Обобщения примеры – Приведите примеры обобщения и ограничения понятий. Существует ли предел для обобщения и ограничения понятий?

Содержание

Приведите примеры обобщения и ограничения понятий. Существует ли предел для обобщения и ограничения понятий?

Обобщение :

Лекция → форма обучения.

Диплом → документ об образовании.

Проездной билет → документ, дающий право на проезд.

Экзамен→ оценка знаний человека

Ограничение :

Логический союз → «или».

Интеграция → политическая интеграция.

Сигнал бедствия → SOS.

Телевизионное устройство → телевизор.

4. Проанализируйте приведенные примеры, определите вид деления, его структуру:

• Науки делятся на общественные, естественные, математические.(развернутый,

• Рефлексы делятся на условные и безусловные. ( дихотомичекие,

• Члены предложения делятся на главные и второстепенные.( дихотомические,

• Книги разделяют на интересные и неинтересные.( дихотомические,

• Соглашения составляют устно или в письменной форме.( дихотомические,

• Политическая деятельность может быть конструктивной и деструктивной.(дихотомические,

• По темпераменту люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов.( развернутые,

 

5. Проанализируйте приведенные примеры, определите правильность деления, вид деления, в неправильном делении определите, какие нарушены правила:

• К ценным бумагам относятся акции и чеки. (дихотомическое, неполное деление)

• Политические режимы государств могут быть демократические и недемократические.(дихотомическое, неполное)

• Соглашения являются двусторонними, многосторонними и завещаниями.(развернутое)

• Различают четыре стороны горизонта: север, юг, восток, запад.(развернутое)

• Управление делится на эффективное и неэффективное.(дихотомическое, неполное)

• Учебные дисциплины бывают обязательные и необязательные.(дихотомическое)

• «В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная» (Ш. Монтескье). (развернутая)

• «Существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, которое прикрывается именем закона, и жестокость самого закона» (Ф. Бэкон).(разверрнутое)



6. Правильно ли осуществлено определение этих понятий:

• Логика — это наука о мышлении. да

• География — это геология.да

• Планета — это космический объект, на котором существует жизнь. нет

• Физика не является гуманитарной наукой. да

• Истина — дочь разума, мать мудрости. да

• Народ — автор и актер собственной жизненной драмы. да

• Дееспособность — способность лица иметь права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за причиненные правонарушения. да

• Реформа — преобразование определенной стороны общественной жизни, без слома основ существующей социальной системы. нет

• Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. да

• Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой. да

Какие Вы знаете операции, подобные определению?

Описание –пересчет внешниз пизнаков обьекта.

Характеристика – пересчет внутренних качеств предмета.

Обьяснение на примерах – иллюстрация содержания данного понятия на нескольких примерах его обьема.

Сравнение – сопоставление качеств предмета з известными качествами других предметов.

Розпознание- прийом, который позволяет установить расхождения между предметами, уточнить, что данный обьект не является таким как другой.

Тема 3. Судження как форма мышления

Часа

ПРАКТИКУМ ІІІ

Общая характеристика суждений

1.Определите, какие из приведенных предложений являются суждениями:

Кто сегодня дежурный?

2) «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай» (А.П.Чехов).

ü 3) Каждое убийство, оставшееся безнаказанным, уменьшает безопасность других людей.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Обобщение и ограничение понятий в логике: виды, способы, примеры

В чем заключаются обобщение и ограничение понятий в логике? Кратко это описать достаточно трудно, поскольку дисциплина относится к философским и апеллирует немалым количеством нюансов. Обобщения и ограничения, а также процессы их проведения как раз и относятся к логическим механизмам.

Что такое логика? Определение

Само слово «логика» имеет греческое происхождение. Это название возникло из древнего слова — «логос». В буквальном переводе оно означает «разум», «мысль» или же «рассуждение».

Соответственно, логика является наукой о мышлении, о способах, формах и закономерностях познания, осуществления разумной деятельности.

Логика – это одновременно и самостоятельная философская научная дисциплина, и инструмент познания, позволяющий выстраивать теории и вести рассуждения.

Что такое понятие? Определение

Чтобы разобраться в том, что такое обобщение и ограничение понятий в логике, нужно четко представлять, что именно является предметом ее изучения. Иными словами, следует представлять себе, что подразумевается под термином «понятие».

Это не что иное, как единство явлений, предметов, их характерных свойств, возникающее в разуме. К понятию относятся также мысли или их системы, цепочки, с помощью которых создается представление о чем-либо.

Виды понятий

Операции обобщения и ограничения понятий в логике, вне всякого сомнения, зависят от сути того, в отношении чего они осуществляются. Иными словами – от разновидности понятия, ограничиваемого или же обобщаемого. Подразделяются же они в соответствии с объемом и содержанием.

Классификация понятий по признаку объема:

  • единичные;
  • пустые;
  • общие.

По содержанию же они подразделяются на следующие категории:

  • положительные и отрицательные;
  • безотносительные и относительные;
  • собирательные и разделительные;
  • конкретные и абстрактные;
  • эмпирические и теоретические.

Помимо этого, понятия могут быть сравнимыми между собой или же, наоборот, кардинально чуждыми по смыслу.

Что такое обобщение понятий в логике? Определение

Обобщение и ограничение понятий в логике – это мыслительные процессы, которые, без сомнения, во многом схожи между собой, но преследуют они при этом совершенно разные цели.

Под обобщением понимается мыслительная операция, в результате которой из одного понятия образуется другое, родственное изначальному. Новое, возникающее при осуществлении процесса обобщения, понятие характеризуется большей степенью смыслового охвата, но гораздо меньшей конкретизацией.

Иными словами, обобщением является цепь умозаключений, в процессе которой происходит переход от частных понятий к более широким, абстрактным. То есть это не что иное, как мыслительное движение от частного, конкретного или индивидуального, к общему.

Что такое ограничение понятий в логике? Определение

Хотя в своем осуществлении весьма схожи обобщение и ограничение понятий в логике, цели они преследуют прямо противоположные.

Под ограничением подразумевается мыслительный процесс, заключающийся в добавлении к одному, изначальному понятию другого, сужающего и конкретизирующего его смысл. То есть первое в цепочке умозаключений понятие или же, как его еще называют – родовое, посредством рассуждений утрачивает абстрактность и трансформируется в частное или же видовое.

Как называются результаты логических рассуждений при обобщениях и ограничениях?

Поскольку обобщение и ограничение понятий в логике преследуют совершенно разные цели, то и результаты этих видов мыслительной деятельности отличаются, в том числе и наименованиями.

Итогом логического обобщения становится гипероним. Под этим термином подразумевается результат мыслительной деятельности, приведший к выводу, характеризующемуся широким смыслом, с полным отсутствием конкретики.

Результат же мыслительного процесса с применением логических ограничений называется гипонимом. Этот термин выражает конкретное понятие, обладающее узким смыслом по отношению к более широкому, общему.

В чем сходство и разница между ограничением и обобщением?

Обобщение и ограничение понятий в логике – способы организации мыслительного процесса, включающие в себя цепочку умозаключений, завершающуюся определенным результатом. В этом и заключается сходство между ними, позволяющее рассматривать эти понятия совместно. Иными словами, сам процесс размышлений происходит одинаково. Но от отправной точки или же изначального, первичного понятия мысль человека движется в кардинально разных направлениях.

Именно в этом и заключается различие. Обобщение и ограничение понятий в логике преследуют обособленные цели и приводят к противоположным результатам. Тем не менее эти понятия взаимосвязаны друг с другим, подобно двум сторонам медали.

Это означает, что каждое рассматриваемое понятие, участвующее как в обобщении, так и в ограничении, может выступать в двух ипостасях в отношении соседних звеньев, составляющих цепь размышлений. То есть если человек, размышляя, проводит ограничение понятия, то любое промежуточное станет гипонимом по отношению к последующему. И, соответственно, оно же будет выступать в качестве гиперонима для предыдущего понятия. Аналогично устроена взаимосвязь и при осуществлении другого мыслительного процесса. Таким образом, родственны обобщение и ограничение понятий в логике. Значение имеют разное только их результаты. Однако каждый из процессов, если рассматривать их в обратном порядке, трансформируется в свою прямую противоположность.

Примеры проведения логических ограничений и обобщений

Что на практике представляют собой обобщение и ограничение понятий в логике? Примеры этих мыслительных процессов можно наблюдать не только в научной деятельности, но и в любой из жизненных сфер.

Самое простое ограничение понятий, с которым ежедневно сталкивается каждый человек, происходит во время посещения продуктового магазина. Цепочка умозаключений при этом начинается с осознания необходимости приобретения продуктов. Следующая мысль уже более конкретна. Человек определяет, для чего ему нужно купить еды – для ужина, про запас, для приготовления обеда, для праздничного стола. Вслед за этим наступает очередь еще более узкого понятия, а именно определения видов продуктов. То есть человек начинает представлять, в каких количествах и что ему нужно купить – колбасные изделия, крупы, пирожные, мясные полуфабрикаты или что-то еще. Как раз на этом этапе мыслительного процесса обычно составляется список будущих покупок. Окончательно же сужается понятие о том, какие необходимо купить продукты, уже в магазине.

Также достаточно просто можно проиллюстрировать процесс ограничения понятий на таком примере:

  • домашнее животное;
  • собака;
  • породистая;
  • несущая службу, охраняющая;
  • средних размеров;
  • овчарка;
  • немецкая.

Достижение понятия «немецкая овчарка» в этом примере является кульминацией процесса умозаключений. Если же данный перечень слов рассмотреть в обратном порядке, то он станет примером логического обобщения понятий.

Провести цепь простых умозаключений, которые будут являться процессом логического обобщения или ограничения понятий, не так трудно, как кажется. Для этого вовсе не требуется апеллировать научными терминами или же подыскивать специальный предмет для рассмотрения. Для того чтобы найти предмет для проведения логического уточнения понятия или же его ограничения, равно как и обобщения, достаточно просто осмотреться вокруг.

В качестве начального понятия может выступить практически все, что находится в поле зрения. К примеру, обеденный стол. Цепь рассуждений при построении обобщения будет включать в себя такие этапы:

  • обеденный стол;
  • просто стол;
  • мебель для столовой;
  • просто мебель;
  • предмет обстановки;
  • элемент интерьера;
  • вещь.

Как правило, при рассуждениях спонтанных, то есть тех умозаключениях, которые не выстраиваются умышленно, специально, количество этапов намного меньше. Обычно их всего два, например – «военный» и «солдат».

fb.ru

Ограничение и обобщение понятий — Логика

Ограничение — логическая операция перехода от родового понятия к видовому (например, “поэт”, “великий поэт”, “великий английский поэт”, “великий английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон”). При ограничении мы переходим от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Пределом ограничения является единичное понятие (в данном примере это “великий английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон”).

Обобщение — логическая операция, обратная ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков. Пример обобщения: “Опера П. И. Чайковского “Евгений Онегин”, “опера П. И. Чайковского”, “опера русского композитора XIX в.”, “опера русского композитора”, “опера”, “произведение музыкального искусства”, “произведение искусства”. При обобщении мы переходим от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Обобщение применяется во всех определениях понятий, которые даются через род и видовое отличие. Пределом обобщения являются категории (философские, общенаучные, категории конкретных наук). С помощью кругов Эйлера (см. § 2. Отношения между понятиями) изобразим графически обобщение и ограничение понятий.

Обобщение и ограничение понятий схематически можно изобразить так:


Рис. 8                                                                        Рис. 9

При обобщении отбрасываются признаки, при этом содержание уменьшается, а объем увеличивается. При ограничении, наоборот, к родовому понятию А добавляются все новые и новые видовые признаки (а, b, с и т. д.), поэтому объем уменьшается, а содержание увеличивается.

Произведем обобщение и ограничение понятий: “волк” и “река” (второе понятие обобщали и ограничивали учащиеся десятого класса педагогического колледжа на уроке логики).

В педучилищах, педколледжах логическая операция обобщения понятия применяется буквально во всех случаях, когда даются те или иные определения через род и видовое отличие. Например: “Имя существительное — это часть речи…”; “Натрий — это химический элемент” или лучше (через ближайший род) “Натрий-это металл…”

Приведем примеры из русского языка. Ограничением понятия “предложение” будут следующие понятия: “простое предложение”, “односоставное предложение”, “односоставное предложение с главным членом сказуемым”, “безличное предложение”. На этом примере видна некоторая взаимосвязь операции ограничения с операцией классификации понятия “предложение”.

                                        Волк

Обобщение

Ограничение

1. Хищное млекопитающее семейства собачьих (Сатйае)

1. Североамериканский капот (Саnis latrans)

2. Хищное млекопитающее

2. Североамериканский кайот, обитающий в североамериканских прериях

3. Млекопитающее

3. Североамериканский кайот, живущий в настоящее время в североамериканских прериях

4. Позвоночное животное

5. Животное

б. Организм

                                          Река

Ограничение

Обобщение

1. Река в Африке

1. Большой пресный проточный водоем

2. Река в Африке, впадающая в Средиземное море

2. Пресный проточный водоем

3. Большая река в Африке, впадающая в Средиземное море

3. Пресный водоем

4. Большая река в Египте

4. Водоем

5. Река Нил

Операции обобщения и ограничения понятий следует отличать от отношений целого к части (и наоборот). Например, неправильно обобщать понятие “городская улица” до понятия “город” или ограничивать понятие “педагогический институт” до понятия “факультет педагогического института”, так как в обоих случаях речь идет не об отношении рода и вида, а об отношении части и целого.

 

www.blogyka.ru

Обобщение примера — Энциклопедия по экономике

Приведите обобщенный пример сочетания двух типов экономических отношений при феодализме. .  [c.41]
Приведите обобщенный пример (обрисуйте возможную ситуацию) реализации задачи морально-эмоциональной поддержки самоопределяющегося клиента на первом уровне.  [c.173]

Приведите обобщенный пример (обрисуйте возможную ситуацию) реализации задачи помощи в принятии решения на третьем уровне.  [c.173]

В основе реляционной модели лежат теория отношений и логика. Для их построения используют дедуктивную (вывод на основе заданной системы посылок), индуктивную (вывод на основе обобщения примеров) и  [c.95]

Обобщенный пример оценки накопленного износа с учетом всех перечисленных выше видов износа приведен в табл. 2.6.  [c.13]

Индуктивные системы. Обобщение примеров по принципу от частного к общему сводится к выявлению подмножеств примеров, относящихся к одним и тем же подклассам, и определению для них значимых признаков.  [c.27]

В-третьих, эта книга интересна с точки зрения методического подхода к организации изложения материала. На мой взгляд, она представляет собой хороший образец высокого научного уровня, отточенности определений и формулировок, чувства меры в изложении научных истин и в то же время полновесной информации о практике управления, ярких примеров и конкретных ситуаций для анализа. Обилие иллюстративного и схематического материала, обобщения в конце каждой главы, вопросы для обсуждения — все это, конечно, итог многолетней эволюции методики управленческого образования в Америке, а для нас — пример современного подхода к эффективному обучению студентов и руководителей.  [c.10]

Чтобы снизить субъективизм при использовании метода шкалирования, числовые значения шкалы интерпретируются подробным описанием образа действий, соответствующего данному числовому значению. Различия будут состоять в объеме и степени конкретизации отдельных описаний. При методе упорядочения рангов в рамках аналитической оценки по каждому показателю составляется ранжированный ряд, напр, показатель «добросовестное выполнение заказов» сотрудник 1 > сотрудник 2 > сотрудник 3. Суммарная (обобщенная) оценка работников рассчитывается сложением отдельных рангов. Метод альтернативных характеристик не использует систематизированные способы измерения. Оценщику предлагается перечень высказываний об образе сотрудника. Оценщик отмечает соответствие или несоответствие конкретного высказывания этому образу. Пример такого перечня приведен ниже  [c.167]

Произведем расчет обобщенного показателя степени загрязнения окружающей среды для каждой территориальной зоны на примере Р]. Необходимо учесть, что химический вид загрязнения (атмосферы, почвы или воды) измеряют по отдельным ингредиентам примеси (в мг/м3, мг/кг, мг/л), то есть их количество для каждого Рр может быть различным. Иначе говоря, каждому Рр соответствует набор значений Кр1 -1, 1=1…1с, 1=1…т, р=1…п , которые характеризуют фактический уровень загрязнения по каждой территориальной зоне 1 для каждого вещества т и признака р.  [c.5]

Изучение, обобщение и распространение передового опыта. Социалистическое соревнование как наиболее массовое движение за коммунистический труд превращает силу примера в мощный рычаг совершенствования производства. Поэтому организация социалистического соревнования неразрывно связана с совершенствованием производства, передачей опыта передовиков и внедрением наиболее производительных методов труда.  [c.77]

Для устранения методических неясностей, все еще существующих в данном разделе квалиметрии, полезно проследить все этапы построения интегрального показателя качества на сравнительно простом примере. Но и в этом случае приходится иметь дело с довольно сложными зависимостями. Однако такая работа окупается наивысшей точностью определения обобщенного уровня качества в сравнении с точностью всех других методов его расчета и богатейшими аналитическими возможностями, которые она открывает.  [c.66]

В связи с этим целесообразно рассмотреть особенности, тенденции и факторы изменения себестоимости добычи нефти в условиях интенсивного обводнения добываемой продукции, что позволит более правильно определить и выбрать наилучшие пути повышения эффективности нефтедобывающего производства. Обобщение накопленного опыта по разработке нефтяных месторождений в старых районах, несомненно, будет способствовать повышению экономической эффективности нефтедобывающего производства в других районах страны. Рассмотрим этот вопрос на условном примере месторождений старого нефтедобывающего района.  [c.23]

Пример 4.5. Заочная школа обобщенные данные  [c.170]

В синтетических регистрах запись осуществляется в обобщенном виде без пояснительного текста, как правило, с указанием только даты, номера и суммы бухгалтерской проводки. Синтетические учетные регистры могут быть по видам записей хронологическими, систематическими и комбинированными. Примерами синтетических регистров являются регистрационный журнал и Главная книга.  [c.472]

В книге дано обобщение экономики разработки нефтяных месторождений в СССР. В процессе экономического анализа развития нефтедобывающей промышленности показано влияние научно-технического прогресса в разработке нефтяных месторождений на экономику добычи нефти. Проанализирована экономика разработки ряда нефтяных месторождений. Рассмотрена методика определения экономической эффективности темпов отбора запасов, плотности сетки размещения скважин и нефтеотдачи пластов. На отдельных примерах дано экономическое обоснование технологических решений при проектировании разработки нефтяных месторождений. Показано экономическое значение новых методов повышения нефтеотдачи пластов и перспектив их внедрения. Изложена методика планирования добычи нефти в районе и отрасли на базе разработки нефтяных месторождений с применением экономико-математических методов.  [c.2]

Для закрепления полученных знаний предлагаем выполнить практическую работу. Она представлена в форме сквозной задачи на примере условной организации — ОАО. Решение предложенной задачи предусматривает учетную регистрацию основных финансово-хозяйственных операций, их группировку и обобщение на счетах, а также составление бухгалтерского баланса.  [c.447]

В данном примере оборачиваемость в днях — фактор, обозначенный х, прибыль — результат — у. Очевидно, что при одном и том же сроке оборота предприятия могут иметь разную прибыль. Чтобы установить связь между признаками, данные группируются по признаку-фактору. Затем по каждой группе рассчитывается среднее значение результата. По обобщенным данным гораздо легче увидеть, есть связь между признаками или нет, прямая связь  [c.126]

В зависимости от того, какие исходные признаки входят в обобщенные факторы, последние можно интерпретировать как обобщенные характеристики сложных факторов, каждый из которых, с одной стороны, имманентно присущ изучаемому явлению или процессу, а, с другой стороны, с позиции количественной оценки не сводится к какому-то одному экономически понятному показателю. В качестве примера подобных обобщенных факторов можно привести размер предприятия, его технический уровень, уровень организации труда и т.п. Очевидно, что каждое из приведенных понятий чрезвычайно емко в содержательном плане и вряд ли может быть охарактеризовано каким-то конкретным, очевидным показателем. Например, можно ли отдать предпочтение какому-то одному показателю (величина основных средств, уставный капитал, число работников, объем производимой продукции и т.п.) как характеристике величины предприятия Ответ вряд ли будет утвердительным.  [c.129]

Примером операционно-накопительных счетов можно назвать счет 46 Выполненные этапы по незавершенным работам , предназначенный для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение. Этот счет используется организациями, выполняющими работы долгосрочного характера, начальные и конечные сроки исполнения которых относятся к различным отчетным периодам (строительные, научные, проектные, геологические и т. п.).  [c.354]

Позже Кун отказался от парадигм в пользу концепции дисциплинарной матрицы , содержащей следующие четыре элемента 1) общие для дисциплины символьные обобщения 2) взаимные обязательства, помогающие определить приемлемость результатов исследования 3) разделяемые между исследователями ценности 4) примеры поиска решений задач. Основная идея революционного развития науки по Куну не меняется от того, говорим мы о парадигме или о дисциплинарной матрице, хотя в работах, посвященных приложению идей Куна к бухгалтерскому учету, предпочтение отдается последней.  [c.82]

Ясно, что исследователи бухгалтерского учета не достигли согласия по вопросам выбора свойств, которые следует оценивать при представлении отчетности о различных учетных элементах, в том числе активах. Но существенной функцией бухгалтерской информации является обобщение, агрегирование. Следовательно, выбранные показатели и единицы измерения должны поддаваться обобщению. В случае активов, например, агрегирование бессмысленно, если у различных объектов оцениваются различные показатели (как цена приобретения и рыночная цена продажи) или к ним применяются различные единицы измерения (доллар 1975 г. и доллар 1995 г.). Это можно пояснить на более простом примере если к высоте стола прибавить его вес, результат не будет иметь смысла точно так же, если вес одного стола измерить в фунтах, а другого — в килограммах, суммирование полученных величин не даст нам представления об общем весе двух столов, так как килограммы и фунты — это  [c.271]

Затем в «Методике» устанавливается порядок обобщения результатов аудита и приводятся формы рабочих и отчетных документов аудитора (РД, ОД). Так, формы рабочего документа аудитора могут иметь следующие виды (обязательные реквизиты рабочего документа аудитора в данном примере не приводятся)  [c.58]

Результаты проверки обобщаются в рабочих документах аудитора (РД) (примерные формы приведены в приложениях 1, 2 к настоящему стандарту). Формы отчетных документов аудитора (ОД)разрабатываются таким образом, чтобы в них нашли отражение в обобщенном виде выявленные нарушения действующего законодательства. Например форма отчетного документа аудитора (ОД) может иметь следующий вид (обязательные реквизиты в данном примере не приводятся)  [c.59]

В предыдущем разделе мы рассмотрели ряд показателей вариаций, которые можно использовать при обобщении данных. В частности, эти значения удобны при сравнении наборов данных, что видно из последующих примеров.  [c.41]

Это был очень простой пример выбора между прибыльностью и риском. Наши предположения были таковы, что изменения уровня оборотных средств определяются изменением ликвидных активов — денежных средств и рыночных ценных бумаг. Но мы должны осознавать, что возможные обобщения становятся намного сложнее, когда изменение величины оборотных средств происходит в результате изменения суммы дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов. Хотя дебиторская задолженность не обеспечивает резервного запаса на случай «истощения» денежных средств, но она обеспечивает больший резер-  [c.234]

Заключительной операцией в этом комплексе является отражение информационной взаимосвязи входной и выходной информации. Операция акцентирует внимание на уровнях детализации и обобщения информации. Пример взаимосвязи информации представлен на рис. 2.5.  [c.87]

В главах 3,4 рассмотрены классические линейные регрессионные модели в главе 3 — парные регрессионные модели, на примере которых наиболее доступно и наглядно удается проследить базовые понятия регрессионного анализа, выяснить основные предпосылки классической модели, дать оценку ее параметров и геометрическую интерпретацию в главе 4 — обобщение  [c.3]

Человек в процессе общения пользуется понятиями, смысловое содержание которых может определять сразу несколько свойств предмета, причем для большинства понятий имеется их собственный перечень — т.е. в нашем представлении человек пользуется идентификаторами. Для этих идентификаторов привычны понятия высших и низших уровней слово мебель , к примеру, является по отношению к слову стул обобщенным понятием, включающим в себя все предметы домашней обстановки. Это правильно в повседневном обиходе нет смысла и возможности описывать весь многочисленный и разнообразный набор характеристик, которыми обладает конкретный стул, проще произнести — стул . Если характеристики недостаточно, всегда можно дать отображаемому объекту характеристику более детальную, аналитическую, например стул мягкий, с зеленой обивкой.  [c.198]

Что человеку было нужно в процессе хозяйственной деятельности учитывать Отдельные вещи. То есть учету подлежали эта , эта и эта вещи. Каждая из вещей обозначалась каким-либо наименованием, что на первый взгляд полностью соответствовало основам человеческого общения. Подвергая вещи учету, бухгалтеры не могли не указывать их названий, иначе просто было бы непонятно, что именно учитывается. Нельзя учесть корову, не произнеся вслух или не зафиксировав письменно — корова . Это настолько очевидно, что практически не обсуждается. Впоследствии данные наименования и превратились в счета бухгалтерского учета — с той разницей, что счетами стали называться не единичные объекты, а обобщенные понятия. Для приведенного выше примера это означает использование не термина корова , а термина животные . Поскольку в реальной жизни человек употребляет как единичные, так и обобщенные понятия, разница между обоими вариантами не представляется существенной.  [c.251]

К экспертным методам следует отнести также разработку и применение научных принципов формирования организационных структур управления — руководящих правил, выработанных на основе передового опыта управления и научных обобщений. Их выполнение способствует ориентации деятельности специалистов на разработку рекомендаций по рациональному проектированию и совершенствованию организационных систем управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации и т. п.). Примерами современных принципов формирования организационных структур могут служить такие, как отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других.  [c.134]

На основе обобщения и анализа российского и зарубежного опыта налогообложения рассматриваются основные понятия, принципы, институты налогового права. Теоретические положения проиллюстрированы примерами из судебно-арбитражной практики. Изучение курса облегчают приведенные в учебном пособии схемы, контрольные вопросы и тесты, списки рекомендуемой литературы.  [c.2]

В приведенном примере командировка связана с основной производственной деятельностью организации. Согласно Инструкции по применению Плана счетов для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации, предназначен счет 20 Основное производство .  [c.570]

Главный вопрос, на который должны ответить методы формирования знаний, состоит в следующем как от частного (примера) перейти к общему (обобщениям)  [c.262]

В условно-постоянной информации большой удельный вес занимает нормативная информация, которая используется при решении задач бухгалтерского учета. К этой информации относятся данные о составе изделий и применяемости деталей в этих изделиях, данные о технологических маршрутах изготовления изделий, пооперационные нормы затрат труда и подетальные нормы расхода материалов и др. Нормативные данные могут быть первичными и сводными, которые получаются путем обработки и обобщения первичных нормативов. Примером первичных нормативов являются пооперационные нормы затрат труда и подетальные нормы расхода материалов, сводных — нормативные затраты на изделия в разрезе статей затрат. Кроме нормативной информации используется также планово-договорная информация планы выпуска продукции на год, квартал, месяц, плановые (сметные) расходы на выпуск продукции, договоры и контракты и т.д. Вся эта нормативная и планово-договорная информация обрабатывается и подготавливается вне бухгалтерии. Храниться она должна в виде единого нормативно-справочного фонда, доступ к которому должен быть обеспечен при решении любых задач управления, в том числе и задач бухгалтерского учета. Нормативно-справочный фонд должен отвечать требованиям полноты (иметь весь необходимый набор данных для решения любых задач пользователей), актуальности и достоверности, удобству работы и быстроте поиска данных, безопасности данных, обеспечения работы в многопользовательском режиме. Проблема организации и ведения нормативно-справочного фонда актуальна для крупных предприятий, для которых характерна автоматизация на уровне корпоративных информационных систем или бухгалтерских комплексов. В корпоративных информационных системах эта проблема решается сразу при создании системы. Если же на предприятии автоматизируется только бухгалтерский учет, пусть даже на основе комплексных систем, то необходимо продумать вопросы организации и ведения нормативно-справочного фонда и взаимодействие его с бухгалтерским комплексом. Иначе не решить многих задач учета, требующих привлечения нормативных данных при расчетах или сравнительном анализе, например при сопоставлении фактических и нормативных (сметных) затрат на изделия или продукцию в целом.  [c.126]

Обобщение (Generalization). Способность вычислительной нейросистемы производить обобщения примеров входных/выходных данных, которая вырабатывается обучением для того, чтобы получить ощутимый отклик на не встречавшийся ранее стимул. Компромиссное решение дилеммы сходство — различие.  [c.310]

В качестве метода внешнего анализа может применяться также метод классификации ситуаций, когда по множеству признаков классификации, в качестве которых в данном случае выступает множество показателей деятельности предприятия, последовательно строится дерево решений, отражающее эту классификацию. В случае индуктивного вывода дерево решений строится по обучающей выборке автоматически. Пример классифицирующего дерева решений для оценки кредитоспособности предприятий, построенного в системе индуктивного вывода ИЛИС [5] по обучающей выборке из 100 реально оцененных в одном из банков предприятий, представлен на рис.3.2. В обучающей выборке в качестве классифицирующих признаков использовались коэффициенты автономии, мобильности, отношения собственных и заемных средств, покрытия, абсолютной ликвидности, ликвидности, а также качественные признаки репутации и величины. Классообразующим признаком является признак «Класс кредитоспособности» (1 — высший класс, 5 — низший класс). В результате обобщения примеров обучающей выборки часть признаков была формально отброшена коэффициенты мобильности, ликвидности и величина предприятия, причем по различным ветвям дерева решений наблюдалась различная последовательность классификации.  [c.76]

Как отмечает Б. Мигачев, данный метод является предпочтительным для определения обобщенного показателя качества в сложных иерархических моделях, то есть в случаях, когда переменные обобщенной функции представляют собой функции других наборов переменных. В нашем примере  [c.36]

Наше обсуждение распределения накладных затрат строилось на применении ставок, дифференцированных по отделам, т.е. отдельных ставках распределения для каждого производственного центра затрат (они носят название цеховых ставок]. Однако можно использовать и единую общезаводскую ставку распределения, воспользовавшись совокупным значением накладных затрат и показателем объема деятельности для всей организации. В примере 4.5 приводятся обобщенные данные, связанные с деятельностью заочной школы Su ess Dire t Ltd.  [c.170]

Кто дольше живет — мужчины или женщины Можно привести примеры долгожительства мужчин, например существует свидетельство, что англичанину Фоме Карне, родившемуся в 1588 г., удалось прожить 207 лет. Абсолютно точно известно, что азербайджанец Ширали Мислимов прожил 168 лет (1805-1973). Однако это лишь частные примеры. Только при обобщении данных по всему населению выявляются закономерные соотношения. Изучая ожидаемую продолжительность жизни при рождении, видим, что при всем различии в уровне развития стран, их культуры, времени расчета показателя общим для всех является большая ожидаемая (и фактическая) продолжительность жизни женщин (табл. 1.1).  [c.7]

Поскольку факторы, связанные с собственно интенсификацией производства, с очевидностью имеют естественные ограничения (вспомните за-мечатгльно сыгранную Чарли Чаплиным роль рабочего на все более ускоряющемся конвейере), в приведенной схеме именно интенсивные факторы второго рода являются сердцевиной интенсификации деятельности хозяйствующих субъектов и повышения ее результативности. На схеме приведены лишь принципы идентификации и классификации факторов что касается обособления отдельных факторов и их ранжирования с позиции значимости и управляемости, то это несложно сделать в каждом конкретном случае путем обследования и обобщения ситуации в рамках, например, комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Примеры выделения факторов можно найти в специальной литературе (см., например, [Журко, Пантелеев]).  [c.72]

По степени обобщения (порядку составления) документы подразделяются на первичного оформления и вторичные (сводные). Документы первичного оформления составляются в момент совершения факта хозяйственной жизни (приемные акты, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и расходные накладные, кассовые ордера и др.). Примеры таких документов приведены на рис. 16.6 и 16.7. Вторичные (сводные) документы обоб- «» щают данные первичных документов. Например, материальный отчет склада, составленный кладовщиком на основе приходных и расходных документов, приложенных к отчету авансовый отчет, к которому прилагаются документы (проездные билеты, квитанции об уплате за проживание в гостинице и т. д.)  [c.445]

В последних разделах анализ намеренно был несколько обобщен для того, чтобы дать представление об основных понятиях кредитной и инкассационной политики. Ясно, что стратегические решения должны быть основаны на гораздо более уточненных исследованиях, чем те, которые были представлены в этом примере. Трудно оценить увеличение спроса и задержки инкассации, которые могут сопровождать снижение нормативов кредитоспособности. Тем не менее руководство должно дать оценку этим связям, если ему нужно реально оценить нынешнюю политику.  [c.284]

Для получения сводных данных по счетам бухгалтерского уче-та и проверки тождественности синтетического и аналитического учета необходимо обобщить данные бухгалтерского учета. Такое обобщение обычно проводится в конце месяца путем составления оборотных ведомостей по синтетическим и аналитическим счетам (табл. 3.2, 3.3 по данным приведенного выше примера).  [c.86]

Необходимо иметь в виду, что прибыль от реализации продукции и услуг представляет собой лишь часть валового дохода предприятия и рассматривается в бухгалтерском учете как промежуточный результат — одна из составляющих конечного итога. Главным показателем является балансовая прибыль. Она отличается от результата продажи продукции и услуг на величину внереализационных доходов и потерь. Различия есть и в исчислении суммы оборота по реализации. Специфика контроллинга особенно четко прослеживается в группировке и учете затрат, связанных с выпуском и реализацией продукции. Контроллинг однозначно и полностью отрицает необходимость планирования и учета всех затрат на производство и сбыт, целесообразность калькулирования полной себестоимости. Он базируется на системе директ-костинг , основанной на группировке затрат в зависимости от их связи с объемом производства и реализации изделий и услуг, количеством отработанного времени и другими показателями, характеризующими степень использования производственных мощностей, возможностей предприятия и резервов. Фирмы классифицируют их по отдельным видам или комплексам, обобщенным по характеру этой зависимости. В примере с фирмой Штаркфрид , приводимом Р. Манном и Э. Майером, обособлены три труппы затрат 1) прямые затраты, непосредственно зависящие от объема деятельности (производства) и в основном пропорциональные ему 2) расходы на подготовку и организацию производства (прогрессирующие или дегрессиру-ющие), которые связаны с изготовлением и реализацией продукции и могут быть отнесены на определенные сферы деятельности или места формирования затрат (в книге они названы затратами на организацию (подготовку) группы I) 3) общие затраты на хозяйственную деятельность предприятия, как правило, условно-постоянные, не распределяемые ни по видам продукции (покупателям), ни по сферам деятельности (в книге затраты на организацию (подготовку) группы II).  [c.8]

Этим, однако, законодательство не ограничивается и вводит так называемые результатные счета, или счета реализации, служащие согласно ИППС для обобщения информации о процессе реализации . Корреспондируют данные счета одновременно по дебету (в нашем примере — со счетом Товары) и кредиту (со счетом Расчеты с покупателями и заказчиками), т.е. вклиниваются в корреспонденцию между первыми и вторыми. Их официальным назначением является вычисление финансового результата от реализации, который периодически списывается на счет Прибыли и убытки.  [c.300]

economy-ru.info

Логика сознания. Часть 10. Задача обобщения / Habr

В принципе, любая информационная система сталкивается с одними и теми же вопросами. Как собрать информацию? Как ее интерпретировать? В какой форме и как ее запомнить? Как найти закономерности в собранной информации и в какой форме их записать? Как реагировать на поступающую информацию? Каждый из вопросов важен и неразрывно связан с остальными. В этом цикле мы пытаемся описать то, как эти вопросы решаются нашим мозгом. В этой части пойдет разговор о, пожалуй, самой загадочной составляющей мышления — процедуре поиска закономерностей.

Взаимодействие с окружающим миром приводит к накоплению опыта. Если в этом опыте есть какие-либо закономерности, то они могут быть выделены и впоследствии использованы. Наличие закономерностей можно интерпретировать, как присутствие чего-то общего в воспоминаниях, составляющих опыт. Соответственно, выделение таких общих сущностей принято называть обобщением.

Задача обобщения – это ключевая задача во всех дисциплинах, которые хоть как-то связаны с анализом данных. Математическая статистика, машинное обучение, нейронные сети – все это вращается вокруг задачи обобщения. Естественно, что и мозг не остался в стороне и как мы можем иногда наблюдать на собственном опыте, тоже порой неплохо справляется с обобщением.

Несмотря на то, что обобщение возникает всегда и везде сама задача обобщения, если рассматривать ее в общем виде, остается достаточно туманной. В зависимости от конкретной ситуации в которой требуется выполнить обобщение постановка задачи обобщения может меняться в очень широком диапазоне. Различные постановки задачи порождают очень разные и порой совсем непохожие друг на друга методы решения.

Многообразие подходов к обобщению создает ощущение, что процедура обобщения – это нечто собирательное и что универсальной процедуры обобщения, видимо, не существовует. Однако, мне кажется, что универсальное обобщение возможно и именно оно и свойственно нашему мозгу. В рамках описываемого в этом цикле подхода удалось придумать удивительно красивый (по крайней мере мне он кажется таким) алгоритм, который включает в себя все классические вариации задачи обобщения. Этот алгоритм не только хорошо работает, но и самое удивительное — он идеально ложится на архитектуру биологических нейронных сетей, что заставляет верить, что, действительно, где-то так работает и реальный мозг.

Перед тем как описывать алгоритм такого универсального обобщения попробуем разобраться с тем какие формы обобщения принято выделять и, соответственно, что и почему должен включать в себя универсальный подход.

Философско-семантический подход к обобщению понятий


Философия имеет дело с семантическими конструкциями. Проще говоря, выражает и записывает свои утверждения фразами на естественном языке. Философско-семантический подход к обобщению заключается в следующем. Имея понятия, объединенные неким видовым признаком, требуется перейти к новому понятию, которое дает более широкое, но менее конкретное толкование, свободное от видового признака.

Например, имеется понятие «наручные часы», которое описывается как: «указатель времени, закрепленный на руке с помощью ремешка или браслета». Если мы избавимся от видового признака «закрепленный на руке…», то получим обобщенное понятие «часы», как любой инструмент, определяющий время.

В примере с часами в самом названии наручных часов содержалась подсказка для обобщения. Достаточно было отбросить лишнее слово и получалось требуемое понятие. Но это не закономерность, а следствие семантики, построенной «от обратного», когда нам уже известен результат обобщения.

Задача чистого обобщения


В формулировке Френка Розенблатта задача чистого обобщения звучит так: «В эксперименте по «чистому обобщению» от модели мозга или персептрона требуется перейти от избирательной реакции на один стимул (допустим, квадрат, находящийся в левой части сетчатки) к подобному ему стимулу, который не активирует ни одного из тех же сенсорных окончаний (квадрат в правой части сетчатки)» (Rosenblatt, 1962).

Акцент на «чистое» обобщение подразумевает отсутствие «подсказок». Если бы нам предварительно показали квадрат во всех возможных позициях сетчатки и дали возможность все это запомнить, то узнавание кадрата стало бы тривиальным. Но по условию квадрат нам показали в одном месте, а узнать мы должны его совсем в другом. Сверточные сети решают эту задачу за счет того, что в них изначально заложены правила «перетаскивания» любой фигуры по всему пространству сетчатки. За счет знания того как «перемещать» изображение они могут взять квадрат, увиденный в одном месте и «примерить» его ко всем возможным позициям на сетчатке.


Поиск паттерна в форме буквы «T» в разных позициях изображения (Fukushima K., 2013)

Ту же задачу мы в нашей модели решаем за счет создания пространства контекстов. Отличие от сверточных сетей в том, кто к кому идет — «гора к Магомеду» или «Магомед к горе». В сверточных сетях при анализе новой картинки каждый предварительно известный образ варьируется по всем возможным позициям и «примеряется» к анализируемой картинке. В контекстной модели каждый контекст трансформирует (перемешает, поворачивает, масштабирует) анализируемую картинку так как ему предписывают его правила, а затем «сдвинутая» картинка сравнивается с «неподвижными» заранее известными образами. Эта, на первый взгляд, небольшая разница дает последующее очень сильное различее в подходах и их возможностях.

Родственна задаче чистого обобщения задача инвариантного представления. Имея явление, предстающее перед нами в разных формах, требуется инвариантно описать эти представления с целью узнавания явления в любых его проявлениях.

Задача классификации


Есть множество объектов. Есть предварительно заданные классы. Есть обучающая выборка – набор объектов, про которые известно к каким классам они относятся. Требуется построить алгоритм, который обоснованно отнесет любые объекты из исходного множества к одному из классов. В математической статистике задачи классификации относят к задачам дискриминантного анализа.

В машинном обучении задача классификации считается задачей обучения с учителем. Есть обучающая выборка, про которую известно: какой стимул на входе приводит к какой реакции на выходе. Предполагается, что реакция не случайна, а определяется некой закономерностью. Требуется построить алгоритм, который наиболее точно воспроизведет эту закономерность.

Алгоритм решение задачи классификации зависит от характера входных данных и типов получаемых классов. О том, как решается задача классификации в нейронных сетях и как происходит обучение с учителем в нашей модели мы говорили в предыдущей части.

Задача кластеризации


Предположим у нас есть множество объектов и нам известна степень похожести их друг на друга, заданная матрицей расстояний. Требуется разбить это множество на подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер объединял схожие объекты, а объекты разных кластеров сильно отличались друг от друга. Вместо матрицы расстояний могут быть заданы описания этих объектов и указан способ, как искать расстояние между объектами по этим описаниям.

В машинном обучении, кластеризация попадает под обучение без учителя.

Кластеризация – очень соблазнительная процедура. Удобно разбить множество объектов на относительное небольшое количество классов и впоследствии использовать не исходные, возможно громоздкие описания, а описания через классы. Если при разбиении заранее известно какие признаки важны для решаемой задачи, то кластеризация может «делать акцент» на эти признаки и получать классы удобные для последующего принятия решений.

Однако, в общем случае ответ на вопрос о важности признаков лежит за пределами задачи кластеризации. Последующее обучение, называемое обучением с подкреплением, должно само, исходя из анализа того насколько удачно или нет оказалось поведение ученика, определить какие признаки важны, а какие нет. При этом «самыми удачными» признаками могут оказаться не признаки из исходных описаний, а уже обобщенные классы, взятые как признаки. Но для определения важности признаков надо, чтобы эти признаки уже присутствовали в описании на момент работы обучения с подкреплеием. То есть получается, что заранее неизвестно какие признаки могут оказаться важными, но понять это можно только уже имея эти признаки.

Другими словами, в зависимости от того какие признаки исходного описания использовать, а какие игнорировать при проведении кластеризации получаются различные системы классов. Одни из них оказываются более полезными для последующих целей, другие менее. В общем случае выходит, что хорошо бы перебрать все возможные варианты кластеризаций, чтобы понять какие из них наиболее удачны для решения конкретной задачи. Причем для решения другой задачи может оказаться удачной совсем другая система кластеризации.

Даже если мы решим на что стоит сделать акцент при кластеризации все равно останется вопрос об оптимальной детализации. Дело в том, что в общем случае нет априорной информации о том на сколько классов надо поделить исходное множество объектов.

Вместо знания о количестве классов можно использовать критерий, указывающий на то насколько точно должны все объекты соответствовать созданным классам. В этом случае можно начинать кластеризацию с некого начального количества классов и добавлять новые классы если остаются объекты, для которых ни один класс не подходит достаточно хорошо. Но процедура с добавлением не снимает вопроса оптимальности детализации. При задании низкого порога соответствия объекта классу получаются большие классы, отражающие основные закономерности. При выборе высокого порога получается много классов с небольшим числом объектов. Эти классы учитывают мелкие детали, но за деревьями становится не видно леса.

Факторный анализ


Предположим, что мы имеем множество объектов в котором все объекты снабжены признаковыми описаниями. Такие описания можно записать соответствующими векторами. Далее предположим, что признаки имеют количественную природу.

Удобно центрировать описания, то есть рассчитать среднее для каждого признака и скорректировать признаки на их среднее значение. Это равносильно переносу начала координат в «центр масс». Можно посчитать корреляции между признаками. Если записать корреляционную матрицу признаков и найти ее собственные вектора, то эти вектора будут являться новым ортогональным базисом, в котором можно описать исходное множество объектов.

В базисе из исходных признаков за счет их возможной коррелированности линейные закономерности были «размазаны» между признаками. При переходе к ортогональному базису начинает четче проступать внутренняя структура закономерностей. Так как ортогональный базис определен с точностью до вращения, то можно так повернуть базис из собственных векторов, чтобы направления осей наилучшим образом соответствовали тем направлениям, вдоль которых данные имеют наибольший разброс.

Собственные числа, соответствующие собственным векторам, показывают какой процент от общей дисперсии приходится на какой собственный вектор. Собственные вектора, на которые приходится наиболее существенный процент дисперсии называют главными компонентами. Часто бывает удобно перейти от описания в исходных признаках к описанию в главных компонентах.

Так как главные компоненты отражают наиболее существенные линейные закономерности, свойственные исходному множеству, то они могут называться определенным обобщением исходных данных.

Замечательное свойство факторного анализа — это то, что факторы могут не только напоминать исходные признаки, но и могут оказаться новыми ненаблюдаемыми сущностями.

Если сравнивать обобщения, которые получаются через классы и которые получаются через факторы, то условно можно сказать, что классы выделяют «области», а факторы – «направления».

Часто для отнесения объекта к классу смотрят не столько на близость объекта к центру класса, а на соответствие объекта параметрам распределения, свойственным классу (на этом, например, построен EM алгоритм). То есть если в пригороде города стоит тюрьма, то человек которого вы встретите рядом с тюрьмой скорее всего горожанин, а не заключенный, хотя расстояние до центра города значительно выше чем до центра тюрьмы. «Области» стоит понимать с учетом этого замечания.

Ниже приведена картинка, по которой можно приблизительно соотнести обобщение классами и факторами.


Графики распределения роста и веса игроков американской футбольной лиги (NFL). Сверху игроки защиты, снизу игроки нападения. Цветами выделены позиции игроков (Dr. Craig M. Booth).

Все множество игроков можно разбить на классы по их роли на поле. По параметрам «вес — рост» можно выделить глобальные факторы (не показаны) или факторы для каждого из классов.

Цветные линии соответствуют первому главному фактору в каждом из классов. Этот фактор можно интерпретировать как «размер игрока». Он определяется как проекция точки игрока на эту ось. Значение проекции дает значение, которое отбрасывает «не идеальность» игрока. Если к первой оси провести вторую ортогональную, то она будет описывать второй фактор «тип телосложения», проще говоря, худой игрок или толстый.

При всей красоте и удобстве факторов есть с ними и сложности. Так же, как и с классами всегда стоит вопрос сколько и каких факторов стоит выделять и использовать. Конечно, удобно, когда несколько первых главных компонент несут почти всю информацию, но на практике такое бывает нечасто. Например, возьмем 10 000 наиболее популярных фильмов, несколько миллионов человек и проанализируем оценки, которые они поставили тем фильмам, что посмотрели. Несложно составить корреляционную матрицу для фильмов. Положительная корреляция между двумя фильмами говорит о том, что люди, которые оценивают один фильм выше среднего скорее всего выше среднего оценивают и другой.

Проведем факторный анализ корреляционной матрицы и затем вращение осей для удобной интерпретации факторов. Окажется, что существенную роль играют первые пять-шесть факторов. Они соответствуют наиболее общим закономерностям. Это, конечно, жанры фильмов: «боевик», «комедия», «мелодрама». Кроме того, выделятся факторы: «русское кино» (если люди будут из России) и «авторское кино». Последующие факторы тоже можно интерпретировать, но их вклад в объяснение дисперсии будет все меньше и меньше.

Первые пять самых существенных факторов объясняют порядка 30 процентов общей дисперсии. Это не особо много, учитывая, что дисперсия – это квадрат среднеквадратического отклонения. Соответственно, основные факторы объясняют всего 17 процентов общего разброса оценок. Если посмотреть на остальные факторы, то многие из них объясняют всего лишь десятые или сотые доли процента общей дисперсии и вроде бы несущественны.

Но каждый мелкий фактор, как правило, соответствует некой локальной закономерности. Он объединяет фильмы одного режиссера, одного сценариста или одного актера. Оказывается, что когда мы хотим что-либо понять про конкретный фильм, то основные факторы объясняют свои 30 процентов дисперсии и при этом процентов 40-50 дисперсии объясняют один-два мелких фактора, которые несущественны для общей массы, но оказываются чрезвычайно важны именно для этого фильма.

Принято говорить, что «дьявол в деталях». Это относится именно к тому, что практически нет факторов, которыми можно пренебречь. Каждая мелочь может оказаться решающей в определенной ситуации.

Формирование понятий


Результатом обобщения может являться формирование понятий с использованием которых строятся последующие описания. Есть разные мнения относительно того, что является основным принципом, по которому человек выделяет те или иные понятия. Собственно, все пункты настоящего перечисления имеют к этому непосредственное отношение.

Задача идеализации


В процессе обобщения мы получаем понятия, которые по неким признакам объединяют множество явлений, с которыми мы ранее сталкивались. Выделение того общего, что есть в этих явлениях приводит к тому, что мы можем описать свойства неких идеальных понятий, свободных от индивидуальных деталей отдельных явлений.

Именно идеальные понятия лежат в основе математики. Точка, прямая, плоскость, число, множество – это идеализации объектов из нашего повседневного опыта. Математика вводит для этих понятий формальную систему правил, которая позволяет строить утверждения, преобразовывать эти утверждения, доказывать или опровергать их истинность. Но если для самой математики базовые понятия первичны, то для человека они связаны с опытом их использования. Это позволяет математикам не использовать полный перебор при поисках доказательств, а осуществлять более целенаправленный поиск, основанный на опыте, лежащем за идеальными понятиями.

Логическая индукция


Логическая индукция подразумевает получение общего закона по множеству частных случаев.

Разделяют полную индукцию:

Множество А состоит из элементов: А1А2А3, …, Аn.

  • А1 имеет признак В
  • А2 имеет признак В
  • Все элементы от А3 до Аn также имеют признак В

Следовательно, все элементы множества А имеют признак В.

И неполную индукцию:

Множество А состоит из элементов: А1А2А3, …, Аn.

  • А1 имеет признак В
  • А2 имеет признак В
  • Все элементы от А3 до Аk также имеют признак B

Следовательно, вероятно, Аk+1 и остальные элементы множества А имеют признак В.

Неполная индукция имеет дело с вероятностью и может быть ошибочной (проблема индукции).

Индукция связана с обобщением в двух моментах. Во-первых, когда говорится о множестве объектов, то подразумевается, что предварительно что-то послужило основанием объединить эти объекты в единое множество. То есть нашлись какие-то механизмы, которые позволили сделать предварительное обобщение.

Во-вторых, если мы методом индукции обнаруживаем некий признак, который свойственен элементам некой группы, которая описывает определенное понятие, то мы можем использовать этот признак, как характеризующий для отнесения к этой группе.

Например, мы обнаруживаем, что существуют механические приборы с характерным циферблатом и стрелками. По внешнему сходству мы делаем обобщение и относим их к классу часы, и формируем соответствующее понятие.

Далее мы замечаем, что часы могут определять время. Это позволяет нам сделать неполную индукцию. Мы заключаем, что свойство всех часов – способность определять время.

Теперь мы можем сделать следующий шаг обобщения. Мы можем сказать, что к «часам» можно отнести вообще все, что позволяет следить за временем. Теперь часами мы можем назвать и солнце, которое отмеряет сутки и школьные звонки, отсчитывающие уроки.

Логическая индукция имеет много общего с семантическим обобщением понятий. Но семантическое обобщение делает несколько иной акцент. Семантический подход говорит о признаках, которые составляют описание понятия, и возможности отбрасывания их части для получения более общей формулировки. При этом остается открытым вопрос — откуда должны взяться такие определения понятий, которые позволят выполнить переход к обобщению «через отбрасывание». Неполная логическая индукция как раз и показывает путь формирования таких описательных признаков.

Задача дискретизации


Имея дело с непрерывными величинами, часто требуется перейти к их описанию в дискретных значениях. Для каждой непрерывной величины выбор шага квантования определяется той точностью описания, которую требуется сохранить. Получившиеся в результате интервалы дробления объединяют различные значения непрерывной величины, ставя им в соответствие определенные дискретные понятия. Такую процедуру можно отнести к обобщению по тому факту, что объединение значений происходит, исходя из их попадания в интервал квантования, что говорит об их определенной общности.

Соотнесение понятий


Осуществляя обобщение любым из возможных способов, мы можем представить результат обобщения через систему понятий. При этом обобщенные понятия не просто образуют набор независимых друг от друга элементов, а приобретают внутреннюю структуру взаимоотношений.

Например, классы, получаемые в результате кластеризации, образуют некую пространственную структуру, в которой какие-то классы оказываются ближе друг к другу, какие-то дальше.

При использовании описания чего-либо через факторы используют набор факторных весов. Факторные веса принимают вещественные значения. Эти значения можно аппроксимировать набором дискретных понятий. При этом для этих дискретных понятий будет характерна система отношений «больше – меньше».

Таким образом, нас каждый раз интересует не просто выделение обобщений, но и формирование некой системы, в которой будет понятно, как эти обобщения соотносятся со всеми остальными обобщениями.

Чем-то похожая ситуация возникает при анализе естественного языка. Слова языка имеют определенные взаимосвязи. Природа этих связей может быть различна. Можно говорить о частоте совместного проявления слов в реальных текстах. Можно говорить о похожести их смыслов. Можно строить систему отношений, основанную на переходах к более общему содержанию. Подобные построения приводят к семантическим сетям разного вида.


Пример семантической сети (Автор: Знанибус — собственная работа, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11912245)

Говорят, что в правильной постановке задачи содержится три четверти верного ответа. Очень похоже, что это справедливо и для задачи обобщения. Что мы хотим видеть результатом обобщения? Устойчивые классы? Но где границы этих классов? Факторы? Какие и сколько? Закономерности? Редкие, но сильные совпадения или нечеткие, но подкрепленные большим числом примеров зависимости? Если мы накопили данные и провели обобщения, то как из множества возможных понятий выбрать те, что лучше всего подходят для описания конкретной ситуации? Что вообще есть обобщения? Как выглядит система соотнесения обобщений между собой?

Далее я попробую дать и «правильную» постановку задачи, и возможный ответ, подкрепленный работающим кодом. Но это будет через статью. Пока же, в следующей части, нам предстоит познакомиться с одной очень важной биологической подсказкой, дающей, пожалуй, главный ключ к пониманию механизма обобщения.

Алексей Редозубов

Логика сознания. Часть 1. Волны в клеточном автомате
Логика сознания. Часть 2. Дендритные волны
Логика сознания. Часть 3. Голографическая память в клеточном автомате
Логика сознания. Часть 4. Секрет памяти мозга
Логика сознания. Часть 5. Смысловой подход к анализу информации
Логика сознания. Часть 6. Кора мозга как пространство вычисления смыслов
Логика сознания. Часть 7. Самоорганизация пространства контекстов
Логика сознания. Пояснение «на пальцах»
Логика сознания. Часть 8. Пространственные карты коры мозга
Логика сознания. Часть 9. Искусственные нейронные сети и миниколонки реальной коры
Логика сознания. Часть 10. Задача обобщения
Логика сознания. Часть 11. Естественное кодирование зрительной и звуковой информации
Логика сознания. Часть 12. Поиск закономерностей. Комбинаторное пространство

habr.com

Обобщение на одном примере | LessWrong на русском

«Все делают общие выводы из одного примера. По крайней мере, я делаю именно так.» — Влад Талтош, «Исола», Стивен Браст

Мой старый преподаватель, Дэвид Берман, любил говорить о том, что он называл «заблуждением о типичном разуме». Иллюстрировал он это следующим примером:

В конце 19 века происходили споры о том, чем является «воображение» — просто речевым оборотом или реальным феноменом. То есть, способны ли люди действительно создавать в уме изображения, которые они наглядно видят, или они просто используют фразу «Я мысленно себе это представил» в качестве метафоры?

Когда я это услышал, моей первой реакцией было «Как, #@$%, можно об этом спорить? Естественно, мы можем представлять вещи в уме. Любой кто так не думает — либо настолько фанатичный бихевиорист, что не доверяет собственному опыту, либо просто безумен». К сожалению, профессор мог привести огромный список достаточно известных людей, отрицавших существование мысленных образов, включая видных людей той эпохи. И всё это до того как бихевиоризм вообще появился.

Спор был разрешён Фрэнсисом Галтоном, удивительным человеком, который помимо прочих достижений изобрёл евгенику, «мудрость толпы» и стандартное отклонение. Галтон давал людям очень детальные опросники и выяснил, что некоторые люди способны пользоваться мысленными образами, а некоторые — нет. Те, кто мог, попросту предполагали что все могут так же, те же кто не мог, предполагали что никто не может представлять вещи в уме. Уверенность людей в своей правоте была столь непоколебима, что временами они придумывали совершенно абсурдные объяснения — например, что другие врут или просто не понимают вопроса. Способность представлять вещи в уме варьировалась в широких пределах: примерно пять процентов опрошенных обладали абсолютным эйдетическим воображением, и примерно пять процентов были совершенно неспособны формировать изображение в уме.

Доктор Берман назвал эту тенденцию людей считать, что структура их мышления может быть обобщена для применения к другим людям, «заблуждением о типичном разуме».

Он взялся за эту идею и развил её. Он интерпретировал некоторые отрывки биографии Джорджа Беркли, чтобы показать что у Беркли было эйдетическое воображение, и именно поэтому идея Вселенной как чувственного восприятия так его интересовала. Он также предположил, что опыт сознания и квалиа варьируется так же, как воображение, и что философы, отрицавшие их существование (Райл? Деннет? Бихевиористы?), просто были людьми, чей мозг был лишён возможности легко испытывать квалиа. В целом, он верил, что философия разума полна примеров философов, взявших за образец собственный умственный опыт и строивших теории на его основе, и других философов с другим умственным опытом, критикующих первых и не понимающих, как можно было так ошибиться.

Формально, термин «заблуждение о типичном разуме» можно применять лишь к моделям структуры нашего мышления. Но я находил и множество примеров, связанных скорее с психикой, нежели с разумом: тенденцию обобщать на основе собственной личности и поведения.

К примеру, я — один из самых глубоких интровертов, которых вам, скорее всего, доводилось встречать; более замкнутые люди вообще ни с кем не контактируют. В течении всей школьной жизни я подозревал, что другие дети имеют что-то против меня. Они постоянно хватали меня, когда я был чем-то занят, и пытались втянуть меня в какие-то свои игры с друзьями. Когда я протестовал, они не обращали внимания и говорили мне, что я должен бросить свои бессмысленные занятия и пойти с ними. Я считал их хулиганами, специально пытающимися достать меня, и постоянно придумывал способы спрятаться от них или отпугнуть.

В конце концов я понял, что это было двойным непониманием. Они считали, что я должен быть таким же, как они, и единственное, что мешало мне участвовать в их играх — это стеснительность. Я же считал, что они — такие же, как я, и единственное, что может заставить их отрывать занятого человека от дела, — это желание ему досадить.

Также: я не переношу шум. Если кто-нибудь шумит, я не могу спать, не могу учиться, не могу сконцентрироваться, не могу делать ничего — только биться головой в стену и надеяться, что они прекратят шуметь. Одно время у меня была шумная соседка по дому. Когда я просил её быть потише, она говорила, что я слишком чувствительный, и мне стоит просто отдохнуть. Я не скажу, что был сильно лучше неё: она была жуткой чистюлей и постоянно возмущалась из-за того, что я оставлял вещи где попало. Я же, в свою очередь, говорил, что ей стоит просто отдохнуть, и всё равно незаметно, есть на комоде пыль или нет. Мне не приходило в голову, что эта чистоплотность была для неё так же необходима и безусловна, как тишина для меня, и дело действительно было в разнице способов обработки информации у нас в мозге, а не просто в тараканах у неё в голове.

Фразы «просто тараканы в её голове» и «просто слишком чувствителен» говорят нам о проблеме, связанной с заблуждением о типичной психике, а именно: заблуждение о типичной психике невидимо. Мы склонны преуменьшать роль разной организации мышления в разногласиях, и приписывать проблемы тому, что другой участник конфликта намеренно или случайно действует нам наперекор. Я знаю, что громкий шум серьёзно мучит и изнуряет меня, но когда я говорю об этом с другими, они думают что я просто немного помешан на тишине. Подумайте о тех бедолагах, неспособных создавать визуальные образы, которые считают, что все остальные просто метафорически рассуждают об образах в своём воображении и не собираются отказываться от этих метафор.

Я пишу сюда потому, что именно рациональность может помочь нам справиться с этими проблемами.

Есть определённые доказательства тому, что наш обычный способ взаимодействия с людьми включает в себя что-то вроде моделирования их внутри нашего собственного мозга. Мы думаем о том, как бы мы отреагировали, делаем поправку на различия между людьми, и предполагаем, что другой человек будет действовать именно так. Этот способ взаимодействия очень привлекателен, и часто кажется, будто он должен неплохо работать.

Но если статистика говорит нам, что метод, который работает с вами, необязательно сработает с кем-нибудь другим, то вера своему внутреннему чутью — это именно заблуждение о типичной психике. Надо быть хорошим рационалистом, отбросить внутреннее чутье и следовать за данными.

Я понял это, когда недавно работал школьным учителем. Много книг посвящены методам преподавания, которые нравятся студентам и способствуют лучшему усвоению материала. В свои школьные годы я был, эм-м… подвергнут ряду этих методов, и у меня не осталось никакого желания мучить своих студентов подобным образом. И когда я попробовал разные креативные подходы, которые, как мне казалось, понравились бы мне-ученику… всё окончилось полной неудачей. Что же в конце концов сработало? Методы, близкие к тем, которые я так ненавидел в детстве. Ох. Ладно. Теперь я знаю, почему они так широко используются. А я-то всю жизнь думал, что мои учителя — просто ужасные педагоги, не понимая, что я просто странный статистический выброс, на которого подобные методы не действуют.

Я пишу сюда ещё и потому, что мне кажется эта тема имеет отношение к обсуждению соблазнения, которое проходит в обсуждении Bardic, начатом MBlume. Там есть много не слишком лестных вещей о женщинах, в которые тем не менее верят мужчины. Некоторые считают, что женщины никогда не согласятся на романтические отношения со своими друзьями-мужчинами, предпочитая альфа-самцов, которые к ним в итоге плохо относятся. Другие считают, что женщины сами хотят, чтобы им врали и обманывали их. Я мог бы продолжать, но думаю в том обсуждении всё это и так неплохо представлено.

Тем не менее, от большинства женщин я слышу, что это полная ерунда и женщины вовсе не такие. Что же тут происходит?

Ну, боюсь, я в чём-то верю «соблазнителям». Они вложили много сил и времени в своё «искусство» и, по крайней мере по собственным заявлениям, довольно в этом успешны. И все эти несчастные романтически разочарованные парни, которых я встречаю, не могут полностью ошибаться.

Моя теория состоит в том, что женщины в данном случае становятся жертвой заблуждения о типичной психике. Те женщины, которых я об этом спрашивал — далеко не репрезентативная выборка из всех женщин. Это такие женщины, с которыми стеснительный и довольно замкнутый парень знаком и может поговорить о психологии. Точно так же, женщины, которые пишут в Интернете на эту тему — не репрезентативная выборка. Это женщины с хорошим образованием, у которых есть чётко выраженное мнение по гендерным вопросам и время, чтобы писать о своём мнении в блог.

И, чтобы не показаться шовинистом, то же самое справедливо и для мужчин. Я слышу много плохого о мужчинах (особенно с точки зрения их отношения к романтике), но я не могу сказать такого о себе, своих близких друзьях или о ком-либо, кого я знаю. Но эти мнения настолько распространены и так широко поддерживаются, что у меня есть определённый повод им верить.

Эта статья становится всё менее строгой и всё дальше уходит от темы заблуждения о типичном разуме. Сначала я перешёл к заблуждению о типичной психике, чтобы обсудить материи скорее психологического и социального плана, нежели умственного. А теперь она расширилась так, чтобы включить в себя и другую похожую ошибку — суждение о всех людях по собственному социальному кругу, убеждение в том, что твоё окружение репрезентативно; такое убеждение очень редко оказывается верным.

Изначально статья называлась «Заблуждение о типичном разуме», но я убрал из названия все намёки и переименовал её в «Обобщение на одном примере», потому что именно это связывает все перечисленные ошибки. Мы непосредственно знаем только один разум, одну психику, один социальный круг, и нам хочется считать их типичными даже в присутствии доказательств обратного.

Для читателей LessWrong это, думаю, особенно важно, так как эти люди, насколько я могу судить, в большинстве своём выпадают из общего ряда на любом из изобретённых психометрических тестов.

lesswrong.ru

Пример обобщения результатов

(подчеркнуты наиболее привлекательные группы профессий, наиболее развитые качества и наиболее значимые ценности — по результатам всех трех частей опросника «За и против»)

Группы профессий — по опроснику «За и против — 1» (кем?)

Результаты — 1

Для опросника «За и против — 2» (каким?)

Результат — 2

Для опросника «За и против — 3» (зачем?)

Результаты — 3

Итоговые результаты

Аккуратность

Воля, лидерство

Память, эрудиция

Координация

Логичность

Выносливость

Внешние данные

Умение общаться

Нравственность

Чувство красоты

Предприимчивость

Жизненный опыт

Деньги, богатство

Власть

Здоровье

Азарт жизни

Духовный поиск

Общение

престиж

Чувство полезности

«Странствия»

0

++

+

++

+

+

+

++

+

++

+

++

++

++

Наука

0

+

+

++

++

++

+

+

+

+

+

+++

+

++

+

Медицина

+2

+

+

++

+

++

++

+

+3

+

+

+

+

+

++

+++

+2

+7

Торговля, сервис

0

+

+

+

++

+

++

+

+

++

+

++

+++

+

+

Служение Богу

-2

+

+

+

+

++

++

++

+

++

+

++

+

+

++

Инженеры

+2

++

++

+

++

+

+

+

+5

++

+

+

+

+

+

+++

+4

+12

«Герои»

-5

++

+

++

+

++

+

+

+

++

+++

+

+

++

Артисты

+3

+

+

+

++

++

++

+

+5

+

+

+

++

++

++

+

+3

+9

Рабочие

0

++

+

+

++

+

+

+

+

+

+

++

+

++

+++

Юристы

+2

+

+

++

+

++

++

+

++

+

+

+

++

++

+

Тяжелое производство

-1

+

++

+

++

+

++

+

+++

+

+

+

+

+++

Бизнес, финансы

+2

++

+

++

+

++

++

+4

+++

++

+

+

++

+

+3

+9

«Творцы»

0

+

+

+

+

+

+

++

++

+

+

+

+++

+

++

+

Домашнее хозяйство

0

+

+

+

+

++

+

+

++

+

+

+++

+

+

+++

Преступление

0

+

++

++

+

+

++

+

++

++

+++

+

+

+

Управление

+5

++

+

+

+

++

+

+

+

+3

++

+++

+

+

++

+

+2

+10

Бродяги-попрошайки

-1

+

+

++

++

++

++

+

+++

+++

+++

Крестьяне

0

++

+

+

++

+

++

+

+

+

+++

+

+

+

++

Педагоги, психологи

0

+

++

++

++

++

+

+

+

+

+

+++

++

++

Городской транспорт

0

+

+

++

+

++

+

+

+

+

+++

++

+

+++

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *