27. «Образ я» и «я-концепция».
Я-концепция — относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов. Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции — образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, — самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в
Три главных элемента Я -концепции:
Когнитивная составляющая — образ Я — представление индивида о самом себе.
Эмоционально-оценочная составляющая — самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Потенциальная поведенческая реакция — те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Составляющие Я-концепции: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы).При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).
Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:
Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский: Образ Я — относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я -реального» и «Я -идеального», а также различение «материального Я» и «социального Я».
1.интериоризация чужих оценок — теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)
Мнение человека о себе зависит от того, как его оценивает референтная группа, причем сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы может быть очень устойчив. Изменения будут более значительными, если человек думает, что референтная группа единодушна в оценке его качеств.
Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.
2.социальное сравнение – проявляется двояко:человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями
формула Джемса
: самоуважение = успехпритязания
человек сравнивает себя с другими людьми
Т.о., он учитывает не только свои успехи, но и успехи других, принимает в расчет ситуацию в целом.
Люди гораздо яснее осознают то, что они отличаются от других, т.е. от подразумеваемого среднего (физические недостатки, национальные меньшинства). Индивидуальность воспринимается как отличие от других и человек должен выбрать группу на которую он может/хочет ориентироваться и сравнивать себя с ней, а это определит его самоуважение.Процесс социального сравнения двусторонен – человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других воспринимает и оценивает по себе, невольно приписывая другим собственные черты, считая их более правильными.
3.самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена.
а) восприятия своих внутренних состояний
б) наблюдения своего открытого поведения
в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется
Чем слабее или непонятнее внутренние сигналы, тем больше человек судит о себе по своим поступкам. Причем, успех чаще приписывает себе, а причины неудач ищет вовне. Самоатрибуция селективна в отборе причинных факторов, в их интерпретации, в неодинаковом к ним внимании. Ту же функцию – оправдать свое поведение — выполняет эго-защитный механизм рационализации.
4.смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я
На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взамопереходы.
Понятие смысловой интеграции подчеркивает системность и ценностно-смысловой характер, неразрывную связь между когнитивными (что, насколько и благодаря чему осознается) и мотивационными аспектами Я-к. Разная субъективная значимость разных аспектов Я позволяет людям находить оптимальные для себя направления самореализации. Дифференцированно-избирательная система личных ценностей и самооценок позволяет большинству людей сохранять высокое самоуважение, независимо от своих жизненных поражений и неудач.Формирование, развитие и изменение Я-к. обусловлено социальной средой. Человеческое Я осознается в контексте отношений как идентичность (Я или не Я) и как потенциальное взаимодействие Я – другой.
Формы Я-концепции:
— реальное Я – каким человек видит себя в данный момент
— идеальное Я – каким хотел бы быть
— возможное Я – какое Я кажется ему возможным
— фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно
— динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель
— представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим
Могут быть также частные виды (профессиональное Я) и рассогласование ожжет стать источником внутриличностного конфликта или фактором самосовершенствования.
Степени развития самосознания (для сравнения уровня развития самосознания у разных людей или на разных стадиях развития у одного и того же человека) (Розенберг):
степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; чем больше качеств, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень самосознания.
степень отчетливости образа Я, его субъективная значимость для человека; один человек много думает о себе, старается целенаправленно формировать себя, у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии также могут разниться: один озабочен свое внешностью, другой – умственными способностями, третий –моральным обликом.
степень внутренней цельности, последовательности образа Я; т.к. человек видит себя под разными углами зрения его самосознание противоречиво, но характер противоречий может быть разным: один вариант – осознание расхождения в степени развития каких-либо свойств (человек знает, что у него недостаточно развиты какие-либо качества и старается их развить), другой вариант – человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний при низкой оценке своих способностей в значимой сфере деятельности).
степень стабильности образа Я, устойчивости его во времени
Образ Я многозначен, он включает в себя телесное чувство, образ тела, самотождественность, протяженность (мои мысли, мои вещи, моя религия). Образ Я, который складывается в результате личного жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, других людей и оценивание собственного поведения.
Основные направления исследования физического облика:
тело как хранилище Я, как граница личного пространства
внешность
тело как носитель символических знаков
Роджерс: важно для развития Я-концепции:
— Потребность в позитивном внимании, — условия ценности (м. причинить вред),- безусловное позитивное внимание.
Механизмы защиты: искажение восприятия и отрицание (+ рационализация – «профессор несправедливо ставит мне оценки»).
Я-концепция— это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции — образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, — самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.
Три главных элемента Я -концепции:
Когнитивная составляющая — образ Я — представление индивида о самом себе.
Эмоционально-оценочная составляющая — самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Потенциальная поведенческая реакция— те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Составляющие Я-концепции:
идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы),
При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).
Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:
Реальное Я— установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
Зеркальное (социальное) Я— установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
Идеальное Я— установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Кон: Я-концепция как установка включает:
а) знание о себе в) планы поведения по отношению к себе
б) эмоциональное отношение к себе
Она уникальна и специфична для каждого человека.
Механизмы формирования Я-концепции:
интериоризация чужих оценок — теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)
социальное сравнение – проявляется двояко:
формула Джемса: самоуважение = успех
притязания
Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:
а) восприятия своих внутренних состояний
б) наблюдения своего открытого поведения
в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется
Формы Я-концепции:
— реальное Я – каким человек видит себя в данный момент
— идеальное Я – каким хотел бы быть
— возможное Я – какое Я кажется ему возможным
— фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно
— динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель
— представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим
Билет №28. Идентичность: феноменология, функции, этапы становления, теории.
Эриксон понимал идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», что, естественно, предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Он рассматривает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным.
Стадии личностного развития по Э. Эриксону
1. Базисное доверие против базисного недоверия. В соответствии с теорией Эриксона (1963) основы личностного развития человека закладываются на первой стадии, которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувство базового доверия к окружающему миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения. Чувство доверия к миру служит ребенку опорой для приобретения нового опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Иначе он не сможет с легкостью и охотно обращаться к новым видам деятельности. В окружении, располагающем к доверию, ребенок чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять; у него закладывается прочная основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для формирования позитивного отношения к самому себе.
2. Развитие автономии (автономия против стыда и сомнения) Вторая стадия развития ребенка длится от полутора до трёх-четырёх лет. В этот период ребёнок осознаёт свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. Но жизненная активность ребёнка может быть и не безупречной, в результате чего он сталкивается с неодобрением со стороны окружающих.
Главный позитивный результат развития на этой стадии — достижение чувства независимости. Иными словами, ребёнок должен перейти от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности, когда он начинает осознавать себя как автономное существо, способное совершать определённые действия. В этом возрасте ребёнок стремится делать всё по-своему, с негодованием отвергает попытки кормить его, одевать, держать за руку на прогулке, открывать ему дверь. Мы постоянно слышим от него: «Я сам, я сам!»
В этот период ребёнок особенно нуждается в благожелательной поддержке, в воодушевлении. Зарождающееся чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к появлению излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля должно происходить без ущерба для формирования позитивной самооценки.
Твердость необходима, поскольку надо уберечь ребёнка от возможных неприятностей, которые могут произойти в результате отсутствия определённого опыта и способности правильно ориентироваться. С другой стороны, взрослый должен поощрять стремление ребёнка прочно встать на ноги, поскольку в противном случае он может быть подавлен чувством стыда и неловкости от своих неудачных действий, сомнениями в собственной ценности для окружающих его близких людей.
Итак, согласно Эриксону, у дошкольника должны развиться, во-первых, основополагающее чувство доверия к окружающему миру, в особенности к родителям, а во-вторых, чувство автономии, реализующейся в определенных рамках. Оба эти достижения повышают самооценку, поскольку ребёнок чувствует себя окруженным теплом и заботой родителей и уверен в своей компетентности относительно определенного круга задач. Одобрение родителей и одобрение себя самого соединяются как в фокусе в формировании ощущения собственной ценности.
studfiles.net
Образ-Я Википедия
«Я-концепция» («Я-образ», «Образ Я», англ. one’s self-concept, а также: self-construction, self-identity или self-perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям[3].
Термин[ | ]
Термин «„я“-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта.
Понятие «„я“-концепция» развивалось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «я» как фундаментального фактора поведения и развития личности[1].
Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «„я“-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания[2].
«Я»-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем[3].
Проблемы определения «я»-концепции[
ru-wiki.ru
Вопрос 53. «Образ Я» и «Я-концепция».
Я-концепция — относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов.
Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции — образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, — самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.
Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности.
Три главных элемента Я -концепции:
1) Когнитивная составляющая — образ Я — представление индивида о самом себе.
2) Эмоционально-оценочная составляющая — самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
3) Потенциальная поведенческая реакция — те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Составляющие Я-концепции:
Ø реальное Я (представление о себе в настоящем времени),
Ø идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы),
При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).
Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:
1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3.Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский: Образ Я — относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я -реального» и «Я -идеального», атакже различение «материального Я» и «социального Я».
Я-концепция – устойчивое обобщенное внутренне не противоречивое, выраженное вербально представление о самом себе, стстема утновок относительно собственной личности.
Кон: Я-концепция как установка включает:
а) знание о себе в) планы поведения по отношению к себе
б) эмоциональное отношение к себе
Она уникальна и специфична для каждого человека.
Механизмы формирования Я-концепции:
интериоризация чужих оценок — теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)
Мнение человека о себе зависит от того, как его оценивает референтная группа, причем сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы может быть очень устойчив. Изменения будут более значительными, если человек думает, что референтная группа единодушна в оценке его качеств.
Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.
социальное сравнение – проявляется двояко:
· человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями
формула Джемса: самоуважение = успех
притязания
· человек сравнивает себя с другими людьми
Т.о., он учитывает не только свои успехи, но и успехи других, принимает в расчет ситуацию в целом.
Люди гораздо яснее осознают то, что они отличаются от других, т.е. от подразумеваемого среднего (физические недостатки, национальные меньшинства). Индивидуальность воспринимается как отличие от других и человек должен выбрать группу на которую он может/хочет ориентироваться и сравнивать себя с ней, а это определит его самоуважение.
Процесс социального сравнения двусторонен – человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других воспринимает и оценивает по себе, невольно приписывая другим собственные черты, считая их более правильными.
самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена.
Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:
а) восприятия своих внутренних состояний
б) наблюдения своего открытого поведения
в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется
Чем слабее или непонятнее внутренние сигналы, тем больше человек судит о себе по своим поступкам. Причем, успех чаще приписывает себе, а причины неудач ищет вовне. Самоатрибуция селективна в отборе причинных факторов, в их интерпретации, в неодинаковом к ним внимании. Ту же функцию – оправдать свое поведение — выполняет эго-защитный механизм рационализации.
смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я
На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взамопереходы.
Понятие смысловой интеграции подчеркивает системность и ценностно-смысловой характер, неразрывную связь между когнитивными (что, насколько и благодаря чему осознается) и мотивационными аспектами Я-к.
Разная субъективная значимость разных аспектов Я позволяет людям находить оптимальные для себя направления самореализации. Дифференцированно-избирательная система личных ценностей и самооценок позволяет большинству людей сохранять высокое самоуважение, независимо от своих жизненных поражений и неудач.
Формирование, развитие и изменение Я-к. обусловлено социальной средой. Человеческое Я осознается в контексте отношений как идентичность (Я или не Я) и как потенциальное взаимодействие Я – другой.
Формы Я-концепции:
— реальное Я – каким человек видит себя в данный момент
— идеальное Я – каким хотел бы быть
— возможное Я – какое Я кажется ему возможным
— фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно
— динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель
— представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим
Могут быть также частные виды (профессиональное Я) и рассогласование ожжет стать источником внутриличностного конфликта или фактором самосовершенствования.
Степени развития самосознания (для сравнения уровня развития самосознания у разных людей или на разных стадиях развития у одного и того же человека) (Розенберг):
· степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; чем больше качеств, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень самосознания.
· степень отчетливости образа Я, его субъективная значимость для человека; один человек много думает о себе, старается целенаправленно формировать себя, у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии также могут разниться: один озабочен свое внешностью, другой – умственными способностями, третий –моральным обликом.
· степень внутренней цельности, последовательности образа Я; т.к. человек видит себя под разными углами зрения его самосознание противоречиво, но характер противоречий может быть разным: один вариант – осознание расхождения в степени развития каких-либо свойств (человек знает, что у него недостаточно развиты какие-либо качества и старается их развить), другой вариант – человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний при низкой оценке своих способностей в значимой сфере деятельности).
· степень стабильности образа Я, устойчивости его во времени
Образ Я многозначен, он включает в себя телесное чувство, образ тела, самотождественность, протяженность (мои мысли, мои вещи, моя религия). Образ Я, который складывается в результате личного жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, других людей и оценивание собственного поведения.
Основные направления исследования физического облика:
ü тело как хранилище Я, как граница личного пространства
ü внешность
ü тело как носитель символических знаков
Похожие статьи:
poznayka.org
Самосознание Личности. Образ я. Я-концепция
Образ Я — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
На житейском уровне Я понимается большинством людей, прежде всего, как кажущаяся человеку наиболее значимой в обществе, в котором он живет, выполняемая им функция, или роль, или совокупность их, либо как присущее ему единство физических и психических характеристик или как активно работающий внутренний мир.
Я человека всегда обладает ценностным весом, ценностным значением.
В Я человека объективируется его самость – единственность и неповторимость каждого данного конкретного человека, проявляющаяся в своеобразии его тела и его души, в характерных только для него особенностях осознания.
В определенный момент жизни у каждого человека возникает чувственный образ самого себя, происходит наделение себя теми или другими чертами личности, конкретными свойствами себя как деятеля, одновременно складывается оценка себя, вырабатываются способы поведения, способы воздействия на свои тело и душу.
Психологи фиксируют у человека не один образ «Я», а множество сменяющих друг друга «Я-образов», попеременно то выступающих на первый план, то утрачивающих свое значение в различных ситуациях.
Я-концепция является результатом личностного развития человека. Это система самовосприятий, понимания, определения себя субъектом, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой. Это относительно устойчивая система выражения множественных Я, система установок, направленных на самого себя, включает на разных уровнях своего проявления такие механизмы, как когнитивный, эмоциональный, волевой, поведенческий. Я-концепция как система развивается в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе. Компоненты Я-концепции:
Когнитивный – представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.
Эмоционально-оценочный компонент – самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение…
Волдевой – достижение целей, активность человека.
Поведенческий – стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и взрослых, повысить свой статус, или желание остаться незамеченным…
Когнитивный компонент обеспечивает представление о качествах, способностях, внешности, социальной значимости, это те категории, в которых субъект осознает свои особенности.
Эмоциональный компонент – компонент, связанный с оценкой субъектом самого себя, своих потребностей, возможностей, желаний, интересов, идеалов, ценностей, выражает отношение к себе в целом и к отдельным сторонам своей личности, деятельности. Самооценка – действенный феномен, позволяющий совершенствовать самого себя. Я-концепция объединяет систему самооценок и образует ценностное отношений к самому себе., включающее в себя уровень притязаний, общую направленность мотивационной сферы. Мотивация достижений, ориентированная на успех, и реальная успешность деятельности свидетельствует об адекватной самооценке. Мотивация избегания неудач связана с неадекватной самооценкой: завышенной или заниженной. Высокий уровень самоуважения выражается в полном принятии себя, своих достоинств или недостатков, что позволяет принимать других людей такими, каковы они есть, с их совершентсвами или ущербностью.
Волевой компонент – сложная динамическая система психической регуляции деятельности личности, направленной на достижение целей, как особая форма внутренней активности субъекта, как сложная функциональная система интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов.
Поведенческий компонент – выступает в качестве интеграла, воплощая действие когнитивного, эмоционального, волевого начала в процесс принятия решения, управления своим поведением, ответственности за свой выбор.
studfiles.net
«Я»-концепция в психологии | PSYERA
«Я»-концепция понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Другими словами, «Я»-концепция включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками.
Значительная часть вопросов, связанных с описанием этой системы (ее структурой, формированием и динамикой), еще подлежит дальнейшей разработке. Разночтения по ряду фрагментов «Я»-концепции таковы, что не имеет смысла подвергать их критике. Однако важность проблемы столь велика, что высшую степень актуальности приобретает ознакомление с уже имеющимися результатами исследований как основой для дальнейших разработок. Трудность изучения проблем «Я»-концепции заключена в наличии противоречий во внутреннем мире человека, в слабой осознанности им некоторых сторон своей личности. Характерно, что за последние 30 лет количество исследований и книг по проблематике «Я»- концепции более чем удвоилось.
Образ «Я» — это целостное представление человека о самом себе. Оно не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств. В образе «Я» более значимым моментом является не столько автобиографическое самоописание, сколько самоопределение: Кто я? Каков я? Чего я хочу? Что я могу? Каким я стану? От того, каким видит себя индивид (каков его образ «Я»), зависят его стратегии взаимодействия с другими людьми, его формы поведенческой саморегуляции, отношение к деловым партнерам и в целом его отношения с окружающим миром. Важно, что образ «Я» обусловливает отношение к себе, самоуважение, любовь к себе или, как говорят психологи, принятие себя. Любовь к себе не означает возвышение над окружающими. Наоборот, именно любовь К себе позволяет человеку любить других, оценивать их по достоинству. Об этом писал Э. Фромм:
«Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек».
Образ «Я» обычно включает в себя:
- «Я» — реальное — как представление индивида о себе, каков он на самом деле;
- «Я» — идеальное — как его представление о своем желаемом образе;
- «Я» — зеркальное — как его представление о том, что о нем думают другие;
- «Я» — фантастическое — как представление индивида о том, каким он мог бы стать при благоприятном стечении обстоятельств и др.
Сложное взаимодействие всех этих сторон образа «Я» практически исключает возможность нахождения индивида в состоянии полного «психологического штиля», бесцельного существования и бездеятельности.
В отечественной психологии в структуре «Я»-концепции выделяют следующие компоненты:
- когнитивный, содержащий образ своей внешности, способностей, личностных качеств, своего статуса в коллективе и др.;
- эмоциональный, отражающий отношение к себе;
- оценочно-волевой, выражающий стремление индивида повысить свою значимость, социальную роль, авторитет и т.п.
Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания. Символично, что фундаментальный курс «Общая психология» начинается и завершается понятием «сознание», охватывая все стадии его развития в онтогенезе человека.
psyera.ru
ОБРАЗ Я — это… Что такое ОБРАЗ Я?
Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия
Образ — Образ: В Викисловаре есть статья «образ» Образ визуальный образ, зрительный образ, изображение. Художес … Википедия
ОБРАЗ — в философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувств. ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления понятия, суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику… … Философская энциклопедия
образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие О. используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным… … Большая психологическая энциклопедия
ОБРАЗ — 1. ОБРАЗ1, образа, мн. образы, муж. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, что хорошего?» А.Островский. Потерять образ… … Толковый словарь Ушакова
ОБРАЗ — 1. ОБРАЗ1, образа, мн. образы, муж. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, что хорошего?» А.Островский. Потерять образ… … Толковый словарь Ушакова
образ — Икона, лик. Образ складень. .. См. вид, изображение, икона, способ, стиль главным образом, другим образом, коренным образом, никоим образом, по образу, по образу и подобию, принять ангельский образ, равным образом… Словарь русских синонимов и… … Словарь синонимов
ОБРАЗ — явление, возникающее как рез т запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации духовной или физической; О. есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно… … Энциклопедия культурологии
ОБРАЗ — ВООБРАЖАТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ОБРАЗ. Воображать, воображение слова, унаследованные русским литературным языком от языка старославянского. Морфологический состав слова вообразить показывает, что его первоначальным значением было дать образ чему нибудь … История слов
Образ — ОБРАЗ (в поэзии). Вопрос о природе поэтического образа принадлежит к наиболее сложным вопросам поэтики, ибо в нем пересекаются несколько доселе еще не разрешенных проблем эстетики. Прежде всего следует отбросить те узкие и поверхностные… … Словарь литературных терминов
образ — 1. ОБРАЗ, а; мн. образы; м. 1. Внешний вид, облик; наружность, внешность. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Мне часто вспоминается её нежный о. О. молодого Чехова запечатлён на фотографиях. Это был настоящий дьявол в образе… … Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
Твоя суть | Образ Я, или что мы о себе знаем
То, что мы будем рассматривать в этой главе, вам может ничего нового про вас не сказать, но одно вы должны увидеть точно: вы увидите то, как вы себя видите. И когда вы это увидите, вы сможете понять кое-что про себя. Мы уже много говорили про отождествление. Про то, что есть ощущение себя, чувство Я и есть его отождествление с разными формами: с ролью, с телом, с образом и т.д. И мы выяснили, что ощущение Я и выполняемая нами роль — не одно и то же, что ощущение Я и наше тело — не одно и то же. Получается, что есть чувство Я, а есть масса образов, ролей и форм, с которыми мы себя отождествляем. Давайте попробуем обобщить все наши знания про самих себя и понять, кем и чем мы себя считаем, и является ли это действительно истиной про нас.
Но начнем мы наше исследование, пожалуй, с несколько иного ракурса: то, как мы видим себя, и то, как нас видят другие. Я уже неоднократно в предыдущих главах делал акцент на то, что у нас есть свой внутренний мир, к которому другие люди доступа не имеют. Это мир наших эмоций, ощущений, мыслей. Есть также внешний мир, который доступен остальным людям. Как вы думаете, где находится ваше ощущение себя: во внешнем мире или во внутреннем? Акцентирую внимание на том, что я имею в виду именно ощущение себя, чувство Я, о котором мы говорили в предыдущих главах. Очевидно, что ощущение Я находится в вашем внутреннем мире. Разве вы можете его кому-то показать? Когда вы смотрите на мир, вы его видите, как бы из головы (или даже из глаз), или из сердца, кому как ближе. При этом примерно туда (в голову или в сердце) вы условно помещаете свое ощущение себя.
Когда вы говорите «Я» вы обычно имеете в виду именно себя как чувство Я. И это, однозначно, субъективное ощущение. Однако, как на вас смотрят окружающие? Они точно не осознают это ваше ощущение себя. Все, что они могут о вас сказать, может касаться только ваших внешних проявлений. Они видят только ваше тело и его проявления: как оно выглядит, ваше внешнее поведение, характер, голос, и т.д. Это все относится к внешней реальности, т.к. только её вы можете разделить с другими.
Вот и выходит, что вы, когда говорите «Я», имеете ввиду одно — внутреннее чувство Я. Другие люди, когда говорят о вас имеют ввиду совсем иное — ваши внешние проявления. Пока вы смотрите на то, что происходит в вашем внутреннем мире, т.е. ваши мысли, образы, сны, чувства, другие люди наблюдают ваши внешние проявления, т.е. поведение вашего тела, ваши поступки, внешнее проявление ваших эмоций и т.д. Как, получается, люди вас оценивают? Кем они вас считают? Они считают, что вы — это ваше тело. И это естественно, т.к. только так они вас и знают.
Давайте посмотрим на этот процесс с двух сторон: со стороны сторонних людей, и со стороны вашего субъективного взгляда на мир. Вот смотрите, у родителей рождается ребенок. Они его называют, например, Коля. Они знают, что Коля — мальчик, т.к. у него присутствуют мужские половые признаки. Они знают, сколько Коля весит, каково здоровье Коли, какой цвет его глаз, и на кого он больше похож — на маму или на папу. Они это все знают потому, что они уже взрослые и умеют различать такие признаки у ребенка. Кроме того, и это самое главное, Коля для них — это вот это вот тельце, которое они перед собой видят. И, когда они обращаются они в нему, они, по сути, обращаются к этому тельцу. Даже имя Коля они дали именно телу новорожденного.
Я не хочу сказать, что родители относятся к ребенку, как просто к телу. Конечно, они видят в нем живую душу, живого человека, который, хоть и маленький, но осознает этот мир, имеет свой характер и свои особенности проявления. Конечно, они понимают, что он сознательный, и что у него есть такой же субъективный мир, как и у них, но непосредственно этого они не видят, поэтому обращаются к тому, что видно — в телу ребенка.
Итак, ребенок растет. У него появляются особенности поведения, выкристаллизовывается характер. Его тело постепенно начинает принимать более конкретные формы: он становится или полным или худым, или здоровым или болезненным, или блондином или брюнетом, или смышленым или глуповатым. Все это родители ребенка видят, непосредственно наблюдая за его поведением. Все эти особенности родители выделяют в нем потому, что в их культуре, где они выросли, научились выделять именно такие признаки. И они это делают только на основании своего субъективного мнения. Например, ум ребенка — достаточно широкое понятие. Он может быть несмышленым в раскладывании фигурок по кучкам по цвету, но может быть смышленым в умении общаться с другими людьми. Какой он, в таком случае, умный или глупый? Очевидно, что ни то, ни другое. Несмотря на это, родители на основании своей субъективной оценки дают ребенку ту или иную оценку — глупый или умный. То же самое касается и других признаков. Полнота, например, тоже субъективная оценка. Для одного человека ты — худой, для другого — полный. Еще пример. Одному из родителей может показаться, что у ребенка кривоватые ножки. Так это или нет — судить врачу, но родитель делает свое заключение и считает, что его ребенок кривоногий. Это так же субъективное заключение.
Часть характеристик и оценок ребенка родителями субъективна. Например: ум, сила, нормальность, красота, и др. Другая часть характеристик достаточно объективна. Например: вес, рост, цвет глаз, пол и т.д. Как бы там ни было, родители дают характеристики и оценки ребенку на основании того, что они видят и на основании своего взгляда на вещи, какими они должны быть. Повторюсь еще раз: эти все их оценки происходят только на основании того, как проявляет себя тело ребенка.
Давайте теперь посмотрим на все эти процессы со стороны ребенка, точнее, со стороны того, как он воспринимает мир. Возьмем вас. Как вы воспринимаете мир? Как бы из своего тела, из своей головы. Оттуда вы за всем наблюдаете. Так же, естественно, и у ребенка. Итак, что же видит и осознает ребенок? Здесь достаточно сложно судить, т.к. это внутренний опыт ребенка. Сложно представить, что же происходило в раннем детстве в сознании ребенка. Однако мы попробуем это представить исходя из того, как устроен наш личный субъективный опыт. Представьте, что вы маленький ребенок, который о себе ничего не знает. Все, что вы знаете о себе, так это ваше ощущение себя, своего присутствия. В это время вы отождествлены со своим ощущением себя. Естественно, вы видите и чувствуете свое тело, а также слышите голоса родителей, которые к вам обращаются. И вот родители, видя вас как ваше тело, показывают на ваше тело и говорят, что это вы. Они говорят вам, что вы — Коля, что вы мальчик, полненький, азарной и красивый. Они говорят, что у вас таланты к рисованию. Соседка тетя Глаша сказала, что вы несколько глуповаты. А тетя Зоя сказала, что у вас мамины глаза. Конечно, они все это говорят про ваше тело и ваше поведение, но при этом обращаются к вам и говорят что это именно ВЫ такой. Так как вы понятия не имеете, кто вы такой, то принимаете все это на веру.
Вы постоянно находитесь в обществе взрослых и, естественно, постепенно перенимаете их взгляд на мир. В том числе вы принимаете их представление о вас. Вы перестаете верить своим ощущениям, тому, что вы — это ваше ощущение присутствия, ваше чувство Я. Авторитет взрослых достаточно силен, чтобы вы начали считать себя тем, что о вас говорят эти большие и авторитетные люди. Постепенно вы все больше начинаете считать себя этим телом с именем Коля. Также вы узнаете, что вы мальчик, полненький, азарной, красивый. Вы принимаете на веру, что у вас есть талант к рисованию, что вы глуповаты, и что у вас мамины глаза. Вы начинаете считать собой все то, что о вас говорят.
Так формируется в уме человека абстрактный образ под названием «Я». Почему это абстрактный образ? Потому что все, что ребёнку говорят о нем взрослые, это все только информация. В уме создается некий образ «Я», и все, что человек про себя узнает от окружающих, добавляется к этому образу в виде дополнительной информации. Впоследствии человек узнает, что он — Овен, что у него холерический характер, что он русский и что принадлежит знатному роду. Постепенно этот образ себя у человека расширяется за счёт новой информации. Часть знаний о себе он узнает от окружающих, часть — просто наблюдая за собой. Например, ребёнок пытается залезть на высокое дерево, как это делают его ровесники, но у него ничего не получается. После ряда неудачных попыток он заключает, что он не умеет лазить по деревьям. Это убеждение добавляется к его образу себя. Теперь, зная это, он в будущем даже не будет пытаться залезть на дерево, хотя физически он уже достаточно для этого развился.
Вот так вырастает мальчик Коля и его образ себя заполняется примерно такой информацией: его зовут Николай Лыжин, он из семьи шахтеров, он мальчик, ему 10 лет, он украинец, он умеет хорошо играть в футбол, ему плохо даются точные науки, но хорошо дается русская литература, и т.д. Как вы понимаете, то, что я перечислил про мальчика Колю — капля в море той информации, которую имеет этот ребёнок про себя. И вся эта информация входит в его образ Я.
Если спросить этого ребёнка в более-менее взрослом возрасте, кто он, то он, скорее всего, начнёт перечислять что-то из этого списка, входящий в его образ Я. Однако, как мы говорили ранее, когда мы говорим слово «Я» у нас возникает особое чувство или ощущение, которое мы выше назвали чувством Я, или ощущением себя. Получается, что в сознании взрослого человека есть, как бы, два объекта, которые называются Я: чувство Я и образ Я. Когда человек говорит «Я хочу есть» то он имеет в виду своё чувство Я. Когда человек говорит «Я умею хорошо готовить», то он имеет в виду свой образ Я. Однако, чаще всего, человек думает о себе именно как об образе Я, при этом полагая, что он и есть этот образ Я. При этом человек редко задумывается о своём чувстве Я, редко обращает на него внимание. Так происходит замещение его изначального ощущения себя на образ себя. А образ себя — это абстрактный образ в его уме. Мы уже в предыдущих главах этот процесс описывали. Это и есть отождествление себя с образом Я.
Как мы видим, наш образ себя содержит очень много информации. Давайте попробуем перечислить все то, что может входить в этот образ. Т.к. пунктов очень много мы их разделим на группы. Итак, что входит в образ Я?
- Физическое тело
- Пол. Мужской, женский. Пример: Я — мужчина.
- Внешний вид. Цвет глаз, цвет волос, стройность, рост, телосложение и все остальные особенности тела человека. Пример: Я брюнет; у меня голубые глаза; я в меру упитанный; мой рост 1,76 метра; у меня длинные волосы; на левой ноге у меня рубец от пореза и т.д.
- Возраст. Пример: Мне 28 лет.
- Состояние здоровья. Общий физический тонус, хронические болезни, подверженность заболеваниям и др. Пример: Я, в общем-то, здоровый человек; У меня хронический гастрит и плоскостопие; Я легко простужаюсь.
- Отношения с людьми
- Семья и отношения с семьей. Сюда входят все люди, которых я считаю своими родственниками. Особый круг составляют близкие люди: родители, братья, сестры, дети и все остальные, кого я считаю своей семьей. Сюда же стоит добавить все особенности моих отношений с каждым из членов моей семьи. Пример. Моя мать — Белоусова Мария Филипповна. У меня с ней дружеские отношения, правда, иногда мы ссоримся по поводу моей профессии. Мой брат — Белоусов Кирилл Потапович. У меня с ним натянутые отношения. Мой дед — Белоусов Захар Семенович. Он ветеран войны и имеет медаль за отвагу, которую ему вручил сам Сталин. И т.д.
- Род. Пример: мы — род Белоусовых, мы — аристократы, мой прапрадед имел поместье в Ростовской губернии.
- Друзья и отношения с друзьями. Пример: У меня 5 друзей. Один из них — полковник спецслужб. Они ко мне относятся замечательно, я к нему тоже. С одним из них у меня общий бизнес.
- Коллеги и отношения с коллегами. Пример: Я работаю в офисе. Я общаюсь с десятью коллегами. С одним из них у меня постоянная вражда. С двумя другими я дружу. С остальными у меня формальное общение. Шеф у меня замечательный. Он признает мои достижения и относится с пониманием к своим сотрудникам.
- Общее отношение людей ко мне. Пример. В принципе основная масса людей, которых я знаю, относятся ко мне уважительно. Многие из них даже любят меня и считают очень веселым человеком.
- Положение в обществе
- Имя. Пример: Меня зовут Белоусов Иван Потапович. Родственники меня зовут просто Ваней. Друзья меня зовут Ванек.
- Образование и профессия. Пример: Я имею высшее образование по специальности системотехника.
- Работа и должность. Пример: Я работаю на фирме “Рога и копыта” старшим инженером.
- Уровень дохода. Пример: Я получаю 1000 долларов в месяц.
- Принадлежность социальной группе
- Национальность. Пример: Я — русский.
- Раса. Пример: Я — белый.
- Вероисповедание. Пример: Я — буддист.
- Социальный класс. Пример: Я отношусь к элите общества.
- И др.
- Собственность
- Место жительства. Пример: Я живу в элитном районе в центре Москвы в пятикомнатной квартире.
- Личная собственность. Все, чем я владею. Пример: У меня есть магнитофон, паяльник, люстра, штаны из Китая, кепка, телефон IPhone, дом на Рублевке, две фирмы по производству мебели, автомобиль Ауди и т.д.
- Личные особенности
- Характеристики себя. Т.е. какой я. Пример: Я — смелый, сильный, разносторонний, жадный, красивый, злой, доверчивый и т.д.
- Типичное поведение. Особенности моего поведения в разных ситуациях. Пример: при девушках я робею; если меня задеть, то я дам сдачи; я спокойно отношусь к увлечениям моего сына; я всегда стараюсь прийти на помощь человеку; и т.д.
- Знания. Пример: я знаю, как устроен телевизор, как выиграть в рулетку, как правильно инвестировать деньги; я хорошо знаю школьный курс физики; у меня диплом по вязанию крючком; и т.д.
- Умения. Пример: Я умею хорошо ловить рыбу, играть в шахматы, строить дома, знакомиться с девушками, плавать, играть в нарды и т.д.
- Интересы. Что мне интересно и не интересно. Пример: мне интересно все, что связано с миром моды; мне интересно читать детективы; мне интересно играть с сыном; мне не интересно ходить по магазинам; мне не интересно играть в футбол; и т.д.
- Предпочтения. Пример: мой любимый цвет — синий; мне нравится джаз; я люблю хризантемы; мне нравятся девушки с мягким характером и красивыми ножками; я не приветствую грубость; я уважаю людей со своей точкой зрения; и т.д.
- Профессиональные качества
- Мастерство. Пример: я — мастер спорта по биатлону.
- Таланты. Пример: я очень хорошо умею рисовать; я талантливый руководитель; мне легко даются точные науки; и т.д.
- Линия жизни
- Личная история. Вся история моей жизни. Биография. Пример. Я родился в Воронеже. В три года я заболел скарлатиной. В пять лет наша семья переехала в Москву. В школе я учился плохо. В девятом классе я подрался с одноклассником. После школы я поступил в институт. И т.д., все то, что я про себя помню.
- Видимое будущее. Планы на будущее — близкие и дальние. Ожидания, опасения. Пример. Я собираюсь через год переехать в Ашхабад. А этим летом я думаю поехать отдохнуть на Мальдивы. В перспективе я хочу поменять профессию и род деятельности. Хочу стать летчиком.
Этот список — просто первое приближение того, что может входить в наш образ себя. Естественно, он не полный, и его можно пополнять и пополнять. Но и этого достаточно, чтобы вы могли оценить, как много мы вкладываем в понятие себя. В детстве наш образ себя еще не настолько расширен. Однако, с каждым годом это список пополняется и изменяется. Да и мы сами, в общем, очень много времени своей жизни уделяем тому, чтобы сделать этот список таким, чтобы мы могли собой гордиться. Часть пунктов из этого списка нам нравятся и мы их, при возможности, пытаемся показать другим. Часть пунктов мы пытаемся скрыть, т.к. нам кажется, что они нас не красят. И, если посмотреть правде в глаза, мы носимся с этим списком, как с писаной торбой. Мы тратим уйму времени и усилий в своей жизни на то, чтобы как-то подправить и украсить новыми весомыми пунктами этот список. Мы идем в спортзал и занимаемся своим телом. Мы получаем образование. Мы удачно выходим замуж и рожаем детей. Мы идем на тренинги, чтобы стать более уверенным в себе. Мы создаем себе карьеру. Мы покупаем дорогие игрушки: машину, двухэтажную виллу, IPhone последней модели. Мы пытаемся как-то повысить свои доходы. Мы хвастаемся перед другими своими достижениями и своей собственностью. А все для чего? Чтобы мы могли впоследствии сказать: «Со мной все в порядке», или “Какой же я классный!”
Как вы думаете, почему мы так много времени и усилий уделяем тому, чтобы сделать из своего образа Я конфетку? Потому, что мы стали в свое время думать, что мы — это наш образ Я. Мы отождествили себя с этим списком пунктов, который входит в наш образ Я. А раз я — это то, что я о себе знаю (образ Я), то возникает естественное желание стать больше и лучше. А как это сделать? За счет увеличения и коррекции образа Я. Однако, это очень приближенное объяснение причин нашего поведения. Более полно по этому поводу мы поговорим с вами в отдельной книге, посвященной, как раз, нашим устремлениям и чаяниям, нашему поиску счастья, и причинам нашего несчастья. Здесь же мы уделим внимание тому, как на нас влияет это отождествление со своим образом Я.
Это влияние мы уже частично рассматривали, когда говорили об отождествлении чувства Я с той или иной формой: физическим телом, ролью, образом и т.д. На самом деле, то, кем мы себя считаем и что считаем своим — это все входит в наш образ себя. “Я — доктор”, “Я — мать”, “Я — это мое тело”, “Я — женщина”, “Я — человек” — это все части образа себя. “Я имею машину BMW бизнес класса”, “Я владею компанией по производству кирпичей”, “У меня лучшие друзья”, “Я имею знакомство с главой Роснефти” — это все, что я считаю своим, и это все входит в мой образ себя.
Что произойдет, если вдруг у меня нарушится дружба с главой Роснефти? Очевидно, я расстроюсь. Ведь до того я был аж другом этого высокопоставленного человека, а теперь я им не являюсь. Мой образ Я потерпел урон. Я слыл радушным и добрым человеком среди людей, но вчера меня мой знакомый довел до белого каления, и я его ударил. Мой образ меня теперь “запачкался”, и я уже не такой хороший, как был раньше. Но сегодня мне друзья подарили уникальную вещь: копье, принадлежавшее индейцам племени Чероки. Теперь я гордый и единственный владелец такого копья в нашем городе. Мой образ себя пополнился новый приятным мне пунктом. А еще, вчера моя дочь стала чемпионкой мира по гимнастике. Я — гордый родитель. Мой образ себя стал больше на один важный и весомый пункт. Однако у меня до сих пор нет собственной яхты, как у моих друзей. И это меня сильно расстраивает. Поэтому я буду сильно стараться, чтобы накопить денег на такую яхту, которую я бы мог показать своим друзьям и знакомым. И тогда я стану счастлив.
Наше отождествление со своим образом Я создает нашу сильную привязку ко всему тому, что входит в наш образ себя. После того, как появился этот образ в нашем сознании, он стал постепенно нарастать новыми знаниями и себе, которые мы получали, как от окружающих людей, так и от себя. Отождествляя себя с этим образом себя, мы начали принимать в его построении активное участие. Мы стали пытаться исправить те стороны этого образа, которые нас не устраивали, и одновременно мы работали над тем, чтобы пополнить его новыми пунктами, которыми бы мы гордились. Так мы начали, фактически, строить себя. Для нас это называется ростом, развитием. Однако, как бы мы ни старались, жизнь — непредсказуемая штука, и она периодически портит некоторые составляющие нашего образа себя. То машина поломается, то жена изменит с другим, то проблемы на фирме, то заболеете чем-то. И мы, получая вот такие вот неприятности, стараемся их исправить и вернуть в целое состояние. Конечно, жизнь не только забирает, но и преподносит приятные сюрпризы. Встреча с любимым человеком, выигрыш в лото, неожиданное повышение по карьерной лестнице, появление детей. Жизнь как берет, так и дает. А мы, как можем, своими руками выстраиваем из всего этого то, что мы бы хотели видеть в качестве своей жизни, в качестве себя. Но, как бы мы ни старались, наш человеческий век ограничен. Постепенно уходит молодость. Здоровье становится не таким крепким. Дети «вылетают из гнезда». Вы выходите на пенсию. Постепенно уходят близкие вам люди. Ваш образ себя постепенно все больше и больше сходит на нет. И в старости вы, возможно, начинаете понимать, что все, с чем вы о себе знали, было лишь вашим отождествлением, и когда вы умрете, исчезнет все, абсолютно все, что вы считали собой. Исчезнет ваш образ Я. А что же остается, когда исчезает образ Я, но вы все еще живы? Только чувство Я, которое всегда было с вами, но на которое вы почти никогда не обращали внимание.
youressence.info