Обоняние это чувство: СКОЛЬКО ЧУВСТВ У ЧЕЛОВЕКА? | Наука и жизнь

СКОЛЬКО ЧУВСТВ У ЧЕЛОВЕКА? | Наука и жизнь

СКОЛЬКО ЧУВСТВ У ЧЕЛОВЕКА?

В материалах рубрики использованы материалы следующих изданий: «BBC History Magazine» и «New Scientist» (Англия), «Psychologie Heute», «VDI-Nachrichten» (Германия), «Smithsonian» и «Wired»(США), «Зa m’interesse», «Ciel et Espace», «Le Journal du CNRS», «Science et Vie» и «Sciences et Avenir» (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

Ответ на этот вопрос может быть очень разным. Консерваторы вслед за Аристотелем говорят о пяти чувствах — слухе, осязании, зрении, обонянии и вкусе. Поэты настаивают на шестом, к которому относят то чувство прекрасного, то интуицию, то еще что-нибудь. Это неспециалисты. Но физиологи и медики тоже не согласны между собой. Самые осторожные из них насчитывают сейчас у человека только три чувства, самые радикальные — 33.

Области мозга, где обрабатывается информация, поступающая от некоторых органов чувств.

Колбочки, воспринимающие цвет, и палочки, реагирующие на свет и тьму, в сетчатке глаза.

Действительно, мы нередко пользуемся чувствами, не входящими в список Аристотеля. Разве зрение, слух или еще какое-то из пяти чувств помогают вам выполнить распространенный неврологический тест, когда врач просит вас закрыть глаза и коснуться кончика носа то одним, то другим пальцем? А какие чувства из пяти мучают вас во время качки на море? Какое чувство позволяет определить, не слишком ли горяч чай в стакане?

Так сколько же все-таки чувств у человека? Смотря как считать.

Можно сказать, что чувств всего три: химическое (обоняние и вкус), механическое (слух и осязание) и световое (зрение). Реакция соответствующих органов чувств основана на разных физико-химических механизмах. Но и эти три чувства можно классифицировать более подробно. Например, вкус на самом деле включает пять чувств: чувства сладкого, соленого, кислого, горького и «умами» (японское слово, означающее вкус глутамата натрия — приправы, которая непременно входит в состав супов-концентратов).

Несколько лет назад ученые выяснили, что на языке есть отдельные рецепторы для вкуса «умами». Французские физиологи недавно нашли рецепторы, реагирующие на вкус жира, и имеются они не только на языке, но и в тонком кишечнике (недаром хорошая порция масла клещевины, известного в обиходе как касторка, пробирает нас до самых кишок). Так что чувств вкуса у человека, скорее всего, шесть.

Зрение можно рассматривать как одно чувство — ощущение света, как два — света и цвета либо как четыре — света и основных цветов: красного, зеленого и синего. У лягушек и некоторых других животных в сетчатке глаз есть отдельные рецепторы, реагирующие на движение в поле зрения — еще одно чувство (у человека таких рецепторов, насколько известно, нет).

Возьмем слух. Это одно чувство или несколько сотен, по числу волосковых клеток во внутреннем ухе, каждая из которых реагирует на свою частоту колебаний? Интересно также, что в результате старения или некоторых болезней человек может потерять восприятие отдельных частот, причем остальные будут слышны по-прежнему.

Что касается обоняния — в нем участвуют не менее 2000 типов рецепторов. Среди них есть весьма специализированные, например реагирующие на запах моря, на запах ландышей. Считать ли эти ощущения вместе, единым чувством обоняния, или по отдельности?

Все мы способны ощущать температуру окружающих предметов, степень сгиба конечностей в суставах (что и позволяет с закрытыми глазами довольно точно найти пальцем кончик носа), чувствуем нарушение равновесия (что при качке приводит к морской болезни). Испытываем чувство пустого желудка или полного мочевого пузыря. А можно ли считать чувствами те ощущения, которые не доходят до сознания, поскольку в этом просто нет нужды? Например, человек обладает датчиком, чувствующим рН спинномозговой жидкости, но регулировка этого параметра происходит без участия сознания.

Возможно, в список стоит включить и чувство времени. Хотя мало кто из нас может без часов с большой точностью ответить, который час, многие достаточно уверенно оценивают протекшие промежутки времени, и все обладают внутренними биоритмами.

Даже консерваторы согласны с тем, что кроме классических пяти человек обладает чувством боли. А радикалы выделяют три болевых чувства: кожное, телесное (боль в суставах, костях и позвоночнике) и висцеральное (боль во внутренностях).

Сейчас большинство ученых признают существование у человека 21 чувства. Верхний предел пока не установлен.

 

Читайте в любое время

Оформить подписку


№2, 2006

Почему чувств на самом деле не пять? • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсАнтропология чувствАудиолекцииМатериалы

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

Автор Мария Пироговская

Мы все знаем, что чувств у нас пять. Откуда мы это знаем? Из здравого смысла или из обыденного языка, который подсказывает нам выражение «шестое чувство» — то есть чувство, которого нет. Кто-то знает из похо­да в Эрмитаж с его малыми голландцами, на чьих картинах аллегорически изобража­ются зрение, слух, обоня­ние, осязание и вкус. А кто-то читал Аристо­теля:  в тракта­те «О душе» он рассуждал об ощущениях, которые отли­чают живот­ных и людей от остального живого мира. Первое отличие заключа­ется в чув­стве осязания; еще одной, особой формой осязания является вкус; со вкусом сходно обоня­ние — оно опосредо­вано водой или воз­духом; наконец, зрение и слух­ трактуют­ся как возможность воспринимать цвета и звуки. Для Аристо­теля зрение — самое важное из чувств, поскольку оно делает возможной фантазию и тем самым отделяет ощущение от мышле­ния, то есть животную душу от челове­че­ской. Так пять чувств стали осмысляться иерархически: наверху — зрение и слух, то есть интел­лектуаль­ные высшие чувства; внизу — живот­ные чувства: вкус, обоняние и осязание.

Еще вроде бы говорят о шестом чувстве. И еще есть чувство голода. А равно­весие (его еще называют проприоцеп­цией) — это чув­ство или нет? А болевой порог? А ощущение температуры? Картина оказывается весьма запутан­ной. Получается, что, помимо кано­ни­че­ских пяти чувств, о которых известно всем, есть еще какие-то, знания о которых принадлежат специалистам: медикам, неврологам и так далее.

Допустим, вы пришли в поликлинику к терапевту и начинаете ему рассказы­вать, чтó и где у вас болит, ноет, жжет и так далее. В какой-то момент врач понимает, что с вами происходит, и говорит: «Вот на это, пожалуйста, не обра­щайте внимания, эти ощущения вам и мне не важны, я не буду на них строить диагноз. А вот на этих ощуще­ниях, наоборот, давайте сосредото­чимся». Полу­ча­ется, что мы можем направ­лять свое внимание на какие-то сигналы своего тела и потом получен­ное знание переводить в слова. А другие телесные ощуще­ния мы, напротив, можем оставлять на периферии и жить с ними в фоновом режиме — так люди, например, привыкают к хронической боли.

У всех нас есть тела, и эти тела оснаще­ны особым чувственным аппаратом, который передает в мозг данные о состоянии внешней среды и самого тела. Кажется, что это епархия нейрофизиологов, неврологов или когнитивных исследователей. Но так ли это? Помимо собственно нейрофизио­логи­ческих сигналов, мы можем рассматривать чувствен­ное восприятие еще и как неко­торый культурный и социальный процесс. Социальные антропологи предла­гают рассматривать процесс чувствования или процесс ощущения как социа­льное явле­ние — подобно религии, родственным отно­ше­ниям или покупкам в магазине. Сенсор­ные данные незаметно для нас самих окрашены социаль­ными значениями. То, что и как мы чувству­ем, что выделяем как зна­чимое, а что игнорируем, влияет на отношения между людьми.

Например, в нейрофизиологии существует понятие шестого чувства. Это вовсе не интуиция в бытовом смысле, а ощущение собственного тела, его внутренний отклик от суставов, мышц, конечностей, их поло­жения и движения. Шестое чувство — проприоцепцию — в конце XIX века описал английский нейрофизио­лог Чарлз Шеррингтон, но попытки как-то назвать, обозначить внутреннее ощущение тела возникали гораздо раньше, еще в ренессанс­ной медицине.

Это то, как мы ощущаем свое тело и его движения в пространстве, то есть суставно-мышечное чувство. Обычно мы не рефлексируем над этими ощуще­ниями и замечаем их, только если что-то пошло не так, — только тогда наше внима­ние фокусируется на этих ощущениях. Например, если по просьбе невролога нам надо стоять на одной ноге или закрыть глаза и вытянуть руки. Или если мы занима­емся танцами или йогой и специально учимся фокуси­ровать внима­ние на отклике тела (то, что в разных школах йоги называется «быть в теле»). В других, менее удачных случаях внимание будут привлекать поломки соответ­с­т­вующей сенсорной системы. Например, невролог Оливер Сакс в книге «Чело­­век, который принял жену за шляпу» описал случай полной утраты проприо­цепции: у его пациентки Кристины из-за полиневрита пропало ощу­щение собственного тела от макушки до пяток. В качестве компенсации она должна была пользоваться зрением и выстраивать все свои движения заново, обдумы­вая их после­довательность и следя за ними глазами.
Из гиперправиль­ных и оттого странных движений и поз Кристины окружающим казалось, что с ней что-то не так: то ли пьяная, то ли еще что-то. Но понять и назвать это «не так» они не могли. Оказывается, сидеть на стуле, стоять, заходить в авто­бус — это очень сложные операции, которые мы совер­шаем бессознательно благодаря беспроблемно работающей проприо­цепции. Более того, мы совер­шаем их «как-то», то есть в соответствии с нормами телесного поведения, принятыми в нашем обществе.

Другое незамечаемое и редко проблема­тизируемое чувство — ощущение тепла и холода. Его еще называют термоцеп­цией. С осязанием из «большой пятерки чувств» оно не связано: за ощущение тепла и холода отвечают особые рецеп­торы в коже. Например, в разных культурах существуют разные наборы терминов, которыми выражаются градации температуры, и у нас есть пред­став­ления о приемлемой или неприемлемой температуре тела или дома. Скажем, мы умиляемся скандинавской культуре хюгге, но не отдаем себе отчет в том, что люди ходят дома в красивых вязаных свитерах с оленями потому, что в квар­тире приемлемой температурой счита­ется 16–18 градусов, а не при­вычные нам 20–24 (зато мы сразу заметим, если с привычной нам температу­рой что-то случится: поздно подключат паровое отопление или в середине октября внезапно можно будет ходить без куртки).

Какие-то следы иначе осмысленной термо­цепции можно обнаружить в языко­вых метафорах. Мы говорим о горячих и холодных людях — для нас эти мета­форы стерты, но когда-то они имели реальный медицин­ский смысл: в антич­ной медицине темпера­тура была присуща каждому из четырех темпера­ментов и считалась рабочей и постоян­ной характеристикой человече­ского тела. Сообразно температуре, горячим сангвиникам рекомендовались одни лекар­ства и продукты, а холодным меланхоли­кам — другие. Если же обра­щаться к более далекой от нас культуре, можно увидеть еще более затейливые способы включения термоцепции в социальные отношения. Например, у индейцев цоциль, которые живут в мексиканском штате Чьяпас, время и пространство обладают темпера­турными характеристиками. Согласно космологии цоциль, солнце создавало мир четыре раза и три раза разрушало с помощью кипящего дождя; солнце и солнечное тепло служат референт­ными точками для называ­ния времени суток, месяца и года, а разные точки пространства имеют разную темпера­туру; стороны света называются по силе жары и так далее.

Если вернуться к примеру с терапевтом, то можно сказать, что даже такое несомнен­ное чувство, как боль, может иметь совер­шенно разные социальные смыслы. Ощуще­ние боли (ноцицепция) есть у всех. На инди­видуальном уровне это ощущение может довольно сильно варьировать: это называют болевым порогом — у кого-то он высокий, у кого-то — низкий. На уровне социума раз­нообразия не меньше: одни виды боли могут не замечаться, другие поло­жено терпеть, к третьим относятся с большим вниманием. На ситуацию влияет и то, кто испытывает боль и кому на нее жалуются. Представьте себе ребенка в диа­логе с родителями, или молодого солдата в диалоге со старшими по званию, или пожилую женщину на приеме у терапевта: представления о том, что такое боль, в каждой из этих ситуаций будут разными. А если перейти на уровень сравнения культур между собой, то контраст будет еще более сильным. Напри­мер, американские медицинские антропологи обнаружили, что довольно сложно измерить уровень боли. Инструмент, который используется для изме­рения, — визуально-аналоговая шкала, которая состоит из условных гримас и цифр от 1 до 10: чем сильнее гримаса, тем больше цифра и тем большую боль человек испытывает. Визуально-аналоговая шкала предпола­гает универсаль­ный характер боли — однако выясняется, что на оценку сильно влияют социаль­­ные характе­ристики пациента и сама коммуника­тивная ситуация (разговор с врачом или парамедиками).

В одном исследовании сравнивали восприятие боли у рожениц из Бельгии и Нидерландов. У этих стран общий язык, похожие политические системы и среда обитания. Однако отношение к родовой боли и обезболиванию оказа­лось разным — до такой степени, что исследователи говорят о двух разных «культурах боли». Что различается, какие факторы могли повлиять на форми­рование этих разных культур боли? С одной стороны, в этих странах разные религиозные ландшафты. С другой — медицинская помощь устроена по-разному. В Бельгии преобладает медицинская модель больничных родов: весь процесс происходит под контролем врачей, и боль кажется ненужным осложне­нием и без того непростой ситуации. В Голландии популяр­ны домаш­ние роды, и боль считается подспорьем для акушерки и самой рожени­цы — тем самым она нормализуется, женщины в большей степени готовы ее терпеть. То есть социальные и культурные различия дают себя знать и на уровне ощущения боли и коммуникации о ней.

Столкновение разных культур боли и разных языков ощущений можно наблю­дать и внутри одного общества. Самый очевидный пример — этни­ческие мень­шинства внутри большого общества. Менее очевидный — периоды активного культур­ного импорта, когда старая, привычная культура боли сталкивается с новой. В качестве примера можно привести Россию конца XVII века (новая прививка западной гуморальной медицины на фоне устояв­шегося подхода к телу и болезням, который определялся религиозными воззрениями и верой в колдовство). Здоровьем царя и его ближайшего окружения занимался Апте­карский приказ — это тогдашний аналог Мини­стерства здравоохранения. Он зани­мался наймом иностранных докторов, комплектованием московских аптек, покупкой импортных лекарств и заго­товкой трав. Там же хранились «дохтурские сказки» — своего рода медицин­ские карточки. Они были состав­лены во время большой кремлевской диспансеризации 1673 года, когда царь Алексей Михайлович, боявшийся заразы, велел всем ближним боярам подроб­но описать свои недомогания иностран­ным докторам. Так один способ описа­ния боли столкнулся с другим: бояре говорили о своих ощущениях, а врачи переводили услышанное на более привыч­ный им язык гуморальной медицины. Результаты получались вырази­тельные: «хипохондрика и омо­рок», «по сказке больного тараканы в голове, от того глух и оморок», «гортанью и низом лягуш­ки малые шли». Получается, что в XVII веке одни люди мыслили свою телес­ность в терминах лягушек, сглаза и порчи, а другие — в терминах ипохондрии и других понятий западной медицины.

Ощущением тела, ощущением темпера­туры и боли сенсорные системы чело­ве­ческого тела не исчерпываются. У нас есть чувство времени (хроноцепция), ощущения голода и жажды, ощущение высоты, разные физиологические рефлексы (например, зуд). К этому примешиваются разнообразные социальные чувства, такие как стыд. Но все эти чувства в разных культурах играют разные когнитивные и симво­лические роли. Этнографические исследования разных культур показы­вают, что различение основных чувств универсально. Но осмыс­­ление чувств, а также их ассоциация (то есть связь друг с другом) в разных обществах разная. И в разные исторические периоды одни чувства как бы усили­ваются и выходят на передний план — то есть выдвигаются в со­циальное пространство. Общество начинает о них думать и уделять им боль­ше внимания, чем остальным. А другие чувства как будто уходят в тень, их статус и воз­можности не обсуждаются. Все эти различия носят культурный, а не фи­зио­логический характер: нельзя сказать, что индейцы ама­зонской сель­вы фи­зиологически обладают более развитым слухом или обоня­нием, чем оби­та­тели Стокгольма или Москвы. Важно другое: в обществе индейцев и в швед­ском обществе слух и обоняние будут наделяться разным статусом, будут иметь разный социальный смысл и будут работать в разных сферах. Такие специфические сочетания, когда одни чувства оказываются почему-то значи­мее других, когда поломка одной сенсорной системы может компенси­роваться, а поломка другой восприни­мается как трагедия, в антропо­логии называют чувственными конфигурациями.

Если попытаться описать, чем одна конфигурация чувств может отличаться от другой, то получится три варианта. Во-первых, одно и то же чувство может занимать разные места в культурном универсуме. Что это значит? Грубо говоря, в одной культуре рефлексия по поводу сенсорных данных будет боль­шой, а в другой — маленькой. Например, в одной культуре будут много думать о слу­хе или температуре, а где-то это не будет вообще никак обсужда­ться. Во-вторых, могут разли­чаться значения чувств: в одном обществе на ощу­ще­нии температуры будут держаться базовые категории, а в другом термо­цеп­­ция будет актуа­лизироваться лишь в очень специаль­ных случаях. В-тре­тьих, чув­ственным данным может приписываться разная степень надежности. Напри­мер, юридическую силу может иметь лишь то, что человек увидел своими собственными глазами: это значит, что зрению приписывается очень высокая степень надежности, оно дает «оконча­тельное свидетельство». Но это не кон­станта, иначе мы бы не сталкивались с таким важным социальным регуля­тором, как слухи и пересказы, где услы­шанное своими ушами считается вполне надежным источником информации.

Все это должно привести нас к мысли, что человек вместе с присущими ему сен­сорными системами — существо не постоянное. Наоборот, он меняется во времени и пространстве, и вместе с эпохой изменяются его мировоз­зрение, его эмоциональный язык, его чувствительность, а также социальный смысл его ощущений. Первыми об этом стали задумываться историки фран­цузской шко­лы «Анналов» еще в 1930-е годы, а сейчас в социальных и гумани­тарных дис­циплинах мысль о подвиж­ности ощущений представляет собой некоторый консенсус, из которого исходят и историки, и антропологи.

Я уже упоминала важность внимания для тех или иных ощущений. Для опи­сания общества некоторые исследо­ватели даже прибегают к такой метафоре, как нервная система. Нервная система не существует отдельно от человека: она пронизывает его тело, она определяет его чувстви­тельность, его болевые точ­ки, его реакции на раздражители. В каком-то смысле именно она диктует, что будет для нас приятным или отталкивающим. Мы можем представить ощуще­ния как часть такой социальной нервной системы: общество говорит нам, что в телесных сигналах важно, а что нет, на что нужно обратить особое внима­ние, а чем пренебречь. Для совместного существования людям нужна договорен­ность по поводу того, что и как они ощущают, — общие правила. Согласован­ность представлений о плохом и хорошем, здоровом и опасном, прекрасном и отврати­тель­ном распространяется и на сенсорные впечатления, на то, как телесный опыт оформляется в соответствии с куль­турными нор­мами. Поэтому можно сказать, что любое общество в буквальном смысле слова основано на кон­сенсусе: мы договариваемся мыслить и чувствовать в унисон (разумеет­ся, до некоторой степени). Интересно, что эти значения заклю­чены уже в са­мих терминах: русское слово «чувство» может означать и нейрофизио­ло­ги­ческое ощущение, и эмоцию, и некоторую социальную норму (например, мы говорим о чувстве стыда или чувстве справедливости). В английском языке слово «sense» тоже многозначно: это не только канал восприятия окружающего мира, но и здравый смысл, своего рода общественный разум. Самое интересное для историка и антрополога — когда консенсус нарушается, ощущения и чув­ства, вызванные каким-то поводом, вдруг рассогласовываются и возникают конфликты. Например, когда кто-то трогает руками скульптуру в музее, или выставляет кондиционер на температуру, некомфортную для большинства окружающих, или называет ужасным запах чьих-то духов. Через конфликты можно получить доступ к тем социальным кодам, которые определяют, что представляет собой приемлемое сенсорное поведе­ние, и указывают, что же значит чувственный опыт разного рода.

У разных социальных групп это приемлемое сенсорное поведение будет раз­ным: какие-то различия окажутся вопиющими, какие-то будут тонкими, почти незаметными. Можно сказать, что одни правила сенсорного поведения будут одинаковыми для всего общества: их должны выполнять все, а их несо­блю­дение приведет к исключению. Например, мы различаем приемлемые и непри­емлемые запахи, разрешенные и запрещенные прикосновения, темпе­ратурные режимы — желанные в одних ситуациях и вызывающие тревогу в других. Это различение, которое отделяет приемлемое от неприемле­мого, приятное от пу­гающего, упорядо­ченное от хаотичного, управляется «здравым смыслом». В антропологию это понятие ввел американский антрополог Клиффорд Гирц: так Гирц обозначил существующую в культуре систему готовых решений и объясне­ний, которая позволяет носителям этой культуры быстро справ­ляться с огром­ным спектром жизненных ситуаций. Другие правила — более нюансиро­ванные — будут обязательны для одной группы и немыслимы для другой: они будут сигнализировать о социальных барьерах и границах, которые созда­ются возрастом, гендером, уровнем доходов или образования. Собствен­но, всеми этими правилами, а также их на­рушениями и конфликтами и зани­мается антропология чувств, или сен­сорная антропо­логия, а также друже­ственные ей дисциплины — теория коммуникации и микроистория.

Как вообще возникает мысль изучать ощущения в перспективе социальных и гуманитарных наук? Во-первых, до какой-то степени эта проблематика унаследована от ранней антропологии, с того времени, когда между социаль­ной и физической антропологией еще не было жесткого водораздела. В попыт­ках докопаться до предыстории цивилизаций антропологи пытались построить прогрессивную шкалу. Обществам приписывались разные уровни развития, и в зависимости от уровня развития эти общества располагались на той или иной эволюционной ступени. Для опреде­ления уровня развития использова­лись разные параметры, от форм брака до наличия или отсутствия письмен­ности. Одним из таких параметров были ощущения. Антропологи предпо­ла­гали, что восприятие туземца и вос­приятие современного европейца качест­венно различны: папуас воспри­нимает цвета или запахи не так, как англича­нин. Это «не так» отчасти исходило из уже упоминавшейся аристотелевской иерархии чувств — или, по крайней мере, апеллировало к ней: туземцам как существам более близким к природе приписывалось более виртуозное владе­ние «живот­ными» чувствами осязания и обоняния. С европейскими культу­рами, в свою очередь, ассоциировалось изощренное зрение — высшее интел­лектуальное чувство. Вопросы о физиологии восприятия входили в исследова­тель­ские планы первых антропологических экспедиций. Любо­пытно, как интерпре­тировались результаты: несмотря на то что обнаруженные различия (в названиях цветов) оказывались или ничтожными, или могли быть побоч­ным шумом экспериментов, европейцы начала XX века считали, что нашли подтвер­ждение иной сенсорной природы аборигенов, а вовсе не куль­тур­ные различия. Так европейцы конструировали себя в качестве облада­телей рационального и цивилизован­ного зрения — и конструировали туземцев как первобытных и интуитив­ных носителей низших чувств.

Объяснение разной чувствительности разных обществ отсылками к природе было характерно и для ранних биоло­гических теорий. В качестве примера можно привести одну эксцентричную классификацию живых существ. Ее при­думал в начале XIX века немец­кий натуралист Лоренц Окен. Он пред­лагал делить все живое на пять классов в зависимости от приоритетного обладания тем или иным органом чувств: осязающие беспозвоночные; рыбы — у которых впервые появляется язык и, соответственно, вкус; рептилии, у кото­рых ноздри соединяются с ротовой полостью, — это обоняние; птицы, полу­чающие внеш­нее ухо, — это слух; и млекопитающие, вооруженные всеми этими чувствами в их полноте и особенно подвижным глазом. Не оста­навли­ваясь на этом, Окен делал следующий шаг и предлагал распро­странить этот принцип и на челове­че­ские расы: в зависимости от ведущего чувства он выстра­ивал их от «осязаю­щего» африканца к «созерцающему» европейцу. Сейчас нам такие построе­ния кажутся курьезными, но они в какой-то форме работали вплоть до начала XX века и даже повлияли на расовые теории в евгенике.

Интересно, что в какой-то форме связка «европейская цивилизация — зрение» могла направлять и научные интересы в гуманитарных и социальных дисцип­линах. Например, изучение вернаку­лярных чувственных классификаций нача­лось именно с цвета: в 1960-е годы лингвистика стала искать универсаль­ные цветовые номинации и пыталась построить эволюционную траекторию их освоения. Здесь возникает вопрос: почему так? Значит ли это, что зрение и особенности его применения заинте­ресовали исследователей в первую очередь потому, что они разделяли европейскую культурную иерархию чувств, где зрению исторически отводилось первое место?

О самом зрении и его борьбе со слухом за первое место в конфигурации чувств пойдет речь в следующей лекции.

Игра!От и до: расставьте события «Гарри Поттера» в правильном порядке

Когда погибает Северус Снегг? А эльф Добби? Что оказывается у Гарри раньше — мантия-невидимка или Карта Мародеров? Проверьте, хорошо ли вы помните книги о мальчике, который выжил. В конце игры вас ждет награда!

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

25 минут

1/4

Почему чувств на самом деле не пять?

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

Читает Мария Пироговская

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

18 минут

2/4

Зрение и слух: что важнее?

Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему

Читает Мария Пироговская

Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему

17 минут

3/4

Обоняние: запах между естественным и безобразным

Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов

Читает Мария Пироговская

Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов

18 минут

4/4

Осязание: что можно трогать, а что нельзя?

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Читает Мария Пироговская

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Материалы

Пять лучших книг о пяти чувствах

Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание в рассказах и исследованиях

История чувств, рассказанная через искусство

От средневековой фрески до современных инсталляций

Собаки лают — к дождю? Тест про слух в фольклоре

Что значат звуки в русских приметах

Льдистый глаз, волосы дыбом, одна ноздря: страх в фольклоре

Что пугает в фольклоре и как тело реагирует на испуг

Русский дух и кожаная пушка: запахи в фольклоре

Чем пахнут иностранцы, грешники, покойники и дьявол

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Отчет о запахе — Эмоция.

Восприятие запаха состоит не только из ощущения самих запахов, но и из переживаний и эмоций, связанных с этими ощущениями. Запахи могут вызывать сильные эмоциональные реакции. В опросах о реакции на запахи ответы показывают, что многие из наших обонятельных симпатий и антипатий основаны исключительно на эмоциональных ассоциациях.

Ассоциация аромата и эмоций не является изобретением поэтов или парфюмеров. Наши обонятельные рецепторы напрямую связаны с лимбической системой, самой древней и примитивной частью мозга, которая считается центром эмоций. Ощущения запаха передаются в кору, где происходит «когнитивное» распознавание, только после стимуляции самых глубоких частей нашего мозга. Таким образом, к тому времени, когда мы правильно назовем конкретный запах, например, «ванильный», аромат уже активирует лимбическую систему, вызывая более глубокие эмоциональные реакции.

Воздействие на настроение

Хотя существуют убедительные доказательства того, что приятные ароматы могут улучшить наше настроение и самочувствие, к некоторым из этих открытий следует относиться с осторожностью. Недавние исследования показали, что наши ожидания в отношении запаха, а не какие-либо прямые последствия его воздействия, иногда могут быть ответственны за сообщаемое настроение и пользу для здоровья. В одном эксперименте исследователи обнаружили, что простое сообщение испытуемым о приятном или неприятном запахе, который они могли не почувствовать, изменило их самоотчеты о настроении и самочувствии. Простое упоминание о приятном запахе уменьшило количество сообщений о симптомах, связанных с плохим здоровьем, и увеличило количество сообщений о хорошем настроении!

Однако более надежные результаты были получены в экспериментах с использованием плацебо (спреи без запаха). Эти исследования показали, что хотя испытуемые в некоторой степени реагируют на плацебо без запаха, которые они принимают за ароматы, эффект от настоящих веществ значительно сильнее. Мыслей о приятных ароматах может быть достаточно, чтобы сделать нас немного бодрее, но сам запах может оказать существенное влияние на улучшение нашего настроения и самочувствия.

Хотя обонятельная чувствительность обычно снижается с возрастом, было обнаружено, что приятные ароматы положительно влияют на настроение во всех возрастных группах.

В экспериментах по стимуляции левой и правой ноздрей приятными и неприятными ароматами исследователи обнаружили различия в активности обонятельных кортикальных нейронов в левом и правом полушариях мозга, которые коррелируют с «рейтингами приятности» одорантов. Утверждается, что эти исследования показывают, что положительные эмоции преимущественно обрабатываются левым полушарием мозга, тогда как отрицательные эмоции чаще обрабатываются правым полушарием. («Приятным» одорантом, использованным в этих экспериментах, как и во многих других, был ванилин.)

Воздействие на восприятие

Положительное эмоциональное воздействие приятных ароматов также влияет на наше восприятие других людей. В ходе экспериментов испытуемые, подвергавшиеся воздействию приятных ароматов, как правило, давали более высокие оценки «привлекательности» людям на фотографиях, хотя некоторые недавние исследования показали, что эти эффекты существенны только в том случае, если на фотографиях присутствует некоторая двусмысленность. Если человек явно необычайно красив или чрезвычайно уродлив, запах не влияет на наше суждение. Но если человек просто «средний», приятный аромат склонит чашу весов нашей оценки в его пользу. Так что красивым моделям, используемым для рекламы парфюма, вероятно, это не нужно, но остальным из нас, простых смертных, вполне может быть полезно распылить или два чего-нибудь приятного. Красота в носу смотрящего.

Неприятные запахи также могут влиять на наше восприятие и оценки. В одном исследовании наличие неприятного запаха привело к тому, что испытуемые не только стали давать более низкие оценки сфотографированным людям, но и оценили картины как менее профессиональные.

Эффект приятных запахов, улучшающий настроение, не всегда может работать в нашу пользу: усиливая наше позитивное восприятие и эмоции, приятные ароматы могут затуманивать наши суждения. В ходе эксперимента в казино Лас-Вегаса сумма денег, сыгранная на игровом автомате, увеличилась более чем на 45%, когда сайт был одухотворен приятным ароматом!

В другом исследовании — потребительском тесте шампуней — шампунь, который участники заняли последнее место по общей эффективности в начальном тесте, занял первое место во втором тесте после того, как его аромат был изменен. Во втором тесте участники сказали, что шампунь легче смывается, лучше пенится и делает волосы более блестящими. Изменился только аромат.

Предпочтения в отношении запахов

Предпочтения в отношении запахов часто являются сугубо личным вопросом, связанным с конкретными воспоминаниями и ассоциациями. В одном опросе, например, ответы на вопрос «Какие ваши любимые запахи?» включали многие запахи, которые обычно считались неприятными (такие как бензин и пот), в то время как некоторые запахи, которые обычно воспринимались как приятные (например, цветы), вызывали яростную неприязнь. определенными респондентами. Эти предпочтения объяснялись хорошими и плохими переживаниями, связанными с теми или иными запахами. Несмотря на эти индивидуальные особенности, мы можем сделать некоторые существенные обобщения относительно предпочтения запахов. Например, эксперименты показали, что нам, как правило, «нравится то, что мы знаем»: люди дают более высокую оценку приятности запахам, которые они могут правильно идентифицировать. Есть также некоторые ароматы, которые повсеместно воспринимаются как «приятные», например ваниль, все более популярный ингредиент в парфюмерии, который уже давно является стандартным «приятным запахом» в психологических экспериментах (см. «Ваниль»).

Примечание для парфюмерных маркетологов: одно из исследований, показывающее нашу тенденцию предпочитать ароматы, которые мы можем правильно идентифицировать, также показало, что использование соответствующего цвета может помочь нам сделать правильную идентификацию, тем самым увеличивая нашу симпатию к аромату. Запах вишни, например, чаще определялся точно, если его предъявляли вместе с красным цветом, а способность испытуемых идентифицировать запах значительно повышала их оценку его приятности.

Содержание | Человеческое обоняние | Эмоция | Ваниль | Половые различия | Сексуальное влечение | Работа | Высокотехнологичные носы | Высокотехнологичные запахи | История | Культура

Обоняние и эмоции | SpringerLink

  • Адельманн, П. К., и Р.Б.Зайонц (1989). Лицевые эффекты и переживание эмоций. Энн. Преподобный Психол, 40 , 249–280.

    Перекрёстная ссылка КАС Google Scholar

  • Aggelton, J.P., and M. Mishkin (1986). Миндалевидное тело: сенсорные ворота к эмоциям. В Р. Плутчик и Х. Келлерман (ред.), Эмоции: теория, исследования и опыт , Том. 3, Биологические основы эмоций . Орландо: Академический, стр. 281–299.

    Google Scholar

  • Арнольд М.Б. (1960). Эмоции и личность , Vol. 1. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.

    Google Scholar

  • Барон Р.А. (1981). Обоняние и социальное поведение человека: влияние приятного запаха на привлекательность и социальное восприятие. Личность Соц. Психол. Bull., 7 , 611– 616.

    CrossRef Google Scholar

  • Барон Р. А. (1983). «Сладкий запах успеха»? Влияние приятных искусственных запахов на оценки кандидатов на работу. J. Appl. Псхол., 4 , 709–713.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Барон Р.А. (1990). Положительный эффект, вызванный окружающей средой: его влияние на самоэффективность, выполнение задач, переговоры и конфликты. J. Appl. соц. Psychol., 20 , 368–384.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Бошан, Г.К., Р.Л. Доти, Д.Г. Моултон и Р.А. Магфорд (1976). Концепция феромонов в химической коммуникации млекопитающих: критика. В RL Doty (Ed.), Обоняние млекопитающих, репродуктивные процессы и поведение . Нью-Йорк: Академический, стр. 143–160.

    Google Scholar

  • Биби-Центр, Дж.Г. (1932). Психология приятного и неприятного . Нью-Йорк: Рассел и Рассел.

    Google Scholar

  • Блейни, П. Х. (1986). Аффект и память: обзор. Психология. Бюлл., 99 , 229–246.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google Scholar

  • Бауэр, Г.Х. (1981). Настроение и память. утра. Психол., 36 , 129–148.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google Scholar

  • Брэдберн, Нью-Мексико (1969). Структура психологического благополучия . Чикаго: Альдин.

    Google Scholar

  • Бурлесон М.Х. и В.С. Джонстон (1989). Андростенол ослабляет амплитуду компонента Р3 в потенциалах, связанных с визуальными событиями . Документ представлен на собрании Американской психологической ассоциации, Новый Орлеан, Луизиана, август.

    Google Scholar

  • Кабанак, М. (1979). Чувственное удовольствие. кв. Rev. Biol., 54 , 1–29.

    Перекрёстная ссылка КАС Google Scholar

  • Качиоппо, Дж. Т., Дж.С. Марцке, Р.Э. Петти и Л.Г. Тассинари (1988). Конкретные формы лицевого ЭМГ-индекса эмоций во время интервью: от Дарвина до гипотезы непрерывного потока обработки информации, нагруженной аффектами. J. Личность Soc. Психол. , 54, 592–604.

    Перекрёстная ссылка КАС Google Scholar

  • Каин, В.С. (1988). Обоняние. В Р.К. Аткинсон, Р.Дж. Herrnstein, G. Lindzey, and RD Luce (Eds.), Stevens’ Handbook of Experimental Psychology , Vol. 1, Восприятие и мотивация , ред. изд. Нью-Йорк: Wiley, стр. 409–459.

    Google Scholar

  • Канн А. и Д.А. Росс (1989). Обонятельные стимулы как контекстные сигналы в человеческой памяти. утра. J. Psychol., 102 , 91–102.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google Scholar

  • Клеменс, С.Л. (1882 г.). Рассказ инвалида. В C. Neider (Ed. ), Полное собрание рассказов Марка Твена . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Международная библиотека коллекционеров, 1957.

    . Google Scholar

  • Дэвис, Р.Г. (1975). Приобретение словесных ассоциаций к обонятельным раздражителям разной степени знакомости и к абстрактным зрительным раздражителям. Дж. Экспл. Psychol., 104 , 134–142.

    КАС Google Scholar

  • Дэвис Р.Г. (1977). Приобретение и удержание словесных ассоциаций на обонятельные и абстрактные визуальные стимулы различного сходства. Дж. Экспл. Psychol., 3 , 37–51.

    КАС Google Scholar

  • Додд, Г.Х. (1988). Молекулярное измерение в парфюмерии. В С. Ван Толлер и Г.Х. Додд (ред.), Парфюмерия: психология и биология аромата . Нью-Йорк: Чепмен и Холл, стр. 19–46.

    Google Scholar

  • Эрлихман, Х. (1986). Полушарная асимметрия и положительно-негативный аффект. В Д. Оттосон (ред.), Двойственность и единство мозга: единое функционирование и специализация полушарий . Лондон: Macmillan, стр. 194–206.

    Google Scholar

  • Эрлихман Х. и Дж.Н. Халперн (1988). Аффект и память: Влияние приятных и неприятных запахов на восстановление счастливых и несчастливых воспоминаний. J. Личность Soc. Psychol., 55 , 769–779.

    Перекрёстная ссылка КАС Google Scholar

  • Энген, Т. (1982). Восприятие запахов . Нью-Йорк: академический.

    Google Scholar

  • Энген, Т. (1988). Приобретение запаха гедоники. В С. Ван Толлер и Г.Х. Додд (ред.), Парфюмерия: психология и биология аромата . Нью-Йорк: Чепмен и Холл, стр. 79–90.

    Google Scholar

  • Filsinger, E. E., J.J. Браун и У.К. Монте (1985). Изучение влияния предполагаемых феромонов на человеческие суждения. Этол. Социобиол., 6 , 227–236.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Frijda, NH (1986). Эмоции . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

    Google Scholar

  • Гиббонс, Б. (1986). Интимное обоняние. National Geographic, 170 , 324–361.

    Google Scholar

  • Гилберт, А.Н., А.Дж. Фридлунд и Дж. Сабини (1987). Гедонистические и социальные детерминанты отображения лица на запахи. Хим. Чувства, 12 , 355–363.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Густавсон А.Р., М.Е. Доусон и Д.Г. Бонетт (1987). Андростенол, предполагаемый человеческий феромон, влияет на поведение мужчин (Homo sapiens) при выборе мужского пола. Дж. Комп. Psychol., 2 , 210–212.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Харвер А., Э.С. Каткин, К. Ботт, Х. Эрлихман и С. Варренбург (1989). Вегетативные и аффективные реакции на запахи. Представлено на заседании Общества психофизиологических исследований, октябрь.

    Google Scholar

  • Хейвуд А. и Х.А. Вортриде (1905 г.). Некоторые опыты над ассоциативной силой запахов. утра. J. Psychol., 16 , 537–541.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Хиггинс, Э.Т., Г.А. Кинг и Г.Х. Мавен (1982). Индивидуальная доступность конструкции и субъективные впечатления и воспоминания. J. Личность Soc. Психология, 43 , 35–47

    CrossRef Google Scholar

  • Хиндс, М. (1988). Когда запах создает настроение. New York Times , 23 июля, с. 52.

    Google Scholar

  • Хоффман М.Л. (1986). Аффект, познание и мотивация. В Р.М. Соррентино и Э.Т. Хиггинс (ред.), Справочник по мотивации и познанию: основы социального поведения . Нью-Йорк: Гилфорд, стр. 244–279.

    Google Scholar

  • Изен, А.М. (1984). К пониманию роли аффекта в познании. В Р.С. Уайер-младший и Т.К. Срулл (ред.), Справочник по социальному познанию . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, стр. 179–236.

    Google Scholar

  • Изен А.М. и Т.Е. Шалкер (1982). Влияние эмоционального состояния на оценку положительных, нейтральных и отрицательных стимулов: когда вы «подчеркиваете положительное», вы «устраняете отрицательное»? Соц. Психол. К., 45 , 58–63.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Изард, CE (1972). Паттерны эмоций: новый анализ тревоги и депрессии . Нью-Йорк: академический.

    Google Scholar

  • Изард, CE (1977). Человеческие эмоции . Нью-Йорк: Пленум.

    Google Scholar

  • Дженис И.Л., Д. Кэй и П. Киршнер (1965). Облегчение воздействия «еды во время чтения» на реакцию на убедительные сообщения. J. Личность Soc. Psychol., 1 , 181–186.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Джонсон-Лэрд, П. Н. и К. Оутли (1988). Есть ли только две примитивные эмоции? Ответ Фриде. Познание и эмоции, 2 , 89–93.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Канамура С., С. Киёта, Ю. Такашима, Т. Канисава, М. Индо, Г.В. Ловерен, Х. Фукуда и С. Тори (1989). Влияние запахов на CNV. Хим. Чувства, 14 , 303–304.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кинг, младший (1988). Снижение тревожности с помощью ароматов. В С. Ван Толлер и Г.Х. Додд (ред.), Парфюмерия: психология и биология аромата . Нью-Йорк: Чепмен и Холл, стр. 147–165.

    Google Scholar

  • Кнаско С.К., А.Н. Гилберт и Дж. Сабини (1990). Эмоциональное состояние, физическое самочувствие и работоспособность в присутствии искусственного окружающего запаха . Поданный. Дж. Приложение. соц. Психология, 20 , 1345–1357.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Краут Р.Э. (1982). Социальное присутствие, лицевая обратная связь и эмоции. J. Личность Soc. Psychol., 42 , 853–863.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Куйкендалл Д. и Дж. П. Китинг (1984). Настроение и оценка положительных, нейтральных и отрицательных слов . Документ представлен на собрании Американской психологической ассоциации, Торонто, Канада, август.

    Google Scholar

  • Лэрд, Д. (1935). Что можно сделать со своим носом? Науч. Ежемесячно, 41 , 126–130.

    Google Scholar

  • Ларсен Р.Дж. и Э. Динер (1987). Интенсивность аффекта как индивидуальная отличительная характеристика. Дж. Рез. Личность, 21 , 1–39.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лоулесс, Х.Т. (1978). Распознавание общих запахов, изображений и простых форм. Психофизиология восприятия, 24 , 493–495.

    Перекрёстная ссылка КАС Google Scholar

  • Лазарь Р.С. (1984). О первичности познания. утра. Психолог., 39 , 124–129.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Левенталь Х. и К. Шерер (1987). Отношение эмоций к познанию: функциональный подход к семантическому спору. Познание и эмоции, 1 , 3–28.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Левин, Дж. М. и Д. Х. Макберни (1986). Роль обоняния в социальном восприятии и поведении. В К.П. Герман, М.П. Занна и Э.Т. Хиггинс (ред.), Внешность, стигма и социальное поведение: Симпозиум Онтарио , Vol. 3. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, стр. 179.–217.

    Google Scholar

  • Лифф Б. и Дж. Альпер (1988). Управляемый ароматом: по следам наших самых эмоциональных чувств. Здоровье, 20 , 62–67.

    Google Scholar

  • Ливси, П.Дж. (1986). Обучение и эмоции: биологический синтез , Vol. I, Эволюционные процессы . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Лориг Т.С. и Г.Э. Шварц (1988). Мозг и запах: I. Изменение ЭЭГ человека при введении запаха. Психобиология, 16 , 281–284.

    Google Scholar

  • Лориг Т.С. и Г.Е. Шварц (1988–89). Активность ЭЭГ во время релаксации и воображения пищи. Воображение, познание и личность, 8 , 201–208.

    Google Scholar

  • Лориг Т.С., К.Б. Герман, Г.Э. Шварц и В.С. Каин (1990). Активность ЭЭГ при введении запахов низкой концентрации. Поданный. Бык. Психономические соц. , 28, 405–408.

    Google Scholar

  • Людвигсон Х.В. и Т.Р. Роттман (1989). Влияние окружающих запахов лаванды и гвоздики на познание, память, аффект и настроение. Хим. Чувства, 14 , 525–536.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Московиц, Х. Р. (1979). Разум, тело и удовольствие: анализ факторов, влияющих на сенсорную гедонику. В J.H.A. Kroeze (Ed.), Предпочтительное поведение и хеморецепция . Лондон: ИРЛ, стр. 131–144.

    Google Scholar

  • Ортони А., Г. Л. Клор и А. Коллинз (1988). Когнитивная структура эмоций . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Папез, Дж.В. (1937). Предлагаемый механизм эмоций. Арх. Нейрол. Психиатрия, 38 , 725–743.

    Google Scholar

  • Пето, Э. (1936). Вклад в развитие обоняния. руб. Дж. Мед. Psychol., 75 , 314–320.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Плутчик Р. (1980). Эмоции: психоэволюционный синтез . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

    Google Scholar

  • Пруст, М. (1982). Воспоминания о прошлом , Vol. 1, Путь Суонна . Нью-Йорк: Винтаж. (Оригинальная работа опубликована в 1913 г. )

    Google Scholar

  • Рэтлифф, М.М. (1938). Различная функция аффективно окрашенных обонятельных, зрительных и слуховых сигналов при воспоминании. утра. J. Psychol., 51 , 695–701.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Ричардсон, Дж.Т. и Г.М. Зукко (1989). Познание и обоняние: обзор. Психология. Бюлл., 105 , 352–360.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google Scholar

  • Роттон, Дж. (1983). Аффективные и когнитивные последствия зловонного загрязнения. Базовое приложение соц. Психол., 4 , 171–191.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Роттон, Дж., Т. Барри, Дж. Фрей и Э. Солер (1978). Загрязнение воздуха и межличностное влечение. J. Appl. соц. Psychol., 38 , 213–228.

    Google Scholar

  • Роттон, Дж. , Дж. Фрей, Т. Барри, М. Миллиган и М. Фитцпатрик (1979). Опыт загрязнения воздуха и физической агрессии. J. Appl. соц. Психология, 9 , 397–412.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Розин П. и А. Э. Фэллон (1987). Взгляд на отвращение. Психология. Бюлл., 94 , 23–41.

    КАС Google Scholar

  • Рубин, Д.К., Э. Грот и Д.Дж. Голдсмит (1984). Обонятельные сигналы автобиографической памяти. утра. J. Psychol., 97 , 493–507.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google Scholar

  • Шахтель, Э.Г. (1959). Метаморфозы: о развитии аффекта, восприятия, внимания и памяти . Нью-Йорк: Основные книги.

    Google Scholar

  • Шмидт Х.Дж. и Г.К. Бошан (1988). Взрослые предпочтения и отвращение к запахам у трехлетних детей. Child Dev., 59 , 1136–1143.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google Scholar

  • Смит, К.А., и П.К. Элсворт (1985). Паттерны когнитивной оценки эмоций. J. Личность Soc. Psychol., 48 , 813–838.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Штайнер, Дж. Э. (1974). Дискуссионный документ: Врожденные, различающие выражения лица человека для стимуляции вкуса и запаха. Энн. Академик Нью-Йорка наук, 237 , 229–233.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google Scholar

  • Сугано, Х. (1989). Влияние запахов на психическую деятельность. Хим. Senses, 14 , 303.

    CrossRef Google Scholar

  • Танида М., Т. Цучия, С. Уэнояма и Ю. Накаяма (1989). Влияние вдыхания одоранта на время сна, вызванное введением пентобарбитала мышам. Хим. Чувств, 14 , 304.

    Google Scholar

  • Тассинари, Л.Г. (1985). Гедоника запахов: психофизические, респираторные и лицевые измерения . Неопубликованная докторская диссертация, Дартмутский колледж, Нью-Гэмпшир.

    Google Scholar

  • Тайер, Р.Э. (1989). Биопсихология настроения и возбуждения . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Тиссеран, Р. (1988). Эфирные масла как психотерапевтические средства. В С. Ван Толлер и Г.Х. Додд (ред.), Парфюмерия: психология и биология аромата . Нью-Йорк: Чепмен и Холл, стр. 167–181.

    Google Scholar

  • Тории С., Х. Фукуда, Х. Канемото, Р. Миянчи, Ю. Хамаузу и М. Кавасаки (1988). Условная негативная вариация (CNV) и психологические эффекты запаха. В С. Ван Толлер и Г.Х. Додд (ред.), Парфюмерия: психология и биология аромата . Нью-Йорк: Чепмен и Холл, стр. 107–120.

    Google Scholar

  • Ван Толлер, С. (1988). Запахи, эмоции и психофизиология. Междунар. J. Cosmetic Sci., 10 , 171–197.

    Перекрёстная ссылка КАС Google Scholar

  • Уорм, Дж.С., В.Х. Дембер, Р. Парасураман, Дж. Б. Глюкман, Дж.А. Тиманн, М. Мунтяну и К. Уоррен (1989). Усиление устойчивого внимания с помощью обонятельной стимуляции . Документ представлен на собрании Психономического общества, Атланта, Джорджия.

    Google Scholar

  • Уоррен К.Б., М.А. Мунтяну, Г.Э. Шварц, К. Бенаим, Х.Г.Вальтер, Р.С. Лейт, Д.А. Витикомб, Б.Д. Мукберджи и Р. В. Тренкл (1987). Способ снижения физиологической и/или субъективной реактивности на стресс у людей, находящихся в стрессовых состояниях . Патент США № 4 671 959.

    Google Scholar

  • Варренбург С. и Г. Шварц (1988). Психологическое исследование трех одорантов. Хим. Чувств, 13 , 744.

    Google Scholar

  • Уотсон Д. и А. Теллеген (1985). К согласованной структуре настроения. Психология. Бюлл., 98 , 219–235.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google Scholar

  • Райт Р.Х. и К.М. Майклз (1964). Оценка отношения дальнего инфракрасного излучения к запахам методом подобия стандартов. Энн. Академик Нью-Йорка наук, 116 , 535–551.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google Scholar

  • Вундт, В. (1897 г.). Очерки психологии (CH Judd, Trans.). Нью-Йорк: Густав Э. Стечерт. (Оригинальная работа опубликована в 1896 г.).

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Йошида, М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *