что что младшие школьники в трудных жизненных ситуациях имеют поддержку семьи. Большинство испытуемых имеют высокий уровень нравственных представлений, гражданского самосознания, гражданского долга. У большинства испытуемых школьников правовая культура проявляется на среднем уровне. Младшие школьники имеют высокий и средний уровень нравственной самооценки.
Среди копинг-стратегий младшие школьники выделяют такие как: «смена деятельности», «общение», «избегание», «стремление расслабиться и остаться наедине с собой», «отрицание». Менее выражены среди младших школьников такие копинг-стратегии как «невротические проявления» и «агрессивное и аффективное реагирование».
Духовно нравственные ориентиры в жизни человека
Пример сочинения 1
Традиционно понятие «нравственность» отождествляют с моралью. Во многих случаях эти слова используются как синонимы, и большинство людей не видит между ними принципиальной разницы.
Мораль представляет собой определенные принципы и стандарты поведения людей в различных ситуациях, выработанные социумом. Иначе говоря, она является общественной точкой зрения. Если человек следует установленным правилам, его можно назвать моральным, если же игнорирует, его поведение является аморальным.
Что такое нравственность? Определение этого слова отличается от морали тем, что относится не к обществу в целом, а к каждому конкретному человеку. Нравственность – довольно субъективное понятие. То, что является нормой для одних, недопустимо для других. Человека можно назвать нравственным либо безнравственным, основываясь только на своем личном мнении.
По поводу духовности, всем известно, что любая религия призывает человека к добродетели и почитанию основных нравственных ценностей.
В силе остаются классические нравственные принципы, касающиеся ценности человеческой жизни и имущества, помощи и сострадания ближним, осуждения лжи и зависти. Причем теперь часть из них регламентируется законом и уже не может быть оправдана якобы благими намерениями, например, борьбой с иноверцами.
Современное общество имеет и свои нравственные ценности, которые не обозначены в традиционных религиях. Сюда можно отнести необходимость постоянного саморазвития и самосовершенствования, целеустремленность и энергичность, желание добиваться успехов и жить в достатке. Современные люди осуждают насилие во всех его проявлениях, нетерпимость и жестокость.
Они уважают права человека и его желание жить так, как он считает необходимым. Современная нравственность делает упор на самосовершенствование человека, преобразование и развитие всего общества в целом.Некоторые люди считают, что духовность и нравственность – это лишь необходимое условие для того, чтобы попасть в рай после смерти. При жизни же она абсолютно не влияет на успешность человека и не приносит никакой выгоды. Таким образом, значение нравственности заключается в очищении нашей души от греха.
На самом деле подобное мнение является ошибочным. Духовная нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол, и люди сами себя уничтожат.
Как только в обществе пропадают извечные ценности и забываются привычные нормы поведения, начинается его постепенная деградация. Процветает воровство, разврат, безнаказанность. А если к власти приходят безнравственные люди, ситуация усугубляется еще больше.
Таким образом, качество жизни человечества напрямую зависит от того, насколько оно нравственно. Лишь в обществе, где уважаются и соблюдаются основные моральные принципы, люди могут почувствовать себя защищенными и счастливыми.
Пример сочинения 2
Ценности человека формируются в течение всей его жизни. На формирование жизненных ценностей, ориентиров и вкусов влияет, прежде всего, воспитание и то общество, в котором растет человек. Говорят, сколько людей, столько и мнений.
Именно поэтому представление о жизни у каждого человека свое.
Но, тем не менее, нравственный выбор любого человека будет пересекаться с выбором другого. Ведь нравственность, мораль – это такие неизменные понятия, которые учат нас тому, что хорошо и что плохо. Проблема истинных и ложных ценностей очень важна в наши дни.
Ведь с каждым днем появляется все больше соблазнов и искушений для человека. Поддавшись которым разрушит не только свои ценности, но и свою жизнь.
Каждый из нас должен стремиться делать в жизни как можно больше хорошего.
Поэтесса Л. Татьяничева, рассуждая на тему хорошего и плохого, написала стихотворение “Что ты сделал хорошего”. Вот четверостишие из выше названного стихотворения:
”Достается недешево.
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряются
Все земные труды
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию, дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом.
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому!”
Мы видим, что поэтесса считает главной целью человека самосовершенствоваться и улучшать мир. Я полностью с ней согласна, ведь наша жизнь строится на добре. Только добро помогает людям прощать, сочувствовать, сожалеть.
Н. С. Лесков в своем рассказе “Очарованный странник” рассказывает нам историю человека, которому не суждено стать знаменитым и популярным. Иван Фляин обречен на вечные поиски своего призвания. Но он обладает чудесным даром – указывать людям на их предназначение.
В этом заключается смысл существования каждого из нас – помогать окружающим и себе. Истинная ценность человеческой жизни – быть полезным и необходимым для общества. В своем творчестве писатель особое внимание уделял человеческому предназначению.
Много произведений было написано после рассуждений об этой проблеме. На примере героя Ивана Фляина Н. С. Лесков представил нам не одного конкретного человека, который нашел себя в помощи людям, а показал нам весь народ через образ этого героя. Все русские люди обладали такими же качествами, как Иван.
Все люди русские были добры, отзывчивы, патриотичны, не боялись смерти за правду.
Пример сочинения 3
С раннего детства взрослые учат детей развивать в себе положительные качества. Проще говоря, быть хорошими, а не плохими. Зачастую такое образование является только формальным, а в действительности детей приучают все-таки везде искать личную выгоду и заботится о себе.
Безусловно, нужно уметь заботиться о себе и своих близких, но такая забота может быть вредной в глобальном смысле, если отсутствует весьма значимая составляющая – нравственность. Такое качество вообще требуется везде в человеческой деятельности, чем бы человек не занимался, требуется сохранять нравственность. Самое интересное, если у человека высокий уровень нравственности, то он никогда не станет совершать плохих поступков, так как такое поведение ему претит и не согласуется с внутренними идеалами.
Для меня нравственность и духовность кажется чем-то подобной религиозной морали, только более глубоким чувством. Если ранее (да и сейчас тоже) религия использовалась в том числе и для того чтобы создавать какие-то нормы для людей, но сейчас (на мой взгляд) больше людей приходят именно к нравственности.
Ведь в чем заключается смысл религиозной морали? Не делай чего-то плохого, так как получишь какое-то наказание и так делать нельзя в связи с какой-то потусторонней причиной.
По сути, перед нами просто модель контроля над не особенно развитыми людьми, которые склонны к плохим поступкам.Нравственность в свою очередь является по большей части внутренним чувством, которое человек воспитывает в себе сам, то есть трудится над тем, чтобы стать лучше. Конечно, могут быть и внешние факторы, ориентиры, но нравственность всегда является следствием внутренней работы. При этом человек не опирается на какие-то заранее данные постулаты, а сам старается глубоко осмыслить мир.
Итогом становится понимание ценности человеческого существования, добра, честности. Человек, который воспитывает в себе нравственность, учится лучше осознавать потребности и интересы других. Такой человек всегда сострадательно относится к другим людям.
Мне кажется, нравственность является следствием глубокого понимания этого мира. Поэтому глупые и недоразвитые люди чаще всего безнравственны.
Пример сочинения 4
Сейчас мы живем в сплошном зле, жестокости и нестабильности. Народ забыл такие понятия как человечность, духовность, доброта, искренность. Нам кажется, что духовно богатый человек тот, который читает много книг, интересуется искусством, посещает кино и театры. Я считаю, что это не совсем правильная мысль.
Духовно богатый человек несет в себе спокойствие, добро, искренность, любовь и сострадание ближним, не имеет проблем с окружающими.
Когда в мире идут страшные войны, то о какой Духовности можно говорить? Что есть человечного в тех, кто убивает, калечат друг друга? Обидно, что сейчас женщина не может сама вечером просто выйти в магазин или прогуляться по парку.
На каждом шагу может быть опасность: вор, преступник или маньяк. Народ дожился до того, что не может чувствовать себя в безопасности, гуляя по городу, например. К сожалению, сейчас страшно отпускать ребенка одного в школу.
Где может быть опасность. Неуравновешенный может похитить ребенка. Это страшно, когда нельзя спокойно ходить по городу.
Боюсь даже представить, сколько краж осуществляется! Многие водители сбивают людей, а потом просто убегают с места преступления. Надо же иметь хоть каплю совести: остановись, извинись, помоги пострадавшему морально или финансово.
Нет, лучше просто сбежать и скрываться. Это смех сквозь слезы, когда мужчина не может набраться мужества и смелости, чтобы исправить свои ошибки. Также сейчас есть много мошенников, которые обманывают людей по телефону, благодаря Интернету.
Это своеобразный заработок за счет других.
Итак, мы убедились, что сейчас тяжелые времена. Не обязательно показательно читать книги, ходить в музеи, галереи, изучать искусство. Главное, чтобы в душе царило Добро.
Когда мы обогащаем наш жизненный опыт, когда мы делаем выводы и исправляем ошибки, когда мы привыкаем бережно относиться к окружающему миру и окружающих нас людей, только тогда мы раскрываем самые красивые свои черты и светимся истинной красотой. Безусловно, идеальных людей нет. Я считаю, что в любое время необходимо не терять человеческого лица, иначе мы не сможем вырастить достойных потомков. Без современного не бывает будущего.
Надо стремиться к лучшему, становиться нежнее друг к другу, относиться с пониманием и уважением. Впоследствии в нашем мире воцарится согласие. Помните, что самое красивое, что может быть в человеке – это красота не внешняя, а Духовная.
Пример сочинения 5В наше время такие понятия, как интеллигентность, нравственность, совесть, а главное духовность как-будто исчерпали себя. Не всегда встретишь душевного человека, но начитанного, пересыщенного увлечениями кино, театра и другим искусством всегда. Человек стал потреблять книги, буквально пожирать их, лишь бы быть начитанным и казаться, КАЗАТЬСЯ!, умным и интересным человеком.
Однако, быть умным и быть думающим — разные понятия, как и ценитель искусства и духовный человек. Дух — это прежде всего стремление к прекрасному, высокому, это вера в наивысшее, это то, что дает человеку оберегать и восторгаться миром вокруг. Обычный же ценитель всего лишь потребить красоты. Он не вникает, он может дать оценку, но никогда не получит удовольствия от прикосновения к душе художника.
Сейчас стало модным перечитывать умные книжки, делать по ним заметки, кидаться цитатами. Но, когда начинаешь общаться с такими людьми, возникает пустое ощущение того, что человек не пережил, не прочувствовал, не понял. Он лишь вбил в голову чужие слова, а сам думать не желает.
Именно этот человек ходит в театр и не видит настоящей игры актеров, не слышит настоящую музыку, не может прочувствовать слова или краски того, кто вложил в свое искусство Душу. Только Душа способна «оценить» Душу.
Как писал С. Соловейчик: «В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника…» Это правда. Порой, блуждающая душа не находит отклика в современном мире и обращается за помощью к прошлому или к тем, кто колдует над настоящим. Писатель, актер, режиссер или музыкант пытаются достучаться до нас, схватить нас, устремить в сказку, рассказать о чудесах вокруг, вживить что-то мощное и светлое. В этом их задача.
Также сейчас есть много мошенников, которые обманывают людей по телефону, благодаря Интернету.
Это своеобразный заработок за счет других.
Итак, мы убедились, что сейчас тяжелые времена. Не обязательно показательно читать книги, ходить в музеи, галереи, изучать искусство. Главное, чтобы в душе царило Добро.
Когда мы обогащаем наш жизненный опыт, когда мы делаем выводы и исправляем ошибки, когда мы привыкаем бережно относиться к окружающему миру и окружающих нас людей, только тогда мы раскрываем самые красивые свои черты и светимся истинной красотой. Безусловно, идеальных людей нет. Я считаю, что в любое время необходимо не терять человеческого лица, иначе мы не сможем вырастить достойных потомков. Без современного не бывает будущего.
Надо стремиться к лучшему, становиться нежнее друг к другу, относиться с пониманием и уважением. Впоследствии в нашем мире воцарится согласие. Помните, что самое красивое, что может быть в человеке – это красота не внешняя, а Духовная.
Пример сочинения 5В наше время такие понятия, как интеллигентность, нравственность, совесть, а главное духовность как-будто исчерпали себя. Не всегда встретишь душевного человека, но начитанного, пересыщенного увлечениями кино, театра и другим искусством всегда. Человек стал потреблять книги, буквально пожирать их, лишь бы быть начитанным и казаться, КАЗАТЬСЯ!, умным и интересным человеком.
Однако, быть умным и быть думающим — разные понятия, как и ценитель искусства и духовный человек. Дух — это прежде всего стремление к прекрасному, высокому, это вера в наивысшее, это то, что дает человеку оберегать и восторгаться миром вокруг. Обычный же ценитель всего лишь потребить красоты. Он не вникает, он может дать оценку, но никогда не получит удовольствия от прикосновения к душе художника.
Сейчас стало модным перечитывать умные книжки, делать по ним заметки, кидаться цитатами. Но, когда начинаешь общаться с такими людьми, возникает пустое ощущение того, что человек не пережил, не прочувствовал, не понял. Он лишь вбил в голову чужие слова, а сам думать не желает.
Именно этот человек ходит в театр и не видит настоящей игры актеров, не слышит настоящую музыку, не может прочувствовать слова или краски того, кто вложил в свое искусство Душу. Только Душа способна «оценить» Душу.
Как писал С. Соловейчик: «В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника…» Это правда. Порой, блуждающая душа не находит отклика в современном мире и обращается за помощью к прошлому или к тем, кто колдует над настоящим. Писатель, актер, режиссер или музыкант пытаются достучаться до нас, схватить нас, устремить в сказку, рассказать о чудесах вокруг, вживить что-то мощное и светлое. В этом их задача.
Наша же задача — услышать этот зов, остановиться и обернуться на него. Только так, возможно, мы начнем видеть, проникать, падать в мир художника…становясь все более и более возвышенным существом. Так, мы становимся более человечными и по-настоящему живыми.
что это такое, примеры и как они могут повлиять на ваш жизненный выбор
Почему мы чувствуем себя виноватыми после того, как подвели кого-то и не были рядом с ним в трудный период его жизни? И почему мы чувствуем удовлетворение после того, как отдаем долг любимому человеку?
У всех нас есть внутренний моральный компас, «внутреннее чувство», которое направляет наши решения и помогает нам отличать правильное от неправильного. Этот моральный компас работает по-разному от человека к человеку; вещи, которые одни считают нормальными, другим могут быть неудобны. Это моральные принципы, и на самом деле они являются одним из основных движущих факторов нашего жизненного выбора.
Что такое моральные принципы?
Моральные принципы — это стандарты правильного и неправильного, которые есть у человека или группы. Они могут быть переданы нам нашей семьей и сверстниками, они могут быть продиктованы обществом или религией, и они, безусловно, могут меняться на протяжении всей нашей жизни в зависимости от нашего опыта. Эти неписаные правила часто служат руководством, определяющим наше поведение, принимаемый жизненный выбор и взаимодействие с другими людьми.
У каждого человека есть этические убеждения, но мы также можем найти моральные принципы, отраженные в различных профессиях. Например, врачи, юристы и военные должны соблюдать определенный кодекс поведения, который отличается от моральных принципов обычных людей. В самых общих чертах моральные принципы также могут быть установлены законами.
Примеры моральных принципов
Самым известным примером морального принципа является «Золотое правило», которое восходит к ранним конфуцианским временам и может быть найдено в большинстве крупнейших мировых религий и почти в очень этической традиции: Относиться к другим так, как вы хотите, чтобы к вам относились.
Другие примеры моральных принципов, которыми мы можем руководствоваться в своих действиях, включают:
- Не лгите – если вы твердо верите в этот принцип, вы всегда будете стараться быть честным с собой и с другими.
- Всегда выполняйте свои обещания — если у вас есть этот моральный принцип, вы всегда будете пытаться давать обещания, которые, как вы знаете, вы можете сдержать, и, если вы не в состоянии выполнить их, вы, как правило, разочаровываетесь в себе.
- Не наживайтесь на чужом несчастье – если вы будете следовать этому нравственному принципу, то всегда будете стараться строить свой успех на собственном труде и способностях и никогда не будете использовать чужие проблемы в свою пользу.
- Не обманывай – если вы следуете этому моральному принципу, вы верны своим близким и не предадите их доверие.
- Не судите — если у вас есть этот принцип, вы всегда стараетесь быть непредубежденным и избегать осуждения других.
- Не проявляйте неуважения к другим — если вы верите в принцип уважения, вы всегда стараетесь относиться к людям по-доброму, независимо от их возраста или социального положения.
- Всегда помогайте другим людям – если вы живете по этому принципу, вы всегда будете стараться поддерживать других, когда они в этом нуждаются, делать пожертвования на благотворительность и т. д.
Это всего лишь несколько общих примеров моральных принципов, но каждый человек может жить по своему моральному компасу. Одни считают, что семья стоит на первом месте и всегда будут ставить нужды своих кровных родственников превыше всего. Другие считают, что копать деньги неправильно или что власть в любой форме не должна подвергаться сомнению. Моральные принципы могут варьироваться в зависимости от социальных групп, религий, стран, а также от отдельных людей. Например, в то время как один человек может верить, что ложь всегда неправильна, другой может полагать, что в некоторых случаях ложь оправдана, и будет скрывать правду, если решит, что это лучше для другого человека. В то время как один человек может верить, что авторитет всегда следует уважать, другие могут иметь более мятежный характер и не отступать от вопросов к авторитету, когда он может быть неправильным.
Как моральные принципы влияют на наш жизненный выбор?
Все, что мы делаем, руководствуется моральными принципами: как мы думаем о себе и других, как мы взаимодействуем с другими людьми и как мы ведем себя в обществе. Наши моральные принципы заставляют нас искать определенные группы людей, быть более или менее снисходительными и даже заниматься определенной работой. Например, тот, у кого развито чувство справедливости, может сделать карьеру юриста, в то время как те, кто проживает свою жизнь, стремясь помогать другим, могут быть склонны к здравоохранению или благотворительности. Если вы тот, кто всегда ищет правду, вас могут заинтересовать журналистские расследования.
Нравственные принципы, привитые нам родителями, обществом или религией, определяют наш выбор, даже если мы не всегда осознаем их. Например, если вы чувствуете себя некомфортно или неудовлетворительно в определенной группе людей, это может быть связано с тем, что их ценности отличаются от ваших.
Можем ли мы изменить наши моральные принципы?
Да, моральные принципы могут меняться на протяжении всей нашей жизни. Иногда за вступлением в новую группу, переездом в новую страну или изменением религии может последовать изменение моральных принципов, но часто наш собственный жизненный опыт формирует нас и «меняет» наши этические ценности.
Что произойдет, если мы не будем жить в соответствии с нашими моральными принципами?
Большинство из нас инстинктивно живут в соответствии с моральными принципами, потому что, когда мы их уважаем, мы автоматически чувствуем себя хорошо. Например, если одним из ваших моральных принципов является отдача сообществу, то вы получите огромное удовольствие, помогая другим, занимаясь волонтерством и жертвуя на благотворительность, и вы будете искать опыт, соответствующий этому принципу.
Однако не всегда возможно буквально следовать своим моральным принципам. Иногда обстоятельства вынуждают вас идти на компромиссы, и, если это повторяется неоднократно, вы можете чувствовать грусть, разочарование или вину, что в долгосрочной перспективе может сказаться на вашем психическом здоровье.
Чем может помочь психотерапевт?
Хотя терапевт никогда не может сказать вам, каким моральным принципам следовать, он может помочь вам осознать свои моральные принципы, чтобы вы лучше поняли, что для вас важно, и жили своей жизнью, будучи верными себе. В то же время, если вы оказывались в обстоятельствах, которые вынуждали вас нарушать свои моральные принципы, и в результате вы испытываете заниженную самооценку, чувство вины, тревогу или депрессию, терапевт может помочь вам перестроиться и жить в соответствии с ваши ценности.
Еще статьи от Arteo
Я прилипчивый? Вот как определить и управлять прилипчивостью в отношениях
от Arteo
Вы замечаете, что проверяете своего партнера несколько раз в день и беспокоитесь, когда он проводит время без вас? У вас могут быть прилипчивые наклонности. Вот как распознать и справиться с этой формой тревожной привязанности.
Подробнее
Рождество и психическое здоровье: как позаботиться о себе во время праздников
от Arteo
Рождество может стать стрессовым периодом и повлиять на наше психическое здоровье. Вот как сделать это менее подавляющим и сделать заботу о себе приоритетом, когда все начинает становиться хаотичным.
Читать далее
Двое из пяти британцев испытывают стресс во время Рождества
от Arteo
Если вы чувствуете, что вас охватывает рождественское беспокойство, вы не одиноки. Согласно опросу YouGov, многие британцы борются со стрессом, тревогой, одиночеством и депрессией во время праздников.
Подробнее
Тихое ПРЛ: что это такое и как распознать признаки
Артео
Тихое ПРЛ — это подтип пограничного расстройства личности. Основными симптомами тихого ПРЛ являются интернализованные перепады настроения, угождение людям и беспокойство по поводу отношений.
Читать дальше
7 стратегий, которые помогут предотвратить возвращение к азартным играм
от Arteo
Игровую зависимость бывает трудно преодолеть. Чтобы противостоять тяге к азартным играм, определите свои триггеры, найдите новые занятия и попробуйте здоровые стратегии преодоления стресса.
Читать далее
Навязчивая ложь: как распознать патологического лжеца и как с ним справиться . Вот как можно распознать патологического лжеца и справиться с ним.
Подробнее
Отсутствие законодательства в Великобритании позволяет неквалифицированным специалистам в области психического здоровья эксплуатировать уязвимых людей
от Arteo
В Великобритании термины «консультант» и «терапевт» не защищены. Мы все можем использовать их, чтобы описать себя.
Подробнее
Кто такой эмпат? 15 признаков того, что вы один
от Arteo
Всегда ли вы в гармонии с эмоциями других людей, переживая их, как если бы они были вашими собственными? Вы легко вовлекаетесь эмоционально и всегда хотите помочь людям? Вы можете быть эмпатом.
Подробнее
За «Игрой кальмаров» стоит реальный корейский долговой кризис
Артео
За антиутопическим сюжетом игры «Кальмары» скрывается суровая экономическая реальность: долговой кризис, который затрагивает миллионы южнокорейцев и является одним из основных факторов, обуславливающих высокие уровень самоубийств.
Подробнее
Беспричинно беспокоитесь? Вот что может быть причиной этого и как получить помощь
от Arteo
У меня все идет хорошо, так почему я беспокоюсь без причины? Когда тревога появляется ни с того ни с сего, вот как вы можете определить основную причину и преодолеть ее.
Подробнее
Новое исследование обнаруживает связь между плохим сном и психическими расстройствами
от Arteo
Мы уже давно знаем, что недостаток сна вреден для нашего здоровья, но новое исследование показало, что сон даже важнее, чем мы думали, и что плохой сон также усугубляет состояние психического здоровья.
Подробнее
В чем разница между психологом, психотерапевтом и консультантом и какой из них подходит именно вам?
от Arteo
Вам нужна помощь в области психического здоровья, но вы не знаете, следует ли вам обратиться к психологу, психотерапевту или консультанту? Вот различия.
Читать далее
Чувствуете себя другим и не на своем месте? Как перестать чувствовать себя аутсайдером
by Arteo
Почему я чувствую себя другим? Если вы задаете себе этот вопрос, вы можете чувствовать себя одиноким, изолированным, как будто с вами что-то не так, и вы никуда не вписываетесь. Однако у вас может быть больше общего с людьми, чем вы думаете.
Подробнее
Нам нужно больше поговорить о влиянии прямых трансляций на психическое здоровье
от Arteo
Работа мечты слишком хороша, чтобы быть правдой? По мере того, как все больше и больше стримеров рассказывают о психическом здоровье, становится очевидным, что постоянное пребывание в сети и в центре внимания сопряжено с большим давлением.
Подробнее
«Я ненавижу себя»: 6 стратегий преодоления ненависти к себе и принятия себя
от Arteo
Я ненавижу себя. Я никогда не буду достаточно хорош. Никто меня не любит. Эти мысли о ненависти к себе могут повлиять на вашу самооценку, ограничить ваши возможности в жизни и разрушить ваше психическое здоровье. Вот как вы можете остановить их.
Подробнее
По данным исследования Deloitte, почти половина миллениалов и представителей поколения Z постоянно или большую часть времени находятся в состоянии стресса
, автор Arteo небольшой процент из них чувствовал себя комфортно, обсуждая это со своими работодателями.
Подробнее
Самоуничижительный юмор: когда он помогает, а когда вредит психическому здоровью?
Артео
Самоуничижительный юмор может быть хорошим способом разрядить напряженную ситуацию и проявить скромность, но только в умеренных количествах. Когда самоуничижительный юмор превращается в рефлекс, это может повлиять на вашу самооценку и психическое здоровье в целом.
Подробнее
TikTok запускает ресурсы поддержки для пользователей, борющихся с мыслями о самоубийстве
от Arteo
Пользователи TikTok, которые ищут такие слова, как «самоубийство», вскоре увидят список ресурсов по психическому здоровью и будут перенаправлены в местные центры поддержки За советом.
Подробнее
Расстройство эмпатии: что это такое, симптомы и как его преодолеть
Артео
Расстройства эмпатии возникают, когда человек слишком связан с эмоциями других людей (синдром гиперэмпатии) или когда они не могут вообще их не понимает (синдром дефицита эмпатии).
Подробнее
Проверка реальности – как определить, основаны ли ваши мысли на реальности ваши внутренние надежды и страхи? Вы можете узнать это, проведя тестирование реальности — практику, которая поможет вам лучше понять свои модели мышления.
Подробнее
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
моральный принцип принцип, согласно которому поведение должно быть нравственным
принцип базовое обобщение, которое принимается за истинное
принцип реальности руководящий принцип эго
основной основной или наиболее важный
96″>жизненный принцип гипотетическая сила, которой иногда приписывают функции и качества, присущие живым существам
первый принцип элементарные этапы любого предмета (обычно во множественном числе)
принцип работы правило, достаточное для выполнения работы
жизненный принцип гипотетическая сила, которой иногда приписывают функции и качества, присущие живым существам
основные принципы, из которых могут быть получены другие истины
03″>директор школы педагог, имеющий исполнительную власть в школе
ответственный, достойный или требующий доверия; привлечен к ответственности
принцип массового действия (неврология) принцип действия коры головного мозга как согласованной системы с большими массами нервной ткани, участвующей во всех сложных функциях
горькое начало Любое из нескольких сотен соединений, имеющих горький вкус
Принцип Ле Шателье Принцип, согласно которому, если какое-либо изменение вносится в систему, находящуюся в равновесии, то система стремится приспособиться к новому равновесию, противодействуя изменению
юридический принцип Принцип, лежащий в основе формулирования юриспруденции
принцип удовольствия управляющий принцип id