Обобщенность это в психологии: Обобщенность | это… Что такое Обобщенность?

Содержание

Обобщенность и опосредованность мысли.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.

Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией. Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. 

Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. 

Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. 

Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением 

репродуктивным.

Критическое мышление  представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Пралогическое мышление— понятие, введенное Л. Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)

Вербально  логическое мышление  один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Пространственное мышление  совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.

Интуитивное мышление  один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.

Также существует непроизвольное и произвольное мышление.

описание процесса представления предметов, основа восприятия человеком мира- образ объетка, деятельность памяти | net22.

ru

Понятие о представлении

Ощущение и восприятие, возникающие у человека, не исчезают бесследно. На их основе формируются представления, физиологической основой которых является сохранение и последующее восстановление в мозгу ранее образованных нервных связей. Мы можем в любое время представить шум падающей воды, бой кремлевских курантов или затмение Солнца. Представления одних объектов у нас отчетливы и ярки, представления других — бледны и схематичны. Но для всех представлений характерны две особенности: наглядность и обобщенность. Наглядность выражается в том, что, представляя объект, мы как бы вновь видим его, слышим его звучание. Обобщенность состоит в слиянии, объединении многих впечатлений от объекта (или от нескольких сходных объектов) в один его образ. Представление — это процесс наглядного и обобщенного отражения тех предметов и явлений (или отдельных их свойств), которые в данный момент не действуют на наши органы чувств. Наглядность представлений объясняется происхождением их от ощущений и восприятий, а обобщенность—их связью с мышлением и речью человека.

  • Источником всех представлений человека служит объективный материальный мир.

По своему содержанию представления всегда являются образами того, что существует, существовало или может существовать. Известные нам фантастические образы суть не более как своеобразная переработка образов того, что есть в действительности.

Человек живет в обществе, поэтому представления о предметах и явлениях окружающего мира у него формируются на основе как личного опыта, так и опыта других людей, который закреплен в продуктах их труда и в языке. Представление о чем-либо, например о море, может возникнуть разными путями: на основе восприятия моря в натуре, на основе восприятия изображения моря на рисунке, картине, экране и на основе словесного описания. Во всех случаях образ моря будет наглядным, но его яркость, полнота и степень обобщенности будут разными В первом случае представление будет наиболее отчетливым и детальным, во втором — бледнее, схематичнее, в третьем случае представление утратит многие конкретные черты и приобретет значительную обобщенность т.

е. станет образом не Черного или Каспийского моря, а моря вообще. Но следует помнить, что слово может быть источником формирования представления о чем-либо лишь при условии опоры на чувственный опыт человека, т. е. на его ощущения, восприятия и имеющиеся представления. У человека, слепого от рождения, невозможно никакими описаниями образовать представление о цвете, а у глухого от рождения — представление о звуке. Учитель, формируя у детей представление о новых для них объектах, обычно использует все три способа их возникновения: организует наблюдение изучаемого объекта, дает детям рассмотреть его изображение и рассказывает о нем. Чтобы образовать наиболее точное представление об объекте, учитель пользуется речью не только в третьем, но и в первых двух случаях. Слово обобщает, с помощью слов легче выделить в предмете существенные свойства, которые иногда могут остаться незамеченными.

Психологи, сравнивая представления о восприятии, издавна отмечали такие особенности первых, как бледность, схематичность, отрывочность, текучесть. Воспринимая предмет, мы отчетливо видим его величину, форму, цвет, ощущаем его тяжесть, запах и пр. В представлении некоторые свойства предмета отражены не столь ярко или вообще не отражены. Исследования российских психологов показали, что перечисленные особенности представлений не являются обязательными. Все зависит от той роли, которую эти образы выполняют в конкретной деятельности человека. Можно сотни раз видеть ольху и постоянно путать ее с орешником, что говорит о бледности, бедности и неустойчивости представления об ольхе у данного человека. Но если он рисовал листья ольхи или детально сравнивал их с листьями орешника, этой путаницы не будет. Полнота и ясность представления зависят не просто от количества впечатлений от объекта, а от активности переработки полученных впечатлений в соответствии с решением каких-либо жизненных задач. Это касается и устойчивости представлений. Те преставления, которые практически не используются в деятельности человека, неустойчивы, текучи, мимолетны.

Те же образы, без которых человек не может обойтись в своей работе, долго удерживаются в сознании, не тускнеют и не исчезают. Доказано также, что обобщенность представления не обязательно обедняет его содержание. Общее представление о реке может быть схематичным, если человек не изучал рек. Но если он хорошо знает географию, знает, как возникают реки, от чего зависят направление и скорость их течения, как происходит вымывание и намывание берегов, какими бывают реки и т. п., то обобщенное представление о реке будет у него очень содержательным. Обобщенность представления, возникшая в результате глубокого изучения объекта, не обедняет, а обогащает представление. По мере обобщения наглядность представления не исчезает, а меняет свой характер. Это очень убедительно доказано в исследовании топографических представлений. При плохом знакомстве с местностью человек ориентируется на ней посредством представлений, которые можно назвать «карта-путь»: он представляет, где надо свернуть направо, налево, мимо каких объектов идти.

При хорошем знакомстве с местностью, человек ориентируется на ней при помощи представлений, которые можно назвать «карта-обозрение». В этом случае у пешехода имеется представление всей местности, а не разрозненные образы отдельных ее участков (исследование Ф, Н. Шемякина).

Представление человека, будучи субъективным образом предмета или явления, может быть выражено в форме движений, действий, чертежей, словесных описаний и т. п.

Возникая на основе ощущений и восприятий, представления человека через слово, речь неразрывно связаны с мышлением, служат переходным звеном от восприятий к понятиям. Ощущения, восприятия и представления человека вместе составляют чувственную ступень познания действительности. Она предшествует более высокой логической ступени познания, поднявшись на которую человек отражает сущность вещей и явлений, закономерные связи и отношения между ними.

Представление об объекте, если оно включено в общую систему знаний человека, всегда более адекватно отражает предмет по сравнению с ощущением и восприятием, ибо умственный анализ и синтез в представлении осуществляются на более высоком, второсигнальном уровне. Такое представление об объекте есть новое знание о нем, а не простое воспроизведение ранее полученного от него впечатления.

  • Представление входит обязательным компонентом во все сложные психические процессы человека, в которых оно выполняет разные функции.

Внутри восприятия представление обеспечивает узнавание как ранее воспринятых объектов, так и объектов, знакомых человеку только по описанию. Ребенок узнает белку и тогда, когда он ее повторно видит, и тогда, когда представление о ней возникло на основе изображения или словесного описания. Память включает в себя оперирование представлениями. Существует особый вид памяти — образная память, которая есть не что иное, как образование представлений об объектах действительности, сохранение и последующее воспроизведение их. Но и другие виды памяти, например словесно-смысловая, невозможны без представлений: запоминая и припоминая мысли, человек обычно опирается на представления, относящиеся к их предметному содержанию. Процесс воображения во всех его видах и формах есть создание новых представлений из ранее сформированных образов окружающего мира. Читая книгу, мы представляем вещи и события, о которых идет речь; мечтая о будущем, представляем свои действия и действия других людей, возможные жизненные ситуации и пр.; воображение, включенное в художественное или техническое творчество,— это воплощение определенных идей в образную, наглядную форму. Даже высший из познавательных процессов — процесс абстрактного мышления — часто сопровождается представлениями. Размышляющий человек часто оформляет свою мысль в виде наглядной схемы, графика, диаграммы. Правда, иногда возникающие в процессе логического мышления образы мешают думать. Представления входят составным компонентом и в эмоциональные процессы. Прежде всего они служат человеку дополнительным источником его эмоций и чувств. Одни эмоции и чувства возникают при непосредственном общении личности человека с окружающими людьми и в практической деятельности, другие эмоции и чувства порождаются воспоминаниями, мечтаниями, описаниями событий и переживаний других людей. Представления в зависимости от содержания, яркости и значения для личности отраженных в них объектов могут усилить или ослабить переживаемое чувство. Наконец, многие эмоции и чувства оставляют след в нашей памяти в комплексе с сопровождавшими их образами. Вызвав образ предмета или события, мы можем вновь пережить те чувства, которые были с ним связаны.

  • Представления входят в структуру умений, навыков и волевых действий.

До того как начать действовать, например учиться писать, ребенок должен ясно представить форму, величину и последовательность букв, способы их соединения в слове, движения пишущей руки и т. п. В волевых действиях то же самое: до начала действия человек представляет ближайший результат его, выступающий как цель, а затем должен представить в общем виде или поэтапно способы действия, инструменты, материалы и пр. Однако в процессе деятельности человек фиксирует не все, что он воспринимает и делает, а прежде всего то, что непосредственно связано с достижением цели. Поясним это примером. Учащимся ремесленного училища предложили нарезать винт, обточить ручку и сделать гайку. Через 10 дней проверили, какие представления сохранились в их памяти об обстановке, инструментах, предметах труда (материалах), изделиях и о процессе изготовления перечисленных деталей. Оказалось, что учащиеся очень смутно представляли форму и величину брусков металла, из которых делали детали, но очень хорошо запомнили форму и величину изделий. 62% испытуемых представляли инструменты, которыми пользовались, и только 5% учащихся представляли также инструменты, которыми они не пользовались, хотя и видели их. Все испытуемые ясно представляли основные рабочие операции и смутно — вспомогательные (исследование Е. В. Шороховой).

Из сказанного следует, что представления об объектах внешнего мира и собственной деятельности человека влияют на течение и результат деятельности.

Вместе с тем деятельность в свою очередь влияет на представления: одни из них уточняются, другие отбрасываются, как не соответствующие условиям или как лишние (как «лишняя информация»).

Богатство представлений о чем-либо, их живость, устойчивость и другие особенности зависят и от особенностей личности, в частности от ее отношения к делу. В упомянутом исследовании Е. В. Шороховой обнаружено, что испытуемые, положительно отнесшиеся к заданию, не удержали в памяти всего лишь 6% ранее воспринятых объектов деятельности; учащиеся с безразличным отношением к заданию утратили 28% их, а лица с отрицательным отношением — 56%.

В психологии издавна широко распространены иные взгляды на представление. Психологи Эббингауз, Циген и др. считали представления бледными, малосодержательными и неустойчивыми копиями ощущений и восприятий. Согласно их взглядам, источником представлений являются не предметы реального мира, а ощущения и восприятия субъекта. Защитники этой точки зрения и их современные исследователи путают два вопроса: вопрос о содержании представлений с вопросом о возникновении, формировании их. По содержанию все представления суть отражения предметов и явлений материального мира. Возникают же они разными путями, о чем говорилось выше. Считая представления всего лишь копиями ощущений и восприятий субъекта, защитники указанной теории пытаются оторвать сознание личности от окружающего мира. Если представления рассматривать абстрактно, вне конкретной деятельности человека, то даже не будучи идеалистом, можно прийти к идеалистическому толкованию их природы.

Существует и другой ложный взгляд на представления, согласно которому они, как и восприятия, есть символы, знаки, а не образы вещей (Гельмгольц). Из того факта, что представление о вещи — это не сама вещь, нельзя делать вывода о знаковой его природе. Знак может обозначать что угодно: как то, что реально существует, так и то, чего не существует. И хотя есть представления символические (например, образ Фемиды — символ правосудия, справедливости), это не дает основания сомневаться, что представления людей в конечном счете верно отражают объективный мир. Сам факт существования ложных представлений говорит о способности человека отличать ложное от истинного. Отбор верного отражения от искаженного происходит в процессе практической деятельности людей.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!
Твитнуть

⇐ Константность восприятия человека. Восприятие цвета объектов.

Виды представления у взрослого человека и ребенка, возникновение образа предмета ⇒

Обобщение стимулов в психологии

| Примеры | Модификация и генерализация поведения у детей | Генерализация стимула против генерализации реакции | Обобщение стимула против дискриминации стимула |

Что такое генерализация стимула

Генерализация стимула происходит, когда реакция организма, ранее обусловленная одним стимулом, может быть вызвана другим стимулом, имеющим сходные характеристики ​1​ .

Когда организмы сталкиваются с раздражителями, похожими на те, с которыми они сталкивались ранее, они реагируют точно так же. Их ответы обобщаются на другие раздражители.

В классическом процессе обусловливания нейтральный раздражитель сочетается с безусловным. Затем, на этапе обобщения, он становится условным стимулом, который может вызвать условный ответ без прохождения процесса обучения.

При генерализации стимулов, основанных на сходстве, необученные стимулы, похожие на условный стимул, становятся условными, не будучи непосредственно обусловленными.

Например, После укуса пуделя человек начинает бояться пуделей и других видов собак. Тот же самый страх может вызвать мопс, даже если он другой породы, другого окраса и выглядит по-другому.

Примеры обобщения стимулов

Эксперимент маленького Альберта

Вот известный психологический эксперимент.

Маленький ребенок по имени Альберт боялся громких звуков, но не белых крыс. В эксперименте с Маленьким Альбертом Уотсон и Рейнор соединили белую крысу с громким шумом, чтобы заставить его бояться ее.

У Альберта со временем развилась реакция страха, но он боялся не только белых крыс, но и белых кроликов, а также меха тюленя.

Его страх перед белыми крысами распространился на другие предметы аналогичного характера ​2​ .

Фобия и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Страх — это адаптивная эмоция, которая служит защитой от потенциальных опасностей. С помощью классического обусловливания люди учатся инстинктивно избегать опасных раздражителей в окружающей среде, которые сигнализируют об опасности.

Таким образом, это нормально, что травмирующие события могут привести к тому, что мозг привыкнет бояться сигналов, присутствующих в этом событии. Однако этот естественный инстинкт в отношении угрожающих раздражителей превращается в иррациональный страх, когда страх распространяется на безобидные раздражители 3 .

Возникающая в результате фобия или посттравматическое стрессовое расстройство становится бременем в повседневной жизни. Страдающие не могут справиться с генерализацией страха в результате более широкой генерализации.

Если во время травмы присутствовала чашка, визуальные стимулы, такие как чашка или стакан, могут вызвать у жертвы воспоминания и навязчивые мысли.

Товары под частными торговыми марками

Товары под частными торговыми марками — это продукты, которые продовольственные магазины создают для конкуренции с товарами под национальными торговыми марками. Большинство этих продуктов копируют упаковку ведущих брендов, включая цвета, формы и шрифты.

Положительное отношение и доверие потребителей к лидирующим продуктам могут быть перенесены на продукты частных торговых марок посредством генерализации стимулов. Продукция Copycat извлекает выгоду из узнаваемости бренда ​4​ .

Отвращение к еде

Отвращение к еде — это адаптивное поведение, которое предотвращает употребление плохой пищи. Ученые обнаружили, что почти все виды, включая людей, испытывают общее отвращение к еде ​5​ .

Например, человека тошнит после того, как он съел испорченный персик. Это заставляет его бояться съесть еще один персик. Но он также приучается бояться есть нектарины, потому что они очень похожи на персики.

Собаки Павлова

Эксперимент с собаками Павлова — еще один классический эксперимент, демонстрирующий обобщение условного рефлекса и стимула.

Павлов изучал слюну и желудочный секрет у собак, когда отвлекся на другой эксперимент. Он позвонил в колокольчик, прежде чем подать еду.

Собака научилась ассоциировать звук с едой и выделяла слюну, услышав звонок, даже не видя еды. Классическая генерализация стимула происходила, когда он также реагировал на другие высокие звуки 6 .

Модификация и генерализация поведения у детей

Механизм генерализации стимула может быть применен как к классическому, так и к оперантному обусловливанию. Родители часто используют это особое свойство, чтобы дисциплинировать своих детей.

Бихевиористы считают, что модель поведения ребенка должна меняться в зависимости от ее последствий.

Родители учат своих детей говорить «пожалуйста», когда просят о чем-то, и «спасибо», когда им что-то дают, используя подкрепление. Таким образом, обучение в одной среде может быть распространено на другие среды, такие как школы, игровые площадки и библиотеки.

Однако такая модификация поведения не всегда работает ​7​ .

Бихевиоризм редко работает или сохраняется надолго, потому что он основан на предположении, что поведение можно изменить с помощью подкрепления, такого как вознаграждение или наказание.

Но на самом деле дети и люди более сложны.

Когда родитель добр и уважителен к своему ребенку дома, ребенок легко следует учению, говоря «пожалуйста» и «спасибо», когда используется подкрепление.

Однако, если учитель злой и строгий, ребенок может вести себя в школе иначе, несмотря на то, что получает такое же подкрепление. Индивидуальные различия в опыте, предпочтениях и обстоятельствах могут повлиять на решение ребенка и его поведение в классе.

Генерализация стимула и генерализация реакции

Ключевое различие между генерализацией стимула и генерализацией реакции заключается в том, что генерализация стимула возникает, когда несколько стимулов могут вызывать одинаковую реакцию, а генерализация реакции возникает, когда один и тот же стимул может вызывать несколько похожих реакций.

Оба они являются важными механизмами ассоциативного обучения.

Например, чтению слов часто обучают изолированно, но учащиеся могут обобщить этот навык, чтобы читать полные предложения, и это генерация стимула. Обобщение ответов происходит, когда учащиеся произносят слова, которые явно не указаны после того, как они научились читать эти слова ​8,9​ .

Дети, которые учатся завязывать шнурки, демонстрируют другой паттерн генерализации стимулов. Научившись завязывать одну пару обуви, дети могут делать то же самое с другими видами обуви.

Обобщение реакции происходит, когда дети применяют свои недавно приобретенные навыки завязывания, чтобы завязать бантик на подарке.

Обобщение стимула и различение стимула

Основное различие между генерализацией стимула и различением заключается в том, что обобщение стимула относится к множеству стимулов, вызывающих одинаковую реакцию, в то время как различение стимула относится к разным стимулам, вызывающим разные реакции.

В школе ученик перестает бежать, когда ему говорит учитель. Кто бы ни был учитель, он отвечает одинаково. Это генерализация стимула. Однако, когда ребенок находится дома, он перестает бегать только тогда, когда ему говорит об этом мать, и игнорирует, когда ему говорит об этом отец. Это различение стимулов.

Ссылки

  1. 1.

    Mednick SA, Freedman JL. Генерализация стимула. Психологический бюллетень . Опубликовано в Интернете, май 1960 г .: 169–200. дои: 10.1037/h0041650

  2. 2.

    Watson JB, Rayner R. Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии . Опубликовано в Интернете, февраль 1920 г .: 1–14. дои: 10.1037/h0069608

  3. 3.

    Дансмур Дж. Э., Паз Р. Обобщение страха и тревога: поведенческие и нейронные механизмы. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете в сентябре 2015 г . : 336–343. doi:10.1016/j.biopsych.2015.04.010

  4. 4.

    До БД, Прилук РЛ. Обобщение стимулов в классическом обусловливании: начальное исследование и расширение. Психология и маркетинг . 2000;17(1):55–72.

  5. 5.

    ЛОГА AW. Обучение обусловленному отвращению к еде у людей. Ann NY Acad Sci . Опубликовано в Интернете в июне 1985 г .: 316–329. дои: 10.1111/j.1749-6632.1985.tb27082.x

  6. 6.

    Разран Г. Стимульная генерализация условных реакций. Психологический бюллетень . Опубликовано в Интернете 1949: 337-365. дои: 10.1037/h0060507

  7. 7.

    Джинкс Дж., Лорсбах А. ВВЕДЕНИЕ: МОТИВАЦИЯ И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЕРА. Чтение & Ежеквартальный отчет . Опубликовано в Интернете в апреле 2003 г .: 113–118. дои: 10.1080/10573560308218

  8. 8.

    Duhon GJ, House SE, Poncy BC, Hastings KW, McClurg SC. Изучение двух методов содействия обобщению навыков ранней грамотности. J Behav Educ . Опубликовано в Интернете 28 января 2010 г .: 62–75. doi: 10.1007/s10864-010-9097-2

  9. 9.

    Арнольд-Саритепе А.М., Филлипс К.Дж., Мадфорд О.К., Де Розарио К.А., Тейлор С.А. Обобщение и обслуживание. Прикладной анализ поведения детей с расстройствами аутистического спектра . Опубликовано в Интернете 2009: 207-224. дои: 10.1007/978-1-4419-0088-3_12

О Памеле Ли, MS, MBA

Памела Ли — автор бестселлеров. Она является основателем и главным редактором Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Просмотреть все сообщения Памелы Ли, MS, MBA | Веб-сайт

Обобщение | Psychology Blog

Обобщение — это способность применять результаты исследования или эксперимента к более широкой целевой группе. Обобщение основано на предположении, что результаты первоначального исследования группы участников будут одинаковыми для всех остальных членов этой целевой группы. Это демонстрируется с помощью методов выборки; психологи отберут выборку участников для участия в исследовании, чтобы проверить теорию. Обобщение важно, так как психологи захотят обобщить результаты для населения в целом, иначе собранные результаты будут информировать нас только об информации о выборочной группе, а не о человеческой природе в целом.

Одной из основных характеристик психологии является универсализм. Это предположение о том, что основа человеческого поведения одинакова для всех людей в разных культурах и обществах. Поэтому, когда психолог выдвигает гипотезу, он предполагает, что она верна для всех людей, если только он не утверждает обратного. Это свидетельствует о том, что психологи пытаются обобщить свои выводы на всех людей, а не только на протестированную выборку. Однако сомнительно, можно ли обобщать результаты по культурам и обществам, поскольку разные культуры будут иметь разные убеждения и поведение, и поэтому то, что может относиться к некоторым, не обязательно применимо ко всем.

Некоторые типы методологии вызывают проблемы с обобщаемостью. Тематические исследования подвергаются особой критике, поскольку их выводы могут относиться только к вовлеченному лицу. В качестве примера можно привести знаменитый пример Маленького Ганса (Фрейд, 1909). Это исследование подверглось резкой критике, и его результаты не могут быть применены ни к кому другому, кроме участника, что демонстрирует проблемы с обобщением.

Многие психологи также проводят испытания на животных и предполагают, что продемонстрированное ими поведение применимо и к людям, таким образом обобщая результаты по видам. Это продемонстрировал Павлов (1927) с его исследованиями классической обусловленности с использованием собак, результаты которых были применены к людям с терапией отвращения в качестве решения проблемы злоупотребления психоактивными веществами. Выдвинутая Павловым идея о том, что условный раздражитель может вызвать условный ответ, оказалась очень полезной для людей, особенно для помощи алкоголикам в отказе от алкоголя. Однако обобщение по видам подвергалось резкой критике. Хотя тестирование на животных для некоторых более этично, чем тестирование на людях, результаты не могут быть полностью применены, поскольку люди и животные являются разными видами. Утверждается, что когда результаты применяются таким образом, нельзя предполагать, что люди будут действовать таким же образом, поскольку людей можно считать физиологически более сложными, чем животные. Некоторым это покажется бесчеловечным и даже ненадежным или недействительным.

Хотя обобщение важно для психологов, оно может быть трудным. Выборки целевой совокупности являются наиболее эффективным способом проверки теорий, а затем результаты обычно можно применить к более широкой целевой совокупности. Однако никогда не будет возможно обобщить результаты для всех, поскольку культурные роли и взгляды играют слишком большую роль во влиянии на убеждения и поведение. Хотя тестирование на животных полезно для понимания поведения, результаты не могут быть полностью применены к людям, независимо от того, насколько мы похожи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *