О достоинстве человека 7 класс самопознание – Конспект урока по самопознанию на тему «О достоинстве человека» 7 класс

Урок самопознания «О достоинстве» в 7 классе

План урока самопознания

Школа: Арзамасская с.ш. Дата: 9 Педагог: Дрога В.М.

Класс: 7 Кол-во уч-ся

Тема: О достоинстве.

Ценность: Праведное поведение Качества: «достоинства», самоуважение, чувство собственного достоинства.

Цель: углубить представления учащихся о ценности «Праведное поведение» через раскрытие понятия «достоинство человека» как духовной основы личности.

Задачи:

1.Расширение представлений учащихся о понятии «достоинство»;

2.Развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих.

3.Воспитание чувства собственного достоинства.

Ресурсы: (материалы, источники)

ИКТ (презентация), музыка природы, песня , учебники, рабочие тетради, стикеры, наглядный материал, цветные карандаши, фломастеры.

Ход урока

:

1.Орг. момент.

Приветствие. Знакомство с темой и целью урока.

Позитивный настрой. Путешествие в подводное царство

Обсуждение

— Опишите, что вы ощущали?

2.Проверка домашнего задания

Учащимся было дано задание составит «рецепт счастья»

3.Позитивное высказывание (цитата).

Достоинство человека определяется тем, каким путѐм он идѐт к цели, а не тем, достигнет ли он еѐ.

Абай

Обсуждение:

— Как вы понимаете смысл мудрости?

4. Рассказывание истории (беседа).

Подделка

О. Стыкалина

Дело было на самом последнем уроке четверти. Шел классный час – раздавали дневники. Саша не особенно волновалась – троек вроде быть не должно. По геометрии, правда, она съехала, но все равно тройка никак выйти не могла… Наконец, дошла очередь и до Саши. Результат и удивил, и обрадовал: четверок – и тех всего три. Захотелось с кем-то поделиться радостью, Саша повернулась к Лене, соседке. – Представляешь… – начала было она, но осеклась. Очень уж не вязались Ленины слезы с ее, Сашиными успехами. Настроение, ещѐ минуту назад такое праздничное, сразу испортилось. Что бы такое придумать, чтобы Лена не плакала? – Я знаю, что надо делать, – твердо сказала Саша. – Сейчас от этих троек ничего не останется. – Она потянулась к ластику. Лена молчала. Колебалась. Потом вздохнула, видимо, что-то решила. – Спасибо, не надо.

Добрая у нее мама. Ну, пожурит, может, огорчится. Но главное – поймет, поможет. А обманывать… Лена поежилась. Представила расстроенные, ставшие чужими мамины глаза. Нет, пусть уж лучше тройки будут, чем такое спокойствие. Но кто-то думал по-другому. Сашино предложение в классе услышали. Выстроилась очередь, потянулись руки с дневниками. Саша так и не успела положить на место ластик, которым собиралась помочь Лене. Первой была Таня. Потом Ира, Света, Наташа… Саша едва успевала стирать тройки, ставить на их место четверки и расписываться в одном дневнике, как перед ней ложился другой. Когда появился седьмой дневник, до Саши вдруг дошло: что же это происходит? … Почти до дыр протертая бумага, корявая подпись. Секундного взгляда достаточно, чтобы отличить фальшивые четверки от настоящих. И тогда она испугалась. Учитель сказал, увидев дырку вместо тройки: «И стоило ради этого стараться?» Действительно, ради чего?.. Ответы были почти одинаковые. – Чтобы дома не ругали, – сказала Наташа. – Еще попрекать начнут, – добавила Ира. – И в кино не пустят, – уточнила Таня. – Выходит, так просто можно избавиться от всех трудностей? – спросил учитель. – Вот он, выход: контрольная – заболеть, тройка – замазать, трудный урок – сбежать?.. Их не вызывали к директору, не обсуждали поступок на классном собрании. «Пронесло», – говорят они. Но пронесло, не задев ни одного чувства, кроме страха, не затронув ничего в душе. Так обошлось ли?

  1. Как вы ответили бы на вопрос автора «Так обошлось ли»?

  2. Можно ли утверждать, что у участниц описанной истории сложились ошибочные представления о достоинстве? Почему?

3. Как можно изменить ситуацию, чтобы уважать себя после такого поступка? Почему?

4. Что такое чувство собственного достоинства?

7.Творческая деятельность

(Страница 48). Напишите положительные качества, совокупность которых определила бы человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Рассмотрите ситуации и разыграйте их так, как поступил бы человек с чувством собственного достоинства.

 Твой одноклассник уговаривает тебя подделать оценку в дневнике и оправдывает это желанием «не портить настроение родителям»…

 Твой друг заболел и пропустил занятия. Теперь он просит тебя дать ему списать контрольную работу…

 У мамы твоей подруги день рождения. Подруга отпросилась с последнего урока домой. Но сегодня ваша очередь дежурить в классе…

 Твой друг повздорил с ребятами из соседнего двора. Он просит тебя поддержать его в возникшей ссоре…

 Ты пришел домой из магазина и обнаружил, что тебе дали лишнюю сдачу. Ты опаздываешь на тренировку…

Подумайте над вопросами:

 Что такое достоинство человека? В чѐм оно выражается?

 Какие качества характеризуют человека с чувством собственного достоинства?

 Как человеку помогает в жизни чувство собственного достоинства

8. Групповое пение

Честь

сл.: Л. Дербенѐв, муз.: М. Дунаевский

На шарике этом летающем,

С которого спрыгнуть нельзя,

Эпоха досталась нам та еще,

Но плакать не стоит, друзья.

Пусть редко удача встречается

И выстлан не розами путь.

Но все, что на свете случается,

От нас не зависит ничуть.

Припев: Зависит все, что в мире есть,

От поднебесной выси.

Но наша честь, но наша честь

От нас одних зависит.

Нам времечко выпало то еще,

И что еще будет – бог весть.

Одно у души есть сокровище,

Оно называется «честь».

Возможно и трубы победные,

И деньги отдать до гроша,

Но с честью до вздоха последнего

Не может расстаться душа.

Припев

9. Домашнее задание

Страница 50 задание 4.

Напишите, какую цель вы хотите достичь в жизни. Составьте план действий по еѐ достижению. Подумайте, какие качества характера вам необходимо развивать для достижения цели.

10. Заключительная минута урока

— Закройте глаза и постарайтесь вспомнить все хорошее, что было у нас сегодня на уроке. Подумайте, о чём мы вели разговор, что вы поняли сегодня на уроке. Откройте глаза. Спасибо за урок.

infourok.ru

Конспект урока самопознание по теме»О достоинстве человека»

Урок в 7 классе

О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА

Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности.

Задачи:

расширение представлений о понятии «достоинство»;

развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих;

воспитание чувства собственного достоинства.

Круг радости

Урок начинается с традиционного приветствия учеников и приглашения их встать в круг. Учитель или кто-то из учащихся декламирует стихотворение «Суть правды» Константина Бальмонта.

В комментариях учителя должна быть раскрыта связь поэтических строк с темой урока.

СУТЬ ПРАВДЫ

К. Бальмонт

В душе у каждого

есть мир незримых чар,

как в каждом дереве зеленом

есть пожар,

еще не вспыхнувший,

но ждущий пробужденья.

Коснись до тайных сил,

Шагни в тот мир, что спит.

И, дрогнув радостно от счастья возрожденья,

тебя нежданное так ярко ослепит!

Беседа

Для актуализации опорных знаний о ценности человека учитель проводит беседу на основе вопросов, представленных в учебнике. В процессе беседы учитель направляет ход размышлений учеников на формулирование вывода о том, что достоинство человека есть не что иное, как следование нравственному закону, совести, исполнению долга и стремления к высокому призванию.

1. Как вы объясните смысл понятия «достоинство человека «?

2. Какие качества человека подчеркивают его достоинство?

3. Все ли люди умеют ценить себя? Удается ли это вам?

Учебная информация

Подытоживая размышления учеников, учитель предлагает им ознакомиться с текстом установочной учебной информации в рубрике учебника «Узнаем новое». Самостоятельное чтение, коллективный анализ текста позволяют учащимся соотнести свой личный жизненный опыт с истинным смыслом понятия «достоинство». Оно выражает отношение человека к жизни, ее смыслу и ценностям и проявляется через такие качества, как честность, самолюбие, самоуважение, скромность, гордость и т.д. Обладать достоинством — значит иметь нечто ценное, полезное и необходимое для себя и других людей, что можно сравнить с неким внутренним стержнем, помогающим человеку не поступиться своими принципами, быть верным самому себе.

Достоинство человека проявляется в уверенности в себе, в благородстве мыслей, слов и поступков, в ответственности и надежности в делах, честности, доброжелательности во взаимоотношениях с людьми.

Достоинство — это ценность, приобретаемая человеком в процессе жизни.

Светлый ум, добрая воля в любой ситуации позволяют человеку проявлять собственное достоинство, оценивать себя вне зависимости от личных достижений и

 свершений

Задание

Учитель предлагает ученикам выполнить задание, представленное в учебнике, с целью углубления представлений о достоинстве.

Прочитайте высказывания. Что говорится в них о достоинстве человека? Как вы понимаете смысл изречений?

• Достоинство человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности.

Л.Вовенарг

• Всякое достоинство, всякая сила спокойны именно потому, что уверены в самих себе.

В.Белинский

• Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума. М.Монтенъ

Чтение

Данный этап урока связан с чтением рассказа «Подделка» О. Стыкалиной. Содержание рассказа дополняет и поясняет смысл таких поступков, которые принижают достоинство человека.

ПОДДЕЛКА

О. Стыкалина

Дело было на самом последнем уроке четверти. Шел классный час — раздавали дневники. Саша не особенно волновалась — троек вроде быть не должно. По геометрии, правда, она съехала, но все равно тройка никак выйти не могла… Наконец, дошла очередь и до Саши. Результат и удивил, и обрадовал: четверок — и тех всего три. Захотелось с кем-то поделиться радостью, Саша повернулась к Лене, соседке.

  • Представляешь… — начала было она, но осеклась. Очень уж не вязались Ленины слезы с ее, Сашиными успехами. Настроение, еще минуту назад такое праздничное, сразу испортилось. Что бы такое придумать, чтобы Лена не плакала?

  • Я знаю, что надо делать, — твердо сказала Саша. -Сейчас от этих троек ничего не останется. — Она потянулась к ластику.

Лена молчала. Колебалась. Потом вздохнула, видимо, что-то решила.

— Спасибо, не надо.

Добрая у нее мама. Ну, пожурит, может, огорчится. Но главное — поймет, поможет. А обманывать… Лена поежилась. Представила расстроенные, ставшие чужими мамины глаза. Нет, пусть уж лучше тройки будут, чем такое спокойствие.

Но кто-то думал по-другому. Сашино предложение в классе услышали. Выстроилась очередь, потянулись руки с дневниками. Саша так и не успела положить на место ластик, которым собиралась помочь Лене. Первой была Таня. Потом Ира, Света, Наташа… Саша едва успевала стирать тройки, ставить на их место четверки и расписываться в одном дневнике, как перед ней ложился другой. Когда появился седьмой дневник, до Саши вдруг дошло: что же это происходит?

… Почти до дыр протертая бумага, корявая подпись. Секундного взгляда достаточно, чтобы отличить фальшивые четверки от настоящих. И тогда она испугалась.

Учитель сказал, увидев дырку вместо тройки: «И поило ради этого стараться?»

Действительно, ради чего?.. Ответы были почти одинаковые.

Чтобы дома не ругали, — сказала Наташа. Еще попрекать начнут, — добавила Ира. И в кино не пустят,- уточнила Таня. Выходит, так просто можно избавиться от всех трудностей? — спросил учитель. — Вот он, выход: контрольная заболеть, тройка — замазать, трудный урок — сбежать?.. Их не вызывали к директору, не обсуждали поступок им классном собрании. «Пронесло», — говорят они. Но пронесло, не задев ни одного чувства, кроме страха, не затронув ничего в душе. Так обошлось ли?

1. Как вы ответили бы на вопрос автора?

  1. Можно ли утверждать, что у участниц описанной истории сложились ошибочные представления о достоинстве? Почему?

  2. Можно ли уважать себя после такого поступка? Почему?

4. Что такое чувство собственного достоинства?
Резюме

Учащиеся знакомятся с обобщающей информацией, представленной в рубрике учебника «Обращаем внимание». Учитель акцентирует их внимание на таких важных качествах человека, как совестливость и справедливость, благодаря которым он уважает себя и не роняет собственное достоинство.

Проявлять чувство собственного достоинства значит осознавать потребность в самоуважении, поступать по совести и справедливости, стараясь не запятнать свое имя неблаговидными мыслями и поступками.

Задание

Цель задания — применение учащимися новых знаний о достоинстве. Это несложное задание позволяет учащимся самостоятельно сделать своеобразное обобщение.

Составьте перечень положительных качеств, совокупность которых определила бы достоинство человека.

Цитата урока

Для углубления процесса творческой рефлексии учитель предлагает вниманию учеников изречение Ларошфуко из рубрики учебника «Цитата урока».

О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется.

Задание

Для уточнения значения понятия «достоинство» ученикам предлагается выполнить задание, представленное в учебнике, а дома выучить стихотворение наизусть.

Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы. Выучите стихотворение наизусть.

БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ

Л. Татьяничева

Да, путь познания не гладок.

Но знаем мы со школьных лет:

Загадок больше,

Чем разгадок,

И поискам предела нет!

И жизнь, как космос,

Беспредельна.

И человек уже не жрец,

Не раб

И не сосуд скудельный,

А открыватель и творец.

1. Как вы понимаете строчки стихотворения: «И жить, как космос, беспредельна»?

  1. Почему «человек … открыватель и творец»?

  2. В чем заключается основная мысль стихотворения?

Творческая деятельность

Учитель может рекомендовать выполнить дома задание, представленное в учебнике:

Выберите одно из высказываний в качестве эпиграфа к сочинению на тему «Достоинство человека». Обоснуйте свой выбор.

• Доверие к самому себе — первое необходимое усло-ннс великих начинаний.

Дж. Сэмюэл

• Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.

В.Белинский

• Первый шаг к переменам — это принятие. Как только вы приняли самого себя, вы открываете дверь переменам. Изменения — это не то, что вы должны сделать, это то, чему вы позволяете происходить.

У.Гарсиа

Круг «От сердца к сердцу»

Урок можно завершить чтением следующих строк Авиценны:

Суть в существе твоем отражена,

Не сможет долго тайной быть она.

Не потому ль, что суть любой натуры

В поступках, словно в зеркале, видна?

Вместе с тем не исключается и тот вариант, когда учитель по своему усмотрению подбирает стихотворение, созвучное теме урока.

infourok.ru

О достоинстве человека урок 6

Дата: 10.10.2016. Класс№7 Самопозн№6

Тема: О достоинстве человека.

Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности.

Задачи:

  • расширение представлений о понятии «достоинство»;

  • развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих;

— воспитание чувства собственного достоинства.

Ресурсы: аудиозапись песни на слова М.Пушкиной,

музыку К.Кельми «Замыкая круг», Книга, рабоч тетр.

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока:

1.Орг момент 2мин.

2.Проверка Д/З 10мин.

3.Изуч нов мат-ла: 25 мин.

4.Закрепление: 5мин.

5.Д/З Раб в тетр. 1мин.

6.Рефлексия урока: 2 мин.

Круг радости

Приглашая учащихся в круг, учитель предлагает всем спеть песню «Мой путеводный огонек».

МОЙ ПУТЕВОДНЫЙ ОГОНЕК

Сл и муз Л.Хей

Мой путеводный огонек, пусть он горит.

Мой путеводный огонек, пусть он горит.

Мой путеводный огонек, пусть он горит.

Пусть горит, пусть горит, пусть горит.

Не задувай мой огонек, я хочу, чтоб он горел.

Не задувай мой огонек, я хочу, чтоб он горел.

Не задувай мой огонек, я хочу, чтоб он горел.

Пусть горит, пусть горит, пусть горит.

Мой путеводный огонек обойдет вокруг земли.

Мой путеводный огонек обойдет вокруг земли.

Мой путеводный огонек обойдет вокруг земли.

Пусть горит, пусть горит, пусть горит.

Мой путеводный огонек, пусть он горит.

Мой путеводный огонек, пусть он горит.

Мой путеводный огонек, пусть он горит.

Пусть горит, пусть горит, пусть горит.

Беседа

Цель данной беседы — организовать деятельность уча­щихся, направленную на проецирование знаний и умений, приобретенных на прошлом уроке, на свой жизненный опыт для выражения своей позиции и собственного отношения к вопросам, представленным в этой рубрике. В ходе об­суждения этих вопросов не только актуализируются знания учащихся, но, самое главное, через свои рассуждения, выводы участники беседы приобретают нечто новое в отношении ключевых понятий, которыми станут руководствоваться в последующей жизни.

1. Можно ли развить в себе чувство собственного достоинства? Каким образом?

  1. Почему достоинство возвышает человека?

  2. Чувство собственного достоинства облегчает или усложняет человеку жизнь? Почему?

4. Может ли человек с достоинством иметь недостатки? Почему?

Учебная информация

Данная учебная информация, представленная в рубрике учебника «Узнаем новое», не только подтверждает, но и упорядочивает рассуждения и некоторые выводы учащихся. Для тех учащихся, которые имели несколько иное пони­мание сути поставленных на обсуждение вопросов, данная информация послужит ориентиром в выстраивании более правильной позиции.

В течение всей жизни человек стремится совершенст­воваться через познание себя, осмысление ценностей, развитие положительных качеств в себе, воспитание достоинства.

У каждого человека могут быть недостатки, но важно преодолеть трудности и нежелание исправить их, наполнив сердце благородными помыслами и целями.

Чувство собственного достоинства помогает выб­рать правильную жизненную позицию, сберечь и развить лучшие нравственные качества в себе самом, видеть и ценить человеческое достоинство в окружающих людях.

Благодаря развитому чувству собственного достоин­ства человек находит верные жизненные ориентиры.

Задание

Цель задания — организовать деятельность учащихся, направленную на осмысление значения понятия «достоинство».

Подберите синонимы и антонимы к слову «достоинство».

Чтение

Учитель акцентирует внимание учеников на главной идее урока, что человек есть творение природы, существо, способ­ное совершенствовать себя на базе данных ему природой и развиваемых им самим возможностей. Эта же мысль заложена в стихотворении Р. Киплинга «Заповедь», представленного в рубрике учебника «Читаем».

Повышенный уровень сложности вопросов к тексту стихотворения ориентирован на более детальный анализ смысла данного произведения и тем самым осознание учениками принципов самоуважения и уважения достоинства окружающих.

ЗАПОВЕДЬ

Р.Киплинг

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех.

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил — жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы — не снисходи до них;

Умей прощать, но не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать с основ,

Умей поставить в радостной надежде

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том.

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело,

И только воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями

Пусть все в свой час считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег –

Тогда весь мир ты примешь во владенье

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!!!

  1. Что имел в виду автор, когда советовал не стать «рабом мечтанья «?

  2. Какие качества являются важными для того, чтобы стать человеком?

  3. Как вы понимаете смысл строк «наполни смыслом каждое мгновенье»?

  4. Имеет ли данная заповедь поэта отношение к воспитанию достоинства человека? Почему?

Задание

Задание ориентировано на развитие умений учащихся проецировать данную в изречении информацию на собственную жизнь. Оценивая глубокий смысл, скрытый в подтексте, ученик должен «примерить» его к себе и описать перспективу своей жизни с точки зрения понятия «чувство собственного достоинства».

Прочитайте текст. Напишите о своих планах на будущее, в достижении которых вам помогут чувство собственного достоинства и понимание своего предназначения.

Помни: всегда надо точно знать, чего хочешь. Именно в настоящем — весь секрет. Уделишь ему должное внимание — сможешь улучшить его… Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира.

П. Коэльо

Это интересно

В этой рубрике дана дополнительная информация. Высказывание О. Романченко поможет учащимся понять некоторые стороны проявления достоинства человека в реальной жизни и уто- п. собственные позиции в отношении изучаемого понятия.

Не уронить свое достоинство — вовсе не значит держаться надменно.

Держаться достойно — это значит быть достойным всего высокого, что несет в себе наша действительность. Это означает уметь достойно защищать высокое и светлое в собственной жизни и жизни других людей.

Задание

Это задание также направлено на углубление представлений о сути подлинного чувства собственного достоинства:

Перескажите текст, дополнив его собственными мыслями и по затронутой теме.

Человек, который охвачен жаждой стяжательства, накопления, личного обогащения, человек, ставший рабом своей личной собственности, рабом вещей, лишен чувства собственного достоинства. Человек, для которого Государственная или общественная деятельность является лишь ареной для личной карьеры, для удовлетворения личного честолюбия, также не знает подлинного чувства достоинства. Человек, который не уважает достоинства в другом человеке, а относится к нему как к низшему существу, тем самым не только оскорбляет достоинство другого человека, но и теряет свое собственное.

Следующий этап урока по осмыслению изречения Луи Мовенарга связан с осознанием значения человеческого достоинства как качества, влияющего на создание доброго имени человека:

Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство.

Творческая деятельность

Работа направлена на развитие умения учащихся выразить собственную позицию в отношении заданной ситуации.

Прочитайте письмо, пришедшее в редакцию одной из газет. Напишите ответ автору письма.

Уважаемая редакция!

Пять лет я была отличницей. С самого первого класса с удовольствием писала диктанты и решала задачки. По­том начался английский язык, но и разбираться в слож­ностях незнакомого, непонятного текста было тоже инте­ресно. И никакой зубрежки! Каждый предмет я любила, понимала, могла ответить на любой вопрос по пройденным темам. Мне нравилось учиться, мне нравилась моя школь­ная жизнь. Одноклассники часто просили помочь разо­браться в материале, объяснить непонятное, и это было совсем не трудно, даже наоборот — приятно, что мои знания нужны не только мне.

Но вот я в шестом классе. Снова в дневнике — одни пятер­ки. Только теперь они мне никакой радости не приносили. Однажды я услышала за спиной: «У, зубрила!» Кличку подхватил весь класс. И пошло! Я старалась не обращать внимания на насмешки, занималась также, как всегда. Но моя ближайшая подруга как-то сказала: «Ну чего ты старае­шься? Неужели не видишь, что тебя все презирают? Выскочка!»

Теперь я в седьмом. Но по-прежнему боюсь отвечать: как бы не получить слишком высокую оценку. Мне уже и учиться не хочется, и домашние задания делаю кое-как. Иногда, правда, по старой памяти очень хочется посидеть как следует за учебниками, заглянуть в энциклопедию, справочники, словари. Покопаться в дополнительной литературе. Но я себя сдерживаю — лучше тройки, чем оскорбления и всякие издевки. Зато теперь я как все. Не выделяюсь. Вот так.

Динара

Чтение

В целях углубления понимания ценностного смысла Понятия «достоинство» учитель предлагает ученикам Прочитать стихотворение М. Лисянского, назначение которого — актуализировать значимость характера для развития Чувства собственного достоинства. Вопросы к тексту позволят провести небольшую дискуссию о значении способности человека преодолевать трудности жизни в Постижении этой цели.

ПРЕОДОЛЕНИЕ

М. Лисянский

Преодоление! Какое слово!

В нем есть прорыв, достоинство и честь,

И ветер нашей юности суровой,

И музыка особенная есть.

В нем есть дорога горная, крутая,

Сквозь вьюги, снегопады и туман,

И верность до конца, и цель святая,

И парус, и звезда, и океан.

Я шел упрямо, веря в постоянство

Своей души, чтоб все-таки суметь

Преодолеть и время, и пространство,

И самого себя преодолеть.

О, я хочу не много и не мало,

Встречая подступившие года,

Чтоб музыка во мне не умолкала,

Чтоб встречный ветер пел во мне всегда.

1. Поясните смысл выражения: «… и самого себя преодолеть».

  1. Почему процесс преодоления сравнивается автором с «прорывом, достоинством и честью»?

  2. Как научиться преодолевать себя, чтобы жить с чувством собственного достоинства?

  1. Приведите примеры из своей жизни, когда преодоление чего-то трудного позволило вам испытать чувство собственного достоинства.

Закрепление: 1.Дайте определение что такое достоинство человека? 2.Как научиться преодалевать себя, чтобы жить с чувством собственного достоинства?

3 Приведите примеры из своей жизни, когда преодоление чего-то трудного позволило вам испытать чувство собственного достоинства?

Рефлексия урока: 1.Какую тему мы сегодня с вами изучили?

2.С какими понятиями познакомились?

3.Чему сегодня на уроке вы научились?

Д/З: Для развития практических навыков по применению полученных знаний учитель может предложить ученикам выполнить задание, представленное в учебнике, дома.

Заведите личный дневник, в котором в виде обычных записей либо рисунков вы сможете увидеть все то, что необходимо преодолеть в своем характере, в отношениях с окружающими, чтобы воспитать свое достоинство.

Благодаря личному дневнику человек видит себя, свои действия и анализирует чувства, с этим связанные. С помощью дневника человек отслеживает свое развитие путем самоанализа, изучая свои поступки, мысли, чувства и переживания. Записывая события своей жизни, человек приучает себя анализировать их, разбираться в причине успехов и неудач, развивая тем самым чувство собствен­ного достоинства.

Резюме

Подытоживая размышления учеников, учитель подводит их к осмыслению обобщающего вывода урока. С этой целью внимание учащихся акцентируется на содержании информации, представленной в рубрике учебника «Обращаем внимание»:

Достоинство — это неотъемлемая и безразмерная ценность каждого человека, которая позволяет ему оста­ваться самим собой, осознавать свою неповторимость.

Круг «От сердца к сердцу»В завершение урока учитель приглашает учеников встать в круг. Звучит аудиозапись песни «Замыкая круг…». Учитель и учащиеся подпевают.

ЗАМЫКАЯ КРУГ…

Сл М. Пушкиной Муз. К. Келъми

Нот одна из тех историй,

О которых люди спорят,

И ни день, ни два, \

А много лет.

Началась она так просто

Не с ответов, а с вопросов.

До сих пор на них ответов нет.

Почему стремятся к свету

Все растения на свете?

Отчего к морям спешит река?

Как мы в этот мир приходим?

В чем секрет простых мелодий?

Нам хотелось б знать наверняка.

Припев: Замыкая круг,

Ты назад посмотришь вдруг.

Там увидишь в окнах свет,

Сияющий нам в след.

Пусть идут дожди,

Прежних бед от них не жди.

Камни пройденных дорог сумел пробить росток.

Открывались в утро двери,

И тянулись ввысь деревья.

Обещал прогноз то снег, то зной.

Но в садах рожденных песен

Ветер легок был и весел,

И в дорогу звал нас за собой.

Припев

Если солнце на ладони,

Если сердце в звуках тонет,

Ты потерян для обычных дней.

Для тебя сияет полночь,

И звезда спешит на помощь,

Возвращая в дом к тебе друзей.

Припев

Свой мотив у каждой птицы,

Свой мотив у каждой песни,

Свой мотив у неба и земли.

Пусть стирает время лица,

Нас простая мысль утешит:

Мы услышать музыку смогли.

infourok.ru

Урок по самопознанию 7 класс №9«О достоинстве»

План урока «Самопознание»

Гимназия №111 Дата 7.11.17 Учитель: Ильина И.В.

№ 9 Тема «О достоинстве»

Ценность: Любовь

Качества: бескорыстное служение людям, сострадание, милосердие

Класс 7 Кол-во уч-ся

Цель: расширение понятия «Достоинство человека» через практику ОЧЦ Любовь.

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «бескорыстное служение»;

  • Развивать потребность в сострадании;

  • Воспитывать желание ощутить полноту жизни через милосердиее.

Ресурсы:(материалы, источники)

Э.Григ «Утро», Звуки природы.

Ход урока:

  1. Орг.момент.Позитивный настрой. Концентрация на дыхании

  2. Проверка домашнего задания

Стр.45-46 «Подделка» О. Стыкалина

Вопросы:

  • Как вы ответили бы на вопрос автора «Так обошлось ли»?

  • Можно ли утверждать, что у участниц описанной истории сложились ошибочные представления о достоинстве? Почему?

  • Как можно изменить ситуацию, чтобы уважать себя после такого поступка? Почему?

  • Что такое чувство собственного достоинства?

  • С какой ОЧЦ можно соотнести Достоинство человека? Почему?

Примечания

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Достоинство человека определяется тем, каким путѐм он идѐт к цели, а не тем, достигнет ли он еѐ.

Абай

Как вы понимаете смысл цитаты?

  1. Рассказывание истории (беседа).

Стихотворение Ольги Журавлевой

На что мы тратим жизнь! На мелочные ссоры,

На глупые слова, пустые разговоры,

На суету обид, на злобу-вновь и вновь.

На что мы тратим жизнь…

А надо б на любовь.

Сжигаем жизнь дотла всё на пустое что-то-

На нудные дела, ненужные заботы…

В угоду обществу придумываем маски…

На что мы тратим жизнь!

А надо бы на ласки.

Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,

На «имидж» и «престиж», ненужную науку,

На ложь и хвастовство, на дармовую службу.

На что мы тратим жизнь?…

А нужно бы на дружбу.

Куда-то всё спешим, чего-то добываем.

Чего-то ищем всё — а более теряем;

Всё копим: золото, тряпьё и серебро…

На что мы тратим жизнь!

А надо б на добро.

Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем;

С серьёзностью смешной вещички выбираем.

Но сколько не гадай — всё выберешь не ту.

На что мы тратим жизнь…

А надо б на мечту.

Боимся радости, боимся верить в сказки,

Боимся и мечты, и нежности, и ласки;

Боимся полюбить, чтоб после не тужить…

На что мы тратим жизнь?!

А надо просто жить!

Вопросы:

  • В каких строках говорится о достоинстве человека? Почему?

  • К чему призываетт автор произведения?

  • Какие человеческие качества раскрываются в стихотворении?

  • О какой ОЧЦ идет речь в произведении?

  • Могли бы вы сказать о себе – я бескорыстный человек? Встречались ли вам такие люди?

«На что мы тратим жизнь»

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Составить коллаж (социальный проект, который действительно нужен людям) «Цель жизни»

  • Составьте план действий по её достижению.

  • Подумайте, какие качества характера вам необходимо развивать для достижения цели. Какие качества самые главные? Почему?

Работа в группах 7 мин; презентация работы 3 мин.

  1. Групповое пение.

Честьсл.: Л. Дербенѐв, муз.: М. Дунаевский

    1. На шарике этом летающем,

С которого спрыгнуть нельзя,

Эпоха досталась нам та еще,

Но плакать не стоит, друзья.

Пусть редко удача встречается

И выстлан не розами путь.

Но все, что на свете случается,

От нас не зависит ничуть.

Припев:

Зависит все, что в мире есть,

От поднебесной выси.

Но наша честь, но наша честь

От нас одних зависит.

    1. Нам времечко выпало то еще,

И что еще будет – бог весть.

Одно у души есть сокровище,

Оно называется «честь».

Возможно и трубы победные,

И деньги отдать до гроша,

Но с честью до вздоха последнего

Не может расстаться душа.

Припев

Текст выведен на экран.

  1. Домашнее задание.

Стр.47-49 «В чѐм смысл жизни?» Д. Лихачѐв

  1. Заключительная минута тишины.

Закроем глаза. Послушаем тишину внутри себя. Вспомним всё, с чем познакомились на уроке. Пожелаем мысленно всем счастья. Откройте, пожалуйста, глаза. Всем большое спасибо за урок. Счастливого продолжения дня

infourok.ru

План урока по самопознанию на тему «О достоинстве человека»

Дата:______

Урок №______

Урок: Самопознания

Тема: О достоинстве человека

Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности.

Задачи:

расширение представлений о понятии «достоинство»;

развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих;

воспитание чувства собственного достоинства.

Круг радости

Урок начинается с традиционного приветствия учеников и приглашения их встать в круг. Учитель или кто-то из учащихся декламирует стихотворение «Суть правды» Константина Бальмонта.

В комментариях учителя должна быть раскрыта связь поэтических строк с темой урока.

Беседа

Для актуализации опорных знаний о ценности человека учитель проводит беседу на основе вопросов, представленных в учебнике. В процессе беседы учитель направляет ход размышлений учеников на формулирование вывода о том, что достоинство человека есть не что иное, как следование нравственному закону, совести, исполнению долга и стремления к высокому призванию.

1. Как вы объясните смысл понятия «достоинство человека «?

2. Какие качества человека подчеркивают его достоинство?

3. Все ли люди умеют ценить себя? Удается ли это вам?

Учебная информация

Подытоживая размышления учеников, учитель предлагает им ознакомиться с текстом установочной учебной информации в рубрике учебника «Узнаем новое». Самостоятельное чтение, коллективный анализ текста позволяют учащимся соотнести свой личный жизненный опыт с истинным смыслом понятия «достоинство». Оно выражает отношение человека к жизни, ее смыслу и ценностям и проявляется через такие качества, как честность, самолюбие, самоуважение, скромность, гордость и т.д. Обладать достоинством — значит иметь нечто ценное, полезное и необходимое для себя и других людей, что можно сравнить с неким внутренним стержнем, помогающим человеку не поступиться своими принципами, быть верным самому себе.

Достоинство человека проявляется в уверенности в себе, в благородстве мыслей, слов и поступков, в ответственности и надежности в делах, честности, доброжелательности во взаимоотношениях с людьми.

Достоинство — это ценность, приобретаемая человеком в процессе жизни.

Светлый ум, добрая воля в любой ситуации позволяют человеку проявлять собственное достоинство, оценивать себя вне зависимости от личных достижений и свершений

Задание

Учитель предлагает ученикам выполнить задание, представленное в учебнике, с целью углубления представлений о достоинстве.

Прочитайте высказывания. Что говорится в них о достоинстве человека? Как вы понимаете смысл изречений?

• Достоинство человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности.

Л.Вовенарг

Всякое достоинство, всякая сила спокойны именно потому, что уверены в самих себе.

В.Белинский

• Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.

М.Монтенъ

Чтение

Данный этап урока связан с чтением рассказа «Подделка» О. Стыкалиной. Содержание рассказа дополняет и поясняет смысл таких поступков, которые принижают достоинство человека.

1. Как вы ответили бы на вопрос автора?

  1. Можно ли утверждать, что у участниц описанной истории сложились ошибочные представления о достоинстве? Почему?

  2. Можно ли уважать себя после такого поступка? Почему?

4. Что такое чувство собственного достоинства?
Резюме

Учащиеся знакомятся с обобщающей информацией, представленной в рубрике учебника «Обращаем внимание». Учитель акцентирует их внимание на таких важных качествах человека, как совестливость и справедливость, благодаря которым он уважает себя и не роняет собственное достоинство.

Проявлять чувство собственного достоинства значит осознавать потребность в самоуважении, поступать по совести и справедливости, стараясь не запятнать свое имя неблаговидными мыслями и поступками.

Задание

Цель задания — применение учащимися новых знаний о достоинстве. Это несложное задание позволяет учащимся самостоятельно сделать своеобразное обобщение.

Составьте перечень положительных качеств, совокупность которых определила бы достоинство человека.

Цитата урока

Для углубления процесса творческой рефлексии учитель предлагает вниманию учеников изречение Ларошфуко из рубрики учебника «Цитата урока».

О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется.

Задание

Для уточнения значения понятия «достоинство» ученикам предлагается выполнить задание, представленное в учебнике, а дома выучить стихотворение наизусть.

Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы. Выучите стихотворение наизусть.

1. Как вы понимаете строчки стихотворения: «И жить, как космос, беспредельна»?

  1. Почему «человек … открыватель и творец»?

  2. В чем заключается основная мысль стихотворения?

Творческая деятельность

Учитель может рекомендовать выполнить дома задание, представленное в учебнике:

Выберите одно из высказываний в качестве эпиграфа к сочинению на тему «Достоинство человека». Обоснуйте свой выбор.

Доверие к самому себе — первое необходимое усло-ннс великих начинаний.

Дж. Сэмюэл

• Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.

В.Белинский

• Первый шаг к переменам — это принятие. Как только вы приняли самого себя, вы открываете дверь переменам. Изменения — это не то, что вы должны сделать, это то, чему вы позволяете происходить.

У.Гарсиа

Круг «От сердца к сердцу»

Урок можно завершить чтением следующих строк Авиценны:

Суть в существе твоем отражена,

Не сможет долго тайной быть она.

Не потому ль, что суть любой натуры

В поступках, словно в зеркале, видна?

Вместе с тем не исключается и тот вариант, когда учитель по своему усмотрению подбирает стихотворение, созвучное теме урока.

infourok.ru

Урок по самопознанию «О достоинстве человека»

План урока самопознания

Школа  КГУ «Калугинская НСШ»

Тема О достоинстве человека.

Ценность Внутренний покой

 Качества достоинство, самоуважение, спокойствие(умение сдерживать гнев) .

Педагог: Григоренко Н.В.

Класс 7 

Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства человека, через обретение внутренней гармонии души.

Задачи:

— расширение представлений о понятиях «внутренний покой», «достоинство»

— развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих

— воспитание чувства состояния покоя и собственного достоинства.

Ресурсы: (материалы, источники)

Ход урока:

Орг.момент. Позитивный настрой. «Подводное царство», композиция «Осеннее дыхание» Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушай­тесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда … это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите, как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

Вопросы для обсуждения:

— Что вы почувствовали? Поделитесь своими впечатлениями.

  1. Проверка домашнего задания. «Подделка» О. Стыкалина.

ПОДДЕЛКА
О. Стыкалина


Дело было на самом последнем уроке четверти. Шел классный час — раздавали дневники. Саша не особенно волновалась — троек вроде быть не должно. По геометрии, правда, она съехала, но все равно тройка никак выйти не могла… Наконец, дошла очередь и до Саши. Результат и удивил, и обрадовал: четверок — и тех всего три. Захотелось с кем-то поделиться радостью, Саша повернулась к Лене, соседке.
— Представляешь… — начала было она, но осеклась. Очень уж не вязались Ленины слезы с ее, Сашиными успехами. Настроение, еще минуту назад такое праздничное, сразу испортилось. Что бы такое придумать, чтобы Лена не плакала?
— Я знаю, что надо делать, — твердо сказала Саша. — Сейчас от этих троек ничего не останется. Она потянулась к ластику.
Лена молчала. Колебалась. Потом вздохнула, видимо, что- то решила.
— Спасибо, не надо.
Добрая у нее мама. Ну, пожурит, может, огорчится. Но главное — поймет, поможет. А обманывать… Лена поежилась. Представила расстроенные, ставшие чужими мамины глаза. Нет, пусть уж лучше тройки будут, чем такое спокойствие.
Но кто-то думал по-другому. Сашино предложение в классе услышали. Выстроилась очередь, потянулись руки с дневниками. Саша так и не успела положить на место ластик, которым собиралась помочь Лене. Первой была Таня. Потом Ира, Света, Наташа… Саша едва успевала стирать тройки, ставить на их место четверки и расписываться в одном дневнике, как перед ней ложился другой. Когда появился седьмой дневник, до Саши вдруг дошло: что же это происходит?
… Почти до дыр протертая бумага, корявая подпись. Секундного взгляда достаточно, чтобы отличить фальшивые четверки от настоящих. И тогда она испугалась.
Учитель сказал, увидев дырку вместо тройки: «И стоило ради этого стараться?»
Действительно, ради чего?.. Ответы были почти одинаковые.
Чтобы дома не ругали, — сказала Наташа.
Еще попрекать начнут, — добавила Ира.
И в кино не пустят,- уточнила Таня.
Выходит, так просто можно избавиться от всех трудностей? — спросил учитель. — Вот он, выход: контрольная заболеть, тройка — замазать, трудный урок — сбежать?..
Их не вызывали к директору, не обсуждали поступок па классном собрании. «Пронесло», — говорят они. Но пронесло, не задев ни одного чувства, кроме страха, не затронув ничего в душе. Так обошлось ли?
— Как вы ответили бы на вопрос автора?

— На какие действия натолкнула Саша ребят?
— Как вы думаете, что было на душе у ребят, после этого поступка?
— Можно ли уважать себя после такого поступка? Почему?
— Что такое чувство собственного достоинства?

— Можно ли сказать, что у героев данного рассказа все обошлось?

— Как вы думаете, у ребят сложилось правильное представление о достоинстве? Почему?

Анализ хода урока

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Всякое достоинство, всякая сила спокойны именно потому, что уверены в самих себе

В. Белинский

— Как вы понимаете смысл данной цитаты?

  1. Рассказывание истории (беседа).

Притча «Спокойный человек — счастливый человек»

Однажды старый Мудрец шел через лес по направлению к городу. По дороге он встретил холодный ручей. Он искупался в нем и сел отдохнуть под деревом.

Когда он погрузился в медитацию, мимо проезжал на коне король. Основным занятием короля была война с другими королями. А так как это очень беспокойное и нервное дело, его сердце всегда было полно страха и ненависти.

Увидев спокойно сидящего под деревом человека, король закричал:

-Открой глаза и посмотри, кто стоит перед тобой! Даже я, король, не сижу без дела! Такие как вы, бродяги и отшельники, бездельничают сами и проповедуют безделие другим!

Долго король обрушивал на Мудреца гневные слова, пока сам не устал от них.

Мудрец же был спокоен всё это время. Наконец, он открыл глаза и с улыбкой сказал королю:

— Садись, сын, мой. Ты, наверное, устал и испытываешь жажду.

Хочешь, я поднесу тебе холодной воды из ручья?

Король изумился этим приятным словам, полным любви. Он понял, что перед ним сидит самый великий Мудрец, который оставил все удовольствия жизни дворца ради поиска смысла жизни. Упав к его ногам, король сказал с мольбой:

-Прости меня за грубость, я был не прав. И скажи мне, как, несмотря на мои оскорбления, ты так спокоен, и даже искренне любишь меня?

— Мой сын, — сказал Мудрец,- представь себе. Что ты предлагаешь кому- то тарелку, полную конфет, а он не принимает ее. Что произойдёт потом?

— Наверное, тарелка вернётся назад ко мне.

— Ты видишь, что я не принял ни единого слова из сказанных тобой? Как же они могут обидеть меня?

Вновь поклонившись Мудрецу, король произнёс:

— О, Просветлённый, укажи мне путь к истинному счастью!

— Сын мой, — ответил Мудрец,- злость, жадность, зависть, страх и другие страсти отнимают у человека его покой, а значит, и его счастье. Удовлетворённость, спокойствие и любовь являются основой подлинного счастья и жизни. Тот, у кого нет удовлетворённости и спокойствия, становится попрошайкой. Тот, кто не помогает и не служит другим с любовью,- бездельник. Тот, кто несёт корону удовлетворённости, спокойствия и любви всем,- король из королей, потому что обладает истинным счастьем.

Король пал ниц перед Мудрецом и сказал:

— Прими меня своим учеником. Отныне ты- мой учитель.

Вопросы:

— Как себя чувствует мудрец в то время, когда король повышал на себя голос?

— Почему король назвал мудреца учителем?

— Чему нас учит притча?

— Как вы считаете, в чем сила спокойствия. Можно ли сказать, что спокойный человек- это человек достойный? Почему?

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

1. Делимся на группы по ценностям. При включенной музыке, с помощью красок и ватмана, изобразите покой.

(развешать плакаты)

— Почему именно так нарисовали?

  1. Групповое пение. Текст песни «Замыкая круг»


Замыкая круг — Замыкая круг текст песни

Вот одна из тех историй
О которых люди спорят,
И не день, не два, а много лет.
Началась она так просто
Не с ответов, а с вопросов,
До сих пор на них ответа нет.
Почему стремятся к свету
Все растения на свете,
Отчего к морям спешит река,
Как мы в этот мир приходим,
В чем секрет простых мелодий,
Нам хотелось знать наверняка.

Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.

Открывались в утро двери
И тянулись вверх деревья,
Обещал прогноз то снег, то зной.
Но в садах рожденных песен
Ветер легок был и весел,
И в дорогу звал нас за собой.

Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.

Если солнце на ладони,
Если сердце в звуках тонет,
Ты потерян для обычных дней.
Для тебя сияет полночь,
И звезда спешит на помощь,
Возвращая в дом к тебе друзей.

Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.

Свой мотив у каждой птицы,
Свой мотив у каждой песни,
Свой мотив у неба и земли.
Пусть стирает время лица,
Нас простая мысль утешит,
Мы услышать музыку смогли.

Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.

Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.

  1. Домашнее задание.

Прочитать рассказ М. Миане «Главный вопрос жизни» с. 34

  1. Заключительная минута урока.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и вспомните всё хорошее, о чём мы говорили на уроке. Будьте всегда добрыми и уверенными в себе!

kopilkaurokov.ru

Конспект урока самопознания на тему: «О достоинстве человека»

Ценность: Праведное поведение

Качества: Достоинство, взаимопонимание, дружба.

Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности через праведное поведение.

Задачи:

  • Расширение представлений о понятии «достоинство»;
  • Развитие сотрудничества  и взаимопонимания в коллективе;
  • Воспитание чувства дружбы и собственного достоинства.

Ход урока:

Орг.момент.

Позитивный настрой 

  1. Концентрация на Свет

  Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.

Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом,  находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Сообщение темы урока: О достоинстве человека

Беседа:

  • Как вы объясните смысл понятия «достоинство человека»?
  • Какие качества человека подчеркивают его достоинства?
  • Все ли люди умеют ценить себя? Удается ли это вам?

Вывод: достоинство человека есть не что иное,  как следование нравственному закону, совести, исполнению долга и стремления к высокому призванию.

Позитивное высказывание (цитата).

«О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется»

Ларофрук

  • Как вы понимаете смысл изречения?

Рассказ учителя.

·          Притча о недостатках и достоинстве

(просмотр видеоролика «притча о недостатках и достоинстве»)

Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
— Что вы здесь видите? — спросил старец.
— Точку. — ответил один.
— Черную точку. — подтвердил другой.
— Жирную черную точку, — уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
— Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? — удивились ученики.
— Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа.
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах.

  • Какой вопрос задал  старец своим ученикам, и что они ему ответили?
  • Из-за чего старец расплакался?
  • В чем смысл притчи?

 Творческая деятельность

Напишите сочинение – размышление.

Выберите одно из высказываний в качестве эпиграфа к сочинению на тему «Достоинство человека».

  • Доверие к самому себе — первое необходимое условие великих начинаний.

Дж. Сэмюэл

•   Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.

В.Белинский

•   Первый шаг к переменам — это принятие. Как только вы приняли самого себя, вы открываете дверь переменам. Изменения — это не то, что вы должны сделать, это то, чему вы позволяете происходить.

У.Гарсиа

Хоровое  пение:

Текст песни 
«Дружба крепкая не сломается»

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
     Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
   Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг

Заключительная минута тишины.

Учитель:

Закройте глаза, подумайте о том, что нового Вы для себя сегодня узнали и открыли…

(Звучит спокойная мелодия)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока самопознания на тему: «О достоинстве человека» »

План урока  «Самопознание»

Школа: Люблинская средняя школа

Учитель: Яковлева Екатерина Вячеславовна

Класс 7

Урок 5

Тема: «О достоинстве человека»

Ценность: Праведное поведение

Качества: Достоинство, взаимопонимание, дружба.

Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности через праведное поведение.

Задачи:

  • Расширение представлений о понятии «достоинство»;

  • Развитие сотрудничества и взаимопонимания в коллективе;

  • Воспитание чувства дружбы и собственного достоинства.

Ход урока:

Орг.момент.

Позитивный настрой 

  1. Концентрация на Свет

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.

Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Сообщение темы урока: О достоинстве человека

Беседа:

  • Как вы объясните смысл понятия «достоинство человека»?

  • Какие качества человека подчеркивают его достоинства?

  • Все ли люди умеют ценить себя? Удается ли это вам?

Вывод: достоинство человека есть не что иное, как следование нравственному закону, совести, исполнению долга и стремления к высокому призванию.

Позитивное высказывание (цитата).

«О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется»

Ларофрук

Рассказ учителя.

(просмотр видеоролика «притча о недостатках и достоинстве»)

Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
— Что вы здесь видите? — спросил старец.
— Точку. — ответил один.
— Черную точку. — подтвердил другой.
— Жирную черную точку, — уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
— Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? — удивились ученики.
— Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа…
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах..

  • Какой вопрос задал старец своим ученикам, и что они ему ответили?

  • Из-за чего старец расплакался?

  • В чем смысл притчи?

Творческая деятельность

Напишите сочинение – размышление.

Выберите одно из высказываний в качестве эпиграфа к сочинению на тему «Достоинство человека».

Доверие к самому себе — первое необходимое условие великих начинаний.

Дж. Сэмюэл

• Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.

В.Белинский

• Первый шаг к переменам — это принятие. Как только вы приняли самого себя, вы открываете дверь переменам. Изменения — это не то, что вы должны сделать, это то, чему вы позволяете происходить.

У.Гарсиа

Хоровое пение:

Текст песни 
«Дружба крепкая не сломается»

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг

Заключительная минута тишины.

Учитель:

Закройте глаза, подумайте о том, что нового Вы для себя сегодня узнали и открыли…

(Звучит спокойная мелодия)

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *