5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет
Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дошкольники отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им, рассуждают наши эксперты, психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Нина Шкилева, детский психолог психоаналитического направления, педагог раннего развития
Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой мультики в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают любимые передачи на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а современные мультфильмы и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.
У них другой темп
Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.
Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины, и выдерживать паузы в диалогах героев мультфильма или долгие заставки.
Да, в их любимых мультиках всё мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни.
Их жизнь более насыщена и наполнена информацией
Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт — все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.
К ним предъявляются другие требования
Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет, в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.
Они меньше общаются со сверстниками
Это в нашем детстве обычным делом было на целый день убежать во двор с ключом на шее. Современным детям не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» мальчики и девочки.
Поэтому, с одной стороны, становятся интересными истории про конфликты, победы над монстрами и выходы из трудных ситуаций, так как в реальности этот аспект отношений уменьшается, а иметь дело с этой частью жизни для ребенка очень важно. С другой стороны, детям нравятся истории про простые бытовые ситуации, случающиеся, например, в детском саду или на площадке.
Возможно, в реальности это происходит недостаточно часто, чтобы стать понятным и освоенным.
Они живут в мире с изменившимися ценностями и нормами
В современных мультфильмах можно встретить сюжеты про расставание родителей или про усыновление детей, про толерантность к различиям. И для наших детей это может быть так же важно, как истории про дружбу и справедливость из нашего детства. При этом, они, кстати, также могут быть актуальны.
Важно помнить, что когда мы говорим о том, что современным детям не подходят советские мультики, это не значит, что они не могут им понравиться, и их совсем не нужно смотреть. Идея в том, чтобы не отказываться от новых продуктов для детей, которые могут быть не близки современным взрослым.
Читайте также:
Почему иногда полезно смотреть мультики: 4 простых примера
Личный опыт: мой ребенок учится в Англии
Текст: Анна Скавитина, Нина Шкилева
Фото: Dmitry Naumov/Sunny studio/Shutterstock.com
Анна Скавитинапсихологиятелевидениеразвитие
«Развитие замедлилось на годы»: психофизиолог Ефимова о том, почему современные дети начинают ходить и говорить все позже
- Здоровье
Если спросить родителей, в каком возрасте ребенок начинает говорить, самый частый ответ будет — в год или полтора. Но есть дети, которые первые слова произносят гораздо позже, и таких малышей сейчас все больше. Почему это происходит и от чего зависит то, как развивается ребенок, «Доктор Питер» разбирался с экспертом.
4 мая 2022
- Источник:
- Getty Images
Нынешние малыши всему учатся позже, чем их родители — позже привыкают к горшку, начинают говорить и ходить, долго не могут есть твердую пищу, позже учатся писать и читать, да и молодежь остается детьми чуть ли не до 35-летнего возраста — этот феномен даже получил название «кидалтизм». Совершенно обычной в наши дни считается ситуация, когда взрослый сын живет с родителями и за их счет, потому что еще не определился, чем он хочет заниматься в жизни.
Но в тоже время известно, что, например, во время блокады в Ленинграде голодные 14-летние подростки работали на заводах у станков и считались взрослыми.
Можно ли утверждать, что благополучная и сытая жизнь приводит к замедлению развития детей?
— Человек отличается от черепахи или от ящерицы тем, что его мозг способен изменяться в зависимости от задач, которые приходится решать, — поясняет «Доктору Питеру» психофизиолог Виктория Ефимова. — То есть то, каким будет мозг, зависит от адаптации к условиям жизни. Некоторые животные снабжены только теми возможностями, которые даны им природой при рождении. Мозг человека другой, он постоянно меняется, создавая и разрушая внутренние связи. Это работает по принципу: пользуйся или потеряешь. Так как мозг — это орган, потребляющий очень много энергии, остаются активными только те внутренние связи, которые действительно используются для адаптации.
Развитие младенца зависит от генетики, здоровья, а также от того жизненного опыта, который организуют для него родители. Ведь сам малыш не может на это повлиять.
Что надо ребенку для нормального развития
Малыш должен активно использовать все возможности мозга и тела, которые у него появляются по мере развития:
прислушиваться к человеческой речи: слышать речь мамы — это важно для развития ребенка еще за 3 месяца до рождения, а потом с первых минут жизни,
рассматривать лица и различные объекты,
взаимодействовать с любящими взрослыми с помощью криков, улыбок, взглядов, звуков, речи,
ощущать ласковые прикосновения,
много двигаться.
Как только появляются какие-то новые возможности, ими тоже нужно пользоваться, отмечает эксперт. Иначе внутренние связи в мозге вовремя не формируются. Поэтому если малыш научился ползать, то ему нужно много ползать, научился открывать рот при виде ложки — нужно учиться есть с ложки, научился ходить — нужно много ходить и падать (падать — необходимая часть процесса обучения).
— Этот список можно продолжить, он касается всех навыков, которые появляются у малыша в первые годы жизни, — говорит психофизиолог. — Эти навыки становятся фундаментом для более сложных, которые ребенок осваивает в процессе организованного взрослыми обучения.
Читайте также
Что удобно для родителя, плохо для ребенка
У родителей, которые живут в экономически благополучных условиях, появляется масса возможностей воспользоваться различными приспособлениями, которые облегчают жизнь малышу, а точнее — самим маме и папе.
— Это удобно, но мозг ребенка — очень эффективный орган: если не нужно адаптироваться, то он не будет торопиться создавать внутренние связи, — объясняет эксперт. О каких удобствах идет речь:
непромокаемые подгузники — дети позже учатся контролировать работу своего тела,
детское питание из баночек — позже переходят на взрослую твердую пищу,
манежи, коляски — снижается двигательная активность, дети не могут ходить пешком.
- Источник:
- Getty Images
Зачем создавать себе трудности
— Проблема в том, что для формирования многих навыков у ребенка есть определенные временнЫе окна, когда все происходит легко. Эти окна называются сенситивными периодами, — рассказывает Виктория Ефимова. — Если окно «пропущено», у ребенка пропадает желание этому учиться. Но, как вы помните, одни навыки являются фундаментом для других — более сложных.
Например, когда ребенок научился ходить, он совершенно неутомим, ему хочется практиковаться снова и снова. Но его настойчиво запихивают в коляску, потому что так удобнее родителям: он не испачкается и можно быстрее добраться туда, куда хочет мама. В итоге в 4-5 лет ребенок уже отказывается ходить самостоятельно. Он привык к тому, что его возят.
То же самое с едой. Баночка с пюре — это так удобно для мамы, а в рекламе говорят, что еще и полезно для ребенка. Ребенок сначала пытается что-то схватить из тарелки родителей, но его сажают отдельно ото всех и кормят пюре из баночки. Возможно он даже в какой-то момент вырывает ложку из рук мамы, но мама не хочет, чтобы на кухне было грязно. Ее задача накормить ребенка быстро и не перепачкать все вокруг. В итоге сейчас многие дети в шесть лет не умеют жевать и самостоятельно есть. Родители продолжают кормить их протертой пищей.
Читайте также
Самое зло — это гаджеты
— Больше всего нарушают способность ребенка к адаптации гаджеты, — объясняет психофизиолог. — Когда мама кормит ребенка еще и под мультики, он пропускает много важного для своего развития. Не чувствует текстуру пищи, момент насыщения, не рассматривает еду, так как он полностью поглощен тем, что происходит на экране.
Занимать ребенка смартфоном или планшетом — это удобно для родителей, признает эксперт.
— Многие мамы и папы искренне считают, что именно так они помогают малышу адаптироваться к современному технологичному миру. Особенно, если на экране развивающие программы или игры, — рассказывает Виктория Ефимова.
— Взрослые в это время заняты своими смартфонами. Но вот в чем проблема: даже дети с тяжелыми нарушениями интеллекта быстро находят в Интернете любимые мультфильмы. А вот научиться самостоятельно есть им значительно труднее.Что плохого, если ребенок пользуется гаджетами несколько часов в день:
И то, и другое приводит к замедлению функционального созревания мозга.
- Источник:
- Prostock-Studio / iStock / Getty Images
А может, это не так важно?
— Природа устроила так, что первые целенаправленные движения, которые осваивает ребенок, — это движения рта (сосание), — рассказывает эксперт. — Сначала эти движения рефлекторные, но начиная с 3-4 месяцев ребенок получает возможность ими управлять: он открывает рот, когда видит ложку с едой.
Для еды и для речи мы используем одни и те же мышцы рта. Когда ребенок учится жевать и пить из чашки, он готовит свои мышцы к речи. Видите связь между проблемами с едой и с речью?
— А умение пользоваться столовыми приборами: разве не очевидна связь с тем, как ребенок будет учится писать? Если он не может донести ложку с супом до рта, как он справится с ручкой и буквами в тетради? — говорит Виктория Ефимова.
Читайте также
Не все дети развиваются медленнее
Многие педиатры уверены, что нормы развития ребенка, которые использовались во времена СССР, нельзя использовать для оценки развития современных детей. Но психофизиолог не поддерживает эту позицию. По ее мнению, такой заметный регресс не мог произойти всего за несколько десятилетий.
— Биологический вид «человек разумный» не мог мутировать за 30-40 лет настолько, что развитие детей замедлилось на годы. Может быть дело не в детях, а в том, какие условия создают взрослые для их развития? — говорит Виктория Ефимова. — Если об этом задуматься, можно разумно подойти к использованию того, что нам дает цивилизация.
Психофизиолог отмечает, что вовсе не призывает выкинуть из дома все гаджеты. Достаточно проанализировать, сколько времени в день и для чего ребенок их использует.
— Ребенку до 3-х лет гаджеты не нужны совсем, — уверена эксперт. — После трехлетия малыша разумно ограничиться 15-30 минутами экранного времени. Желательно, чтобы ребенок в это время не находился один на один с гаджетом. Смотрите мультфильмы вместе, обсуждайте, делитесь впечатлениями.
Важно понимать, что не все современные дети медленнее развиваются, говорит психофизиолог.
— У каждого родителя есть возможность замедлить или нормализовать темп развития ребенка. То, каким будет мозг вашего ребенка, во многом зависит от того, что вы делаете или НЕ делаете. Выбор за вами, — резюмирует Виктория Ефимова.
Автор текста:Анна Майская
Гепатит В | Вакцина защищает от гепатита В. | Контакт с кровью или биологическими жидкостями | Может отсутствовать симптомы, лихорадка, головная боль, слабость, рвота, желтуха (пожелтение кожи и глаз), боль в суставах | Хроническая инфекция печени, печеночная недостаточность, рак печени, смерть |
---|---|---|---|---|
Ротавирус | Вакцина защищает от ротавируса. | Через рот | Диарея, лихорадка, рвота | Тяжелая диарея, обезвоживание, смерть |
Дифтерия | Вакцина защищает от дифтерии. | Воздух, прямой контакт | Боль в горле, легкая лихорадка, слабость, опухание лимфоузлов на шее | Отек сердечной мышцы, сердечная недостаточность, кома, паралич, смерть |
Коклюш (коклюш) | Вакцина защищает от коклюша | Воздух, прямой контакт | Сильный кашель, насморк, апноэ (пауза дыхания у детей раннего возраста) | Пневмония (инфекция легких), смерть |
Столбняк | Вакцина защищает от столбняка. | Воздействие через порезы кожи | Скованность мышц шеи и живота, затрудненное глотание, мышечные спазмы, лихорадка | Сломанные кости, затрудненное дыхание, смерть |
Haemophilus influenzae тип b (Хиб) | Вакцина защищает от | Воздух, прямой контакт | Может не иметь симптомов, если бактерии не попадают в кровь | Менингит (инфекция оболочки вокруг головного и спинного мозга), умственная отсталость, эпиглоттит (опасная для жизни инфекция, которая может закупорить трахею и привести к серьезным проблемам с дыханием), пневмония (инфекция в легких), смерть |
Пневмококковая болезнь (ПКВ13, ПКВ15) | Вакцина защищает от пневмококковой инфекции. | Воздух, прямой контакт | Может протекать бессимптомно, пневмония (инфекция в легких) | Бактериемия (инфекция крови), менингит (инфекция оболочек головного и спинного мозга), смерть |
Полиомиелит | Вакцина защищает от полиомиелита. | Воздух, прямой контакт, через рот | Может отсутствовать симптомы, боль в горле, лихорадка, тошнота, головная боль | Паралич, смерть |
Коронавирусная болезнь 2019 (КОВИД-19) | COVID-19 Вакциназащищает от тяжелых осложнений коронавирусной болезни 2019. | Воздух, прямой контакт | Может отсутствовать симптомы, лихорадка, мышечные боли, боль в горле, кашель, насморк, диарея, рвота, новая потеря вкуса или обоняния | Пневмония (инфекция в легких), дыхательная недостаточность, тромбы, нарушение свертываемости крови, поражение печени, сердца или почек, мультисистемный воспалительный синдром, пост-COVID-синдром, смерть |
Грипп (грипп) | Вакцина защищает от гриппа. | Воздух, прямой контакт | Лихорадка, мышечная боль, боль в горле, кашель, сильная усталость | Пневмония (инфекция легких), бронхит, инфекции носовых пазух, инфекции уха, смерть |
Корь | Вакцина защищает от кори. | Воздух, прямой контакт | Сыпь, лихорадка, кашель, насморк, конъюнктивит | Энцефалит (отек мозга), пневмония (инфекция в легких), смерть |
Свинка | Вакцина защищает от эпидемического паротита. | Воздух, прямой контакт | Опухание слюнных желез (под челюстью), лихорадка, головная боль, усталость, мышечная боль | Менингит (инфекция оболочек головного и спинного мозга), энцефалит (отек головного мозга), воспаление яичек или яичников, глухота, смерть |
Краснуха | Вакцина защищает от краснухи. | Воздух, прямой контакт, через рот | Иногда сыпь, лихорадка, увеличение лимфатических узлов | Очень серьезное заболевание у беременных женщин — может привести к выкидышу, мертворождению, преждевременным родам, врожденным дефектам |
Ветряная оспа | Ветряная оспа Вакциназащищает от ветряной оспы. | Воздух, прямой контакт | Сыпь, усталость, головная боль, лихорадка | Инфицированные волдыри, нарушение свертываемости крови, энцефалит (отек головного мозга), пневмония (инфекция в легких), смерть |
Гепатит А | Вакцина защищает от гепатита А. | Прямой контакт, загрязненная пища или вода | Может отсутствовать симптомы, лихорадка, боль в животе, потеря аппетита, утомляемость, рвота, желтуха (пожелтение кожи и глаз), темная моча | Печеночная недостаточность, артралгия (боль в суставах), заболевания почек, поджелудочной железы и крови, смерть |
Дети и COVID-19: отчет с данными на уровне штата
11 мая 2023 г. в Соединенных Штатах была прекращена чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения (ЧЗ), объявленная более трех лет назад, для организации государственных ресурсов и разработки политики, необходимой для реагирования к пандемии COVID-19.
После трех лет еженедельных отчетов о количестве случаев заболевания детей COVID-19 в Соединенных Штатах Американская академия педиатрии (AAP) и Ассоциация детских больниц (CHA) прекращают еженедельный отчет о состоянии COVID-19.отчеты.
Истоки отчета
Отчет был создан в первые месяцы пандемии COVID-19, чтобы оценить, как COVID-19 влияет на детей в Соединенных Штатах. CDC начал предоставлять национальные данные о случаях COVID-19, но своевременные регулярные данные о педиатрических случаях были недоступны. Таким образом, мы обратились к данным, предоставленным штатами и территориями, и начали собирать информацию с их веб-сайтов для получения самых последних педиатрических данных. Собирая эту информацию, мы могли еженедельно отслеживать количество случаев заболевания у детей, а также предоставлять общедоступные данные о случаях заболевания детей на уровне штата.
Изменения в доступных данных
За последние три года этот отчет предоставил уникальный и ценный ресурс для понимания воздействия COVID-19 на детей, а также для понимания тенденций в объеме случаев и географии по мере появления вариантов COVID-19.
Данные в отчете всегда были ограничены различиями в том, как штаты классифицировали и сообщали о случаях COVID-19. Начиная с 2022 года, когда домашние тесты на COVID-19 стали широко доступны, все большая часть случаев заболевания COVID-19, вероятно, не регистрировалась. В 2023 году все большее число штатов сократило частоту отчетности и обновления случаев. По мере приближения окончания PHE эти тенденции усиливались, и многие штаты объявили об окончании своих постов.
Мы продолжим отслеживать COVID-19 с помощью доступных индикаторов. Однако, учитывая сокращение доступа и достоверности данных о числе детей, инфицированных COVID-19, этот еженедельный отчет был датирован 11 мая 2023 года. Мы продолжим эпиднадзор за заболеванием, как и за другими инфекционными заболеваниями.
Окончательное резюме
По состоянию на 11 мая 2023 года, согласно имеющимся отчетам штатов, с начала пандемии почти 15,6 миллиона детей дали положительный результат на COVID-19. За последние три года наибольшее число случаев заболевания детей, зарегистрированных за неделю, составило более 1,1 миллиона за неделю, закончившуюся 20 января 2022 года. С начала пандемии дети составляли 17,9 человек.% от общего числа кумулятивных случаев. Доля зарегистрированных случаев, которые были у детей, варьировалась от 2,0% за неделю, закончившуюся 16 апреля 2020 г.
11 мая было зарегистрировано еще 6848 случаев заболевания детей COVID-19. За последние 6 месяцев количество еженедельно регистрируемых случаев среди детей стабилизировалось в среднем на уровне около 24 000 случаев, в то время как за последний месяц среднее еженедельное число зарегистрированных случаев снизилось до примерно 9,000. Эти тенденции аналогичны модели и снижению, о которых сообщалось для взрослых.
По-прежнему важно устранять долгосрочные последствия пандемии COVID-19 для физического, психического и социального благополучия этого поколения детей и молодежи. AAP собрала моментальный снимок воздействия пандемии COVID-19 на семьи и предоставила ресурсы, чтобы помочь педиатрам поддержать их. Чтобы ознакомиться с новым онлайн-курсом по оказанию помощи при травмах и другими рекомендациями, посетите сайт AAP.org/TIC.
Краткое изложение результатов (данные доступны на 11.
05.23):Кумулятивное число случаев заболевания детей COVID-19*
- Всего зарегистрировано 15 594 079 случаев заболевания детей COVID-19, из них дети составляют 17,9% (15 594 079/86 881 822) из все случаи
- Общий показатель: 20 718 случаев на 100 000 детей населения
Подробнее см. в Приложении: Данные из 49 штатов, Нью-Йорка, округа Колумбия, PR и GU; Анализ Американской академии педиатрии и Ассоциации детских больниц
*Примечание. Ограничения данных. Данные основаны на том, как государственные учреждения собирали, классифицировали и размещали информацию. Данные, сообщаемые некоторыми государственными/местными департаментами здравоохранения, менялись с годами; сноски включены для обозначения изменений. Примечательно, что летом 2021 г. и зимой 2022 г. некоторые штаты пересмотрели количество ранее зарегистрированных случаев, начали сообщать реже или сократили ранее сообщаемые показатели. Например, из-за нескольких изменений на их информационных панелях и доступных данных, данные по AL, DC, HI, IA, KY, MN, MS, NE, SC, TX, VA и WI в этом отчете не по состоянию на 5/11/ 23.