В. А. Сухомлинский – цитаты о воспитании детей для родителей
Василий Александрович Сухомлинский считал, что основой в воспитании должен быть сам ребёнок, его личность. И развивать его нужно через труд, творчество, созерцание природы и чтение книг.
До сих пор эти принципы актуальны для многих педагогов и воспитателей. Читайте высказывания великого учителя и попробуйте применить их к своим детям.
Мудрые цитаты Сухомлинского о воспитании детей и отношениях с родителями:
Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
Ребенок— зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей.
Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека.
Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить .
Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.
Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.
Мать, помни: ты – главный воспитатель, главный педагог!
Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным – это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.
Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.
Ведь действительно, мы не учим в школе самому главному – не учим жить.
Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных.
Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.
Воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека.
Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь.
Самое важное и самое трудное для человека — всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком.
— это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.
Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления.
Как бы серьёзен ни был детский проступок, но если он совершён не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.
Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.
Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.
Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.
Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.
Человек без убеждений — тряпка, ничтожество. Раз ты убежден, что на твоих глазах творится зло, пусть сердце твое кричит об этом, борись против зла, добивайся торжества правды.
Ты имеешь право говорить о зле в родном доме только тогда, когда ты сделал что-то хорошее. Право сказать одно слово о плохом добывается десятью добрыми делами.
Читайте также: – красивые афоризмы о бабушке.
6 мудрых цитат Сухомлинского о воспитании и образовании / Малютка
Cамые яркие высказывания советского педагога-новатора Василия Сухомлинского о школе, учителях, а также о том, как сохранить и приумножить желание учиться.
Он любил детей, учил их жить, быть пытливыми, узнавать мир, забирать из него лучшее и возвращать ему вдвое больше.
Василий Сухомлинский, советский педагог-новатор, создал систему воспитания и преподавания, основанную на гуманистических началах. Ещё 70 лет назад он писал о том, что интерес выше сухих знаний, вера мотивирует больше порицания, а предмет изучения всегда должен быть связан с реальной действительностью.
Свои книги Сухомлинский адресовал педагогам. Их нужно читать в качестве профилактики эмоционального выгорания.
Предлагаем вам познакомиться с самыми яркими цитатами выдающегося учителя и директора сельской школы.
Сухомлинский писал, что без желания учиться, а также вдохновения и готовности к преодолению трудностей, которые напрямую зависят от мастерства учителя, школы быть не может. Учитель должен ставить свой предмет всегда выше остальных, чтобы вдохновлять детей своими уроками на самые невероятные открытия.
Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда.
Про отношения учителя и учеников
«Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично — ой, как трудно!)».
Василий Александрович предостерегал: если учитель не замечает стараний ученика, тот теряет веру в свои силы, становится настороженным, отвечает дерзостью на советы и замечания.
Или, напротив, у него притупляется чувство собственного достоинства, он привыкает к мысли о том, что ни к чему не способен. Сухомлинский писал:
Что может быть безнравственнее, чем подавить в человеке его чувство собственного достоинства!
«Урок — это совместный труд детей и педагога, и успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися».
Про методику обучения
«В умственном труде учащихся на первом месте стоит не заучивание, не запоминание чужих мыслей, а размышление самого ученика как живое творчество, как познание предметов, вещей, явлений окружающего мира с помощью слова, как познание в связи с этим тончайших оттенков самого слова».
Сухомлинский отмечал, что знания входят в жизнь школьника только тогда, когда становятся частью его обычной жизни. А вялость и хилость нервных клеток мозга можно излечить удивлением, изумлением, как вялость мускулов излечивают физические упражнения.
Он верил:
Успех в учении — это тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонек желания быть хорошим.
Сухомлинский посвятил свою жизнь детям и тому, чтобы сберечь эту тропинку и огонёк.
Цитаты | cypt
Василий Сухомлинский
Об размышлении: Каждый ребенок не только воспринимает, но и рисует, творит и конструирует. Восприятие мира ребенком представляет собой своеобразную форму художественного творчества. Воспринимаемый и в то же время создаваемый ребенком образ наполнен яркой эмоциональной окраской. Дети испытывают стихийную радость, когда воспринимают предмет из окружающего мира и добавляют к нему что-то из своего воображения.
Василия Сухомлинского
Дети поверят вам, когда почувствуют в своем сердце, что вы понимаете эту простейшую и в то же время мудрейшую из истин. Ребенок есть ребенок. Не все нравственные и политические идеи, понятные юноше или девушке, или даже подростку, понятны маленькому ребенку. Не следует торопиться объяснять истины, которые в силу детского возраста непонятны. xvi.
Корчака в Василии Сухомлинском
Не идеализируя детей, не приписывая им чудодейственных свойств, настоящий воспитатель не может не учитывать того факта, что детское восприятие мира, его эмоциональная и нравственная реакция на окружающую действительность , отличаются определенной ясностью, чуткостью и непосредственностью.
п. 5.Василий Сухомлинский
Все больше убеждаюсь, что эмоциональное переживание в группе — коллективная радость и воодушевление — это значительная духовная сила, способная сплотить детей и пробудить интерес к тому, что делает группа, даже у ранее безразличных сердца.
Василий Сухомлинский
Учить знакомить детей с каким-то отдельным явлением в мире природы, но так, чтобы этот маленький уголок мира оживал всеми цветами радуги. Всегда оставляйте что-то недосказанным, чтобы детям хотелось снова и снова возвращаться к тому, чему они научились. стр. 70
Рудольф Штайнер
Рудольф Штайнер, который пропагандировал феноменологический подход к обучению и воспитанию детей, а именно: жизненный опыт, наблюдение, описание, размышление, работу исследовательского характера, использование рассказов как жизненного и изобразительного способа познания мира и взгляд на учителя как на духовного наставника.
Василий Сухомлинский
Окружающий ребенка мир – это прежде всего мир природы, с ее безграничным изобилием явлений, с ее неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детской мысли, речи и представлений. И в то же время с каждым годом возрастает роль тех элементов среды, которые связаны с общественными отношениями между людьми, с трудом. стр. 13
Василий Сухомлинский
В дошкольном и младшем школьном возрасте формируется характер, образ мышления, речь человека. Пожалуй, все, что входит в умы и сердца детей из книги, входит только потому, что рядом с книгой окружающий мир: природа, поля и луга, голубое небо и туманная дымка на горизонте, песня жаворонка, открытие лепестки подснежника и потому что вокруг них добро и зло, которые маленькие люди видят в окружающем мире. стр. 10.
Польский педагог Януш Корчак
Когда я снова буду маленьким, никто не знает, получает ли ученик больше, когда смотрит на доску, или когда непреодолимая сила (сила солнца, поворачивающая головку подсолнуха) заставляет его выглянуть в окно. Что для него в этот момент полезнее и важнее: логический мир, сжатый до размеров классной доски, или мир, проплывающий по ту сторону оконного стекла? п. 8
Василий Сухомлинский: Учитель, изменивший мир
Украинский учитель Василий Сухомлинский читает своим ученикам. (Прилагается: Алан Кокерилл)Василий Сухомлинский известен во многих уголках мира как создатель «Школы радости», дошкольной программы, которая проводилась практически полностью на открытом воздухе и учитывала все потребности растущих детей: физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные.
Сухомлинский стремился задействовать своих учеников на уровнях сердца, головы и рук.
Книги и статьи Сухомлинского, охватывающие практически все аспекты школьного образования, прочитали миллионы учителей Украины, России и Китая. Они полны оптимизма — хотя его жизненный опыт легко мог сделать его сломленным и ожесточенным человеком.
Его жизнь была полна лишений, и в последние годы жизни он подвергался нападкам со стороны советских идеологов, которые мало понимали его целостный подход к образованию.
Сухомлинский родился в 1918 году в центральной Украине, в самый разгар гражданской войны. Подростком он пережил голод, в результате которого погибли миллионы украинцев, в том числе по крайней мере один из его близких друзей.
Потом, когда в 1941 году Советский Союз был захвачен, Сухомлинского, молодого школьного учителя, призвали воевать.
Он чуть не погиб на поле боя — его рука была почти оторвана, а осколки он носил в груди до конца своей относительно короткой жизни.
Негодный к дальнейшей военной службе, работал директором школы на Урале до освобождения его родины от немецкой оккупации в 1944 году. его молодая жена и их ребенок были убиты офицером гестапо.
Когда Сухомлинский узнал об обстоятельствах гибели жены, его разум был в смятении — он не мог понять, как человек, рожденный матерью, мог совершать такие зверства.
Алан Кокерилл задокументировал методы преподавания украинца Василия Сухомлинского. (ABC RN: Michelle Ransom-Hughes)Такой опыт мог бы легко превратить его в отчаявшегося человека, но из страданий Сухомлинского родилась горячая приверженность разработке образовательного метода, который воспитывал бы подлинную человечность и делал бы бесчеловечное поведение отвратительным. .
Сухомлинский пришел к выводу, что он живет на заре «эпохи человечества», и что в будущем люди не будут знать, что такое удар одного человека по другому.
Хотя это может показаться несбыточной мечтой, Сухомлинскому удалось воплотить свои мечты в жизнь в собственной школе.
Школа в Павлыше
Сухомлинский повторно женился и воспитал двоих детей. С 1948 г. до своей смерти в 1970 г. он был директором общеобразовательной общеобразовательной школы в селе Павлыш, недалеко от места своего рождения.
Он был чрезвычайно самодисциплинирован, с удивительной работоспособностью. Как директор он подавал пример, беря на себя ответственность за дошкольную группу, преподавая свой предмет украинский язык и литературу, а также наставляя молодых учителей — посещая их уроки и приглашая к себе.
Он поддерживал тесные отношения с родителями, многие из которых были бывшими учениками, и два раза в месяц читал лекции по воспитанию детей, обращая внимание на потребности развития детей в разном возрасте от дошкольного до старшего школьного возраста.
Каждый день с 4 до 8 утра он писал о своем опыте, написав более 500 статей и 30 книг, многие из которых были опубликованы посмертно. Тысячи учителей посетили его школу и написали восторженные отзывы о том, чему они там были свидетелями.
Как и другие педагоги-холисты, Сухомлинский стремился вовлечь своих учеников на уровне сердца, головы и рук.
Загрузка
Все работы Сухомлинского затрагивают глубокие вопросы о том, что значит быть человеком — эмоционально, в наших отношениях с другими; интеллектуально, в нашем исследовании вселенной; и профессионально, в наших усилиях служить человечеству и оставить след на земле.
Все его сочинения основаны на его собственном опыте и содержат яркие описания его взаимодействия со студентами. Они были переведены на многие языки и вдохновили поколения педагогов по всему миру, особенно в Украине, России и Китае, но это влияние было завоевано с трудом.
Нападки в прессе
Некоторые подходы Сухомлинского противоречили господствующим тенденциям в советском образовании.
Сухомлинский подвергся резкой критике за свои методы преподавания после изгнания Никиты Хрущева с поста лидера Коммунистической партии в конце 1960-х годов. (Прилагается: Алан Кокерилл)Другой ведущий советский педагог, Антон Макаренко, который очень эффективно работал с колониями бездомной молодежи в 1920-х и 30-х годах, выступал за суровую дисциплину, при которой потребности личности считались ниже потребностей коллектив.
Сухомлинский выступал за подход, при котором коллектив способствует росту каждого человека, и подчеркивал необходимость воспитания эмпатии с раннего возраста.
«Как важно научить маленьких детей узнавать по глазам, движениям и речи окружающих людей горе и радость, разочарование и тревогу, тревогу и смятение», — писал Сухомлинский.
«Если мы не проведем эту работу, человек может вырасти бесчувственным болваном. Соберите вместе 30 таких болванов, и у вас будет «коллектив», но какой? Это будет слепая, бездушная сила, подготовленная втоптать человека в землю».
Несмотря на популярность сочинений Сухомлинского среди практикующих учителей, они вызвали критику со стороны некоторых кругов, особенно после смещения Никиты Хрущева с поста лидера Коммунистической партии.
Хрущев был ответственен за разоблачение Сталина и положил начало периоду относительной либерализации, известному как «оттепель». При Хрущеве, который сам был украинцем, работа Сухомлинского процветала.
Когда Хрущева сменил Леонид Брежнев, был период относительного ужесточения идеологического контроля, а с 1967 Сухомлинский подвергся ряду нападок в печати, обвинявших его, в том числе, в «абстрактном гуманизме» (в отличие от «социалистического гуманизма»).
Вспоминая Сухомлинского
С 1967 г. Сухомлинскому стало труднее публиковать свои работы, наступило ухудшение здоровья. Фрагменты металла, оставшиеся в его груди с войны, добрались до его сердца, и некоторые из них нельзя было безопасно удалить хирургическим путем.
Сухомлинский знал, что жить ему осталось недолго, и принялся записывать свой опыт и идеи для потомков, написав несколько самых устойчивых своих произведений.
Умер в сентябре 1970 года, в начале учебного года.