Психолог о том, чем опасно желание лепить из своих детей вундеркиндов и как от него избавиться
Надежда Георгиева.
фото из личного архива
Вопросом «Как воспитать ребенка одаренным?» озабочены многие современные родители. В погоне за мечтой они штудируют соответствующие книги и материалы в интернете, ищут ответы в биографиях известных людей, изучают опыт трубящих о своих успехах педагогов и родителей, берут на вооружение методики раннего развития. Что ими движет – стремление максимально развить потенциал детей и позаботиться об их блестящем будущем или жажда собственной славы и самореализации? Своими рассуждениями поделилась психолог Надежда Георгиева.
Нарциссизм, гиперопека и приверженность традициям
У желания вырастить гения корни могут быть разные. Прежде всего на ум приходит мысль о нарциссическом родителе, который через ребенка пытается воплотить в жизнь свои нереализованные мечты, получить обильную порцию славы и восхищения.
Для родителя-нарцисса непереносима мысль, что его ребенок никакой не вундеркинд, а самый обыкновенный мальчик или девочка. Если эксперты (педагоги, психологи) указывают на это или даже только предполагают, нарцисс приходит в ярость и вопит о том, что ему и его гениальному отпрыску завидуют недоброжелатели.
Идеи ускоренного интеллектуального развития детей чрезвычайно привлекают тревожного родителя. У такого взрослого велика потребность чувствовать себя хорошим отцом или матерью, вот только на собственные знания от неуверенности в себе он опереться не рискует, интуиции не доверяет. Поэтому ищет авторитетов, которые «точно знают» секреты правильного воспитания. А если человек пережил лишения, масла в огонь подливают пугающие мысли о том, что без востребованной профессии сын или дочь будет влачить жалкое существование. Поэтому такой родитель делает ставку на учебу, а чтобы ребенка ничего не отвлекало, окружает его гиперопекой.
Также важную роль играют семейные традиции и ценности, культурная среда, общественное давление. «Если ребенок растет в семье потомственных врачей, очень часто близкие мечтают, что он продолжил династию, и с юных лет активно пичкают его медицинскими знаниями. Семья, где все сплошь академики и профессора, скорее всего, категорически не одобрит идею мальчика связать свою жизнь с футболом. В городе-миллионнике родитель, который не водит малыша на подготовку к школе, английский, ментальную арифметику, бальные танцы, рисование, прослывет ленивым и безответственным»,
i.unimedias. fr
Дело в генах
В последние десятилетия очень популярна идея, что в каждом ребенке можно разбудить гения, если следовать «прорывным» методикам. Кто ее продвигает? Разумеется, те, кому это выгодно: педагоги и издатели, делающие бизнес на родительском тщеславии. На самом деле, доказали ученые, одаренность, талант и гениальность в большей степени обусловлены генами, чем воспитанием.
Среди великих философов, ученых, изобретателей немало выходцев из простых семей. Отец Иммануила Канта изготовлял седла, а мать вела домашнее хозяйство. Ломоносов лишился матери в девятилетнем возрасте, а об отце, промышлявшем рыбной торговлей, отзывался как о добром, но крайне невежественном человеке. Первый в мире антибиотик – пенициллин – открыл сын шотландского фермера Александр Флеминг. Будущий микробиолог потерял отца в семь лет, а мать, на чьи плечи легли заботы о восьмерых детях, при всем желании не могла уделять Алеку много внимания.
«Истинную одаренность ни с чем не спутаешь. Ребенок явно и очевидно опережает сверстников в развитии. Как правило, он выбирает одну специфическую сферу – и в больших объемах поглощает знания по данной теме. Так, если ребенка интересует астрономия, он способен часами с упоением вещать о звездах, галактиках, черных дырах, пульсарах. Спустя время ребенок может переключиться, но горящий глаз никуда не денется. О насекомых или артефактах Древнего Египта вундеркинд будет рассказывать с не меньшим воодушевлением»,
У одаренных детей генетический жор на знания, а у среднестатистических неутолимую жажду познания пробудить невозможно, даже если задаться такой целью. Те, кто утверждает обратное, лукавят или заблуждаются. Специалисты знают, что при желании и использовании определенных методик – они давно разработаны и апробированы – любого ребенка (даже с умственной отсталостью!) можно научить рано и быстро читать, запоминать большие объемы информации. Только знания при такой «дрессуре» будут фрагментарными и непрочными, а главное, процесс их усвоения для ребенка если не мучительный, то точно безрадостный. Стоит ли овчинка выделки?
cocoiro.me
Природу не перехитришь
Головной мозг ребенка развивается поэтапно и становится совершенно взрослым только к 20 годам. Каждый предыдущий этап – фундамент для следующего, вот почему перепрыгивать через «ступеньки» не только бессмысленно, но и вредно. «Поверьте, нет никакой нужды водить 2-3-летнего малыша на занятия по системе Монтессори. Гораздо больше пользы вы принесете своему ребенку, если будете с ним играть, обнимать, проводить время так, чтобы вы оба испытывали тепло, радость, удовольствие. Тем более не стоит заставлять дошкольника читать «Мастера и Маргариту» и решать интегральные уравнения. Всему свое время», – говорит эксперт.
Для ребенка трех – семи лет ведущая деятельность – игровая.
Мозг ребенка очень пластичен, и при определенных усилиях взрослых кроха сможет читать книги и выполнять учебные задания не по возрасту. Но есть ли поводы для радости и гордости?
Исследования не выявили корреляции раннего развития детей с их громким успехом в будущем. Многие вундеркинды выросли обычными людьми, а судьбы некоторых сложились трагично.
Не родительское тщеславие, а любовь к ребенку
Для детей, обычных и одаренных, самое главное – любовь близких. Как убедиться, что вы не обделяете ребенка?
Надежда Георгиева называет главные черты любящего родителя: «Он не транслирует послание «Стань таким, как я хочу, иначе разочаруешь меня», потому что для него ребенок – отдельная личность, а не его продолжение и уж тем более не средство для удовлетворения амбиций. Такой взрослый не навязывает свои интересы, а внимательно наблюдает, в какую сферу ребенка тянет, поощряет стремление пробовать себя везде – в творчестве, спорте, науке. Предоставляет и уважает выбор ребенка. Радуется успехам и поддерживает, если постигла неудача. Если обнаружились яркие способности, любящий родитель не зацикливается на их максимальном развитии, не наседает с требованиями: «Больше побед, еще больше!» Наоборот, заботится о том, чтобы ребенок полноценно отдыхал, имел увлечения, общался со сверстниками. То есть не превращается в злого волшебника, крадущего детство».
«Стремитесь к золотой середине: помогайте развиваться в том, в чем он силен, и позволяйте оставаться ребенком. Подарить счастливое детство – лучшее, что вы можете сделать для ребенка»,
– резюмирует психолог.
pexels.com
психолог родители и дети воспитание рекомендации
Ирина БАРЕЙКО
Откуда берутся вундеркинды, и что их ждет
Дать ответ на этот вопрос пытаются ученые, психологи и сами повзрослевшие вундеркинды, однако сколько-нибудь серьезных научных исследований этого вопроса пока что нет.
В то же время есть множество интереснейших наблюдений, которые хотя бы отчасти объясняют природу этого феномена, а также демонстрируют его светлые и темные стороны.
Гений-отстающийОбразцовой моделью вундеркинда считается Вольфганг Амадей Моцарт, который сочинял музыку с четырех лет, а с шести уже активно концертировал.
Отец Моцарта Леопольд сам был музыкантом, скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского, а потому зерно одаренности его маленького сына упало на благодатную почву.
Так, однако, происходит не всегда.
Ученик одной из американских начальных школ по имени Джеффри получал в школе низкие оценки по всем предметам, избегал общения со сверстниками и молча страдал от того, что родители расстраиваются из-за его неудач.
Что же происходит дальше?
Классный руководитель отправляет Джеффри и его родителей на консультацию к психиатру, где ему дают тест на IQ. Каково же было изумление родителей и учителей, когда мальчик оказался высоко одаренным с IQ в 150 баллов!
Высокие интеллектуальные способности Джеффри стали для него ловушкой, и в этом он не одинок. Нередко вундеркинды отличаются не только мастерством в какой-то конкретной области, но и скоростью психического развития. Иными словами, они быстро взрослеют и начинают достаточно рано смотреть на себя со стороны, сравнивать себя с другими и, самое главное, опасаться того, что они могут не справиться с той или иной задачей и разочаровать близких.
Страх неуспеха сопровождает таких детей постоянно, а в критические моменты (например, сдача экзамена, контрольная работа, ответ у доски) страх просто парализует их до степени невозможности произвести необходимые действия. Именно это и было причиной школьного «отставания» Джеффри.
Нередко ранние выдающиеся способности в какой-то конкретной области сопровождаются расстройствами нейроразвития – дислексией, диспраксией, синдромом Аспергера и другими. Это становится дополнительной ловушкой для ребенка, который очень легко осваивает содержание школьной программы, но, когда подходит момент демонстрации знаний и навыков, результат оказывается не блестящим.
Если родители наказывают его за оценки, то дело идет еще хуже: к уже существующим проблемам добавляется тревожность, перерастающая в серьезное дополнительное расстройство.
Важная задача родителя – быть внимательным и к способностям, и к дефицитам ребенка. Дислексия полностью излечивается за 6–18 месяцев, если ребенок начинает получать терапию в возрасте до 5 лет. Диспраксия хорошо корректируется терапиями, направленными на психомоторное развитие.
Кроме того, вундеркинду-школьнику необходимо объяснить, что неудача – это нормальная часть жизни и случается с каждым, даже с теми, кто является признанным мастером в той или иной области.
Таким родилсяУченик музыкальной школы № 10, 13-летний композитор Саша Иванов в Малом театре во время работы над спектаклем «Волки и овцы». 01.07.1994. Фото: Кузьмина Татьяна/Фотохроника ТАССОбщепринятой на сегодня точкой зрения является то, что вундеркиндами рождаются, а не становятся. Вундеркинд – это маленький гений, и само слово «гений» уже указывает на врожденный дар.
Некоторые психологи обращают внимание на факты, которые свидетельствуют в пользу этой точки зрения. Например, то, что вундеркинды часто рождаются в семьях интеллектуалов и, по-видимому, наследуют высокий интеллект. Важен и тот факт, что они обладают прекрасной памятью.
Поистине удивительно то, что некоторые из них помнят даже свои внутриутробные впечатления и процесс появления на свет.
Известно, что высокий процент вундеркиндов рождается в результате беременностей, осложненных стрессовыми ситуациями.
Так мать математического и физического вундеркинда Джейка Барнетта была госпитализирована множество раз в течение беременности, а еще одной женщине, родившей высоко одаренного ребенка, пришлось в этом положении вместе с мужем отражать вторжение вора в их дом.
Далеко не все вундеркинды могут похвастаться внутриутробными воспоминаниями, но вот что объединяет практически всех таких детей, это высокая чувствительность и эмпатия.
По словам доктора Джоан Рутзац из университета штата Огайо, которая изучает вундеркиндов уже 15 лет, для них характерно глобальное чувство ответственности и альтруизм. Такие дети очень бурно реагируют на жестокость к животным, на несправедливость в отношении одноклассников, они способны расплакаться из-за негативного поворота сюжета в кино или в мультфильме, расстроиться из-за войны или катастрофы даже в отдаленной части планеты или из-за глобального потепления.
Польский психиатр Казимеж Домбровски, одним из первых начавший изучать этот феномен, обозначил сочетание ряда черт вундеркиндов как «сверхстимулируемость» или «сверхвозбудимость». Сюда входят такие особенности характера, как огромный запас физической энергии, сенсорная гиперреактивность, яркое воображение, интеллектуальное любопытство и драйв, способность к глубокому сопереживанию.
Есть предположение, что у таких детей имеет место высокая коннективность мозга. Это значит, что возбуждение одной его части, вызывает одновременное возбуждение других областей, или, иными словами, один и тот же стимул вызывает возбуждение сразу же нескольких областей мозга.
Можно предположить, что именно этим объясняется еще одна общая характерная черта вундеркиндов: они обладают большим запасом рабочей или «оперативной», по аналогии с компьютером, памяти. Именно рабочая память играет ведущую роль в выполнении сложного действия, требующего высокого исполнительского мастерства, которое заключается в согласовании большого количества ряда физических манипуляций (как в игре на музыкальном инструменте) или в быстром переборе вариантов (как в игре в шахматы). (Заметим в скобках, что именно достаточный размер оперативной памяти определяет многозадачность компьютора).
Разумеется, такие навыки достигаются и менее одаренными людьми путем длительных и упорных тренировок, однако в том-то и заключается ранняя гениальность, что ребенок демонстрирует их еще до того, как его успели научить.
Высокая коннективность областей мозга у вундеркиндов – пока что только предположение. Сколько-нибудь значимых исследований на эту тему, к сожалению, не проводилось.
Родился или стал?Джейк Барнетт, вундеркинд в области математики и физики. Фото: https://www.usatoday.com/Канадский журналист Малькольм Глэдуэлл – бывший вундеркинд. В подростковом возрасте он был самым быстрым бегуном Канады в своей возрастной группе, олимпийской надеждой страны. Надежда, однако, не оправдалась. В 15 лет юноша проиграл одно из важных соревнований, и, оставаясь хорошим бегуном, он так и не смог достичь чемпионских высот.
Уже будучи взрослым, Глэдуэлл стал изучать феномен вундеркиндства и пришел к определенным выводам, расходящимся с распространенной точкой зрения.
Журналист познакомился с исследованием (изданным отдельной книгой Genius Revisited), посвященным судьбами выпускников престижной Нью-Йоркской школы для одаренных детей при колледже Хантер, в которую принимают лишь тех, чей IQ не ниже 155.
Его поразил тот факт, что хотя большинство из них вполне преуспели в карьере и в жизни в целом, среди выпускников не оказалось ни звезд, ни Нобелевских лауреатов, ни даже авторитетов национального масштаба в той или иной области.
«Все они были детьми-гениями, не ставшими взрослыми гениями», – говорит Глэдуэлл.
Безусловно, вундеркинд имеет природный дар, но сам ранний характер его проявления не является непременным свидетельством гениальности.
Любители музыки знают, что одаренные дети, выигрывающие музыкальные конкурсы в своих возрастных группах, редко становятся звездами, собирающими огромные концертные залы своих поклонников.
А как же Моцарт?
Он, скорее, исключение (хоть и не единственное) из общего правила, считает Глэдуэлл. При этом, давайте примем во внимание несколько фактов.
Во-первых, музыкальные экзерсисы четырехлетнего Моцарта не то, чтобы очень хороши. Они представляют собой переложения музыки других композиторов. Во-вторых, все они записаны рукой его отца, что внушает некоторые подозрения. В-третьих, не исключено, что Леопольд, демонстрируя игру сына ценителям музыки, мог несколько приуменьшить его возраст – такое случается и сегодня, а уж в XVIII веке документов в такой ситуации никто не требовал.
И, наконец, ключевой факт. Леопольд усадил своего трехлетнего сына за клавесин, и с этого момента Вольфганг Амадей играл по 3 часа ежедневно, аккумулировав к шестилетнему возрасту 3 500 часов музыкальной практики! Это, по меньшей мере, в три раза больше, чем у любого сверстника.
Взглянем на это с другой стороны, предлагает Глэдуэлл.
То, что мы знаем о детских характеристиках признанных гениев – Коперника, Рембрандта, Баха, Ньютона, Бетховена, Канта, Леонардо да Винчи, Эйнштейна – дает все основания полагать, что в школу для одаренных детей их бы не приняли.
Романтизация ранней гениальности, считает Глэдуэлл, вредна, так как она способствует выделению своеобразной детской элиты, которая получает значительно больше ресурсов от общества и государства, в то время как будущие взрослые звезды остаются в группе «середнячков».
А каково самим вундеркиндам?Слева — публикация в газете о том, что Мэт Хаймович открывает серию концертов в JB Speed Art Museum (университет Луисвилля), 1990 г. Фото: louisvillemusicnews.net. Справа — Мэт Хаймович, 2019 г. Фото: https://baylinartists.com/Знаменитый виолончелист Мэт Хаймович – один из тех, чья ранняя одаренность не поблекла с возрастом. Он не жалеет о том, что, будучи подростком, проводил с виолончелью по 5–6 часов в день и не имел друзей. Его главным другом была и остается музыка, хотя его социальная жизнь вполне в норме, он женат, имеет детей, общается с друзьями.
С некоторых пор, однако, Мэт почувствовал то, что можно назвать «творческой фрустрацией». Он устал от публичного образа самого себя, и ему захотелось изменить что-то кардинальным образом.
Хаймович сделал совершенно необычный шаг. По его словам, маститые учителя никогда не предлагали ему к исполнению музыку XX века, и, пережив творческий кризис, он стал играть на виолончели джазовые композиции Джимми Хендрикса, Майлза Дэвиса и даже на темы песен легендарной группы Led Zeppelin.
«Быть вундеркиндом – это демонстрировать мастерство в том, что придумано до тебя», – говорит профессор психологии Бостонского колледжа Эллен Виннер. Взрослые же творцы отличаются тем, что делают что-то новое или по-новому, и это принципиально иная способность.
Виннер считает, что будущее вундеркинда зависит, в первую очередь, от взрослых, которые его окружают. Чрезвычайно опасно оказывать на него давление, слишком высоко поднимать планку ожиданий.
«Ты гений!», «Ты станешь гением, когда вырастешь!» – эти слова могут развить в ребенке страх того, что он не оправдает надежды родителей и учителей, чрезмерное для его возраста чувство ответственности и, в случае неудачи, – ощущение вины и ложного стыда. Все это разрушительно для любого ребенка, в том числе для высоко одаренного.
Но если вы скажете: «Ты очень музыкален. Я думаю, у тебя будет интереснейшая жизнь, связанная с музыкой», – это совсем иной посыл, разумный и позитивный.
Источники:
Studying The Science Behind Child Prodigies
Watching Prodigies for the Dark Side
Child Prodigies and Mental Illness
The Emotional Intensity and Complexity of Child Prodigies
Симпатичные, умные и когнитивно связанные »Мир мозга
«11-летние захватывают мир», — шутит Саймон Коуэлл в недавнем эпизоде «У Америки есть таланты». Действительно, кажется, нет недостатка в вундеркиндах, чьи навыки превосходят навыки взрослых. Малыши размером с пинту танцуют, поют и читают рэп на пути к славе в телевизионной франшизе Got Talent в странах по всему миру. Новостные агентства регулярно сообщают о студентах-подростках, посещающих колледж, и о вундеркиндах, играющих в гольф, обыгрывающих опытных профессионалов.
Когда мы смотрим их, взрослые, кажется, испытывают странную комбинацию эмоций. Эти дети одновременно такие милые… и явно пугающие. В популярном шоу «Маленькие большие шишки» Стив Харви использует этот дискомфорт для создания комедийного эффекта, поскольку его не по годам развитые дети-гости неоднократно доказывают, что комик в возрасте 60 лет по сравнению с ним дурак. Некоторые критикуют эту тенденцию как глупую навязчивую идею, порожденную молодежной культурой, ориентированной на возраст. Может быть, но одно остается верным — эти дети удивительны и каким-то образом развили навыки, выходящие далеко за рамки обычных детей. (По самому строгому определению вундеркинд — это ребенок, а не подросток или молодой человек, достигший уровня навыков взрослого в определенной области.) Но что отличает их? Их мозг в чем-то превосходит мозг обычных детей?
Психологи давно изучают этот феномен. На самом деле Стэнфордский университет начал исследование в 1921 году, в ходе которого «одаренные» дети наблюдали на протяжении всей их жизни. Однако это исследование, как и многие другие исследования одаренности, считается ошибочным. Во-первых, трудно дать количественную оценку всем разнообразным факторам, влияющим на развитие ребенка, — воспитанию детей, домашней обстановке, генетике, питанию, образованию и так далее. Кроме того, выбор «особого» ради исследования зависит от предубеждений исследователей, и само определение, вероятно, предрасполагало ребенка к тому, чтобы в любом случае превзойти своих сверстников. В конце концов, это часто сводится к старому спору «природа против воспитания», и никаких четких выводов не возникает.
Однако три интересные черты почти универсальны среди вундеркиндов: интеллект, индивидуализм и драйв. Во-первых, что неудивительно, они часто очень умны. Многие вундеркинды, особенно музыкальные и математические вундеркинды, получают очень высокие баллы в тестах на IQ. Однако ребенок не обязательно должен быть «гениальным» или «одаренным», чтобы быть вундеркиндом. Вундеркинды изобразительного искусства, например, как правило, лишь немногим выше среднего в тестах на IQ, и, как ни странно, они набирают ниже среднего в вопросах, предназначенных для проверки зрительно-пространственных навыков. Тем не менее, одна область — рабочая память — была высокой по всем направлениям среди вундеркиндов, при этом средний балл указывал на навыки памяти лучше, чем 9.9 процентов детей их возраста. Это просто подтверждение того, что мы все можем видеть сами — эти дети учатся и запоминают лучше, чем обычные дети.
Две другие черты — индивидуализм и целеустремленность — в большей степени связаны с личностью и темпераментом, которые могут иметь гораздо большее значение, чем интеллект, в развитии невероятных навыков у детей. Сильная тенденция к индивидуализму означает, что эти дети не следуют за стаей. Пока их сверстники играют в вышибалы или в классики, они часто занимаются фортепиано, рисуют в альбоме, совершенствуют танцевальные движения или вычисляют уравнения. Их мозги не тратят время на игровую политику и модные тенденции для подростков.
Возможно, самым важным является их стремление, их неустанное стремление к совершенству в своей дисциплине. Психолог Эллен Виннер назвала это «яростью к мастерству», поскольку вундеркинды часто кажутся одержимыми освоением выбранного ими навыка. В некоторых случаях такой интенсивный уровень сосредоточенности является нездоровым, результатом обсессивно-компульсивного расстройства или спровоцирован властным, перфекционистским родителем. Однако так же часто ребенок остается в основном психически здоровым, но чрезвычайно сосредоточенным на достижениях.
Нейробиологи предполагают, что эти различия могут быть результатом необычной организации мозга. Вундеркинды, как правило, набирают более высокие баллы в психологических тестах на аутичные черты, но обычно недостаточно высокие, чтобы их можно было отнести к аутистическому спектру, что может объяснить их необычный уровень сосредоточенности и индивидуализма. Если они одарены искусством, музыкой или математикой, они, как правило, используют оба полушария своего мозга для решения задач, которые обычно полагаются больше на одно полушарие, и они часто владеют обеими руками до достижения школьного возраста. Показатели дислексии также выше, чем обычно. Хотя это спорно, одна теория утверждает, что избыток тестостерона в утробе матери приводит к тонким различиям в развитии мозга.
Во многих случаях исключительный талант сочетается с психологическими и академическими недостатками. Например, нет ничего необычного в том, что молодые люди с невероятными математическими способностями борются с социальными проблемами. Некоторые, по сути, являются «учеными» — термин, применяемый к человеку с тяжелыми отклонениями в развитии, но обладающему при этом каким-то особым, высокоразвитым даром. Ученые-мозговеды считают, что более высокий уровень развития в одной области мозга может привести к более низкому уровню развития в других областях мозга. Для человека любого возраста особый талант в одной области обычно сопровождается отсутствием навыков в других, что исследователи называют «патологией превосходства». Например, было показано, что у студентов-художников необычно плохие способности к правописанию, намного ниже того, что можно было бы ожидать для их среднего IQ, что позволяет предположить, что их талант каким-то образом лишает их способности мозга писать.
В общем, быть вундеркиндом — палка о двух концах. Хотя их достижения впечатляют, исследования показали, что одиночество и изоляция являются общими проблемами для этих детей. Даже если у них есть доступ к другим детям их возраста, они просто не подходят. Кроме того, это обозначение имеет срок годности — вы можете быть вундеркиндом только до тех пор, пока не станете слишком старым, чтобы им быть. Вундеркинды обычно не оправдывают шумихи, которую они получают в детстве — слишком знакомый бывший ребенок-звезда, потерпевший крушение поезда, является тому примером. Лишь изредка они оказываются Моцартом или Пикассо — оба вундеркинда, достигшие величия во взрослой жизни, — хотя пока они молоды, мы относимся к ним так, как будто это предрешено. «Он 7-летний Эйнштейн», — провозглашаем мы, или «Она — следующая Тейлор Свифт!» Если взрослая жизнь не окажется такой многообещающей, чувство разочарования, которое приходит с потерей лести, может быть сокрушительным для них в более позднем возрасте.
В конечном счете, детские вундеркинды сильно отличаются от взрослых гениев. Величие взрослых, как правило, измеряется вкладом в развитие дисциплины, а не просто владением базовыми навыками. Когда вы думаете о людях, которые продвигают вперед науку или цивилизацию, вам придется долго и упорно искать ребенка, который будет соответствовать Марии Кюри или Махатме Ганди. Есть много молодых музыкальных вундеркиндов, но они редко, если вообще когда-либо, создают оригинальную музыку, равную музыке Битлз или Бетховена. На самом деле вундеркинды — это просто люди, которые очень рано овладели базовыми навыками, что в общем-то не имеет большого значения.
Итак, в следующий раз, когда вы увидите юного вундеркинда, сияющего в центре внимания, не думайте, что вы, должно быть, врожденно уступаете или лишены таланта, поскольку вы не были одним из них. Вундеркинд — это слово, которое можно применить только к очень молодым людям, но у гения нет возрастных ограничений. Многие люди, такие как Марк Твен или Клод Моне, создали свои наиболее влиятельные произведения в более позднем возрасте, но мало что делается из-за их статуса «позднего расцвета». В конечном счете, сроки, в течение которых вы развиваете способности своего мозга, не так уж и значительны, так что не стоит ограничивать себя возрастом. Поверьте в вполне реальную способность вашего мозга к постоянному совершенствованию, и вы можете просто стать черепахой из пословицы, которая побеждает быстроногого зайца.
Эта статья обновлена по сравнению с ее первоначальной публикацией в осеннем выпуске журнала Brain World Magazine за 2016 год.
Еще из Brain World
- Образование для реального мира: 6 отличных идей для родителей и учителей
- В поисках радости: методы общения для родителей и опекунов
- Как бедность влияет на мозг растущего ребенка
- Забота о разуме вашего ребенка: воспитание умного и счастливого ребенка
- Ой, не падай! Снижение риска травм головного мозга у детей
- Собираетесь подождать год, чтобы записать ребенка в детский сад?
Что делает ребенка-вундеркинда
Ваш ребенок демонстрирует удивительные способности, необычные для его возраста? Узнайте, может ли исключительный талант стать вундеркиндом, и какие трудности возникают при его воспитании.
Моцарт, Шриниваса Рамануджан, Надя Команечи, Гэри Каспаров, Тайгер Вудс — Что общего у этих знаменитых людей? Ну, они все вундеркинды в своих областях.
Вундеркинд обычно демонстрирует исключительные навыки и способности взрослого в очень раннем возрасте в одной или нескольких областях, таких как музыка, математика или наука. Он обладает глубокими знаниями предмета или области интересов, что часто необычно для его возраста. Когда дело доходит до одаренного ребенка, он может интеллектуально превосходить своих сверстников; можно сказать, что его производительность выше двух-трех лет его возраста. С другой стороны, вундеркинд работает так же хорошо, как и взрослый профессионал в той же области. «Вундеркинды могут быть старше своих сверстников примерно на пять-шесть лет и демонстрировать высочайший уровень одаренности», — говорит доктор Девасена Десаи, психолог-консультант из Пуны и советник по вопросам одаренных детей.
Несколько исследований показывают, что генетика в значительной степени является фактором, влияющим на вундеркиндов и влияет на некоторые основные когнитивные способности. На самом деле было замечено, что вундеркинды рождаются с врожденными способностями. Однако одаренный ребенок или вундеркинд не может полагаться только на свои дары, но также должен проявлять самоотверженность и со временем практиковаться, чтобы выразить свои врожденные таланты. «Генетика действительно влияет на эти навыки. Возможно, генетический пул от бабушки и дедушки или непосредственного члена семьи по материнской или отцовской линии может быть важным элементом, но воспитание также является важным фактором, который помогает выявить определенные дары или таланты», — говорит доктор Десаи.
Характеристики вундеркинда
- Большая рабочая память: известно, что вундеркинд имеет большую рабочую память по сравнению с нормальным ребенком. Рабочая память относится к расширенной когнитивной системе, отвечающей за выполнение умственных операций, связанных со сложными задачами. Таким образом, вундеркинд обладает способностью удерживать информацию в памяти, одновременно контролируя и обрабатывая другую поступающую информацию.
- Развитые когнитивные навыки: хотя физический рост ребенка нормальный, его социальное и эмоциональное поведение не соответствует возрасту. Однако его исключительные когнитивные способности гораздо более развиты по сравнению с нормальными детьми того же возраста.
- Полная приверженность: Он сильно увлечен своей областью интересов и способен интенсивно концентрироваться в течение длительного времени. Это сочетание постоянной мотивации, целенаправленной практики и врожденных способностей позволяет ему еще больше развивать свои навыки и овладевать своим талантом в раннем возрасте. Эллен Уиннер называет это «яростью повелевать».
- Необычайные навыки и талант: Вундеркинд чаще всего обладает исключительными способностями в одной конкретной области; но иногда он может проявлять талант и в других областях. Это варьируется от ребенка к ребенку и зависит от других факторов, таких как доступ к интересующим областям и ресурсам, относящимся к ним, поддержка родителей, стремление приобретать навыки, образование и здоровая среда для надлежащего социального и эмоционального развития.
Влияющие факторы
Вундеркинд обычно демонстрирует соответствующие навыки в возрасте 10 или 11 лет или даже в возрасте от трех до пяти лет. Тем не менее, поддерживающая среда необходима для развития его внутренних способностей. Более того, если талант ребенка недостаточно изучен, то есть вероятность, что он вообще не овладеет навыками. Такие факторы, как давление и ожидания родителей, также могут влиять на успех ребенка, независимо от его высокого интеллекта.
Воспитание вундеркинда
Родительское наблюдение за общим поведением ребенка и успеваемостью может помочь определить способного ребенка. «Родители обычно первыми определяют, что их ребенок исключительно талантлив. Они знают, что их ребенок обладает выдающимися способностями по сравнению с другими детьми», — говорит доктор Десаи. Однако официальное тестирование IQ, проведенное клиническим психологом, может подтвердить, что ребенок интеллектуально одаренный или исключительно талантлив. Доктор Десаи объясняет, что вундеркинд, в отличие от других детей, может, например, провести несколько часов за математическими задачами или вычислениями, в то время как нормальный ребенок предпочел бы играть и не мог долго концентрироваться на простых задачах. Ее не по годам развитые знания побуждают ее непрестанно искать и учиться, не только читая или задавая вопросы, которые очень сложны для ее возраста, но и имея возможность манипулировать мыслительными процессами.
Воспитание вундеркинда сопряжено с определенными трудностями. Вундеркинд нуждается в такой же любви и заботе, как и любой другой ребенок на физическом и эмоциональном уровнях. «Родители могут расширить эту поддержку, возможно, наняв специального репетитора или наставника, который сможет обучить ребенка навыкам, в которых он талантлив», — говорит доктор Десаи. «Это также огромная проблема для родителей, чтобы иметь возможность выполнять требования, такие как предоставление книг или другие требования, такие как организация помощи экспертов, чтобы помочь ребенку освоить свои навыки. Иногда ребенок может не вписаться в обычную школу, так как ему может быть скучно. с учебной программой. Тогда ему придется обучаться дома», — добавляет она.
Для вундеркиндов нормально сталкиваться с проблемами адаптации в школе, поскольку они считают себя несколько отличными от своих сверстников. Их часто неправильно понимают, и это может привести к издевательствам или даже исключению из других обычных занятий. «Эти дети также чрезвычайно эмоциональны и не могут понять, когда следует прекратить демонстрировать свои навыки, если сверстники не понимают этих особых способностей», — объясняет доктор Десаи. Эти ситуации могут привести к тому, что вундеркинды будут чувствовать себя неприемлемыми и неустроенными в школьных стереотипах.
Вундеркиндами рождаются или становятся?
Существуют противоречивые взгляды на превращение детей в вундеркиндов. Некоторые психологи настаивают на том, что гением рождаются и что его внутренние способности являются воротами к его выдающимся способностям и достижениям. Другие, однако, считают, что ребенок, которому предоставлены правильные возможности для обучения и который достаточно полон решимости и целеустремленности, чтобы преследовать свои интересы, всегда может приобрести эти способности.
Воспитание вундеркинда — это совсем другая траектория.