Потребности в психологии – Потребность — психология

Содержание

Понятие потребности в психологии. Виды потребностей — КиберПедия

 

Потребности разных порядков. Потребности и эмоционально-мотивационные феномены человеческой психики образуют сегодня один из фокусов научного и общественного внимания. С познанием этих явлений связываются надежды понять психологические механизмы деятельности, научиться предсказывать человеческие поступки и управлять ими. Кроме того, очевидна тесная связь потребностей и эмоций с переживаниями счастья и удовлетворенности человека разными сторонами и сферами жизни.

К сожалению, теоретическая ситуация в рассматриваемой области исследований характеризуется рядом нечеткостей и противоречий, что мешает психологии и связанным с нею наукам дать адекватный ответ на острые практические запросы, касающиеся потребностей и их формирования. В данной статье будут рассмотрены возможные способы упорядочения и реконструкции сложившегося концептуального аппарата и их эвристический потенциал.

В основу определения потребностей целесообразно положить понятия сохранения и развития (совершенствования) субъекта. Научным и обыденным сознанием феномены сохранения и развития воспринимаются как проявления благополучия субъекта, поэтому для обозначения данных процессов и образующих их состояний естественно воспользоваться термином «благо». Этим же термином обозначим те состояния и процессы субъекта и его внешней среды, которые являются причинами (условиями) сохранения и развития субъекта.

Практический и научный интерес представляют главным образом те процессы сохранения и развития субъекта, которые подвержены обратимым нарушениям. Обратимое нарушение, т. е. восполнимое отсутствие какого-либо блага X, как раз и можно назвать «потребностью в благе X»: человек при этом действительно часто требует восстановления нарушенной целостности, прерванного процесса развития или же появления условий, обеспечивающих это восстановление.

Таким образом, потребность в благе X — это отсутствие этого блага в течение определенного периода времени, а благо X — наоборот, отсутствие потребности в нем. Иными словами, наличие блага уничтожает или уменьшает соответствующую потребность, а наличие потребности — соответствующее благо. Использование двух категорий — «потребность» и «благо» — представляется не менее удобным, чем традиционное выделение разных состояний самой потребности — ее дефицита и насыщения, поскольку оно ясно подчеркивает качественную разницу между двумя видами феноменов. Однако это вовсе не исключает возможности выделения их общих черт, что достигается благодаря использованию понятия ценности. Благо — это позитивная ценность (или нечто полезное), а потребность — негативная ценность (или нечто вредное).



Трактовка потребности как негативной ценности часто вызывает возражения на тех основаниях, что напряженные потребности — это необходимые предпосылки переживаний радости и счастья, что существует представление о богатстве потребностей и т. п.

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.

Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека несть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».

Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. Маршалл ссылается на классификации Бентама, Бенфилда, Джевонса, МакКуллоха, Германна и других авторов.

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи — третьей и четвертой группам; потребности роста — пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.



Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков — три группы: обеспечения, призвания и престижа.

В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией».

Из этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры «Никон».

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

О силе потребности в творчестве можно судить по биографиям выдающихся ученых и художников. Многие из них, подобно П. Гогену, ради возможности творить отказывались от благополучного существования. Архимед и Дмитрий Шостакович создавали великие произведения в осажденных городах. Двадцатилетний Эварист Галуа в тюремной камере разрабатывал основы современной алгебры; накануне дуэли, которая закончилась для него трагически, он писал математическую статью.

Современная биология и психология рассматривают высшие духовные и социальные потребности (в том числе потребности в творчестве и альтруистических действиях) как результат эволюции. Эти потребности направлены на приспособление человека к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества.

Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.

Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают: 1) всего диапазона потребностей человека; 2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей; 3) уровней удовлетворения потребностей; 4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

Чтобы учесть эти факторы, целесообразно прежде всего разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.

К потребностям существования обычно относят физиологические и безопасности. Мы полагаем, что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.

Так, у Маршалла имеются следующие утверждения: «Законы, направленные против роскоши, оказывались тщетными, однако было бы огромным достижением, если бы моральный дух общества смог побудить людей избегать всех видов хвастовства индивидуальным богатством. …Мир был бы намного совершеннее, если бы каждый покупал вещей меньше и проще, старался выбирать их с точки зрения их истинной красоты; …рассмотрение воздействия, оказываемого на общее благосостояние способом, каким каждый индивидуум тратит свой доход, — это одна из самых важных задач практического приложения экономической науки к образу жизни людей».

Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. В качестве иллюстрации можно привести данные о «возвышении» потребностей в Германии после второй мировой войны. С отчетливостью, свойственной немецкому языку, экономисты Германии пишут о трех больших волнах потребностей в течение первых 5-6 лет восстановления экономики: «der sogenannten «Fress-Welle» (так называемой «волне обжорства»), «der Kleidungs-welle» («волне одежды»), «der Wohnungs-welle» («квартирной волне»). После этого стали развиваться потребности в роскоши (die Luxusbediirfnisse).

У большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Вместе с тем с древнейших времен известно, что чем меньше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы от жизненных обстоятельств и сильных мира сего. Все великие философы и религиозные деятели — те, кого принято называть Учителями человечества, призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Многочисленные высказывания на эту тему приводит А. Шопенгауэр. Например: «…Сократ, при виде выставленных к продаже предметов роскоши, воскликнул: «Сколько существует вещей, которые мне не нужны».

Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:

1) материальные блага для индивидуума и семьи;

2) власть и слава;

3) знания и творчество;

4) духовное совершенствование.

В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других — к власти и славе; у третьих — к знаниям и творчеству; у четвертых — к духовному совершенствованию.

В заключение остановимся на проблеме границ потребностей.

На первых страницах книг по основам экономической науки обычно постулируется, что таких границ не существует. Например, во введении одного из наиболее солидных учебников США по экономике отмечается: «Основная экономическая проблема, с которой сталкивается любое общество, заключается в конфликте между фактически неограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей». Аналогичное утверждение высказывают специалисты ФРГ и отечественные авторы. Тезис о безграничности потребностей обычно рассматривается как некая аксиома, из которой выводится необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, что, в свою очередь, предопределяет предмет экономической науки.

Несомненно, что не имеют границ духовные потребности человека, его стремление к знаниям, развитию и применению своих способностей. Что же касается материальных потребностей, то их безграничность нельзя считать очевидной. В мире вещей желания разумного человека с самым богатым воображением достаточно конкретны.

Иногда безграничность потребностей выводят из технического прогресса. Но, создавая новые товары и услуги, он, в конечном счете, выражается в росте среднедушевого потребления энергии и других ресурсов природы. Их количество ограничено и постоянно уменьшается.

Известно, что запасов нефти и многих других полезных ископаемых осталось лишь на несколько десятилетий. Этот факт все более осознается образованной частью населения и не может не влиять на формирование его потребностей.

Для того чтобы доказать необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, совершенно не обязательно исходить из аксиомы о безграничности потребностей человека. Известно, что чем меньше требования аксиом, тем прочнее здание теории. Поэтому в качестве постулата, определяющего задачи экономической науки, вполне достаточно утверждения о том, что потребности людей больше возможностей их удовлетворения.

Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после его достижения будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.

Основные отличия предлагаемой структуры потребностей состоят в следующем:

потребности делятся на два вида: существования и достижения целей жизни;

к первому виду относятся потребности: физиологические, безопасности, причастности;

ко второму — потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве, духовном совершенствовании;

выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши;

потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования;

базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия.

cyberpedia.su

1. Понятие потребности в психологии. Виды потребностей.. Понятие потребности и способности в психологии

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь ментальности личности и системы потребностей

2. Понятие системы потребностей человека

В удовлетворении потребностей, а они у разных людей разные, важно знать их содержательную сторону. В наше время существует множество различных классификаций потребностей. Надо отметить…

Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов

1.1 Понятие мотивов и потребностей в психологии

История развития человека связана с историей развития его потребностей. Потребности человека в пище, в жилье, одежде, отдыхе. В психологии в качестве источников, побудителей поведения человека используются понятия «нужда», «потребность»…

Понятие и природа человеческих потребностей

1. Понятие и природа человеческих потребностей

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, которое оказывается возможным благодаря деятельности. Выявить причины этой активности…

Потребности как источник развития личности дошкольника

1.1 Понятие и виды потребностей

Потребность — это такое состояние человека, коллектива или общества в целом, при котором они начинают осознавать зависимость своего развития, благополучия или состояния от каких-либо объективных условий своей жизнедеятельности…

Потребности личности

1. Понятие потребности

Общепризнано, что потребности — это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей — от биологической трактовки до социально-экономической…

Потребности личности

3. Классификация и виды потребностей

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей…

Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности

1. Понятие потребности с точки зрения разных наук

Наука Трактовка потребности Цель изучения Трактовка потребителя Экономика Потребность — основа спроса. Потребность — мотив, определяющий покупательское поведение субъекта…

Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности

2. Классификация потребностей, основные уровни удовлетворения потребностей

Очень много публикаций посвящено классификации потребностей. В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Абрахам Маслоу (1908—1970) — видный американский психолог…

Потребности. Их виды и развитие

2.Виды потребностей

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности…

Психологическая характеристика личности. Потребности и мотивы

Понятие потребности

Общепризнано, что потребности — это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей — от биологической трактовки до социально-экономической…

Психологическая характеристика личности. Потребности и мотивы

Классификация и виды потребностей

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей…

Психология и педагогика

9. Понятие о мотивах и потребностях как побудителях деятельности. Классификация потребностей и мотивов

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы…

Роль природной и социальной сферы в формировании потребностей человека

1. Определение понятия «потребности»; классификация потребностей

Потребности человека в широком понимании этого термина есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма человека (развития, здоровья, активного творчества, воспроизводства) и удовлетворения его интересов

psy.bobrodobro.ru

Проблема потребностей в современной психологии — МегаЛекции

Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться в первой четверти XX века. За это время появилось много различных концепций, от биологических до социально-экономических и философских, пытающихся объяснить природу потребностей, поэтому дефиниций этого до сих пор не «покоренного» термина существует великое множество. Остановимся лишь на тех из них, в которых отразились наиболее общие взгляды на эту проблему.

В «Толковом словаре» В. Даля потребность определяется как стремление «потреблять, расходовать, изводить, тратить на какую-то надобность, на потребу…» [26, с. 358-359]. Согласно С.И. Ожегову – это «надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения» [76, с. 572].

«Краткий психологический словарь» [40] рассматривает потребность как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

В «Большом толковом психологическом cловаре» [16] потребность – это некоторая вещь или состояние дел, которые в случае их наличия улучшило бы благосостояние организма. Потребность, в этом смысле, может быть чем-то базовым и биологическим, или же она может включать в себя социальные и личностные факторы и происходить из сложных форм научения; это внутреннее состояние организма, который нуждается в определенном предмете.

В философской литературе термин «потребность» описывается следующим образом: «Это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Потребность предполагает нужду в предмете потребности, она реализуется в процессе ее удовлетворения. Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности организма, либо к его гибели. До реализации потребности она существует как появляющееся и усиливающееся ощущение недостатка в чем-либо, по мере реализации потребности возникшее напряжение ослабевает и угасает. Потребности рождаются с появлением новых предметов, изменяются с изменением предметов потребностей и в процессе их потребления. Для животных характерно использование данных природой в готовом виде предметов потребностей, для человека – производство предметов потребности. Развитие потребностей человека совершается в процессе и на основе развития способа производства. Специфическими для него являются социальные потребности, порожденные развитием общества. Это потребность в труде, общении с другими людьми и т.п. Биологические потребности сохраняются у человека в снятом, преобразованном виде, они не существуют совершенно изолированно от социальных потребностей и, в конечном счете, опосредуются социальным развитием. Чем более богата, разнообразна и развита жизнь общества, тем богаче, разнообразнее и более развиты потребности людей. В доклассовом обществе человеческие потребности были слабо развиты и обычно не расчленены» [116, с. 374].



Весьма характерно, что в философско-политических, особенно социально-экономических источниках, потребители традиционно противопоставляются производителям, хотя каждый есть одновременно и то и другое. Тем не менее, в психологических изданиях последних лет все более чувствуется заметное влияние гуманистической и экзистенциальной парадигмы, поэтому и определение потребности приобретает специфический оттенок. Чаще всего она рассматривается как состояние субъекта, которое он испытывает при определенной нужде в тех или иных предметах, людях, объектах, материальных ценностях, необходимых для его экзистенции – онтологизации – существования [6; 96; 82; 109]. Обобщая различные рациональные моменты, выраженные разными авторами А.В. Ильин дает следующее определение потребности: «Потребность – это переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в его сознании нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием» [35, с. 37].

В специальной психологической литературе последнего столетия потребность рассматривалась и как нужда (Д.Н. Узнадзе, А. Маслоу, В.С. Магун, З. Фрейд), и как предмет удовлетворения нужды (В.Г. Лежнев, А.Н. Леонтьев), и как необходимость (Б.И. Додонов, А.В. Петровский, П.А. Рудик), и как состояние (И.А. Джидарьян, В.Н. Мясищев), и как мотив (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова).

Нужда, нехватка чего-то чаще всего понимается как дефицит, и именно в таком значении она принимается за потребность. Д.Н. Узнадзе [100] считает, что понятие потребности касается всего, что является нужным для организма, того, чем в данный момент он не обладает. При таком понимании наличие потребностей признается не только у человека и животных, но и у растений.

У человека нужда и потребность всегда тесно связаны друг с другом, но это не означает, что они абсолютно тождественны. «Потребности человека могут быть связаны не только с дефицитом, но и с избытком, поэтому и появляется потребность избавиться от чего-то лишнего. Нужда появляется как в отношении психологических раздражителей, возникающих спонтанно, без предшествующего переживания дефицита, так и в результате соблазнительности объекта, способного доставить удовольствие. Таким образом, узкое понимание нужды как дефицита с неизбежностью приводит и к ограниченной трактовке потребности как психологического явления» [35, с. 21].

А. Маслоу [59] называет дефициентными те потребности, неудовлетворение которых создает в организме «пустоты», которые должны быть заполнены во имя сохранения безопасности и здоровья организма. Дефициентными считаются физиологические потребности, потребности в безопасности, сопричастности, уважении, любви и признании. Постепенное устранение дефицита приводит к снятию напряжения, равновесию, самозащите, а, следовательно, к самосохранению. Однако, по мнению А. Маслоу [58], у человека, кроме этого, есть потребность в развитии, самосовершенствовании. Эта потребность в самоактуализации удовлетворяется через реализацию потенциальных возможностей личности. И, если дефициентные потребности удовлетворяются на основе механизма гомеостаза, который стремится привести индивида в равновесное состояние, то «бытийная» потребность в самоактуализации самым радикальным образом нарушает этот механизм. Это положение теории А. Маслоу кардинально противоречит точке зрения З. Фрейда [114], который считает, что удовлетворение любого влечения ведет к достижению удовольствия, покоя и равновесия.

Потребность может рассматриваться и как отражение в сознании человека того предмета, который может удовлетворить нужду. Если потребность нельзя удовлетворить, то, как психологическая реальность она не существует. Точка зрения о том, что потребность – это не только образ предмета, но и сам предмет, отражает ее обыденное, бытовое понимание. Такой взгляд на потребность приводит к тому, что именно предметы начинают рассматриваться как средства развития потребностей, в результате чего получается что, чем больше предметов окружают человека, тем больше у него потребностей. Однако речь здесь идет скорее об обогащении способов и средств удовлетворения потребностей, а не о появлении новых потребностей. Так, наличие интересных книг в домашней библиотеке у многих детей не пробуждает желание прочитать их, не стимулирует любовь к чтению; маленьких детей нередко приходится уговаривать съесть незнакомый плод.

Эти факты свидетельствуют о том, что развитие потребностной сферы человека происходит не по традиционной бихевиористской схеме «стимул-реакция» (предмет-потребность) путем предъявления ему новых предметов. Предмет может способствовать формированию новых потребностей, так как с приобретением жизненного опыта человек начинает понимать, с помощью чего может быть удовлетворена возникшая потребность. Со временем у человека образуется и закрепляется связь между потребностью и объектом ее удовлетворения. Образуются своеобразные потребностно-целевые комплексы или, как их называет А.Н. Леонтьев, «опредмеченные потребности» [51, с. 31], в которых потребность конкретна, а цель – абстрактна. Поэтому во многих стереотипных ситуациях вслед за появлением нужды и ее осознанием сразу же всплывают ассоциации с образами предметов, удовлетворявших в прошлом эту потребность, а заодно и действие по ее удовлетворению [48; 49; 50].

Но ассоциативная связь потребности с предметом ее удовлетворения существует не всегда, например, в тех случаях, когда предмет не является характеристикой потребности и не отражает ее содержание. Человек может жевать конфету не потому, что он хочет сладкого, а чтобы перебить желание курить или прогнать сон.

Таким образом, содержанием потребности не может быть предмет ее удовлетворения.

Б.И. Додонов и П.А. Рудик рассматривают потребность как необходимость. По их мнению, это – один из побудителей активности человека. Необходимость не является потребностью в полном смысле слова, а «отражает долженствование, чувство долга» [30, с. 25]. Б.И. Додонов считает, что необходимость детерминирует зависимость организма и личности от конкретных условий существования, от факторов внешней среды, существенных для развития и сохранения себя. «Потребность – это внутренняя программа жизнедеятельности индивида, с одной стороны, отражающая зависимость от условий существования, а с другой стороны, отражающая необходимость выполнения этой программы для того, чтобы существовать» [30, с. 42].

Итак, потребность – это заложенная в нас природой и обществом программа жизнедеятельности, поэтому Б.И. Додонов считает, что нужда не выражает суть потребности как источника активности человека; потребность есть требование от себя определенной производительной деятельности, направленной на созидание.

Точка зрения Б.И. Додонова о потребностях как инстинктах или условных рефлексах, в которых отражается зависимость поведения и жизнедеятельности организма от сформированных или врожденных программ, разделяется далеко не всеми исследователями. По мнению Д.А. Леонтьева [52], описание довольно поверхностных и вторичных проявлений потребностей закрывает путь к объяснению самих потребностей. Он считает, что потребность нужно определять через формы деятельности, в которых они реализуются, рассматривать их как потребность в деятельности, а не в предметах. Кроме того, Д.А. Леонтьев полагает, что критерий необходимости может быть применен к потребности только в том случае, если она необходима для сохранения и развития человека, а потребности, разрушительные для человечества с необходимостью никак не связаны. А.В. Ильин также рассматривает потребность как «соответствующее одному из модусов жизнедеятельности объективное отношение между субъектом и миром, требующее для своей реализации активности субъекта в форме его деятельности» [35, с. 29-30]. Следует отметить, что такой подход не является чем-то принципиально новым, он уже давно разрабатывается философами и социологами, но в этих работах фактически стирается грань между человеком как организмом и человеком как личностью.

Потребности общества и потребности личности – явления взаимосвязанные, но не тождественные. Наряду с философскими и социально-экономическими подходами, в психологии потребность может рассматриваться и как состояние. Б.Г. Ананьев [5], И.А. Джидарьян [28; 29], В.Н. Мясищев [71; 72], А.В. Петровский [79]; П.А. Рудик [89] настаивают на том, что потребность – это специфическое состояние организма и личности. С этим трудно не согласиться, так как переживание нужды, само ее появление свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Взгляд на потребность как на определенное потребностное состояние критикуют болгарский философ Л. Николов и Д.А. Леонтьев. И тот, и другой считают, что удовлетворенная потребность не есть отсутствие потребности [52, с. 43], поэтому нельзя говорить о потребностях как о потребностных состояниях. В своих работах Д.А. Леонтьев и Л. Николов рассматривают потребность как свойство организма и личности. По-видимому, в данном случае речь идет о разных понятиях, отражающих процессуальный и содержательный аспекты мотивации: «испытывать» потребность (появление и исчезновение потребности) и «иметь потребность» (организму присущи потребности). С одной стороны, потребность принимает активное участие в процессе мотивации, то есть в процессе формирования мотива, а с другой, потребность – это главная побудительная сила, детерминирующая активность человека.

А.Г. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович утверждают, что «потребность – это мотив» [15, с. 120]. Такой подход дает возможность объяснить, почему человек хочет проявить активность. В частности, С.Л. Рубинштейн [87] полагал, что в потребности уже содержится активное отношение, направляющее человека на преобразование внешних условий с целью удовлетворения нужды. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности. А.Н. Леонтьев же считает, что отождествить мотив с потребностью не позволяет ряд обстоятельств: «во-первых, потребность может быть удовлетворена разными средствами и способами; во-вторых, мотив-потребность отделяется от идеальной цели, потому что субъективные переживания, желания не являются мотивами, так как сами по себе они не способны породить направленную деятельность; в-третьих, отождествление потребности и мотива приводит к тому, что речь идет об удовлетворении мотива, а не потребности» [51, с. 52].

Подводя итог анализу различных точек зрения на сущность и природу потребностей, следует выделить ряд неоспоримых моментов, в которых сходятся практически все исследователи этой проблемы:

1. Потребность тесно связана с нуждой, понимаемой как нужность, желанность, а не дефицит чего-то. Однако прямая аналогия потребности с нуждой недопустима потому, что нужда организма отражает объективное состояние, а потребность личности связана с субъективным переживанием нужды.

2. Из потребности личности нельзя исключить потребностное состояние, отражающее возникновение нужды и служащее сигналом о необходимости удовлетворения возникшего желания. Это состояние является реакцией организма и личности на воздействие внешней и внутренней среды, приобретающие для человека личную значимость.

3. Возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, которая может удовлетворить эту потребность. Таким образом, потребность – необходимое звено в процессе самосохранения и развития организма и личности.

4. Необходимо различать понятия «потребность организма» и «потребность личности».


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *