📖 Глава 2. Предмет психологической науки, Глава 1. Человек и его познание, Часть I. Предмет и методы психологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Слободчиков В. И. Страница 7. Читать онлайн
Психология человека. Введение в психологию субъективностиВиктор Слободчиков | Исаев Е. И.
Глава 2. Предмет психологической науки
…
2.2. История предмета психологии человека
Становление предмета психологии в европейском рационализме Нового времени. Предмет психологии частная проекция психического как целого. Абсолютизация отдельных категорий основа становления течений и научных школ в психологии
Становление предмета психологии в европейском рационализме Нового времени
Необходимо зафиксировать еще одну особенность взаимоотношений житейской и научной психологии между ними отсутствует генетическая преемственность. Донаучная психология предшествует научной, но последняя не вырастает из нее. Научная психология зародилась в лоне философии, и исследователи пишут об особом периоде развития психологии философской психологии.
Характеризуя хронологическую связь донаучной, философской и научной психологии, С.Л. Рубинштейн писал: «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями; но ее основная проблематика занимает философскую мысль, с тех пор как существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей с другой»[22].
Симбиоз философии и психологии был необходимым этапом в развитии психологии, и он продолжался до тех пор, пока общественные науки не достигли определенной ступени развития. Для философской психологии характерным являлся поиск объяснительного принципа для психического и стремление установить общие законы душевной жизни.
Выделение психологии из философии, оформление психологии как самостоятельной науки произошло в середине XIX в. Методологической предпосылкой становления психологии как самостоятельной науки выступили идеи европейского рационализма Нового времени, уже доказавшие свою успешность в естествознании. Рационализм представляет собой философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Рационализм исходил из идеи естественного порядка бесконечной цепи причинно-следственных связей, пронизывающих весь мир. Эталоном научного познания мира рационализм полагал математику и естествознание. Знания, получаемые здесь, отвечали критериям объективности, всеобщности и необходимости.
На естественно-научные принципы как на норму разумного подхода к миру стала ориентироваться и зарождающаяся научная психология. Отделившись от философии, психология вступила в свою историю в качестве естественно-научной дисциплины. Как биология, физиология, физика, химия и другие науки, психология также приняла в качестве критериев достоверности знания объективность, всеобщность и необходимость. Это означало, что человеческая психология стала рассматриваться в логике причинно-следственных отношений и объясняться законами природного мира.
Из естествознания психология заимствовала экспериментальный метод, по сути сыгравший решающую роль в оформлении ее как самостоятельной науки. «Внедрение в психологию эксперимента, – писал С.Л. Рубинштейн, – не только вооружило ее очень мощным специальным методом научного исследования, но и вообще иначе поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии»[23]. Психология превратилась в экспериментальную, опытную науку, ориентированную на точный анализ психических явлений, подобный анализу в естествознании. С этого времени из психологии уходят такие категории, как «душа», «дух», «внутренний мир человека», «способности души», «субъективность». Объектами психологии становятся «психика», «психические явления», «психические свойства».
Предмет психологии частная проекция психического как целого
Свой отсчет в качестве самостоятельной науки психология ведет с 1879 г., в котором В. Вундт создал экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Спустя два года на базе этой лаборатории был создан Институт экспериментальной психологии. В этом же году В. Вундт основал первый психологический журнал. В институте психологии Лейпцига учились и работали многие выдающиеся психологи мира, в том числе и наши соотечественники В.М. Бехтерев и Г.И. Челпанов.
Первой программой психологии как самостоятельной науки стала физиологическая психология В. Вундта. Предметом психологии здесь были провозглашены процессы, доступные одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению, имеющие как психологическую, так и физиологическую составляющие.
В. Вундт подверг критике прежние представления о предмете психологии, как умозрительные или мистические представления о душе и о внутреннем мире человека. Психология как наука, по В. Вундту, имеет уникальный предмет непосредственный опыт человека, представленный в его сознании. Поэтому предметом психологии должно быть сознание, а точнее состояния сознания, связи и отношения между этими состояниями, законы, которым они подчиняются. Основными элементами сознания, имеющими как физиологическую, так и психическую природу, В. Вундт полагал ощущения, представления и чувства.
Так как непосредственный опыт, по В. Вундту, дан человеку в его сознании, то единственным и прямым методом исследования является интроспекция, или самонаблюдение. В лабораторных экспериментах участие принимали психологи, специально обученные технике самонаблюдения. Эксперимент представлял собой как бы внешний стимул для внутренней работы самонаблюдения, для последующего анализа, обобщения и выводов о его результатах.
На примере научной программы В. Вундта, представленной в самых общих чертах, можно показать общий способ построения психологического исследования, который на протяжении десятилетий будет доминировать в науке.
Первая особенность этого способа редукционизм. Применительно к психологии человека редукционизм означает сведение богатого духовного опыта человека, многогранной духовной жизни, осмысленного внутреннего мира субъекта к его отдельным сторонам и предпосылкам.
Вторая особенность атомизм, или стремление найти простейшие элементы, первооснову, «кирпичики» психического, с помощью которых можно построить целостную психологическую конструкцию.
Третью особенность первых научно-психологических программ исследований можно обозначить как абстрактность принципиальную оторванность от жизни. Экспериментальные исследования сознания в первой психологической лаборатории были настолько искусственными, что лишали полученные в ходе них результаты всякой возможности объяснения реальной психической жизни человека, приложения их к практике человеческой деятельности. Психологические факты, выявленные особенности сознания не имели значения за пределами самой науки.
В указанном способе построения предмета психологии проявляется принципиальная методологическая особенность: психическое как целое полностью сводится к своей частной проекции. Эта особенность в истории психологии найдет свое выражение в своеобразной абсолютизации отдельных категорий, полагаемых в качестве объяснительного принципа природы психического, в основных направлениях мировой психологии.
Абсолютизация отдельных категорий основа становления течений и научных школ в психологии
Научная психология стремится отразить реальность психического в его существенных свойствах и в обобщенной форме, т. е. в понятиях. Понятия составляют каркас любой науки; в своей совокупности они образуют категориальный строй. Изменение научного взгляда на психологию человека сопряжено со сменой категорий, с наполнением их новым содержанием.
Психология относится к гуманитарным наукам наукам, изучающим человека. Особенностью гуманитарных наук, отличающей их от естественных, является то, что в одни и те же понятия разные исследователи вкладывают разное содержание.
Сложность и многогранность внутреннего мира человека, многоаспектность его взаимосвязей с окружающим миром объясняет и другую особенность психологии как гуманитарной науки несовпадение набора категорий в разных направлениях психологии. Если выразить эту мысль по-другому, то можно сказать, что собственно единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы. Более того, по меткому выражению А.Н. Леонтьева, современная психология растет не в ствол, а в куст. Термин «психология», как правило, употребляется в связке или в соединении с другим словом: психология сознания, функциональная психология, гештальтпсихология, глубинная психология, европейская психология, советская психология и т. п.
Научные течения и школы в психологии не следует смешивать с ее отраслями, отражающими процесс внутренней дифференциации науки. Отрасли психологии можно классифицировать по различным основаниям: по сферам и видам деятельности психология труда, политическая, экономическая, социальная, спортивная, медицинская, педагогическая, юридическая психология, психология религии, искусства, авиационная, инженерная и другие; по объекту и специфике развития психология животных (зоопсихология), психология человека (антропологическая психология), детская и возрастная психология, патопсихология.
Дифференциация психологии отвечает прежде всего практическим задачам, стоящим перед наукой. Каждая из отраслей психологии имеет свои специфические задачи. Например, общее назначение педагогической психологии состоит в научно-психологическом обосновании педагогической деятельности; возрастная психология нацелена на создание теории психического развития человека в онтогенезе.
Механизм оформления течений и научных школ в психологии иной. Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально; другие либо вовсе не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.
Направления и научные школы в психологии получают свою специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики. «…Фундаментальное понятие… первичная абстракция, лежащая в основе науки, определяет не только содержание, но и предопределяет характер единства отдельных дисциплин, а через это способ объяснения фактов, главный объяснительный принцип науки»[24]. Как правило, со временем та или иная категория абсолютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиняет себе все другие категории и понятия, оформляя тем самым особое научное направление.
Наиболее отчетливо тенденция абсолютизации отдельных категорий проявилась в психологии на самом первом этапе оформления ее в качестве самостоятельной науки, в процессе поиска своего предмета исследования. В. Вундт в качестве такого предмета объявил сознание. Категория сознания стала центральной в его психологической теории. Но необходимо подчеркнуть, что для В. Вундта в сознании выражалось существо психологии человека; он исследовал не просто сознание, а человека, обладающего сознанием.
Право психологии на существование как самостоятельной науки В. Вундт обосновывал принципиальным отличием ее от других наук. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью же сознания. Он считал, что психология имеет определенное преимущество перед другими науками: объекты ее исследования даны ей непосредственно, открываются самому человеку в ощущениях, представлениях и переживаниях. Поэтому психология может исследовать свой предмет непосредственно, «на себе», в интроспекции, т. е. самонаблюдении.
Взгляды В. Вундта на предмет психологии разделял американский психолог Э. Титченер создатель структурной психологии. Предметом психологии он также полагал сознание, но уже как совокупность субъективных процессов, протекающих в течение всей жизни человека. Задача психологии состоит в анализе структуры, морфологии сознания, в разложении его на элементарные процессы. В конечном счете в качестве элементарных процессов сознания для Э. Титченера выступали ощущения, а само сознание предстало как их совокупность, «мозаика». Он настаивал также на исследовании «чистого содержания сознания» методом аналитической интроспекции.
Австрийский философ Ф. Брентано выдвинул программу построения психологии, в центре которой стояло понятие «интенционального акта сознания». Предметом психологии провозглашалось не содержание, а акт сознания как интенция. Сознание понималось как активное начало, направленное на объект, оно всегда есть сознание чего-то.
У последователя Брентано К. Штумпфа на первый план в объяснении сознания выступило понятие функции, с помощью которой сознание осуществляет свой интенциональный акт.
Из учений об интенциональном акте и функции сознания в США выросло и оформилось особое направление в психологии функционализм. Предтечей этого направления был В. Джемс. Оставаясь в рамках психологии сознания с ее субъективным методом, он рассматривал сознание как особую биологическую функцию, как инструмент приспособления человека к среде. В функционализме роль сознания сводилась к оценке меры успешности действий индивида по удовлетворению своих потребностей.
Исследовать сознание человека значит ответить на вопрос, как оно позволяет человеку познавать окружающий мир, посредством каких операций оно обеспечивает решение жизненных задач. В функционализме психическое служит достижению практически полезных целей человека, выполняет приспособительные функции. Сознание рассматривается как промежуточный приспособительный механизм между организмом и средой.
Таким образом, исторически первой проекцией психологической реальности человека, объектом научной психологии выступило сознание. Предметом психологии стали различные проявления сознания. Различные варианты исследования сознания составили так называемую субъективную, или интроспективную, психологию.
С особой программой построения психологии выступил отечественный ученый И.М. Сеченов. Главной категорией, которую И.М. Сеченов положил в основу создаваемой им психологии, явилось понятие рефлекса. Он разработал рефлекторную теорию психического, согласно которой психические процессы (восприятие, память, мышление и т. д.), высшие акты сознания и личности разворачиваются по механизму физиологического рефлекса.
Учение И.М. Сеченова о рефлексах головного мозга представляет собой образец естественно-научного способа объяснения психических актов, в том числе и сознания.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ / Шпаргалки
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ / ШпаргалкиВсе шпаргалки / Общая психология /
В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с другими людьми. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает – наука о душе (по гречески psyche – душа, logos – наука). Предметом научного изучения в психологии являются конкретные факты психической жизни, которые характеризуются качественно и количественно. Но научная психология не ограничивается описанием психологического факта, она требует перехода от описания явлений к их объяснению. Это предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Следовательно, предметом изучения в психологии являются психологические законы.Основная задача психологии – изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией, – различные процессы состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности. Теоретическая работа включает сопоставление и соединение накапливаемых знаний, их систематизацию. Ее главная цель – раскрыть сущность изучаемых явлений. Поэтому возникают методологические проблемы. Б.Ф. Ломовым были выдвинуты главные категории психологии: отражение, деятельность, личность, общение, понятия «социальное» и «биологическое». Выявление связей социальных и природных свойств человека – еще одна задача психологии.
Научный процесс | Введение в психологию
Цели обучения
- Объяснить этапы научного метода
- Различать теории и гипотезы
Рисунок 1 . Некоторые из наших предков во всем мире и на протяжении веков считали, что трепанация — практика проделывания отверстия в черепе, как показано здесь, — позволяет злым духам покинуть тело, тем самым излечивая психические заболевания и другие расстройства. (кредит: «тайпроект»/Flickr)
Цель всех ученых — лучше понять окружающий их мир. Психологи сосредотачивают свое внимание на понимании поведения, а также на когнитивных (психических) и физиологических (телесных) процессах, лежащих в основе поведения. В отличие от других методов, которые люди используют для понимания поведения других, таких как интуиция и личный опыт, отличительной чертой научного исследования является наличие доказательств в поддержку утверждения.
Хотя поведение можно наблюдать, разум — нет. Если кто-то плачет, мы можем видеть его поведение. Однако причину такого поведения определить сложнее. Человек плачет из-за грусти, боли или счастья? Иногда мы можем узнать причину чьего-то поведения, просто задав вопрос, например: «Почему ты плачешь?» Однако бывают ситуации, когда человек либо чувствует себя некомфортно, либо не желает честно отвечать на вопрос, либо не в состоянии ответить. Например, младенцы не смогут объяснить, почему они плачут. В таких обстоятельствах психолог должен творчески подходить к поиску способов лучше понять поведение. Этот модуль исследует, как генерируются научные знания и насколько важны эти знания для принятия решений в нашей личной жизни и в общественной жизни.
Попробуйте
Процесс научных исследований
Рисунок 2 . Научный метод – это процесс сбора данных и обработки информации. Он обеспечивает четко определенные шаги для стандартизации того, как научные знания собираются с помощью логического, рационального метода решения проблем.
Научное знание продвигается посредством процесса, известного как научный метод. По сути, идеи (в форме теорий и гипотез) проверяются в реальном мире (в форме эмпирических наблюдений), и эти эмпирические наблюдения приводят к большему количеству идей, которые проверяются в реальном мире, и так далее.
Основные этапы научного метода:
- Наблюдать за природным явлением и задать вопрос о нем
- Выдвинуть гипотезу или возможное решение вопроса
- Проверить гипотезу
- Если гипотеза верна, найдите дополнительные доказательства или найдите контрдоказательства
- Если гипотеза неверна, создайте новую гипотезу или повторите попытку
- Делайте выводы и повторяйте — научный метод бесконечен, и ни один результат не считается идеальным
Чтобы задать важный вопрос, который может улучшить наше понимание мира, исследователь должен сначала наблюдать за природными явлениями.
Делая наблюдения, исследователь может определить полезный вопрос. Найдя вопрос, на который нужно ответить, исследователь может затем сделать прогноз (гипотезу) о том, каким, по его мнению, будет ответ. Этот прогноз обычно представляет собой утверждение о взаимосвязи между двумя или более переменными. После выдвижения гипотезы исследователь разработает эксперимент для проверки своей гипотезы и оценки собранных данных. Эти данные либо подтвердят, либо опровергнут гипотезу. Основываясь на выводах, сделанных на основе данных, исследователь затем находит дополнительные доказательства в поддержку гипотезы, ищет контрдоказательства для дальнейшего укрепления гипотезы, пересматривает гипотезу и создает новый эксперимент или продолжает использовать собранную информацию для ответа. исследовательский вопрос.Основные принципы научного метода
Двумя ключевыми понятиями в научном подходе являются теория и гипотеза. Теория
Попробуйте
Рисунок 3 . Научный метод включает в себя выведение гипотез из теорий и последующую проверку этих гипотез. Если результаты согласуются с теорией, то теория поддерживается. Если результаты не согласуются, то следует модифицировать теорию и генерировать новые гипотезы.
Другими ключевыми компонентами следования научному методу являются проверяемость, предсказуемость, фальсифицируемость и объективность. Проверяемость означает, что эксперимент должен быть воспроизведен другим исследователем. Чтобы добиться верифицируемости, исследователи должны документировать свои методы и четко объяснять, как устроен их эксперимент и почему он дает определенные результаты.
Предсказуемость в научной теории подразумевает, что теория должна позволять нам делать предсказания о будущих событиях. Точность этих предсказаний является мерой силы теории.
Фальсифицируемость относится к тому, может ли гипотеза быть опровергнута. Для того чтобы гипотеза была фальсифицируемой, должна быть логически возможна наблюдение или физический эксперимент, который показал бы, что гипотеза не подтверждается. Даже если нельзя доказать, что гипотеза ложна, это не обязательно означает, что она неверна. Будущие испытания могут опровергнуть эту гипотезу. Это не означает, что гипотеза
Чтобы определить, подтверждается или не подтверждается гипотеза, исследователи-психологи должны провести проверку гипотезы с использованием статистики. Проверка гипотезы — это тип статистики, который определяет вероятность того, что гипотеза верна или ложна. Если проверка гипотезы показывает, что результаты были «статистически значимыми», это означает, что гипотеза была подтверждена и что исследователи могут быть достаточно уверены в том, что их результат не был результатом случайности. Если результаты не являются статистически значимыми, это означает, что гипотеза исследователей не подтвердилась.
Справедливость подразумевает, что при оценке гипотезы необходимо учитывать все данные. Исследователь не может выбирать, какие данные оставить, а какие отбросить, или сосредоточиться конкретно на данных, которые поддерживают или не поддерживают конкретную гипотезу. Все данные должны быть учтены, даже если они опровергают гипотезу.
Попробуйте
Применение научного метода
Чтобы увидеть, как работает этот процесс, давайте рассмотрим конкретную теорию и гипотезу, которая может быть порождена этой теорией. Как вы узнаете из следующего модуля, теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоциональный опыт зависит от физиологического возбуждения, связанного с эмоциональным состоянием. Если вы вышли из дома и обнаружили на пороге очень агрессивную змею, ваше сердце забилось быстрее, а желудок скрутило. Согласно теории Джеймса-Ланге, эти физиологические изменения приведут к чувству страха. Гипотеза, которая может быть выведена из этой теории, может заключаться в том, что человек, который не осознает физиологического возбуждения, которое вызывает вид змеи, не будет чувствовать страх.
Помните, что хорошую научную гипотезу можно опровергнуть или доказать, что она неверна. Вспомните из вводного модуля, что у Зигмунда Фрейда было много интересных идей для объяснения различных видов человеческого поведения. Однако основная критика теорий Фрейда заключается в том, что многие из его идей не поддаются фальсификации; например, невозможно представить себе эмпирические наблюдения, опровергающие существование Ид, Эго и Супер-Эго — трех элементов личности, описанных в теориях Фрейда. Несмотря на это, теории Фрейда широко преподаются во вводных текстах по психологии из-за их исторической значимости для психологии личности и психотерапии, и они остаются корнем всех современных форм терапии.
Рисунок 4 . Многие особенности (а) теорий Фрейда, такие как (б) его разделение разума на Ид, Эго и Супер-Эго, в последние десятилетия потеряли популярность, потому что они не поддаются фальсификации. В более широком смысле его взгляды заложили основу для большей части современного психологического мышления, например, в отношении бессознательного характера большинства психологических процессов.
Напротив, теория Джеймса-Ланге порождает фальсифицируемые гипотезы, такие как описанная выше. Некоторые люди, получившие серьезные травмы позвоночника, не могут ощущать телесные изменения, которые часто сопровождают эмоциональные переживания. Следовательно, мы могли бы проверить гипотезу, определив, как различаются эмоциональные переживания между людьми, способными обнаруживать эти изменения в своем физиологическом возбуждении, и теми, кто этого не делает. Фактически, это исследование было проведено, и хотя эмоциональные переживания людей, лишенных осознания своего физиологического возбуждения, могут быть менее интенсивными, они все же испытывают эмоции (Chwalisz, Diener, & Gallagher, 19).88).
Попробуйте
Ссылка на обучение
Хотите принять участие в исследовании? Посетите веб-сайт «Психологические исследования в сети» и нажмите на ссылку, которая покажется вам интересной, чтобы принять участие в онлайн-исследовании.
Почему научный метод важен для психологии
Использование научного метода — одна из главных черт, отделяющих современную психологию от более ранних философских исследований разума. По сравнению с химией, физикой и другими «естественными науками» психология долгое время считалась одной из «социальных наук» из-за субъективного характера вещей, которые она изучает. Многие понятия, которыми интересуются психологи, такие как аспекты человеческого разума, поведения и эмоций, субъективны и не могут быть измерены напрямую. Вместо этого психологи часто полагаются на поведенческие наблюдения и данные, полученные от самих себя, которые некоторые считают незаконными или недостаточно методологически строгими. Таким образом, применение научного метода к психологии помогает стандартизировать подход к пониманию очень разных типов информации.
Научный метод позволяет воспроизвести и подтвердить психологические данные во многих случаях, при различных обстоятельствах и разными исследователями. Повторяя эксперименты, новые поколения психологов могут уменьшить количество ошибок и расширить применимость теорий. Это также позволяет проверять и подтверждать теории, а не просто догадки, которые невозможно ни проверить, ни опровергнуть. Все это позволяет психологам лучше понять, как работает человеческий разум.
Научные статьи, опубликованные в журналах, и статьи по психологии, написанные в стиле Американской психологической ассоциации (т. е. в «стиле АПА»), построены вокруг научного метода. Эти документы включают введение, в котором представлена справочная информация и излагаются гипотезы; раздел методов, в котором излагаются особенности того, как проводился эксперимент для проверки гипотезы; раздел результатов, который включает в себя статистику проверки гипотезы и указывает, была ли она подтверждена или нет, а также обсуждение и вывод, в которых указываются последствия обнаружения поддержки или отсутствия поддержки гипотезы. Написание статей и документов, придерживающихся научного метода, позволяет будущим исследователям легко повторить исследование и попытаться воспроизвести результаты.
Известные исследователи
Психологические исследования имеют долгую историю, в которой участвуют важные фигуры из разных слоев общества. В то время как во вводном модуле обсуждались несколько исследователей, внесших значительный вклад в эту дисциплину, есть еще много людей, заслуживающих внимания при рассмотрении того, как психология как наука продвинулась благодаря их работе. Например, Маргарет Флой Уошберн (1871–1939) была первой женщиной, получившей докторскую степень в области психологии. Ее исследования были сосредоточены на поведении и познании животных (Маргарет Флой Уошберн, доктор философии, nd). Мэри Уитон Калкинс (1863–1819 гг.)30) был выдающимся американским психологом в первом поколении, который выступал против бихевиористского движения, провел значительные исследования памяти и основал одну из первых лабораторий экспериментальной психологии в Соединенных Штатах (Мэри Уитон Калкинс, nd).
Рисунок 5 . (а) Маргарет Флой Уошберн была первой женщиной, получившей степень доктора психологии. (b) Психолог Инес Беверли Проссер, первая афроамериканка, получившая докторскую степень в области психологии.
Фрэнсис Самнер (1895–1954) был первым афроамериканцем, получившим докторскую степень по психологии в 1920 году. Его диссертация была посвящена вопросам, связанным с психоанализом. У Самнера также были исследовательские интересы в области расовой предвзятости и образовательной справедливости. Самнер был одним из основателей факультета психологии Университета Говарда, и из-за его достижений его иногда называют «отцом черной психологии». Тринадцать лет спустя Инес Беверли Проссер (1895–1934) стала первой афроамериканкой, получившей докторскую степень по психологии. Исследование Проссер выявило проблемы, связанные с обучением в сегрегированных и интегрированных школах, и, в конечном итоге, ее работа оказала большое влияние на решение Верховного суда по делу Браун против Совета по образованию о неконституционности сегрегации в государственных школах (Этническая принадлежность и здоровье в Америке. Серия: Избранные психологи. , н.д.).
Хотя зарождение научных корней психологии произошло сначала в Европе и США, не прошло много времени, как исследователи со всего мира начали создавать свои собственные лаборатории и исследовательские программы. Например, некоторые из первых лабораторий экспериментальной психологии в Южной Америке были основаны Горацио Пиньеро (1869–1919) в двух учреждениях в Буэнос-Айресе, Аргентина (Godoy & Brussino, 2010). В Индии Гунамудян Давид Боаз (1908–1965) и Нарендра Натх Сен Гупта (1889 г.–1944) основал первые независимые факультеты психологии в Мадрасском и Калькуттском университетах соответственно. Эти разработки предоставили возможность индийским исследователям внести важный вклад в эту область (Гунамудиан Дэвид Боаз, nd; Нарендра Нат Сен Гупта, nd).
Когда в 1892 году была основана Американская психологическая ассоциация (АПА), все ее члены были белыми мужчинами. Однако к 1905 году Мэри Уитон Калкинс была избрана первой женщиной-президентом АПА, а к 1946 лет почти четверть американских психологов были женщинами. Психология стала популярным вариантом получения степени для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях страны, исторически сложившихся для чернокожих, что увеличило число чернокожих американцев, которые стали психологами. Учитывая демографические сдвиги, происходящие в Соединенных Штатах, и расширение доступа к возможностям получения высшего образования среди исторически недопредставленных групп населения, есть основания надеяться, что разнообразие в этой области будет все больше соответствовать большей численности населения, и что исследовательский вклад психологов будущего будет лучше служить людям любого происхождения (Женщины и меньшинства в психологии, без даты).
Глоссарий
эмпирический: основанный на объективных, осязаемых доказательствах, которые можно наблюдать снова и снова, независимо от того, кто наблюдает
справедливость: подразумевает, что все данные должны учитываться при оценке гипотезы может быть опровергнуто экспериментальными результатами
гипотеза: (множественное число: гипотезы) предварительное и проверяемое утверждение о взаимосвязи между двумя или более переменными
предсказуемость: подразумевает, что теория должна позволять нам делать предсказания будущих событий другой исследователь
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Две психологии: объективная наука и субъективный народ
Область психологии обширна, и есть много способов разделить ее. Например, одно из возможных различий заключается в психологии животных и человека. Еще одно разделение – между наукой и практикой. В последнее время я подчеркиваю разницу между «объективной научной психологией» (ОНП) и «субъективной народной психологией» (СФП). После разъяснения различий в этом блоге кратко исследуются оба вопроса через призму Единой теории познания (UTOK).
SFP — это то, с чем вы уже хорошо знакомы. Это ваш взгляд на существование в мире. Это можно сформулировать как в терминах вашего «базового осознания», так и в терминах вашего «я». Как описывает этот блог, базовое осознание относится к вашему сырому опыту пребывания в мире, без привязки мыслей или смысла. Напротив, ваше «я». » относится ко всем вашим убеждениям и желаниям, значениям, которые вы придаете вещам в мире, и тому, что вы пытаетесь сделать со своей жизнью или деятельностью. Когда вы спрашиваете других, во что они верят или что они чувствуют, вы проверяете их В соответствии с этим, когда группы людей собираются вместе и участвуют в групповой деятельности, мы можем назвать это интерсубъективной народной психологией или ИСФП.0013
OSP отличается. Это область исследования, которая обрамлена институциональной идентичностью. Учреждение OSP состоит из таких вещей, как Американская психологическая ассоциация и ее множество различных подразделений, специальностей по психологии, предоставляемых университетами, и государственных лицензионных советов, которые выдают лицензии на практику. В то время как SFP существует с тех пор, как люди могут осознавать свой субъективный опыт бытия и размышлять о нем с другими, OSP существует всего около 200 лет. Это было в середине 19века, что она действительно набирала обороты, и ее официальная дата рождения — 1879 год. Причина в том, что она определяется современными эмпирическими естественными науками, возникшими в эпоху Просвещения. Действительно, OSP определяется современной наукой в том смысле, что оно обретает свою идентичность, применяя методы и эпистемологию науки к области поведения и психических процессов.
Конечно, существует множество разных точек зрения и подходов к OSP. Действительно, сегодня я провожу занятие, посвященное классической статье Грегори Кимбла, Две культуры психологии . Опираясь на работу С. П. Сноу о «двух культурах» академии, Кимбл эмпирически документирует, как можно утверждать, что «психологию» (то есть версию OSP) можно разделить на две рамки, одна из которых больше склоняется к естественным наукам, а другая больше к гуманистической чувствительности. В статье Кимбла даже поднимается вопрос о том, что существует так много разнообразия, что эту область следует называть «психологическими исследованиями», а не наукой о психологии. по существу сломан. Причина в том, что он придерживается методов и эпистемологии науки, но не может эффективно определить онтологию ментального (подробный аргумент см. здесь). Это обрекает его на то, что называется «проблемой замка из песка». Проблема в том, что многие исследовательские программы, основанные на различных системах определений, напоминают строительство замков из песка на берегу. эфемерной основы понимания. Таким образом, как замки на песке, каждая новая волна определений сметает старые открытия и расчищает поле для новой группы исследователей, чтобы строить новые программы исследований способами, которые не связаны кумулятивно. исследовать прошлое
The Unified Theory использует новый подход к OSP. Он начинается с Системы Древа Знаний и Периодической Таблицы Поведения, которые обеспечивают «описательные метафизические системы» для научных поведенческих процессов в целом. Разделяя природный мир на планы существования Материи, Жизни, Разума и Культуры, эти рамки дают нам возможность определить надлежащий предмет ОСП. В частности, OSP соответствует как животно-ментальным поведенческим моделям в измерении Разума, так и человеческим ментальным поведенческим паттернам в измерении Культуры. Эти необходимые ходы позволяют нам получить правильную онтологию психического поведения.
Затем Единая Теория переходит к прояснению области психических процессов (см. здесь). Карта разума 1,2,3 разъясняет метафизику психических процессов, определяя пять различных областей человеческого психического поведения. Разум 1b — это область открытой деятельности, которую часто ошибочно называют «поведением», Разум 1a — это область нейропознания, Разум 2 — это область субъективного сознательного опыта, Разум 3a — это частная внутренняя речь, а Разум 3b — публичное вербальное поведение.
С различными областями ментального, указанными через четкую метафизическую онтологическую картину, Единая Теория затем дает три метатеоретических структуры, которые функционируют как объяснительные системы и как рамки, которые могут ассимилировать и интегрировать основные эмпирические открытия и школы мысли. Теория поведенческих инвестиций ассимилирует и интегрирует широкие области когнитивных, поведенческих, нейро- и этологических наук. Матрица влияния объединяет работу над социальными мотивами, эмоциями и взаимодействиями людей. Теория систем оправдания определяет, как человеческие приматы стали личностями, и появление культурного измерения существования.
Как это связано с SFP? Круто то, что UTOK предоставляет структуру, которая обеспечивает большую связь с SFP. Например, учтите, что SFP обычно формулируется в терминах теории «вера-желание-действие». То есть люди предполагают, что действия функционально связаны с убеждениями и желаниями. UTOK здесь лишь немного смещает кадр. Во-первых, он определяет область как психическое поведение человека. Затем он динамически формирует ментальное поведение человека с точки зрения оправданий, вложений и процессов влияния. Это анализ «динамики JII» (т. е. динамика обоснования, инвестиций и влияния).
Чтобы применить это, когда вы видите животное или человека, занятого функциональной деятельностью, считайте это своего рода «поведенческим вложением». То есть, если вы спросите себя: «Что делает это животное?» вы почти всегда можете сформулировать ответ с точки зрения затрат труда и усилий для достижения определенного результата. Теория поведенческих инвестиций дает шесть принципов, которые вы можете применить, чтобы сформулировать ответ с научной точки зрения [т. е. 1) экономика энергетики; 2) эволюция; 3) поведенческая генетика; 4) нейровычислительный контроль; 5) обучение; 6) история развития жизни]. Если вы видите двух людей, занятых обменом мнениями, вы можете задавать вопросы о влиянии. В частности, кто на кого пытается влиять и как? И, согласно матрице влияния, вы можете отслеживать процессы с точки зрения ценности отношений, власти, любви и свободы. Наконец, можно сформулировать вербальный обмен «вопрос-ответ» между людьми с точки зрения взаимодействия через пропозициональные сети, которые функционируют как системы оправдания, структурированные для легитимации того, что есть и должно быть. (Для получения более подробной информации о соединении SFP с OSP UTOK см. этот блог о переводе народной психологии убеждений-желаний в JII Dynamics, а также см. этот блог, в котором анализируется конкретная сцена из превосходного фильма Обычные люди на основе метатеоретических рамок Матрицы влияния и Системы оправдания.