Объект и предмет психологии как науки: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Психология как наука. История развития психологии

Общая психология в семи томах


©dereksiz.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

Факультет психологии

Московского государственного университета

им. М. В.Ломоносова

Кафедра общей психологии


ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В семи томах

Под редакцией Б. С. Братуся


Допущено

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению 521000 — Психология

и специальностям 020400 — Психология,

022700 — Клиническая психология

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ

Том 1

Е. Е. Соколова

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ


Москва

academ’a


2005

УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 0-28

Рецензенты:

действительный член Российской академии образования,

член-корреспондент Российской академии наук, доктор философских наук,

профессор В. А. Лекторский;

член-корреспондент Российской академии образования,

доктор психологических наук, профессор В. И. Слободчиков

Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 1. 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.

ISBN 5-7695-2243-7

Книга представляет собой первый том многотомного учебника по общей психологии, подготовленного коллективом сотрудников кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В.Ломоносова. В данном томе рассматриваются проблемы объекта и предмета психологической науки, некоторые вопросы ее методологии; дается представление об отраслях психологии, этапах развития научной психологии от античности до настоящего времени; раскрываются проблемы возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, свойства и структура сознания; излагается проблематика психологии человека как субъекта деятельности и субъекта познания; рассматриваются психофизическая и психофизиологическая проблемы и возможные варианты их решения.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология». Книга может быть полезна всем желающим самостоятельно и углубленно изучать основы психологической науки.

УДК 159.9(075.8) ББК 88я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

ISBN 5-7695-2243-7 (т. 1) ISBN 5-7695-2051-5

© Соколова Е. Е., 2005

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2005

© Оформление. Издательский центр «Академия», 2005

250-летию Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова посвящается

ПСИХОЛОГИЯ КАК УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУКА

Эта книга — первый том фундаментального коллективного труда — учебника по общей психологии, подготавливаемого кафедрой общей психологии психологического факультета Московского государственного университета им.

М.В.Ломоносова.

Как научному редактору учебника и заведующему данной кафедрой, мне хотелось бы начать предисловие с благодарного упоминания Сергея Леонидовича Рубинштейна — автора первого отечественного университетского учебника по общей психологии, основателя и первого заведующего кафедрой психологии МГУ. Написанные им «Основы общей психологии» вышли в свет в 1940 г., в 1942 г. автор был удостоен за этот учебник высшей в то время государственной — Сталинской премии, в 1946 г. учебник выходит вторым — дополненным и переработанным — изданием, третье издание увидело свет лишь в середине 1980-х гг. В ходе недавнего общероссийского конкурса учебник был признан «самой читаемой в XX в. отечественной книгой по психологии».

Разумеется, с тех пор в стране вышло множество учебников психологии, подчас весьма удачных, но — приходится признать — ни один из них не только не соответствовал университетским требованиям и уровню, но очень часто даже и не ставил саму задачу такого соответствия. Но как же тогда учились студенты-психологи в отсутствие современного фундаментального учебника, как обеспечивался высокий уровень их подготовки, например, в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова?

Дело в том, что сам многосеместровый курс общей психологии, читаемый на факультете психологии Московского университета, являлся современным и фундаментальным учебником, но только изустным, представленным в живых действующих лицах науки, был, так сказать, не писанием, а преданием. Его конструировали и читали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.РЛурия, П.Я.Гальперин. В последующие годы — Ю.Б.Гиппенрейтер, О.К.Тихомиров, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Н.Б.Березанская, И.А.Васильев, В.К.Вилюнас, А.Н.Гусев, Ю.Б.Дормашев, В.А.Иванников, С.А.Капустин, Д.А.Леонтьев, В.В.Любимов, В.В.Нуркова, В.В.Петухов, В.Я.Романов, Е.Е.Соколова, В.В.Умрихин, М.В.Фаликман и др.

Однако время достаточности «предания», время достаточности «устных университетских учебников» давно миновало. Напомним — до середины 60-х гг. прошлого века количество выпускников, дипломированных психологов, по стране в год, включая выпускников вечерних и дневных отделений, не превышало ста человек. Подготовка осуществлялась тремя университетами — Московским, Ленинградским, Тбилисским, и в каждом из них существовал достойный «устный учебник» по общей психологии. Не было, таким образом, ни одного дипломированного отечественного психолога, кто миновал бы университетской подготовки. Сейчас картина иная: только в

3

Москве около 60 высших учебных заведений готовят психологов, а по стране их (с учетом филиалов) — более 400. Ежегодно дипломы психологов получают более пяти тысяч человек.

Обеспечивать эту растущую армию полноценной общепсихологической подготовкой уже не представляется возможным. Только считанные единицы учреждений способны предоставить, открыть перед студентами «живой университетский учебник», в результате курсы общей психологии редуцируются, сереют (скучнеют), становятся формальными. Нередко они передаются для чтения вообще не психологам, а наспех переучившимся специалистам из других областей, которые, в лучшем случае, могут пересказать студентам информацию о психологии, но не передать ее суть и смысл. Неизбежным следствием этого становится заметное падение профессионального уровня, а вместе с ним и авторитета нашей науки. В этой ситуации возвращение к «основам общей психологии» на новом, современном этапе, превращение одного из «устных университетских учебников» в письменный становится жизненно необходимым не только для системы образования, но и для самого существования психологии как фундаментальной дисциплины

1. Почему, говоря о профессиональном образовании, о развитии и даже самом существовании психологии, мы придаем такое значение общепсихологическому, а не какому-либо другому аспекту?

Вспомним, когда утвердилось сегодняшнее значение самого термина «общая психология». До начала XX в. ученые, в большинстве, предпочитали говорить о психологии вообще; в российской истории науки, пожалуй, первым, кто стал внятно выявлять специфику и роль общей психологии, был профессор Московского университета Г.И.Челпанов, констатировавший в 1914 г., что «психология распадается на такие части, которые совершенно друг с другом не связаны.

Вследствие этого психология начинает утрачивать свое единство и ей грозит распад… Нужно принять меры к сохранению единства психологии. Такому объединению может способствовать… общая психология».

Таким образом, общая психология призвана выявлять и являть единство психологии, ее лицо. Сама надобность в ней возникла как следствие дифференциации психологии, разрастания вширь («в куст», — как говаривал А.Н.Леонтьев). Тогда и потребовалась особая рефлексивная область, которая призвана найти общее и целое в дробях психологической науки и практики, все более многочисленных ответвлениях, отраслях. Л.С.Выготский писал, что общая психология относится к частным дисциплинам как алгебра к арифметике: арифметика оперирует определенными конкретны-

1 Честно предупредим, однако: никакой самый совершенный учебник не заменит «живого университета» — общения учителя и ученика. В старом споре, что важнее — писание или предание, победили сторонники последнего, ибо по преданию можно как-то восстановить писание, а по писанию никогда не восстановить полноты предания.

Психология не выучивается, не усваивается по одним учебным текстам, они необходимо должны быть, но всегда останутся лишь подспорьем на пути. Поэтому заповедь «Ищите и почитайте учителей» не отменяется. Учебник — моментальная фотография, остановленное, припечатанное (и во многом запечатанное) текстом движение, бытие знания. Учитель — олицетворение, участник, форма этого движения и бытия, непосредственный живой свидетель и доказательство, что это движение и это бытие действительно есть, а не выдумка досужих ученых, сочиняющих тома для библиотек. Понятно, что речь идет о настоящих, а не о ложных учителях.

4

ми количествами, тогда как алгебра изучает всевозможные отношения между качествами, и поэтому каждая арифметическая операция может быть рассматриваема как частный случай алгебраической формы.

Нередко приходится слышать, что непосредственными предметами общей психологии являются ощущения, память, восприятие, мышление и другие основные психологические функции и процессы. Строго говоря, это не совсем точно. Ведь мышление, память или сознание могут быть также предметами разных отраслей психологии — клинической, педагогической, возрастной, инженерной и прочих. Общепсихологическая наука направлена на вычленение, изучение тех форм и механизмов бытования психических процессов, которые могут предстать как всеобщие, инвариантные (алгебра), вне зависимости от того, в каких режимах, лицах, количествах и вариациях они проявляют себя в реальности (арифметика). Предметом общепсихологического анализа, например, является не сама по себе специфика личности астеника, больного алкоголизмом, ученого или политика, а-личность как особое психологическое образование и пространство, его смысл, механизмы и закономерности, которые, разумеется, по-своему преломляются в человеке астенической конституции, или в одержимом наркотической страстью, или в напористом политике. Можно вновь сослаться на Л. С. Выготского, который писал, что «принципиально определяющая и как бы верховная роль общей науки проистекает не из того, что она стоит над науками, не сверху, а снизу из самих же наук, которые делегируют свою санкцию истины в общую науку».

Таким образом, общая психология — это не еще одна отрасль, подразделение, наряду со многими другими, но особое (общее) для всех пространство их внутренней коммуникации, посредник (медиатор) общения. Это своеобразная «палата мер и весов», хранитель и страж определенных принципов и эталонов, которые потом разнесут по рынкам прикладных областей. Разумеется, в отличие, скажем, от эталонного метра или эталонного килограмма, представления о единицах психологии существенно меняются, появляются все новые подходы, решения и формы; речь идет лишь о том, что ни одно из этих изменений или нововведений, из какой бы частной области они ни пришли, не может миновать стадии общепсихологического анализа, инстанции испытания и проверки на принадлежность к сути данной науки.

Единство психологической науки, которое удерживает общая психология, подразумевает в свою очередь онтологическое начало. Оно проявляется, в частности, в университетской идее. В нашем понимании это идея родового единства всего знания (Универсум), в котором каждая область деятельности или профессия рассматривается не как отдельная и самодостаточная, а как вклад в это единство и форма служения ему’1.

1 Исходя из этого, трудно серьезно отнестись к всевозможным строительным, химико-технологическим, железнодорожным и прочим с подобными названиями университетам, распространившимся по стране, ибо любое отраслевое (частное) прилагательное несовместимо с изначальной идеей университета, подразумевающей всеобщность знания. Данное обстоятельство нельзя обойти и принятым теперь официально делением университетов на классические и неклассические (отраслевые). Это напоминает обсуждаемое М.Булгаковым деление на первую и вторую свежесть продукта, тогда как она бывает только одна — первая, она же и последняя. Поверьте, что «институт» или «высшая школа» отнюдь не худшие, чем «университет», названия; просто их суть и назначение — разные.

5

Сейчас, однако, явно превалирует другое понимание, и на психологию обычно смотрят лишь как на способ решения прикладных задач (телегу, по сути, ставят впереди лошади). Отсюда делается вывод, что профессией следует овладевать как навыком — набором приемов и техник. Понятно, что роль и значение общей психологии при этом нивелируется (это выражается, в частности, в сокращении числа кафедр общей психологии в вузах).

Если же мы, помимо прикладного, подразумеваем фундаментальный, онтологический статус знания, его самоценность, т.е. исходим из университетского понимания (и соответственно, его адекватного отражения в образовании), то вывод становится иным: профессией (и психологической в том числе) надо овладевать не как навыком, а как типом знания. Роль и значение навыка при этом отнюдь не умаляется, он, несомненно, нужен и ценен как инструмент, подножие, знак профессии, условие прикладной, производственной отдачи и социального оправдания науки. Однако любой, даже самый совершенный навык, прием, метод имеет ограниченное и местное значение, применим «здесь и теперь», так что в зависимости от смены обстоятельств его можно заменить, обойтись без него, сконструировать новый (насчитывается, например, несколько сот систем психотерапии и каждый год добавляется еще минимум 20 — 30. Вряд ли в этой ситуации можно всерьез говорить о незаменимости какого-либо конкретного приема или метода). В отличие от навыка тип знания неустраним, его нельзя заменить, подменить чем-то иным. Психологический тип знания, психологию нельзя подменить физиологией, медициной или правом. Без этого типа знания Универсум неполон.

Отсюда предельная задача общей психологии может быть сформулирована теперь следующим образом: внести порядок и связь в рассуждения и понятия психологической науки, увидеть, удержать и защитить ее не только как совокупность определенных навыков, феноменов и методов, но как сущностный, неотчуждаемый тип человеческого знания.

Для реализации этой задачи необходимо, на наш взгляд, выявление нескольких взаимосвязанных уровней рассмотрения (и, соответственно, преподавания) общепсихологического знания. Исходный — это базовая, или «школьная», общая психология. Ее цель — введение и обоснование конкретных понятий, средств, принципов, представлений о методах, механизмах, словом, знакомство и обучение самому языку, алфавиту, грамматике психологии, без чего нельзя войти в эту область и быть в ней говорящим, понятым.

Однако не будем упрощать — передачей этого основного корпуса знаний задача общей психологии (учебная и научная) не исчерпывается. Сами по себе эти знания, постоянно растущие вширь, становятся уже труднообозримыми, не выстраивающими корпус психологической науки. Необходим обобщающий взгляд на них сверху, видение целого, а не одних деталей, сколь бы важными они ни были. Лишь в свете такого рода взглядов факты, приемы, методы, явления начнут обретать тот или иной конкретный смысл и связь. Знакомство с основными теоретическими принципами, с историей их становления, современным состоянием, прогнозом на будущее составляет особый уровень общепсихологической науки, задача которого раскыть движение теоретической мысли как впечатляющую «драму идей».

Наконец, необходим еще один уровень — философского рассмотрения, предметом которого будут уже не отдельные теории и их соотнесение в

6

научной психологии, а специфика ее места и задач в системе существующих метафизических, нравственных, теологических воззрений, в целостной картине познания мира, замысла и смысла человеческой жизни. Как писал Г. И.Челпанов, «конечные ключи от психологии лежат в философии».

Поэтому помимо «школьного», базового уровня общая психология призвана удерживать и иные — вышележащие уровни, а именно: теоретический и философский. Если общая психология первого уровня (базовая) дает представление о фундаменте, приемах, способах, принципах постройки, несущих конструкциях психологического здания, то общая психология вышележащих уровней (теоретическая и философская) намечает (и в идеальном плане завершает) его купол, подразумевает и угадывает проект в целом. Если первый уровень имеет в большей степени технологический смысл, то последние — архитектонический.

Говоря об Универсуме, мы имеем в виду отнюдь не только принцип, оправдание и идею, заложенную в университетском движении. В конечном и изначальном смысле речь всегда идет о человеке. Отстаивая идею Университета (с большой буквы), мы отстаиваем идею Человека (с большой буквы), определенную формулу ее уложения и выражения; мы отстаиваем определенный тип образования, соотносимый, релевантный этой идее и образу; мы исходим из архитектонического замысла, а не технического начала, из целостности и самоценности человека, а не из одних его функций и приложений, какими бы значимыми и полезными они не казались.

В этом свете общепсихологическое знание включено в судьбу и жизнь психолога. В развернутой и состоявшейся биографии профессионального психолога общая психология (как необходимость) появляется, по меньшей мере, дважды: в начале — как базовая, школьная общая психология, вхождение в специальность, и в конце, на вершине, в зрелые годы — как потребность взаимодействия с теоретической и философской общей психологией, как попытка подытожить, осмыслить, концептуализировать пройденный путь, опыт и воззрения, перевести их из частного на общий уровень.

…Мы начали с упоминания первой известной работы С. Л. Рубинштейна — учебника «Основы общей психологии». Завершим заключительными строками его последней работы — уже посмертно опубликованной (1976) рукописи «Человек и мир»: «Смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей… Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь».

Хочется пожелать сегодняшнему студенту пройти этот путь: от понимания общепсихологических основ к пониманию своего общечеловеческого основания и смысла. Редактор и коллектив авторов многотомного университетского учебника, открываемого данной книгой, будут счастливы, если их труд чем-то поможет в исполнении этого пожелания.

Б. С. Братусь

ОТ АВТОРА

В настоящем томе предлагаемого учебника представлен курс «Введение в психологию» — обязательный раздел дисциплины «Общая психология», которым открывается обучение на I курсе. «Введение в психологию» имеет своей целью создать своеобразный путеводитель по психологии, т.е. дать общее представление о психологической науке, о трудностях определения ее предмета, ее отраслях и методах, познакомить с важнейшими школами в психологии, дать определения основных психологических понятий и возможные решения некоторых психологических проблем.

Как известно, современная психология до сих пор не имеет единой общепсихологической теории, принятой большинством психологов в качестве точки отсчета для конкретных эмпирических исследований и практических разработок.

Новички в психологии часто удивляются тому, что современная психологическая наука напоминает архипелаг в океане, состоящий из крупных и маленьких островов, жители которых мало общаются друг с другом. Каждый остров — это одна из общепсихологических концепций, океан — психологическая реальность, которую так или иначе пытаются исследовать жители всех островов. Реальность — одна, но она по-разному выглядит с того или другого острова. Некоторые психологи (я отношусь к их числу) убеждены, что рано или поздно между островами будут выстроены мосты и между жителями каждого из островов будет налажено, наконец, полноценное общение, способствующее совместному исследованию глубин психологического океана; возможно даже, что в отдаленной перспективе все острова войдут в единое общепсихологическое государство, которое, вполне вероятно, на новом витке истории архипелага изменит свою форму, так как возникнут новые острова и исчезнут прежние.

Впервые прикоснувшись к подобной географии современной психологии, начинающие изучать психологическую науку нередко задаются пушкинским вопросом: «Куда ж нам плыть?». Ответить на этот вопрос я не могу, но могу поставить другой вопрос: «Откуда плыть?». Я выбираю один из островов как точку отсчета — и этим островом является психологическая теория деятельности, разработанная выдающимся отечественным психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903—1979), организатором и первым деканом факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (1966—1979), и его единомышленниками. Именно с позиций

8

школы А.Н.Леонтьева обсуждаются все представленные в учебнике темы и проблемы. Если же выбрать в качестве точки отсчета и другой остров — тогда «Введение в психологию» будет иным. В любом случае этот выбор должен быть сделан.

Учебник состоит из трех разделов и девяти глав. В разделе 1 — «Общая характеристика психологии как науки», — включающем две главы, даются самые общие определения предмета и методов психологической науки, рассматриваются отрасли психологии. В разделе 2 — «Историческое введение в психологию», — состоящем из трех глав, кратко представлены основные этапы развития научной психологии от античности до нашего времени. Раздел 3 — «Эволюционное введение в психологию» — состоит из четырех глав, в которых исследуются проблемы возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения человека и его сознания в антропогенезе, свойства и структура сознания, проблемы психологии человека как субъекта деятельности и субъекта познания, а также психофизическая и психофизиологическая проблемы и возможные варианты их решения.

Для удобства усвоения материала каждая глава разбита на небольшие по объему параграфы. В начале главы приведен перечень обсуждаемых в ней проблем. Глава заканчивается списком контрольных вопросов и заданий, а также перечнем источников, которые можно рекомендовать для более глубокого изучения рассмотренных проблем. Использованная при подготовке текста учебника литература приведена в конце книги. Там же помещены краткий словарь основных понятий и предметный указатель.

В заключение хочу выразить глубокую благодарность сотрудникам факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, диалоги с которыми способствовали появлению и реализации концепции данного курса: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Иванникову, А. Н.Ждан, Б.С.Братусю, А.А.Леонтьеву, Д.А.Леонтьеву, Е.А.Климову, О.В.Гордеевой, В.В.Умрихину, Ю. Б.Дормашеву, Н.И.Наенко, Н.Н.Мешковой, Л.Н.Бабанину, Г.Н.Плахтиенко, а также редактору тома В. Г. Щур за творческое и смысловое отношение к содержанию текста в процессе его редактирования и А.В.Сурмаве за любезно предоставленные фотографии. Особая благодарность — студентам, чьи вопросы на лекциях и семинарах побуждали меня изменять или уточнять те или иные определения, утверждения и мысли. Не могу не вспомнить добрым словом и безвременно ушедшего из жизни в сентябре 2003 г. В. В. Петухова, чьи лекции по курсу «Введение в психологию» и изданные под его редакцией хрестоматии к этому курсу побудили меня к творческому диалогу с ним, одним из результатов которого является представленная книга.

Е. Е. Соколова

РАЗДЕЛ 1


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

ГЛАВА 1

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Трудности определения предмета психологии • Плюрализм подходов к решению данной проблемы в современной психологии • Психологическая феноменология (круг явлений, изучаемых психологами) • Понятия объекта и предмета научного исследования, их соотношение • Предварительное решение проблемы объекта и предмета психологической науки • Деятельность как исходное понятие психологии • Психика как ориентировочная «часть» (функциональный орган) деятельности • Психология в системе других наук • Отрасли психологии

Каталог: olderfiles
olderfiles -> Это должен знать каждый собственник жилья: Как правильно читать и понимать квитанцию по оплате жилищных и коммунальных услуг
olderfiles -> Отчет доходов и расходов по родительской плате, поступившей в декабре 2011 года
olderfiles -> Рефрактометрия. Градуировочный график. Алгоритм обработки данных. Линейная функция
olderfiles -> Гражданское право по Судебникам 1497 и 1550гг. Право собственности
olderfiles -> А1 ано а= 6А16 b=1548. Какое из чисел c, записанных в двоичной системе, отвечают условию a
olderfiles -> Про дату заснування «сторожі Бахмутовської» та міста Бахмут
olderfiles -> Глава Общая характеристика Соборного уложения
olderfiles -> ГенПрокуратура, интернет-приемная, «борьба с коррупцией»


жүктеу/скачать 2.27 Mb.


Достарыңызбен бөлісу:

психология 2(1)

Bog’liq
психология 2(1)
контр 4, Til bayramiga senariylar to’plami 1-boshlovchi (1), 1- dedline, 1-mavzu Jahon xo’jaligi va halqaro iqtisodiy munosabatlar asosiy ko’rinishlari va xususiyatlari. Halqaro mehnat taqsimoti, 111. Kenjaboyeva Safura


Ma’lumotlar bazasi mualliflik huquqi bilan himoyalangan ©fayllar.org 2022
ma’muriyatiga murojaat qiling


ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПСИХОЛОГИИ.
Следующая методологическая проблема, которую мы рассмотрим, — это предмет и объект психологии как науки. В чем состоят особенность и специфика выделения предмета и объекта психологии как науки и научного исследования в частности?
Рассматривая эволюцию взглядов на предмет психологии, мы отметили, что в разные исторические времена предметом психологии выступали душа, сознание, бессознательное, поведение, целостное восприятие и мышление и т. д. Причем мы сразу же оговорились, что подобным образом определять предмет науки можно лишь в первом приближении. Ибо предметом науки является выявление закономерных, сущностных взаимосвязей и механизмов возникновения, развития и функционирования тех объектов, которые изучает данная наука. Применительно к предмету психологии это закономерности душевной (психической) деятельности, поведения, сферы бессознательного, психической жизни и т. д.
С этих позиций в определении предмета психологии среди подавляющего большинства отечественных психологов значительных разногласий не наблюдается. Однако существуют определенные особенности в понимании предмета современной психологической науки. В качестве иллюстрации ознакомимся с некоторыми определениями.

  • Предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма. Это прежде всего… факты, закономерности и механизмы психики.

  • Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.

  • Предметом психологии являются изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

  • Объектом психологии как науки выступает психика, предметом — основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

  • Предметом изучения психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

Таким образом, за исключением последней позиции, всех авторов объединяет общее коренное положение: предметом психологии выступают выявление и исследование закономерных взаимосвязей, а также механизмов возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических явлений (феноменов).
По поводу же сторонников последней позиции отметим лишь то, что авторы не видят различий между предметом и объектом науки и не выделяют их коренной специфики. К чему приводит подобный методологический подход в процессе планирования и реализации практических психологических исследований, мы рассмотрим несколько позже.
Как можно заметить, наиболее близки по своей трактовке предмета психологии позиции авторов с первой по четвертую. Мы также разделяем данный подход и считаем, что предмет психологии — это закономерные, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов.
Итак, часть отечественных авторов, которые широко трактуют психологию как науку, придерживаются позиции, что предметом психологии выступают закономерности, сущностные взаимосвязи, характеристики, особенности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим вполне определенным материальным носителям. Данное определение соответствует и нашему пониманию предмета психологии.
Другая часть авторов ограничивает предмет психологии лишь сферой исследования психики человека. При таком подходе вполне правомерна трактовка, в соответствии с которой предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.
Общее — это то, что предметом психологии всегда выступает выявление закономерных взаимосвязей и механизмов в сфере психического.
Следующая проблема, которая вызывает много вопросов, а зачастую и непонимание ее, — это проблема объекта в психологии. При рассмотрении ее, в целом, можно выделить следующие позиции.

  1. В ряде учебных пособий и монографий объект психологии просто не выделяется.

  2. В ряде других источников объект психологии трактуется следующим образом:

«Объект психологии. основным объектом психологии. является человек. В качестве объекта исследования для психологии выступает также группа людей или высших животных». «…Еще одну группу объектов исследования в психологии человека составляют материальные продукты его деятельности или, как их еще называют, артефакты». «Объектом психологии как науки выступает психика».
Проанализируем эти подходы и обоснованность данных точек зрения на объект психологии как науки.
О позиции тех авторов, которые не выделяют четко объект психологии, можно лишь догадываться. Ибо, если мысль не высказана, это еще не означает, что отсутствует какая-либо позиция по отмеченной проблеме. Со своей стороны, мы можем лишь предположить, что авторы, ограничившись главным, т. е. определив науку, ее предмет, не считают нужным умножать сущности до бесконечности, выделяя при этом объект исследования. Такая позиция может быть вполне приемлема для учебного пособия, монографии. Но в любом научном, теоретико-прикладном исследовании требуется четко определить предмет и объект исследования. Возникает проблема практического плана: каким методологическим подходом при этом руководствоваться? Приходится выбирать между сторонниками второй и третьей обозначенных нами точек зрения.
Сторонников второй позиции при выделении объекта психологии или психологического исследования достаточно много. Ибо чем проще, тем яснее и понятнее. Аргументация и логические обоснования в этом случае просты и достаточно прямолинейны. Общий ход рассуждений примерно таков. Если психология — наука о психике, а ее предметом являются закономерности психической сферы и жизнедеятельности, которая [сфера] присуща человеку, группе людей, высшим животным, сообществу животных, то вполне естественно, что именно они (человек, группа людей, высшее животное, сообщество животных) и являются объектом психологии или психологического исследования.
Но вполне ли методологически верно обоснован данный подход? Дело в том, что определять объект психологии, психологического исследования подобным образом не так уж безобидно, как это может показаться на первый взгляд. Ибо тогда из психологии, теоретико-прикладного психологического исследования выхолащивается методологическая основа, исключается специфика объекта психологического исследования.
Вполне обоснованно возникает вопрос: человек, общество — это объект преимущественно психологической науки или объект для исследования многими, в основном гуманитарными, науками?
В свое время Б. Г. Ананьев назвал свою знаменитую монографию «Человек как предмет познания», и, видимо, неспроста, вкладывая в это название столь глубокий смысл.
Итак, человек, общество — это предмет или это объект какой-либо из гуманитарных наук? И что имеется в виду, когда мы, с одной стороны, определяем их как предмет, а с другой — как объект изучения?
Прежде чем ответить на эти вопросы, обратимся к мыслям классиков отечественной психологии по проблеме предмета и объекта в психологии. Еще С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» писал:
«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно — это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т. п., т. е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано».
Таким образом, объектная область психологии — это психика и весь мир психических феноменов в бесконечном многообразии их проявлений, которые присущи, несомненно, любому человеку, группам людей, высшим животным, их сообществам. Ибо без своих материальных, телесных носителей они просто не существуют. Именно это и есть, говоря философским языком, та объективная, идеальная (субъективная) реальность, которая существует до, независимо и после исследователя и которая является объектом психологии и психологического исследования.
Такова же позиция по данной проблеме Б. Г. Ананьева, когда он определяет человека как предмет познания для всех наук о человеке и человечестве, каждая из которых в качестве предмета исследует те или иные закономерности, а в качестве объекта — стороны человека и различные области его жизнедеятельности.
Подчеркивая необходимость создания единой теории человекоз-нания, Б. Г. Ананьев отмечает:
«Естественно, основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек — великая, вечная и универсальная проблема».
В русле этих взглядов низводить человека как предмет теории человекознания до объекта в психологии методологически, мягко говоря, не вполне корректно.
Поэтому наиболее приемлемым и методологически грамотным является подход сторонников третьей обозначенной нами позиции. В соответствии с этими взглядами объектом психологии как науки является психика и весь мир психических феноменов в их бесконечном многообразии проявлений, присущий их вполне конкретным материальным носителям. Поскольку естественно, что «психика» и «психические феномены» — понятия не абстрактные, они не могут существовать и не существуют вне материального, телесного содержания и во всех своих проявлениях принадлежат человеку, животным, группам людей, сообществам животных. Поэтому следует полностью согласиться с Л. В. Куликовым, что, определяя материального носителя прикладного исследования (учащихся, служащих, специалистов и т. д.), следует указать, какое же именно психологическое свойство, сторону, характеристику вы собираетесь у них изучать.
При этом объектом психологического исследования выступят уже психические феномены (любознательность, интеллект, внимание, агрессивность, эмпатия и т. д.), присущие их конкретным материальным носителям (младшим школьникам, юношам, женщинам, специалистам экстремального профиля деятельности и т. д.).
В заключение уточним некоторые моменты, которые, на наш взгляд, позволили бы углубить понимание специфики объекта и предмета в психологии и психологическом исследовании, понять их методологическую значимость.
Анализируя вышеприведенные взгляды, следует отметить, что предметное содержание психики человека составляет не психика, а закономерности психической деятельности человека. Но сама психика и весь мир психических феноменов выступают как объектная область психологии как науки, в которой каждое конкретное теоретико-прикладное психологическое исследование выделяет свой предмет и свой объект изучения.
Поэтому при определении объекта психологии как науки (как, впрочем, и для любой другой науки) правильнее говорить об объектной области науки. Каждая наука в окружающем нас целостном и многообразном мире выделяет свою объектную область и специфический предмет исследования.
Каково же соотношение в таком случае между предметом и объектом науки? Постараемся проиллюстрировать это следующей упрощенной схемой (рис. 2.1).

Таким образом, объектная область науки, как правило, ограничивает определенную сферу объективной реальности и может включать бесконечное множество объектов конкретных теоретико-прикладных исследований. Психология же распространяет свою объектную область на все многообразные формы существования и проявления психики и мира психических феноменов. Особенность объектов психологии в том, что они идеальны по своей природе, субъективны и субъектны по своей представленности и являются продуктами вполне материальных процессов и их носителей. При таком понимании объектами теоретико-прикладных психологических исследований будут выступать уже не мальчики и девочки, мужчины и женщины, школьники или студенты, военнослужащие или менеджеры, а такие психические феномены как, например, внимание дошкольника, память младшего школьника, абстрактно-логическое мышление в подростковом возрасте, нервно-психическая устойчивость специалистов экстремального профиля деятельности, адаптивные способности лиц пожилого возраста и т. д. Впрочем, объектная область может охватывать и междисциплинарные проблемы, в таком случае она значительно расширяется и возникают новые области и отрасли научного знания.
Предмет науки в целом заключается в выявлении закономерностей, сущностных взаимосвязей, строения, структуры, механизмов, особенностей процессов возникновения, развития и функционирования объектов той области, которую данная наука исследует. Поэтому предмет науки объективен в плане реальности существования той сущности, которую мы стремимся познать. Однако предмет идеален по природе и по форме своей представленности. Ибо это наше представление об объективной реальности, идеальный конструкт, или модель, исследуемого явления. Этим и объясняется эволюция предмета психологии. На каждом историческом этапе нам открывается более глубокая и разносторонняя сущность психики и мира психических феноменов. В этом плане процесс научного поиска и постижения психического бесконечен. И то, насколько выделенный и определенный нами предмет соотносится с реальностью и отражает ее, показывают практика, конкретные эмпирические исследования, эксперимент.
Таким образом, для психологии как науки предметом будут являться закономерности, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики во всех формах ее проявления, вплоть до высших — сознания, и весь безграничный мир психических феноменов, присущий конкретным материальным носителям.
Сказанное, на наш взгляд, в полной мере объясняет, почему предмет науки (в данном случае психологии) и объектная область одни, а предметов и объектов конкретных теоретико-прикладных психологических исследований бесчисленное множество. В качестве предмета исследований могут выступать взаимосвязи, взаимовлияния, те или иные сущностные особенности психических явлений, процессов, состояний, свойств личности, виды поведения, деятельности и общения, их пространственные, временные, интенсивностные характеристики и т. д.
Подводя итог вышесказанному, мы определяем психологию как науку о закономерностях, сущностных взаимосвязях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим материальным носителям. Данное определение указывает в широком плане как на предмет, так на объект науки. Предметом психологии как науки выступает выявление закономерностей, сущностных особенностей и механизмов психики. Объектная область психологии (объект науки) охватывает психику и весь мир психических феноменов, присущих конкретным материальным носителям.
Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.
В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:


  • душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

  • в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

  • в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

  • согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

  • процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;

  • личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Download 32 Kb.


Do’stlaringiz bilan baham:

Что является объектом изучения психологии

И Баррулл, 2000.

Когда он изучал психологию, раса научила меня тому, что психология возражать против поведения человека. Тогда эта идея показалась мне подходящей, и я никогда думал, что это могло быть неправильным или вводящим в заблуждение. В настоящее время, когда я спрашиваю их о моем студенты психологии, что определяет психологию, все отвечают мне единогласно, что психология изучает поведение человека (ЧП).

Под СН надо понимать не только внешне наблюдаемые факты, т.е. скажем, действия и действия, которые мы можем наблюдать и которые мы можем каким-то образом также измерять и количественно оценивать объективно, но факты субъективного опыт (эмоции, мысли, предубеждения, ценности и т. д.), которые в данный момент мы не может наблюдать их объективно. Причина основана на том, что оба типа Факты берут свое начало в электрической активности мозга.

Кажется, что все психологи согласны и, в основном, удовлетворены этим. определение или некоторое кажущееся (изучение человеческого разума, психики человека и т. д.). Особенность предмета в том, что это определение абсолютно не подходит для определения дисциплины как психологии, и причины настолько очевидны что одному почти стыдно выставлять их на всеобщее обозрение. Фактически, психологи уже у нас очень дурная слава и это размышление не собирается внести свой вклад в его улучшение.

Наверняка читатель подумает, что его не существует, но минимум сомнений что психология изучает СН и я не собираюсь так противоречить большие доказательства. Да, психология изучает СН, но это то, что мы не должны забудьте, что экономика, педагогика, антропология и т. д. также изучают его. Что то есть все науки о человеческом поведении изучают, по-видимому, СН. Поэтому определить психологию как науку о СН — значит совершить элементарная ошибка определения.

Дать определение вещи — значит дать описание существенного признаки, позволяющие отличить его от всех остальных. Если мы хотим определить, что такое стол, мы будем говорить что-то, что поможет нам отличить его от карандаш, стул, самолет и т. д. Но если то, что мы говорим для определения, не служить нам, чтобы отличить ее от других организаций, то наше определение абсолютно не подходит. Поэтому определить психологию как науку о СН не помогает нам отличить ее от других гуманитарных наук, поскольку все исследования, также Ч.

Моим ученикам нетрудно понять, какая экономика изучает СН, тогда как он влияет на явления, связанные с деньгами. Предприятие по производству товаров, дистрибьюция, коммерциализация, организации, финансовые рынки и т. д. — явления, происходящие от СН. Все эти явления в которой человек преследует, в последнюю очередь, получение денег, в любом их выражении, являются объектом изучения экономики. Однако, при попытке заставить их увидеть, что подбор персонала для компании — это, поэтому, также объект экономии, то действительно сердится на меня. Хотя они признают, что цель любого отбора персонала состоит в том, чтобы получить большую экономическую отдачу от компании, то есть сделать больше деньги, всегда думал, что такая задача является собственным предметом психологии.

Они также не испытывают затруднений в понимании того, какое педагогическое образование СН, принимающая участие в явлениях научения. Но это только при первый момент. Сразу же они осознают варварство, которое кончает признавать. какая бывает с Павловым или Скиннером? они педагоги психологи или? К понимаете, у какого педагога нет другого объекта изучения, как человека росчерком пера узнавая их стаю, половину которой они до сих пор имели считается собственной психологией. На данный момент его безопасность, о которой психология начинает шататься, хотя еще им нужно худшее.

Его недоумение возрастает, когда я прошу их подумать над лингвистический. Действительно, сразу же они узнают, что лингвистическая непосредственно изучает СН, ответственный за человеческое общение, в том числе как большая невербальная вербальная коммуникация как.

То же самое происходит и с антропологией, изучающей КГ, относящуюся к человеческая культура; социология, изучающая СН, связанную с великими системами социальной организации; история, изучающая эволюцию СН в время или эпистемолог, изучающий СН, заложенный в производстве научные знания.

Хотя они не устроены, чтобы признать это, его мозг не может избежать incomodidad определить психологию просто как изучение CH. Любой может понимать, что это определение совершенно неполно, что ему недостает что-нибудь. Психология – это наука, изучающая СН, связанную с чем-то . и то будет чем это действительно отличает его от других наук СН.

Чтобы включить/понять характер проблемы, мы суммируем более графическим и обобщенным способом. Панель определений наук о CH можно выразить так:

Дисциплина… это изучает… относится к…
Эконом Поведение человека Деньги
Педагога Поведение человека Обучение
лингвистический Поведение человека Коммуникация
Антропология Поведение человека Культура
Социология Поведение человека Социальные системы
История Поведение человека Временная эволюция
эпистемология Поведение человека Наука
Психология Поведение человека

Если оставить пустым раздел «связанный с. ..» психологии, то мы бы сказали, что психология является фундаментальной наукой. СН, из которых вытекают все остальные. То есть все науки о CH будет субдисциплинами психологии. Мои ученики быстро понимают, что такая возможность не имеет никакого смысла.

Пожалуй, та наука, которая могла бы стать основой всех наук СН, это неврологии, если учесть тот факт, что вся СН является внешней проявление (объективное) и совершает (субъективное) электрохимическое деятельность головного мозга. Иными словами, как экономическое поведение, так и педагогическая, культурная и т. д. являются проявлениями физического деятельность головного мозга.

Таким образом, мы должны быть в состоянии уточнить, что является аспектом СН, определяющая определенным образом объект изучения психологии. Мы должны искать уникальный для психологии объект изучения, чтобы он отличал он других наук Ч.-м.

Кому-нибудь можно было бы сказать, что психология изучает субъективные аспекты СН, то есть эмоции, мысли, ценности, предубеждения к нему и т. д. Но это не служит нам поскольку субъективная деятельность также влияет и определяет нашу экономическую поведения, обучения, культуры, общения и т. д. Только на пинсезе во влиянии субъективизма на подъемы и спуски штока рынки, например.

В этот момент, когда доверие моих учеников к традиционным определение психологии уже не выдерживается, кто-то робко говорит: психология изучает патологию человека», или что-то подобное.

Фланг, но цель кто-то начинает осознавать ситуацию. Что могло остаться к психологии как к предмету собственного изучения, не связанного ни с какой другой наукой Ч? фундаментальная проблематика того, что в человеке не подходит к другому наук СН? Столь очевидный и элементарный ответ в том, что я всегда дрожу стыда, когда есть, что сформулировать: здоровье человека Нечто столь важное и фундаментальное для нашего существование.

Проблемы здоровья человека являются хорошим кандидатом для определения психологии, так как это позволяет четко отличать ее от других наук о Ч. Тем не менее, мы не могли найти другой предмет? Лично я не умею найти другой объект изучения, другой проблемный предмет или то, что он служит для отличают психологию от других наук СН. Очевидно, если кто-нибудь найдет его, с большим удовольствием перепроверил бы это предположение. я Я открыт для любых предложений в этом смысле, поскольку чрезвычайно важно, чтобы психологов мы с достаточной ясностью и точностью определяем объектом изучения нашей дисциплины.

За неимением других кандидатов, мы можем понять, кто на самом деле являются явлениями связанные со здоровьем человека те, которые определяют объект изучения психология специфическим образом и отличается от других наук СН. Нет другие науки КНР в приоритетном порядке заинтересованы в человеческом здоровье. Таким образом, психология – это наука, изучающая влияние СН на здоровье человека. Ясно, что это определение, разъясняющее что такое психология, вызывает недовольство многих психологов, но это не изменить вещи. Положение психологии проясняется, так и как мы можем проверить, завершили ли мы предыдущую панель:

Дисциплина… это изучает… относится к…
Эконом Поведение человека Деньги
Педагога Поведение человека Обучение
лингвистический Поведение человека Коммуникация
Антропология Поведение человека Культура
Социология Поведение человека Социальные системы
История Поведение человека Временная эволюция
эпистемология Поведение человека Наука
Психология Поведение человека Здоровье

Теперь психология появляется на своем правильном месте (и различима) внутри ассамблея наук СН. Никакого конфликта между психологией не существует и другие науки СН. У каждого свое место и свое пространство. Кроме того, это то, на что люди улицы надеются психологии, то есть, что помогает им решить серьезные проблемы со здоровьем, от которых мы страдаем, и в что лекарство не доходит до действия.

Это не значит, что у психологов нам не нужно учиться у других наук СН, все наоборот. В проблемном здоровье, экономические, культурные, коммуникативные факторы, обучения и т. д. Мы должны нас интересуют все аспекты СН, которые имеют место для здоровья человека. Но сам факт изучения предметов обучения, общения, культуры и т. не означает, что они являются объектом психологии. Они являются объектом педагогики, лингвистический, антропологический и т. д. То есть часть формирования психолога должно основываться на изучении педагогики, лингвистики, экономики, социология, антропология и т. д. и наоборот.

СН бесконечно обширна и сложна, так как наша специализация находится в мозг. Он настолько сложен, что необходимо, чтобы наук было много, что подход к различным аспектам одного и того же. Психология является одним из них, и это специализируется на всем, что он говорит о аспектах поведения, которые влияют на здоровье человека. По этой причине психология очень близка к медицины, потому что они преследуют одну и ту же цель, хотя и приближаются к ней с различные и взаимодополняющие точки зрения. По этой причине психология также наука о здоровье.

Ничто не кажется мне более связным и проясняющим, чем это определение, и я не могу понять, как психологи продолжают настаивать на традиционное определение. Я могу думать только о профессиональных или экономических причинах включать/понимать свою позицию. Определить неоднозначный путь к психологии позволяет включать большое количество произведений, учитывая невостребованность психологи в области здоровья. Но не знать, как определить наши собственные дисциплина точно не способствует ни в чем, чтобы оставить нашу социальную потерю престижа.

Оставим раз и навсегда, вполне ясно, как это предмет психологии, как для нас самих, так и для остального научного сообщества и общественности в целом, и мы имеем дело с ней. Мы не хотим решать проблемы других наук о СН, когда нам еще многое предстоит сделать отношение к здоровью человека. Давайте направим наши немногочисленные силы, на которые никто другой наука СН будет лечить, а оставить их решать свои задачи. Мы не забудь тогда, что

Психология предназначена для изучения влияния поведение в

здоровье человека

Основная цель психологии – способствовать развитию человеческого здоровья, исследуя, в какой степени поведение человека может быть прямым или косвенная причина страданий всех типов проблемных заболеваний и что влияют на здоровье человека (см. Can быть аффективный дефицит причиной болезни. Преследовать любую другую цель значит вторгнуться в конкуренцию других наук о человеческом поведении, оставляя собственные обязанности психологии.

Психология как наука — ALDENHAM PSYCHOLOGY

Чтобы решить, является ли психология наукой, мы должны дать определение «науке». Наука — это «объективное получение данных и организация их в теории». Наука следует за процессом. Во-первых, имеет место индуктивное рассуждение, когда исследователь смотрит на науку/идею вокруг ее предмета. Во-вторых, делается обобщение по этому предмету и формируется гипотеза. Затем имеет место дедуктивное рассуждение, когда предмет проверяется и либо проверяется, либо фальсифицируется. Наука характеризуется тем, что она объективна, а проверяемые переменные должны поддаваться проверке.
 
Во-первых, объективность – чтобы предмет был наукой, он должен быть объективным в том смысле, что исследователь не навязывает идей, которые могут быть предвзятыми по отношению к тому, во что они верят в своем исследовании. Например, бихевиористы, биологические и когнитивные теоретики используют лабораторные исследования, когда изучают свои теории, которые в значительной степени контролируются и не предвзяты собственными убеждениями исследователей. Однако психодинамические теоретики при исследовании предмета используют в большинстве своем тематические исследования. Они носят обобщенный характер и предполагают предвзятую интерпретацию исследователя. Итак, с этой точки зрения, в зависимости от того, какой психолог проводит исследование, зависит от того, объективен ли метод.
 
Вторым аргументом, который можно использовать, является процесс операционализации переменных. В химии и физике переменные заведомо установлены. Они используют напряжения, амперы и граммы при проведении исследований, которые легко установить. Однако, когда психологи исследуют, они не могут установить такие вещи. Например, если они смотрят на стресс, они могут найти косвенные переменные, такие как пот, но они не могут твердо сказать, что это прямая переменная, связанная со стрессовыми ситуациями. Итак, опять же, из этого аргумента трудно сказать, что психология может быть наукой, так как они не могут очень хорошо установить причинность.
 
Третий аргумент — причинно-следственная связь. Это означает наличие причинно-следственной связи в том смысле, что IV оказал влияние на DV. В науке чаще всего используются лабораторные эксперименты, которые контролируются и показывают эту причинно-следственную связь. До некоторой степени психология также может установить причинно-следственную связь. В поведенческих, биологических и когнитивных подходах часто используются лабораторные эксперименты, поэтому они могут установить причинно-следственную связь в строго контролируемых условиях. Однако, опять же, психодинамические теоретики поднимают проблемы, когда проводят исследования, поскольку они в основном используют тематические исследования. Это означает, что причинно-следственная связь не может быть установлена ​​должным образом, даже когда лабораторные эксперименты используются для исследования психологических явлений, возникают проблемы. Лабораторные эксперименты не имеют экологической обоснованности) и могут создавать характеристики спроса. Им также может не хватать внутренней валидности, когда П не верит в эксперимент.
 
Последний аргумент — использование теории. У наук есть парадигмы (общие теории, которые охватывают множество более мелких теорий), такие как физическая теория относительности. Однако в психологии нет ни одной из этих парадигм. Вместо этого у него есть уровни объяснения, которые используются для объяснения различных явлений. Кун (1990) сказал, что это означает, что «психология является преднаукой» — еще не достигла стадии науки, но когда-нибудь может стать ею. Однако парадигмы могут меняться, так нужна ли она психологии? То, что у него нет парадигмы, на самом деле не важно, поскольку различные уровни объяснения компенсируют этот факт.
 
В заключение отметим аргументы как за, так и против психологии как науки. Однако в целом исследовательский метод, которым исследуются явления, в известной степени установит, является ли психология наукой. Глядя на определение науки — «объективное получение данных и организация их в теории», психология в целом — это наука, за исключением теоретиков психодинамики.

 Отношение к психологии как к науке позволяет собирать объективные количественные данные. Эти данные представлены в числовой форме и, следовательно, в меньшей степени, чем качественные данные, подвержены влиянию либо предвзятости исследователя, либо ошибки исследователя. Количественные данные позволяют легко сравнивать людей и/или группы людей. Например, Бандура собрал количественные данные, которые позволили легко сравнить результаты участников, помещенных в группы с агрессивной моделью, неагрессивной моделью и без модели, а также различия между мальчиками и девочками в отношении проявления агрессивных действий. Он обнаружил, что те дети, которые были свидетелями агрессивных действий модели, впоследствии совершали более агрессивные действия, чем дети, которые либо видели неагрессивную модель, либо вообще не видели никакой модели. Он также обнаружил, что в целом мальчики проявляют больше имитационной физической агрессии, чем девочки. Это позволило Бандуре предположить, что агрессивному поведению можно научиться, наблюдая за значимыми другими.

С другой стороны, рассмотрение психологии как науки путем сбора объективных количественных данных часто приводит к результатам, в которых отсутствуют качественные данные. Таким образом, выводы довольно поверхностны, поскольку исследователи не могут получить глубокое понимание того, почему произошло такое поведение. Хотя Бандура собирал количественные данные, ему не удалось выяснить у детей, почему они вели себя так, а не иначе. Он просто предположил, что агрессивные действия были имитированы, потому что дети наблюдали за агрессивным поведением взрослой модели, и поэтому дети научились быть агрессивными, тогда как на самом деле дети, возможно, поняли, что куклу Бобо следует «избить» и просто играя с куклой ожидаемым образом. Это может ограничить полезность рассмотрения психологии как науки, поскольку без полного понимания того, почему происходит поведение, можно сделать неправильные выводы.

Рассмотрение психологии как науки позволяет использовать эксперименты, в которых можно манипулировать IV и делать выводы о причине и следствии. Например, с помощью естественного эксперимента, в котором он манипулировал IV того, был ли у участника расщепленный мозг или нет (эта контрольная группа была гипотетической группой, потому что функции и способности полей зрения и полушарий людей без расщепленного мозга были уже известны), Сперри смог показать многие зрительные и тактильные ограничения пациентов с расщепленным мозгом. Например, если изображение показывалось в левом поле зрения пациента с расщепленным мозгом, они настаивали либо на том, что ничего не видят, либо на том, что с левой стороны была только вспышка света, тогда как «нормальный» человек мог бы назвать предмет. Это предполагало, что неспособность пациентов с расщепленным мозгом назвать в речи или на письме изображение, вспыхнувшее в их левом поле зрения, было связано с тем, что их полушария были отключены.

Однако проблема рассмотрения психологии как науки с использованием экспериментов означает, что исследования могут не иметь экологической достоверности. Хотя Сперри смог выявить многочисленные зрительные и тактильные ограничения у пациентов с расщепленным мозгом, исследование проводилось в искусственно созданной среде, в которой участники выполняли нереалистичные задачи, поэтому им не хватало реализма. Нереально посадить человека перед тахистоскопом и высветить изображение в его левом или правом поле зрения на 1/10 секунды и ожидать, что он сможет идентифицировать изображение в речи и на письме. Это может ограничить полезность рассмотрения психологии как науки, поскольку то, как люди ведут себя в такой искусственной среде, может не отражать их поведение в реальной жизненной ситуации 9.0003

Сравнение дебатов с другими дебатами

Свобода воли/детерминизм

Детерминизм стремится быть научным, однако он никогда не может привести к совершенным предсказаниям из-за сложности человеческого поведения и сложности полной изоляции переменных. Детерминизм использует намного больше научных методов по сравнению со свободной волей.

Природа/воспитание
Взгляд на природу связан с психологией как наукой, потому что она хочет, чтобы поведение было предсказуемым, и использует научный подход для объяснения человеческого поведения.

Редукционизм / холизм
Научность делает исследования и объяснения поведения редукционистскими.

Индивидуальные/ситуационные объяснения
Области психологии, которые используют индивидуальные объяснения поведения (например, когнитивная область), часто используют научные методы, которые строго контролируются, тогда как ситуационным объяснениям часто труднее установить такой высокий контроль.

Полезность
Научность дает доказуемые доказательства, которым можно доверять и на которые можно положиться. Это делает полезным предлагать новые методы лечения.

Этика
Руководящие принципы BPS призывают психологов к уважению, компетентности, ответственности и честности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *