Образ в психологии это: Образ. Что такое «Образ»? Понятие и определение термина «Образ» – Глоссарий

Содержание

Последовательный образ | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Последовательный образ (англ. afterimage, букв, послеобраз) — ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный Последовательный образ). Если затем перевести взгляд на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицат. Последовательный образ). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее: на раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка мин. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.

Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного П. о. (того же контраста, что и наблюдавшийся ранее объект) на отрицат. Последовательный образ зависят от яркости, контраста и длительности предварительно наблюдаемого объекта. После каждого скачка глаз П. о. исчезает, затем во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимый размер П. о. пропорционален видимой удаленности поверхности фона, на котором он наблюдается (Закон Эммерта). Если П. о. наблюдается в темноте, то при активных движениях глаз он феноменально перемещается вместе с ними, но при пассивных движениях (напр., при надавливании пальцем на глаз через веко) он кажется стабильным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г. Гельмгольца). Цвет отрицат. П. о. является дополнительным по отношению к цвету хроматического объекта. В обычных условиях П. о. не наблюдаются из-за «стирания» их саккадическими движениями и маскировки др. объектами восприятия; исключением являются очень яркие объекты (Солнце, пламя электросварки и т.

п.), вызывающие сильные П. о.

Добавление ред.: Некоторым фазам в развитии П. о. присвоены антропонимы: 1-й, 2-й и 3-й положительные П. о. названы в честь знаменитых исследователей — «П. о. Геринга», «П. о. Пуркинье» и «П. о. Гесса» соответственно.

Обычные П. о., несомненно, представляют собой субъективные сенсорные явления, но считать их полноценными образами, обладающими свойствами предметности, константности и т.д. нельзя. В этой связи А.Н. Леонтьев обращал внимание на меткость внутренней формы термина «послеобраз» (англ. afterimage и нем. nachbild) — «следующий за образом»: «Никто не пробует ловить П. о. или действовать с ним» Это так же, как и звон в ушах… Это продукт организации, продукт самого глаза, самой зрительной системы» (Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М., 2000, с.196). Однако в отличие от звона в ушах П. о. (субъективно) обладают совершенно явной экстрасоматической локализацией (внешней объективированностью).

Последовательный образ может наблюдаться без отчетливого видение исходного (прямого) образа. Это показано в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. Яркость стабилизированного образа увеличивалась медленнее, чем протекала скорость адаптации глаза. При этом испытуемый видел пустое поле. Когда источник света выключался, испытуемый видел отчетливый П. о. матрицы (6 х 6), на которой было 36 букв, и во время первой фазы П. о. успевал считывать любые заданные ему перед выключением источника света 2 строчки или 2 столбца (Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю., 1969).

Син. для П. р.: стандартный, эталонный или фоновый Стимул. (К.В. Бардин)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Последовательный образ

— перцептивный образ (чаще зрительный), который возникает тотчас после того, как вызывающий его Стимул удалён. Появление последовательных образов связывают с активностью сенсорной памяти. Синоним: Послеобраз.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Последовательный образ — задерживающееся после прекратившегося действия на зрительный анализатор раздражителя ощущение. См. Эйдетизм.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Последовательный образ — перцептивный образ, который возникает после того, как удален первоначальный источник стимуляции. Последовательные образы чаще всего встречаются при зрительном восприятии. Другие известные формы последовательных образов упоминаются в следующих стаях.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

  • Психология ощущений и восприятия

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Последовательный образ

Образ Я. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников

Образ Я. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников

ВикиЧтение

Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников
Вачков Игорь Викторович

Содержание

Образ Я

Образ Я – это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка; в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.

В целом образ Я включает набор некоторых устойчивых характеристик, с помощью которых человек себя самого описывает и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но так или иначе любая из них относится к одному из трех видов Я-характеристик: социальному, физическому или психологическому. Поговорим об этом подробнее.

Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.

Стефан Цвейг

Социальное Я. Оно возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, мы играем социальные роли. Играем – не значит прикидываемся. Просто в рамках роли наше поведение перестает быть спонтанным и непредсказуемым, оно начинает подчиняться определенным правилам. Человек, школьник, сын (дочь), друг, спортсмен, отличник, юноша (девушка) – это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте. Мы много времени проводим, общаясь с другими людьми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью нашего Я. Описывая себя, мы естественным образом делаем это через те или иные значимые социальные роли. А как же иначе?

Физическое Я. У Бориса Пастернака есть стихотворение, которое начинается так: «Дано мне тело, что мне делать с ним?. .» Получается следующее: есть Я и есть физическое тело, в котором это Я существует. Конечно, все не так просто. Наше Я не просто заключено в некоторую физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Но в стихотворной строчке – важная истина. Заключается она в том, что каждый из нас устанавливает свои, особые отношения с собственным телом: любит его или не принимает, холит-лелеет или не обращает внимания на его недуги, развивает и совершенствует его или просто поддерживает в жизнеспособном состоянии. Отношение к телу находит выражение в характеристиках образа Я.

Психологическое Я. Оно представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями.

Образ внутреннего мира каждого из нас уникален. Он включает свой, личный набор характеристик, среди которых у одних преобладают социальные, у других – психологические. Есть люди, включающие характеристики физического облика в свое Я и игнорирующие свои телесные качества.

Социальное, физическое, психологическое Я – все это, так сказать, характеристики нашего внутреннего мира в ширину, его географическая карта. При желании ее можно нарисовать, обозначив различными цветами пространство, которое мы в своей душе отвели исполняемым ролям, телесным характеристикам и личным особенностям. Однако наше Я имеет еще и свою глубину. Рассмотрим ее далее.

Может ли человек по своему желанию менять свой образ Я?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Образ Я

Образ Я Образ Я – это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка; в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя

Теологический образ Бога и психологический образ человека

Теологический образ Бога и психологический образ человека Исследования по истории и психологии религии доказывают, что образ Бога меняется в ходе развития как отдельного человека, так и всего человечества, в соответствии со степенью его зрелости. И сегодня «культы

Образ и Душа

Образ и Душа Не будем забывать, что отправной точкой цивилизации современного западного мира является классическая Греция. Это имеет особенно большое значение для глубинной психологии и, в частности, для юнговской психологии, в которой считается, что психическая жизнь

5.

 Ваш телесный образ

5. Ваш телесный образ Если первый взгляд или рукопожатие способны разоблачить, то и ваша манера общения в целом оказывает определенное воздействие на окружающих. В разные моменты жизни каждому из нас приходится то брать на себя инициативу, то поневоле принимать

Идеализированный образ «Я»

Идеализированный образ «Я» Самым лучшим примером образов, помогающих добиться успеха, будет, наверное, техника, известная под названием «идеализированный образ „Я“» (ИОЯ), разработанная доктором Дороти Зюскинд из колледжа Хантер в университете Нью-Йорка. Цель этого

Желаемый Я-образ

Желаемый Я-образ Желаемый Я-образ — это «я, обладающий большим количеством выборов, для которого это нежелательное поведение/реакция — не проблема». Есть ряд элементов, делающих этот образ сильным мотиватором изменения. Всегда диссоциированный я-образ. Чтобы желаемый

Символизм физиологизма: образ тела и образ мира

Символизм физиологизма: образ тела и образ мира Антропоморфный принцип в космогонии представляет человеческий организм и продукты его жизнедеятельности в качестве аллегории структурных компонент мира и законов их функционирования. В некоторых архаических мифах

«Я»-образ

«Я»-образ В самой первой книге по психологии, которую написал американский философ Уильям Джеймс в 1890 году, говорилось, что человек отличается от животных наличием модели «Я».Конечно, такой простой и яркий признак отличия от животных, как образ «Я», одно время был

Образ врага

Образ врага Пришла ко мне на занятия как-то одна супружеская пара. На индивидуальную консультацию времени у меня не было, поэтому я попросила их прийти в другой раз. Но дама была настойчива в своих требованиях – ей хотелось всего сразу и сейчас! Ну я и выдала ей весь

Идеальный образ

Идеальный образ Идеальный образ личности закрывает возможности для сотрудничества. Мы смотрим вокруг и видим, насколько наша природа разумна. Нам трудно представить, что все это лишь результат биологической случайности. Именно поэтому мы всерьез сомневаемся, что живем

Образ здоровья или образ жизни?

Образ здоровья или образ жизни? На Востоке здоровье всегда было результатом взаимоотношений. Считается, что ни разум, ни тело, ни дух не может рассматриваться как единственная причина или жертва заболевания, так как все они взаимосвязаны и взаимозависимы. То, что символ

Я-образ

Я-образ В этом разделе мы познакомимся со следующей составляющей интеллекта, которая называется: Я-образ. Я-образ – это то, что вы думаете о самом себе. Это единственное, на что вы можете реально повлиять. И это – главный источник вашей силы.Чем лучше и точнее вы себя знаете,

Я-образ

Я-образ Все, что мы о себе думаем, составляет наш «Я-образ».Я-образ – это не простое восприятия себя как некоторого организма, что свойственно и приматам. Это восприятие себя именно как активного субъекта со своими потребностями, желаниями и целями. Воздействуя на Я-образ,

Женский образ

Женский образ Такими увидели представительниц прекрасного пола мужчины:• Мечтает быть счастливой.• Хочет быть замужем и иметь детей.• Ей ужасно, когда она чувствует себя одинокой.• Очаг, дом – в ее владении, и от этого она много требует.• Ей важно быть ценной и нужной.•

Образ солдата

Образ солдата В военный госпиталь приехал ансамбль песни и пляски сельской школы, чтобы подбодрить раненых. «Ааа-са… оо-па…» — кричал бодро самый маленький танцор. И так как не все раненые могли встать и выйти в коридор, где происходил концерт, мальчик в папахе вбежал в

Как возникает образ

Как возникает образ Мыслит малыш конкретно, абстрактных понятий пока не понимает. Но ведь и для того, чтобы произвести любое самое элементарное обобщение, надо в какой-то степени абстрагироваться от деталей и вычленить суть. Если этого не сделать, то как понять, что мама в

Как повысить самооценку и уверенность в себе — Психическое здоровье для молодежи

Одна из первых теорий самооценки принадлежит известному психологу Моррису Розенбергу. В своей книге 1965 года «Общество

и самооценка подростка » Розенберг представил одну из самых цитируемых психологических шкал: шкалу самооценки Розенберга. Теория позитивной психологии, связанная с концепцией «идентичности» и «я» человека в аспектах самооценки, самооценки, самоуважения, самоэффективности и уверенности в себе, утверждает, что представление о себе является основанное на нашем восприятии реальности, на том, что она строится на протяжении всей жизни и продолжает меняться вместе с нами, и что это то, на что мы можем влиять.

Понимание повествования

У каждого из нас есть повествование или история, которую мы создали о себе, и которая формирует наш основной образ самого себя. Если мы хотим изменить эту историю, мы должны понять, откуда она взялась и откуда мы получили сообщения, которые рассказываем себе.

Три элемента образа человека:

  • То, как человек воспринимает или думает о себе.

  • То, как человек интерпретирует восприятие других (или то, что, по его мнению, другие думают) о себе.

  • Таким, каким человек хотел бы быть (своим идеальным я)

Изменение повествования

Для того чтобы испытать более высокую самооценку и уверенность в себе, иногда нам нужно изменить способ, которым мы рассказываем свои истории через получение знаний и понимания о себе.

Вот несколько научно доказанных эффективных упражнений, которые вы можете использовать, чтобы укрепить свою самооценку!

[Путешествие троллей – Кто я?] Один из лучших способов поработать над своим представлением о себе – это немного познать себя; используйте этот рабочий лист, чтобы узнать больше о вас!

[Перечислите 10 вещей, которые вы любите в себе] Активный поиск положительного в себе поможет вам увидеть себя в положительном свете. Исследование показывает, что положительные заявления и утверждения о себе коррелируют с большим улучшением общего самочувствия.

[Перечислите 3 случая, когда вы преодолели трудности] Запишите подробности каждого из этих трех случаев и используйте записи, чтобы напомнить себе о своей силе, стойкости и обо всем, на что вы способны.

[Перечислите 5 человек, которые вам помогли] Для каждого человека напишите подробный отчет о том, как он помог вам, и подумайте о том хорошем, что он должен видеть в вас. Подумайте о том, что эти люди могли видеть в вас, например, о доброте, добросовестности или природном таланте, и добавьте это в свое собственное представление о себе.

[Перечислите 5 человек, которым вы помогли] Запишите, что произошло, как вы им помогли и какую пользу они получили от вашей помощи. Подумайте об этом важном моменте: тот факт, что вы можете помочь другим, демонстрирует, что вы тот, кто может предложить что-то другим.

Влияние самооценки на устойчивость

Существуют ценности улучшения нашего чувства собственного достоинства; когда наша самооценка выше, мы не только чувствуем себя лучше, но и более устойчивы. Когда наша самооценка выше, мы также менее уязвимы для беспокойства; мы выделяем меньше гормонов стресса в кровь, и они с меньшей вероятностью задерживаются в нашем организме. Исследования сканирования мозга показывают, что, когда наша самооценка выше, мы, вероятно, переживаем обычные эмоциональные раны, такие как неприятие и неудача, как менее болезненные, и быстрее оправляемся от них.

Шкала самооценки Розенберга

Ниже приведен список утверждений, касающихся вашего общего отношения к себе. Пожалуйста, укажите, насколько вы согласны или не согласны с каждым утверждением.

1. В целом я собой доволен.

Полностью согласен Согласен Не согласен Категорически не согласен

2. Иногда я думаю, что совсем не умею.

Полностью согласен Согласен Не согласен Категорически не согласен

3. Я чувствую, что у меня есть ряд хороших качеств.

Полностью согласен Согласен Не согласен Категорически не согласен

4. Я могу делать что-то не хуже большинства других людей.

Полностью согласен Согласен Не согласен Категорически не согласен

5. Я чувствую, что мне нечем гордиться.

Полностью согласен Согласен Не согласен Категорически не согласен

6. Иногда я чувствую себя бесполезным.

Полностью согласен Согласен Не согласен Категорически не согласен

7.

Я чувствую себя достойным человеком, по крайней мере, наравне с другими.

Полностью согласен Согласен Не согласен Категорически не согласен

8. Я хотел бы больше уважать себя.

Полностью согласен Согласен Не согласен Категорически не согласен

9. В целом я склонен считать себя неудачником.

Полностью согласен Согласен Не согласен Категорически не согласен

10. Я положительно отношусь к себе.

Полностью согласен Согласен Не согласен Категорически не согласен

Оценка:

Пункты 2, 5, 6, 8, 9оцениваются в обратном порядке. Дайте «Совершенно не согласен» 1 балл, «Не согласен» 2 балла, «Согласен» 3 балла и «Совершенно согласен» 4 балла. Суммируйте баллы по всем десяти пунктам. Держите оценки на непрерывной шкале. Более высокие баллы указывают на более высокую самооценку.

Абрамс, Эллисон. «8 шагов к повышению самооценки». Psychology Today , Sussex Publishers, 27 марта 2017 г., www. psychologytoday.com/us/blog/nurturing-self-compassion/201703/8-steps-improving-your-self-value.

Акерман, Кортни. «Что такое самооценка и как ее улучшить? Определение + Цитаты». PositivePsychology.com , 29 апреля 2020 г., Positivepsychology.com/self-image/.

Розенберг, Моррис. «Шкала самооценки Розенберга». Самоотчетные меры для исследования любви и сострадания: самооценка , Институт Фетцера, 2000 г., fetzer.org/sites/default/files/images/stories/pdf/selfmeasures/Self_Measures_for_Self-Esteem_ROSENBERG_SELF-ESTEEM.pdf.

Примеры ментальных образов в когнитивной психологии — Ifioque.com

Психологи обычно определяют мышление как мысленное представление и манипулирование информацией. Когда мы думаем, мы часто представляем информацию в уме в виде образов.

  • Мысленный образ — это мысленная картина или представление объекта или события. Люди формируют мысленные образы множества различных объектов — лиц знакомых людей, расстановки мебели в их домах, букв алфавита, выпускных или религиозных церемоний.

Мысленный образ не является реальным или фотографическим представлением. Скорее, это реконструкция объекта или события по памяти.

Способность удерживать мысленные образы и манипулировать ими помогает нам выполнять множество когнитивных задач, включая запоминание направлений. Вы можете использовать словесные описания («Посмотрим, это было два левых и одно правое, верное?»). Но формирование мысленного образа — например, представление церкви, где вы поворачиваете налево, и заправочной станции, где вы поворачиваете направо, — может работать лучше.

Ментальные образы также могут привести к творческим решениям головоломных проблем. Многие творческие идеи Альберта Эйнштейна возникли в результате личных мысленных экспериментов. Его творческий путь в развитии его знаменательной теории относительности начался в 16 лет, когда он представил себе, каково это — лететь на световом луче со скоростью света (Isaacson, 2007). Позднее он говорил, что слова не играли никакой роли в его творческой мысли. Слова появились только после того, как он смог создать мысленные образы новых идей, которые он сформулировал в своих мысленных экспериментах.

Части зрительной коры, которые мы используем для формирования мысленных образов, очень похожи на те, которые мы используем при непосредственном наблюдении за объектами. Тем не менее между воображаемым и увиденным образом есть важное различие: первым можно манипулировать, а вторым нельзя. Например, мы можем манипулировать воображаемыми изображениями в уме, вращая их или рассматривая под разными углами. Рисунок X дает возможность проверить вашу способность манипулировать мысленными образами.

Рисунок X. Одинаковы ли объекты, образующие пару на этом рисунке? Ответ на этот вопрос зависит от вашей способности вращать объекты мысленным взором.
Рисунок X. Ментальное вращение | Одинаковы ли предметы, образующие пару на этом рисунке? Ответ на этот вопрос зависит от вашей способности вращать объекты мысленным взором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *