Объект психологии и субъект психологии: Субъект — Психологос

Предмет психологии в естественно-научной парадигме познания: критический анализ

           

2018 №2 — перейти к содержанию номера…

Постоянный адрес этой страницы — https://mir-nauki.com/25psmn218.html

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 271.7 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Теплых Д.А., Теплых М.С. Предмет психологии в естественно-научной парадигме познания: критический анализ // Интернет-журнал «Мир науки». — 2018 №2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN218.pdf


Теплых Дмитрий Анатольевич
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Россия
Доцент кафедры «Образовательных технологий и дистанционного обучения»
Доцент кафедры «Философии»
Кандидат философских наук
E-mail: [email protected]

Теплых Марина Сергеевна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им.

Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия
Доцент кафедры «Философии»
Кандидат философских наук
E-mail: [email protected]
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=870434

Аннотация. Статья посвящена критическому анализу применения естественно-научного идеала познания к проблеме предмета психологии, вокруг которой выстраивается вся система психологической науки. Ориентируясь на парадигму естественнонаучного познания, ученые-теоретики разграничивают объект психологии – «психическое бытие» как объектное бытие, существующее независимо от его познания, и предмет психологии – «психологическую реальность», под которой понимается объект психологии (его часть, аспект), воспроизводимый и отображаемый в психологической теории, знании. Предмет психологии в рамках естественно-научной парадигмы основан на постулате бессубъектности – на утверждении о существования психического бытия, независимого от познавательных возможностей ученого как субъекта познания. Исходя из этого постулата, естественнонаучная мысль в психологии в онтологическом плане движется по пути теоретической редукции психологической реальности (предмета психологии) к «непсихологическим» объективным реальностям – физической, химической, физиологической, биологической, познавательной, поведенческой, социальной.

Авторы статьи обнаруживают, что постулат о бессубъектности психического бытия несостоятелен, поскольку утверждение об «объектности объекта» к психике неприменимо. Использование в психологической теории указанного естественнонаучного мифа, приводит к тому, что психическая реальность человека лишается своего онтологического статуса, редуцируется до «объектных» форм иных реальностей, что приводит к превращению действительного предмета психологии – лишь в декларируемый предмет психологии.

Ключевые слова:

психология; естественно-научная парадигма; объект психологии; объектное бытие; психическое бытие; предмет психологии; объективная реальность; психологическая реальность; постулат бессубъектности

Скачать

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Основы психологии воспитания | Сущность психологии воспитания. Объект и предмет психологии воспитания

Психология воспитания изучает психологические закономерности формирования человека как личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса. Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых.

Таким образом, психология воспитания – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности и условия формирования социально значимых качеств личности в процессе воспитания.

Раскрывая психологические механизмы формирования морально-волевой сферы личности, нравственного сознания, нравственных представлений, понятий, принципов, убеждений, психология воспитания выявляет общие законы активного «проектирования» личности растущего человека, принципы, условия и специфику организации воспитательного процесса на разных этапах жизни человека.

Психология воспитания исследует процесс свертывания, перестройки одних психологических особенностей и возникновения, развития новых образований. Именно ориентировка на становление новых психологических возможностей ребенка позволяет создать условия для организации такого воспитательного процесса, который, по выражению Л.С. Выготского, может не плестись в хвосте психического развития ребенка, а вести его за собой, организовывать его, управлять им.

Главный организующий момент психологии воспитания как особой области психологических знаний – положение о возможности активного целенаправленного формирования личности в онтогенезе. Вопрос об условиях становления личности, о соотношении биологического и социального – решающий в понимании развития личности. Принципиальное значение этого вопроса объясняется тем, что признание ведущей роли социальных условий означает возможность активного воздействия общества на развитие личности, ориентирует на устранение социальных причин, мешающих разностороннему развитию.

Личность представляет собой особое качество (А.Н. Леонтьев), которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания. Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями, умением управлять своими поступками, своей деятельностью. Ядром целостной структуры личности является мотивационная сфера ее деятельности, имеющая сложное иерархическое строение мотивов низшего и высшего порядка.

Становление личности, начиная с ранних этапов развития и до гармонической сформированности – длительный, сложный, многоплановый процесс. Психология воспитания имеет дело с постоянно развивающимся, качественно изменяющимся явлением – ребенком, психологические особенности личности и деятельности которого, потребности, мотивы, отношения различны на разных возрастных этапах. Важно учитывать перспективы развития, обеспечивая формирование тех качеств личности ребенка, которые на данном этапе находятся лишь в зачаточном состоянии, но которым принадлежит будущее. Именно в этом случае и организуется процесс проектирования личности, построение которого требует учета многочисленных индивидуальных потребностей и особенностей.

Итак, объектом психологии воспитания является личность, развивающаяся в результате воспитательных воздействий. Предмет психологии воспитания – это психологические закономерности формирования человека как личности в условиях воспитания, в условиях целенаправленной организации педагогического процесса.

Каковы задачи психологии?

5 ответов

Сэмюэл Чилтерн ответил

Психология — это социальная наука, которая фокусируется на понимании человеческого разума и того, как он интерпретирует мир и взаимодействует с ним. У субъекта четыре основные цели:

  • Описать
  • Объяснить
  • Предсказать
  • Изменить поведение

Описать Описание — это процесс анализа поведения в попытке понять, что считается здоровым и продуктивным, а какие поведенческие черты менее желательны.
Чтобы объяснить

Психология не считается фундаментальной наукой, как физика или химия. Однако новые тенденции в психологии за последние 100 лет свидетельствуют о все большем акценте на использовании объективных измерений психического здоровья.

Когнитивная психология — прекрасный пример, иллюстрирующий этот идеологический сдвиг. Эта поддисциплина психологии использует такие методы, как измерение электрической активности мозга и сопоставление этих паттернов с психическим состоянием пациента.

Благодаря этому подходу психологи начинают создавать базу объективных данных для объяснения мыслей и чувств людей. Научившись распознавать здоровые и нездоровые паттерны, психологи должны уметь выявлять проблемы у пациентов раньше и предлагать более эффективные методы лечения.

Чтобы предсказать

Как только психологи поймут определенное поведение, они смогут использовать эту информацию, чтобы предсказать поведение человека, основываясь на том, как он реагировал на определенные события в прошлом.

Это полезно в организационных условиях, когда работодатель может захотеть выбрать работников, которые хорошо подходят для корпоративной культуры, или убедиться, что они справятся со стрессовыми обстоятельствами.

Для изменения поведения
Это та область, в которой психологи должны быть очень осторожны, чтобы действовать в рамках строгих этических ограничений. При желании психолог может помочь человеку преодолеть парализующие страхи или деструктивные модели поведения, такие как агрессия или навязчивая ложь.

Психологические методы могут использоваться в организациях для поощрения желаемого поведения: например, поощрение студентов к усердной учебе или поощрение сотрудников к установлению лучших отношений друг с другом.

поблагодарил автора.

брякнул это.

Comania Tyrone ответил

Для меня психология имеет три основные цели:

  • Понимать
  • Предсказывать
  • Управлять

Понимание — первая цель психологии, и это относится к тому, как мы собираемся сформулировать идею или понять поставленную перед нами проблему и как мы попытаемся ее решить.

Предсказание означает изучение психологических целей предсказания, потому что верно утверждение, что профилактика лучше, чем лечение. Человек с психиатрической проблемой должен делать все возможное, чтобы наблюдать, когда «с ним что-то идет не так».

Контроль означает, что если мы уже способны понимать и предсказывать, что происходит в определенных обстоятельствах, то мы можем контролировать ситуацию. Например: мы могли бы дать положительный ответ на проблему и избежать более серьезных последствий.

поблагодарил автора.

брякнул это.

Аноним ответил

Задача психологии — научиться расслабляться и вести здоровый образ жизни.

поблагодарил автора.

брякнул это.

Меган Гудгёрл ответила

Также связано с Человеческим Разумом, наиболее известным как наш Мозг.

поблагодарил автора.

брякнул это.

Питер Коэн ответил

Главной целью психологической науки, определяющей ее сущность, является познание психического во всех его проявлениях в нашей жизни: От элементарных психических актов (ощущений) до личности и ее поведения. Объектом исследования в психологии является человек как носитель психики. Кстати, теперь у вас есть возможность попробовать сеанс онлайн-терапии. Такая психологическая помощь имеет ряд реальных преимуществ. Среди них тот факт, что клиент чувствует себя в безопасности.

поблагодарил автора.

брякнул это.

Вам также может понравиться…

Ответить на вопрос

Цели обучения студентов :: Факультет психологии

Общеобразовательный курс психологии (PSY 105: Общая психология): Результаты обучения учащихся (SLO)

Факультет следует NM HED, область IV, и UNM, область 4, компетенции в области социальных и поведенческих наук. Общая психология ставит перед нашими студентами три цели:

Учащиеся продемонстрируют получение как фактических знаний, так и способности концептуализировать и применять эти знания к собственному поведению, способам взаимодействия с другими людьми и своим ролям в культуре и обществе.

  • SLO 1: Обучение будет демонстрироваться выполнением нескольких викторин, тестов и экзаменов, которые охватывают основных вопросов психологии : методология, неврология, ощущения и восприятие, сознание, обучение, память, мышление, язык, интеллект, мотивация и эмоции, сексуальность, пол и разнообразие, развитие, личность, стресс и здоровье, расстройства, лечение и социальные аспекты.
  • SLO 2: Учащиеся продемонстрируют свои способности применять то, что они узнали в отношении основных вопросов психологии (см. выше), к фактическим, практическим, теоретическим и философским вопросам, участвуя в лекциях с использованием устройств реагирования учащихся (iClickers).
  • Адреса HED/UNM Область IV/4, компетенции 1, 2, 3 и 4

Учащиеся поймут и смогут применять принципы научного метода и критического мышления.

  • SLO 1: Обучение будет демонстрироваться выполнением нескольких викторин, тестов и экзаменов, которые охватывают основные вопросы психологии: методология, неврология, ощущения и восприятие, сознание, обучение, память, мышление, язык, интеллект, мотивация и эмоции, сексуальность, пол и разнообразие, развитие, личность, стресс и здоровье, расстройства, лечение и социальные аспекты.
  • SLO 2: Студенты продемонстрируют свои способности применять то, что они узнали о научном методе и критическом мышлении, к теоретическим, философским и практическим вопросам, участвуя в лекциях, используя устройства для ответов студентов (iClickers).
  • Адреса HED/UNM Область IV/4, компетенции 1, 2, 3 и 4

Учащиеся смогут обобщать и интерпретировать статьи из научных журналов и объяснять, как опубликованные результаты могут повлиять на них самих, а также на их сообщества. , культура и общество.

  • SLO 1: Учащиеся будут оцениваться по их способности обобщать, интерпретировать и комментировать статьи в научных журналах. (В качестве альтернативы они будут участвовать в сборе психологических данных, участвуя в текущих исследованиях, спонсируемых Департаментом.)
  • Адреса HED/UNM Область IV/4, компетенции 3 и 4

Программы психологического образования: результаты обучения студентов

B.A. Степень:
  • А.1. Студенты могут определить, как мы начинаем осознавать себя, как мы учимся взаимодействовать с другими, и как мы влияем на других и как они влияют на нас.
  • Б.1. Учащиеся могут определить, как психологи изучают человеческое поведение и как эти знания можно использовать для объяснения, прогнозирования и влияния на поведение.
  • С.1. Учащиеся определяют и критически оценивают психологические методы исследования.
  • С.2. Учащиеся анализируют эмпирические данные.
  • С.3. Учащиеся оценивают значимость и важность отчетов об исследованиях.
  • Д.1. Студенты общаются четко и эффективно в письменном формате.
Б.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *