Объективность. Что такое «Объективность»? Понятие и определение термина «Объективность» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Объективность (лат. objectum – предмет) – способность давать независимую оценку. Субъект, обладающий объективностью, имеет возможность рассматривать объект таким, какой он есть на самом деле – без отсылки к собственному опыту, вкусу, желаниям и тд.
Объективности противопоставлена субъективность. Стоит отметить, что под субъектом можно понимать не только отдельных индивидов, но и целые группы лиц (например, церковь), а также общество в целом и человечество вообще. Абсолютная объективность недостижима ни в одной сфере деятельности человека, в том числе и в научной (хотя в этой сфере она является одной из фундаментальных ценностей).
Еще одно свойство объективности – ее историчность. То, что было объективным несколько столетий назад, в настоящий момент может рассматриваться как субъективное. Например, на протяжении длительного периода времени астрономы полагали, что геоцентрическая картина мира вполне объективна. Трудами Коперника, Бруно и других исследователей было доказано, что гелиоцентрическая картина более объективна, а значит, геоцентрическая приобрела свойство субъективности.
Тем не менее, в научной сфере объективность и субъективность не всегда категорично противопоставлены – иногда они дополняют друг друга и тесно переплетаются. Объективность – важная составляющая и в психологической науке. Перед психологами регулярно стоит задача по выбору в пользу субъективности или объективности – сфокусироваться на конкретных действиях или положиться на оценку наблюдателей в интерпретации события.
< Обсессия
Одаренность >
Популярные термины
Объективность
15 главных когнитивных искажений
Что такое когнитивные искажения и почему они встречаются у многих из нас? Если коротко — это обманки, с помощью которых наш ум убеждает нас в чем-то, что на самом деле неправда. Научившись осознавать искажения, отравляющие нам жизнь, мы можем начать мыслить более рационально и взвешенно.
Новости СМИ2
новое на сайте
- 5 способов наладить общий язык с телом
- Что психологические защиты говорят о нас: 7 типов характера — мнение психолога
- «Семьи нет, друзей нет, в карьере — потолок. Для чего я живу?»
- «Жена не может забыть мою измену и бьет по лицу. Как наладить отношения?»
- Достаточно четырех минут: психологи выяснили, как первое впечатление влияет на исход свидания
- Расписание на день: 6 расслабляющих упражнений— попробуйте сегодня
- Управление, менеджмент и творчество: как развивать бизнес в трудные времена — 11 советов коуча
- Как полюбить себя больше других: советы специалиста по самопринятию
Сегодня читают
- С любимыми расставайтесь: почему поддерживать отношения на расстоянии лучше, чем жить вместе
- Экстраверты, невротики и токсики: что говорит о вас любимое блюдо — проверьте себя
- «Муж переписывается с другой женщиной: сожалеет о браке и жалуется, что я плохая мать»
- Любовь к порно разрушает романтические отношения: новое исследование это подтверждает
- «Метод серого камня»: как эффективно защищаться от нарциссов и других токсичных личностей
- «Подруга захотела заняться сексом с моим парнем, и он согласился»
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72
Подробнее
спецпроекты
ОБЪЕКТИВНОСТЬ | это.
.. Что такое ОБЪЕКТИВНОСТЬ?(от лат. objectum — предмет) — независимость суждений, мнений, представлений и т.п. от субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т.д. (противоположность — субъективность). О. означает способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, представлять объект так, как он существует сам по себе, независимо от субъекта. Под субъектом понимается как индивид, так и консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество, церковь и т.п.), общество, целостная культура, человечество. О. предполагает освобождение от «наблюдателя», выносящего суждение о мире и всегда исходящего из определенной т.зр.
Абсолютная О. недостижима ни в одной области, включая научное познание. Тем не менее идеал объективного знания — одна из наиболее фундаментальных ценностей науки. О. исторична: мнения, представлявшиеся объективными в одно время, могут оказаться субъективными в др. Напр., астрономы более двух тысяч лет считали вполне объективной геоцентрическую картину мира; потребовалось несколько столетий и усилия выдающихся ученых и философов (Н.
Хотя наука постоянно стремится к О., объективное и субъективное, знание и вера в ней существенным образом переплетены и нередко взаимно поддерживают друг друга. Знание всегда подкрепляется интеллектуальным чувством субъекта, и предположения не становятся частью науки до тех пор, пока что-то не заставит в них поверить. Субъективная вера стоит не только за отдельными утверждениями, то и за целостными концепциями или теориями. Особенно наглядно это проявляется при переходе от старой теории к новой, во многом аналогичном «акту обращения» в новую веру и не осуществимом шаг за шагом на основе логики и нейтрального опыта. Как показывает история науки, такой переход или происходит сразу, хотя не обязательно в один прием, или не происходит вообще при жизни современников новой теории. «Коперниканское учение приобрело лишь немногих сторонников в течение почти целого столетия после смерти Коперника. Работа Ньютона не получила всеобщего признания, в особенности в странах континентальной Европы, в продолжение более чем 50 лет после появления «Начал». Пристли никогда не принимал кислородной теории горения, так же как лорд Кельвин не принял электромагнитной теории и т.д.» (Т. Кун). М. Планк замечал, что «новая научная истина прокладывает дорогу к триумфу не посредством убеждения оппонентов и принуждения их видеть мир в новом свете, но скорее потому, что ее оппоненты рано или поздно умирают и вырастает новое поколение, которое привыкло к ней».
Определенная система верований лежит в основе не только отдельной теории, но и самой науки в целом. Эта система задает предпосылки научного теоретизирования и определяет то, что отличает научное мышление от идеологического, утопического или художественного мышления. Совокупность мыслительных предпосылок науки размыта, значительная их часть носит характер неявного знания. Этим прежде всего объясняется, что науку трудно сколь-нибудь однозначно отграничить от того, что наукой не является, и определить научный метод исчерпывающим перечнем правил.
Предпосылочным, опирающимся на неявные, размытые верования и в этом смысле субъективным является и мышление целой исторической эпохи. Совокупность этих верований определяет стиль мышления эпохи, ее интеллектуальный консенсус. Стиль мышления почти не осознается той эпохой, в которую он господствует, и подвергается определенному осмыслению и критике только в последующие эпохи. Переход от стиля мышления одной эпохи к стилю мышления др. (и значит, от одного общего типа О. к др.) является стихийно-историческим процессом, занимающим довольно длительный период.
Конкретные науки различаются своими характерными типами О. К. Леви-Строс пишет, в частности, об О. (физической) антропологии, что она не только требует от исследователя абстрагироваться от своих верований, предпочтений и предрассудков (подобная О. свойственна всем социальным наукам), но и подразумевает нечто большее: «речь идет о том, чтобы подняться не только над уровнем ценностей, присущих обществу или группе наблюдателей, но и над методами мышления наблюдателя. .. Антрополог не только подавляет свои чувства: он формирует новые категории мышления, способствует введению новых понятий времени и пространства, противопоставлений и противоречий, столь же чуждых традиционному мышлению, как и те, с которыми приходится сегодня встречаться в некоторых ответвлениях естественных наук». Неустанный поиск антропологией О. происходит только на уровне, где явления не выходят за пределы человеческого и остаются постижимыми — интеллектуально и эмоционально — для индивидуального сознания. «Этот момент чрезвычайно важен, — подчеркивает Леви-Строс, — поскольку он позволяет отличать тип О., к которому стремится антропология, от О., представляющей интерес для других социальных наук и являющейся, несомненно, не менее строгой, чем ее тип, хотя она располагается и в иной плоскости». Антропология в этом отношении ближе к гуманитарным наукам, стремящимся оставаться на уровне значений (смыслов).
О. описания можно охарактеризовать как степень приближения его к истине; промежуточной ступенью на пути к такой О. стала интерсубъективность. О. оценки определяется ее эффективностью, являющейся аналогом истинности описательных утверждений и указывающей, в какой мере оценка способствует успеху предполагаемой деятельности. Эффективность устанавливается в ходе обоснования оценок (и прежде всего — их целевого обоснования), в силу чего О. оценки иногда, хотя и не вполне правомерно, отождествляется с ее обоснованностью.
К. Маркс отстаивал идею, что групповая субъективность совпадает с О., если это — субъективность передового класса, т.е. класса, устремления которого направлены по линии действия законов истории. Напр., буржуазные социальные теории субъективны, поскольку их сверхзадача — сохранение капиталистического общества, что противоречит законам истории; пролетарские революционные теории объективны, ибо они выдвигают цели, отвечающие этим законам.
История представляет собой, однако, смену уникальных и единичных явлений, в ней нет прямого повторения одного и того же, и потому в ней нет законов. Отсутствие законов исторического развития лишает основания идею, что оценка из субъективной способна превратиться в объективную и стать истинной. Оценки в отличие от описаний не имеют истинностного значения; они способны быть лишь эффективными или неэффективными. Эффективность же в отличие от истины всегда субъективна, хотя ее субъективность может быть разной — от индивидуального пристрастия или каприза до субъективности целой культуры.
В науках о культуре можно выделить три разных типа О. (см. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК ). О. социальных наук (экономическая наука, социология, демография и др.) не предполагает понимания изучаемых объектов на основе опыта, переживаемого индивидом; она требует использования сравнительных категорий и исключает «я», «здесь», «теперь» («настоящее») и т.п. О. гуманитарных н а у к (история, антропология, лингвистика и т.п.), напротив, опирается на систему абсолютных категорий и понимание на основе абсолютных оценок. И наконец, О. нормативных наук (этика, эстетика, искусствоведение и т.п.), также предполагающая систему абсолютных категорий, совместима с формулировкой явных оценок, и в частности явных норм.
В эпистемологии 17—18 вв. господствовало убеждение, что О., обоснованность и тем самым научность необходимо предполагают истинность, а утверждения, не допускающие квалификации в терминах истины и лжи, не могут быть ни объективными, ни обоснованными, ни научными. Такое убеждение было вызвано в первую очередь тем, что под наукой имелись в виду только естественные науки; социальные и гуманитарные науки считались всего лишь преднауками, существенно отставшими в своем развитии от наук о природе.
Сведение О. и обоснованности к истине опиралось на убеждение, что только истина, зависящая лишь от устройства мира и потому не имеющая градаций и степеней, являющаяся вечной и неизменной, может быть надежным основанием для знания и действия. Там, где нет истины, нет и О., и все является субъективным, неустойчивым и ненадежным. Все формы отражения действительности характеризовались в терминах истины: речь шла не только об «истинах науки», но и об «истинах морали» и даже об «истинах поэзии». Добро и красота оказывались в итоге частными случаями истины, ее «практическими» разновидностями. Редукция О. к истинности имела своим следствием также сведение всех употреблений языка к описанию: только оно может быть истинным и, значит, надежным. Все др. употребления языка — оценка, норма, обещание, декларация (изменение мира с помощью слов), экспрессив, оректив, предостережение и т.д. — рассматривались как замаскированные описания или объявлялись случайными для языка, поскольку казались субъективными и ненадежными.
В кон. 19 в. позитивисты объединили разнообразные неописательные утверждения под общим названием «оценок» и потребовали решительного исключения всякого рода «оценок» из языка науки. Одновременно представители философии жизни, стоявшей в оппозиции позитивизму, подчеркнули важность «оценок» для всего процесса человеческой жизнедеятельности и неустранимость их из языка социальной философии и всех социальных наук. Этот спор об «оценках» продолжается по инерции и сейчас. Однако очевидно, что если социальные и гуманитарные науки не будут содержать никаких рекомендаций, касающихся человеческой деятельности, целесообразность существования таких наук станет сомнительной. Экономическая наука, социология, политология, лингвистика, психология и т.п., перестроенные по образцу физики, в которой нет субъективных и потому ненадежных «оценок», бесполезны.
Не только описания, но и оценки, нормы и т.п. могут быть обоснованными или необоснованными. Действительная проблема, касающаяся социальных и гуманитарных наук, всегда содержащих явные или неявные оценочные утверждения (в частности, двойственные, описательно-оценочные высказывания), состоит в том, чтобы разработать надежные критерии обоснованности и, значит, О. такого рода утверждений и изучить возможности исключения необоснованных оценок. Оценивание всегда субъективирует, в силу чего науки о культуре отстоят дальше от идеала О., чем науки о природе. Вместе с тем без такого рода субъективации и тем самым отхода от О. невозможна деятельность человека по преобразованию мира.
В естественных н а у к ах также имеются разные типы О. В частности, физическая О., исключающая телеологические (целевые) объяснения, явным образом отличается от биологической О., обычно совместимой с такими объяснениями; О. космологии, предполагающей «настоящее» и «стрелу времени», отлична от О. тех естественных наук, законы которых не отличают прошлого от будущего.
Проблема О. художественных образов остается пока почти неисследованной. Аргументация (и прежде всего обоснование) объективирует поддерживаемое положение, устраняет личностные, субъективные моменты, связанные с ним. Однако в художественном произведении ничего не нужно специально обосновывать и тем более доказывать, напротив, надо отрешиться от желания строить цепочки рассуждений и выявлять следствия принятых посылок. И вместе с тем художественный образ может быть не только субъективным, но и объективным. «…Сущность художественного произведения, — пишет К.Г. Юнг, — состоит не в его обремененности чисто личностными особенностями — чем больше оно ими обременено, тем меньше речь может идти об искусстве, — но в том, что оно говорит от имени духа человечества, сердца человечества и обращается к ним. Чисто личное — это для искусства ограниченность, даже порок. «Искусство», которое исключительно или хотя бы в основном личностно, заслуживает того, чтобы его рассматривали как невроз». По поводу идеи З. Фрейда, что каждый художник является инфантильно-автоэротически ограниченной личностью, Юнг замечает, что это может иметь силу применительно к художнику как личности, но не приложимо к нему как творцу: «ибо творец ни автоэротичен, ни гетероэротичен, ни как-либо еще эротичен, но в высочайшей степени объективен, существенен, сверхличен, пожалуй, даже бесчеловечен или сверхчеловечен, ибо в своем качестве художника он есть свой труд, а не человек».
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
Определение и значение объективности — Merriam-Webster
объективность ˌäb-ˌjek-ti-və-tē
əb-
: качество или характер объективности : отсутствие фаворитизма по отношению к той или иной стороне : свобода от предвзятости
Многие сомневались в объективности приемной комиссии.
Родителям бывает трудно объективно оценивать достижения своих детей.
Многие критики оспаривали объективность и достоверность его полевых наблюдений, предвосхищая современные антропологические опасения по поводу способности любого полевого исследователя подняться над личными предубеждениями и беспристрастно описать другую культуру. — Брюс Бауэр
В журналистских кругах было много слухов о том, что связи между репортерами и солдатами могут угрожать объективности. — Марк Юрковиц
Синонимы
- отряд
- незаинтересованность
- бескорыстие
- собственный капитал
- беспристрастность
- справедливость
- справедливость
- беспристрастность
- правосудие
- нейтрализм
- нейтральность
- беспартийность
- объективность
Посмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
История слов
Этимология
запись цели 1 + -ity
Первое известное использование
1803, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование объективность была в 1803 году
Другие слова того же года объективизм
объективность
объективация
Посмотреть другие записи рядом
Процитировать эту запись
Стиль
MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер
«Объективность. » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/objectivity. По состоянию на 13 января 2023 г.
Копировать цитирование
Еще от Merriam-Webster о
объективностиНглиш: перевод объективности для испаноговорящих
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи других определений и расширенный поиск свободно!
Merriam-Webster без сокращений
лицо
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Тест на часто путаемые слова
- Я пошел в магазин ______, чтобы купить поздравительную открытку.
- канцтовары стационарный
Проверьте свой словарный запас с помощью нашей викторины из 10 вопросов!
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв? Определение
PLAY
в кембриджском словаре английского языка
Примеры объективности
Объективность
Поскольку квалиа субъективны, они напрямую атакуют объективность современной науки.
От Хаффингтон Пост
Даже научное сообщество, которое гордится объективностью , больше ориентировано на угождение компаниям и корпорациям, которые могут предоставить гранты и финансовую помощь.
От Huffington Post
Объективность недостижимая цель; это профессиональный стандарт.
Из NPR
Множество книг и журналов обходятся без претензий на объективность .
Из Атлантики
В конечном счете, это неотъемлемая ошибка просить людей симулировать объективность в голосовании, которое по необходимости требует субъективных оценок.
С местного канала CBS
Уроды подобны совам, превратившимся в мигающую бескровную объективность .
Из проводного
У врачей есть такие же семьи, как и у нас, и чрезмерное участие может поставить под угрозу их объективность .
От Хаффингтон Пост
Благодаря объективности и усердию комиссия может защищать не только государственные кошельки, но и общественность.
Из International Business Times
Кроме того, они иллюстрируют существующее противоречие между эмоциональными событиями и объективностью журнала.
Из журнала Slate
Итак, высокие фиксированные издержки дали нам объективность и беспристрастность; низкие фиксированные затраты теперь возвращают нам мир приверженности.
Из Атлантики
Поскольку субъективность — это всего лишь игра на объективность , вы вольны выбирать, что понимать под совершенством.
От Хаффингтон Пост
Конечно, объективность невозможна, зачем тогда журналистский идеал?
Из NPR
Отойдите в сторону и понаблюдайте за собой с точки зрения сострадания и объективности .
От Хаффингтон Пост
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Переводы objectivity
на китайский (традиционный)
客觀, 如實, 不帶個人感情…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
客观, 如实, 不带个人感情…
Подробнее
на испанском языке
objetividad [женский род, единственное число]…
Увидеть больше
на португальском языке
objetividade [женский род]…
Увидеть больше
на других языкахна французском языке
на норвежском языке
objectivite [женский]…
Увидеть больше
объективит [мужской род]…
Подробнее
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Как произносится объективность ?
Обзор
нежелательный
задача
объективное обоснование
объективно
объективность
возражающий
пункт объектов
предмет искусства
предметы искусства
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook.