Общая характеристика воображения в психологии: его общая характеристика, функции, формы и приемы (техники) . Воображение. Виды воображения.

его общая характеристика, функции, формы и приемы (техники) . Воображение. Виды воображения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

    Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;

  2. Регулирование эмоциональных состояний;

  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Характеристики воображения

11.11.2011

К ведущим характеристикам воображения относятся яркость, отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов.

Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении, в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта. Это зависит от яркости, отчетливости образов воображения данного индивида. Общеизвестна яркость, живость детского воображения. Малыши порой путают фантастические образы своего воображения с действительными событиями, персонажами. Фантазия заменяет.и замещает им реальную действительность в игре и некоторых видах продуктивной деятельности.

Под реалистичностью образов воображения понимается их приближенность к объектам и действиям, отражаемым в форме образа. Особенно важна реалистичность для целей. Чем полнее в цели будут представлены все параметры деятельности, тем с большей легкостью она будет реализована в жизни. В то же время есть особый тип людей, называемых мечтателями, прожектерами, субъектами «не от мира сего», чье воображение резко отличается от действительности, сегодняшних реалий Жизни. В этом смысле реалистичность воображения противоположна фантастичности.

Под свойством контролируемости понимается возможность менять содержание процесса воображения или влиять на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека. Обычно высокая контролируемость коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения.

Степень активности определяется возможностью образов воображения выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и поведения. Повышает активность эмоциональная насыщенность образов. Подтверждением могут служить различные страхи невротиков, которые замещают реальные события их проигрыванием в своем воображении. Наибольшей активностью, а значит, и побудительной силой обладают мечты, идеалы, фобии, наименьшей — грезы, эротические фантазии. Активность образов воображения не является устойчивой индивидуальной характеристикой. Она будет определяться присутствием в сознании той или иной формы воображения. Однако один и тот же образ может обладать большой побудительной силой для одного субъекта и незначительной для другого. В этом смысле активность образов воображения является индивидуальной характеристикой.

На основе выделения ведущей модальности в процессах приема и переработки информации была осуществлена классификация людей в рамках неиролингвистического программирования (НЛП). Согласно ей, у

визуалистов преобладают зрительные образы, у кинестетиков — двигательные и тактильные, у аудиалистов — звуковые.

Тендерные исследования, направленные на изучение различий в воображении мужчин и женщин, показали, что представители «сильной половины человечества» в среднем обладают большей реалистичностью и контролируемостью образов воображения. Женщины же в целом имеют более высокие показатели по параметру яркости. В отношении степени активности — пассивности значимых различий обнаружено не было.

С возрастом повышается продуктивность процессов воображения. Л.С. Выготский экспериментально доказал справедливость этого положения. Убеждение в том, что дети обладают «лучшим» воображением, чем взрослые, несправедливо. Эта неверная точка зрения объясняется относительно более ранними сроками развития функции воображения по сравнению с другими психическими процессами, в частности логической памятью и мышлением. Отсутствие самоконтроля в фантазировании порождает иллюзию легкости, с которой ребенок продуцирует все новые и новые образы воображения.

Дети обладают лишь большей яркостью образов, они также слабо их контролируют.

В период юности продуктивность образной сферы существенно возрастает. Именно на этой стадии своего развития люди планируют будущее, у них наблюдается тяга к творчеству, а их творческий потенциал максимально высок.

Наличие у человека ряда личностных особенностей (невротических черт, внушаемости, аутичности и т.п.) накладывает отпечаток на протекание процессов воображения. Так, высокая внушаемость резко снижает активность и устойчивость образов воображения (например, целей, идеалов), делает их легко изменяемыми, корректируемыми со стороны других людей. А склонность уходить в себя (аутичность) тесно коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения. Но рассмотрение этих особенностей является задачей специальных разделов психологии. Заметим лишь, что психический склад личности проявляется не только в поведении, но и в особенностях протекания психических процессов, в частности воображения.

Ключевые слова: Воображение

Источник: Карпов А. В., Общая психология

Материалы по теме

Природа и сущность воображения

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Сущность воображения и его соотношение с другими познавательными процессами

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Пассивное и активное воображение

Теплов Б.М., Психология

Способы, признаки и функции воображения

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Воображение как процесс преобразования представлений

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Воссоздающее воображение

Теплов Б.М., Психология

Воображение и мышление

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Виды воображения

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Воображение | Католики Ответы

Воображение. ЕЕ ПРИРОДА. Воображение есть способность представлять себе чувственные объекты независимо от действительного впечатления этих объектов на наши чувства. Это, согласно схоластической психологии, одно из четырех внутренних чувств, отличных, с одной стороны, от sensus intimus , sensus estimativus и памяти, а с другой стороны, отличного от духовного. интеллект. Последнее различие должно быть особо отмечено ввиду сходства между операциями воображения и некоторыми актами интеллекта. Мы получаем знания о наших различных способностях только из изучения их действия, и природа образа является предметом бесконечных споров. Является ли оно психологически идентичным восприятию, отличаясь лишь меньшей интенсивностью? Или, наоборот, имеет свою специфику? Трудно сказать. Проблема очень сложная и, возможно, неразрешимая. Аналогия и точки соприкосновения образа и перцептивного представления очевидны; но они едва ли оправдывают отождествление образа с полным восприятием, и мнение, которое рассматривает их как отдельные, кажется нам еще более вероятным. Воображение — это психофизическая способность. Думать, что его можно свести к физиологическому функционированию мозга, было бы необоснованным и вводящим в заблуждение предположением, хотя совершенно ясно, что его деятельность постулирует материальную основу. Мозговая усталость, душевная болезнь и обязательно количественный характер ее объектов не оставляют места для сомнения в этом пункте.

ОБЪЕКТ. Хотя воображение не зависит от действительного впечатления от чувственных объектов, тем не менее оно может представлять только то, что каким-то образом прошло через чувства. Однако в этом отношении между различными внешними чувствами существует очень заметная разница. В случае обычных предметов зрительные образы самые многочисленные и самые совершенные. Те, которые происходят от чувства слуха, также очень распространены; но образы, возникающие от чувств вкуса, обоняния и осязания, встречаются гораздо реже, и многие люди, нормально сложенные, заявляют, что никогда не имеют их, разве что в почти незаметной степени. В последнее время было много дискуссий по поводу «аффективных» образов. Рибо считает, что мы можем без колебаний утверждать их существование; они конституируются, как он утверждает, возрождением аффективного состояния, независимого от ментального представления об объекте, который впервые его вызвал. Но вопрос не решен; многие люди категорически отрицают существование таких образов, и может возникнуть вопрос, не является ли так называемый «аффективный образ» простым воображаемым представлением прошлой привязанности или действительным аффективным эхом необычайно впечатляющего образа.

РАЗДЕЛЕНИЯ.—Воображение двоякое: ретентивное (репродуктивное) и творческое (продуктивное). Объектом первого является чувственная реальность, которую мы ранее воспринимали как таковую. Креатив формирует свой объект, комбинируя элементы, которые были восприняты по отдельности. Анализ творческого воображения имеет большое значение для психологии изобретательства, художественно-мыслительной инициативы. Оно приводит нас в соприкосновение с той еще таинственной областью, которая обозначается очень неопределенным и, несомненно, собирательным названием «подсознание». По своему относительному совершенству образы бывают полными или неполными, общими или схематичными. Полное изображение приближается по богатству и точности к объективному восприятию. Чаще всего встречается среди пассивных образов, о которых речь пойдет дальше. Неполный образ, как указывает его название, менее богат, менее точен. Некоторые детали предмета ускользают от сознания, но того, что изображается, еще достаточно для характеристики отдельного предмета. Конечно, законченность или незавершенность его характера относительна и, следовательно, допускает бесчисленные градации. Родовой образ получается в результате слияния нескольких более или менее аналогичных образов с устранением несовместимых различий. Это соответствует совокупность всех отдельных объектов одного вида, которые субъект когда-либо воспринимал. Вот почему материалисты и даже люди, неспособные к психологическому наблюдению, смешивают его с абстрактной идеей, от которой, однако, он совершенно отличен. Общий образ, по-видимому, очень неполный. Схематическое изображение все же более обобщенное. Его почти никогда не ищут ради самого себя; он дает только схему объекта, то есть определенные характерные очертания, достаточные для поддержания интеллекта в его надлежащих функциях. Как правило, одного схематического изображения для этой цели было бы недостаточно; например, невозможно вообразить множество из 40 000 объектов достаточно точным образом, чтобы снабдить интеллект чувственными факторами, необходимыми для математических операций, которым поддается это число. Отсюда непреодолимое стремление дополнить схематический образ словесным образом, и та роль, которую при этом играет слово в процессе мышления, породила серьезные ошибки. Немало психологов принимали словесный образ, придающий точность схематическому изображению, за самое представление, и очевидно, что такая психологическая ошибка ведет непосредственно к номинализму.

По происхождению образы бывают произвольными или спонтанными. Добровольные изображения производятся бесплатно. Мы будем представлять наш дом, наших родителей или какое-то знакомое место, которое мы покинули. Эти образы обычно неполные, расплывчатые и тусклые; мы делаем их несколько более определенными, фиксируя внимание по очереди на каждой части, причем объединение всех частей в единое целое является работой памяти. Спонтанные или пассивные образы совершенно разные. Без малейшего толчка или направления нашей воли они внезапно возникают в сознании, представляя собой подчас объект, не имеющий явной связи с направлением наших мыслей. Хорошим примером являются образы, возникающие во сне, но для их воспроизведения вовсе не обязательно спать; всякий, привыкший к самонаблюдению, с готовностью признает, что постоянно возникают из глубины души пассивные образы, которые часто становятся исходным пунктом новых ассоциаций. Однако лучше всего их наблюдать в состоянии задумчивости. Когда это вызвано усталостью, появляются самые удивительные образы, и они настолько четко очерчены и совершенны, что вполне могут сойти за псевдогаллюцинации.

ЭКТЕРНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ.— Отношения, существующие между образом и «сознанием присутствия», очень сложны. Главное — определить, имеет ли образ естественную тенденцию экстериоризировать себя, т. е. будет ли образ, предоставленный самому себе, представлять свой объект как существующий вне разума. Иногда это отрицалось из-за вероятного различия между восприятием и образом, а также из-за того, что полный образ встречается редко. Должны ли мы признать, что родовой или схематический образ может экстериоризировать себя? Признать это не решило бы вопроса; это. скорее вероятно, что всякий образ проецировался бы сам собой, если бы ему не препятствовало какое-то другое влияние. Действительно, трудно распознать во сне что-либо иное, кроме игры образов. Для животного, как и для человека, сновидение явно протекает во внешнем пространстве и вызывает действия, которые, если отрицать экстернализацию образов, совершенно непонятны. Эта теория подтверждается характеристиками галлюцинаций, которые также проливают свет на механизм торможения. В случае галлюцинации образ, хотя и исправленный разумом, представляет свой объект существующим во внешнем пространстве. Мы должны отметить далее, что галлюцинации имеют место в случаях крайней усталости или когда некоторые мозговые центры кажутся парализованными ядом. Можно, конечно, отнести явление не к параличу, а к токсическому раздражению. Но такое решение, по-видимому, исключается из-за того, как мы цепляемся за бессознательные элементы, и из-за обстоятельств, при которых эти элементы выходят на поверхность. Псевдогаллюцинация представляет собой промежуточную форму между полностью заторможенным образом и галлюцинацией. Временами объекты появляются с удивительной ясностью, заставляя нас почти чувствовать их присутствие; но пространство, которое они занимают, не соответствует внешнему пространству, и они не имеют никакого пространственного отношения к объектам, которые мы воспринимаем нашими чувствами. Наиболее естественно они возникают во сне или в полусонном состоянии; и хорошо известно, что они происходят из-за усталости или приостановки критического мышления и произвольной интеллектуальной деятельности. Следовательно, именно тогда, когда образ наиболее интенсивен и когда другая функция, особенно критический разум, находится в подвешенном состоянии, образы обнаруживают тенденцию экстернализоваться, а иногда и действительно экстернализуются. Таким образом, кажется, что обычно изображение проецировалось бы, если бы не вмешивался никакой другой фактор. К такому же выводу приводит анализ нормального восприятия. Мы знаем, что это результат как чувственных впечатлений, так и образов, которые мы воплощаем. То, что вносят последние, нам кажется столь же объективным, как и то, что вносят чувственные впечатления. Может быть и другой способ интерпретации явления; но когда мы рассматриваем его в связи с только что упомянутыми фактами, кажется необходимым признать, что в норме образ воплощает себя вовне.

Психологи часто задают вопрос, почему определенные состояния сознания, например восприятие, создают у нас впечатление внешнего присутствия объекта. Вероятно, это впечатление является изначальным свойством, и с психологической точки зрения было бы более естественным выяснить, почему образы в некоторых случаях лишены этого свойства. Конечно, это не решение философской проблемы объективной ценности наших способностей; но этот факт имеет большое значение в области экспериментальной психологии. Единственно возможный ответ на этот вопрос, по-видимому, состоит в следующем: образ тормозится и появляется как субъективный всякий раз, когда его экстернализация вызывает непоследовательность в воспринимаемых вещах. Совершенно верно, что дети, обладающие меньшим критическим чутьем и меньшим количеством приобретенных ассоциаций, охотно верят «всему, что приходит им в голову»; и опять-таки сильная усталость, опьянение и другие подобные состояния, которые, очевидно, препятствуют действию разума, как раз и есть те состояния, при которых образы имеют наибольшую склонность к внешнему проявлению.

В нормальных обстоятельствах в образе или воспринимаемом предмете всегда есть какая-то особая нота, которая препятствует их точному соответствию. Поэтому возникают разногласия, которые заставляют нас помещать образы в категорию, отличную от категории восприятий, и наши приобретенные ассоциации убеждают нас в том, что они принадлежат нереальному или, по крайней мере, менее реальному миру сознательного субъекта. Этот взгляд подтверждается феноменом нормального восприятия. Чувственные данные пробуждаются через дополняющие их ассоциативные образы; последние, таким образом, должны находиться в совершенном согласии с первыми, и, в действительности, мы знаем, что мы экстернализируем их спонтанно. Во сне мы проецируем в космос бессвязные образы, но частое наблюдение показывает, что мы их согласовываем и дополняем, выстраивая в логическое целое. Казалось бы тогда наиболее вероятным, что наряду с этой согласованностью мы производим их иллюзорную экстернализацию. Известно, как внезапно исчезают фантастические образы, как только мы признаем их нелепость. Таким образом, кажется несомненным, что образы своей собственной природы имеют тенденцию экстериоризировать себя, и они делают это до тех пор, пока из этого не возникает конфликт. Возможно, нам возразят, что мы не осознаем этой рациональной критики, демонстрирующей логическую невозможность экстернализации образов; к этому мы прибавляем, что аналитический разум вмешивается лишь в исключительных случаях и что почти всегда речь идет о простых приобретенных ассоциациях. Собаки и кошки, не подозревая о принципе причинности, ищут причину чувственных явлений. Точно так же спонтанно мы подавляем или подавляем наши субъективные образы, когда они слишком сильно отличаются от реальности.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА ОБРАЗОВ. — Общеизвестно, что образ побуждает к действию, и Рибо сформулировал общий закон, что «каждый образ стремится к своему осуществлению». Если внешнее действие не всегда раскрывает все образы, возникающие в сознании, то причина этого в том, что многие из них нейтрализуются антагонистическими образами, которые, в силу характера своего предмета, стремятся вылиться в действия противоположного рода. Эта движущая сила образов дает о себе знать в каждое мгновение нашей жизни; но следует заметить, что обычно оно действует только через эмоциональное состояние и, возможно, как утверждают схоластические философы, посредством особой «локомотивной» способности. Как бы то ни было, кажется доказанным, что для того, чтобы влиять на действия и движения, образы не обязательно должны находиться в сознании, тем более в его фокусе. «Маргинальные» образы или даже полностью бессознательные образы могут воздействовать на наши члены и производить порой очень сложные движения. Было бы ошибкой думать, что это происходит только в исключительных случаях и в ненормальных условиях; тем не менее именно благодаря практикам спиритизма, переворачиванию столов, автоматическому письму и т. д. к нему было привлечено особое внимание, и психологу были предложены наиболее яркие его примеры. «Движущая сила» образов есть лишь частный случай столь общего закона, что он господствует над всей душевной жизнью. Каждое психическое состояние, где бы оно ни возникало в человеческой личности, имеет тенденцию распространяться на смежные области и тем самым производить равновесие, т. е. гармоничное состояние всей личности. Образ, вызывающий мышечное сокращение, очень ярко иллюстрирует эту диффузию, и поэтому он был замечен раньше и сформулирован точнее, чем какой-либо другой.

ПРОИЗВОДСТВО ОБРАЗОВ ИНТЕЛЛЕКТОМ. — Образ является отправной точкой и в какой-то мере непосредственным содержанием всех наших интеллектуальных операций. Несомненно, что любое прекращение деятельности воображения сразу же кладет конец интеллектуальной функции; а так как эти две способности, воображение и интеллект, субъективно различны, то эта зависимость должна носить объективный характер, т. е. интеллект заимствует у воображения. Анализ наших высших знаний, даже самых абстрактных, дает этому объяснению все подтверждения, какие только может дать непосредственный опыт. Идеи самых духовных вещей, таких как Бог или добродетель, дают в результате анализа именно те элементы, которые взяты из чисто чувственного порядка и представлены воображением. Следовательно, не может быть сомнения в объективном сотрудничестве способности воображения в феномене представления. Но следует остерегаться некоторых опасных ошибок в этом вопросе. До сих пор мы настаивали на различии между схематическим образом и идеей. Было бы серьезной ошибкой допустить, что любая комбинация образов, какой бы краткой и утонченной она ни была, может дать объект идеи. Абстракцию часто объясняют так, как если бы ее первоначальный процесс, оставление в стороне индивидуализирующих нот, применялся к самому образу, и как если бы остаток этой операции был интеллектуальной детерминантой, видов impressa , который приводит в действие сам интеллект. Это явно иллюзия. Образ в своей сущности есть и остается индивидуальным; никакое разделение частей не может выявить в нем всеобщего, неколичественного. Мы должны рассматривать роль образа в представлении как нечто совершенно иное.

Оно предписывает не intellectus agens , что было бы непостижимо, а сознательному субъекту производить интеллектуальный объект. Между образом и объектом ума нет никакой пропорции, насколько это касается природы процессов. Только духовная способность ( intellectus agens ) соразмерно такому объекту; но образ есть как бы приманка, которая в соответствии с природой своего объекта вытягивает высшие силы сознательного субъекта. Следовательно, хотя все в нашем интеллектуальном знании происходит от образов, все в нем превосходит их. Эти две стороны вопроса, сущностная зависимость интеллекта от образов и его трансцендентность по отношению к ним, должны всегда приниматься во внимание, если мы хотим точно понять ту роль, которую играет образ в процессе представления. Отсюда вытекают важные следствия, изучение которых относится к психологии интеллекта.

В заключение: мы мыслим высшие реальности только по аналогии с чувственными вещами, но из этого никоим образом не следует, что мы мыслим только материальное. Образы играют очень важную роль во всей деятельности интеллектуального порядка; но они не составляют сам этот порядок. Сама духовность человеческой души зависит от этой последней истины.

M. P. DE MUNNYNCK

Мышление: определение, типы и примеры

Что такое мысль? Как мы думаем о чем-то? Существуют ли разные типы мышления? Есть ли вещи, о которых слишком сложно думать?

  • Что такое мышление в психологии?
  • Какие существуют типы мышления?
  • Каковы некоторые характеристики мышления?
  • Какие есть примеры мышления в психологии?
  • Как мы можем развить наши мыслительные способности?

Определение мышления в психологии

Если бы вам нужно было дать определение мышлению, как бы вы его описали?

Мышление в психологии — это процесс сознательного создания и управления мыслями и идеями в уме.

Мышление — важный процесс для человека. Это позволяет нам решать проблемы, узнавать новую информацию, понимать концепции и обрабатывать наш опыт. Мышление включает в себя весь процесс обучения, запоминания, и организации в уме, чтобы лучше понять информацию и вспомнить ее позже.

Типы мышления в психологии

В психологии различают три основных типа мышления: творческое, дивергентное и символическое.

Креативное мышление

Креативное мышление — это способность генерировать инновационные, нетрадиционные или полезные идеи. Вы можете подумать, что только художники или писатели используют творческое мышление. На самом деле, есть так много способов использовать навыки творческого мышления в бизнесе, технологиях и образовании. Практически все используют творческое мышление!

Исследования показывают, что креативность и интеллект каким-то образом связаны друг с другом, но есть и другие факторы, влияющие на креативность. Воображение человека, окружающая среда и личность могут влиять на его способности творческого мышления.

Дивергентное мышление

Что если мы хотим решить проблемы? Когда есть много возможных ответов на решение, мы полагаемся на дивергентное мышление , чтобы помочь нам выбрать лучшее решение, например, попытаться ответить или решить открытый вопрос. Есть много вещей, которые вы могли бы сказать в ответ, но вы хотите дать лучший ответ.

Дети, играющие с кубиками, используют дивергентное мышление, чтобы решить, что и как построить. Они могут построить много вещей из блоков, но им нужно решить, что делать и какие блоки они хотят использовать. Это очень простой пример дивергентного мышления!

Фг. 1 Дивергентное мышление, pixabay.com

Представьте, что вы архитектор. Клиент вручает вам список строительных материалов и идей для дома и просит спроектировать и построить дом, используя как можно больше этих материалов и идей. Есть много возможностей, но вам нужно выяснить, какие варианты плана и стиля лучше всего подойдут вашему клиенту. Поговорите об использовании некоторых продвинутых навыков дивергентного мышления, а также навыков творческого мышления!

Символическое мышление

Представьте, что вы идете в ближайший продуктовый магазин. Вы можете видеть это в своем уме? По каким улицам или дорогам вы доберетесь туда? Символическое мышление — это способность создавать в уме мысленные представления объектов, мест, событий или людей. Маленькие дети часто делают это, когда участвуют в воображаемой игре. Они превращают игрушки и игровые домики в символы реальных вещей. Куколка становится в сознании ребенка настоящим младенцем. Мягкая собака становится настоящей собакой!

Вы помните, что могли создавать новые миры в уме во время игры? Младенцы младше шести месяцев не могут мысленно представлять предметы или людей. Если они не могут видеть объект или человека, его как будто не существует! Вот почему прятки так забавны для детей. Символическое мышление важно и для взрослых. Многие работы, задачи и другие типы мышления требуют способности представить пример чего-либо в нашем уме.

Характеристики мышления в психологии

Люди с сильными мыслительными способностями, как правило, имеют несколько общих характеристик. Активное воображение, творческая среда, авантюрный или любопытный характер могут влиять на наши мыслительные способности. Те, кто обладает опытом в определенной области и внутренней мотивацией, также, как правило, обладают более развитыми навыками мышления.

Экспертиза и мотивация

Творческая среда может помочь развивать более высокие мыслительные навыки, такие как творчество. Окружение себя людьми, которые бросают вызов нашим идеям, поддерживают наши мыслительные процессы и наставляют или направляют нас в нашем творческом мышлении, — отличный способ развить наши мыслительные навыки. Думайте о своих мыслях как о саду: правильная среда создаст идеальные условия для роста ваших мыслей.

Квалификация относится к основательной базе или фундаменту знаний в конкретном предмете, теме или области. Как правило, это также относится к обширному опыту в этом конкретном предмете или области. Вместе знания и опыт создают самую прочную и большую основу для создания новых идей. Прочный фундамент — лучший способ построить прочный дом знаний.

Люди с внутренней мотивацией внутренне стремятся искать ответы на проблемы и вопросы. С другой стороны внешняя мотивация, обучение или работа для выполнения внешних факторов, таких как сроки проекта или запланированные повседневные дела. Однако те, кто занимается более глубокими мыслительными процессами, обычно мотивированы не только внешними наградами или последствиями. Они хотят знать ответ, закончить проект или решить проблему, даже если нет внешней мотивации или вознаграждения.

Концепты и прототипы

Есть еще две характеристики мышления, которые важны в психологии — концепт и прототип.

Концепция — это ментальная категория подобных объектов, людей или событий.

Прекрасным примером является концепция животных. В мире так много разных животных, но мы можем поместить их всех в одну ментальную категорию, основанную на одном сходстве.

Как насчет концепции собак? Разных видов собак гораздо меньше, чем разных видов животных. Как насчет конкретной породы собак, например, далматинцев или ротвейлеров? Теперь концепция еще меньше.

Что, если мы вообще избавимся от ментальных понятий и разложим все по категориям? Нам нужно новое слово для каждого предмета в мире! Концепции помогают нам упорядочивать вещи и быстро извлекать информацию.

Прототипы являются репрезентативными элементами каждой концепции . Это основные ментальные примеры объектов или людей, таких как собаки, врачи или полицейские.

Мы сравниваем новую информацию с нашим прототипом человека, места или вещи, поэтому мы знаем, как классифицировать новую информацию в уме.

Фг. 2 Концепция и прототип, StudySmarter Original

Примеры мышления в психологии

Каждый раз, когда мы представляем, вспоминаем, решаем проблему или мечтаем, мы используем мыслительные процессы. Как люди, мы постоянно бомбардируемся информацией через наши чувства. Как работает этот процесс?

Вы идете домой и видите щенка. Эта информация от ваших глаз будет отправлена ​​через определенный процесс в мозг. Как только он достигает мозга, вы связываете то, что видите, с мыслями, эмоциями и воспоминаниями, связанными со щенком. Возможно, у вас в детстве был такой щенок. Мозг может связать то, что вы испытываете прямо сейчас, с вашими прошлыми мыслями и эмоциями, подобно поиску в картотеке старой информации.

Как насчет изучения новой информации? Что происходит, когда мы используем дивергентное или критическое мышление? Многочисленные исследования показывают, что навыки критического мышления — лучший способ понять новые концепции.

В одном исследовании исследователи разделили участников на две группы. Первая группа просто репетировала новую информацию, которую им давали. Второй группе было предложено задавать вопросы, чтобы помочь им лучше понять новый материал. Задавать вопросы и пытаться понять ответы — один из примеров критического мышления! Участники второй группы лучше усвоили новую информацию, чем первая группа, которая некоторое время ее просто репетировала.

Как развить навыки мышления

Есть ли способы улучшить мышление? Что мы можем сделать, чтобы помочь себе развить навыки критического или творческого мышления?

Улучшение критического мышления

Существует семь шагов, которые помогут вам улучшить навыки критического мышления по определенной теме:

  • Определение проблемы

  • Исследование 90 060

  • Определить 9Актуальность ваших данных 59 Поделитесь своими выводами

  • Проанализируйте свои выводы

  • ПОВТОРИТЕ!

Мышление — основные выводы

  • Мышление в психологии — это процесс сознательного создания мыслей и идей в уме и управления ими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *