Облигатное научение: Облигатное научение — Психологос

ОБЛИГАТНОЕ НАУЧЕНИЕ

ОБЛИГАТНОЕ НАУЧЕНИЕ

К облигатному научению относятся все формы научения, необходимые для выполнения основных жизненных функций. Оно видоспецифично, сближается с врожденным поведением (его результаты критически важны для выживания) и тесно с ним связано.

Особенности

  • Способности к облигатному научению и формы их проявления генетически фиксированы.

  • Осуществляется только на протяжении «критических» (= чувствительных=сенсибильных) периодов. Чаще всего они начинаются в раннем возрасте, их продолжительность варьирует, (чаще непродолжительны), начало и конец могут быть «смазаны».

  • Во многих случаях последствия облигатного научения необратимы (невозможно переучить или забыть).

Облигатное научение, прежде всего, важно для установления связей с родительскими особями (см.

выше) и других социальных отношений.

Например, самцы певчих птиц запоминают песню своего отца, которую воспроизводят во всех подробностях значительно позже, в период размножения.

Другая важнейшая функция облигатного научения – формирование пищевого поведения в следующих аспектах:

А. Распознавание типичных признаков пищевых объектов.

Примеры: детеныши морской свинки с первого по девятый день жизни должны иметь возможность контакта, как со съедобными, так и с несъедобными объектами. Если такого опыта у них не было, не смогут сформировать предпочтение съедобных объектов, и до конца жизни без разбора будут пробовать все «на зуб». Кстати, и наши дети сначала «тащат в рот», все подряд, потом – только съестное.

У щенков, незнакомых с мясной пищей ее первое предъявление вызывает только ориентировочную реакцию, но даже однократное сочетание вкуса и запаха мяса с едой вызывает стойкий условный пищевой рефлекс, который И.

П. Павлов назвал натуральным условным рефлексом. Натуральными называют те условные рефлексы, которые формируются в естественных условиях на стимулы, действующие одновременно с безусловным раздражителем (например, пища и ее вкус и запах).

Имаго насекомых ориентируются на запахи, которые они ощущали на определенных стадиях жизненного цикла. Так, самки дрозофил откладывают яйца на субстрат с запахом мяты, если они ощущали его на личиночной стадии.

Б. Формирование пищедобывательных приемов, обеспечивающих захват и само потребление пищевых объектов. В основе своей эти движения являются врожденными и созревают независимо от индивидуального опыта. Но их достройка, совершенствование и модификация происходят в результате облигатного научения.

Примеры: белка должна научиться наиболее эффективным способом вскрывать орехи, хотя необходимые для этого движения являются врожденными.

Детеныши хищников (кошачьих, мангустов, хорьков и т. д.) способны к выполнению движений для ловли и умерщвления добычи, но их координация и последовательность требуют контакта с добычей, которую приносит мать. Если котенок в критический период (6-я – 10-я недели) будет лишен контакта с добычей, то реакция «смертельного укуса» не проявится должным образом.

Облигатное научение. Основы зоопсихологии

Облигатное научение

Приведенные выше примеры постнатального научения относятся к упомянутому ранее облигатному научению. Сюда относятся все формы научения, которые в естественных условиях совершенно необходимы для выполнения важнейших жизненных функций, т. е. относящихся к видоспецифическому, инстинктивному поведению. Результаты облигатного научения в одинаковой мере необходимы для выживания всем представителям данного вида, и эта видоспецифичность сближает облигатное научение с врожденными формами поведения. Облигатное научение и врожденное поведение, в частности врожденное узнавание, теснейшим образом связаны друг с другом в единый комплекс.

В этом единстве и находит свое воплощение модификация врожденного поведения ранним опытом. Не только сама способность к облигатному научению, но и конкретные ее проявления генетически фиксированы в такой же степени, как и форма инстинктивного поведения.

Характерным признаком облигатного научения является также то, что оно может осуществляться только на протяжении определенных, так называемых сенсибильных (или чувствительных), периодов онтогенеза. Ни до, ни после этого облигатное научение невозможно. Как еще будет показано, эти периоды начинаются чаще всего очень скоро после появления животного на свет и являются непродолжительными. В отдельных случаях, правда, они приходятся на более поздние сроки и могут обнаруживаться даже у взрослых животных, равно как могут быть и относительно длительными.

В отличие от облигатного научения факультативное научение представляет собой, как нам также уже известно, приобретение индивидуального опыта, который зависит от частных условий жизни особи и не является необходимым для всех представителей данного вида в качестве компонента их инстинктивного поведения. Факультативное научение модифицирует, совершенствует и приспособляет видотипичное, врожденное поведение в соответствии с особыми, частными, преходящими, а зачастую и случайными элементами среды обитания особи, поэтому факультативное научение носит сугубо индивидуальный характер, оно не приурочено к определенным сенсибильным периодам и отличается большой лабильностью и обратимостью. Видоспецифичными являются здесь лишь сама способность к научению и пределы этой способности.

Между облигатным и факультативным научением не всегда возможно провести резкую грань, и в реальном поведении животных, особенно молодых, зачастую обнаруживаются сочетания этих двух категорий приобретения индивидуального опыта (см. ниже). Наиболее четко и часто факультативное научение проявляется в виде разного рода навыков, которые уже рассматривались раньше. Что же касается привыкания, то оно, как было показано, может встречаться и в сфере облигатного научения.

Помимо уже отмеченных сфер поведения облигатное научение важно и для формирования пищевого поведения.

Это проявляется прежде всего в том, что путем облигатного научения детеныши во многих случаях узнают отличительные признаки пищевых объектов. Например, экспериментально доказано, что первоначальный прием пищи служит у змеенышей источником накопления опыта, определяющим последующее распознавание пищевых объектов по их химическим признакам. Детенышам морских свинок предъявляли в течение первых девяти дней после рождения различные съедобные и несъедобные объекты, в результате чего и формировалось предпочтение съедобных объектов. Распознавание несъедобных объектов без такого предварительного контакта оказалось невозможным. Это соответствует тому, что в школе Павлова изучалось на щенках (распознавание вкуса и запаха мяса) и получило название «натуральный условный рефлекс».

Отметим в этой связи, что Г. И. Поляков считает такие рефлексы низшей и наиболее древней категорией условнорефлекторной деятельности, функцией старой коры головного мозга и поэтому особенно характерными для пресмыкающихся, у которых условные рефлексы на неестественные, искусственные стимулы вырабатываются лишь с трудом.

У млекопитающих же, по Полякову, натуральные условные рефлексы встречаются, как правило, только в раннем постнатальном онтогенезе, когда новая кора еще не созрела. Именно таким путем, например, котенок научается распознавать писк мыши.

Не только типичные признаки пищевого объекта усваиваются детенышами путем облигатного научения. Важное значение это научение имеет и для формирования пищедобывательных приемов, т. е. двигательных актов, обеспечивающих захват и само потребление пищевых объектов, у хищников — овладевание и поедание добычи. Правда, в своей основе эти движения являются врожденными двигательными координациями и созревают независимо от индивидуального опыта, как и другие инстинктивные движения. Однако их достройка, совершенствование и модификация происходят в конкретных условиях постнатального онтогенеза в результате облигатного научения. Так, белка должна научиться наиболее эффективным образом вскрывать орехи, хотя необходимые для этого движения являются врожденными и уже присущи бельчонку в «готовом виде».

Детеныши карликовой мангусты (Helogale undulata) оказываются к моменту выхода из гнезда (в 24-дневном возрасте) уже вполне способными к выполнению движений, необходимых для ловли добычи, хотя заниматься этим им еще не приходилось и они только облизывали и обсасывали убитых животных, которых приносили в гнездо родители. Но каждому детенышу приходится учиться правильно производить укус, мгновенно умерщвляющий добычу, а также учиться обращению с реже встречающимися видами жертв. Характерное для этих животных бросание пищевых объектов с твердой поверхностью (особенно яиц) под туловище, назад, осуществляется первоначально в несовершенном виде и несинхронно. И это действие совершенствуется путем научения.

Необходимо, однако, отметить, что подобная «отработка» инстинктивных компонентов поведения происходит у высших животных главным образом на следующем, игровом этапе постнатального развития поведения. Как будет еще показано, игра имеет в этом отношении исключительно большое значение для окончательного формирования поведенческих актов. У низших животных, у которых нет игровой активности и соответственно отсутствует второй этап постнатального развития поведения, облигатное научение выступает как единственный фактор постнатальной достройки инстинктивного поведения. Особенно это относится, очевидно, к беспозвоночным, хотя у этих животных облигатное научение, как и весь онтогенез поведения, еще совершенно недостаточно изучено. По имеющимся отрывочным данным можно, однако, заключить, что во всяком случае у насекомых облигатное научение может играть существенную роль в формировании поведения. Так, английский этолог В. Г. Торп и его сотрудники установили, что имагинальные, половозрелые формы насекомых ориентируются по запахам, влиянию которых они подвергались на определенных стадиях (сенсибильных периодах) их личиночного развития. Если, например, воздействовать на личинок плодовых мушек (дрозофил) запахом мяты, то они будут впоследствии, превратившись во взрослых насекомых, отыскивать для откладывания яиц субстрат с этим запахом.

Наездник Nemeritis canescens паразитирует на личинках моли рода Ephestia, но если личинок наездника вырастить на личинках другого вида (Meliphora), который в естественных условиях не поражается этим наездником, то запах этого вида будет затем предпочитаться взрослыми насекомыми при поиске жертвы. Но этот эффект может быть достигнут лишь в том случае, если контакт с необычным хозяином (личинкой Meliphora) устанавливается в момент выхода личинок наездника из яйца или вскоре после этого. Только в этот краткий период запах нового хозяина оказывается действенным. Следовательно, опять же процесс научения приурочен к четко определенному сенсибильному периоду.

Однако запаховая ориентация насекомых определяется не единственно облигатным научением. Так, в указанном эксперименте у наездников сохранилось избирательное отношение к запаху естественного хозяина (Ephestia) наряду с благоприобретенной повышенной чувствительностью по отношению к запаху нового хозяина. Напрашивается вывод, что положительная хемотаксисная реакция в первом случае определяется врожденным узнаванием, во втором — облигатным научением, которое, как всегда, сочетается с этим инстинктивным компонентом поведения и в нормальных условиях подкрепляет и модифицирует его в соответствии с конкретными условиями развития особи.

Глава 5. Научение

Глава 5. Научение Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказать, что он одарен от природы. М. Монтень (1533–1592), французский философ Индивидуальная приспособительная деятельность животных реализуется в ходе онтогенеза в процессах научения. Эта область

5.2. Неассоциативное научение

5.2. Неассоциативное научение Если научение обусловлено действием средовых факторов и не требует совпадения (ассоциации) внешних сигналов с определенной деятельностью организма, его можно назвать неассоциативным. Считается, что это наиболее примитивная форма научения,

5.3. Ассоциативное научение

5.3. Ассоциативное научение Ассоциативное научение (обусловливание) – это процесс образования условных рефлексов. Для некоторых авторов оно стало синонимом научения вообще, являясь основой всего многообразия этого явления. Лежит ли процесс образования условных

5.7. Когнитивное научение

5.7. Когнитивное научение Когнитивное научение представляет собой, пожалуй, самый неопределенный раздел с самыми размытыми границами. В общем виде оно может быть определено как способность экстренного создания поведенческих программ путем определения закономерностей

Научение и инсайт

Научение и инсайт Релизеры Релизеры — это сигналы, которые вызывают инстинктивные реакции у животных. Релизеров великое множество. Рассмотрим некоторые из них.Классический объект лабораторных исследований этологов — колюшка.Когда приходит пора размножения, самец

6.3. Научение – селекция или инструкция?

6. 3. Научение – селекция или инструкция? Системно-селекционной концепции созвучны современные идеи о «функциональной специализации», пришедшие на смену идеям «функциональной локализации», и о селективном (отбор из множества клеток мозга нейронов с определёнными

НЕГАТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ

НЕГАТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ Негативным научением или привыканием называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент

ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ

ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ Впервые феномен латентного (скрытого, неявного) научения был обнаружен в лабораторных условиях на крысах, которые обследовали лабиринт без всякого подкрепления. Оказалось, что в дальнейшем крыса с таким опытом обучается проходить лабиринт быстрее и с

НАУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ (ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ)

НАУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ (ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ) Отцом инструментальной формы научения считается Э. Торндайк, который еще в конце прошлого века назвал такую форму научения обучением «методом проб, ошибок и случайного успеха».

ИМИТАЦИОННОЕ НАУЧЕНИЕ

ИМИТАЦИОННОЕ НАУЧЕНИЕ Имитационным научением или подражанием называют особую форму научения у животных в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого.Различают инстинктивное подражание у животных (взаимную стимуляцию), например, присоединение

КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ

КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ Когнитивное научение объединяет высшие формы обучения, свойственные в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой и основанные на ее свойстве формировать целостный образ окружающей среды. При когнитивных формах научения

Эмбриональное научение и созревание

Эмбриональное научение и созревание В указанной связи приобретает особый вопрос об «эмбриональном научении», считавшемся некоторыми исследователями преимущественным, если не единственным фактором всего сложного процесса первоначального формирования

Облигатное научение и ориентация

Облигатное научение и ориентация Рассмотрим сначала некоторые процессы, связанные с начальной ориентацией у детеныша. У всех животных здесь первостепенное значение имеют таксисы, которые, как уже было показано, у высших животных дополняются и обогащаются элементами

Эмоции и научение

Эмоции и научение Если мы больше говорили об отрицательных эмоциях, чем о положительных, то только потому, что последние были меньше изучены как на физиологическом, так и на психологическом уровне. К тому же представления о «вознаграждении» и о механизмах его достижения

7. Научение и память

7. Научение и память Мы воспринимаем окружающее начиная с самого момента рождения, а может быть, даже и несколько раньше. Мы видим очертания и цвета, слышим разнообразные звуки, осязаем фактуру предметов, улавливаем запахи, распространяющиеся в воздухе, чувствуем

Настало время перечислить средства ESSER

Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

(Изображение предоставлено ThinkStock)

Когда после принятия закона CARES в марте 2020 года был объявлен первый крайний срок обязательств по средствам ESSER, казалось, что есть достаточно времени, чтобы сформулировать план, вывести доллары за дверь и получить компенсацию от государства за расходы. покупки.

Перенесемся в июль 2022 года, когда до первого крайнего срока (30 сентября) осталось чуть более двух месяцев, некоторые округа и штаты справились с выделением средств лучше, чем другие. По данным Департамента образования Covid Data Tracker (открывается в новой вкладке), средства ESSER в основном выделены, но определенно есть еще несколько долларов, которые необходимо потратить — и STAT!

Например, по состоянию на последний отчетный период 75% средств ESSER штата Невада были выделены, а это означает, что примерно 29 миллионов долларов все еще не выделены для расходов. Список можно продолжить следующим образом: штаты имеют еще больше средств, которые еще предстоит выделить в связи с быстро приближающимся сроком — Вирджиния: примерно 38 миллионов долларов; Вермонт: около 8 миллионов долларов; Мэриленд: примерно 43 миллиона долларов.

В положениях о фондах помощи начальным и средним школам (ESSER) говорится, что «любые средства, которые SEA не выделяет в течение одного года, должны быть возвращены Департаменту для перераспределения в соответствии с Законом CARES».

То же самое относится и к Губернаторскому фонду помощи в чрезвычайных ситуациях в сфере образования (GEER).

Фонд GEER почти забыт. Похоже, что округа были настолько сосредоточены на планировании получения денег от ESSER, что никогда не просили эти доллары. Губернаторы выделили часть из этого фонда в самом начале пандемии, но после первоначальных планов расходов ассигнования, похоже, действительно замедлились.

Как и в случае с ESSER, в некоторых штатах до сих пор хранятся огромные суммы денег в фондах GEER. Некоторые штаты потратили средства, но опять же, есть и другие, у которых есть значительные ресурсы в фонде. Например, Колорадо: около 25 миллионов долларов; Мэриленд: около 30 миллионов долларов; и Грузия: примерно 45 миллионов долларов. Как и в случае со средствами ESSER, любые средства, которые губернатор не выделил в течение одного года, должны быть возвращены в Департамент для перераспределения между оставшимися штатами.

Есть абсолютное значение для образования, но также и политическое значение. Почему губернаторы удерживают эти средства только для того, чтобы высвободить их, чтобы их мог забрать другой штат? В течение многих лет штаты и округа мечтали о таких финансовых ресурсах, и теперь, когда они доступны, они, похоже, не используют эту возможность в полной мере. (Если бы я баллотировался на пост губернатора в одном из этих штатов, а мой оппонент позволил бы вернуть эти деньги, чтобы передать их другим штатам, это было бы важным пунктом моей кампании.)

Одна из самых больших проблем с этими фондами заключается в том, что это одноразовое финансирование. И хотя в 2024 году надвигается фискальный обрыв, это не должно мешать нам делать то, что мы можем, с оставшимися гарантированными средствами и временем.

Хотя маски, системы вентиляции и кондиционирования воздуха и инструменты для стерилизации, похоже, уже прошли свой день, пришло время обратить наше внимание на данные, которые, как мы знали, мы все увидим. NPR недавно сообщил о некоторых выводах. «Даже учащиеся, которые потратили меньше всего времени на дистанционное обучение в 2020–2021 учебном году — всего месяц или меньше, — пропустили эквивалент семи-десяти недель изучения математики, — говорит Томас Кейн из Центра исследований политики в области образования в Гарварде. Университет.» Оставшиеся доллары должны быть направлены на преподавание и обучение.

Экстренное дистанционное обучение было трудным, мы все это знаем. Но теперь, когда ворота для онлайн-обучения открыты, эти доллары можно было бы потратить на обучение учителей тому, как преподавать онлайн. В опросах родители указали, что если есть возможность онлайн-обучения, они ею воспользуются, а семьи, скорее всего, останутся из неблагополучных подгрупп.

В том же духе следует исследовать новые модели обучения. Если округ хочет сосредоточиться на ускорении обучения, должно быть несколько доступных путей. Сторонники индивидуального обучения бьют в этот барабан десятилетиями, но для студентов, которым нужно выполнить некоторую корректирующую работу, это вопрос того, к какой жизни они будут иметь доступ после окончания округа.

Когда ESSER и GEER были впервые созданы, я посоветовал руководителям районов мыслить нестандартно. Используйте эти средства, чтобы действительно изменить процесс обучения учащихся. Я придерживаюсь этого мнения сейчас и хотел бы добавить, чтобы начать думать о плане устойчивого развития, когда закончатся федеральные доллары. Не позволяйте страху потерять доллары через два года помешать вам сделать что-то действительно полезное для студентов прямо сейчас.

  • Финансирование ESSER: 5 способов использовать его для решения проблемы потери знаний (открывается в новой вкладке)
  • Использование средств для улучшения школ и удовлетворения потребностей всех учащихся (открывается в новой вкладке)

Инструменты и идеи для трансформации образования. Зарегистрируйтесь ниже.

* Чтобы подписаться, вы должны согласиться с политикой конфиденциальности Future.

Сьюзен имеет большой опыт работы в политике, поскольку раньше работала в Сенате США и была помощником по законодательным вопросам в Палате представителей Айовы.


Наряду с опытом работы как на федеральном уровне, так и на уровне штата, она работала заместителем исполнительного директора Центра цифрового образования, работала в фирме по связям с государственными органами в Арлингтоне, штат Вирджиния, и много работала над федеральной и государственной образовательной политикой в ​​iNACOL, где она написала опубликованные отчеты, чтобы продвинуть вперед инновационные модели обучения, передовой опыт и рекомендации по политике.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры обязательных

обязательных

Даже предположить, что кто-то обязан это сделать, отвратительно.

От CNN