Психологического просвещения темы: ТЕМА 12.2. психологическое просвещение

Психологическое просвещение учителей | Образовательная социальная сеть

Астахова Любовь Леонидовна

педагог-психолог

ГБОУ ЦПМСС «Бутово»

Давидюк Светлана Валерьевна

педагог-психолог

ГБОУ ЦПМСС «Бутово»

Психологическое просвещение учителей

(опыт работы ГБОУ ЦПМСС «Бутово»  с педагогическими                              коллективами образовательных учреждений)

     

       Психологическое просвещение — одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы — общего направления практической деятельности педагога-психолога. Оно направлено на повышение психологической культуры людей, с целью развития интереса к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в межличностных отношениях.

      По мнению И.В. Дубровиной, психологическая культура складывается из двух компонентов — психологических знаний и общей культуры человека.

      Н. Н. Обозов в понятие «психологическая культура» включает 3 компонента:

— понимание и знание себя и других людей;

— адекватная самооценка и оценка других людей;

— саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений c другими людьми.

     В соответствии с этим, повышение профессиональной психологической культуры учителей, на наш взгляд, включает:

  • изучение индивидуальных психологических особенностей и их учёт в педагогической деятельности;
  • осознание профессиональной роли и своей позиции во внутришкольном взаимодействии;
  • формирование ценностного отношения ко всем участникам образовательного процесса;
  • овладение психологическими технологиями, повышающими эффективность обучения;
  • обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания и общения;
  • обеспечение эффективности саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля.

     Формы психологического просвещения могут быть самыми разными:

  • лекции и беседы,
  • семинары и тренинги,
  • оформление стендов и выставок научно-популярной литературой.

     

В ГБОУ ЦПМСС «Бутово» организованы различные способы и формы работы с педагогами и специалистами образования:

  1. Для педагогических коллективов образовательных учреждений – семинарские занятия цикла «Педагогические аспекты в работе учителя».
  2. Для молодых специалистов образования – клубные тематические встречи. Занятия проводятся еженедельно. Темы для обсуждения предлагаются самими молодыми педагогами.
  3. Для педагогов-психологов и социальных педагогов – «Педагогическая мастерская по освоению психологическими технологиями в образовании». Регулярность встреч – 2 раза в месяц. Тематика предлагается самими участниками мастерской и в её рамках идёт освоение определенных технологий и обмен опытом.

     Работа с педагогами школ и ДОУ осуществляется по запросам администрации образовательного учреждения в соответствии с договорными обязательствами сторон. Разработана тематика занятий, соответствующая цели повышения профессиональной психологической культуры педагогов. Количество занятий уточняется с администрацией образовательного учреждения. Опыт нашей работы показал, что оптимальным является цикл из 16 занятий (не более 10 тем).

№№

Тема занятия

Кол-во

Учёт личностных и возрастных особенностей ребёнка в учебно-воспитательном процессе

2

 Обучение детей с учётом психофизиологии

1

Решение проблем поведения во время урока

2

 Навыки конструктивного общения

2

 Бесконфликтное образовательное пространство

2

Защита от психологического воздействия (давления, уничижения, манипуляции)

2

Профилактика эмоционального выгорания -стрессоустойчивость

2

Построение психологически комфортного образовательного пространства

1

Самосознание учителя

1

Профессиональное взаимодействие

1

Итого:

16

Продолжительность занятия – 1,5 часа (2 академических часа). Частота занятий – 2 раза в месяц

Темы занятий можно использовать модульно в соответствии с актуальными запросами администрации школ и по мотивационной готовности аудитории.

Для эффективного освоения знаний все занятия имеют практико-ориентированное направление, теоретические знания «накладываются» на актуальные запросы педагогов. Это, в свою очередь, способствует заинтересованности в заявленной теме, повышает активность слушателей и мотивирует их к самостоятельному поиску недостающих психологических знаний.

Ниже приводится краткое описание семинарских занятий и разработки некоторых  из них, предлагаемых для психологического просвещения педагогов.

Краткое описание семинарских занятий цикла

«Психологические аспекты в работе учителя»

                                               

1 занятие. Знакомство.

Цель: Выявление ожиданий от работы с группой психологов. Установление эмоционального контакта. Выявление актуальных потребностей участников группы. Адаптация участников к учебному процессу.

2 занятие. Индивидуальные психологические особенности.

Цель: Овладение навыками соционической диагностики. Учёт психологических особенностей для эффективного построения образовательного процесса.

3 занятие. Эмоциональная устойчивость.

Цель: Повышение психологической устойчивости, управление собственным эмоциональным состоянием. Формирование навыков эффективного реагирования.

4 занятие. Саморегуляция.

Цель:  Формирование навыков саморегуляции и совладания с тревожными эмоциональными состояниями, обучение техникам быстрого реагирования на напряженные ситуации

5 занятие. Конструктивное взаимодействие.

Цель: Формирование партнерского отношения ко всем субъектам образования. Овладение навыками конструктивного взаимодействия.

6 занятие. Особенности восприятия.

Цель: Освоение навыков самоподачи, учёт особенностей восприятия в педагогическом пространстве.

7 занятие. Профессиональное самоопределение.

Цель: Формирование профессиональной, позитивной идентичности.

8 занятие. Ученик и Учитель.

Цель: Формирование навыков решения проблемных случаев в работе с детьми.

9 занятие. Конфликт.

Цель: Ознакомление с закономерностями протекания конфликтов, способы предупреждения и выхода из конфликтной ситуации

10 занятие. Завершение «Школа — единая команда»

Цель: Построение будущих перспектив развития школьного коллектива. Умение работать в команде. Выработка единого ресурса участников образовательного процесса.

Образцы планов занятий цикла «Психологические аспекты работы учителя».

1 занятие. Знакомство.

1. Приветствие, представление ведущих. Озвучивание темы семинара, целей и задач.

Вводная часть. Введение правил. Знакомство с тематическим планированием занятий. Обсуждение, корректировка, утверждение. Информирование участников о возможностях получения психологической помощи (телефоны, адреса).

Тема семинара «Психологические аспекты в работе учителя».

Важно выявить тот психологический аспект, который наиболее актуален для слушателей в данный момент.

Цель: Выявить актуальные потребности участников группы.

2. Задание «Закончи фразу»

— «От сегодняшней работы с психологом я жду…»

— «Работая с психологом, я для себя хотел бы узнать…»

3. Прояснение отношения учителя к школе и создание группового портрета

Задание: Ответьте на вопросы:

1. Что для вас самое главное в школе? (Цель)                    — розовый цвет

2. Что для вас самое трудное? (Проблема, преграда)        —  красный цвет

3. Самое интересное? (Мотивация – что движет)              — розовый цвет

4. Самое неприятное? (Эмоциональное состояние)           — синий цвет

     Ответы записываются на отдельных листочках разного цвета и раскладывается по категориям, соответствующим разным сторонам учебной деятельности.

Анализ коллективных ответов, индивидуальные высказывания

4. Создание скульптуры «Школа моей мечты» (работа в малых группах)

5.  Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов.

«Для меня сегодня было важным…»

2 занятие. Саморегуляция.

Цель:  Формирование навыков саморегуляции и совладание с тревожными эмоциональными состояниями, обучение техникам быстрого реагирования на напряженные ситуации.

1. Задание «Сенквэй»  Цель: Актуализация представлений участников группы о заявленной теме занятия.

Предлагается написать ассоциации на слово «саморегуляция»: 3 существительных, 3 прилагательных, 3 глагола, 1 фразу.

Обсуждение в группах, написание группового «сенквэя» на данное понятие.

  2. Интерактивная беседа и дискуссия «Саморегуляция – скорая помощь в стрессовых ситуациях». Выявление личных особенностей реагирования на стрессовые ситуации. Уточнение индивидуальных стрессовых реакций участников.

Техники саморегуляции – «скорая помощь» в стрессовых ситуациях.

Алгоритм действий:

1. Произвольное изменение параметров физиологических    функций

2. Направление мыслей в оптимальное созидательное русло.

  1. Самомониторинг.

Выявление – задаём себе вопросы

Устранение – произвольные действия

Какова в данный момент моя мимика?

Приём «внутренняя улыбка»

Напряжены ли мышцы? Где ощущается напряжение?

Отпускание тела.

Как я дышу?

Нормализация дыхания

Какая у меня поза?

Регуляция позы

Какие ощущения (телесные) я испытываю?

Поиск комфортных ощущений

2. Психофизиологические техники.  

  • дыхательная релаксация

Произвольно меняем дыхание → меняем режим своей психической деятельности → новый уровень функционирования

Современная модификация медитативного дыхания:

  1. Делаем глубокий вдох (вначале немного выпячиваем живот, затем поднимаем грудь) не менее 2-х секунд.
  2. Задерживаем дыхание на 1-2 секунды.
  3. Выдыхаем медленно и плавно в течение не менее 3-х секунд (выдох должен быть длиннее вдоха).
  4. Затем снова глубокий вдох без паузы, т.е. повторяем цикл.
  5. Повторяем 2-3 цикла (предел – до 5 циклов). Выполняется в момент возбуждения, в состоянии напряженности, на пике переживания, при учащённом сердцебиении, для уменьшения усталости → даёт внутреннее равновесие.    
  • мышечная релаксация

Основные техники:

1. прогрессирующая мышечная релаксация → дать дополнительную   нагрузку   с последующим расслаблением. 

2. метод «Ключ»  → «отпускание тела»,  доверие ему.

  • активизирующие техники – повышение общего тонуса организма

1. При помощи дыхания.

Например:

— глубокий вдох (не менее 3-х сек.), резкий, форсированный выдох со звуком «у» с затруднением (за счёт напряжения мышц языка и гортани) через нос (за один подход повторить 5-6 раз).

— лёжа на спине, колени согнуты, пятки на полу. Поднимаем резко корпус с вытянутыми вперёд руками: ладони вниз – 5 раз на вдох, ладони вверх – 5 раз на выдох.

— резкое дыхание через нос с одновременной работой рук согнутых в локте, кисти сжаты в кулак, перекрёстное движение перед грудью.

2.Динамические движения

Например:

— натяжение носков ног на себя

— похлопывание тела расслабленной кистью руки

— потягивание, зевота и т.п.

3.Массаж: — ушные раковины,

                  — «пиление» верхней части шеи

                  — пальсинг и т.п.

4.Символы, жесты: — потирание рук, — щелчок пальцами и т.п.

3. Когнитивные техники – переключение внимания с мышления на восприятие.

1. Торможение мыслей — заполняя сознание восприятием, мы тормозим процесс мышления и наоборот («безоценочное созерцание»). Объектом восприятия может быть дыхание. В течение 5-10 минут наблюдаем за следующими параметрами:

— движение грудной клетки;

 — прохождение воздуха;

— звук дыхания и т.п.

2. Остановка мыслей – например, можно использовать следующие техники:

— сосредоточьтесь на потоке мыслей, осознайте его. Мысленно, довольно жестко скажите «стоп» и остановите поток мыслей.

— перенос фокуса внимания вовне, перечисление всего: «Я вижу…», «Я слышу…», «Я ощущаю…»

— перенос внимания на какой-либо объект и подробное описание его безоценочными высказываниями (можно не вслух)

3.Реализм мысли — оптимальное действие.

Мысленная подготовка к негативной ситуации = моделирование + проработка:

— Что именно меня пугает?

— Что может произойти в худшем случае?

3. Отработка различных техник саморегуляции (дыхательные техники, техники переключения внимания, децентрации,  телесно-ориентированные техники, когнитивные техники и т.п.).

4.  Упражнение Ключ – естественная саморегуляция организма.

 5. Коллективная саморегуляция (соединение группового ресурса с индивидуальным).

В конце занятия необходимо создать ситуацию мотивации на 3 день.

6. Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов, обмен чувствами, впечатлениями.

3 занятие. Эмоциональная устойчивость.

Цель: Повышение психологической устойчивости, управление собственным эмоциональным состоянием. Формирование навыков эффективного реагирования.

Упражнение 1. «Поделись эмоциональным состоянием».

Цель: обратить внимание участников на свои ощущения и чувства, «примерить» настроение других участников группы и тем самым снять напряжение («разогрев» для работы).

Упражнение 2. Дискуссия на тему занятия (Интерактивная беседа).

Цель: Дать представление участникам группы об эмоциональной устойчивости учителя, её значении для эффективности учебного процесса. Помочь участникам группы осознать и сформулировать для себя основные факторы, способствующие эмоциональной устойчивости.

По теме занятия (кратко). Эмоциональная устойчивость учителя – свойство психики, благодаря которому учитель способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях. Эмоциональный фактор играет важную роль в обучении. Его наличие существенно повышает эффективность и притягательность учебного процесса. Выделяют три положительных эмоции (радость, интерес, удивление), социализация которых создаёт подлинное богатство эмоциональных переживаний, необходимых для развития личности ребёнка (Митина, 1994).

Участникам тренинга  предлагается рассмотреть следующую схему:  

Учител

Какие чувства переживает                          Какие чувства переживает

учитель на уроке?                                         ученик на уроке? 

Что мешает испытывать радость, интерес удивление на уроке?

Что помогает испытывать радость, интерес, удивление на уроке?

Обсуждение и анализ ответов, уточнение индивидуальной степени эмоциональной устойчивости учителя на уроке.

Упражнение 3. «Мой личный атом»

Цель: Помочь участникам группы осознать степень своей эмоциональной включенности в зависимости от значимости ситуации.

Упражнение 4 «Пошли за мной»

Цель: показать участникам неосознаваемый выбор переживания негативного опыта.

6. Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов. «Для меня сегодня было важным…»

Использование семинарских занятий в интерактивной форме для просвещения педагогов позволяет повысить психологическую культуру педагогов образования. Именно в ходе дискуссий, диспутов, проектной деятельности, тренинга, деловых и ролевых игр создаются реальные условия для того, чтобы обучающиеся могли максимально предъявить свой собственный опыт, свою позицию, аргументировать те и или иные решения, сопоставить их с другими точками зрения. Именно в интерактивном обучении атмосфера взаимного уважения, личной психологической безопасности при высокой внутренней ответственности и на фоне групповой поддержки позволяет взрослому человеку максимально использовать свои ресурсы, одновременно вовлекая интеллектуальные ресурсы других членов группы в свой образовательный опыт.

Мы полагаем, что работа по просвещению учителей сегодня является важнейшей составляющей деятельности психолога образования.

Литература

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.  Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.

  1. Митина Л.М  Психология профессионального развития учителя. М.,1998.
  2. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие педагога и психолога в учебном процессе. — Ярославль, 2001.
  3. Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. М., 2002.

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 16, Дс. 11 Психологическая служба в образовании


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

        1. СД.Ф.16, ДС.11

Психологическая служба в образовании

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)


Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

«050706-Педагогика и психология»

«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

(код и наименование специальностей)

Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 9 от 09 июня 2010 г.

)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич

2010 г.


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1. Автор программы: Тарасова С.М., ст. преподаватель кафедры психологии,

Науменко А.В., ассистент

1. 2. Рецензенты

И.А. Синкевич, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой психологии МГПУ

А.В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Российского государственного социального университета (филиал в г. Мурманске)

1.3. Пояснительная записка

Курс «Психологическая служба в образовании» является частью специальной профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности 050706 «Педагогика — психология», «050703-Дошкольная педагогика и психология». Основная направленность курса – ориентировка будущих специалистов в области теории, содержания и практики психологической службы образования. Его изучение строится на знании студентами курсов «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психодиагностика», «Психологическое консультирование» и «Психокоррекция».

Таким образом данный курс является интегральным в ряду психологических дисциплин, позволяющий формировать такое важное профессиональное качество будущего педагога-психолога как системное мышление.

Целью изучения курса является формирование у студентов-психологов системного представления о деятельности психолога в образовательном учреждении.

Задачи курса.

1. Осуществление теоретической подготовки в области функционирования психологической службы системы образования.

2. Освоение студентами программ действий, практических умений и навыков по оказанию психологической помощи и поддержки субъектам образовательной среды.

3. Овладение профессиональными умениями, необходимыми для продуктивной деятельности практического психолога образования.

В результате изучения дисциплины «Психологическая служба образования» студенты должны знать:


  • научно-организационные принципы функционирования школьной психологической службы;

  • её основные цели и задачи;

  • содержание основных видов деятельности психолога образования;

  • психологические технологии реализации функциональных обязанностей педагога-психолога.

Студенты должны владеть:

  • умениями профилактической, диагностической и коррекционной работы,

  • приемами и техниками психологического консультирования в образовательном учреждении,

  • методами психологического просвещения субъектов образовательной среды.

Содержание курса представлено двумя разделами.

Первый раздел – «Научно-организационные принципы функционирования психологической службы образования»- раскрывает предмет, цели и задачи курса, определяет роль психологической службы в образовании, рассматривает вопросы теоретико-прикладного и нормативного обеспечения деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях.

Второй раздел — Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога»- дает представление об основных направлениях и видах деятельности педагога — психолога в образовательных учреждениях.

Практические и лабораторные занятия по курсу посвящаются практическому освоению методов диагностики, групповой и индивидуальной психокоррекционной и психопрофилактической работы с субъектами образовательной среды.

1.4. Извлечение из ГОС ВПО
Роль психологической службы в образовании. Становление психологической службы в системе образования России и за рубежом. Концепции психологической службы образовательного учреждения. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа. Направления деятельности педагога-психолога. Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога. Документация психологической службы.

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


п/п

Шифр и наименование специальности

курс

семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

«050706 – Педагогика и психология»

2

4

62

20

12

8

зачет

«050706 – Педагогика и психология»

3

5

60

32

18

14



«050706 – Педагогика и психология»

3

6

28

28

16

12

Экзамен

Итого

150

80

46

34

70

«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

4

7

144

72

24

18

72

Зачет

4

8

16

14

Зачет

Итого

144

72

40

32

72

1. 6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени.

«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

«050706-Педагогика и психология»



п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Самост.

Работа.


Раздел I. Научно-организационные принципы функционирования психологической службы образования


1.

Психологическая служба как отрасль прикладной психологии. Роль психологической службы в системе образования

2

2

2

2.

Становление психологической службы в системе образования за рубежом и в России.

2

2

2

3.

Концепция психологической службы образовательного учреждения

4

2/2

2

4

4.

Основные принципы и модели деятельности педагога-психолога

4

2

2

6/4

5.

Документация психологической службы образовательного учреждения

4

2/2

2

4

6.

Психологическая служба в образовательных учреждениях разного типа

4

2/2

2

6/4

Раздел 2. Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога.

7.

Психодиагностическая работа

4

2

2

4

8

Психопрофилактическое направление в деятельности педагога-психолога

2

2

2

9.

Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе.

8

4

4

4

10.

Профилактика школьной дезадаптации.

6

2

4/4

4

11.

Профилактика дезадаптации и неуспеваемости в среднем звене школы.

8

4

4

4

12.

Психологическое консультирование в деятельности психолога образования

6

4

2/2

6

13.

Психокоррекция как направление деятельности педагога-психолога

6

4

2/4

6

14.

Психологическое просвещение

6

4

2

6

15.

Взаимодействие психолога с администрацией и педколлективом образовательного учреждения

6

4

2

6

16.

Взаимодействие психолога с родителями учащихся и воспитанников образовательных учреждений

4

2

2

6

Всего

72/80

40/46

32/34

72/70

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Научно-организационные принципы функционирования психологической службы образования
Тема 1. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии. Роль психологической службы в образовании.

Общее представление о прикладной психологии и психологической практике. Практическая психология как прикладная дисциплина, ориентированная на «академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа» и как особая психологическая практика, ориентированная на «работу с психикой» (Слободчиков В.И., Исаев Е.И.).

Психологическая служба как теоретико-прикладной раздел возрастной и педагогической психологии, её роль в интеграции научно-психологического знания и его использования в образовании.

Школьная психологическая служба как необходимый компонент системы народного образования на современном этапе развития общества и в перспективе.

Факторы, определяющие создание и развитие психологической службы: научные психологические концепции, потребности и задачи народного образования, политические, экономические и другие особенности страны. Смена парадигмы воспитания и образования как основополагающий фактор развития службы.

Определение психологической службы образования. Предмет психологической службы образования. Единство теоретического, прикладного, практического и организационного аспектов психологической службы (Дубровина И.В.).


Литература.

Основная.


  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.,1997.

  2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

  3. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства// Психологическая наука и образование.2001. №2. С.16-24.

  4. Копосов Е. Психологическая служба вуза : теория и практика // Высшее образование в России. — 2007. — №3. — С. 10 — 13.

  5. Кулганов В. А. Консультирование в работе детского практического психолога. — СПб. : Детство-Пресс, 2008. — 128 с.

  6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.,1996.

  7. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования : учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. заведений. — М. : ТЦ Сфера, 2001. — 448 с.

  8. Пахальян В. Э. Психопрофилактика в практической психологии образования : учеб. пособие. — М. : ПЕР СЭ, 2003. — 208 с.

  9. Психологическая служба в образовании : учеб-метод. пособие [для студ., обуч. по спец. 050706 «Педагогика и психология»] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. А. В. Науменко]. — Мурманск : МГГУ, 2011. — 129 с.

  10. Рубцов В. В. Психологическая служба современной школы // Экология и жизнь. — 2007. — № 10. — С. 32-36.

  11. Руководство практического психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

  12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология чеовека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.

Дополнительная.


  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.

  2. Вачков И.В. Смена приоритетов // Школьный психолог. 2000. №4.

  3. Головей Л.А., Грищенко Н.А. Психологическая служба в школе. Л., 1987.

  4. Кала У.В.,Раудик В.В. Психологическая служба в школе. М., 1996.

  5. Рубцов В.В., Селявина Л.К., Малых С.Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. №2.

  6. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы : метод. пособие для детских практ. психологов учреждений образования / [И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2000. — 160 с.

  7. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. СПб., 2002.

Тема 2. Становление психологической службы в системе образования за рубежом и в России.

Школьная психологическая служба в США. «Гайденс»-службы. Тестирование как основной инструмент деятельности первых психологов-практиков.

Опыт развития школьной психологической службы во Франции. Вклад А.Бине, А.Валлона в становление и развитие школьной психологической службы.

Опыт организации и деятельности службы в странах Восточной Европы (Витцлак Г., Черны В., Шванцара Й.).

Российские традиции практической психологии. Использование элементов методов практической психологии в 20-30-е годы ХХ в. «Психотехнический бум» и психологическая рационализация профессионального образования. Разработка деловых игр, методов профотбора и профконсультаций.

Реализация психологических методов в обучении и воспитании детей в рамках педологии (М.Я.Басов, П. П. Блонский, Л.С.Выготский, В.Н.Корнилов и др.). Воспитательная система А.С.Макаренко, теория развития личности в коллективе.

Создание системы психологической службы образования в начале 80-х г. Развитие и формирование структуры службы в регионах. Расширение сферы деятельности психологической службы. Эволюция целей и задач службы от диагностики до обеспечения психологической поддержки целостности процесса воспитания и развития. Психологическая служба образования на современном этапе развития.
Литература:

Основная.


  1. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2000.

  3. Ярошевский М.Г.История психологии. М., 1985.

Дополнительная.


  1. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Служба практической психологии образования и ее деятельность по психологизации образовательной среды школы. СПб., 2001.

  2. Психологическая служба в школе / Под ред. Э.-М.Ю.Верник, Х.Й.Лийметса, Ю.Л.Сыэрда. Таллин., 1983.

  3. Психологическая служба в СССР: «Круглый стол» // Вопросы психологии. 1979. №2, №3.

  4. Практическая психология в школе. Материалы Всероссийской конференции. СПб., 2000.

  5. Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997.

Тема 3. Концепция психологической службы образовательного учреждения.

Научные предпосылки создания концепции психологической службы в нашей стране. Фундаментальные исследования, направленные на изучение условий психического и личностного развития ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Р.Натадзе, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.).

Цель психологической службы образования. Психическое и психологическое здоровье детей и школьников.

Задачи психологической службы образования. Главные направления деятельности школьной психологической службы. Актуальное направление, ориентированное на решение злободневных проблем, связанных с трудностями в обучении и воспитании детей, отклонениями в поведении, общении, формировании личности. Перспективное направление, нацеленное на развитие, становление индивидуальности каждого ребенка.

Вклад М.Р.Битяновой, И.В.Дубровиной, Р.В.Овчаровой, В.В.Рубцова, Е.И.Рогова, Л.М.Фридмана и др. в развитие концепции психологической службы образования


Литература.

Основная.


  1. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 2001. №2. С. 16-24.

  2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

  3. Кулганов В. А. Консультирование в работе детского практического психолога. — СПб. : Детство-Пресс, 2008. — 128 с.

  4. Психологическая служба в образовании : учеб-метод. пособие [для студ., обуч. по спец. 050706 «Педагогика и психология»] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. А. В. Науменко]. — Мурманск : МГГУ, 2011. — 129 с.

  5. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы// Вопросы психологии. 2001. №1. С.5-12.

  6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.,1998.

  7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.

Дополнительная.


  1. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. СПб., 2000.

  2. Бабанский Ю.К. О разработке теоретичеких основ организации психологической службы в советской школе // Психологическая служба в школе. Таллин., 1983.

  3. Давыдов В.В., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б. Психологическая служба СССР // Вопросы психологии. 1979. №2.

  4. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Положение о школьной психологической службе // Вопросы психологии. 1985. №2.

  5. Рубцов В.В., Селявина Л.К., Малых С.Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. №2.

  6. Слободчиков В.Н. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. М., 1997.

  7. Сухобская Г.С. Современная гуманистическая психология и школа. СПб., 1995.

Каталог: umu-umk -> %D0%9F%D0%9F%D0%98 -> 050706.65%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
050706. 65%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины cд. 18 Социальная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050706.65%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 1, Опд. В 2 проблемы эмоциональной регуляции личности
050706.65%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 14 Основы психологии семьи и семейного консультирования
050706.65%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 10 Психодиагностика
050706.65%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11 Психологическое консультирование
050706.65%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии
050706.65%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 1 Возрастная психология
050706.65%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706 Педагогика и психология» «050711- социальная педагогика»
050706. 65%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения
050706.65%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения


Скачать 0.8 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

50 Expert Educational Psychology Research Topics

Когда вы поступаете в школу психологии, задания становятся немного легче. Но по мере прохождения курса вы понимаете, что вам нужна помощь в выборе тем исследования, а иногда и помощь в написании. Если вы искали «темы исследований в области педагогической психологии», вы находитесь на правильной платформе. У нас есть идеи, созданные экспертами, которые помогут вам в вашем следующем проекте.

Чтобы завершить исследовательский проект, вам необходимо иметь глубокие исследовательские навыки и отличные навыки чтения. Вместо того, чтобы тратить много времени на поиск нужной темы, позвольте HelpForHomework помочь вам. Если вы студент-психолог, перегруженный исследованиями и курсовыми работами, наши писатели-психологи могут оказаться полезными. Обращаясь к нам, вы преодолеваете проблемы стресса, сжатых сроков и усталости.

Как мы выбираем лучшие темы исследований в области педагогической психологии?

  1. Подбираем оригинальные темы

Оригинальность является важным аспектом любого исследования. Вот почему мы генерируем оригинальные идеи и выбираем малоизученные темы для их изложения. В HelpForHomework мы формулируем захватывающие и уникальные идеи посредством обширного чтения и демонстрации.

Нужна помощь в выполнении задания?

Получить бесплатную консультацию

  1. ТЭО

Перед публикацией тем в этой статье мы проверили их актуальность и устойчивость. При проверке осуществимости всегда спрашивайте себя:

  • Можно ли ответить на вопрос исследования?
  • Можно ли управлять объемом исследовательского вопроса?
  1. Апелляция

В HelpForHomework мы разрабатываем темы исследований в области педагогической психологии, которые нравятся вам и будут интересны вашей аудитории. Если вы ищете интересные идеи для исследований, у нас есть лучшие из них для вас.

Совет эксперта: Найдя подходящую тему исследования в области психологии образования, обязательно обратитесь к своему научному руководителю за одобрением и руководством. Было бы лучше часто консультироваться с вашим руководителем, чтобы отсеять ошибки на раннем этапе процесса исследования. Кроме того, было бы полезно, если бы вы не раздумывая проконсультировались с нашей службой поддержки после выбора темы.

Лучшие темы исследований в области психологии образования

Если вы ищете лучшие темы исследований в области психологии образования, вы находитесь на правильной платформе. Мы надеемся, что вы найдете тему для вашего следующего проекта в списке ниже.

  1. Различия между учащимися детьми и учащимися взрослыми
  2. Факторы, влияющие на фонематические способности детей
  3. Картирование области педагогической психологии: тенденции
  4. История педагогической психологии
  5. Перспектива педагогической психологии гендерных стереотипов в школах
  6. Педагогическая психология: развитие учащихся
  7. Переосмысление стратегий педагогической психологии для мотивации учащихся
  8. Перспективы педагогической психологии в обучении и развитии взрослых
  9. Перспективы педагогической психологии в обучении и развитии детей
  10. На пути к лучшему пониманию детей с аутистическим спектром: образовательная поддержка и взгляд родителей

Интересные темы исследований в области психологии образования

Вы ищете интересные темы исследований в области психологии для домашнего задания? У нас есть кое-что для вас.

  1. Мультикультурный взгляд на обучение учащихся с расстройством личности
  2. Взгляд родителей на инклюзивные школы для детей с аутизмом в вашей стране
  3. Педагогическая психология: Окна в классах
  4. Онлайн-кейсы по педагогической психологии
  5. Современные теории мотивации в педагогической психологии и изучении языков
  6. Теории изучения педагогической психологии и применение к технологиям
  7. Педагогическая психология подростков
  8. Применение педагогической психологии в тренировке футболистов
  9. Теории преподавания педагогической психологии
  10. Применение психологических теорий в образовательной практике

Экспертные темы исследований в области педагогической психологии

Ваш проект будет выделяться, если вы выберете темы исследований в области педагогической психологии, созданные экспертами. Ознакомьтесь со списком ниже :

  1. Педагогическая психология: теории интеллекта
  2. Влияние теорий интеллекта на академическую успеваемость студентов университетов
  3. Теории интеллекта, целеустремленность и успеваемость учащихся в вашей стране
  4. Теории интеллекта как средство прогнозирования достижения целей
  5. Отношения со сверстниками и давление со стороны сверстников в образовательном контексте
  6. Отношения со сверстниками: раса и этническая принадлежность
  7. Отношения со сверстниками с расстройством личности в обычной средней школе: важность взаимодействия со сверстниками
  8. Обучение рискам и последствиям употребления алкоголя в школах
  9. Рискованное поведение, влияющее на качество отношений со сверстниками у молодых людей
  10. Взаимосвязь социальных навыков и образования в отношении употребления алкоголя подростками

Отличные темы исследований в области педагогической психологии

Выбор превосходных тем в области педагогической психологии дает вам возможность быть на шаг впереди своих сверстников. Выберите тему ниже, усердно работайте и получайте высшие оценки.

  1. Факторы риска и результаты издевательств и виктимизации
  2. Роль родителей в буллинге и виктимизации в школах
  3. Запугивание и виктимизация: последствия вмешательства
  4. Роль эмоций в обучении
  5. Влияние эмоций на обучение и память
  6. Эмоции в обучении: сравнение очного и онлайн-обучения
  7. Роль эмоций при внедрении технологий в образовательные системы
  8. Роль эмоциональной регуляции школьников-подростков для академической успеваемости
  9. Роль эмоций в преподавании и обучении
  10. Моделирование когнитивных решений при нарушении обучения на основе эмоций при аутизме

Лучшие темы исследований в области психологии образования

Хотя психология — увлекательный курс, получение первоклассных рекомендаций может быть проблемой. Тем не менее, у нас есть несколько основных тем для исследований в области педагогической психологии.

  1. Роль эмоционального обучения: гендерные различия в подходах к обучению
  2. Педагогическая психология в сельской местности: этические, профессиональные и правовые вопросы
  3. Психологическая практика в сельских школах: рекомендации и последствия
  4. Влияние образования на психологические результаты подростков
  5. Влияние культуры на сельское образование: исторический и современный взгляды
  6. Языковые проблемы и последствия для жизненных амбиций учащихся
  7. Перспектива педагогической психологии языкового опыта и когнитивного контроля
  8. Систематический обзор различных способностей к обучению учащихся на определенном академическом уровне
  9. Оценка академической модели в различных типах школ в вашей стране
  10. Как модели дисциплины влияют на внеклассную успеваемость старшеклассников

Окончательный вердикт

Вы нашли первоклассную тему исследования в области педагогической психологии? Если нет, свяжитесь с нашей поддержкой, чтобы поделиться идеями, и мы подберем вам подходящую тему. Что касается этики, вы не должны беспокоиться. Наша компания предлагает законные и конфиденциальные рекомендации по темам исследований в области педагогической психологии и письменные услуги. Чего же ты ждешь? Свяжитесь с нами и наслаждайтесь

Также ознакомьтесь с темами исследований в области психологии личности.

Нужна помощь в выполнении задания?

Получить бесплатную консультацию

Последние сообщения

Вы не можете копировать содержимое этой страницы.

Свяжитесь с нами.0201 Указатель тем, охватываемых
Интерактивная психология образования

(по категориям)

Последнее изменение: май 2010 г.


Вернуться к:  | EdPsyc Interactive: Курсы | Домашняя страница


  • Система обучения 4MAT
  • Академическое время обучения (ALT)
  • Эмоциональное развитие
  • Оценка
  • Достижение базовых навыков
  • Стать блестящей звездой
  • Стать профессиональным педагогом
  • Теории поведенческого обучения
  • Поведенческие цели
  • Мозг и биология
  • Карьера
  • Развитие персонажа
  • Гражданство
  • Управление классом
  • Классная оценка
  • Когнитивное развитие
  • Когнитивная область (таксономия Блума)
  • Когнитивные теории обучения
  • Воля/волю
  • Участие сообщества
  • Компьютерное обучение
  • Конструктивизм
  • Контент перекрывается
  • Совместное обучение
  • Критическое мышление
  • Определения
  • Желаемые результаты учащихся
  • Прямая/явная инструкция
  • Эд психология: зачем учиться?
  • Реформа образования
  • Образовательные исследования
  • Эффективная практика обучения
  • Эмпатическое слушание
  • Время работы
  • Семейная/домашняя обстановка
  • Финансы
  • Дружба
  • голов
  • Прибор для наблюдения за учителями, Джорджия (GTOI)
  • Глобальные/международные условия
  • Политика оценивания
  • Методы группировки
  • Гуманистические теории обучения
  • Информационный век и концептуальный век
  • Индивидуальные различия
  • Обработка информации