Объект и предмет исследования психологии: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Психология как наука. История развития психологии

Объект и предмет курсовой работы. Пример.

Правильная формулировка объекта и предмета является залогом отлично спланированного научного изыскания дипломного проекта.

Исследования, проводимые в гносеологии, привели к тому, что между предметом и объектом появились существенные различия. Занимаясь изучением объективного мира, рассматривая его различные грани, учёный генерирует объективные знания, касающиеся окружающей его действительности. Последующие исследователи обязаны тщательнейшим образом изучить добытые предшественником знания прежде, чем осуществить собственное изучение избранного ими реального объекта. Тогда совокупность знаний предшественника превращается в предмет исследования.

Объект дипломной работы определяет чёткие границы полученных ранее знаний. Он выступает в качестве конкретной области исследования, сферы данных, не нарушая границы которой, автор проекта раскрывает поставленную перед ним тему.

В качестве объекта может выступать явление, порождающее проблемную ситуацию. Для психологического исследования объект представляет собой свойство или состояние, процесс или отношение, деятельность или особенности личности, подвергающиеся процессу познания. В дипломной работе нельзя подразумевать в качестве изучаемого объекта исследования определённую категорию испытуемых. Объектом не могут быть студенты, группы учащихся или инвалиды.

Предмет дипломной работы уменьшает объём сферы знаний, заданных объектом. Исследователь не занимается тщательнейшим изучением всего объекта, а заостряет внимание на отдельных его частях, параметрах и процессах, имеющих для него наибольшее значение. Если сравнивать предмет с объектом, то можно определить, что предмет представляет собой более узкое понятие объекта, его составную часть.

Объект и предмет дипломной работы. Примеры

Приведём примеры формулировок

объекта и предмета дипломного проекта по педагогике. Пусть в качестве объекта выступает учебно-воспитательный процесс в МБОУ СОШ. Тогда предметом могут быть механизмы наиболее эффективного обучения детей в МБОУ СОШ или диагностические методики по выявлению причин неуспеваемости учащихся в МБОУ СОШ.

Отсюда видно, что объект выступает в роли более широкого понятия, чем предмет, сужающий исследование до определённой темы. В большинстве случаев тема дипломного проекта и предмет совпадают.

Приведём другие примеры. В дипломной работе по менеджменту объектом для исследований может быть конкретная организация. Деятельность предприятий зачастую изучается студентами в самых разнообразных аспектах. Поэтому предметом может быть разработка конкурентной стратегии фирмы или особенности финансового менеджмента компании.

Существует ещё один способ, как выделить объект и предмет. Стоит мысленно задать вопрос «Что будет изучаться в дипломной работе?», и ответом будет определение объекта темы исследования. Следует только задать вопросы: «Каким образом будет изучаться объект?», «В каких конкретно аспектах своего существования?», «По какой причине он будет исследован?», и ответ на них послужит предметом дипломного проекта.

Приведём ещё несколько примеров определения объекта и предмета исследования. В дипломном проекте программиста в качестве объекта могут выступать языки программирования, а в роли предмета – или их виды, или теория. В дипломном проекте по информатике объектом могут быть автоматизированные системы, а предметом – автоматизированная система управления компанией или автоматизированная система контроля знаний.

Если Вы после представленных выше рекомендаций всё-таки затрудняетесь с определением

объекта и предмета исследования дипломного проекта, то Вы можете обратиться за помощью к специалистам, работающим на бирже . Мы всегда рады помочь Вам!

Автор: пишем-диплом-сами.рф

БЕСПЛАТНО: получить расчет стоимости

Объект и предмет исследования в психологии — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Объектом исследования какой-либо науки выступает определенный фрагмент реально-сти, на который направлены исследовательские действия данной науки. Предметом исследо-

вания является какая-либо часть (сторона, проявление) объекта. Предмет исследования ука-зывает на аспект изучения объекта, специфику науки, которая исследует объект. В психологии чаще всего объектом исследования выступают носители психики: живот-ные и человек. Поскольку человек чаще всего входит в состав различных групп (семья, про-изводственный коллектив и т.д.), то в качестве объекта психологического исследования мо-гут выступать различные социальные группы.

Предметом исследований в психологии выступает психика в целом или ее отдельные стороны и проявления. Это могут быть психические процессы, состояния, свойства как в от-дельности и на различных уровнях психической организации. Это позволяет исследовать че-ловека как индивидуальность, личность, субъект, индивид и т.д. В ряде теоретических методологических исследований (И.И.Иванова, В.Г.Асеев) ука-зывается, что психика может выступать не только предметом, но и объектом исследования. В советской психологии в качестве предмета исследования чаще всего называлась психическая деятельность человека. А.В.Петровский по поводу предмета психологии указывал, что она изучает «факты, закономерности и механизмы психики». Подобное разночтение позволило В.И.Слободчикову писать, что «собственно единой психологии не существует, а есть раз-личные направления, течения, научные школы…» Проблема четкого выделения объекта и предмета психологии остается актуальной и на сегодняшний день.

2.4 Цели и задачи психологии Основная цель психологической науки состоит в познании психического во всех его проявлениях –от элементарных психических актов (ощущений) до личности и поведения. Процесс достижения этой цели предполагает с одной стороны, выяснение места чело-века в мире, а с другой стороны — использование полученных психологических знаний в по-вседневной практике. Таким образом, цель дробится на глобально-теоретическую и практи-ческую. Следствием такого дробления является дифференциация науки на систему отрасле-вых дисциплин со своими более конкретными целями и задачами.

Достижение цели осуществляется посредством решения отдельных задач. Задачи науки — это своеобразные шаги на пути к достижению цели. К основным задачам психологии относятся следующие: 1.Выявление и описание конкретных фактов психической жизни. 2.Объяснение психических фактов путем раскрытия психологических закономерностей. 3.Выяснение механизмов проявления психологических закономерностей (законов)

2.5 Основные проблемы психологии В.В.Никандров предлагает рассматривать основные проблемы, стоящие перед психоло-гией, в виде совокупности «проблемных осей». Полюса этих осей – оппозиции, отражающие крайние проявления рассматриваемого аспекта. Биологическое — социальное. Проблема заключается в выяснении соотношения (пропор-ций) этих двух начал в природе человека и их вкладе в детерминацию сознания и поведения. Филогенез – онтогенез. Изменение психики человека происходит как в процессе его ис-торического развития (филогенез), так и в процессе индивидуального развития (онтогенез).

Любой человек-это продукт двух процессов и должен рассматриваться при исследовании в этом качестве.

Индивидуальное — общественное. Человек как существо сугубо социальное не мыслим вне общества. Общественное сознание реализуется через действие совокупности индивиду-альных сознаний. Проблема заключается в выяснении психологических механизмов этой реализации и влиянии социальных норм на индивидуальное сознание.

Сознательное — бессознательное. Наличие у человека двух уровней психики, а именно сознательного и бессознательного, ставит проблему их соотношения и проявления в поведе-нии человека. В норме эти два начала сбалансированы.

Типическое (общее)- специфическое (особенное и единичное) Эта ось обусловлена тем, что человек, с одной стороны есть представитель некоторых общностей (как биологических, так и социальных), а с другой- выделяется из них, противостоит им, в частности, проявлени-ем нонконформизма.

Норма- патология. Большинство отраслей психологии оперируют среднестатистиче-скими показателями психики и поведения, имея в виду то, что они и являются «нормой». Между тем, грань между нормой и патологией в ряде случаев является очень тонкой и плохо диагностируемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Объект и предмет исследования — в чем разница?

В процессе обучения студентам придется много времени уделять исследовательским рефератам. Ведь это позволяет углубить знания, научить анализировать и систематизировать информацию, заниматься самостоятельной работой. Тем не менее, получение помощи от помощника по дипломной работе определенно сэкономит ваше время. Но для начала необходимо разобраться с такими понятиями, как объект и предмет исследования. В противном случае вы не сможете провести успешные исследования и получить результаты. Все достаточно просто: объект — это то, что вы изучаете, а предмет — свойства и функции.

Несмотря на кажущуюся простоту, многие ученики все же испытывают трудности при определении объекта и субъекта. Хороший вариант — обратиться на сайт EssaysMatch и получить там профессиональную помощь. Опытные авторы точно знают, как написать безупречную работу, чтобы вы получили высшую оценку.

Объект исследования

Если вы хотите, чтобы ваша научная работа была успешной и правильной, вам необходимо сразу определить основные идеи. Хотя значение терминов, необходимых для вашего исследования, можно найти в словаре, на практике применить его достаточно сложно. Объект – это достаточно широкое понятие, оно включает в себя множество свойств, поэтому его легче определить в собственных исследованиях, чем объект.

Говоря языком науки: Объектом исследования является предмет или явление, существующее в материальном мире и не подверженное влиянию деятельности человека. Это также часть знаний, над которыми работает ученый (или студент). Часто объект тесно связан с темой, но не дублирует ее.

Предмет исследования

Стоит сказать, что в действующей терминологии нет четких различий между субъектом и объектом. Но для удобства подлежащее используется для обозначения определенных свойств объекта. Анализ не может включать все стороны объекта, поэтому нужно сразу выбрать конкретную и посвятить ей все исследования.

При определении предмета лучше задать себе вопрос «что будет изучаться?» Это явления, отношения и все то, что уточняет и отделяет объект от остальной информации.

Примеры и отличия

Помните, что предмет исследования тесно связан с темой исследования, поэтому часто дублируется. Объект представляет собой большую площадь, которую можно исследовать с разных сторон. При этом субъект является вторичным понятием, а объект первичным, так как относится к части системы.

Говоря о предмете, можно уделить много времени описанию и это правильно. При этом объект можно описать парой слов или предложений. Если вы изначально правильно зададите вопросы и разделите концепции, у вас не возникнет проблем с формулировкой и написанием научной работы. Именно в этом и заключается цель исследования — научить ученика делиться и систематизировать.

Научные термины и концепции иногда трудно понять, чтобы увидеть важные различия. Но это зависит от того, насколько успешным будет исследование и что вы сможете выявить. Итак, прежде чем приступить к анализу, необходимо изучить понятия и выбрать интересное направление или направление. Максимум фактов и интересной информации, умелое использование терминов и четкое изложение сделают вашу работу лучше! И помните, ваши преподаватели всегда готовы помочь и объяснить суть каждой концепции.

 

Шон

«Паутина, какой я ее себе представлял, мы ее еще не видели». Шон является одним из таких технофилов, так как он построил свой первый Commodore 64 вместе со своим отцом. После этого он приправил техническое пространство смесью причудливости и освещающих блогов. Большую часть времени проводит в своем компьютерном кабинете, критикуя мнения других технофилов.

Похожие сообщения

Обзор исследований одного субъекта — Методы исследования в психологии — 2-е канадское издание

Глава 10: Исследование одного субъекта

  1. Объясните, что такое исследование одного субъекта, в том числе чем оно отличается от других видов психологических исследований.
  2. Объясните, что такое тематические исследования, включая их сильные и слабые стороны.
  3. Объясните, кто использует исследования с одним объектом и почему.

 – это тип количественного исследования, в ходе которого подробно изучается поведение каждого из небольшого числа участников. Обратите внимание, что термин один субъект  не означает, что изучается только один участник; обычно бывает от двух до десяти участников. (Вот почему планы исследований с одним испытуемым иногда называют небольшими планами n , где n  – статистический символ размера выборки.) Исследование с одним испытуемым можно противопоставить исследованию, которое обычно включает изучение большого числа участников. и изучение их поведения в первую очередь с точки зрения групповых средних, стандартных отклонений и т. д. Большая часть этого учебника посвящена изучению группового исследования, которое является наиболее распространенным подходом в психологии. Но исследование одного субъекта является важной альтернативой и основным подходом в некоторых областях психологии.

Прежде чем продолжить, важно отличить исследование одного субъекта от двух других подходов, оба из которых предполагают подробное изучение небольшого числа участников. Одним из них является качественное исследование, которое направлено на понимание субъективного опыта людей путем сбора относительно неструктурированных данных (например, подробных интервью) и анализа этих данных с использованием описательных, а не количественных методов. Исследования с одним субъектом, напротив, сосредоточены на понимании объективного поведения посредством экспериментальных манипуляций и контроля, сборе строго структурированных данных и количественном анализе этих данных.

Также важно отличать исследования одного субъекта от тематических исследований. A – это подробное описание человека, которое может включать как качественный, так и количественный анализ. (Тематические исследования, которые включают только качественный анализ, могут считаться типом качественного исследования.) История психологии полна влиятельных тематических исследований, таких как описание Зигмундом Фрейдом «Анны О. ». (см. примечание 10.5 «Дело «Анны О.») и описание Джона Уотсона и Розали Рейнер Маленького Альберта (Watson & Rayner, 1920) [1] , который научился бояться белой крысы — наряду с другими пушистыми предметами — когда исследователи издавали громкий звук, когда он играл с крысой. Тематические исследования могут быть полезны для предложения новых исследовательских вопросов и для иллюстрации общих принципов. Они также могут помочь исследователям понять редкие явления, такие как последствия повреждения определенной части человеческого мозга. Однако, как правило, тематические исследования не могут заменить тщательно спланированные групповые исследования или исследования с участием одного субъекта. Одна из причин заключается в том, что тематические исследования обычно не позволяют исследователям определить, связаны ли конкретные события причинно-следственной связью или вообще связаны. Например, если в тематическом исследовании пациент описан как подвергшийся сексуальному насилию в детстве, а затем у него развилось расстройство пищевого поведения в подростковом возрасте, невозможно определить, имеют ли эти два события какое-либо отношение друг к другу. Вторая причина заключается в том, что отдельный случай всегда может быть каким-то образом необычным и, следовательно, нерепрезентативным для людей в целом. Таким образом, тематические исследования имеют серьезные проблемы как с внутренней, так и с внешней валидностью.

Зигмунд Фрейд использовал случай молодой женщины, которую он назвал «Анна О». чтобы проиллюстрировать многие принципы его теории психоанализа (Фрейд, 1961) [2] . (Ее настоящее имя было Берта Паппенгейм, и она была одной из первых феминисток, которая впоследствии внесла важный вклад в область социальной работы.) Анна обратилась к коллеге Фрейда Йозефу Брейеру примерно в 1880 году с различными странными физическими и психологическими симптомами. Одна из них заключалась в том, что в течение нескольких недель она не могла пить никаких жидкостей. По Фрейду,

Она брала стакан воды, который ей так хотелось, но как только он касался ее губ, она отталкивала его, как человек, страдающий водобоязнью. … Она питалась только фруктами, такими как дыни и т. д., поэтому чтобы уменьшить ее мучительную жажду. (стр. 9)

Но, по словам Фрейда, прорыв произошел однажды, когда Анна находилась под гипнозом.

[S]он поворчал на свою английскую «спутницу», до которой ей было плевать, и стал описывать со всеми признаками отвращения, как она однажды вошла в комнату этой дамы и как ее маленькая собачка — ужасная тварь! — пила там из стакана. Пациентка ничего не сказала, так как хотела быть вежливой. Дав еще более энергичное выражение гневу, который она сдерживала, она попросила чего-нибудь попить, без труда выпила большое количество воды и очнулась от гипноза со стаканом у губ; и после этого волнение исчезло, чтобы никогда не вернуться. (стр.9)

Интерпретация Фрейда заключалась в том, что Анна вытеснила воспоминание об этом происшествии вместе с вызванной им эмоцией, и именно это стало причиной ее неспособности пить. Кроме того, ее воспоминание об инциденте, наряду с выражением эмоции, которую она подавляла, вызвали исчезновение симптома.

В качестве иллюстрации теории Фрейда весьма эффектным является пример Анны О.. Однако в качестве доказательства теории он по существу бесполезен. Описание не дает возможности узнать, действительно ли Анна вытеснила воспоминание о собаке, пьющей из стакана, было ли это вытеснение причиной ее неспособности пить или воспоминание об этой «травме» облегчило симптом. Из этого тематического исследования также неясно, насколько типичным или нетипичным был опыт Анны.

Рисунок 10.1 «Анна О.» был предметом знаменитого тематического исследования, использованного Фрейдом для иллюстрации принципов психоанализа.

Опять же, исследование с одним субъектом предполагает изучение небольшого числа участников и интенсивное внимание к поведению каждого из них. Но зачем использовать этот подход вместо группового? Есть несколько важных предположений, лежащих в основе исследования одного субъекта, и будет полезно рассмотреть их сейчас.

Прежде всего, это предположение о том, что важно интенсивно сосредоточиться на поведении отдельных участников. Одна из причин этого заключается в том, что групповые исследования могут скрывать индивидуальные различия и давать результаты, которые не отражают поведение какого-либо человека. Например, лечение, оказывающее положительное влияние на половину людей, подвергшихся ему, но оказывающее отрицательное воздействие на другую половину, в среднем не имеет никакого эффекта. Однако исследование с одним субъектом, скорее всего, выявит эти индивидуальные различия. Вторая причина пристального внимания к отдельным лицам заключается в том, что иногда в первую очередь интересует поведение конкретного человека. Школьный психолог, например, может быть заинтересован в изменении поведения конкретного учащегося, который ведет себя агрессивно. Хотя предыдущие опубликованные исследования (как с одним субъектом, так и с группой), вероятно, дадут некоторое представление о том, как это сделать, проведение исследования на этом студенте было бы более прямым и, вероятно, более эффективным.

Второе допущение исследования одного субъекта состоит в том, что важно обнаружить причинно-следственные связи посредством манипулирования независимой переменной, тщательного измерения зависимой переменной и контроля посторонних переменных. По этой причине исследование одного субъекта часто считается типом экспериментального исследования с хорошей внутренней валидностью. Вспомните, например, что Холл и его коллеги много раз измеряли свою зависимую переменную (обучение) — сначала в контрольных условиях без лечения, затем в условиях лечения (положительное внимание учителя), а затем снова в контрольных условиях. Поскольку наблюдалось явное увеличение количества исследований, когда лечение вводили, снижение, когда его отменяли, и увеличение, когда его снова вводили, мало сомнений в том, что лечение было причиной улучшения.

Третье допущение исследования с одним субъектом состоит в том, что важно изучать сильные и последовательные эффекты, имеющие биологическую или социальную значимость. Прикладные исследователи, в частности, заинтересованы в методах лечения, которые оказывают существенное влияние на важное поведение и могут быть надежно реализованы в реальных условиях, в которых они происходят. Иногда его называют  (Wolf, 1976) [3] . Исследование Холла и его коллег, например, имело хорошую социальную валидность, потому что оно показало сильное и последовательное влияние положительного внимания учителя на поведение, которое имеет очевидную важность для учителей, родителей и учеников. Кроме того, учителя обнаружили, что лечение легко реализовать даже в их часто хаотичных классах начальной школы.

Исследование одного субъекта существует столько же, сколько и сама область психологии. В конце 1800-х годов один из основателей психологии Вильгельм Вундт изучал ощущения и сознание, уделяя особое внимание каждому из небольшого числа участников исследования. Другими ранними примерами являются исследования памяти Германа Эббингауза и исследования классической обусловленности Ивана Павлова, которые до сих пор описываются почти в каждом вводном учебнике по психологии.

В середине 20-го века Б. Ф. Скиннер прояснил многие предположения, лежащие в основе исследования одного субъекта, и усовершенствовал многие его методы (Skinner, 19). 38) [4] . Затем он и другие исследователи использовали его для описания того, как награды, наказания и другие внешние факторы влияют на поведение с течением времени. Эта работа проводилась в основном с использованием нечеловеческих субъектов — в основном крыс и голубей. Этот подход, названный Скиннером, остается важной областью психологии и по-прежнему опирается почти исключительно на исследования одного субъекта. Прекрасные примеры этой работы можно найти в любом выпуске Journal of the Experimental Analysis of Behavior 9.0064 . К 1960-м годам многие исследователи были заинтересованы в использовании этого подхода для проведения прикладных исследований в первую очередь с людьми — подобласть, которая теперь называется (Baer, ​​Wolf, & Risley, 1968) [5] . Прикладной анализ поведения играет особенно важную роль в современных исследованиях нарушений развития, образования, организационного поведения и здоровья, среди многих других областей. Прекрасные примеры этой работы (включая исследование Холла и его коллег) можно найти в Journal of Applied Behavior Analysis 9. 0064 .

Хотя большинство современных исследований с участием одного субъекта проводится с поведенческой точки зрения, в принципе их можно использовать для решения вопросов, сформулированных с точки зрения любой теоретической точки зрения. Например, методику обучения, основанную на когнитивных принципах обучения и памяти, можно оценить, апробировав ее на отдельных старшеклассниках с использованием однопредметного подхода. Односубъектный подход также может использоваться клиницистами, придерживающимися любой теоретической точки зрения — поведенческой, когнитивной, психодинамической или гуманистической — для изучения процессов терапевтических изменений у отдельных клиентов и документирования улучшения их клиентов (Каздин, 19).82) [6] .

  • Исследование с одним субъектом, которое включает в себя тестирование небольшого числа участников и интенсивное изучение поведения каждого человека, является важной альтернативой групповым исследованиям в психологии.
  • Исследования с одним предметом следует отличать от тематических исследований, в которых подробно описывается отдельный случай. Тематические исследования могут быть полезны для постановки новых исследовательских вопросов, для изучения редких явлений и для иллюстрации общих принципов. Однако они не могут заменить тщательно контролируемые экспериментальные или корреляционные исследования, поскольку их внутренняя и внешняя валидность низка.
  • Односубъектные исследования существуют с самого начала психологии. Сегодня он наиболее тесно связан с теоретической поведенческой точки зрения, но в принципе может использоваться для изучения поведения с любой точки зрения.
  1. Практика: Найдите и прочитайте опубликованную статью по психологии, в которой сообщается о новом исследовании с одним предметом. (Архив статей, опубликованных в Journal of Applied Behavior Analysis, можно найти по адресу http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/journals/309./) Напишите краткое содержание исследования.
  2. Практика: найдите и прочитайте опубликованное тематическое исследование по психологии. (Используйте case study в качестве ключевого термина в поиске PsycINFO. ) Затем выполните следующие действия:
    • Опишите одну проблему, связанную с внутренней валидностью.
    • Опишите одну проблему, связанную с внешней валидностью.
    • Сформулируйте одну гипотезу, предложенную в тематическом исследовании, которую может быть интересно проверить в систематическом исследовании с участием одного субъекта или в группе.

Атрибуты СМИ

  • Pappenheim 1882 от неизвестного находится в общественном достоянии.

  1. Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии, 3 , 1–14. ↵
  2. Фрейд, С. (1961). Пять лекций по психоанализу . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон. ↵
  3. Вольф, М. (1976). Социальная валидность: случай субъективного измерения или то, как прикладной анализ поведения находит свое сердце. Журнал прикладного анализа поведения, 11 , 203–214. ↵
  4. Скиннер, Б. Ф. (1938).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *