О чем говорят рисунки психология: Что значат наши рисунки. Статья. Арт-терапия. Самопознание.ру

Содержание

Что значат наши рисунки. Статья. Арт-терапия. Самопознание.ру

Часто, слушая собеседника, ожидая в очереди, сидя на занятиях, мы что-то чертим, рисуем, закрашиваем. На это почти никто не обращает внимания: обычное развлечение, чтобы не было так скучно. Тем не менее, рисунки могут многое сказать о характере человека, его предпочтениях и состоянии.

Психологи давно подтвердили, что по рисункам можно многое узнать о человеке. Здесь важно всё: и что человек рисует, и в какой части расположено его произведение и какой у него размер и цвет. Ведь наши творения — это символы, идущие из глубин подсознания. Люди выплёскивают их машинально, когда водят карандашом по бумаге.

Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Испытуемым дали прослушать нудную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий — на 29 процентов. Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!

Где разместим, как нарисуем?

Положение рисунка относительно свободного места на бумаге может многое сказать о человеке.

  • Если он расположен ближе к верхнему краю, это свидетельствует о высокой самооценке, но вместе с этим и о том, что человек может быть недоволен своим положением в социуме, и ощущает недостаток признания со стороны окружающих. О высокой самооценке говорит и большой размер рисунка. Это свидетельствует, что художник экспансивен, склонен к тщеславию и высокомерию. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.
  • Рисунок в нижней части означает, что «художник» неуверен в себе, нерешителен или не заинтересован в повышении собственной значимости.
  • Если творение преимущественно слева — человек сосредоточен на своих прошлых переживаниях, ориентируется на пройденный опыт. Изрисованный правый край листа говорит о стремлении поскорее приблизить будущее, о том, что жизнь и эмоции обращены к чему-то в будущем.

Линии рисунков жирные? Вероятно, человека что-то тревожит. Слабые и тонкие «паутинообразные» линии говорят об усталости организма и психологической истощенности.

  • Если рисунки угловатые, линии перпендикулярные, это указывает на невыраженную агрессию, на то, что в данный момент художнику трудно адаптироваться к чему-то новому. Зубчатые, неровные линии выявляют дерзость и враждебность. Линии плавные, округлые? Вы человек мягкий, спокойный, женственный.
  • Объёмные фигуры, например, говорят о том, что их автор — личность многогранная, способная принимать нетрадиционные решения и совершать непредсказуемые поступки.

Довольно часто мы что-нибудь штрихуем на рисунке. Короткие штрихи означают, что человек возбудимый, длинные — что размеренный и спокойный. Штрихи прямые и чёткие — вы настойчивы и упорны, эскизные и лёгкие — слегка тревожны и не уверены в себе. Горизонтальные штрихи присущи женственным и слабым, а вертикальные — упрямым и решительным. Вообще, если человек постоянно что-нибудь заштриховывает или чертит сетки, это говорит о том, что он попал в неловкое положение или вступил в рискованное дело, не может взять инициативу в свои руки и сдерживает раздражение. Художник ощущает себя загнанным в угол или пытается отгородиться от какого-то препятствия.

Цветочки, домики, имена, животные

Как утверждают психологи и графологи, важно не только то, как человек рисует, но и что изображает. Приведём наиболее часто встречающиеся изображения и то, что они могут рассказать о человеке.

  • Так, если вы изображаете слова, дотошно вычерчивая каждую букву, облекая их в рамки, подчёркивая, это многое значит. Слово в рамке — это знак самоутверждения и убеждённости в своей правоте, он также может означать желание убедить в этом всех остальных. Подчёркнутое прямой и ровной чертой слово выражает ваше стойкое намерение, твёрдость мыслей на этот счёт, подчёркнутое волнисто — сентиментальность и некоторую нерешительность, написанное «паутиной», еле заметно, — сомнение.
  • Если вы вновь и вновь пишете своё имя, ставите подпись, первые буквы имени или инициалы, экспериментируя с элементами украшательства, вы находитесь в состоянии кризиса и не уверены в правильности принимаемых решений. Писать своё имя — способ самоутверждения, преодоления эмоциональных или интеллектуальных конфликтов. Единственный совет здесь — меньше думать о проблемах, а больше о том, чего вы уже добились, что уже дала вам жизнь.
  • Если вы рисуете животных, все зависит от того, кто и как изображён. Если это тигр или волк, в вас спряталась агрессия, если лиса, вы задумали где-то схитрить, зайчик или белочка — вам нужна забота и защита, лев — ощущаете своё превосходство над всеми. Этот механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и детских историях. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то скорее всего сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки. Иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап — на ноги и руки. Это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, ведь человек подсознательно ставит себя на более низшую ступень развития.

Изображение человека

Изображение маленьких человечков — признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности. Вообще, если человек изображён схематично, это говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, желании закрыться и никого не подпускать к себе.

Если же изображён «настоящий» человек, анализ следует начать с головы.

  • Рисунок анфас — вы открыты для общения, чем больше человек «отворачивается», «уходит», тем больше вы стремитесь избегать внешних контактов.
  • Голова в профиль, а тело анфас — в вас живёт тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, большая голова — руководствуетесь прежде всего мыслью, маленькая — уделяете мало значения интеллектуальной работе, плохо прорисованная — проявляете застенчивость и робость.
  • Если вы тщательно прорисовываете лицо, то вы сильно озабочены своим внешним видом и отношениями с другими людьми, для вас важно, как вас «встречают по одёжке».
  • А когда вы изображаете фигуры без лиц или делаете их неясными, слегка очерченными, это говорит о застенчивости и лёгкой боязливости, вам трудно вести непринуждённые беседы и знакомиться на вечеринках.
  • Закрытые, спрятанные или не прорисованные глаза свидетельствуют о стремлении избегать неприятных визуальных стимулов, нежелании реально видеть неприятные моменты жизни.

Недовольное, грустное лицо свидетельствует о таком же состоянии рисующего. Ведь человек, рисующий лица, думает, что рисует других, а на самом деле — самого себя, своё внутреннее состояние.

Хмурое лицо — неудовлетворённость собой, гримасы выражают боль и смятение, улыбка — счастье. Большие, широко расставленные глаза говорят об оптимизме и любви к жизни. Физиономия с точками вместо глаз и чёрточкой рта — отчуждение (от мира, человека, себя). Если художник изображает красивые профили, это означает, что он заинтересован в общении. Эти рисунки раскрывают общительную натуру и любовь к людям.

  • Большие уши — вы чувствительны к критике и зависите от мнения окружающих, слишком маленькие или отсутствуют — не хотите прислушиваться к чужым взглядам и позициям. Сильно закрашенные волосы — в вас поселилась тревога, не заштрихованные волосы, обрамляющие голову, — вами управляют враждебные чувства.
  • Крупные плечи или тело — у вас ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность властью, мелкие — чувство малоценности и ничтожности, покатые плечи или сутулая спина — уныние, отчаяние, чувство вины и недостаток жизненной энергии.
  • Руки — символ межличностных отношений. Если руки находятся далеко от тела (расставлены в стороны), ваши поступки вышли из-под контроля, когда скрещены на груди, вы настроены враждебно, за спиной или в карманах — нежелание уступать, идти на компромиссы, прижаты к телу — у вас есть трудности в социальных контактах.
  • Длинные ноги говорят о потребности в независимости, короткие — вы испытываете чувство физической или психологической неловкости. Широко расставленные ноги свидетельствуют об откровенном пренебрежении и игнорировании собеседников и их действий, ноги вместе (человек стоит «по струнке») — о скованности в общении.
  • Если вы вдруг «забыли» или намеренно нарисовали человека без каких-либо частей тела, это говорит о том, что вы испытываете некоторое чувство отвержения этой части, чувствуете соответствующий недостаток в своей внешности или недовольны чем-то в своём партнёре.

Изображение кукол означает, что над художником доминируют окружающие, он ощущает, что постоянно должен кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями.

Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот — вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска — вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.

Дома

Изображения домика или домашней мебели говорят о любви к тёплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло. Но слишком чёткий, многократно обведённый контур дома свидетельствует о попытках контролировать свои действия и эмоции.

  • Огромное окно появится на рисунке человека с открытым, радушным, дружелюбным характером. Окно (несколько окон) со ставнями или решётками свидетельствует о скрытности, наличии комплексов, жадности, неумении отдавать самому или принимать что-либо от других. Если они расположены посреди фасада, то это признак приветливости и гостеприимства. А когда есть ещё и крыльцо, автора можно поздравить: вы очень уверены в себе.
  • Открытая дверь означает общительность. А закрытая — замкнутость. Не слишком общительны те, кто располагает дверь сбоку. Встречаются особы, чья дверь закрывает почти весь фасад здания. Это свидетельство легкомыслия и непредсказуемости в поступках. Та же дверь одновременно указывает на свойственное вам великодушие, иногда даже чрезмерное.
  • Отсутствие трубы — признак бесчувственности. Если труба есть, но дым из неё не идёт, это означает то же самое. Если же из трубы валит дым, художник великодушен. Кирпичики или другие мелкие детали свидетельствуют об оптимизме.

Другие изображения

  • Звёздочки. Человек хочет оказаться в центре внимания, для него важно быть ярким и заметным. Но если у звезды слишком много лучиков или они изображены отдельно, это может свидетельствовать о депрессии.
  • Пчелиные соты. Рисующий стремится к спокойствию, гармонии, хочет упорядочить свою жизнь. Вполне вероятно, что он задумался о создании семейного гнезда.
  • Спирали, окружности, волнистые линии. Они означают, что чужие проблемы не слишком заботят или вообще не интересуют художника. А возможно он переживает лёгкий эмоциональный кризис: ходит по кругу своих переживаний. Сейчас ему необходимо следить за поведением, чтобы не вспылить и не сорваться на окружающих.
  • Лабиринты, ходы. Признак того, что человек находится в поисках гармонии, своего жизненного пути. Если линии наклонены вправо, есть стремление быть более открытым, влево — осторожным. Бесконечные конструкции указывают на нехватку времени для раздумий о том, чего на самом деле хочется.
  • Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры. У творца чёткие цели и убеждения, он почти никогда не скрывает своего мнения, всегда настойчив и упорен. Обычно чрезмерно бдителен и осторожен.
  • Фигура круга (особенно ничем не заполненного). Символизирует тенденцию к скрытности, замкнутости. Человек закрывает свой внутренний мир и не желает давать сведений о себе, не любит, когда не только посторонние люди, но и довольно близкие лезут в жизнь и дела.
  • Переплетение кругов. Человеку кажется, что он находится вне каких-то важных событий, ему хочется в чём-то поучаствовать, присоединиться к какой-то общности.
  • Переплетение сердец. Означает переполненность чувствами. Хочется расцеловать весь мир.
  • Пентагон (правильный пятиугольник). Благополучие и здоровье. Рисующий чувствует, что жизнь налажена, и стремится это закрепить.
  • Гексагон (правильный шестиугольник). Красота и гармония. Рисующему хочется достичь истинного жизненного равновесия.
  • Кирпичная кладка. Говорит о том, что художник старается сосредоточиться на какой-то одной важной мысли. Если кладка нарисована аккуратно, характер отличается методичностью и последовательностью, человек точно знает, чего хочет.
  • Зубцы (похожие на зубья пилы или горы). Символизируют агрессивность, которая может быть позитивной, и означать желание бороться, или отрицательной (злость, враждебность).
  • Шахматные поля. Символ того, что человек оказался в неприятном, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, это показатель скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию, или нахождения в поисках себя, своего жизненного пути.
  • Кресты. Чувство вины перед близким человеком или ответственности за какую-либо проблему.
  • Свастика. Вопреки укоренившимся ассоциациям россиян она обозначает благоприятный и счастливый объект — это символ счастья и света. Дело в том, что Свастика — один из самых древних символов. Она использовалась многими народами мира: присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов. У свастики много значений. У большинства народов они были положительны — это был символ движения жизни, солнца, света, благополучия (до эпохи свержения нацизма).
  • Пистолеты или другое оружие. В человеке накопилось много агрессии, возможно, он на кого-то сильно сердится или злится на жизнь.
  • Цветы, листья, солнце, гирлянды или что-то похожее. Говорят о том, что у человека добрая натура. Такие люди любят помогать другим и отличаются очень мягким характером. У них немного занижена самооценка. Если цветок располагается в вазе, человек склонен избегать конфликтов, ему требуется поддержка, подпитка. Цветок со срезанным стеблем — человек витает в своих фантазиях, плохо приспосабливается к ситуациям, не чувствует поддержки и опоры.
  • Дерево. Если человек нарисовал дерево, на котором много листьев, значит он отличается общительностью, контактностью. Если ветви дерева сломаны, существуют сложности в прошлом, которые оставили неизгладимый след в душе. У дерева нет корней — это чувство отсутствия опоры.
  • Река. Направление течения слева направо — устремлённость в будущее; справа налево — много незавершённых дел в прошлом. Русло реки прямое — чётко поставленные цели, умение их достигать. Изгибы русла — неспособность концентрироваться на решении проблем.
  • Стрелы. Это вектор, по которому вы ориентируетесь в жизни. Стрела направлена вверх — ориентация на других людей, вниз — на себя, налево — смотрите в прошлое, направо — надеетесь на будущее.
  • Глаз. Глаз — это параноический образ контроля. Человек, рисующий глаз, чувствует, что он несамостоятелен, на него постоянно кто-то давит, он не может принимать важные решения. Очень большие глаза означают бдительность, а в крайних случаях — паранойю; если глаза очень маленькие, человек не хочет чего-то замечать.

Тренинги по психологии ищите в расписании «Самопознание.ру»

Статьи автора

К концу дня мы устаём, единственным желанием становится поскорее добраться до кровати. Такое состояние проходит после хорошего сна. Однако обычная усталость может перерасти в хроническую, а это уже болезнь. Узнайте, как этого избежать.

Впервые единичные случаи синдрома хронической усталости (СХУ… Читать дальше

Читайте также

Известный факт, что люди с развитым воображением более креативны, изобретательны, активны и успешны по жизни.

Самовыражению, как и всему в этой жизни, нужно учиться. Рисование позволяет «отпустить» свою фантазию на все 100%, ведь на холсте вы можете позволить себе всё!

Рисование — идеальная среда… Читать дальше

Все гениальное — просто!

Ключи к вдохновению — активизация творческих способностей через правополушарное рисование.

Функциональная асимметрия полушарий человеческого мозга на протяжении трёх десятилетий прочно удерживает внимание исследователей.

Полушария по-разному воспринимают явления окружающей… Читать дальше

Психологи, работающие в различных направлениях, уже давно используют в своей работе терапию творчеством. Она очень продуктивна в работе с детьми и взрослыми, со здоровыми людьми и с теми, кто страдает психическими, соматическими заболеваниями, интеллектуальной ограниченностью. С уверенностью можно… Читать дальше

В своей предыдущей статье я рассказала об основных принципах работы арт-терапии и её разновидностях.

Сегодня же я бы хотела остановиться подробнее о том, как проходят занятия по арт-терапии с клиентами, как разрешаются запросы и приходят инсайты на примере запроса клиента.

С чем клиент приходит на арт-терапевтическую… Читать дальше

  • ВКонтакте

О чем говорят наши рисунки?

Снимаем стресс

Глубоко, со всеми точками над «i» рисунками никто из ученых не занимался. Это поле для будущих исследований. Но кое-какие ответы есть.
– Человек не может быть обездвиженным, – объясняет психолог, заместитель директора МОУ Центр диагностики и консультирования «Развитие» Анастасия Матвеева. – Русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов говорил, что всякая мысль есть движение. Когда создается ситуация вынужденной неподвижности – планерка, телефонный разговор, человек все равно чем-нибудь двигает. Либо языком, либо ногами, либо черкает в блокноте. С точки зрения физиологии, если человек не движется, он не может думать.
Проверяю. Неподвижно слушаю три минуты. Потом начинаю энергично жестикулировать. Удержаться нет сил. При обездвиживании нарастает тревога и наступает стресс, говорят ученые.
– Советский психофизиолог Николай Александрович Бернштейн разделил все движения на пять уровней, – продолжает Анастасия. – Низший уровень присущ всем живым существам. Высший, символические движения, – только человеку.
Когда мы рисуем на совещаниях, то не только думаем, но и неосознанно перерабатываем поступающую информацию.
– Особенно это важно, если информация неприятная, – продолжает Анастасия Матвеева. – Когда сверху навязываются жесткие решения, человек неосознанно злится. Скрытая агрессия тогда видна в прямых, жестких линиях рисунка.
Анастасия Матвеева, как и многие, рисует на планерках. Ее творчество – веточки и цветочки, заполненные замысловатыми геометрическими фигурами. Такие рисунки – зендудлы – модное сейчас в рисовании направление для релаксации.
– Сначала я об этом не знала, – делится опытом Анастасия. – А теперь скачиваю зендудлы в Интернете и раскрашиваю их осознанно, чтобы расслабиться в перерывах. Мы даже спорим с коллегами о зендудлах. «А мы бы эту черепаху не так раскрасили!» – говорят они мне.
Получается, наши цветочки на планерках – это своеобразные зендудлы. С их помощью мы думаем, осмысливаем информацию, снимаем стресс.

Легче изобразить, чем рассказать

Но рисунки нужны не только для снятия стресса. Их давно используют для диагностики психического состояния. «Человек под дождем», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное» – вот некоторые названия психологических тестов. Для диагностики больных детей и детей с проблемами в развитии они почти безошибочны. Из-за недостаточного развития речи детям легче рисовать, чем рассказывать.
Опытному психологу рисунки открывают тайны. Жирные линии вверх-вниз означают тревожность. Перечеркнутые, прерывистые – неуверенность. Замкнутые фигуры – нежелание идти на контакт, их часто рисуют дети-аутисты. Прямые, жесткие линии, звери с зубами, шипами и чешуей — это агрессия. Украшения – пояса, браслеты, сережки – демонстративность. Большое число мелких деталей, когда прорисовывается каждая пуговка на одежде, каждый листочек на дереве, – инертность, медленный переход от одной мысли к другой.
Анастасия Матвеева рассказывает о языке рисунка на конкретных примерах. Вот картинка семилетнего мальчика. У него гиперактивность с синдромом дефицита внимания. У человечка на листе бумаги хорошо прорисованное хитроватое лицо с большими глазами, смеющийся рот, кудрявые волосы. А тело изображено схематично: ноги без стоп, руки без кистей. Одежды нет.
Непонимание своего тела тревожит мальчика: живот карандашного человечка закрашен ярко-синим цветом.
– Когда мальчик вырастет, что он будет рисовать на планерках? – спрашиваю я.
– Не думаю, что он будет на них сидеть. Скорее выберет физическую работу.
Следующий рисунок называется «Юля и мама». Но Юли на нем нет. Есть мама и старшая сестра. Сама Юля в форме зародыша.
Юля – девочка без истории. Три года назад ее со старшей сестрой взяли из детского дома. Шестилетняя сестренка сразу вошла в приемную семью. Она хорошо учится и до сих пор пребывает в эйфории от счастливых перемен в жизни. У Юли все не так. Она до сих пор  не привыкла жить в семье.
– У всех фигур внизу прорисовано украшение на платьях. Девочка назвала их цветочком. Но здесь цветочком и не пахнет. Это фиксация на области гениталий, непонимание, откуда она взялась в новой семье, – объясняет Анастасия Матвеева. – Еще у персонажей сильно прорисован рот. Это вербальная агрессия. Значит, в семье много говорят, но не о том, что важно для Юли. Видно, что у девочки затруднен контакт с близкими. На рисунке у приемной мамы открытые руки, но нет пальцев. У старшей сестры пальцы сжаты в кулаки.

Жил-был клепст

Рисуночные тесты работают на взрослых точно так же, как и на детях. Психологи говорят: изображая что-либо, человек рисует себя – его рукой движет подсознание. Мой знакомый вот уже много лет рисует неких клепстов. Это фантастические зверьки, которые ходят поодиночке и семьями. Что движет рукой автора?
По словам самого «художника», он начинает рисовать спонтанно. Кроме клепстов, которые имеют маленький хоботок, большое брюхо и очень любят есть, при этом «их брюхо никак не может насытиться», он изображает еще мышей, ежей и вообще любит маленьких зверей.
– В детстве у меня была книга «Как зверята ума набирались». Название каждой главы начиналось с буквы, над которой изображалась маленькая зверушка. Некоторые были так хороши, что я их гладил, ковырял пальцем и стер. В одном месте даже была дырка. Когда я понял, что лучшие звери вытерты и я их больше не увижу, сильно затосковал…
Вот как расшифровала это признание и нарисованных клепстов Анастасия Матвеева:
– Мы видим достаточно простое, без прикрас существо. Без обилия деталей, украшений, даже зубов или хвоста. Основная деятельность существа – поглощение пищи. Как правило, это говорит о стремлении человека к новой информации и впечатлениям, к новым людям. Однако глубоких связей он ни с кем не устанавливает («брюхо никак не может насытиться»). Рисунок не закрашен. Это свидетельство пустоты внутри самого «художника». Образ навеян картинкой из далекого детства. Значит, и причину нужно искать там же.

Символика животных

У графологов есть свой словарь изображений. Например, если человек рисует цифры, то он озабочен материальным положением. Если жирно прорисовывает, обводит слова, то утверждает свою правоту.
К рисунку можно подойти и с позиций так называемого культурного символизма. Доктор психологических наук, профессор ЯрГУ Валерий Емельянович Орел считал, что символическое значение животного есть результат исторического и культурного опыта, который вобрал в себя автор рисунка. Иными словами, древний египтянин и римлянин, средневековый европеец или китаец, изобразив кошку, увидели бы в себе разные качества. Египтянин нарисовал бы кошку как символ абсолютного добра. А для римлянина кошка стала бы, наоборот, сверхъестественным злом – в древнем Риме кошек не было. Для китайца это же животное – символ ясновидения. Для русского – символ домашнего очага и семейного благополучия. Такие вот разные интерпретации.
Но в любом случае рисунки помогают нам познать себя. Так что если вы вдруг почувствуете, что запутались в паутине слов, просто возьмите в руки карандаш и рисуйте.

ФОТО с сайта www.person.ks.ua

О психологической интерпретации рисунка

На протяжении истории человек претерпел огромные изменения, и это нашло отражение в искусстве. Наскальные рисунки, например, были примерами выражений и способов общения, разработанных с течением времени.

С детства мы являемся отражением окружающей нас среды. Рисунок, в частности, является способом выражения прожитого, воспринятого и т. д., поэтому он является источником информации о семье, школе или социальной среде. Чтобы понять рисунок, необходимо определиться с очень важным фактором: культурным контекстом личности. Интересен тот факт, что очень редко в рисунках ребенка появляется сексуальная тематика, хотя это может быть в рисунках младенцев, подвергшихся какому-либо сексуальному насилию.

Рисование как у детей, так и у взрослых обычно считается формой речи. Также известно, что способ его рисования, а также эволюция дизайна эволюционируют с течением времени, как и психомоторный компонент. На самом деле, некоторые психологи утверждают, что все, что связано с ребенком, например, его чувства, переживания, привычки и прочее, явно влияет на развитие языка жестов. Чтобы лучше понять эту идею, скажем, что когда ребенок злится, его черты обычно энергичны, а когда он не хочет существования близкого родственника, его черты имеют тенденцию быть более рудиментарными.

Обычно ребенок рисует небо, солнце, горы, корабли, дома. Однако самое главное не рисунок, а словарный запас, который он выражает через рисунок, раскрывающий его процесс восприятия, как это бывает у взрослых, процесс, постоянно структурируемый с детства.

Рисование — это не что иное, как способ общения, творчества, высказывания чего-либо. Многие люди при рисовании снимают страхи или внутренние конфликты, выражая их и проецируя на лист бумаги. Таким образом, рисунок всегда несет в себе образ бытия человека, и с этого принципа начинается его мировосприятие, его страхи, душевное состояние, желания и психологическая оценка. С помощью рисунка оценщик, обладающий опытом и знанием предмета, может получить информацию о личности, способности к воображению, конкретному конфликту или психопатологическим показателям, которые показывают когнитивные и перцептивные вариации, трудности в обучении, жестокое обращение, тревогу, домогательства, жестокое обращение или депрессию. На рисунке можно наблюдать различные аспекты, которые необходимо оценивать в целом, чтобы лучше понять и сделать выводы о психике человека.

Чертежи связаны со многими аспектами. Одним из самых важных является размер. В то время как лист представляет внешний мир, размер рисунка сообщает, как человек видит себя перед миром. Отсюда можно определить степень самооценки, жизненной энергии и т. д. Если рисунок очень маленький, это выдает возможное чувство заниженной самооценки или неполноценности.

Расположение на листе бумаги также имеет решающее значение. Согласно исследованиям, левая сторона символизирует наше прошлое, центр – настоящее, а правая – будущее. Верхняя сторона составляет ментальный план, а нижняя — тело и его импульсы. Цвета, с другой стороны, дают информацию о настроении и эмоциональном факторе: самые темные почти всегда связаны с пустотой, тоской, беспокойством, одиночеством; более теплые, с другой стороны, связаны с такими состояниями, как радость, стабильность и т. д. С другой стороны, красный цвет обычно выражает агрессивность или ярость. Значима и форма, потому что, если она точная и четкая, значит, есть рациональный контроль и отграничение своей идентичности от мира. Обратное подразумевает наличие путаницы и отсутствие рационального контроля, а также проблемы с идентичностью.

С другой стороны, метафорическое или символическое содержание. Если вы сталкиваетесь с более оригинальными символами, способность разрабатывать концепции выше. Если в рисунке воспринимаются определенные метафоры, такие как какое-то природное явление или стихия, будь то буря или темные тучи, то человек, в основном дети, может выражать переход через тяжелые времена, например, разлуку родителей, так вполне возможно, что он выразит свою печаль, нарисовав рушащийся дом.

Наконец, штрихи, обозначающие уровень энергетического напряжения. Если мы находимся в присутствии твердых линий, это представляет собой безопасность, контроль, напористость и уверенность в себе. Очень мягкие или едва уловимые штрихи выражают неуверенность, недоверие и заниженную самооценку. Эти очень сильные и прямые штрихи символизируют, прежде всего, агрессивность, а круговые – подчинение, подчинение и эмоциональность.

Рисование, рисование и развитие мозга | GoStudent

Солнышко в углу листа, сердечки, кубики, может быть, просто кучка волнистых линий – у каждого свой любимый способ рисования!

Хотя эти рассеянные рисунки могут показаться отвлечением, рисование в классе на самом деле полезно для учащихся. В исследовании, опубликованном Гарвардским университетом, исследователи обнаружили, что рисование улучшает память, снимает стресс и повышает концентрацию внимания. Все это неотъемлемые аспекты успешной учебы в школе, и преподаватели начинают обращать на это внимание. Традиционные способы обучения подходят не всем учащимся, а рисование может стать новым способом улучшения способности ученика учиться. На самом деле, некоторые учителя даже начинают интегрировать рисование в свою учебную программу, потому что это очень полезно для учеников.

На первый взгляд может показаться, что рисование — это просто набор форм и символов, но на самом деле это может быть одним из самых полезных и простых инструментов обучения для учащихся. Как именно рисование помогает учащимся лучше учиться в школе? Мы здесь, чтобы сломать это для вас.

Рисование и память

 

Даже с самыми одаренными учителями и преданными учениками иногда в школе бывает скучно! Тем не менее, рисование может помочь облегчить эту скуку и, в свою очередь, улучшить способность учащихся запоминать материал, преподаваемый в классе.

Когда нам скучно, в нашем организме срабатывает реакция «сражайся или беги», которая делает все возможное, чтобы держать нас в тонусе и сохранять активность. Рисование — это способ активировать это взаимодействие! Форма ерзания, рисования в классе удерживает мозг студента от «выключения» во время скучной лекции или, что еще хуже, от полного засыпания! Рисование держит мозг учащегося в состоянии готовности и активно потребляет преподаваемую информацию, независимо от того, насколько скучным может быть занятие.

И наоборот, рисование столь же полезно, когда учащийся сосредоточен и концентрируется на учебе. Когда мы постоянно обращаем внимание на что-то в течение длительного периода времени, наш мозг естественным образом начинает утомляться и чувствовать напряжение. Рисование обеспечивает «мозговой перерыв», позволяя мозгу сосредоточиться на чем-то менее интенсивном, не отвлекаясь полностью. Исследователи даже обнаружили, что рисование помогает студентам-медикам запоминать информацию. Ожидается, что студенты-медики запомнят много новых фактов, поэтому, если рисование помогает им, оно определенно может помочь и вашему студенту! В конечном счете, рисование помогает мозгу удерживать большие объемы информации, не перегружаясь при этом.

 

Рисование и снятие стресса

 

Время от времени в школе может быть стресс. Из-за сложных курсов, экзаменов, дедлайнов и межличностных проблем студенты могут чувствовать себя подавленными! Эти чувства стресса могут отвлекать и наносить ущерб способности учащегося запоминать информацию и успевать в учебе. Однако рисование может помочь снять стресс неожиданным образом.

Спонтанные рисунки, такие как каракули, помогают мозгу найти порядок. Люди естественным образом пытаются осмыслить свою жизнь. К сожалению, как мы слишком хорошо знаем, это не всегда возможно. С помощью каракулей мы можем помочь заполнить пробелы в историях нашего мозга. Эти кажущиеся случайными рисунки на самом деле являются способом общения нашего мозга с нами! Как и любое творческое занятие, рисование помогает нам чувствовать себя в гармонии с собой, а это, в свою очередь, снимает стресс. Многие исследователи даже предположили, что рисование может показать, что происходит в бессознательных частях разума.

Эти сердечки и каракули в блокноте вашего ребенка на самом деле являются частью его очень важного саморазвития!

Точнее, рисование каракулей также может быть способом справиться с тревогой перед экзаменами. Участвуя в таком простом и творческом занятии, как рисование, учащиеся могут освободиться от беспокойства, связанного с экзаменом. Когда студент меньше беспокоится, он с большей вероятностью запомнит важную информацию и хорошо сдаст экзамен. Несколько бездумных рисунков перед тем, как сесть за экзамен, могут помочь вашему ученику получить высокие оценки, к которым он стремится.

Рисовать можно даже во время экзаменов и в ожидании результатов. Некоторые люди рисуют в ожидании результатов GCSE. Другие будут рисовать, обрабатывая результаты A-Level. То же самое касается тех, кто ожидает результатов Leaving Cert.

 

Рисование и концентрация

 

Ученику может быть сложно сосредоточиться в школе, даже если это любимый предмет! Типичная организация класса предлагает только один метод обучения, и его монотонность может затруднить сосредоточение внимания. Дудлинг помогает устранить эту проблему. Это занятие по-новому задействует и стимулирует мозг, позволяя учащимся оставаться более сосредоточенными в школе. Кроме того, рисование помогает разблокировать творческие части мозга. Застряв в школе на сложной теме или проблеме, рисование может помочь учащемуся подойти к проблеме с новой, более творческой точки зрения.

Однако рисовать полезно не только в классе. Это также может быть полезно дома при выполнении домашних заданий или даже во время занятий с репетитором. Хотя вы можете подумать, что ваш ребенок не обращает внимания, когда он пишет свои задания, эти каракули часто являются признаком того, что его мозг работает по-новому, и это очень хорошо.

 

Как стимулировать продуктивное рисование? Включение каракулей в учебную программу класса (или поощрение их как части домашней работы) может сделать занятие еще более продуктивным. Если вы учитель, родитель или репетитор и ищете способы использовать рисование для повышения производительности, у нас есть несколько отличных советов.

Бесплатное рисование 

Перед началом урока или выполнением домашнего задания предложите учащимся потратить десять минут на рисование, чтобы дать волю своему творчеству. Включите классическую музыку на заднем плане, чтобы еще больше стимулировать мозг. Установите таймер, и как только таймер выключится, пора приступать к работе. Если вы чувствуете, что это поможет учащимся, вы можете запланировать в уроке больше «перерывов на рисование», дав им дополнительные возможности для творческой работы в качестве дополнения к уроку.

Подключить рисунок к уроку

Не все рисунки должны быть случайными! На самом деле, вы можете использовать рисование, чтобы закрепить любую изучаемую тему. Например, если учащиеся изучают погодные явления, предложите им рисовать предметы, связанные с погодой, такие как облака, солнце или молнии. Если ваши ученики изучают иностранный язык, они могут рисовать вещи, связанные со страной происхождения этого языка. Связывая рисунок с уроком, он еще больше закрепляет новые идеи, представленные на уроке. Это помогает увеличить шансы мозга сохранить новую информацию.

Поговорим о дудлах

Как уже говорилось, каракули могут дать реальное представление о подсознательных частях мозга. Хотя это может не иметь прямого отношения к обучению в школе, важно учитывать все стороны ребенка при оценке его успеваемости.

В конце урока или задания поговорите с учеником о созданных им рисунках. Спросите их, почему они выбрали, например, эту форму или символ, и что они чувствовали, когда рисовали. Этот вид саморефлексии важен для интеллектуального и эмоционального роста ребенка. Не расстраивайтесь, если у ученика нет конкретных ответов, и не заставляйте его давать идеальные ответы. Это упражнение — просто способ заставить учащихся мыслить по-новому, творчески.

Рисование может отвлекать

Хотя рисование имеет много преимуществ, оно также может отвлекать учащихся. Если вы обнаружите, что ваш ученик больше сосредоточен на своих рисунках, чем на уроках, важно выяснить, почему. Использование рисунков для избавления от скуки или стресса — это хорошо, но когда это становится препятствием для обучения ученика, начните с разговора со своим учеником. Попробуйте определить, что заставляет их искать отвлекающие факторы. Если вашему ребенку скучно в классе, возможно, ему недостаточно сложно и нужно учиться в более продвинутой академической среде.

Если ваш ребенок пытается отвлечься во время занятий, потому что он перегружен учебой и испытывает стресс, репетиторство может стать решением. Опытные онлайн-преподаватели GoStudent обладают навыками, которые помогут вашему ученику лучше понять их курсы и могут помочь сделать школу увлекательной и увлекательной, а не стрессовой и утомительной.

 

Что такое чрезмерное рисование?

 

Когда рисование становится отвлечением, это, вероятно, потому, что оно делается слишком часто. Чрезмерное рисование может выглядеть как рисование, чтобы избежать работы, неспособность завершить работу без рисования или неспособность выполнять многозадачность во время рисования.

Если вы являетесь родителем, учителем или репетитором и обеспокоены тем, что рисование вашего ученика свидетельствует о более серьезной проблеме, важно начать с разговора с ребенком, чтобы определить, почему он слишком много рисует. Это может быть связано с легко устранимой причиной, но также может указывать на более серьезную проблему. Неспособность сконцентрироваться и гиперфиксация на черной деятельности могут свидетельствовать о таких расстройствах, как СДВГ или ОКР.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка может быть такое расстройство, обратитесь к медицинскому работнику для постановки диагноза. Это может быть пугающей идеей для родителей, но если ваш ребенок действительно нейроотличен, есть решения. Работая вместе с учителями вашего ребенка и медицинской бригадой, вы можете найти способы помочь ему лучше сосредоточиться в школе.

 

Рисование — это больше, чем просто рисование

 

Рисование может показаться простым, бессмысленным занятием, но оно также может быть эффективным инструментом для улучшения успеваемости учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *