Конкретность — обобщенность
Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.
Официанты и водители такси, как правило, хорошие житейские психологи, но, как правило, только в рамках своей профессии.
Дети — профессора психологии, С мамой он один, с отцом — другой, с бабушкой — совсем третий: в каждом конкретном случае ребенок хорошо знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но за рамками своей семьи дети, как правило, наивны и беспомощны. Их знания так далеко не распространяются.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Она ставит себе такие задачи и к этим задачам, пусть постепенно, но движется.
Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Как правило, они приобретаются путем практических проб и прилаживаний, а такой путь не требует рационального осмысления.
Например, дети приобретают свой опыт в ходе ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых.
Научные психологические знания — продуманы, рациональны, вполне осознанны.
Поп-психология
Популярная психология— системы знаний и практик связанных спсихологией,завоевавшие популярность среди широкого круга людей. Примеры подобных систем и практик: НЛП, Соционика, Транзактный анализ.
В англоязычной литературе популярную психологию часто называют сокращённо: поп-психология. Русскоязычные авторы проводят различие между популярной психологией и поп-психологией: популярная психология призвана переводить полученные наукой данные, известные профессиональному меньшинству, на язык непрофессионального большинства, тогда как поп-психология носит коммерческий характер и способствует формированию негативного отношения к популярной психологии у многих профессиональных психологов[
.Поп-психология отлична от популяризации психологической науки (популярного изложения результатов научной психологии). Основными отличительными признаками поп-психологии являются:
Простой язык, понятный широкой публике
Отсутствие верификации (эмпирической проверки) и критической позиции по отношению к теориям
Практически неограниченная область применения
Поп-психология опирается в основном на жизненный опыт автора и иногда на упрощенную трактовку научных данных
Готовые однозначные ответы на психологические проблемы в виде рецептов
Отсутствие границы между научным и ненаучным знанием (например, в одном направлении смешиваются научные психологические понятия и карма, аураи т. п.)
Упрощённая трактовка научных данных в поп-психологии нередко приводит к искажению изначальной информации, тогда как популярная психология способствует развитию академической психологии.
В России неоднократно начинали выходить журналы по популярной психологии, предназначенные для широкой публики и ставившие целью отвлечь внимание читательской аудитории от поп-психологии. Однако практически все подобные проекты завершились полным фиаско. В настоящее время жанр популярной психологии распространён на различных интернет-ресурсах.
Парапсихология
Парапсихоло́гия(др.-греч.παρα-— возле, около) — дисциплина, направленная на исследование существования и причинсверхъестественныхпсихических способностей людей, животных и растений,феноменов жизни после смертии тому подобных явлений, используянаучную методологию. Лабораторные и полевые исследования проводились конфиденциально и финансировались некоторыми университетами во всем мире. Результаты таких исследований обычно распространялись в узких парапсихологических кругах, небольшая часть которых публиковалась в крупных научных журналах. В прошлом подавляющее количество парапсихологических экспериментов включало попытки психического воздействия на генератор случайных чисел с целью доказывания существованияпсихокинеза;сенсорную депривацию и Ганцфелд-методикидля исследования феноменовэкстрасенсорного восприятия, проводимых согласно контракту с правительствомСША, для того, чтобы рассмотреть перспективы и возможности практического использованиядальновидения.
К парапсихологии также относятся
исследования, связанные с другими
областями психологии: трансперсональную
психологию, изучающую
Большинство учёных считают парапсихологию псевдонаукой,поскольку за более чем столетие исследований в рамках этой дисциплины не представлено ни одного приемлемого доказательства существования заявляемых психических способностей
.5. Академическая, прикладная и практическая психология
Прикладная психология — психология, направленная на практику, но ориентированная на СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ. Прикладная психология — с одной стороны, раздел академической психологии, с другой — граничит с психологией практической.
Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории фундаментальной психологии на практике в смежных областях, или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.
Специалисты-психологи объединены научной психологией и стоят на ее фундаменте. Прикладная психология — это приложение разработок фундаментальной психологии к практике в смежных с психологией областях.Это образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п.
Важно, что эти практические приложения делаются не для специалистов в этих областях, а только для психологов, которые имеют отношения к этим областям. Практические приложения пишутся на профессиональном психологическом языке, на языке научных статей, с обязательной опорой на научную базу.
Прикладная психология расшифровывает положения фундаментальной психологии к применению их на практике специалистами-психологами.
Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.
С этой точки зрения, практическая психология — это образование, просвещение, сфера услуг плюс бизнес.
Психологи, работающие в сфере практической психологии — практические психологи.
Психология, особенно практическая психология, всегда в оттенках. Когда-то она более педагогика, когда-то философия жизни, когда-то — более консультация или более психотерапия, иногда психология приходит к нам в эзотерических одеждах, иногда это почти неприкрытый бизнес: «купи — продам!», иногда это просто развлечение для скучающих…
По степени обобщенности
Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от вос-приятий, которые всегда бывают единичными).Единичные представления— это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание. Общие представления— представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
Схематизированные представленияпредставляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
По происхождению
Третья классификация представлений – по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений,восприятия,мышленияивоображения.
Большая часть представлений человека – это образы, возникающие на основе восприятия– то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируетсякартина миракаждого конкретного человека.
Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.
Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества – как художественного, так и научного.
По степени волевых усилий
Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные представления— это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например –грёзы.
Произвольные представления— это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируютсясознаниемчеловека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
12. Роль представлений в формировании образа объективной действительности.
1. Понятие «внимания», его значение и функции.
1. Особенности внимания как психического процесса.
Определение внимания:
Немов: процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации и игнорирование другой.
Ярошевский: сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном объекте.
Сосредоточенность как направленность, целеустремленность.
Сравнивая внимание с другими психическими процессами:
Общие:
физиологическая основа
включено в общую систему (психику)
наличие определенных общих свойств (пространственность, время) Отличия:
по результату
по свойствам
по функциям
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функцийвнимания. Сущность внимания проявляется прежде всего вотборезначимых,релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий иигнорировании(торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функцияудержания(сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания являетсярегуляция и контрольпротекания деятельности.
Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорноевнимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектамиинтеллектуальноговнимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называютпассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.
Итак, непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.
Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.
Новизна раздражителятакже вызывает непроизвольное внимание.
Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон(насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.
Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.
Синонимами слова произвольное(внимание) являются словаактивноеиливолевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте.Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.
Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что долженделать.
Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.
Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.
Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.
Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.
Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.
Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическоедействие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.
Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор
«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Без его замечательного руководства и энтузиазма я бы не учился так хорошо, как в университете».
Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Пройти курс написания эссе
Как показано вThe Economist
Readers Digest
Times Высшее образование
Журнал eLearn
Просмотр сайта
Навыки академического письма
Поиск
Советы по обучению в колледже
Поиск
Тематические учебные пособия
Поиск
Поиск для учебных пособий
Лучшие руководства по академическому письму и обучению
Как написать введение, которое поразит вашего учителя
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как избежать прокрастинации во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по получению тех научных источников, которые вам нужны для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%. Вот как.
Как написать выводы с помощью моего метода заключения 5 Cs
Стильно завершите свое эссе с помощью этого простого и эффективного метода написания выводов.
Оставайтесь на связи
Что такое обобщение в психологии?
Как люди, мы часто пытаемся понять мир вокруг нас, классифицируя свой опыт и учась на нем. Один из способов сделать это — обобщить наши знания и применить их к новым ситуациям. Например, если мы обожжем руку о горячую плиту, мы научимся ассоциировать жар с болью и впредь не будем прикасаться к плите. Этот процесс обобщения является важной частью нашего когнитивного развития и может помочь нам ориентироваться в незнакомых ситуациях.
В психологии обобщение относится к процессу применения того, что мы узнали из одной ситуации, к другой ситуации, в чем-то похожей. Это естественная часть нашего обучения и может происходить как сознательно, так и бессознательно. Обобщение может быть адаптивным, позволяя нам использовать наш прошлый опыт, чтобы делать прогнозы и принимать обоснованные решения. Однако это также может привести к ошибкам в мышлении и поведении, если мы будем обобщать слишком широко или неправильно. В этой статье мы более подробно рассмотрим концепцию обобщения и то, как она влияет на нашу повседневную жизнь.
Типы обобщения в психологии
В психологии обобщение может принимать различные формы в зависимости от контекста и типа обобщаемой информации. Вот некоторые из наиболее распространенных типов генерализации:
Обобщение стимула
Обобщение стимула происходит, когда человек реагирует на стимулы, которые подобны исходному стимулу, который был изучен. Например, ребенок, который боится собак, может бояться и других четвероногих животных, таких как кошки или кролики. Обобщение стимулов может быть адаптивным, поскольку оно позволяет нам применять то, что мы узнали, к новым ситуациям и делать прогнозы относительно них. Однако это также может привести к чрезмерному обобщению, если мы применяем то, что узнали, слишком широко или неточно.
Обобщение реакции
Обобщение реакции происходит, когда человек реагирует на новый стимул так же, как он реагировал на аналогичный стимул в прошлом. Например, ребенок, который научился завязывать обувь определенным методом, может применять тот же метод для завязывания других типов узлов. Обобщение ответов может быть полезным, поскольку оно позволяет нам применять наши навыки и знания в новых ситуациях. Однако это также может привести к ошибкам, если мы предположим, что все ситуации одинаковы, и не сможем адаптировать наши реакции к новым раздражителям.
Когнитивное обобщение
Когнитивное обобщение происходит, когда человек применяет понятие или принцип, изученный в одной ситуации, к другой ситуации. Например, студент, изучающий концепцию спроса и предложения в экономике, может применить ту же концепцию для понимания ценообразования товаров и услуг на другом рынке. Когнитивное обобщение может быть полезно для решения проблем и критического мышления, поскольку оно позволяет нам применять то, что мы узнали в одном контексте, к новым и незнакомым ситуациям. Однако это также может привести к упрощению и ошибкам, если мы предполагаем, что все ситуации одинаковы, и не учитываем их уникальные особенности.
Важность обобщения в обучении и памяти
Обобщение является критическим компонентом нашей способности учиться и запоминать информацию. Когда мы сталкиваемся с новой ситуацией или опытом, наш мозг пытается разобраться в этом, сравнивая его с нашей существующей базой знаний и устанавливая связи между ними. Этот процесс обобщения позволяет нам опираться на то, что мы уже знаем, и делать прогнозы относительно того, что может произойти дальше.
Одним из способов, которым обобщение может помочь в обучении и памяти, является процесс абстрагирования. Абстракция включает в себя выявление общих черт набора связанных событий и извлечение основных принципов или концепций, которые связывают их вместе. Например, когда мы учимся идентифицировать разные виды животных, мы можем обобщить наши знания о конкретном виде на других животных, обладающих сходными характеристиками.
Обобщение также играет решающую роль в консолидации памяти. Когда мы узнаем что-то новое, наш мозг сохраняет информацию таким образом, чтобы мы могли получить к ней доступ позже, когда это необходимо. Обобщение помогает укрепить эти воспоминания, связывая их с другими воспоминаниями и концепциями, которые мы уже изучили. Например, когда мы учим новое слово, мы можем лучше запомнить его, если свяжем его с похожим словом, которое мы уже знаем.
Более того, обобщение важно не только для приобретения новых знаний, но и для их применения в реальных ситуациях. Обобщение позволяет нам перенести то, что мы узнали в одном контексте, в другой контекст, что может быть особенно важно в сложных и динамичных средах, где часто возникают новые ситуации.
Обобщение является важным компонентом нашей способности учиться и запоминать информацию. Это позволяет нам опираться на имеющиеся у нас знания, закреплять новые воспоминания и применять полученные знания в новых ситуациях.
Подводные камни чрезмерного обобщения в психологии
Как и во многих других случаях в жизни, слишком много хорошего иногда может быть плохим. Это особенно верно, когда речь идет об обобщениях в психологии. Хотя обобщение может быть полезным когнитивным инструментом, оно также может привести к ошибкам в мышлении и поведении, если применяется слишком широко или без достаточных нюансов. Давайте подробнее рассмотрим некоторые ловушки чрезмерного обобщения:
Стереотипы
Стереотипы — это форма чрезмерного обобщения, которая включает в себя предположения о группе людей на основе их принадлежности к определенной категории, такой как раса, пол или религия. Стереотипы могут быть вредными и приводить к предрассудкам, дискриминации и негативному отношению к людям, которые не соответствуют стереотипу. Важно признать, что люди в группе уникальны и не могут определяться исключительно их членством в группе.
Ложные убеждения
Чрезмерное обобщение также может привести к ложным убеждениям или неправильным представлениям о мире. Например, если у кого-то есть негативный опыт употребления определенного типа пищи, он может предположить, что все продукты этого типа вредны, даже если он никогда не пробовал их раньше. Этот тип чрезмерного обобщения может привести к закрытому отношению и нежеланию пробовать что-то новое.
Тревога и страх
Чрезмерное обобщение также может привести к тревоге и страху. Например, если у кого-то есть плохой опыт в определенной ситуации, он может начать избегать всех подобных ситуаций, даже если они не являются опасными или негативными по своей сути. Этот тип чрезмерного обобщения может ограничить наш опыт и помешать нам пробовать что-то новое.
Негибкость
Наконец, чрезмерное обобщение может привести к негибкости нашего мышления и поведения. Если мы предположим, что все ситуации одинаковы, мы не сможем адаптироваться к новым или изменяющимся обстоятельствам.