Объект и предмет изучения психологии: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Психология как наука. История развития психологии

Предмет и задачи общей психологии

Общая психология ↓

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно-отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов состояния. В течение столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и в других науках – педагогике, медицине. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Развитие научно-категориального аппарата психологии и подъем экспериментальных исследований, свободных от редукционизма (биологического, медицинского, кибернетического, философского, литературного), позволило психологии обособиться в самостоятельную науку, поскольку экспериментально выявленные закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения.

Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.

Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Задачи психологии: 1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Личность и коллектив
  • Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
  • Виды памяти
  • Взаимосвязь психики и мозга человека
  • Основные свойства внимания
  • Эмоциональные явления
  • Типы мышления
  • Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности
  • Свойства сознания
  • Личность и индивидуальность

Предмет, задачи и методологические основы психологии как науки

 в раздел Оглавление

Глава первая. Предмет, задачи и методологические основы психологии как науки

Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе.
И дело просвещения — научить человечество обращаться с этим сокровищем.
Н.К. Рерих

Психология — достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на современные запросы социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология — это особая область знаний, в которой, с одной стороны, многое не укладывается в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой -присутствуют своеобразные объекты: личность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.

Задачи любой науки определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний.

Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Методология психологии — это результат осмысления ее теории (т.е. совокупности взглядов, представляющих собой результат изучения и осмысления проявления психики людей в процессе их жизни и деятельности) и естественно-научных основ познания ее происхождения.

1.1. Предмет и задачи психологии

КОММЕНТАРИИ

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика — это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека — это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.

Бессознательное — это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями.

Личность — это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Поведение — внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Деятельность — это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов как результата отражения воздействий объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач.

  • Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
  • Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.
  • Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.
  • Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных сферах деятельности).

1.2 Мир психических явлений

КОММЕНТАРИИ

Мир психических явлений — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на познавательные (ощущение, Восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.

Именуют богатством
блага те, что вовне,
Настоящее благо
Существует во мне.

Р. Тагор

1.3. Этапы развития психологии

КОММЕНТАРИИ

1-й этап. Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.

 

Объект и предмет исследования — в чем разница?

В процессе обучения студентам придется много времени уделять исследовательским рефератам. Ведь это позволяет углубить знания, научить анализировать и систематизировать информацию, заниматься самостоятельной работой. Тем не менее, получение помощи от помощника по дипломной работе определенно сэкономит ваше время. Но для начала необходимо разобраться с такими понятиями, как объект и предмет исследования. В противном случае вы не сможете провести успешные исследования и получить результаты. Все достаточно просто: объект — это то, что вы изучаете, а предмет — свойства и функции.

Несмотря на кажущуюся простоту, многие ученики все же испытывают трудности при определении объекта и субъекта. Хороший вариант — обратиться на сайт EssaysMatch и получить там профессиональную помощь. Опытные авторы точно знают, как написать безупречную работу, чтобы вы получили высшую оценку.

Объект исследования

Если вы хотите, чтобы ваша научная работа была успешной и правильной, вам необходимо сразу определить основные идеи. Хотя значение терминов, необходимых для вашего исследования, можно найти в словаре, на практике применить его достаточно сложно. Объект – это достаточно широкое понятие, оно включает в себя множество свойств, поэтому его легче определить в собственных исследованиях, чем объект.

Говоря языком науки: Объектом исследования является предмет или явление, существующее в материальном мире и не подверженное влиянию деятельности человека. Это также часть знаний, над которыми работает ученый (или студент). Часто объект тесно связан с темой, но не дублирует ее.

Предмет исследования

Стоит сказать, что в действующей терминологии нет четких различий между субъектом и объектом. Но для удобства подлежащее используется для обозначения определенных свойств объекта. Анализ не может включать все стороны объекта, поэтому нужно сразу выбрать конкретную и посвятить ей все исследования.

При определении предмета лучше задать себе вопрос «что будет изучаться?» Это явления, отношения и все то, что уточняет и отделяет объект от остальной информации.

Примеры и отличия

Помните, что предмет исследования тесно связан с темой исследования, поэтому часто дублируется. Объект представляет собой большую площадь, которую можно исследовать с разных сторон. При этом субъект является вторичным понятием, а объект первичным, так как относится к части системы.

Говоря о предмете, можно уделить много времени описанию и это правильно. При этом объект можно описать парой слов или предложений. Если вы изначально правильно зададите вопросы и разделите концепции, у вас не возникнет проблем с формулировкой и написанием научной работы. Именно в этом и заключается цель исследования — научить ученика делиться и систематизировать.

Научные термины и концепции иногда трудно понять, чтобы увидеть важные различия. Но это зависит от того, насколько успешным будет исследование и что вы сможете выявить. Итак, прежде чем приступить к анализу, необходимо изучить понятия и выбрать интересное направление или направление. Максимум фактов и интересной информации, умелое использование терминов и четкое изложение сделают вашу работу лучше! И помните, ваши преподаватели всегда готовы помочь и объяснить суть каждой концепции.

 

Шон

«Паутина, какой я ее себе представлял, мы ее еще не видели». Шон является одним из таких технофилов, так как он построил свой первый Commodore 64 вместе со своим отцом. После этого он приправил техническое пространство смесью причудливости и освещающих блогов. Большую часть времени проводит в своем компьютерном кабинете, критикуя мнения других технофилов.

Похожие сообщения

Концепция объекта у человеческих младенцев — FullText — Human Development 2013, Vol. 56, № 3

Изучение концепции объекта имеет давнюю традицию в психологии развития. В любом учебнике по современной психологии развития нам гарантировано хотя бы несколько абзацев, а часто и несколько страниц, посвященных понятию объекта. Знаменитое утверждение Пиаже об отсутствии у младенцев постоянства объектов — «с глаз долой, из сердца вон» — является парадигматическим примером того, как следует думать об изменениях и прогрессии в развитии.

Многие родители в наших типичных американских семьях среднего класса опробовали эксперимент Пиаже на месте: возьмите очаровательного, пускающего слюни 7-месячного ребенка, покажите ему игрушку, с которой он любит играть, а затем накройте ее куском ткани прямо на месте. перед ее глазами. Что вы наблюдаете дальше? Малыш не знает, что делать, чтобы достать игрушку! Она оглядывается, не обращая внимания на продолжающееся существование объекта под тканевым чехлом, и переключает свое внимание на что-то еще интересное в ее окружении. Через несколько месяцев тот же ребенок с готовностью протянет руку и сорвет тканевый чехол, чтобы достать очень желанную игрушку. Этот эксперимент проводился тысячи раз, и это явление остается одним из самых убедительных во всей психологии развития.

Согласно Пиаже [1954] и его последователям, человеческие младенцы не рождаются с понятием объекта. Они не понимают, что объекты продолжают существовать, когда их не видно. У младенцев в возрасте примерно до 10 месяцев объекты могут исчезать и появляться без видимой причины.

В течение первых двух лет младенцы постепенно формируют представление об объекте, воздействуя на окружающие их предметы. К концу этого периода (т. е. официальному концу младенчества) приобретается более зрелое понятие об объекте, что знаменует собой окончание сенсомоторной стадии развития. Это одно из многих утверждений Пиаже, иллюстрирующих разрывы в развитии в раннем детстве. Начальная точка младенца сильно отличается от того, что мы наблюдаем в более позднем развитии, и требуется много конструктивного обучения, чтобы добраться до более зрелой концепции.

Многое из теории стадий развития Пиаже подверглось сомнению за последние несколько десятилетий [см., например, Gelman & Baillargeon, 1983], и одним из знаменитых примеров снова является концепция объекта [например, Baillargeon, Spelke, и Вассерман, 1985; Spelke, Breinlinger, Macomber, & Jacobson, 1992 и др.]. Наша концепция физического мира как состоящего из устойчивых физических объектов настолько фундаментальна для нас, что никакая теория психологии развития не может позволить себе не учитывать ее.

В частности, Байяржон и ее исследовательская группа внесли значительный вклад в понимание концепции объекта и физических рассуждений в младенчестве. Они провели кропотливо детальное эмпирическое исследование предмета, а также разработали теоретическое предложение, обобщающее большой объем работ за последние несколько десятилетий.

В своей недавней попытке Байарджон [2008] приводит доводы в пользу принципа постоянства как части врожденного концептуального репертуара человеческого младенца — биологического дара, полученного благодаря миллионам лет эволюции. Она включает в себя два более ранних принципа, предложенных Spelke [1994] и Spelke et al. [1992] — надежность и преемственность — под одним зонтичным принципом, и она рассматривает недавние эмпирические данные, подтверждающие это утверждение. Что наиболее важно, Байяржон предполагает, что принцип настойчивости объясняет, как младенцы начинают понимать свой физический мир, и обеспечивает основу для значительного развития в области физического мышления в младенчестве.

Филдс [этот выпуск] не согласен с принципом постоянства Байяржона. На мой взгляд, автор поднимает несколько очень важных вопросов для специалистов по психологии развития и делает полезные предложения о том, как подойти к решению этих вопросов эмпирически. Я прокомментирую три из этих вопросов по очереди.

Филдс задает вопрос об объяснительной силе принципа постоянства. Он утверждает, что формулировка принципа не помогает нам понять что-либо о том, как младенцы обрабатывают информацию об объектах. На мой взгляд, принцип настойчивости просто пытается сказать, что у младенцев уже есть некоторые ожидания относительно того, как объекты ведут себя, еще до того, как они испытают реальный опыт с объектами. Утверждение Байяржона является сильным нативистским и противоречивым [см., например, Johnson, 2011; Johnson, Amso, & Slemmer, 2003, среди прочего, для различных теоретических точек зрения]. В частности, принцип постоянства утверждает, что младенцы ожидают, что «объекты будут сохраняться такими, какие они есть, во времени и пространстве». -земля и т. д. для построения представления о том или ином объекте. В нем говорится, что когда у младенцев появляются эти репрезентации объектов, они ожидают, что они не изменятся спонтанно. Таким образом, этот принцип не касается алгоритмов, которые младенцы используют для определения того, какие объекты существуют в мире, и Филдс прав, говоря, что для понимания этих алгоритмов требуется гораздо больше эмпирических исследований.

Соответственно, Филдс отмечает, что, хотя мы добились прогресса в понимании нейронной основы репрезентаций объектов у взрослых, большая часть этой литературы была проигнорирована в детской литературе. Я полностью согласен с тем, что работа над нейронной реализацией репрезентаций объектов имеет решающее значение для понимания как формата репрезентаций объектов в младенчестве, так и того, как мозг молодого человека кодирует все важные аспекты объекта в окружающей среде. Некоторые дискуссии об объектных файлах и визуальном внимании начинают затрагивать эту тему [например, Carey & Xu, 2001], но то, где и как объекты представлены в мозгу, может пролить важный свет на понимание природы этих представлений. Например, загадочное открытие в психологии развития предполагает, что знания, которые мы обнаружили у младенцев с помощью методологий визуального привыкания, могут быть недоступны для малышей, которых просят делать явные прогнозы в аналогичной задаче. Байяржон и др. [1985] и Spelke et al. [1992] обнаружили, что в задачах на поиск времени 4- и 5-месячные младенцы понимали, что твердый предмет не может пройти сквозь другой твердый предмет. Другие исследования, однако, показали, что 2,5-летние дети не могут предсказать устно или указывая, куда приземлится мяч, если на его пути возникнет физический барьер [Berthier, DeBlois, Poirier, Novak, & Clifton, 2000; Худ, Кэри и Прасада, 2000]. Эти разрозненные результаты указывают на непонимание нами формата репрезентаций объектов, обнаруживаемых у младенцев. Возможно, эти репрезентации имплицитны и иконичны, и они не в формате языка мысли, который должен быть символическим и абстрактным [см. Carey, 2009]., для пояснения]. Уделение пристального внимания нейронной реализации этих представлений объектов может быть одним из способов ответить на вопрос о формате представления.

Fields также поднимает вопросы о категоризации и повторной идентификации. То есть, если у младенцев есть понятие о физическом объекте, к которому не привязано много свойств, означает ли это, что младенцы классифицировали многие объектные токены под типом объект ? Кроме того, как младенец повторно идентифицирует конкретный объект в различных случаях, когда нет прямых пространственно-временных путей, чтобы сказать ему, тот же это объект или нет? Это, на мой взгляд, очень важные вопросы, которые необходимо решать эмпирически. Что касается вопроса категоризации, современная литература не предлагает достаточно убедительных доказательств. Кэри и Сюй [2001] и Сюй [2007] отстаивали идею о том, что система объектного внимания отвечает за построение репрезентаций объектов у младенцев, а сам механизм воплощает в себе принципы прочности и непрерывности. Иными словами, обнаружение нарушения монолитности или непрерывности может быть использовано в качестве критерия для начала построения нового представления объекта. По этой причине репрезентации объектов не являются полностью концептуальными, а категоризация осуществляется потому, что механизм внимания построен так, чтобы выделять целые тела из окружающей среды и игнорировать определенные особенности объекта. Я не знаю, согласуется ли этот отчет с более поздними данными нейробиологии; это было бы очень интересно выяснить психологам развития.

Что касается проблемы ре-идентификации, Филдс делает важное замечание, что на данный момент мы мало что знаем об этом, и нам нужно сосредоточить наше эмпирическое исследование на этом вопросе. Большинство исследований младенцев, посвященных этой проблеме, вводят временные промежутки продолжительностью от нескольких секунд до нескольких минут, но в реальной жизни мы часто повторно идентифицируем объекты в течение более длительных периодов времени. Например, когда младенец видит свою маму утром, а потом снова видит ее, когда его забирают из детского сада, понимает ли он, что это один и тот же человек? Точно так же, если младенец наблюдает, как его мать пьет чашку кофе, а затем намного позже замечает кофейную чашку в мусорном ведре, делает ли он вывод, что это (вероятно) одна и та же чашка? Если младенцы делают эти выводы приблизительно правильно, то какие эвристики позволяют им делать наилучшие предположения? Я не сомневаюсь, что это важные эмпирические вопросы, которые ждут ответов.

Эмпирическая работа над понятием объекта и физическими рассуждениями в младенчестве дала нам большое количество открытий для размышлений. Филдс берет на себя инициативу поразмыслить над этой группой исследований с философской точки зрения. Это очень необходимое упражнение, и я приветствую его усилия. Такие размышления могут принести большую пользу психологии развития.

Авторское право: Все права защищены. Никакая часть данной публикации не может быть переведена на другие языки, воспроизведена или использована в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, запись, микрокопирование или любую систему хранения и поиска информации, без письменного разрешения издателя. .
Дозировка препарата: авторы и издатель приложили все усилия, чтобы гарантировать, что выбор препарата и дозировка, указанные в этом тексте, соответствуют текущим рекомендациям и практике на момент публикации. Тем не менее, в связи с продолжающимися исследованиями, изменениями в правительственных постановлениях и постоянным потоком информации, касающейся лекарственной терапии и реакций на лекарства, читателю настоятельно рекомендуется проверять вкладыш в упаковке для каждого лекарства на предмет любых изменений в показаниях и дозировке, а также для дополнительных предупреждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *