внимания объем | это… Что такое внимания объем?
ТолкованиеПеревод
- внимания объем
одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания — это определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. Так, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. объем внимания в среднем равен 7 +/— 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов объем внимания заметно возрастает.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ
(англ.
По меткому замечанию Р. Вудвортса, «то, что м. б. нами измерено, не является даже объемом восприятия. Это объем восприятия и сообщения о воспринятом». Действительно, измерение В. о. усложняется активным вмешательством процессов памяти, речи. В. о. м. б. определен и как площадь настройки, что вытекает из одной трактовки самого внимания. Т. о., с теоретической т. зр., понятие В. о. достаточно спорно, что, однако, не мешает его использованию, напр.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Нужен реферат?
- фиксация влечения
- объем внимания
Полезное
ВНИМАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ — Mind Map
r
Внимание — это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов.
Функции внимания
установление связи субъекта с объектом
осуществляет селекцию и
систематизацию перцептивных данных.
улучшение качества той
деятельности, на которую оно направлено.
Виды внимания
Непроизвольное, или непреднамеренное, внимание
r
Непроизвольное, или непреднамеренное, внимание — это направленность сознания на предмет или явление в силу каких-то их особенностей. Способность к такому вниманию является у человека врожденной, в связи с чем Л.С. Выготский именовал его натуральным. Этот вид внимания присущ и человеку, и животным. Мы можем наблюдатьу последних позы внимания, например при добывании пищи или защите от врагов. Основной механизм непроизвольного внимания — ориентировочный рефлекс. И.П. Павлов обозначил его *что такое?», потому что он проявляется как первоначальная психическая реакция на любой новый стимул, позволяя наилучшим образом настроить органы чувств на восприятие нового объекта и принять решение относительно его полезности или опасности для организма.
Факторы непроизвольного внимания
свойства и особенности раздражителей.
r
Прежде всего это новые интенсивные раздражители. Новое строение, новая вещь, новая реклама всегда привлекают наше внимание. Громкий звук, яркая вспышка, сильный толчок также заставят обратить на себя внимание. Другими факторами в этой группе являются длительность действия раздражителя, его движение, контрастность по сравнению с фоном. Изменение характеристик действующих раздражителей, например силы или длительности, начало и конец действия, также вызывает внимание.
характеризует их связь с потребностями и интересами субъекта.
Произвольное внимание
r
Произвольное внимание — это организованная направленность сознания на объект или явление. Произвольное внимание возникло в процессе труда при необходимости сосредоточиваться не на том, что приятно или интересно, а на том, что в данный момент необходимо делать, что является важным для успешного выполнения действия. Л.С. Выготский показал, что произвольное внимание, которое он называл культурным, в отличие от непроизвольного, — процесс опосредствованный, т.е. осуществляемый с помощью средств — знаков, речи, поставленной задачи. Овладеть данными средствами ребенок может только в социуме, в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми. Произвольное внимание, так же как произвольное восприятие, произвольная память, словесно-логическое мышление, относится к высшим психическим функциям человека.
постпроизвольное
r
Третий вид внимания — постпроизвольное — возникает, когда в процессе первоначально непривлекательной деятельности человек заинтересовывается работой. Волевые усилия для ее продолжения уже не требуются, что сближает постпроизвольное внимание с непроизвольным. Однако в отличие от непроизвольного внимания постпроизвольное регулируется сознательно поставленной целью и осуществляется планомерно, играя важную роль как фактор, способствующий выполнению учащимися трудных заданий в течение длительного времени. При этом они не испытывают утомления в виду отсутствия необходимости волевых усилий. Утомление сменяется чувством удовлетворения и радостью познания.
Свойства внимания
Избирательность
r
Избирательность (селективность) внимания связана с возможностью успешной настройки субъекта на восприятие информации, относящейся к сознательной цели или установкам личности. Избирательность осуществляется как на уровне автоматических процессов (при непроизвольном внимании), так и на сознательном, контролируемом уровне (при произвольном внимании). Автоматические процессы в большей степени определены свойствами нервной системы и особенностями объекта. Посредством контролируемых процессов осуществляется сознательная регуляция выбора объекта внимания в соответствии с целью и ситуацией. Контролируемые процессы требуют усилий, осознаваемы и управляемы субъектом. Развитие механизмов сознательной регуляции избирательности внимания лежит в основе овладения человеком своим 5 вниманием.
Объем внимания
r
Объем внимания измеряется количеством объектов, которые воспринимаются человеком одновременно, или идей, осознаваемых ясно и отчетливо. В экспериментальной психологии для измерения объема внимания применяется специальный прибор— тахисто-скоп, позволяющий предъявлять буквы, цифры, слова, фигуры и другие зрительные стимулы одномоментно (время экспозиции 0,1 секунды). В настоящее время для этих целей применяются разнообразные компьютерные методики. У взрослого человека объем внимания равен 7 ± 2 элемента (куска), так же как объем восприятия и кратковременной памяти. В реальных ситуациях величина объема внимания зависит от времени экспозиции, характера сти-мульного материала, степени знакомства с ним, специфики деятельности и поставленной цели. При возможности установления смысловых связей или группировки объектов объем внимания возрастает. В экспериментальных исследованиях показано значительное увеличение объема внимания на смысловые сочетания. К характерным функциональным особенностям внимания относится сужение объема, что, в частности, может быть следствием состояния монотонии, возникающего при однообразной работе. Измерение объема внимания и поиск путей для его увеличения в случае необходимости используются при обучении в тех видах профессиональной деятельности, содержанием которых является принятие решений на основе точности и полноты воспринимаемой информации (например, авиадиспетчеры, операторы сложных систем управления).
Концентрация
r
Концентрация внимания характеризуется степенью сосредоточенности сознания на объекте и выражает интенсивность связи субъекта с объектом. Образно говоря, концентрация внимания представляет собой фокус, в который собрана сознательная деятельность субъекта в данный момент. Максимальной величины концентрация внимания достигает при восприятии одного объекта. Увеличение объема внимания приводит к снижению уровня концентрации. Концентрация внимания выступает как важное психологическое условие углубленного познания объектов и явлений, выполнения сложных практических действий. Развитие концентрации внимания предполагает использование специальных приемов организации деятельности с объектом: выделения в нем новых аспектов, их анализа и сравнения, поиск новых свойств объекта, путей и возможностей его применения или совершенствования. Повышению и развитию концентрации внимания способствует активность личности, увлеченность деятельностью и интерес к объекту.
Устойчивость
r
Устойчивость внимания отличается длительностью времени, в течение которого сохраняется сосредоточенность внимания на объекте. Непривлекательность объекта, неподвижность, однообразие действий с ним делают внимание неустойчивым. Факторами, повышающими устойчивость внимания, являются интерес к объекту, его связь с жизненными ценностями личности, осознание важности выполняемой работы и постановка специальной задачи на удержание внимания. В то же время наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что внимание подвержено периодическим, непроизвольным колебаниям.
Колебание
r
Колебание как свойство внимания изучал Н.Н. Ланге. В его экспериментах испытуемые слушали тиканье часов. Через определенные периодические промежутки времени звук часов флуктуировал. Н.Н. Ланге показал, что период колебания составляет примерно две-три секунды. Причинами колебания внимания являются утомление и адаптация органов чувств. Колебание внимания — свойство, противоположное устойчивости. Если отсутствуют или слабо выражены основные факторы устойчивости, колебания неизбежно будут иметь место.
переключение
r
Возможен и намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой — переключение внимания. Это дает человеку возможность быстро ориентироваться в ситуации, учитывать все ее особенности, детали и происходящие в ней изменения, что необходимо в быстро меняющихся сложных ситуациях. В классе учителю 6 приходится переключать внимание на разных учеников, на собственную деятельность, неожиданные события, не отклоняясь от плана и основного содержания урока. Переключаемость внимания выражается в скорости перехода от одного вида деятельности к другому и зависит как от свойств нервной системы — динамичности и ригидности, так и от тренировки действий с соответствующими объектами. Это важно учитывать в тех случаях, когда от высокой или низкой переключаемое™ внимания зависит принятие особо значимых или жизненно важных решений. Например, водителям автотранспорта постоянно приходится переключать внимание с панели управления на сигналы светофора, дорожные ситуации и другие объекты
распределения
r
распределения внимания — удержания в сфере внимания одновременно нескольких объектов. Это предполагает его концентрацию не в одном, а как минимум в двух фокусах. Распределение внимания дает возможность не терять ни один из объектов из поля сознания. Такое свойство оказывается важным и даже необходимым во многих видах деятельности. Оно поможет, например, вести наблюдение за несколькими процессами или объектами, когда обстоятельства не позволяют терять их из вида ни на одно мгновение. Умея распределять внимание, учитель может объяснять новый материал, наблюдать за тем, как он воспринимается учениками, что происходит в классе.
Средняя продолжительность концентрации внимания человека по возрасту (инфографика)
Ключевая статистика средней продолжительности концентрации внимания
Исследования показали, что люди действительно отстают от золотых рыбок с точки зрения способности сосредоточиться на задаче или объекте.
- Средняя продолжительность концентрации внимания человека составляет всего 8,25 секунды согласно недавним исследованиям – на 4,25 секунды меньше, чем в 2000 году. отстаем от золотой рыбки (9вторая продолжительность концентрации внимания) с точки зрения нашей способности фокусироваться на задачах или объектах.
- Средний подросток в возрасте 14 лет имеет продолжительность концентрации внимания от 28 до 42 минут согласно исследователям развития.
- Средняя продолжительность концентрации внимания 16-летнего от 32 до 48 минут .
- Продолжительность концентрации внимания скромной золотой рыбки составляет 9 секунд , что выше, чем у среднего человека.
- 25% подростков забывают важные детали своих близких родственников и друзей.
- 7% людей время от времени забывают свой день рождения .
- 39% американцев забыли одну основную информацию или потеряли один элемент, который они используют ежедневно за последнюю неделю.
- В среднем офисный работник проверяет свой почтовый ящик 11 раз в час .
- В среднем человек берет трубку более 1500 раз в неделю – это раз в 5,5 минут!
- Пользователи прочитают не более 28% слов во время среднего посещения веб-страницы, но более вероятно 20%.
- Телефон занимает в среднем 3 часа 16 минут чьего-то дня.
- Средняя продолжительность посещения страницы составляет менее 1 минуты , и пользователи обычно покидают веб-страницы всего за 10–20 секунд.
- 59% руководителей высшего звена предпочитают смотреть видео, а не читать текст, если бы у них был выбор.
- Средняя продолжительность просмотра интернет-видео составляет 9 часов.0008 2,7 минуты .
Какова средняя продолжительность концентрации внимания?
Статистика | Данные | |||||||||||||||||||||||||
Средний уровень внимания человека | 8,25 секунды | |||||||||||||||||||||||||
Средняя Голдфина. Информация | 25% | |||||||||||||||||||||||||
% людей, которые забывают дни своего рождения | 7% | |||||||||||||||||||||||||
# of Times Office Worker Проверка по электронной почте | 11/час | |||||||||||||||||||||||||
# times Peopling свой телефон | 1,500/неделя | . Ежедневное время экрана телефона | 3 часа 16 минут | |||||||||||||||||||||||
Ср. Время просмотра интернет-видео | 2,7 минуты | |||||||||||||||||||||||||
% руководителей высшего звена, предпочитающих видео 9Средняя продолжительность концентрации внимания человека уменьшилось почти на 25% в период с 2000 по 2015 год. И теперь мы отстаем от золотых рыбок (продолжительность концентрации внимания 9 секунд) с точки зрения нашей способности сосредоточиться на задачах или объектах. Концентрация внимания в зависимости от возраста (диаграмма)Специалисты по развитию детей обычно говорят, что средняя продолжительность концентрации внимания, ожидаемая от ребенка, составляет две-три минуты в год его возраста. Это время, в течение которого средний ребенок может оставаться сосредоточенным на конкретной задаче. Средняя продолжительность концентрации внимания ребенка: как долго длится продолжительность концентрации внимания ребенка?
Некоторые исследователи развития устанавливают верхний предел в пять минут в год детского возраста. Например, двухлетний ребенок может концентрироваться на заданной задаче до 10 минут за раз. Количество времени, в течение которого ребенок действительно может сосредоточиться, сильно зависит от таких факторов, как окружающая среда, интерес ребенка к деятельности и количество отвлекающих факторов. Средняя продолжительность концентрации внимания подростка
Средний подросток в возрасте 14 лет, по данным исследователей развития, уделяет внимание от 28 до 42 минут. А у среднего 16-летнего человека продолжительность концентрации внимания составляет от 32 до 48 минут. Расширение диапазона внимания ребенкаВот несколько простых стратегий, которые могут помочь вашему ребенку улучшить концентрацию:
Продолжительность концентрации внимания золотой рыбкиПродолжительность концентрации внимания скромной золотой рыбки составляет 9 секунд, что выше, чем у среднего человека.Статистика забывчивости25% подростков забывают важные подробности о своих близких родственниках и друзьях.7% людей иногда забывают свой день рождения.39% американцев за последнюю неделю забыли одну основную часть информации или потеряли один предмет, который они используют ежедневно.Статистика отвлеченийВ среднем офисный работник проверяет свою электронную почту 11 раз в час.В среднем человек берет трубку более 1500 раз в неделю, то есть раз в 5,5 минут!Телефон занимает в среднем 3 часа 16 минут чьего-то дня.Средняя продолжительность использования веб-страницыПользователи будут читать не более 28% слов во время среднего посещения веб-страницы, но более вероятно, что 20%.В среднем посещение страницы длится менее 1 минуты, а пользователи обычно покидают веб-страницы всего за 10–20 секунд.Средняя продолжительность просмотра интернет-видео составляет 2,7 минуты.59% руководителей высшего звена предпочитают смотреть видео, а не читать текст, если бы у них был выбор.Хорошие новости для маркетологовНесмотря на то, что среднестатистический человек имеет очень короткую продолжительность концентрации внимания менее 10 секунд, в 2022 году все еще существуют способы удерживать внимание людей. способны удерживать внимание людей гораздо дольше. Вот несколько советов, которые можно внедрить в свой маркетинг уже сегодня:
Источники
Развенчание мифа о концентрации внимания
Источник изображения, Getty Images Автор Саймон Мэйбин Всемирная служба BBC, более или менее Вероятно, вы не дочитаете эту статью до конца. Все знают, что продолжительность нашего внимания становится короче. Это просто очевидно. Или это? В постоянно подключенном мире социальных сетей, смартфонов и гиперссылок посреди всего, что вы читаете, может быть намного сложнее оставаться сосредоточенным. А еще есть статистика. Говорят, что средняя продолжительность концентрации внимания снизилась с 12 секунд в 2000 году до восьми секунд сейчас. Это меньше, чем девятисекундная продолжительность концентрации внимания средней золотой рыбки. Вы могли видеть эту статистику в журналах Time, Telegraph, Guardian, USA Today, New York Times или National Post. Возможно, вы слышали, как ученый из Гарварда цитировал их по американскому радио. Или, может быть, вы читали книгу по менеджменту Brief. Но если вы уделите немного больше внимания тому, откуда берется статистика, картина будет гораздо менее ясной. Узнать большеБолее или менее выходит на Всемирной службе Би-би-си по пятницам. Вы можете слушать онлайн, подписаться на подкаст программы и следить за командой в Твиттере Все эти ссылки ведут к отчету 2015 года, подготовленному группой Consumer Insights Microsoft Canada, которая опросила 2000 канадцев, а также изучила мозговую активность 112 человек при выполнении ими различных задач. Однако цифра, на которую все обратили внимание, — о сокращении продолжительности нашего внимания — на самом деле не была получена из исследования Microsoft. Он появляется в отчете, но со ссылкой на другой источник под названием Statistic Brain. Источник изображения, iStock Быстрый гугл и легко найти откуда взяли. Сайт Statistic Brain тоже выглядит вполне заслуживающим доверия. В нем даже говорится, что они «любят числа, их чистоту и то, что они представляют» — как раз те люди, с которыми мы, в Более или менее, можем ладить. Как будто в доказательство этого любители чисел из Statistic Brain получают все свои цифры. Но источники раздражающе расплывчаты. Когда я связываюсь с перечисленными источниками — Национальным центром биотехнологической информации при Национальной медицинской библиотеке США и Ассошиэйтед Пресс — ни один из них не может найти никаких отчетов об исследованиях, подтверждающих статистику. Мои попытки связаться со Statistic Brain тоже ни к чему не привели. Я разговаривал с разными людьми, которые посвящают свою трудовую жизнь изучению человеческого внимания, и они тоже понятия не имеют, откуда берутся цифры. «Зависит от задачи»На самом деле, они думают, что идея о сокращении концентрации внимания совершенно неверна. «Я не думаю, что это правда, — говорит доктор Джемма Бриггс, преподаватель психологии в Открытом университете. «Просто потому, что я не думаю, что это то, что психологи или люди, интересующиеся вниманием, будут пытаться измерять и количественно определять таким образом». Источник изображения, Getty Images Подпись к изображению,Доктор Бриггс провела обширное исследование того, как выполнение двух задач влияет на концентрацию внимания, например, когда водители используют свои телефоны. «средняя продолжительность концентрации внимания» довольно бессмысленна. «Это очень сильно зависит от задачи. То, сколько внимания мы уделяем задаче, будет зависеть от того, каково требование задачи». Есть несколько исследований, посвященных конкретным задачам, например прослушиванию лекции. Но идея о том, что существует типичный период времени, в течение которого люди могут уделять внимание даже этой одной задаче, также была опровергнута. «То, как мы обращаем внимание на различные задачи, во многом зависит от того, что человек привносит в эту ситуацию», — объясняет доктор Бриггс. «В наших головах хранится огромное количество информации о том, что обычно происходит в той или иной ситуации, чего мы можем ожидать. И эти ожидания и наш опыт напрямую формируют то, что мы видим и как мы обрабатываем информацию в любой момент времени.» Некоторые также предполагают, что все более короткие кадры в фильмах показывают, что продолжительность концентрации внимания сокращается. Но ученый, стоящий за этим исследованием, говорит, что все, что оно показывает, это то, что кинематографисты стали лучше пытаться привлечь наше внимание. ‘Интересная ирония’Есть еще кое-что подозрительное в этой статистике концентрации внимания. Оказывается, нет никаких доказательств того, что у золотых рыбок — или рыб в целом — особенно короткая продолжительность концентрации внимания или памяти, несмотря на то, что предполагает популярная культура. Источник изображения, Getty Images Подпись к изображению,Не подвергались ли пользователи смартфонов и золотых рыбок незаслуженно оклеветанному вниманию? Я разговаривал с профессором Фелисити Хантингфорд, которая почти полвека изучала поведение рыб и только что прочитала серию публичных лекций под названием «Насколько умны рыбы?» «Золотая рыбка может выполнять все виды обучения, которые были описаны для млекопитающих и птиц», — говорит она. |