Одаренные дети: признаки и виды одаренности
Каждый человек воспринимает одаренность по-своему. Одна часть экспертов утверждает, что одарены все дети без исключения, а другая заверяет, что найти такого ребенка довольно трудно.
На одаренность воздействует несколько факторов:
- наследственная предрасположенность;
- занятия ребенка;
- социальное и культурное окружение.
Определение одаренности и ее особенности
Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.
Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.
Можно ли определять одаренность, и по каким признакам?
Разумеется, вам везет, если удалось встретить одаренного малыша в вашей воспитательной или педагогической практике, или если одаренный ребенок ваш собственный. Выявлять наличие одаренности необходимо по следующим признакам:
- безграничное любопытство, которое проявляется во время любого вида деятельности;
- способность легко концентрировать все свое внимание на конкретном деле, не отвлекаясь по пустякам;
- способность перескакивать через несколько этапов развития;
- многогранный и обширный словарный запас;
- сильно развитое чувство справедливости;
- увлечение чтением научной литературы;
- частый отказ спать днем;
- стремление задействовать окружающих в определенной деятельности;
- стремление дружить с людьми намного старше, которые могут одарять новыми знаниями.
Перечислять признаки можно и дальше, но это основные.
Разновидности одаренности
Есть несколько видов одаренности, на проявление которых следует обратить внимание во время развития ребенка. У каждого из них есть своя характеристика. Ваш малыш сможет в будущем стать известным художником или успешным спортсменом.
Если кратко, то вот примерная таблица некоторых разновидностей одаренности:
- академическая – в школе ребенку с легкостью даются гуманитарные и точные науки;
- психомоторная – это понятие подразумевает нестандартные возможности тела, то, чему желают научиться дети годами, одаренные малыши способны освоить за несколько занятий;
- интеллектуальная – высокий умственный уровень развития указывает, что в будущем ребенок может стать ученым;
- творческая – с 3 лет малыш уже может танцевать и петь, поэтому его стоит записать в профессиональную школу для развития таланта;
- художественная – может быть, вашему ребенку стоит учиться в театральном учреждении, чтобы покорять лучшие сцены страны;
- практическая – данный вид одаренности предполагает наличие изобретательности;
- социальная – малыш может существовать в коллективе только в качестве лидера;
- коммуникативная – этот тип подразумевает наличие у ребенка выраженных ораторских качеств.
В любом случае, независимо от наличия одаренности следует воспитывать достойного человека в каждом ребенке. А также понимать необходимость тренировок мозга для успешного развития когнитивных способностей. Тренажеры Викиум гарантируют эффективное развитие мозга в интересном и увлекательном формате.
Одаренные дети -Одаренные дети — Официальный сайт МОКУ Кузнецовская ООШ
«Самый обычный – всегда необычный, одарённый ребёнок»
В.С. Юркевич
Проходит время, на смену одним дарованиям и талантам приходят другие. Не все станут гениями, но миллионы людей имеют исключительные способности. Одаренные и талантливые дети приходят в этот мир, осветив его красотой неподдельного искусства, умением творить и дарить радость творчества. Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы её диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется потребностью общества в неординарной творческой личности.
Что такое «одарённость» и «одарённый ребенок»? Легко ли быть одарённым? Как определить, одарён ли ваш ребёнок? Как воспитывать вундеркиндов? На эти и другие вопросы вам помогут найти ответы издания, которым посвящена данная выставка.
Одаренные дети – это, прежде всего дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности. Одарённый ребенок имеет настолько высокий внутренний потенциал, что способен одарить окружающих новыми идеями, творческими произведениями, вовлекать их в позитивные социальные дела. Такие дети привносят новизну в деятельность или обладают пока еще скрытым потенциалом для этого.
Талантливых детей отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, умение ставить вопросы привлекают внимание окружающих к одарённому ребёнку.
Многообразие одаренности
Существует столько видов одарённости, сколько видов человеческой деятельности. Проявления одарённости разнообразны и неповторимы. Все они тесно взаимосвязаны и переплетаются между собой. Опираясь на данные наблюдений за детьми, обладающими определенными способностями, исследователи пришли к выводу, что классифицировать одарённость возможно по многим критериям.
Дети прежде всего значительно различаются по уровню одарённости. Талантливые и одарённые дети могут обладать явными и скрытыми способностями. По форме внешнего проявления талантливые и одарённые дети могут обладать явными и скрытыми неординарными способностями. Если в первом случае результаты деятельности ребёнка наглядно указывают на его гениальность, то диагностировать воспитанника со скрытой формой таланта – задача психологов, педагогов и родителей ребёнка.
Еще одно основание для классификации – различия по особенностям возрастного развития. По широте проявления выделяют: общую одарённость, которая характеризуется тем, что ребёнок проявляет нестандартные способности в разных видах деятельности и областях знаний и специальную одарённость которая проявляется только в узкой сфере, например, в музыке или рисовании.
Вопросу классификации детской одарённости уделяли внимание многие авторы. Одни пытались рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности ребёнка. Другие исследователи анализировали способности более общего плана, не связанные с различными формами деятельности.
Интеллектуальная одаренность
Интеллектуальная одарённость традиционно рассматривается как общая одарённость, связанная с высоким развитием интеллекта и креативности. Она является основой всех видов одарённости.
Интеллектуально одарённых детей отличает раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, богатство активного словаря, развитость творческого мышления и воображения.
Основой интеллектуальной одарённости является ярко выраженная познавательная мотивация. На первый план здесь выходят особые способности к обучению.
Выделяют два основных вида интеллектуальной одарённости:
➔ Это дети с широкой способностью к обучению, они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности.
➔ И дети, у которых повышенные способности к
усвоению знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности – в точных науках или в гуманитарных.
Творческая одаренность
Творческая одарённость – это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении. Этот вид одарённости проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Основой художественного таланта является эстетическое отношение к действительности.
Дети, обладающие данным видом таланта, характеризуются особым мировосприятием, их отличает повышенная чувствительность, эмоциональность. Большинство маленьких детей демонстрируют способности к разным видам художественного творчества.
Социальная одаренность
Среди многообразия видов одарённости есть и такой вид, как социальная одарённость. Это вид одарённости, который проявляется в сфере межличностного общения.
Социальная одарённость выступает как предпосылка высокой успешности во многих областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. У социально одарённого ребенка ярко выражена потребность в общении как со взрослым, так и со сверстниками. У таких детей развит социальный и эмоциональный интеллект, они умеют «чувствовать» рядом с собой человека, воспринимать его индивидуальность и в общении учесть её.
Спортивная одаренность
Наряду с интеллектуальной, творческой, социальной одарённостью принято выделять психомоторную или спортивную одарённость.
Спортивно и физически одарённые дети имеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.
Талант рождается в семье.
Огромную роль в раскрытии детской одарённости играет семья. В семье формируется отношение родителей к одарённости и талантливости ребёнка. От этого будет зависеть самооценка ребёнком собственных возможностей, его отношение к своему таланту. Необходимо понимать, что одарённые дети – это особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одарённости ребенка, необходимо присмотреться к своим детям, понаблюдать за их поведением.
Большинство исследователей считают, что одарённому ребенку необходимы ласка, принятие, любовь и уважение. Задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая его неординарность. Важно подчеркивать в ребёнке его индивидуальность, позволять как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем.
Образование одаренных детей
Каждый ребёнок талантлив по-своему. И важнейшая задача, которая стоит перед системой образования, – это развитие способностей каждого ребёнка, создание необходимых для этого условий. Одарённый ребенок требует к себе особого отношения со стороны взрослых. Для работы с детьми в первую очередь важен педагог. Именно педагог, который каждый день входит в класс, должен помочь ребёнку развивать свой талант.
Особенности работы с одарёнными детьми заключаются также в том, чтобы продолжить развивать их способности в рамках дополнительного образования. Эта система на сегодняшний день стала не вспомогательным методом воспитания школьников, а полноценным самостоятельным направлением, занимающимся выявлением и развитием способностей детей.
Одаренные дети – будущее России.
С гордостью можно отметить, что Россия богата талантами. Дети защищают честь страны на музыкальных и художественных международных конкурсах, участвуют в спортивных соревнованиях мирового масштаба, выступают на симпозиумах и научных конференциях. Выявление и развитие одарённых детей – важная задача общества.
На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система работы с талантливыми детьми и молодёжью.
Сформирована необходимая нормативно-правовая база, выработаны механизмы финансирования такой работы. Важным шагом стало утверждение в 2012 году Президентом Российской Федерации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на период до 2025 года.
Этот документ определяет принципы работы с талантливыми детьми на всех уровнях образования – от школы и учреждений дополнительного образования до вузов.
В 2015 году Правительством РФ определён единый порядок выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития одарённых детей и талантливой молодёжи. Одним из основных инструментов такой работы является проведение всероссийских предметных олимпиад для школьников. Значительный опыт работы с талантливыми детьми накоплен нашими федеральными детскими центрами «Орлёнок», «Океан», «Артек». Уникальным направлением работы с талантливыми детьми является деятельность центра «Сириус».
Министерство образования совместно с субъектами РФ и в дальнейшем планирует проводить работу по формированию целой сети ведущих региональных образовательных организаций для работы с одаренными детьми.
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.
Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов, психолого-педагогических семинаров ходе которых обозначались направления работы коллектива по реализации программы «Одарённые дети».
Педагогический коллектив МОКУ Кузнецовской школы принял участие в конкурсе предметной недели математического цикла, заняли 3 место
Награждены грамотой Управления образования администрации Магдагачинского района
Видео презентация «Неделя точных наук» https://kuzn2018.siteedu.ru/mu…
Учащиеся нашей школы приняли участие в конкурсе исследовательских проектов по математике:
— ученица 7 класса Кононенко Ксения – «Математика вокруг нас»
ученица 7 класса Потапова Алина — «Математика в жизни человека»
По физике:
Ученик 7 класс Расулов Марат «Физические приборы вокруг нас»
Ученица 7 класса Козлова Яна «Масса и вес воздуха»
— ученик 9 класс Валеев Кирилл «Применение законов Ньютона»
Все участники награждены грамотами Управления образования
типов поведенческих проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети
Проблемы, с которыми могут столкнуться одаренные ученики, могут удивить тех, кто верит в миф о том, что им не нужна помощь и что они справятся сами. У одаренных детей мозг по-другому устроен, что делает их уникальными по сравнению с их нейротипичными сверстниками. В то время как большинство людей думают об одаренности только с точки зрения учебы, одаренность также относится к социальному и эмоциональному развитию ребенка. В то время как все дети должны идти по ухабистой дороге формирования идентичности и социальной принадлежности, одаренные дети могут испытывать эти проблемы по-другому и более интенсивно по мере своего развития и взросления. Чтобы помочь родителям и преподавателям справиться с типичным поведением одаренных детей и эмоциональными проблемами, вот список некоторых из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются одаренные учащиеся, а также советы о том, как помочь учащимся справиться с этими проблемами.
Некоторые из наиболее распространенных проблемных областей у одаренных детей включают следующее:
- Чувствительность и сверхвозбудимость
- Социальные навыки
- Перфекционизм
- Я-концепция
Чувствительность и повышенная возбудимость
Исследования показали, что у одаренных учащихся повышенная чувствительность и развитая эмоциональная обработка. Эти способности часто помещаются в рамки концепции повышенной возбудимости Домбровского, которая описывает повышенную чувствительность и интенсивность у одаренных детей в психомоторной (избыток энергии и движений), чувственной (острое обоняние, осязание и т. д.), эмоциональной ( богатый внутренний опыт), интеллектуальный (любознательность и поиск знаний) и воображаемый (живое воображение). Из-за этих уникальных характеристик у одаренных детей могут возникать неблагоприятные реакции на интенсивные раздражители, которые на первый взгляд могут выглядеть как проблемное поведение. Например, проницательный ребенок может увидеть в новостях что-то, что его пугает, и отказаться спать ночью в одиночестве. Дети с повышенной возбудимостью в интеллектуальной и психомоторной сфере могут быть не в состоянии усидеть на месте за партой и перебивать учителя вопросами. Сенсорная или эмоциональная чувствительность может способствовать целому ряду чувств, таких как разочарование или печаль, а также множеству проблем с поведением одаренных, таких как отыгрывание или уход в себя. Понимание того, как чрезмерная возбудимость или чувствительность проявляются у вашего ребенка, может помочь родителям найти подходящие решения для проблемного поведения.
Социальные навыки
Как отмечает Нэнси Робинсон, многие совершают ошибку, полагая, что одаренные дети по своей природе неуклюжи и плохо умеют общаться, что просто неверно. Проблемы с общением у одаренных детей часто связаны с их асинхронностью и образовательной средой. Асинхронность или неравномерное развитие часто считается основной чертой одаренности. Эти учащиеся могут быть студенческого возраста в интеллектуальном плане, но им все еще 12 лет с точки зрения их социальных навыков. В результате может быть трудно завести друзей, которые разделяют их интересы, или трудно понять, как должным образом выразить себя в групповой обстановке. В зависимости от образовательной среды эти дети могут быть отмечены проблемным поведением, таким как властность, снобизм, антиобщественность и т. д. Их трудности с заведением друзей в классе могут не иметь ничего общего с их способностью или желанием общаться, а вместо этого быть результат отсутствия единомышленников, с которыми они могли бы установить связь. Когда дело доходит до дружбы одаренных, существует заметное несоответствие между одноклассниками или ровесниками и кем-то, кого они считают настоящим сверстником.
Перфекционизм
Как мы писали в нашей статье «Воспитание одаренных детей: проблемы и советы», перфекционизм может выглядеть как обычное поведение, направленное на достижение высоких результатов, пока не начнет наносить ущерб благополучию ребенка. Дети-перфекционисты могут демонстрировать ряд сложных форм поведения, таких как соперничество с другими, достижения за счет общения или избегание деятельности, в которой, как они боятся, они потерпят неудачу. Перфекционизм часто связан с чувством собственного достоинства, когда одаренный ребенок или окружающие его люди ожидают, что они будут одаренными все время, во всех предметах. Хотя ведутся споры о том, бывает ли перфекционизм как хорошим, так и плохим разновидностями, проблема многих одаренных учеников заключается в том, что это давление, направленное на то, чтобы быть совершенными, происходит из-за их неспособности видеть себя за пределами своей роли «умного ученика» в классе. Одаренным детям следует часто напоминать, что их ценность основывается не только на их оценках или успеваемости.
Я-концепция
Я-концепция — еще одна из наиболее распространенных проблем одаренных. Одаренные дети достигают многих вех в подростковом возрасте раньше, чем их сверстники, но могут испытывать трудности с формированием здоровой концепции я в критические периоды формирования личности. В то время как родители являются основным способом, с помощью которого дети узнают о себе, негативный опыт в школе и со сверстниками может пагубно повлиять на то, как одаренный ребенок видит себя. Если ребенок чувствует, что его не поддерживают и не принимают в школе, у него может развиться заниженная самооценка , и он почувствует, что его одаренность отчуждает его. Низкая самооценка может способствовать широкому спектру эмоциональных проблем, включая тревогу и депрессию. Хотя одаренные дети могут быть не более подвержены тревоге и депрессии по сравнению со своими сверстниками, согласно исследованию Трейси Кросс и других, их уникальные интеллектуальные способности могут способствовать острому переживанию тревоги/депрессии.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок страдает от беспокойства, депрессии или любой из проблем, описанных выше, возможно, пришло время обратиться за советом к друзьям, которым вы доверяете, или обратиться к талантливому терапевту.
К счастью, то, что хорошо работает для интеллектуального развития одаренного ребенка, может также помочь предотвратить эти одаренные эмоциональные и поведенческие проблемы. Поиск кого-то, кто проверит вашего ребенка на одаренность, особенно при использовании индивидуальных инструментов оценки, может помочь выявить проблемы с сенсорной обработкой, чтобы родители и педагоги могли сотрудничать, чтобы предоставить соответствующие приспособления. Одаренная идентификация может также помочь семьям получить доступ к специальным программам, чтобы поддержать их развитие или выступить за ускоренное обучение. Использование методов ускорения, таких как группировка способностей или пропуск оценок, может предоставить учащимся интеллектуальных сверстников, которые понимают их и хотят взаимодействовать так же, как и они. Также может стать облегчением отсутствие ощущения, что они должны быть самыми умными детьми в классе. Эмоциональные и социальные преимущества акселерации подтверждаются выводами Усиленная нация . Поддержка интеллектуальных и социальных потребностей одаренных детей может способствовать более здоровому самоощущению и установке на рост, что позволит им оценить как свои сильные, так и слабые стороны.
Как Академия Дэвидсона помогает решить эти проблемыУчебное сообщество Академии Дэвидсона занимается изучением, обсуждением и поддержкой социальных и эмоциональных потребностей учащихся. Социальное и эмоциональное развитие — это общешкольная философия, включенная в нашу учебную программу, мероприятия и мероприятия. Каждый член команды Davidson Academy — консультанты, сотрудники, учителя, родители и сами учащиеся — работают вместе, чтобы помочь нашим учащимся расти в социальном, эмоциональном и академическом плане. Наши сотрудники хорошо осведомлены и имеют опыт работы с уникальными потребностями глубоко одаренных студентов. Консультанты имеют возможность познакомиться со студентами и оказать поддержку на индивидуальной основе. Услуги включают, но не ограничиваются:
- Регулярные встречи один на один со студентами
- Самосознание и управление
- Развитие в таких областях, как самозащита, тайм-менеджмент и навыки обучения
- Осознанность и техники снятия стресса
- Направления к внешним специалистам и ресурсы в местном сообществе по мере необходимости
- Курсы по выбору, охватывающие соответствующие темы (например, жизненные навыки)
Группа обслуживания студентов (SST) Академии Дэвидсон тесно сотрудничает со студентами, родителями и преподавателями, чтобы помочь в создании и мониторинге Перспективного плана обучения (PLP) каждого студента. SST доступен для оказания помощи по вопросам образования или другим проблемам, которые могут возникнуть. Имея широкий спектр образования и опыта, SST может предложить множество различных точек зрения и решений для обучения наших студентов. Услуги поддержки включают в себя:
- Связи с коллегами-консультантами (PAL): Студенческие лидеры, которые общаются с преподавателями, сотрудниками и студентами для определения академических навыков, которые, возможно, необходимо развивать. Они работают со сверстниками на индивидуальных сеансах консультирования, чтобы провести мозговой штурм, разработать, изменить и реализовать стратегии, которые способствуют академическому прогрессу. PAL также предлагают презентации учебных навыков для всей школы.
- Репетиторство по математике, письму, истории и мировому языку между преподавателями и учащимися и по принципу «равный-равному»
- Оценка и развитие сильных сторон характера
Для получения дополнительной информации об Академии Дэвидсона посетите наши страницы «Студенческая жизнь» и «Профиль школы».
Прочтите дополнительную информацию о проблемном поведении и эмоциональных проблемах одаренных:
Поддержка эмоционального благополучия дома для одаренных и учащихся 2e | Институт Дэвидсона (davidsongifted. org)
Беспокойство, чувствительность и социальная борьба среди глубоко одаренных детей | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)
Дети преуспевают, если могут – Д-р Росс Грин — ОСНОВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
4 способа уменьшить проблемы с поведением у одаренных учащихся (byrdseed.com)
Воспитание одаренных детей: задачи и советы | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)
Уязвимости высокоодаренных детей | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)
Помощь детям с ГТ в понимании своих эмоций с помощью эффективного эмоционального коучинга | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)
Общие причины проблем с поведением у детей – Институт детского разума
Одаренная дружба: ровесник против. Истинный пэр | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)
Кризис психического здоровья | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)
Одаренные дети: что вам следует знать | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)
Характеристики и признаки одаренности
- Характеристики
- Ранние признаки
- Отличия
- Ресурс
Каковы некоторые характеристики одаренных детей?
Хотя простой формулы для определения одаренного ребенка не существует, некоторые характеристики отличают одаренного ребенка от его/ее одноклассников, например:
- Ранняя способность читать и понимать языковые нюансы: одаренный ребенок часто читает на два или более классов выше текущего уровня и читает много во многих областях или интенсивно в одной предметной области.
- Раннее использование расширенного словарного запаса: Способность легко и ясно выражать мысли часто является характеристикой одаренного ребенка.
- Запоминание разнообразной информации: Одаренный ребенок часто поражает родителей и учителей тем, что быстро усваивает новую информацию и запоминает детали в течение длительного периода времени.
- Периоды интенсивной концентрации: ребенок может быть полностью поглощен интересующими его темами, не обращая внимания на окружающие события.
- Широкий и меняющийся спектр интересов: ребенок может быть вовлечен во многие самостоятельные проекты одновременно.
- Острая наблюдательность и любознательность: острое осознание себя и окружающей среды типично для одаренного ребенка. Ребенок может настойчиво задавать вопросы, чтобы узнать больше об интересующих его темах.
- Сложная обработка информации: одаренный ребенок способен воспринимать отношения, понимать последствия и обрабатывать большое количество информации.
- Способность к абстрактному мышлению: ребенок часто может легко переходить от конкретного к символическому представлению и в более раннем возрасте, чем большинство детей.
- Сильные навыки критического мышления: ребенок может проводить оценки на основе установленных критериев и часто замечает несоответствия между тем, что люди говорят, и тем, что они делают.
- Способность следовать указаниям и брать на себя ответственность: одаренный ребенок часто проявляет независимость, уверенность в себе и ответственность при выполнении заданий.
- Креативность и изобретательность: ребенок может рассматривать ситуации с разных точек зрения, разрабатывать и исследовать альтернативные подходы и создавать новые продукты.
- Кажущаяся безграничной энергия: Часто одаренный ребенок проявляет бдительность и нетерпеливость, углубляясь в интересы, выходящие за рамки обычных ограничений детей его/ее возраста.
- Лидерство: ребенок часто берет на себя роль лидера в различных обстоятельствах и условиях.
Примечание. Высокие оценки в классах и/или высокие баллы по стандартным тестам успеваемости не обязательно указывают на то, что учащийся одаренный. Для точной идентификации необходима дополнительная оценка.
Ранние признаки одаренности Включают:
- Необычная настороженность в младенчестве
- Меньшая потребность во сне в младенчестве
- Продолжительное внимание
- Высокий уровень активности
- Улыбаться или узнавать опекунов рано
- Интенсивные реакции на шум, боль, фрустрацию
- Продвинутое продвижение по вехам развития
- Чрезвычайная память
- Удовольствие и скорость обучения
- Раннее и экстенсивное развитие речи
- Увлечение книгами
- Любопытство
- Отличное чувство юмора
- Абстрактное мышление и навыки решения проблем
- Яркое воображение (например, воображаемые спутники)
- Чуткость и сострадание
Если ребенок демонстрирует большинство из этих характеристик, родители могут захотеть, чтобы его осмотрел опытный экзаменатор, чтобы выяснить, одаренный ли ребенок. Первенцев, как правило, узнают чаще, чем их братьев и сестер. Когда один ребенок в семье одаренный, вполне возможно, что и другие тоже могут быть одаренными.
Рекомендуется раннее выявление (в возрасте от 3 до 8 лет), поскольку оно позволяет проводить раннее вмешательство, столь же важное для одаренных, как и для любых других детей с особыми потребностями.
Яркий ребенок | Одаренный ученик |
---|---|
Знает ответы | Задает вопросы |
Заинтересован | Очень любопытно |
Внимательна | Умственно и физически вовлечен |
Есть хорошие идеи | Имеет дикие, глупые идеи |
Много работает | Экспериментирует, но хорошо тестирует |
Отвечает на вопросы | Подробно обсуждает, уточняет |
Верхняя группа | Вне группы |
Слушает с интересом | Демонстрирует сильные чувства и мнения |
Легко слушает | Уже знает |
6-8 повторений на мастерство | 1-2 повторения на мастерство |
Понимает идеи | Конструкции абстракций |
Любит сверстников | Предпочитает взрослых |
Понимает смысл | Делает выводы |
Выполняет задания | Инициирует проекты |
Восприимчив | Интенсивный |
Точно копирует | Создает новый дизайн |
Любит школу | Любит учиться |
Поглощает информацию | Манипулирует информацией |
Техник | Изобретатель |
Хорошо запоминает | Хороший угадчик |
Простое последовательное представление | Преуспевает за сложностью |
Оповещение | Острая наблюдательность |
Доволен своей учебой | Крайне самокритичен |
Загрузите и распечатайте эту таблицу
Ресурс по признакам одаренного ребенка
На что обращать внимание
В этой статье из публикации Директора Национальной ассоциации директоров начальных школ освещаются характеристики одаренных учащихся, документируется процесс идентификации и разбираются распространенные мифы об одаренных учениках.