Образ психолога – Образ психолога в современной России Текст научной статьи по специальности «Психология»

Образ психолога — Вся остальная жизнь — LiveJournal

Вересаева читаю…..
Так же относились и к врачам: мол пишет, светит огонечком, дает мерзкое пойло —
учиться ЭТОЙ ЕРУНДЕ в университете????? Тоже было непонятно.

Из разговоров с коллегами

В лентах коллеги всяко обсуждают свежиспечённый сериал «Психологини». Кто-то ругается — дескать, дискредитация и профананация, кто-то хихикает — мол, именно такими мы массовому сознанию и видимся.
Я сериал не смотрю — мне, честно, не интересно, у меня в анамнезе стаж работы на ТВ и вынесенное оттуда чёткое представление о том, что сделать правдиво и «живенько» одновременно, это высший пилотаж и огромный труд, на который способен даже не каждый тысячный — поэтому речь будет не о нём. А о видимости в массовом сознании.

В массовом сознании образ психолога, как правило, гуляет где-то в диапазоне между феей-крёстной, раздающей платья, кареты и принцев — и чудовищем вида ужасного, которое схватило клиента несчастного, ну и дальше всё плохо. С вроде бы, нелогичным — но весьма популярным зигзагом в образ подружки-собутыльника — только без дружбы и без бутылки.

В общем, либо идеализация/демонизация — либо обесценивание, ничего нового в плане проекций в неизвестное психика человеческая за крайние пару тысячелетий не породила.

И, пожалуй, эти стадии проходит в своей профессиональной жизни каждый психолог — и грандиозные надежды спасти мир, осчастливить человечество, и депрессивное отчаяние от череды встреч с тем, что «мир оказался прочней», насильно в рай не тянут, и большая часть тех, кому вот прям надо-надо бы лечить голову, лечить её не пойдёт, занимая время и силы своей жизни поисками другого глобуса.

Помнится, на исходе второго года обучения в нашей гештальт-группе стали всё чаще звучать вопросы типа «как объяснить человеку, что ему нужна терапия?». Мне к тому времени уже было понятно, что — никак, о нулевой эффективности принудительной психотерапии я тогда ещё не читала, но людская вера в ошибочность мироустройства, а не собственного мировоззрения уже успела со мной встретиться — и невозможность убедить других в этом «никак» тоже была печально понятна.

Хороший специалист, пройдя через эти две крайние точки — грандиозности и отчаяния — со временем находит опытным путём здравую середину. Определяясь со «своей» тематикой, целевой аудиторией и границами возможностей. Работая с теми, у кого достаточно критического отношения к самоё себе для того, чтобы изменения в этом себе стали возможны — оставляя прочих их собстенной судьбе.
Если не проходит и не находит — то становится либо псевдо-специалистом, либо идёт заниматься чем-нибудь другим.

Хороший пси-специалист отличается от псевдо-психолога тремя вещами.

Во-первых, у него есть теоретические знания. Много разных теоретических знаний. В том числе, и современных, периода 21 века, в котором существуют нейро-психология и нейро-психиатрия — а не только архаики из серии «а что б сказал об этом Фрейд?». Потому что большая часть этой архаики в нынешних реалиях годится лишь для вузовского курса «История психологии».
Отцы-основатели были, конечно, отцами и основателями, им можно ставить памятник за одни лишь заложенные ими основы науки о психических процессах — но после них были ещё много кто, и наука эта уже успела уйти далеко от изначальных концепций и гипотез.

Во-вторых, у хорошего специалиста есть опыт. Много разного опыта приложения теории к практике. Удачного — поддерживающего и укрепляющего профессионализм, и неудачного — показывающего пробелы в знаниях-умениях-навыках и побуждающего учиться дальше — и, тем самым, также поддерживающего и укрепляющего.
Франкл, помнится, писал, что каждое поколение решает свои актуальные проблемы — и для каждого поколения нужна своя терапия; а кто-то другой из великих и мудрых, кажется, Бьюдженталь, утверждал, что свою, отдельную, непохожую на все прочие, терапию приходится создавать заново для каждого клиента.

В-третьих, хороший пси-специалист хорошо знает себя. И умеет быть с собой честным — скажем так — больше, чем это происходит в среднем по больнице.
Хорошее знание себя — это вообще основа основ, ключ к эффективности жизни и работы, поэтому вся терапия, собственно, это — про знание себя.

И, по совокупности этих факторов, именно хорошие специалисты-психологи — такая вот ирония судьбы — вносят, сами того не желая, весомый вклад в создание ан-масс того самого идеализированно-демонизированного образа.

Хороший психолог понимает про другого гораздо больше, чем тот сам про себя понимает. Если не первого взгляда — то через несколько минут беседы. Это — правда.
Это ровно такая же правда, как то, что хороший автомеханик по звуку двигателя способен рассказать всё о состоянии увиденного им в первый раз автомобиля, а хороший парикмахер с одного взгляда на чужую причёску определяет, когда обладатель причёски крайний раз посещал его коллегу и какого ценового уровня был салон. Это — нормальная и неотъемлемая составляющая часть любого мастерства.

Каждый раз когда врач в ветклинике делает моим собакам внутривенный укол, просто зажав эту вену предварительно пальчиком, я восхищённо-возмущённо выдыхаю: «Вика, но — как??? Как вы это делаете?!! Я лошади в вену попадаю с третьей попытки и через мать твою — а тут раз, и всё, как такое возможно?».
«It is magic, — смеётся Вика. — Это волшебство. На самом деле, опыт и практика, ничего больше».

Опыт и практика.
Знание того, о чём другие не знают.
Просто потому что у них другая профессия.
А со стороны вполне может выглядеть магией, да.
Или ерундой — это уж у кого какие проекции.

lual.livejournal.com

Образ психолога в современном отечественном кинематографе Текст научной статьи по специальности «Психология»

Педагогические и психологические науки

УДК 159.9

ОБРАЗ ПСИХОЛОГА В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

К.Е. Дремова, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск,

Россия), e-mail: [email protected] О.А. Белобрыкина, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия), e-mail: [email protected]

Резюме. В статье представлены результаты теоретического анализа образа психолога, позиционируемого в современном отечественном кинематографе. На основе требований, предъявляемых к личности и деятельности психолога, выступающих в качестве оценочных категорий анализа, показано, что в отечественных фильмах образ психолога представлен довольно противоречиво, что оказывает неблагоприятное влияние на формирование у зрителя отношения к данной профессии.

Ключевые слова: образ, кинематограф, профессия «психолог», этика, профессионально-важные качества.

В современном информационном пространстве кинематографу принадлежит особая роль как одному из наиболее распространенных и доступных видов искусства. В художественных и телевизионных фильмах поднимается большое количество актуальных для современного человека проблем: смысл жизни, честь и достоинство, историческая память, патриотизм и гражданственность, духовно-нравственная позиция, пути и средства самореализации личности, ее профессионального и культурного становления, перспективы общественного развития и будущего человечества. При этом, в последние десятилетия одним из персонажей, значимых в развитии сюжетной линии, в отечественных кинофильмах и сериалах все чаще становится профессиональный психолог, который, несомненно, играет определенную роль в формировании образа специалиста данного профиля в сознании зрителей, и, соответственно, может оказывать влияние на отношение людей к представителям данной профессии. Не секрет, что в общественном сознании вплоть до настоящего времени распространены представления о психологах, не соответствующие научным и социальным требованиям, предъявляемым к этой профессии. Так, согласно данным отдельных исследований, у россиян образ психолога сформирован неадекватно — это проявляется, прежде всего, в том, что его, с одной стороны, часто приравнивают к психиатрам и в связи с этим бояться обращаться за психологической помощью, тогда как, с другой стороны, бытует мнение, что психологи — это нечто вроде гадалок и шарлатанов, что также отрицательно влияет на спрос психологических услуг [2;

3].

Актуальность проблемы обусловлена как широким распространением персонажа психолога в современном отечественном кинематографе, значительным влиянием этого вида искусства на формирование у зрителя системы представлений о профессии, так и спецификой позиционирования образа психолога средствами искусства, его соответствие методологически обоснованным требованиям к профессии [1]. Для исследования образа психолога в современном отечественном кинематографе были отобраны наиболее

популярные сериалы и фильмы российского производства, вышедшие на экран в период с 2005 по 2013 год:

1. Без свидетелей (сериал). Россия, 2012. Режиссер — Илья Малкин; сценарий — Яэль Хедайя, Валентин Спиридонов, Максим Белозор. В главных ролях: Ксения Кутепова, Андрей Ильин.

2. Голоса (сериал). Россия, 2010. Режиссер — Нана Джорджадзе; сценарий — Зоя Дзюбло, Илья Авраменко, Дмитрий Терехов. В ролях: Даниэла Стоянович (в роли психолога), Андрей Казаков, Игорь Лысов.

3. Группа счастья (сериал). Россия, 2011. Режиссеры — Вячеслав Никифоров, Александр Хван; сценарий — Елена Райская. В ролях: Леонид Бичевин, Александра Волкова, Дмитрий Бероев (все исполняют роли психологов).

4. Любовь в большом городе. Россия, 2009. Режиссер и сценарист — Марюс Вайсберг. В ролях: Вера Брежнева, Светлана Ходченкова (в роли психолога), Алексей Чадов, Владимир Зеленский и др.

5. Метод Фрейда (сериал). Россия, 2013. Режиссер — Михаил Вайнбегр; сценарий -Алексей Красовский, Владимир Дьяченко. В ролях: Иван Охлобыстин (в роли психолога), Наталия Антонов, Елена Николаева.

6. Неадекватные люди. Россия, 2010. Режиссер и сценарист — Роман Каримов. В ролях: Илья Любимов, Ингрид Олеринская, Евгений Цыганов (в роли психолога), Юлия Такшина.

7. Понять, простить (сериал). Россия, 2006 — 2014. режиссеры — Валентина Власова, Толиб Хамидов, Гарри Закарян; сценарий — Инга Боярская, Вячеслав Кушнир, Петр Черняев. Психологи Галина Тимошенко и Борис Егоров. В ролях: Александр Коржов, Екатерина Волкова, Александр Гордеев и др.

8. Путь к себе (сериал). Россия, 2010. Режиссер — Артем Мазунов; сценарий -Альжбета Горицвет. В ролях: Глафира Тарханова (в роли психолога), Андрей Финягин, Михаил Евланов, Людмила Гнилова.

9. Решение проблем (сериал). Россия, 2005. Режиссер — Игорь Москвитин, Виктор Михеев; сценарий — Виктор Михеев. В ролях: Артур Ваха, Татьяна Колганова, Ян Цапник, Юлия Горшенина.

10. Служба доверия (сериал). Россия, 2007. Режиссер — Елена Николаева; сценарий — Наталья Чепик. В ролях: Татьяна Догилева, Евгения Симонова, Мария Шукшина, Георгий Тараторкин, Инга Оболдина (все исполняют роли психологов-консультантов).

11. Цветы зла (сериал). Россия, 2013. Режиссер — Анна Легчилова; сценарий -Мария Кулиджанова, Вета Шпаргель. В ролях: Светлана Антонова (в роли психолога), Дмитрий Ульянов, Александр Устюгов, Юрий Ваксман.

Основным методом исследования выступали элементы компаративного анализа кинематографических персонажей-психологов по их соответствию профессиональным требованиям, предъявляемым к специалистам данного профиля, представленным в профессиограммах и нормативно-правовых документах [7; 9; 10; 15].

Первое, на чем фиксируется взгляд зрителя при просмотре фильма — это внешний вид персонажа и организация пространства во время консультационных встреч, манера общения с клиентами. Прежде всего необходимо отметить одно из наиболее заметных отличий представления психолога в отечественных кинокартинах, по сравнению с

зарубежными фильмами, это — его закрытая позиция: специалист чаще всего сидит за столом, тем самым, как бы, «отгораживается» от клиента (фильмы «Любовь в большом городе», «Неадекватные люди»; сериалы «Решение проблем», «Цветы зла»). В зарубежных фильмах психолог и клиент чаще располагаются в креслах или диванах друг напротив друга на небольшом комфортном для них расстоянии [5]. Расположение стола и каких-либо других элементов мебели или иных деталей интерьера может нарушать психологический контакт между консультантом и клиентом, в то время как именно от установки доверительных отношений в диаде «психолог-клиент» во многом зависит успех психологической консультации [4; 8; 13; 14].

Практически во всех картинах психологи — это люди зрелого возраста, за исключение сериала «Группа счастья», в котором психологами являются студенты психологического факультета.

В отечественных фильмах и сериалах роль психолога исполняют как мужчины (сериалы «Без свидетелей», «Метод Фрейда», «Понять, простить», «Решение проблем»), так и женщины (сериалы «Голоса», «Цветы зла»; фильм «Любовь в большом городе»), что является адекватным отображением реальной действительности, так как психологами-консультантами и психологами-психотерапевтами, чаще бывают мужчины, но и процент женщин, занимающихся консультативной и психотерапевтической практикой достаточно высок [8; 12; 14].

Стиль одежды специалиста-психолога, представленный в анализируемых кинокартинах, преимущественно строгий, деловой, а в сериале «Цветы зла» психолог-консультант даже носит медицинский халат, что может формировать у зрителей суждение о том, что психолог — это врач, за помощью к которому обращаются люди с какими-либо отклонениями в психическом здоровье. На наш взгляд, подобного рода установки по отношению к специалистам-психологам отрицательно сказываются на частоте обращения россиян за психологической помощью [2; 13].

Что касается личностных качеств экранных специалистов-психологов, то в отечественных сериалах и фильмах, вошедших в перечень для аналитического рассмотрения, чаще всего психологи изображены как люди с хорошим чувством юмора, спокойные, толерантные, приветливые и образованные, иногда харизматичные и смелые, как, например, в сериале «Метод Фрейда». Конечно, вышеперечисленные личностные качества чрезвычайно важны для успешной профессиональной деятельности психологов, и в этом плане зрители воспринимают близкий к реальности образ специалиста, каким он в идеале и должен быть. Однако, следует отметить и в достаточной степени некорректное изображение психологов на экране. Так, в сериале «Голоса» психолог во время консультативной встречи не просто сам пребывает в неподходящем для психологического сеанса психоэмоциональном состоянии (вспоминая о собственных детских потрясениях, специалист испытывает страх, волнение, агрессию, начинает с усилием черкать что-то на листе бумаги, ломает от сильного нажима ручку). Более того, психолог, хватает решившего прервать консультацию клиента (девушку-подростка), несмотря на протест, усаживает обратно на диван, берет за голову и предлагает начать сеанс сначала. Такое поведение профессионального специалиста с этических позиций просто недопустимо [7; 12]. В реальной практике психолог, как человек, конечно, может испытывать все представленные в демонстрируемой сцене состояния, но тогда он просто обязан отменить встречу с клиентом, так как её продолжение будет лишь усугублять психологические

№ 6-2. — 2016

проблемы клиента, обратившегося за помощью. Такого рода отражение психолога на экране также способно оказать негативное влияние на формирование у зрителей представления о специалистах, работающих с психологическими проблемами человека.

В сериале «Группа счастья» также представлен отрицательный портрет практикующего психолога — женщины с большим стажем работы. В одной из серий этот специалист ведет себя с клиенткой (которая, совершенно очевидно, находится в состоянии повышенной тревоги, так как напугана угрозами со стороны мужа и испытывает колоссальный стресс) очень директивно, разговаривая с ней крайне нетактично, и употребляя такие выражения как: «Не смогу ничем вам помочь», «Зачем вы вообще пришли ко мне» и тому подобное. Важно подчеркнуть, что по сюжету образ именно этого психолога представлен как отрицательный, то есть авторы сценария исходно стремились продемонстрировать зрителю, каким не должен быть профессиональный специалист, оказывающий подобные услуги. Но, учитывая тот факт, что это сериал, а не полнометражный художественный фильм, вполне вероятно, что многие зрители могут посмотреть только одну или несколько серий, а, соответственно, образ психолога в какой-то степени будет уже сформирован именно таким — резко негативным.

Рассматривая образ психолога, представленный в сериале «Группа счастья», следует также затронуть тему непрофессионального поведения молодых психологов -главных действующих героев сериала, которые образуют команду для оказания психологической помощи людям, действуя при этом весьма нестандартными, и даже, в определенной степени, авантюрными методами работы. Например, начинающие специалисты сами приглашают на встречу девушку (напуганную мужем клиентку, побывавшую на приеме у директивного психолога) и прямо за столиком в кафе начинают говорить ей о том, что они (клиентка с мужем) живут по модели семейных отношений ее родителей, и что им следует сменить эту модель для установления благоприятных отношений в семье. Очевидно, что профессиональный психолог никогда не допустит такого в своей практике, ведь важно не только соблюдение этических принципов в работе с клиентом, но и готовность самого клиента к восприятию какой-либо новой для него информации [8; 13; 14; 15]. Нам видится, что образ начинающих психологов, представленный в данном сериале, так же может оказать неблагоприятное влияние на доверие людей к молодым специалистам этого профиля. По сути, у зрителя формируется искаженное представление не только о существующей в российском образовании системе подготовки психологических кадров, но и о понимании студентами-психологами смысла, содержания и специфики своей профессиональной деятельности, что, на наш взгляд, чрезвычайно губительно для профессионального самоопределения молодежи [6; 11].

Одним из важных аспектов в современном отечественном кинематографе при позиционировании образа психолога является воссоздание задач, которые персонаж решает по ходу сюжета кинокартины, и содержания тех проблем, с которыми к нему обращаются. В просмотренных кинокартинах психологи либо привлекаются для оказания помощи в раскрытии уголовных дел (сериалы «Метод Фрейда»; «Цветы зла»), либо работают с проблемами клиентов в их личных взаимоотношениях с близкими (супружеские и детско-родительские отношения) людьми (сериалы «Группа счастья», «Понять, простить», «Решение проблем», «Служба доверия»; фильмы «Любовь в большом городе», «Неадекватные люди»), а также представлена работа психолога с подростками в период кризиса развития (сериал «Голоса»). Безусловно, это далеко не все аспекты работы

психологов, которыми в непосредственной практике занимается специалист, но в целом, это вполне адекватное представление тех проблем, с которыми обращаются за психологической помощью к специалисту.

Следует отметить, что в отечественном кинематографе четко прослеживается приписывание психологам неких «экстраординарных» способностей. Например, в сериале «Метод Фрейда», психолог, роль которого исполнят Иван Охлобыстин, раскрывает запутанные уголовные дела примерно так, как это делал персонаж произведений А. Конан-Дойла Шерлок Холмс. Для иллюстрации данного утверждения можно указать на эпизод, в котором психолог Фрейдин выигрывает в игру «Камень, ножницы, бумага» абсолютно у всех при каждой пробе. Окружающие его (по сериалу) люди просто ошеломлены его способностями, а зрители у экранов воспринимают психолога как человека, способного «читать» мысли других и чуть ли не предсказывать будущее. Такие, бесспорно, профессионально-важные качества психолога как наблюдательность, умение понимать невербальные средства коммуникации, а также распознавать признаки лжи, в данном сериале чрезмерно преувеличены. Подобное отображение психолога способно создавать у зрителя впечатление, что всех окружающих он видит «как на ладони» и может сразу же рассказать любую информацию о любом человеке (привычки, образование, нюансы личной жизни) и т.п. Возможно, транслирование подобного образа специалиста-психолога, хотя и может положительно влиять на рейтинги сериала, вызывая у зрителей любопытство к психологическим приемам, но, вместе с этим, оно также способно оказывать и негативное воздействие на желание людей обращаться за психологической консультацией в их реальной жизни. Ведь не каждому человеку захочется, чтобы его читали как «раскрытую книгу» и с первого взгляда узнавали мельчайшие подробности их личной жизни. Фактологическим подтверждением «приписывания» образу психолога сверхъестественных способностей может также выступать сюжет сериала «Путь к себе». Не останавливаясь на обсуждении художественных достоинств и недостатков фильма, отметим, что ключевая идея произведения — это поиск субъектом пути к самопознанию и достижение адекватного профессионального становления. Сюжетная линия фильма основана на том, что главная героиня с необычным именем Рада обладает природными психологическими способностями, но сама не понимает их подлинной ценности и поэтому действует методом «проб и ошибок», периодически попадая в крайне неприятные (в том числе, и с точки зрения правовых норм) ситуации. Стремясь выжить в суровых жизненных условиях, она использует свой необычный дар — видеть прошлое и настоящее человека, делать выводы о его проблемах, исходя из краткосрочного общения с ним — совершенно специфическим способом, сначала зарабатывая на жизнь в роли гадалки, затем, параллельно с основной работой в должности санитарки, периодически консультирует больных. Причем, основная особенность Рады состояла в умении позитивно решать проблемные ситуации — она никогда не отвечала угрозами на угрозы, силой на силу, а находила конструктивные варианты решений, приемлемые для обеих сторон. Героиня обладала уникальной способностью внимательно слушать людей, но соотнести это с какой-либо конкретной деятельностью у неё получилось не сразу, а только благодаря рекомендации со стороны. Это и определило ее выбор профессии. Получив диплом психолога, Рада, по сути, продолжает применять диалогические методы, содержательно эквивалентные тем, которые она использовала до получения профессионального образования, но уже без необходимости привлечения парапсихологической атрибутики, и, соответственно, не боясь

быть «пойманной» органами правопорядка, пресекающими деятельность разного рода гадалок, магов и разного рода экстрасенсов. Этот аспект, на наш взгляд, увеличивает вероятность того, что формирование у зрителей в некотором смысле парапсихологического образа психолога может выступать одной из причин неадекватного представления о специалистах данного профиля в обыденном сознании россиян.

Чрезвычайно важно обратить внимание на анализ тех профессиональных приемов, которыми пользуются экранные психологи. Наиболее активно применяемым психологами в фильмах и сериал выступает метод аутогенной тренировки для достижения состояния расслабления клиентов (сериалы «Без свидетелей», «Голоса», «Решение проблем», «Цветы зла»; фильм «Неадекватные люди»). В сериале «Метод Фрейда» демонстрируются техники нейролингвистического программирования (подстройка по дыханию и движениям). В целом, в отечественном кинематографе психолог изображается как специалист, работающий посредством ведения беседы с клиентом, тогда как, множество других, техник, средств и способов психологического консультирования, а так же вариативных направлений и форм работы психолога [4; 8; 12; 14], не представлены, что может не только сужать у зрителей представление о деятельности профессионального психолога, но и искажать его образ.

Обобщая результаты абрисного аналитического исследования, следует отметить, что в современном отечественном кинематографе позиционируются как положительные, с точки зрения соответствия профессиональным стандартам, аспекты образа психолога, так и отрицательные. В частности, к негативным моментам изображения экранных психологов, способных сформировать неадекватное представление о специалистах данного профиля, следует отнести:

1. Представление психолога-консультанта как специалиста преимущественно медицинского профиля (в белом халате), формирующее у зрителей суждение о том, что психолог — это врач, за помощью к которому обращаются люди с какими-либо отклонениями в психическом здоровье.

2. Ведение психологом консультативной встречи в состоянии психоэмоционального напряжения, тревоги и страха, что может сформировать образ психолога как человека, который сам остро нуждается в помощи специалиста для решения собственных психологических проблем, и, соответственно, не способного оказывать помощь другим по их решению.

3. Нетактичность, директивность, жёсткость, некомпетентность психолога, работающего с психологическими проблемами клиента, обратившегося за помощью.

4. Несоблюдение этических принципов работы психолога, использование экранными специалистами весьма нестандартных, рискованных методов работы.

5. Приписывание психологам неких «экстраординарных», сверхъестественных, экстрасенсорных способностей.

Напротив, к положительным, близким к реальности, аспектам образа психолога в современном отечественном кинематографе следует отнести:

1. Исполнение роли психолога как мужчинами, так и женщинами является адекватным отображением реальной действительности реализации профессиональной деятельности специалистами данного профиля.

2. Наделение персонажей-психологов такими профессионально-важными личностными качествами как: образованность, эмоциональная устойчивость,

ответственность, профессиональная смелость, эмпатичность, лояльность, доброжелательность, субъект-субъектная направленность на человека, хорошее чувство юмора и пр.

3. Адекватное представление тех проблем, с которыми люди обращаются за психологической помощью.

4. В целом, хотя и не в полной мере, но отражение на экране вполне соответствующих действительности психологических приемов и техник работы с клиентами.

В целом, образ психолога в современном отечественном кинематографе представлен довольно противоречиво. С одной стороны, тот факт, что персонаж психолога все чаще задействован в российских фильмах и сериалах, сам по себе является положительным. Это, прежде всего, свидетельствует о развитии и востребованности профессиональной практической психологии в нашей стране, а так же о том, что обращение за помощью к психологу не удел психически нездоровых людей, а вполне нормальное явление. Вместе с тем, экранный психолог зачастую изображается либо как врач, либо как специалист, обладающий экстрасенсорными способностями, или же, как человек, которому самому бы не помешала психологическая помощь — все это не только закрепляет устойчивость мифов о профессии психолога, но и преумножает их количество в сознании обывателя.

Подводя краткий итог, отметим, что именно благодаря кинематографу, даже, несмотря на определенную долю художественного вымысла, у зрителя появляется реальная возможность дифференцировать психолога-профессионала от непрофессионала. Это, на наш взгляд, чрезвычайно важно, прежде всего, с позиции дальнейшего становления в России службы психологической помощи населению. В связи с этим, высока вероятность и повышения спроса на психологические услуги в нашей стране. Возможно, что люди перестанут испытывать меньше опасений и чувство стыда при необходимости обращения за психологической помощью, особенно в случае кинематографического позиционирования объективного образа психолога, когда они будут иметь относительно правдоподобную картину того, чем конкретно занимается этот специалист.

Литература:

1. Белобрыкина О.А. Роль искусства в формировании образа профессионала (на примере профессии «психолог») //Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. 2014. № 4 (36). С. 202-210.

2. Байгужинова О.А., Белобрыкина О.А. Образ психолога в обыденном и профессиональном сознании: общее и особенное //В сб.: Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: Материалы Международной междисциплинарной научно-практической конференции (Кемер, Турция, 14-20 марта 2010 г.) /Под науч. ред. М.Г. Чухровой, О.А. Белобрыкиной. Новосибирск: ООО «Альфа-Виста», 2010. С. 20-23.

3. Большунова, Н.Я., Портянкина, Е.А. Профессиональное самоопределение студентов и социокультурная востребованность психолога в современной социокультурной ситуации //Вестник БГУ. 2012. № Спецвыпуск — Д. С. 114-117.

4. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 336 с.

5. Дремова К. Е. Образ психолога в современном зарубежном кинематографе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 481-485. URL: http://e-koncept.ru/2016/86106.htm (дата обращения 20.04.2016).

6. Кошенова М.И. Особенности и закономерности личностного и профессионального становления студентов-психологов //Человек в контексте эпохи: материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию М.Е.Бударина (30 ноября 2005 г.). Омск: ОмГПУ, 2005. С. 147-149.

7. Мета-кодекс этики = Meta-Code of Ethics [Электронный ресурс] //Европейская федерация психологических ассоциаций = European Federation of Psychologists’ Associations [сайт]. URL: http://www.efpa.eu/ (дата обращения 10.01.2016).

8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М: Независимая фирма «Класс», 1994 144 с.

9. «О психологической помощи в Российской Федерации» Федеральный Закон РФ (Проект) [Электронный ресурс]. URL: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/E2085C7A1 EE1B82A43257D01004CE78E/$FI LE/553338-6_24062014_553338-6.PDF?0penElement (дата обращения 12.04.2016).

10. Психология как профессия /Т.Ю.Базаров, Е.М.Иванова, А.С.Кузнецова и др.; отв. ред. Е.А. Климов, О.Г.Носкова [Электронный ресурс] // Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова [сайт]. — URL: http://psy.msu.ru/science/public/psy_prof/ (дата обращения 18.02.2016).

11. Солоницына М. А., Питайкина А. А., Белобрыкина О. А. Специфика представлений студентов-первокурсников о профессиональном предназначении и смысле деятельности психолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 391-395. URL: http://e-koncept.ru/2016/86084.htm (дата обращения 20.04.2016).

12. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М.: Владос, 2001. 208 с.

13. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 352 с.

14. Ялом И. Д. Дар психотерапии. М.: Эксмо, 2005. 352 с.

15. Ethical principles of psychologists (Amended June 2, 1989) //American Psychological Association. 1990. American Psychologist, 45. Pp. 390-395.

rf Dremova K.E., Belobrykina O.A. Obraz psihologa v sovremennom otechestvennom v kinematografe II Nauka. Mysl’. — 2016. — №6-2.

© К. Е. Дремова, 2016.

© О. А. Белобрыкина, 2016.

© «Наука. Мысль», 2016.

— • —

Abstract. Results of the theoretical analysis of an image of the psychologist positioned in a modern domestic cinema are presented in article. On the basis of the requirements imposed to

the personality and activity of the psychologist, acting as estimated categories of the analysis it is shown that the image of the psychologist is presented in domestic movies is quite inconsistent that has adverse impact on formation at the viewer of the relation to this profession.

Keywords: image, cinema, profession of «psychologist», ethics, professional and important qualities.

— • —

Сведения об авторах

Кристина Евгеньевна Дремова, студентка 1 курса факультета психологии Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия).

Ольга Альфонсасовна Белобрыкина, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии и виктимологии, Новосибирский государственный педагогический университет, академик Академии полярной медицины и

экстремальной экологии человека (Новосибирск, Россия).

— • —

Подписано в печать 20.05.2016.

© Наука. Мысль, 2016.

cyberleninka.ru

Борисова Е.В., Старченкова Е.С. Образ психолога и его деятельности в

BRR>
В настоящее время психологическая наука достигла значительных успехов в теоретических и прикладных исследованиях, но накопленный опыт часто не востребован по причине недостатка информации относительно возможности применения психологических знаний.

В нашей стране наблюдается недостаточная информированность о рынке психологических услуг. Вследствие этого, многие люди не имеют четкого представления о том, что такое психология, кто такие психологи и чем они занимаются, по какому поводу к ним можно обратиться, а все неизвестное воспринимается настороженно. Можно предположить, что в обыденном сознании существуют ошибочные представления, так люди часто отождествляют психологию с психиатрией, и, следовательно, боятся обращаться к психологам, т.к. это равноценно признанию себя психически нездоровым, неполноценным, «психом». Люди думают, что к психологу обращаются только в кризисных ситуациях, а ведь это не единственное направление деятельности психолога.

В данный момент рынок психологических услуг представлен, кроме профессиональных психологов, специалистами, нередко имеющими весьма сомнительное отношение к психологии (парапсихологи, экстрасенсы и т.п.), которые своими непрофессиональными действиями в некоторых случаях могут нанести ущерб клиенту. Таким образом, непрофессионализм дискредитирует образ профессии.

Формирование общественного образа психолога (целенаправленное и косвенное) должно основываться на некоторых ориентирах: к какому же именно образу мы стремимся. Для установления таких ориентиров необходимо проанализировать образы, существующие сегодня в общественном сознании.

В психологии образ рассматривается как чувственная форма психического явления, имеющая пространственную организацию и временную динамику. Образ ориентирует субъекта в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Исходный образ видоизменяется, накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. В социальной психологии относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, явления) называется социальным стереотипом. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации. Они складываются в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Стереотипы отражают схематизированность и аффективную окрашенность характеристик воспринимаемого социального объекта [1, 2, 4].

Общественное сознание, как и индивидуальное, неоднородно, и в нем наряду с научными значениями содержатся житейские представления, социальные стереотипы, характеризующиеся той или иной степенью истинности, и даже суеверия и предрассудки. В частности, деятельность психолога, как и любая другая деятельность, имеет свою когнитивную представленность в обыденном сознании. Целесообразно выделение когнитивных категорий (единиц «обыденного сознания»), которые, в свою очередь, определяют действия субъекта, расширяя или ограничивая диапазон его поведенческих и когнитивных возможностей. Речь может идти о готовности обратиться за психологической помощью или же, наоборот, о неприятии, активном отказе от нее.

Для успешной деятельности в современных условиях психолог должен искать пути выхода на рынок услуг. Необходима информация о том, каким его представляют, каким образом его деятельность отражена в обыденном сознании, какие существуют потребности и запросы. Полученные данные могут быть использованы для формирования адекватного представления о деятельности психолога, о том, какие услуги он может предложить, для рекламы профессии, а практическими психологами – для формирования собственного имиджа.

Цель данного исследования состоит в изучении когнитивных репрезентаций образа психолога и его деятельности в обыденном сознании. В качестве задач исследования можно выделить следующие: 1) анализ образов психолога, существующих в обыденном сознании; 2) выявление мотивов обращения и причин, по которым не обращаются за психологической помощью; 3) анализ представлений о деятельности психолога; 4) выявление взаимосвязей между половозрастными свойствами, уровнем образования и особенностями представлений о психологии и психологических услугах.

В исследовании приняли участие 57 человек в возрасте от 16 до 72 лет, 25 мужчин и 32 женщины. В выборке преобладали люди с высшим образованием (неполное среднее образование – 5 %, среднее и среднее специальное – 29 %, неполное высшее – 13 %, высшее – 53 %), в госсекторе работали 59 % респондентов, в коммерческом – 41 %.

В исследовании был использован модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения». Методика включала в себя 14 предложений, разделенных на 4 блока, характеризующих определенную систему отношений: отношение к психологии (3 предложения), отношение к психологу (4 предложения), отношение к функциональным обязанностям психолога (3 предложения), отношение к клиенту, обращающемуся за психологическими услугами (4 предложения). Фиксировались демографические данные (пол, возраст, образование, место работы, доход), наличие опыта обращения к психологу, оставшееся впечатление, готовность обратиться за помощью и информированность о том, куда можно обратиться. После проведения контент-анализа получены следующие результаты.

Большинство респондентов (85 %) считают, что психология это наука. Наиболее часто указывают, что это наука о человеке, о душе и душевном состоянии, о взаимоотношениях людей («наука о проблемах взаимоотношений между людьми»), о психических явлениях («наука, изучающая ощущения, восприятия, чувствах человека»), о поведении.

Лишь 7 % респондентов отметили, что не представляют, что такое психология; 5 % – отнесли психологию к разделу медицинских наук («психология – это медицина»), а 7 % отметили, что психология отличается от психиатрии (здесь и далее сумма может превышать 100 % из-за специфики используемого методического инструментария).

Некоторые респонденты (17 %) считают психологию нужной, перспективной областью знания («психология это то, чем стоит заниматься», «это наука будущего», «психология очень творческая, нужная наука, она помогает человеку жить, а не существовать»). Cвое отношение к психологии 60 % опрошенных оценивают как положительное, 25 % – как неопределенное, нейтральное («никак не отношусь», «раз есть, пусть живет», «пока равнодушное»), 6 % – как отрицательное («мне кажется, психология – очень поверхностная, неуверенная и глупая наука»), остальные не высказали своего отношения.

Среди обнаружившихся образов психолога можно отметить следующие: «человек, смотрящий испытующе», «человек в белом халате, в очках», «очередной psycho-man, который очень здорово умеет разговаривать с людьми», «человек с пронзительными глазами», «высокая, элегантная, милая девушка в большими, пронзительными глазами», «врач», «психотерапевт», «врач-психиатр (в белом халате)», «неуловимый призрак», «З.Фрейд», «человек, делающий вид, что все о тебе знает, а на самом деле очень далек от этого», «ученый», «мужчина или женщина средних лет». При описании образа психолога респондентами были выделены качества, которыми, по их мнению, должен обладать психолог: профессионализм, коммуникативные качества, спокойствие и уравновешенность, доброжелательность, ум, эрудированность, сочувствие, сострадание, заботливость, терпение, порядочность, этичность и др.

Как репрезентированы направления профессиональной деятельности психолога в обыденном сознании? Наиболее представлено в обыденном сознании такое направление деятельности психолога как психологическое консультирование, о нем, в том или ином виде, упомянули 83 % опрошенных (решение различных проблем (28 %), разрешение конфликтных ситуаций и нормализация взаимоотношений (21 %), восстановление душевного равновесия (15 %), помощь в нахождении своего места в жизни (14 %), советы (10 %), занимается разговорами («психолог занимается разговорами, разговорами, разговорами…» и др.) Другие направления практической работы, такие как психодиагностика, психокоррекция и психотерапия представлены в незначительной степени.

Некоторые респонденты отводят психологу значительную роль при разрешении социальных, общественных проблем (17 %) («психологи могут внести большой вклад в оздоровление общества», «психологи могут и должны выводить не только людей, но и страны из кризиса» , «психологи могут создать здоровую нравственно-психологическую атмосферу, которая будет способствовать стабилизации общества».

Некоторые респонденты отметили специфичность профессии («весьма опасна, так как имеет дело с очень тонкими материями», «требует очень большой самоотдачи», «психологом мог бы быть не каждый, это талант, может быть, дар судьбы»). Отмечались противоположные представления относительно доходности профессии психолога (часть считала, что это доходная, прибыльная профессия, другая часть считала эту профессию незаслуженно мало оплачиваемой).

Людей, обращающихся к психологу, 8 % респондентов считают психическими нездоровыми («нервнобольные», «психбольные», «люди с нарушенной психикой»), остальные – людьми, в момент обращения к психологу, имеющие конкретные проблемы, («имеющие проблемы в личной жизни, в общении, на работе»), или «любые, даже без проблем, чтобы обсудить свои мысли», «желающие разобраться в эмоциях».

По мнению опрошенных, люди обращаются к психологу в следующих случаях: имеют конкретные проблемы (48 %), в случае психической травмы, стресса (26 %), если сами не в состоянии справиться со сложившейся ситуацией (24 %), проблемы взаимоотношений (22 %), за психологической поддержкой (18 %), в случае тревог (18 %), «посоветоваться» (14 %), «измениться, добиться успехов в личной и общественной деятельности» (11 %), а также с целью избавления от комплексов, в случае «нарушения душевного состояния» и др. Четверть респондентов отметили, что обратятся к психологу лишь в случае крайней необходимости («если бы не было других вариантов решения», «в самом крайнем случае», «если бы больше никто не мог мне помочь»).

Анализ данных исследования позволил дифференцировать причины, по которым люди не обращаются к психологу. Наиболее часто указываемая причина – незнание возможностей психолога – 45 % («не знают, что они могут», «только потому, что не представляют возможностей психологии»), нет необходимости, потребности, «не нужно» – 28 %, боязнь раскрыться – 27 % («боятся, что об их проблемах узнают», «стыдно», «человеку трудно открыть себя постороннему»), недоверие – 20 % («потому, что не верят, что посторонний человек может решить их проблему и дать нужный совет», «не верят в положительный результат», «так как не верят в его компетентность»), нет традиции – 11 %, а 9 % респондентов указали, что это дорого и несколько человек отметили, что боятся врачей. Одна четверть опрошенных отметили, что имели опыт обращения к психологу, из них у 79 % осталось скорее положительное впечатление, у 21 % – скорее отрицательное.

По степени готовности обратиться за психологическими услугами (обратятся, не обратятся, не знают) выборка разделилась примерно на три равные части. Большая часть респондентов (60 %) не знают, куда можно обратиться за получением квалифицированной психологической помощи (причем половина тех, кто хотел бы обратиться за помощью, не знают, где ее можно получить). Оставшиеся 40 % респондентов считают, что психологическую помощь можно получить: «в поликлинике», «в службе доверия», «в кризисном центре», «в центре психологической помощи», «по месту работы», «в солидной фирме, о которой слышали люди», «в 1-ом Медицинском университете», «в СПбГУ».

Анализ значимых корреляционных связей показал, что возраст положительно коррелирует с представлением о том, что психолог восстанавливает душевное равновесие, а также с незнанием о том, какими возможностями обладает психолог. Как и ожидалось, женщины чаще, чем мужчины, считают, что психология нужна и у них больше готовность обратиться за психологической помощью. Мужчины чаще указывают на то, что у них нет потребности воспользоваться психологическими услугами. Уровень дохода отрицательно коррелирует с готовностью обратиться к психологу.

Анализ полученных результатов дает возможность сделать выводы о том, что в целом люди имеют представление о психологии и деятельности психолога. Возможно, это объясняется особенностями выборки (преобладают люди с высшим образованием). Наряду с этим следует выделить такие ошибочные представления в обыденном сознании: психология часто ассоциируется с медициной, психолог с врачом. Часть опрошенных прямо указывает, что психология – это отрасль медицины, а психолог – врач. Значительная часть хотя прямо и не указывает, но оперирует медицинскими понятиями и терминами (так клиент ассоциируется с пациентом, выяснение проблемы – с постановкой диагноза, проблема – с болезнью).

Поскольку на данный момент сфера психологических услуг развита не достаточно, психолог представлен в обыденном сознании скорее как теоретик, а не практик, способный оказать действенную помощь. Существуют представления, что «психолог занимается теоретическими исследованиями, а практической работой занимается психоаналитик», «психолог занимается научными экспериментами».

Наиболее репрезентирована в обыденном сознании деятельность психолога как консультанта. Результаты исследования позволили выделить основные причины, по которым люди не обращаются за психологическими услугами, подлежащие учету при разработке маркетинговых и рекламных стратегий выхода на рынок услуг. Следует принять во внимание недостаток информации о возможностях психологии (особенно это важно для людей с высшим образованием), подчеркивать конфиденциальный характер оказания психологических услуг (повышая доверие к психологу), обратить внимание на недостаточную информированность людей относительно того, где можно получить квалифицированную психологическую помощь. В заключение хотелось бы сказать, что полученные выводы не являются окончательными и выступают как рабочие гипотезы для дальнейшего изучения и проработки.

Данная работа была проведена в рамках исследований, проводимых лабораторией менеджмента, маркетинга и рекламы (зав. лабораторией доц.Снетков В.М.) [ 5 ].

ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

2. Майерс Дж. Социальная психология. СПб., 1997.

3. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную семантику: формы репрезентации обыденного сознания. М., 1983.

4. Психология. Словарь. Под ред. А.А.Ярошевского. М., 1990.

5. Снетков В.М. Проектирование новых подразделений в организации. СПб., 1997.

psihologia.biz

Образ психолога в обыденном сознании

Родин В.Б., Кузнецова С.В., Сорокина О.С.
ОБРАЗ ПСИХОЛОГА В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ
Темой нашего исследования стало изучение образа психолога в обыденном сознании. Целью исследования, было – установить каким образом атрибутируется профессия психолога в современном российском обществе, с какими видами деятельности и ожидаемого поведения она ассоциируется в обыденном сознании людей. Актуальность данного исследования обусловлена, на наш взгляд, интенсивным развитием в настоящее время психологической отрасли и психологических служб. Все большее их количество мы видим в различных организациях. Все более возрастает значимость и востребованность психологов – специалистов. Психолог в составе школьного и медицинского учреждения давно стал обычным явлением. Зачастую, на прохождении собеседования при устройстве на работу можно столкнуться с психологическим тестированием.

Но как воспринимаются эти нововведения, ставшие частью нашей жизни, людьми. Кем в обыденном сознании представляется психолог, какими функциями его наделяют, какое место отводят, каково, вообще, общественное принятие этих специалистов. Нам представляется необходимым узнать, доверяют ли психологам люди. Будут ли обращаться к ним за профессиональной помощью, и в каких случаях. Наш интерес особенно понятен, учитывая, что психология станет нашей профессиональной деятельностью.
Мы попытались выявить образ психолога сложившийся в обыденном сознании людей. Поскольку именно оно, являясь результатом повседневной практической жизни человека, зачастую детерминирует его поведение в определенных ситуациях.
Безусловно, проведенное нами исследование не дает полной картины заинтересовавшего нас явления. Оно призвано лишь, помочь уточнить основные аспекты проблемы, для более полного и всестороннего исследования ее в дальнейшем. Помочь, более корректно поставить в будущем задачи и обосновать гипотезы в новых исследованиях по данной тематике.
Итак, нами было проведено пробное исследование. В частности такая его разновидность как поисковое или разведывательное (Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.; ИНФРА-М, 2004. С.37.). Исследование носило качественный характер, вопросы были открытыми. Нами было опрошено путем анкетирования 35 человек, мужчин и женщин в возраст от 18 до 58 лет. Мы опрашивали респондентов разного образовательного уровня, с целью выявления влияния этого фактора на восприятия психологов и отношение к психологической помощи вообще. Нами были заданы вопросы о том, кто такой психолог, где он может работать, полезен ли данный специалист, нужен ли психолог в организации, чем он может помочь и в какой ситуации опрашиваемый мог бы обратиться за психологической помощью.
В результате исследования нами были получены следующие результаты.
На вопрос, о том кто такой психолог, по мнению респондентов, имеются следующие категории ответов. Самая большая их них – это определение психолога как специалиста по психике и поведению людей. Вторая близкая ей по количеству ответов. В этом случае психолог описывается, как человек с определенными качествами, «тонко чувствующий собеседника», «чувствующий чужую натуру», владеет определенными знаниями или помогает решать чужие проблемы. В третьей, психолог называется врачом. С этим определением связано и предположение о больнице, как о месте его работы, а также отсутствие в нем нужды в организации на предприятии. И, наконец, последняя группа ответов, наделяющая психолога особым статусом или миссией. Здесь он – «полу-врач, маг, чародей, помощник», «врач для души», «целитель души», «лечит израненные души». Интересно, что пять респондентов не ответили на этот вопрос вообще, поставив прочерк или «затрудняюсь с ответом».
Все остальные вопросы, призванные конкретизировать выше указанный и более детально обрисовать образ психолога дают следующую картину. Местом работы психолога, по мнению большинства респондентов, являются учреждения образования, здравоохранения, полиция, специальные центры, а также предприятия и организации. Необходимость присутствия психолога в штате последних отмечается большинством, однако, в ряде случаев это ставится в зависимость от численности работающих там людей и сложности производственного процесса. Интересным является тот факт, что среди женщин с высшим образованием обязательность психолога в организации отметили все респонденты, а среди мужчин без высшего образования большинство не считают его присутствие необходимым. Кроме того, есть существенная разница в ответах у данных категорий по вопросу о чтении психологической литературы. Так, в нашей выборке, большинство мужчин ответили, что не читают ее. Однако, наше исследование, ввиду ограниченного его характера, не позволяет предположить, с чем связаны данные особенности ответов на вопросы с образовательным уровнем, возрастной или гендерной принадлежностью респондентов.
В качестве обязанностей психолога в организации участники опроса назвали, разрешение конфликтных ситуаций, создание благоприятного психологического климата в коллективе, помощь в подборе и адаптации персонала.
Одними из самых интересных и показательных, нам кажутся, ответы респондентов на вопросы о том, чем может помочь психолог и в какой ситуации они обратились бы за психологической помощью.
Так большинство из них считают, что психолог может помочь в сложной жизненной ситуации, ситуации кризиса, конфликта, когда « собственный ресурс исчерпан». Тем самым психологу как специалисту оказывается большое доверие, поскольку от него ожидают помощи в самых сложных ситуациях.
С этим перекликается и перечень поводов обращения за психологической помощью, здесь имеют место такие ответы как в « сложной жизненной ситуации», в «крайней», в случае каких-либо проблем, в ситуации «которую, не могу обсудить с близкими». Надо отметить, что достаточную часть занимают ответы категории «никогда не обращусь, справлюсь самостоятельно» (семь ответов данного типа ) или ответ, вообще, отсутствует (четыре анкеты). Есть указания, на то, что к психологу можно обратиться в любой ситуации, которая причиняет дискомфорт. Отсюда видно, что достаточное количество людей рассчитывают в решении своих психологических проблем, прежде всего на собственные силы. К психологу же, обращаться будут только в самой крайней ситуации. И это, на наш взгляд, говорит о высоком уровне доверия к данным специалистам, потому что на их знание и умение полагаются в крайней, затруднительной ситуации. На это же указывает и определение психологов как врачей, данное рядом респондентов. Все выше описанное, позволяет нам, предположить, психолог представляется достаточно многим людям носителем особых, сакральных знаний. И называя психолога специалистом по поведению и психики людей, помощи от него ждут как от врача для души. Такое отношение имеет неоднозначный характер, поскольку может породить завышенное ожидание, которое не может быть удовлетворено психологическими методами. И это же отношение, требует от психологов быть более ответственными в своей работе, учитывая степень оказываемого им доверия. Но, не следует забывать и о том, что характер нашего исследования не позволяет нам экстраполировать наши результаты на большую совокупность, чем была нами изучена, и выяснение вопроса о роли и месте психолога в обыденной жизни людей, гендерных различий в его восприятии и много другого требует дальнейшего изучения.
Научный руководитель: д. псх. н. Л.Н. Аксеновская

Источник: Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры общей и социальной психологии (кафедры психологии) 24 декабря 2011 года

 

www.vashpsixolog.ru

Образ психолога. — TechnoFarsh — LiveJournal

Реалии современного мирового кризиса таковы, что человек оказался в достаточно сложных условиях: с одной стороны, возросшая психологическая нагрузка, стрессы, неустойчивость социального статуса и положения. С другой стороны, наблюдается рост требований к человеку: высокая конкуренция, на фоне массового сокращения, повышенные требования к мобильности, гибкости, умении быстро ориентироваться в сложных социально-экономических реалиях. Начавшись как кризис финансовый он начинает перерастать в социальный и экзистенциальный (жизне-смысло-деятельностный) кризисы. Отсюда, возникает повышенная потребность в высокопрофессиональных психологических кадрах. Именно психолог призван помочь человеку адаптироваться в сложных условиях кризиса.
Однако, имидж психолога и психологии, как науки, не слишком высок на данный момент в глазах обывателей. Сегодня СМИ формируют массовое сознание населения.
Люди склонны судить о психологе, опираясь лишь на образ, воссоздаваемый газетами, журналами и телевидением — всевозможные ток-шоу (А. Курпатов), сериалы (С. Васильев), ведь именно там население, в основном, и сталкивается с психологами. Неудивительно, что тиражируемый образ в сознании людей доминирует. И дело даже не в том, что он вытесняет реальность, а в том, что вытеснять просто нечего — истинный образ не успевает даже сформироваться. В связи с этим, образ психолога в сознании населения предстает достаточно искаженным. Отрицательное влияние, подобная пропаганда оказывает и на выбор профессии, осуществляемый абитуриентами, которые все в меньшей степени отдают свое предпочтение психологии при выборе будущей профессии.
Особый акцент на сложившуюся ситуацию был сделан Зинченко Ю.П. на последнем съезде «Российского общества психологов» в Ростове-на-Дону, где среди приоритетных направлений деятельности была заявлена необходимость формирования положительного имиджа психолога.
Таким образом, возникает проблема нашего исследования — каков образ психолога в сознании современной молодежи. В исследовании принимали участие школьники 9-11 классов города Казани. Количество испытуемых — 62 человека. Диагностика проводилась при использовании: психосемантического метода множественных идентификаций В.Ф.Петренко. Этот метод позволяет установить степень близости различных образов, данная близость или дальность определяется коэффициентом корреляции. Также в исследовании была использована «методика диагностика межличностных отношений» Т. Лири, позволяющая выявить обобщенный образ психолога глазами школьника. В исследовании принимали участие 62 школьника старших классов города Казани.
При обработке данных было установлено следующее. Школьники образ «хороший психолог» с образами «мои родители» (г=0,8), «любимый учитель» (г=0,8), «интеллигентный человек» (г=0,8), «счастливая женщина» (г=0,75), что можно объяснить влиянием школы и образом школьного психолога, который зачастую в реалиях современной школы занимается общественной работой и преподавательской деятельностью, нежели осуществлением своих профессиональных обязанностей. Также сильные связи при обработке найдены с образами «преуспевающий бизнесмен» (г=0,7), «состоявшийся мужчина» (г=0,47), «богатый человек» (г=0,46). Наиболее вероятно, что такое восприятие образа формируется под влиянием СМИ и телевидения, где образ психолога соотносится с образом шоумена.
Образ «Я в будущей профессии» коррелирует с образами «любимый учитель» (г=0,8), «состоявшийся мужчина» (г=0,85), «хороший психолог» (г=0,8), «интеллигентный человек» (г=0,7), «мои родители» (г=0,7), «преуспевающий бизнесмен» (г=0,7) «счастливая женщина» (г=0,65), «богатый человек» (г=0,49). Таким образом, полученные данные свидетельствуют о недеффиренцированности образов, что можно объяснить отсутствием когнитивной сложности сознания. Но нам представляется более правомерным иная интерпретация — школьники обладают достаточно смутными представлением о своей будущей профессии и еще не определились с профессиональным выбором, и связывают свой образ социально одобряемыми образами. Это подтверждается и слабой связью с образом «Я-сейчас» (г=0,1), то есть школьники,
Образ «Я сейчас» «мои родители» (г=0,4), «хороший психолог» (г=0,3) «любимый учитель» (г=0,27), «счастливая женщина» (г=0,34), «интеллигентный человек» (г=0,27) -близость с образами, с которыми школьникам приходится контактировать в школе и семье. Связь с образами «состоявшийся мужчина» (г=0,2),«богатый человек» (г=0,49) объясняется культивированностью этих образов в современном обществе. При этом, школьники противопоставляют свой образ образам «Я в будущей профессии» (г=-0,1) «преуспевающий бизнесмен» (г=-0,06), что говорит о несформированности профессиональных интересов и неустойчивой социальной позиции, зависимости от родителей, собственно в таком положении и находятся большинство школьников.
По методике Т. Лири был подсчитан средний балл по 8 октантам: средний показатель получен независимый-доминирующий — xср=7,1, агрессивный — xср=6,1, недоверчивый-скептический — xср=6,2, покорно-застенчивый — xср=6,4, зависимый — xср=7,5. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. В обобщенном виде по этим 5 октантам образ психолога характеризуется: выраженностью чувства собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, упрямостью, настойчивостью в достижении цели, и при этом недоверчивостью, скрытностью, подозрительностью и обидчивостью и некоторой застенчивостью.
По следующим трем октантам получены высокие баллы: сотрудничающий — xср=9,2 -дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех. Альтруистический — xср=10,8, характеризующийся гиперответственностью, стремлением приносить в жертву свои интересы, навязчивостью в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим. Авторитарный — xср=8,6 — властный, диктаторский, деспотический характер, всех поучает, дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству, командованию другими. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом.
Проведенное исследование показало, что студенты имеют достаточно смутные представления об истинных характеристиках психолога-профессионала. Образ психолога в сознании старшеклассников больше соотносится с образом житейского психолога или просто мудрого человека, дающего советы, способного решить социальные проблемы. При этом, образ психолога в сознании старшеклассников обладает достаточно противоположными характеристиками — застенчивостью и закрытостью, стремлением к лидерству и желанием всем нравится, помогать, даже некоторой навязчивостью. Все это говорит о наличии искаженного восприятия образа психолога у молодежи.

На финансовом рынке Украины, начиная с 1992 года успешно работает VAB банк, регулярный капитал которого составляет 888,7 млн грн, а размер чистых активов – 7,1 млрд грн.
Прогноз рейтинга ВіЕйБі Банк составляет позитивный статус и составляет по национальной шкале Ва1.ua

amolchanov.livejournal.com

Образ психолога в современном зарубежном кинематографе

Дремова Кристина Евгеньевна, студентка 1курса (направление подготовки «Психология», квалификация «бакалавр психологии») факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирск[email protected]

Научный руководитель –Белобрыкина Ольга Альфонсасовна, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирск, академик Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека [email protected]

Образ психолога в современном зарубежном кинематографе

Аннотация.В статье представлены результаты теоретического анализа образа психолога, позиционируемого в современном зарубежном кинематографе. На основе требований, предъявляемых к личности и деятельности психолога, выступающих в качестве оценочных категорий анализа, показано, что в зарубежных фильмах образ психолога отражен фрагментарно и обобщенно, что может вызывать у зрителя как положительные, так и отрицательные чувства в его адресКлючевые слова:образ, профессия «психолог», кинематограф, этика, профессиональноважные качества.

В настоящее время кинематограф является наиболее распространенным и доступным видом искусства. В кинофильмах рассматриваются и обсуждаются такие проблемы, как добро и зло, смысл жизни, пути личностной самореализации, перспективы современной культуры, будущее человечества и многие другие. Причем, в сюжетах кинофильмов все чаще одним из действующих лиц становится психолог, образ которого, позиционируется системой художественных средств выражения [1], что позволяет ему закрепиться в сознании зрителей и может оказывать влияние на отношение людей к представителям данной специальности [2]. Кинематограф способен формировать образ психолога у зрителей, потому что он, вопервых, репрезентует информацию сразу на трех языках: языке естественной речи, языке зрительных образов и языке музыки, а, вовторых, сюжеты, изложенные на экране этим комплексным языком, охватывают бесконечное многообразие человеческих судеб и всевозможных жизненных путей. Следует отметить, что психолог, как действующий персонаж, сначала нашел отражение в зарубежных художественных фильмах, трансляция которых для российской аудитории активно началась в конце 90х годов ХХ века. Очевидно, что это не могло не оказать влияния на формирование представлений о деятельности и личности профессионального психолога у отечественного зрителя. Актуальность данной проблемы как раз и обусловлена широким распространением персонажа психолога в современном зарубежном кинематографе, атакже колоссальными возможностями воздействия данного вида искусства на формирование отношения к психологам у зрителей с одной стороны, и недостатком знаний о сущности и смысле деятельности психолога, существующей в обыденном сознании, с другой [3]. Для теоретического исследования образа психолога в современном зарубежном кинематографе были отобраны наиболее популярные фильмы и сериалы, вышедшие на экраны в период с 1997 по 2011 год [410]. В качестве основных аналитических критериев выступали требования,предъявляемые к деятельности и профессиональноважным качествам психолога, представленные в профессиограммах [11; 12] и этическом кодексе специалиста [13; 14].Первое, на что обращает свое внимание зритель (осознанно или неосознанно) при просмотре фильма, это –внешность. Следует отметить, что одежда психологов в кинофильмах и сериалах, в большинстве случаев, либо деловая и строгая (например, «Особые отношения», «Психоаналитик», «Шестое чувство»), либо, наоборот, свободная и повседневная («Мой лучший любовник», «Умница Уилл Хантинг»). Интуитивно образы специалистовпсихологов в строгих костюмах воспринимаются как более директивные, настойчивые и холодные, тогда как психологи в свободной одежде выглядят более открытыми, мягкими и приветливыми. Информативной значимостью обладают поза и поведение специалиста. Так, психологи в кинофильмах, чаще всего, занимают положение, сидя в кресле, смотрят в глаза своему собеседнику, их поза открыта, они мягко жестикулируют, демонстрируя своим телом и мимикой спокойствие, расположение и внимание по отношению к клиенту, готовность его выслушать. Эти особенности внешнего вида и поведения, передаваемого исполнителями роли специалистовпсихологов, в целом соответствуют профессиональным требованиям и способствуют формированию у зрителей адекватного образа психолога.Предусмотрены по сюжетной линии в фильмах и средства, с помощью которых психолог взаимодействует со своими клиентами. Среди демонстрируемых приемов и способов работы, чаще всего фигурируют диалог (беседа) с вопросамии уточнениями от психолога к клиенту, методы гипноза и аутогенного воздействия (например, «Необходимая жестокость», «Особые отношения»), «погружение» в воспоминания детства и детские переживания («Умница Уилл Хантинг»), а также приемы релаксации («Необходимая жестокость»). Практически во всех фильмах и сериалах, анализируемых нами, психологами активно применятся техника перефразирования, представляющая собой приём активного слушания, заключающийся в пересказе речи клиента при помощи других слов [15]. Данный прием помогает психологу удостовериться, насколько точно им были поняты слова собеседника, и позволяет продолжить общение с клиентом дальше с полной уверенностью, что до сих пор все понято правильно. Персонажи психологов в обозначенных фильмах часто задают клиентам такие вопросы, на которые клиенты не хотят отвечать или которых не хотели бы касаться. При этом психологи демонстрируют настойчивость, некоторую твердость и стремление всетаки получить ответ на свой вопрос. Подобный аспект, с одной стороны, может создать негативный образ психолога, тогда как с другой, позволяет зрителям понять, что для успешного исхода психологического консультирования им придется размышлять над тем, над чем они сами до этого не задумывались, сопоставлять события своей жизни ибрать на себя ответственность за совершаемые поступки и собственную жизнь в целом. Важно также отметить и отражаемую в фильмах специфику расположения во время сессии психолога и клиента. Чаще всего демонстрируется два способа –это либо кушетка [16], когда клиент находится в положении лежа, а терапевт сидит около него (например, «Необходимая жестокость», «Умница Уилл Хантинг»), либо расположение друг напротив друга, сидя в креслах или стульях («Мой лучший любовник», «Особые отношения», «Психоаналитик»). Отражение приемов и техник работы психолога в кинематографе можно считать в целом правдоподобным, однако, у зрителей может сформироваться впечатление, что беседа и гипнотические техники представляют собой исчерпывающий список возможностей специалистапсихолога, в то время как в действительности существует множество не менее эффективных приёмов и техник работы психолога с различным контингентом клиентов [17; 18], для которых не подходят ни беседа, ни гипноз. Не менее важной стороной деятельности психолога является этическая компетентность. Наиболее часто в зарубежных кинофильмах упоминается принцип конфиденциальности, суть которого состоит в том, что вся информация, полученная, в процессе работы психолога с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий. Тот факт, что данный принцип, так или иначе, находит отражение в сюжетах, несомненно, можно считать положительным аспектом позиционирования образа психолога в современном зарубежном кинематографе. Так, психолог –герой фильма «Умница Уилл Хантинг» в исполнении Робина Уильямса, настаивает на том, чтобы все третьи лица покинули кабинет во время его работы с клиентом, стремясь обеспечить таким образом пространство для установления доверительного контакта с клиентом. Вместе с тем, важно отметить, что в отдельных картинах демонстрируется нарушение психологом принципа конфиденциальности, например, в фильме «Психоаналитик» специалист рассказывает своему знакомому писателю историю одной из своих клиенток, даже не изменив ее имени. Писатель в последующем создает сценарий к фильму, причем, оставляя начальное имя героини без изменений. В дальнейшем клиентка, конечно, узнает о случившемся, что оказывает на нее сильное эмоционально негативное впечатление. На наш взгляд, демонстрация в кинофильмах таких грубых профессиональных ошибок психологов может способствовать формированию у зрителей недоверия к специалистам данного профиля, сомнений в том, можно ли действительно рассказывать психологам нечто личное,останется ли это только между ними, следует ли вообще обращаться за помощью к постороннему человеку и делиться с ним собственными проблемами. Следует отметить, что такие этические принципы как принцип уважения, принцип честности и принцип ответственности соблюдается большинством экранных психологов из перечня обозначенных кинокартин. Однако в комедийной киноленте «Мой лучший любовник», в которой роль психолога исполняет Мерил Стрип, демонстрируется несоблюдение психологом принципа честности и открытости с клиентом. Когда выясняется, что клиентка встречается с сыном самого психолога, специалист ничего не сообщает клиентке и продолжает работать с ней, хотя это противоречит этическим принципам профессионального психолога, более того, психолог начинает давать ей советы о том, как следует поступить, что также не соответствует реальным полномочиям психолога. Одно из важнейших требований, предъявляемых к личности психолога –это его профессиональноважные качества [19]. В подавляющем большинстве картин психолог представлен как человек внимательный, спокойный, уверенный, понимающий, проницательный, наблюдательный, открытый, уравновешенный, эрудированный, умеющий слушать и задавать наводящие вопросы, неподдающийся на провокации и уловки со стороны клиента, способныйвзять себя в руки и не терять самообладания, обладающий хорошим чувством юмора. Вместе с тем, в отдельных фильмах (например, «Психоаналитик», «Умница Уилл Хантинг») представлены такие качества психолога, как эмоциональная неуравновешенность (слезы, гнев, злость) и ситуация «выхода из себя». В контексте конкретного сюжета сцены с демонстрацией таких личностных характеристик воспринимаются очень лаконично и, видимо, созданы в целях акцентирования внимания зрителей на том, что психолог –это, прежде всего, живой человек со своим внутренним миром, своим опытом и чувствами, что должно осознаваться как клиентами, так и самими специалистами, понимающими, что ему не следует проявлять свои собственные чувства настолько открыто и экспрессивно. Примечательно, что психологи в картинах зачастую сталкиваются с ситуацией, когда клиент не идет на контакт. В этом случае они оказываются вынужденными «пускать в ход» разные средства для «настройки» клиента на работу и создания доверительной атмосферы (например, в фильмах «Необходимая жестокость» и «Шестое чувство»). При просмотре сцен с подобными способами выстраивания взаимодействия с клиентами создается образ психолога как специалиста, глубоко знающего человеческую природу, обладающего наблюдательностью и проницательностью, порой граничащую с ясновидением. Видимо, это и послужило одной из причин возникновения мифа о психологе, как «рентгене», «ясновидящем», который каждого человека «видит насквозь». Наиболее ярко такого рода проницательность психолога продемонстрирована в сериале «Необходимая жестокость», в котором женщинапсихолог всего лишь по нескольким деталям догадывается об измене мужа. Скорее всего, именно такого рода сцены могут способствовать формированию у зрителей не отвечающего действительности представления о специалистахпсихологах, завышенных ожиданий от их профессиональной деятельности, и, в случае непосредственного обращения к психологу, быстрого разочарования его работой, несоответствующей имеющимся представлениям о том, каким должен быть профессиональный специалист –психолог. Этим может объясняться и популярный в обыденной среде феномен под названием «Ты ж –психолог!», подтверждающий существование нереалистичных ожиданий людей от психологов. Важно отметить и такой аспект образа психолога в современном зарубежном кинематографе, как достаточно весомые проблемы и трудности в личной жизни практически всех экранных психологов. Чаще всего психолог в анализируемых нами кинокартинах имеет проблемы в отношениях с супругом, герой либо на время расстается, либо совсем разводится с супругом (в частности, в фильмах «Лечение», «Необходимая жестокость», «Особые отношения», «Шестое чувство»). В ленте «Психоаналитик» главный герой пристрастился к наркотикам вследствие того, что не смог пережить утрату жены, покончившей жизнь самоубийством. В фильме «Умница Уилл Хантинг» психолог также переживает личную драму –уход из жизни любимой супруги в результате смерти от онкологического заболевания. В картине «Особые отношения» сам психотерапевт страдает от обсессивнокомпульсивного расстройства, выражающегося в том, что он все время тщательно моет руки.Конечно, трудности возникают в жизни каждого человека, но создание в кинофильмах и сериалах персонажа психолога как человека, неспособного наладить свою собственную жизнь и разобраться с личными психологическими проблемами может, на наш взгляд, оказать негативное влияние на формирование образа специалистапсихолога у зрителей. Вместе с тем, еще одни важный аспект, на который необходимо обратить внимание при анализе образа психолога в современном зарубежном кинематографе, заключается в том, что абсолютно во всех картинах клиенту удается достичь желаемых результатов, решить свои проблемы, стать другим человеком. Естественно, это тот результат, ради которого и идут к специалиступсихологу, но создание образа психолога, который справляется с любой проблемой, также способно оказать влияние на формирование нереалистично высоких ожиданий от специалистовпсихологов, а также нетерпения людей к возможным неудачам психологов, не таких быстрых результатов работы с психологом «как в кино». В реальной профессиональнопсихологической практике результат, как правило, бывает

e-koncept.ru

Чеплагина Е. С. ОБРАЗ «ИДЕАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА» У ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ

В современное нестабильное время — время кризисов, разочарований; быстрых скачков вверх по профессиональной, социальной лестнице и неожиданных срывов вниз; время, когда крайне неустойчивы нравственные нормы, ценности, — мы можем с уверенностью судить о значимости специалиста психолога в восстановлении адаптивных способностей человека. Но содержание функциональных обязанностей психолога могут воспринимать адекватно только сами психологи, студенты, обучающиеся по этой специальности (при условии наличия необходимых для этого знаний), специалисты некоторых смежных областей научной и практической деятельности. Большая же часть людей имеет превратное представление о деятельности и личности психолога. Кто-то путает специалистов- психологов с невропатологами, психиатрами, психотерапевтами, кто-то просто боится посещения этих специалистов. Поэтому важным в настоящий момент нам представляется вопрос о том, как люди разного возраста, а значит, и разного жизненного опыта представляют себе идеального психолога. Узнав, что люди думают о психологе сейчас, в чем заключается причина подобного отношения, как представляют себе идеального психолога, можно будет эффективнее организовать работу СМИ, чтобы попытаться поменять сложившиеся стереотипы и способствовать осознанию значимости профессии психолога в обществе. Целью работы является изучение образа «идеального психолога» у людей разных возрастных категорий (на настоящий момент исследование проведено на двух возрастных группах: школьники 10 — 11-х классов и студенты 3 — 4-го курсов, в 2011/2012 учеб. году запланировано изучить особенности образа идеального психолога у взрослых людей, активно занимающихся трудовой деятельностью, и пенсионеров). Все гипотезы, ставящиеся в ходе исследования, сводятся к тому, что возрастные особенности оказывают влияние и некоторым образом отражаются в сформировавшемся образе психолога, и, следовательно, эти образы у разных возрастных категорий людей будут соответствующим образом различаться. Для изучения образа «идеального психолога» использовались: цветовой тест отношений, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика личностного дифференциала, графическая методика на тему «Образ идеального психолога».

Для статистической обработки данных использовали t-критерий Стьюдента и ^-критерий Пирсона. На настоящий момент в исследовании уже участвовало 60 человек, по тридцать в каждой группе (15 лиц мужского пола и 15 — женского). Все участники исследования воспитывались в полных родительских семьях.

В большинстве своем результаты статистической обработки данных показывают, что выборки сходны между собой. Уровень различия в представлении образа идеального психолога в изученных возрастных группах очень мал. Но, проведя качественную обработку данных, мы заметили, что образ, представляемый школьниками, более эмоционален — это одинаково проявляется во всех использованных методиках: не случаен выбор желтого цвета в ЦТО, более высокие оценки по фактору «Активность», использование более ярких цветов и эмоциональных образов в графической методике. Образ, представляемый студентами, более отвечает такой его характеристике, как предметность. То есть их идеальные образы в некоторой степени соответствуют реальным особенностям профессии психолога — они склонны отражать в образе некоторую сдержанность и спокойствие, ценность компетентности и авторитета, что практически отсутствует в образе, предлагаемом школьниками. Это подтвердилось и статистически при анализе рисунков, а также эту тенденцию хорошо видно при рассмотрении отдельных качеств по методике ЛД. Можно также отметить, что возрастные особенности откладывают явный отпечаток на особенности представляемого образа: большая эмоциональность и мечтательность, приписываемая образу психолога, свойственна и самим старшеклассникам. А озабоченность своим положением и признанием характерна для возраста студентов. В целом мы можем заключить, что эта тема еще недостаточно изучена и представляет не только научный, но и общественно значимый интерес, поэтому в дальнейшей своей исследовательской деятельности мы намерены продолжить изучение образа идеального психолога у других возрастных групп и проверить на практике сформулированные гипотезы. Отметим, что результаты исследования имеют и практический интерес — их можно использовать в
практике психологического консультирования разновозрастных клиентов.

psihologia.biz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *