Воображение и творчество Выбрать один правильный ответ
[319766] К виду воображения можно отнести…
[319768] Соединение несоединимых в реальности качеств, свойств и частей предметов называется…
[1280353] схематизацией
[1280354] типизацией
[1280355] гиперболизацией
[1280356] агглютинацией
[319776] Прием создания творческих образов воображения путем преувеличения частей или предметов, называется…
[1280385] аналогией
[1280386] гиперболизацией
[1280387] акцентированием
[1280388] типизацией
101676: Внимание Выбрать ОДИН правильный ответ
[1518290] Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или переживании обеспечивает…
[6028817] рефлексия
[6028818] память
[6028819] восприятие
[6028820] внимание
[1518307] Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает…
[6028885] характер связи с практикой
[6028886] ведущий анализатор
[6028887] форма существования материи
[6028888] предмет отражения
[1518324] Свойство внимания, определяемое количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов, называется …
[6028953] переключением
[6028954] флуктуациями
[6028955] объемом
[6028956] распределением
[1518338]
_______
внимание навязывается человеку извне
и имеет пассивный характер.
[6029009] Произвольное [6029010] Непроизвольное [6029011] Послепроизвольное [6029012] Апперцептивное
[1518343] Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется __________ внимания.
[6029029] подвижностью [6029030] распределением [6029031] устойчивостью [6029032] концентрацией
[1836642]Установите соответствие между свойствами внимания и их характеристиками. 1. Избирательность внимания 2. Распределяемость внимания 3. Переключаемость внимания
[7289437] это способность успешно настраиваться на восприятие информации, несмотря на различные помехи 1
[7289438] это способность быстро переходить от одной деятельности к другой 3
[7289439] это способность одновременно выполнять два и более видов деятельностей 2
[1836643]Установите
соответствие между свойствами внимания
и их характеристиками.
1. Концентрация
внимания
2. Устойчивость
внимания 3. Объем внимания
[7289440] это сосредоточенность на объекте, степень поглощенности человека этим объектом 1
[7289441] заключается в способности сохранять сосредоточенность на определенном объекте в течение требуемого времени 2
[7289442] это количество элементов, которые человек способен уловить одномоментно 3
[1836646]Установите соответствие между свойствами внимания и их индивидуальными проявлениями в жизни человека. 1. Сосредоточенность внимания 2. Распределение внимания 3. Объем внимания
[7289449] проявляется в случае, когда учитель одновременно проверяет тетради учеников и отвечает на вопросы воспитанников 2
[7289450] проявляется в случае, когда человек, читающий интересную книгу, не замечает ничего, что происходит вокруг 1
[7289451] развивается в процессе игры «Чего не хватает», когда детям предлагается определить, какого предмета не хватает в комнате, из которой они только что выходили 3
[1836647]Установите
соответствие между видами внимания и
условиями их возникновения. 1.
Произвольное внимание 2. Непроизвольное
внимание 3. Послепроизвольное внимание
[7289452] возникает при условии отчетливого понимания целей и задач деятельности 1
[7289453] возникает при условии появления устойчивого интереса к делу 3
[7289454] возникает при условии новизны раздражителя 3
[1836650] Установите соответствие между этапами возрастного развития и видами внимания. 1. Младенчество 2. Ранее детство 3. Младший школьный возраст
[7289461] первоначальные формы произвольного внимания (под влиянием речевых инструкций взрослого) 2
[7289462] произвольное внимание, включая волевое 3
[7289463] врожденные признаки непроизвольного внимания 1
Выбрать ОДИН правильный ответ
[1518289]Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является _________ рефлекс.
[6028813] хватательный [6028814] безусловный ориентировочный [6028815] локомоторный [6028816]
[1518291]Внимания –
это _____ направленность сознания на
определенный предмет.
[6028821] распределенная [6028822] избирательная [6028823] рассеянная [6028824] неосознаваемая
[1518305]Свойство внимания, проявляющееся в скорости его перевода с одного объекта на другой, определяется как…
[6028877] распределение [6028878] динамичность [6028879] сосредоточенность [6028880] переключаемость
[1518345]Непроизвольное внимание возникает …
[6029037] в зависимости от характера объекта, от силы раздражителя
[6029038] в соответствии с поставленными целями
[6029039] в соответствии с волевыми усилиями
[6029040] в соответствии с установками
[1518347]Способность намеренного переноса внимания с одного объекта на другой называется ___________ внимания.
[6029045] концентрация [6029046] переключаемость [6029047] объем [6029048] распределение
[319789]Сознательное сосредоточение на определенной информации, требующее волевых усилий, называется…
[1280437] целеустремленностью
[1280438] непроизвольным вниманием
[1280439] произвольным вниманием
[1280440] случайным вниманием
[319797]Объем зрительного внимания у взрослых в среднем составляет _______ элемента(ов)
[1280469] 1-2 [1280470] 5-9 [1280471] 3-4 [1280472] 10 и более
[319798]Сосредоточенность
на объекте или действии со специально
поставленной целью обозначается
как______внимание.
[1280473] интеллектуальное [1280474] произвольное
[1280475] непроизвольное [1280476] послепроизвольное
[319800]Способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно называется ___________ внимания
[1280481] устойчивостью [1280482] переключаемостью
[1280483] распределением [1280484] объемом
Основные свойства внимания. Основы общей психологии
Основные свойства внимания
Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания.
Концентрированностьвнимания — в противоположность его распыленности — означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивностьэтой связи. Концентрация — это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.
Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрированным вниманием часто в психологической литературе понимают внимание интенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двух признаков — интенсивности и узости внимания.
Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны друг другу. Эта предпосылка в общем правильна, лишь когда поле внимания состоит из элементов, друг с другом не связанных. Но когда в него включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, расширение поля внимания дополнительным содержанием может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее. Мы потому определяем концентрацию внимания только интенсивностью сосредоточения и не включаем в нее узости внимания. Вопрос об объемевнимания, т. е. количестве однородных предметов, которые охватывает внимание, — особый вопрос.
Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время выставлялись подлежащие наблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фигуры.
Согласно ряду исследований, обнаруживших при этом существование довольно значительных индивидуальных различий в объеме внимания, объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно до 4–5, максимум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2–3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых, не связанных между собой объектов (чисел, букв и т. п.). Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. При чтении осмысленного текста объем внимания может оказаться существенно отличным от того, который дает его измерение при концентрации на отдельных осмысленно между собой не связанных элементах.
С объемом внимания тесно связана и распределяемостьвнимания. Говоря об объеме, можно, с одной стороны, подчеркивать ограничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, поскольку оно не абсолютно, является распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности не одного, а много-, по крайней мере двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение внимания очень важно и для педагога, которому нужно держать в поле своего зрения всех учеников в классе.
Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания весьма упражняема.
При определении концентрированности и объема внимания необходимо учитывать не только количественные условия. Из качественных моментов, в частности, один играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания. Внимание — как и память — подчиняется различным законам, в зависимости от того, на каком материале оно осуществляется. Очень рельефно это сказывается на устойчивости внимания.
Устойчивостьвнимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т. е. его временной экстенсивностью. Экспериментальное исследование показало, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания по данным ряда прежних исследований, в частности Н.Ланге, равны обычно 2–3 сек., доходя максимум до 12 сек. К колебаниям внимания относились, во-первых, колебания сенсорной ясности. Так, часы, которые держат неподвижно на одном и том же расстоянии от испытуемого, кажутся ему, если он их не видит, то приближающимися, то удаляющимися, в силу того, что он то более, то менее явственно слышит их биение.
Эти и подобные им случаи колебания сенсорной ясности, очевидно, непосредственно связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Иной характер носят колебания внимания, сказывающиеся при наблюдении многозначных фигур; в них попеременно то одна, то другая часть выступает как фигура: глаз соскальзывает с одного поля на другое. В этом можно убедиться если посмотреть на рисунок, в котором мы поочередно видим то вазу, то два профиля. Такой же эффект дает изображение усеченной пирамиды, стоит более длительное время на нее посмотреть, чтобы убедиться в том, что усеченное основание то выступает вперед, то отступает назад.
Однако традиционная трактовка проблемы устойчивости внимания, связанная с установлением периодических его колебаний, требует некоторой ревизии.
Положение с этой проблемой аналогично тому, какое создалось в психологии памяти в связи с установленной Эббингаузом и его последователями кривой забывания. Учебная работа была бы бесплодным, сизифовым трудом, если бы кривая Эббингауза отражала общие закономерности забывания всякого материала. Учебная и производственная работа была бы вообще невозможна, если бы пределы устойчивости внимания определялись периодами, установленными в опытах с элементарными сенсорными раздражителями. Но в действительности такие малые периоды колебания внимания, очевидно, ни в коем случае не составляют всеобщую закономерность. Об этом свидетельствуют наблюдения на каждом шагу. Очевидно, проблема устойчивости внимания должна быть поставлена и разработана заново. При этом существенно не столько экспериментально установить собственно очевидный факт значительно большей устойчивости внимания, сколько вскрыть конкретные условия, которыми объясняются частые периодические колебания в одних случаях, значительная устойчивость — в других.
Наша гипотеза заключается в следующем: наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Там, где в связи с поставленной перед собой задачей мы, сосредоточиваясь на каком-нибудь предмете, можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное содержание, не открывающее возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим его сторонам, углубления в него, там создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания.
Подтверждение этого положения имеется еще в одном наблюдении Гельмгольца. Изучая борьбу двух полей зрения, Гельмгольц отметил замечательный факт, в котором заключается ключ для объяснения устойчивости внимания, несмотря на периодические колебания сенсорных установок. «Я чувствую, — пишет Гельмгольц, — что могу направлять внимание произвольно то на одну, то на другую систему линий и что в таком случае некоторое время только одна эта система сознается мною, между тем как другая совершенно ускользает от моего внимания. Это бывает, например, в том случае, если я попытаюсь сосчитать число линий в той или другой системе. Крайне трудно бывает надолго приковать внимание к одной какой-нибудь системе линий, если только мы не связываем предмета нашего внимания с какими-нибудь особенными целями, которые постоянно обновляли бы активность нашего внимания. Так поступаем мы, задаваясь целью сосчитать линии, сравнить их размеры и т. п. Внимание, предоставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного нового впечатления к другому; как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит на что-нибудь другое. Если мы хотим сосредоточить наше внимание на определенном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны, в особенности когда какой-нибудь посторонний импульс отвлекает нас в сторону» (см. рис. выше). Эти наблюдения Гельмгольца вскрывают самые существенные условия устойчивости внимания. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в интеллектуальных операциях раскрываем новое содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Сосредоточение внимания — это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении.
Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами все новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать внимание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает его.
На вопрос о том, благодаря чему ему удалось прийти к открытию законов тяготения, Ньютонответил: «Благодаря тому, что я непрестанно думал об этом вопросе». Ссылаясь на эти слова Ньютона, Кювьеопределяет гений как неустанное внимание. Основание гениальности Ньютона он видит в устойчивости его внимания. Но обратная зависимость более существенна. Богатство и содержательность его ума, открывавшего в предмете его мысли все новые стороны и зависимости, было, очевидно, существенным условием устойчивости его внимания. Если бы мысль Ньютона при размышлении о тяготении уперлась в одну неподвижную точку, будучи не в силах развернуть этот вопрос, раскрывая в нем новые перспективы, его внимание быстро иссякло бы.
Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы скорее говорить о рассеянности, чем о сосредоточенности внимания. Для наличия устойчивого внимания необходимо, очевидно, чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношений в одно единство. Тогда, переходя от одного содержания к другому, оно остается сосредоточенным на одном предмете. Единство предметной отнесенности соединяется с многообразием предметного содержания. Устойчивое внимание — это форма предметногосознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания. Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.
Если бы внимание при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие имеют место, когда нам даны разрозненные и скудные по содержанию чувственные данные, никакая эффективная умственная работа не была бы возможна. Но оказывается, что самое включение умственной деятельности, раскрывающей в предметах новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и ее следствием.
Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством анализа и синтеза систематизацию материала и т. д., внутренние связи четко расчлененного содержания, существенно содействует высшим проявлениям внимания.
Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта — степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна прежде всего способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями.
Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемостьвнимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкостьвнимания — весьма важное и часто очень нужное качество.
Переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией. Она — сторона сложной и многообразно обусловленной сознательной деятельности, в отличие от рассеяния или блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту неспособного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случае очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов.
Легкость переключения у разных людей различна: одни — с легкой переключаемостью — легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий. Легкая или затруднительная переключаемость зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженное обратное соотношение между ними. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих значительное развитие в результате упражнения. Рассеянность в житейском смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью. Имеется бесчисленное множество более или менее достоверных анекдотов о рассеянности ученых. Тип рассеянного профессора не сходит со страниц юмористических журналов. Однако, вопреки прочно укоренившемуся в обывательском понимании представлению, «рассеянность» ученых является, наоборот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но только сосредоточены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении с рядом житейских мелочей они могут оказаться в том смешном положении, которое живописуют анекдоты. Для того чтобы уяснить себе наличие сосредоточенности у «рассеянного» ученого, достаточно сравнить его внимание с вниманием ребенка, который выпускает из рук только что привлекшую его игрушку, когда ему показывают другую; каждое новое впечатление отвлекает его внимание от предыдущего; удержать в поле своего сознания оба он не в состоянии. Здесь отсутствуют и концентрированность, и распределяемость внимания. В поведении рассеянного ученого также обнаруживается дефект внимания, но он заключается, очевидно, не в легкой отвлекаемости, так как его внимание, наоборот, очень сосредоточено, а в слабой переключаемости.
Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами — сильной отвлекаемостью и слабой переключаемостью.
Различные свойства внимания — его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость — в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью.
Мы охарактеризовали внимание как проявление избирательной направленностипсихической деятельности, как выражение избирательногохарактера процессов сознания. Можно было бы к этому прибавить, что внимание выражает не только как бы объем сознания, поскольку в нем проявляется избирательный характер сознания, но и его уровень— в смысле степени интенсивности, яркости.
Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно, поэтому, естественно, связано со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональныхфакторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительныхпроцессов, особенно в отношении объема внимания, а также его устойчивости, была уже отмечена. Роль волы находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.
Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно: 1) широкое и узкое внимание — в зависимости от их объема; 2) хорошо и плохо распределяемое; 3) быстро и медленно переключаемое; 4) концентрированное и флюктуирующее; 5) устойчивое и неустойчивое.
Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. «Оставляя в стороне напряжение тех органов, которыми выполняется труд, целесообразная воля, выражающаяся во внимании, — пишет Маркс, — необходима во все время труда, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил». 154 Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызывать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие формы произвольного внимания.
В психологической литературе Рибоподчеркнул эту мысль о связи произвольного внимания с трудом. Он пишет: «Как только возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало в свою очередь фактором первостепенной важности в этой новой форме борьбы за жизнь. Как только у человека явилась способность отдаваться труду, по существу своему не привлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и произвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение, как мимолетное сверкание молнии. Труд составляет наиболее резкую конкретную форму внимания». Рибо заключает: «Произвольное внимание — явление социологическое. Рассматривая его как таковое, мы лучше поймем его генезис и непрочность… Произвольное внимание есть приспособление к условиям высшей социальной жизни».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ПРИРОДА И СВОЙСТВА ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ, ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ТОНКОГО ТЕЛА
ПРИРОДА И СВОЙСТВА ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ, ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ТОНКОГО ТЕЛА Одним из важнейших понятий древнего мистицизма и магии, традиционных систем целительства является жизненная сила или энергия. Это то самое главное действующее начало, без которого любой обряд и
Раздел 1 Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы
Раздел 1 Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы ВведениеПсихологическая пригодность к профессии есть свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: по успешному овладению профессией и по степени удовлетворения человека своим
Основные свойства толпы
Основные свойства толпы
По сути, можно выделить два основных свойства толпы. Первое главное свойство толпы — в ней легко распространяется циркулярная реакция (ее еще называют эмоциональным кружением), про которую мы уже подробно говорили. А если кратко, то это быстрая,
3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства
3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных
Свойства внимания
Свойства внимания • Концентрированность – степень сосредоточенности сознания на конкретном объекте. Внимание человека может очень ненадолго привлечь звуковой, тактильный или зрительный раздражитель, например звонок телефона или другое внезапное событие, но затем
32.

32. Свойства внимания Внимание характеризуется следующими свойствами: а) объемом; б) распределением; в) концентрацией; г) устойчивостью; д) переключением.Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный
Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа
Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с
54. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ
54. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ
В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. По происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.Непроизвольное внимание является
55. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
55. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем
Основные виды внимания
Основные виды внимания
При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольноеи так называемое произвольноевнимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными
Основные свойства внимания
Основные свойства внимания Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания.Концентрированностьвнимания — в
СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ
СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:– построение отношений;– познание;– переживание.Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента.
16. Свойства внимания
16. Свойства внимания
Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения
УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.
УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую
Старение и зрительное внимание — PMC
- Список журналов
- Рукописи авторов HHS
- PMC2136439
Curr Dir Psychol Sci. Авторская рукопись; доступно в PMC 2007 13 декабря.
Опубликовано в окончательной редакции как:
Curr Dir Psychol Sci. 2007 апрель; 16(2): 70–74.
doi: 10.1111/j.1467-8721.2007.00478.x
PMCID: PMC2136439
NIHMSID: NIHMS22893
PMID: 18080001
Авторская информация и лицензия Displormer
. являются более молодыми людьми при выполнении зрительно-поисковых задач, что свидетельствует о возрастном снижении функции внимания. Однако возрастное снижение внимания не является полностью повсеместным. Зрительный поиск, основанный на ожиданиях наблюдателя (т. е. нисходящее внимание), относительно сохраняется как функция взрослого возраста. Исследования нейровизуализации показывают, что возрастное ухудшение происходит в структуре и функции областей мозга, опосредующих зрительную сенсорную информацию, тогда как активация областей в лобных и теменных долях часто выше у пожилых людей, чем у молодых людей. Эта повышенная активация может представлять возрастное увеличение роли нисходящего внимания во время зрительных задач. Чтобы получить более полное представление о возрастном снижении и сохранении зрительного внимания, текущие исследования начинают изучать связь показателей нейровизуализации структуры и функции мозга с поведенческими показателями зрительного внимания.
Ключевые слова: зрительное восприятие, взрослое развитие, познание, время реакции, нейровизуализация
Часто цитируемое наблюдение Уильяма Джеймса о том, что «Каждый знает, что такое внимание» (Джеймс, 1890/1950, стр. 403) также применимо к теме зрительного внимания, потому что «все знают», что существуют возрастные изменения зрительного внимания. Научные исследования внимания за последние 100 лет продолжали расширять определение внимания. Точно так же исследования возрастных различий взрослых, проведенные в более поздний период, позволили получить дополнительное представление об изменениях внимания, происходящих во взрослом возрасте. Результаты этого исследования важны, поскольку они ставят под сомнение предположение о том, что упадок является единственной формой возрастных изменений. Кроме того, нейровизуализационные исследования предоставляют обширную информацию о механизмах внимания мозга. Таким образом, текущие отчеты о возрастных изменениях внимания отражают два влияния: поведенческие исследования, направленные на определение роли внимания в выполнении задач, и исследования нейровизуализации, направленные на выявление соответствующих нервных систем.
Континуум эффективности поиска
При навигации в визуальной среде люди должны обращать внимание на одни объекты и игнорировать другие. В некоторых случаях направить внимание на соответствующий объект легко, например, когда вы заметите пятно от красного вина на белом ковре, но сложнее в других, например, при попытке идентифицировать объекты на размытой фотографии. Чтобы количественно оценить, как внимание используется в этих перцептивных задачах, поведенческие исследования в значительной степени опирались на анализ зрительного поиска 9.0014, в котором наблюдатели пытаются найти предопределенный целевой элемент в отображении сопутствующих нецелевых (отвлекающих) элементов. Мерой интереса часто является изменение времени реакции (RT) или точности обнаружения цели по отношению к увеличению количества отображаемых элементов (размер дисплея). Как показано на панели A, цель поиска (например, вертикальная буква T) может быть элементом одиночного элемента , определяемым как элемент, который отличается от всех отвлекающих факторов определенной характеристикой (например, цветом, формой или размером). . Обнаружение одноэлементной цели очень эффективно, а количество элементов-дистракторов относительно не влияет на RT. Напротив, когда цель и дистракторы имеют общие функции (, панель B), поиск менее эффективен, а обнаружение цели требует дополнительного времени по мере увеличения размера экрана.
Открыть в отдельном окне
Эффективная (А) и неэффективная (Б) производительность визуального поиска. В обоих случаях целью является вертикальная буква Т. На верхней левой панели цель отличается от нецелевых элементов отображения уникальным свойством — цветом; в результате обнаружение цели является высокоэффективным, а время реакции не зависит от количества отвлекающих элементов (размер дисплея; вверху справа). В этом случае на поиск влияет в первую очередь восходящий процесс значимости признаков. На нижней левой панели нецелевые функции аналогичны целевым, что приводит к менее эффективному и требующему внимания процессу поиска. Наблюдатель должен просматривать элементы дисплея по отдельности, что приводит к заметному увеличению времени реакции в зависимости от размера дисплея (внизу справа). В этом случае, поскольку цель не может быть отличена от нецелевых элементов по локальным различиям признаков, производительность определяется нисходящим направлением внимания наблюдателя на цель.
Современные теории зрительного внимания характеризуют разницу между панелями A и B с точки зрения континуума эффективности поиска, а не как категорически разные формы или этапы обработки информации (Wolfe & Horowitz, 2004). Поиск очень эффективен (как на панели A), когда он осуществляется полностью восходящим способом, то есть за счет существенных различий между характеристиками отображаемых элементов. При высокоэффективном поиске у наблюдателя создается впечатление, что цель исчезает с экрана, автоматически привлекая внимание. Успешное выполнение более сложных поисковых задач (как на панели B) зависит от нисходящая обработка — то есть знание наблюдателем цели и того, чем она отличается от дистракторов. В этом типе неэффективного или сложного поиска обычно имеет место прямое увеличение RT в зависимости от увеличения размера дисплея, и, таким образом, наклон линии RT на графике в зависимости от размера дисплея (или функция RT×Display Size) полезен как показатель эффективности поиска.
Однако в большинстве случаев визуального поиска используется комбинация восходящего и нисходящего эффектов. Эти эффекты не возникают на совершенно отдельных этапах обработки, а вместо этого взаимодействуют, чтобы определить производительность. Нисходящая обработка данных на основе знаний может влиять на управление вниманием, даже если поиск очень эффективен (Wolfe, Butcher, Lee, & Hyle, 2003). Точно так же нисходящее знание соответствующей целевой функции может помочь наблюдателям уменьшить или устранить отвлечение внимания от заметных, но не относящихся к делу элементов отображения (Leber & Egeth, 2006).
Возрастные изменения в управлении вниманием
В сложных задачах поиска, таких как те, что показаны на панели B, наклон функции RT×Display Size обычно выше для пожилых людей, чем для молодых людей, что предполагает возрастное снижение в эффективности процессов поиска (Madden & Whiting, 2004). Одной из целей исследований старения и внимания является выяснение относительного вклада компонентов «снизу вверх» и «сверху вниз» в возрастные изменения зрительного внимания. Пожилые люди демонстрируют снижение восходящей зрительной обработки на сенсорном уровне, даже при тестировании в условиях с наилучшей коррекцией (например, в очках). Однако, когда визуальная цель представляет собой одноэлементный объект, пожилые люди обычно демонстрируют независимость между RT и размером экрана, что свидетельствует о высокоэффективном поиске (Plude & Doussard-Roosevelt, 19). 89; Уайтинг, Мэдден, Пирс и Аллен, 2005 г.). Таким образом, хотя возрастное снижение восходящей зрительной обработки способствует общему замедлению скорости перцептивной обработки у пожилых людей, также наблюдается некоторое сохранение восходящего внимания, что обеспечивает основу для высокоэффективного поиска.
Исследование когнитивного старения задокументировало возрастное снижение нисходящего внимания, хотя исследователи выражали этот вывод по-разному. Несколько теорий были разработаны вокруг идеи возрастного снижения исполнительной обработки, определяемой как процессы, связанные с сохранением и обновлением информации в рабочей памяти, подавлением нерелевантной информации и разделением времени между задачами (Verhaeghen & Cerella, 2002). Пожилые люди, по-видимому, менее успешны, чем молодые люди, в использовании нисходящей установки внимания (т. е. поддержания умственной подготовки) для избегания захвата внимания заметным, но не относящимся к задаче элементом отображения (Colcombe et al. , 2003). Эти результаты показывают, что снижение производительности пожилых людей в задачах визуального поиска не полностью связано с восходящей обработкой и включает некоторое снижение контроля внимания сверху вниз.
Другие формы нисходящего внимания, однако, не полностью соответствуют предсказаниям теории исполнительного контроля, вместо этого демонстрируя значительную степень постоянства в зависимости от взрослого возраста. В высокоэффективных задачах поиска, в которых RT не зависит от размера дисплея, предварительное знание функции определения цели приводит к сопоставимым уровням улучшения производительности поиска для молодых и пожилых людей (Whiting et al., 2005).
Пожилые люди также успешно используют некоторые формы нисходящего внимания в более сложных поисковых задачах. Madden, Whiting, Cabeza и Huettel (2004) варьировали вероятность того, что целью будет цветной синглтон (красная буква среди серых букв). Это была сложная задача поиска, в которой каждый дисплей содержал четыре или шесть букв, и участники отвечали, какая из двух целевых букв (E и R) присутствует на дисплее. В блоках испытаний участники выполняли два условия задачи: «нейтральное», при котором была низкая вероятность (0,17–0,25) того, что цветной синглтон будет мишенью E/R, и «управляемое», при котором у которого была более высокая вероятность (0,75–0,83) соответствия синглтона-цели. Таким образом, немедленное обращение к одиночке в управляемом состоянии облегчит идентификацию цели и задержит поиск цели в тех испытаниях, когда это не одиночка. Результаты показали, что изменения в RT поиска, относящиеся к целевому синглтону, были значительно больше в управляемом состоянии, чем в нейтральном, что подразумевает нисходящее внимание к целевому признаку (цвету). Величина этого эффекта с точки зрения пропорционального изменения RT была сопоставима для двух возрастных групп. Таким образом, хотя другие формы исполнительного контроля демонстрируют возрастное снижение, нисходящее внимание пожилых людей в некоторой степени сохраняется.
Преимущество в эффективности поиска, связанное с часто встречающимися целями, связано с двумя факторами: сознательным ожиданием наблюдателя, что конкретная функция или элемент будет обнаружена, и эффектами прайминга, связанными с повторением конкретной функции в последовательных испытаниях, независимо от того, является ли наблюдатель осознавая это повторение. Эти два аспекта нисходящего внимания трудно полностью разделить. Из результатов зрительно-поисковых задач, в которых систематически варьировалась подготовка к повторению функций цели и отвлекающих факторов, видно, что аспекты нисходящего внимания как к повторению, так и к сознательному ожиданию сохраняются для пожилых людей и что пожилые люди делают дополнительный акцент. в ожидании целевых характеристик (Madden, Spaniol, Bucur и Whiting, в печати). Эта повышенная зависимость от управления вниманием сверху вниз может представлять собой компенсаторную реакцию на возрастное снижение сенсорной обработки снизу вверх.
Мозговые механизмы внимания
Обсуждавшиеся до сих пор возрастные изменения зрительного внимания оценивались по поведенческим показателям зрительного поиска. Как поведенческие данные связаны с мозговыми механизмами внимания? Нейровизуализационные исследования молодых взрослых привели к некоторому согласию в общих чертах этих механизмов (Kastner, 2004; Shulman et al. , 2003). Большая часть этих исследований включала позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) и функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), обе из которых измеряют активацию серого вещества головного мозга во время выполнения когнитивных задач. А лобно-теменная сеть , охватывающая лобные и теменные доли на боковой поверхности мозга, по-видимому, опосредует выполнение задач визуального поиска и обнаружения. Внутри этой сети дорсальные области (те, что на верхней поверхности) лобных и теменных долей особенно важны для управления вниманием сверху вниз во время визуального поиска. Сеть также содержит вентральный компонент (на нижней поверхности лобной и теменной долей), особенно в правом полушарии, опосредующий внимание снизу вверх. Вентральный компонент действует как «выключатель», который обращает внимание на неожиданные или особенно важные события.
Возрастные изменения в сети внимания
Нейровизуализационные исследования пожилых людей выявили возрастные изменения в дорсальном компоненте лобно-теменной сети. Активация областей лобной доли во время когнитивных задач, например, имеет тенденцию к увеличению в зависимости от возраста взрослого человека, что может отражать повышенное внимание пожилых людей к нисходящим процессам контроля внимания, опосредованным этими областями (Cabeza, 2002; Макинтош и др., 1999). Меньше известно о возрастных эффектах в вентральном компоненте сети. Активация областей коры, опосредующих визуальную обработку, расположенных в затылочной доле (в задней части мозга), часто ниже у пожилых людей, чем у молодых, что может отражать возрастное снижение качества восприятия снизу вверх. сенсорного ввода. В соответствии с этим типом угасания исследования анатомии головного мозга нечеловеческих приматов выявили возрастную деградацию белого вещества зрительного нерва, включая как потерю аксонов (отростков нервных клеток, проводящих импульсы к другим нервным клеткам), так и аномалии миелиновые оболочки аксонов (изолирующее покрытие, облегчающее проводимость). Однако нейровизуализационные исследования также предполагают, что возрастное снижение объема серого вещества (нервных клеток) больше в лобных долях, чем в других областях мозга.
Таким образом, связь между этими структурно-функциональными изменениями в лобно-теменной сети и их влиянием на внимание до конца еще не выяснена.
В недавнем исследовании фМРТ (Madden et al., 2007) мои коллеги и я продемонстрировали, что возрастные изменения в лобно-теменной активации были связаны именно с управлением вниманием сверху вниз во время визуального поиска. В этом эксперименте мы использовали задачу поиска букв, в которой, как описано ранее, вероятность того, что одноэлементный цвет будет соответствовать цели поиска, была либо высокой (управляемое условие), либо низкой (нейтральное условие). Одним из основных результатов, проиллюстрированных на , было то, что активация в лобных и теменных долях коррелировала с эффективностью поиска у пожилых людей, тогда как активация в затылочной доле коррелировала с эффективностью поиска у молодых людей. Поскольку этот паттерн сохранялся только в управляемом состоянии (т. е. когда однотонный цвет предсказывал местоположение цели), а не в нейтральном состоянии, эти данные подтверждают мнение о том, что повышенная лобно-теменная активация у пожилых людей представляет собой контроль внимания сверху вниз.
Открыть в отдельном окне
Различие в активации трех областей мозга при визуальном поиске сверху вниз у пожилых (вверху) и молодых (внизу) взрослых. Интересующие области включали лобное поле глаза (на верхней поверхности лобной доли; слева), веретенообразную извилину (на нижней поверхности затылочной доли; в центре) и верхнюю теменную дольку (на верхней поверхности теменной доли). мочка; правая). Площадь под кривой HDR относится к мере активации во время функциональной магнитно-резонансной томографии, определяемой площадью под кривой гемодинамического ответа (HDR). Эффект типа цели относится к поведенческому показателю производительности визуального поиска, процентному изменению времени реакции для идентификации целевой буквы, когда цель представлена уникальным цветом (например, красная буква среди серых букв), по сравнению с тем, когда один из нецелевых элементов представлен уникальным цветом. Рисунок иллюстрирует вывод о том, что когда поиск включает внимание сверху вниз (т. е. ожидание наблюдателя в отношении вероятности цвета цели), активация лобных и теменных областей (лобно-теменная сеть) коррелирует с эффективностью поиска для пожилых людей, но не для более молодых взрослых. (Изменено с разрешения Мэддена и др., 2007 г.)
В дополнение к показателям корковой активации с помощью фМРТ мы (Madden et al., 2007) также получили показатели целостности белого вещества с помощью диффузионно-тензорной визуализации (DTI; структурная визуализация, которая чувствительна к скорости и направлению диффузии). молекул воды в тканях). DTI обеспечивает меру целостности трактов белого вещества, например, степень, в которой аксоны ориентированы в одном направлении и имеют неповрежденные миелиновые оболочки. Мы обнаружили, что целостность белого вещества была ниже у пожилых людей, чем у молодых, особенно в префронтальных областях, хотя этот эффект статистически не зависел от возрастных изменений в поисковой эффективности. Однако дальнейшие исследования старения и DTI будут ценными, поскольку возрастные изменения в белом веществе, которые приводят к разъединению между компонентами лобно-теменной сети, могут быть важным источником возрастных различий в зрительном внимании. Тип возрастного увеличения лобно-теменной активации, о котором мы сообщали (Madden et al., 2007), например, может представлять собой компенсаторную реакцию на снижение восходящего входа от сенсорных путей.
Поведенческие исследования связанных с возрастом изменений зрительного внимания показывают, что снижение происходит в восходящих зрительных сенсорных процессах и в некоторых аспектах исполнительной обработки, связанных с контролем задач. Однако некоторые формы управления вниманием «сверху вниз» продолжают действовать в пожилом возрасте и могут даже играть большую роль в деятельности пожилых людей. Таким образом, одним из направлений будущих исследований является определение отличительных черт нисходящего внимания, которые отделяют его от исполнительных процессов, демонстрирующих возрастное снижение. Связанный с этим вопрос заключается в том, является ли связанное с возрастом увеличение нисходящего внимания, наблюдаемое в некоторых задачах визуального поиска, компенсаторной реакцией на снижение сенсорной обработки. Результаты нейровизуализации приводят к компенсаторной интерпретации, но необходимы дополнительные доказательства, связывающие возрастное усиление лобно-теменной активации с более высокими уровнями поведенческих характеристик. Кроме того, в пределах лобно-теменной сети возрастные изменения чаще всего наблюдаются в дорсальном компоненте, опосредующем внимание сверху вниз. Мало что известно о возрастных изменениях вентрального компонента, опосредующего обнаружение признаков, имеющих отношение к мишени. Разработка более полного описания старения и зрительного внимания будет включать интеграцию данных структурной визуализации (например, целостности белого вещества), функциональной визуализации и когнитивных функций.
Помимо этих основных теоретических вопросов, исследователи также активно занимаются вопросом перевода между лабораторными и прикладными условиями. В случае зрительного внимания несколько исследований продемонстрировали корреляцию между лабораторными показателями внимания и эффективностью вождения автомобиля (например, частотой аварий). Также появляются отчеты, указывающие на то, что различные формы вмешательств, направленных на улучшение физической и когнитивной жизнеспособности, могут привести к соответствующим улучшениям как поведенческих показателей внимания, так и связанных с ними структур мозга.
Крамер, А.Ф., и Мэдден, Д.Дж. (под давлением). Внимание. В Ф.И.М. Крейк и Т.А. Salthouse (Eds.), Справочник по старению и познанию (3-е изд.). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Мэдден, Д.Дж., Уайтинг, В.Л., и Хюттель, С.А. (2005). Возрастные изменения нервной активности при зрительном восприятии и внимании. В R. Cabeza, L. Nyberg и D. Park (Eds.), Когнитивная неврология старения: связь когнитивного и церебрального старения (стр. 157–185). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Вулф, Дж. М., и Горовиц, Т. С. (2004). (См. Ссылки)
При поддержке исследовательских грантов R37 AG02163 и R01 AG011622 Национального института старения. В этой статье сообщается о работе, проведенной в сотрудничестве со Скоттом Хьюттелом, Роберто Кабезой, Джеймсом Провензале, Леонардом Уайтом, Барбарой Букур, Джулией Спаниол и Уайт Уайтинг.
- Cabeza R. Уменьшение полушарной асимметрии у пожилых людей: модель HAROLD. Психология и старение. 2002; 17:85–100. [PubMed] [Академия Google]
- Колкомб А.М., Крамер А.Ф., Ирвин Д.Е., Петерсон М.С., Колкомб С., Хан С. Возрастные эффекты захвата внимания и глазодвигательных движений по началу и цветовым синглтонам как функция опыта. Acta Psychologica. 2003; 113: 205–225. [PubMed] [Google Scholar]
- Джеймс В. Принципы психологии. Том. 1. Нью-Йорк: Дувр; 1950 г. Оригинальная работа опубликована в 1890 г. [Google Scholar]
- Кастнер С. Модуляция реакции внимания в зрительной системе человека. В: Познер М.И., изд. Когнитивная нейробиология внимания. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд; 2004. стр. 144–156. [Академия Google]
- Лебер А.Б., Эгет Х.Е. Все под контролем: стратегии поиска сверху вниз могут преобладать над захватом внимания. Психономический бюллетень и обзор. 2006; 13: 132–138. [PubMed] [Google Scholar]
- Madden DJ, Spaniol J, Bucur B, Whiting WL.
Возрастное усиление нисходящей активации зрительных функций. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии в печати. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- Madden DJ, Spaniol J, Whiting WL, Bucur B, Provenzale JM, Cabeza R и др. Возрастные различия в функциональной нейроанатомии зрительного внимания у взрослых: комбинированное исследование фМРТ и DTI. Нейробиология старения. 2007;28:459–476. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- Madden DJ, Whiting WL. Возрастные изменения зрительного внимания. В: Costa PT, Siegler IC, редакторы. Последние достижения в области психологии и старения. Амстердам: Эльзевир; 2004. С. 41–88. [Google Scholar]
- Madden DJ, Whiting WL, Cabeza R, Huettel SA. Возрастное сохранение направленности внимания сверху вниз при зрительном поиске. Психология и старение. 2004; 19: 304–309. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- McIntosh AR, Sekuler AB, Penpeci C, Rajah MN, Grady CL, Sekuler R, Bennett PJ.
Набор уникальных нейронных систем для поддержки зрительной памяти при нормальном старении. Текущая биология. 1999;9:1275–1278. [PubMed] [Google Scholar]
- Plude DJ, Doussard-Roosevelt JA. Старение, избирательное внимание и интеграция функций. Психология и старение. 1989; 4: 98–105. [PubMed] [Google Scholar]
- Шульман Г.Л., МакЭвой М.П., Коуэн М.С., Астафьев С.В., Тэнси А.П., д’Авосса Г., Корбетта М. Количественный анализ сигналов внимания и обнаружения при визуальном поиске. Журнал нейрофизиологии. 2003;90:3384–3397. [PubMed] [Google Scholar]
- Verhaeghen P, Cerella J. Старение, исполнительный контроль и внимание: обзор метаанализов. Нейронаука и биоповеденческие обзоры. 2002;26:849–857. [PubMed] [Google Scholar]
- Whiting WL, Madden DJ, Pierce TW, Allen PA. Поиск сверху вниз: старение и управление вниманием при обнаружении одиночных элементов. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии. 2005; 58А: 72–97. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- Wolfe JM, Butcher SJ, Lee C, Hyle M.
Измените свое мнение: о вкладе нисходящего и восходящего руководства в визуальный поиск одноэлементных функций. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и производительность. 2003;29: 483–502. [PubMed] [Google Scholar]
- Wolfe JM, Horowitz TS. Какие атрибуты управляют развертыванием визуального внимания и как они это делают? Обзоры природы Неврология. 2004; 5: 495–501. [PubMed] [Академия Google]
Демонстрируют ли дети с дислексией развития избирательный дефицит зрительного внимания?
- .
title={Демонстрируют ли дети с дислексией развития избирательный дефицит зрительного внимания?},
автор={Руксандра Сиретяну и Клаудия Гебель и Ральф Герц и Тимо Вандерт},
журнал = {косоглазие},
год = {2006},
объем = {14},
страницы = {85 — 93}
}
- R. Sireteanu, Claudia Goebel, Timo Wandert
- Опубликовано 1 января 2006 г.
- Психология
- Косоглазие
Авторы исследовали выполнение ряда зрительных задач, требующих избирательного внимания. У детей с дислексией не наблюдалось переоценки левого поля зрения (псевдонеглекта), характерного для нормального зрения взрослых. Показатели детей с дислексией в задачах сегментации текстуры и поиска признаков были идентичны показателям детей из контрольной группы, сопоставимых по возрасту, полу и интеллекту. Однако при тестировании на связных задачах для…
View on Taylor & Francis
ncbi.nlm.nih.gov
Нарушение последовательного зрительного поиска у детей с дислексией развития
- R. Sireteanu, Claudia Goebel, R. Goertz, Ingeborg Werner, Magdalena Nalewajko, A.
Психология
Annals of the New York Academy of Sciences
- 2008
Результаты показывают, что у детей с дислексией развития наблюдается избирательный дефицит при выполнении сложных последовательных зрительных поисковых задач, что подразумевает нарушение целенаправленного, устойчивого зрительного внимания.
Дети с дислексией развития показывают левую визуальную «MinineGlect»
- R. Sireteanu, R. Goertz, I. Bachert, Timo Wandert
Психология, биология
Vision Research
- 2005
Visual Deficits Deficits deficits deficits deficits deficits deficits deficits deficits deficits. не зависят от крупноклеточного дефицита при дислексии
- C. Wright, E. Conlon, M. Dyck
Психология, биология
Анналы дислексии
- 2012
Данные свидетельствуют о том, что крупноклеточная чувствительность и слабости зрительно-пространственного внимания не зависят друг от друга и дают больше доказательств гетерогенности в ответ на психофизические задачи в группах с дислексией.
Дефицит последовательной и одновременной обработки при дислексии развития
- M. Lallier, S. Valdois
Психология
- 2012
Несмотря на большое количество исследований причин развития дислексии, проведенных все еще остаются неясными.
Исследователи в этой области до сих пор пытаются понять, почему…
Фракционирование дефицита многоактерной обработки при дислексии развития: данные двух тематических исследований
- Matthieu Dubois, S. Kyllingsbæk, S. valdois
Психология, биология
Cortex
- 2010
9
11110. влияет на зрительно-внимательную функцию в детстве- C. Cavézian, Marc Vilayphonh, V. Vasseur, G. Caputo, L. Laloum, S. Chokron
Психология, медицина
Детская нейропсихология: журнал о нормальном и аномальном развитии в детском и подростковом возрасте
- 2013
Результаты показывают, что дети с офтальмологическими нарушениями могут испытывать трудности с зрительно-пространственными задачами, несмотря на скорректированную до нормальной остроту зрения.
Влияние стимула на выполнение задачи отмены у детей с дислексией и без нее
Предполагается, что отношение T/D оказывает сильное влияние на баллы PQ, и его следует учитывать при разработке тестов и заданий.
Предорфографические ограничения в чтении и многоэлементной обработке при дислексии: данные исследований отдельных случаев и моделирования данных наблюдаемое при дислексии не просто связано с вялой активацией названий предметов, а не с трудностями визуальной обработки, а указывает на снижение способности параллельной обработки визуальной информации, что может ограничивать визуальное распознавание слов.
Зрительная дисфункция: фактор, способствующий ухудшению памяти и, следовательно, трудностям в обучении?
- Элизабет Беннетт
Психология
- 2007
Зрительная дисфункция: фактор, способствующий дефициту памяти и, следовательно, трудностям в обучении? Этот тезис основан на практике образовательной терапии (ЭТ), которая обнаружила, что дисбаланс глазных мышц является…
Косоглазые амблиопы показывают двустороннее смещение вправо в задаче на деление линии пополам: свидетельство дефицита зрительного внимания
- A.
Thiel, R. Sireteanu
Биология, психология
Vision Research
- 2009
, показывая 1-10 из 27 ссылок
Сорт Byrelevancemost влияет на PapersRecency
детей с развитием. «minineglect»
- Р. Сиретяну, Р. Герц, И. Бахерт, Тимо Вандерт
Психология, биология
Исследования зрения
- 2005
Контрастная чувствительность в подгруппах дислексии развития
- Моника Дж. Уильямс, Г. В. Стюарт, А. Каслс, К. Маканалли
Психология, биология
Обеспечение видения
- 2003
. Объяснение. дислексия.
- Jacqueline S. Rutkowski, D. Crewther, S. Crewther
Психология
Журнал зрения
- 2003
Значительное преимущество в обнаружении верхних полей зрения в группах интерпретируется с точки зрения взаимодействия вентрального и дорсального потоков.
Минимальное игнорирование левой стороны у взрослых с дислексией.
В психофизических задачах суждения о временном порядке и иллюзии движения линии взрослые дислектики обрабатывали стимулы в левом зрительном полуполе значительно медленнее, чем нормальные читатели, что указывает на левостороннее «мини-иглект» и причинно-следственную цепочку, которая может привести к нескольким сенсорным и когнитивным нарушениям. наблюдается у дислексиков.
Дислексия развития: гипотеза дефицита мозжечка
Является ли дислексия развития синдромом отключения? Данные ПЭТ-сканирования.
Независимая активация задних и передних речевых областей у дислексиков подтверждает представление о том, что репрезентации несегментированной и сегментированной фонологии функционально и анатомически разделены.
Физиологические и анатомические доказательства крупноклеточного дефекта при дислексии развития.
Обнаружено, что дислектики демонстрировали снижение зрительных вызванных потенциалов на быстрые низкоконтрастные стимулы, но нормальную реакцию на медленные или высококонтрастные стимулы, что согласуется с дефектом магноцеллюлярного пути на уровне зрительной области 1 или ранее.