Общества экономическая политическая социальная духовная сферы общества: Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь — что это, определение и ответ

Духовная сфера: понятие, примеры, структура, функции

С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.

Что такое духовная сфера общества?

Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.

Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.

Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

  • Создание духовных ценностей. Это любая творческая деятельность, а также исследования, эксперименты и иные изыскания, направленные на получение новых знаний и совершенствование имеющихся технологий.
  • Сохранение и распространение духовных ценностей. Это все действия, которые человек может осуществлять с уже существующими духовными ценностями: их сохранение, воспроизведение, распространение и распределение, усвоение и потребление.

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).

Структура духовной сферы

В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:

  • Мораль. Это действующая в определённом обществе совокупность представлений о том, что хорошо, а что плохо, а также набор правил поведения, основанных на этих представлениях. Мораль возникла на ранних этапах существования человеческого общества и регулировала общественную жизнь задолго до появления права.
  • Наука. Это совокупность объективных знаний о мире, а также деятельность, направленная на получение, систематизацию и хранение этих знаний.
  • Религия. Как и мораль, религия существует с момента появления первого человеческого общества и решает примерно те же задачи. Вера в сверхъестественную природу различных явлений была необходима для формирования целостного представления об окружающем мире до появления науки.
  • Образование. Это процесс получения знаний и навыков. Благодаря образованию индивид получает как базовые знания, необходимые для полноценной жизни в обществе, так и более продвинутые, позволяющие ему реализовать свой потенциал в выбранных областях деятельности. Также в процессе образования формируется мировоззрение человека, корректируются моральные и нравственные ценности.
  • Искусство. Это сложное и немного размытое понятие, но в общем случае к искусству относят продукты человеческой деятельности, способные доставлять эстетическое удовольствие, выражать идеи, пробуждать эмоции.
  • Культура. Это совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных обществом и отражающих исторический путь этого общества.

Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.

Значение и функции духовной сферы

Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания.

Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.

При этом духовная сфера выполняет такие функции как:

  • Регулирование поведения. Чтобы общество было благополучным, все люди должны соблюдать определённые правила, продиктованные не только законом, но и моралью, нравственностью и здравым смыслом.
  • Формирование мировоззрения. Для человека важно, чтобы его представление о мире было целостным, завершённым и гармоничным.
  • Развитие самосознания.
    Чтобы найти своё место в мире и обществе, человек должен сформировать представление о себе, а также научиться понимать, как окружающие воспринимают его и реагируют на его поступки.
  • Воспитание и образование. Обучение новых поколений – залог успешного развития общества и человеческой цивилизации в целом, и эту функцию также выполняет духовная сфера.
  • Создание и распространение научных знаний. Развитие человеческой цивилизации полностью опирается на достижения науки. При этом большинство открытий было сделано людьми, ведомыми жаждой знаний, а не наживы.

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Заключение

Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.

Сферы общества. — Обществознание — Уроки

1.8Сферы обще­ства

  • Эко­номи­чес­кая сфе­ра об­ществ

  • Со­ци­альная сфе­ра об­ще­ства

  • По­лити­чес­кая сфе­ра об­ще­ства

  • Ду­хов­ная сфе­ра об­ще­ства

Экономическая сфера общества

Об­ще­ние меж­ду людьми мо­жет про­ис­хо­дить в раз­личных со­ци­альных груп­пах в рам­ках оп­ре­делен­ных сфер об­ще­ства.

Сфе­ра об­ще­ства — оп­ре­делен­ная об­ласть об­ще­ствен­ной жиз­ни, вклю­ча­ющая на­ибо­лее ус­тойчи­вые фор­мы вза­имо­действия лю­дей.

В на­уке вы­деля­ют че­тыре сфе­ры об­ще­ства:

1) эко­номи­че­скую;

2) со­ци­альную;

3) по­лити­че­скую;

4) ду­хов­ную.

Эко­номи­чес­кая сфе­ра об­ще­ства вклю­ча­ет от­но­шения в об­ласти про­из­вод­ства, об­ме­на, рас­пре­деле­ния ма­тери­альных благ, а так­же от­но­шения собс­твен­ности.

Эко­номи­чес­кая сфе­ра воз­никла од­новре­мен­но с по­яв­ле­ни­ем об­ще­ства. Для то­го что­бы вы­жить, че­ловек вы­нуж­ден был прис­по­саб­ли­ваться к тя­желым ус­ло­ви­ям ок­ру­жа­ющей сре­ды. Пер­во­начально че­ловек брал от при­роды все что нуж­но в го­товом ви­де. Сов­ре­мен­ные уче­ные наз­ва­ли этот спо­соб про­из­вод­ства прис­ва­ива­ющей эко­номи­кой. Важ­ным дос­ти­жени­ем древ­них лю­дей ста­ло со­зда­ние пер­вых ору­дий тру­да, с по­мощью ко­торых мож­но бы­ло бо­лее эф­фектив­но ре­шать проб­ле­му про­пита­ния. Шку­ры уби­тых на охо­те зве­рей ис­пользо­вались для из­го­тов­ле­ния одеж­ды. Из гли­ны и де­рева че­ловек стал соз­да­вать раз­личные пред­ме­ты, не­об­хо­димые в бы­ту. Так про­из­вод­ство ма­тери­альных благ раз­де­лилось на про­из­вод­ство про­дук­тов пи­тания и про­из­вод­ство неп­ро­довольствен­ных из­де­лий.

Пос­те­пен­но лю­ди вмес­то со­бира­тельства и охо­ты на­чали за­ниматься зем­ле­дели­ем и ско­товодс­твом. Про­ис­хо­дит пе­реход от прис­ва­ива­ющей эко­номи­ки к про­из­во­дящей. Че­ловек при­об­ре­та­ет бо­лее на­деж­ный ис­точник пи­тания и ста­новит­ся ме­нее за­виси­мым от кап­ри­зов при­роды. Про­ис­хо­дит пер­вое об­ще­ствен­ное раз­де­ление тру­да (на зем­ле­дельцев и ско­тово­дов), ра­дикально из­ме­нив­шее ха­рак­тер об­ще­ствен­ных от­но­шений в пер­во­быт­ном об­ще­стве.

Про­цесс тру­да ус­ложнял­ся, ору­дия тру­да со­вер­шенс­тво­вались. Ре­зультат тру­да стал за­висеть от от­дельной семьи. По ме­ре пе­реме­щения и вза­имо­действия ро­до-пле­мен­ных объеди­нений ро­довые свя­зи за­меня­лись тер­ри­тори­альны­ми, ро­довая об­щи­на тран­сфор­ми­рова­лась в со­сед­скую. Ес­ли в ро­довой об­щи­не су­щес­тво­вали кров­но-родс­твен­ные свя­зи меж­ду ее чле­нами и об­щность иму­щес­тва, то в со­сед­ской об­щи­не каж­дая семья об­ла­дала обо­соб­ленным иму­щес­твом и собс­твен­ностью на ору­дия тру­да и про­из­во­димую про­дук­цию, что соз­да­ло ос­но­ву для по­яв­ле­ния час­тной собс­твен­ности.

Спе­ци­али­зация про­из­вод­ства соп­ро­вож­да­лась дальнейшим со­вер­шенс­тво­вани­ем ору­дий тру­да. Это при­вело, с од­ной сто­роны, к по­яв­ле­нию из­лишков, т.е. час­ти про­дук­ции, про­из­во­димой сверх не­об­хо­димой нор­мы пот­ребле­ния, а с дру­гой сто­роны, к вы­деле­нию ре­мес­ла в са­мо­сто­ятельную от­расль про­из­вод­ства. Та­ким об­ра­зом, про­изош­ло вто­рое об­ще­ствен­ное раз­де­ление тру­да.

Пред­ста­вите­ли трех групп лю­дей — зем­ле­дельцы, ско­тово­ды и ре­мес­ленни­ки — при на­личии из­лишков не­из­бежно об­ме­нива­лись меж­ду со­бой ре­зульта­тами сво­его тру­да. Та­кой об­мен, став сис­те­мати­чес­ким, прев­ра­тил­ся в раз­но­вид­ность об­ще­ствен­но по­лез­ной де­ятельно­сти. По­яв­ля­ют­ся груп­пы лю­дей (куп­цы, тор­говцы), вы­пол­ня­ющие роль пос­редни­ков меж­ду тре­мя груп­па­ми про­из­во­дите­лей. Так про­изош­ло третье об­ще­ствен­ное раз­де­ление тру­да.

Об­мен меж­ду про­из­во­дите­лями но­сил сна­чала на­туральный ха­рак­тер. Сто­имость ве­щи оп­ре­деля­лась в за­виси­мос­ти от ее нуж­ности в дан­ный мо­мент вре­мени. Это не всег­да бы­ло удоб­но. Как, на­при­мер, оп­ре­делить со­от­но­шение сто­имос­ти бы­ка и то­пора? По­это­му лю­ди при­дума­ли деньги, с по­мощью ко­торых ста­ли оп­ре­делять сто­имость всех ве­щей.

С раз­ви­ти­ем об­ще­ства ус­ложня­лись спо­собы про­из­вод­ства, соз­да­вались но­вые, бо­лее со­вер­шенные ору­дия тру­да. В XV—XVII вв. на сме­ну ре­мес­лу при­ходит ма­нуфак­турное про­из­вод­ство, ос­но­ван­ное на раз­де­лении тру­да. А в XVII—XIX вв. во мно­гих стра­нах про­ис­хо­дит про­мыш­ленный пе­рево­рот — пе­реход от руч­но­го тру­да к ма­шин­но­му, от ма­нуфак­ту­ры к фаб­ри­ке. Про­из­водс­тво ста­новит­ся мас­со­вым. Уве­личи­ва­ет­ся и объем пот­ребле­ния про­из­во­димой про­дук­ции. Пот­ре­бите­лями в той или иной ме­ре выс­ту­па­ют все чле­ны об­ще­ства, так как все нуж­да­ют­ся в пи­ще, одеж­де, пред­ме­тах оби­хода, но не все мо­гут са­мо­сто­ятельно соз­да­вать эту про­дук­цию.

Промышленный переворот в Англии

Рас­пре­деле­ни­ем ма­тери­альных благ за­нима­ет­ся го­сударс­тво. Оно изы­ма­ет деньги у на­селе­ния в ви­де на­логов, а за­тем ис­пользу­ет их для под­держа­ния сво­ей жиз­не­де­ятельно­сти, со­дер­жа­ния ап­па­рата уп­равле­ния, а так­же для по­мощи оп­ре­делен­ным сло­ям на­селе­ния. На про­тяже­нии мно­гих ве­ков роль го­сударс­тва в сфе­ре рас­пре­деле­ния бы­ла нез­на­чительной. И только в XX в. уси­лились фун­кции го­сударс­тва, свя­зан­ные с со­действи­ем ма­ло­иму­щим ка­тего­ри­ям на­селе­ния.

Социальная сфера обще­ства

Со­ци­альная сфе­ра вклю­ча­ет раз­но­об­разные вза­имо­от­но­шения меж­ду раз­личны­ми груп­па­ми об­ще­ства. Эле­мен­та­ми со­ци­альной сфе­ры выс­ту­па­ют как кон­крет­ные лю­ди, име­ющие оп­ре­делен­ный ста­тус, т.е. за­нима­ющие то или иное по­ложе­ние в об­ще­стве, так и об­щнос­ти лю­дей, в ко­торые они объеди­ня­ют­ся по оп­ре­делен­но­му приз­на­ку.

Еще в пер­во­быт­ном об­ще­стве су­щес­тво­вало раз­де­ление лю­дей по по­ловоз­рас­тно­му приз­на­ку. Муж­чи­ны хо­дили на охо­ту, жен­щи­ны за­нима­лись со­бира­тельством и вос­пи­тыва­ли де­тей. Де­ти и ста­рики при­нима­ли меньшее учас­тие в про­из­вод­стве, чем ос­тальные чле­ны об­ще­ства.

Уве­личе­ние объема про­из­вод­ства и об­ра­зова­ние из­лишков про­из­во­димой про­дук­ции при­вели со вре­менем к по­яв­ле­нию бо­гатых и бед­ных. Так об­ще­ство раз­де­лилось на груп­пы по иму­щес­твен­но­му приз­на­ку. С по­яв­ле­ни­ем го­сударс­тва со­ци­альная струк­ту­ра об­ще­ства ус­ложни­лась. Не­большая часть об­ще­ства сос­ре­дото­чила в сво­их ру­ках ма­тери­альные бо­гатс­тва, по­лучи­ла воз­можность пос­редс­твом го­сударст­вен­ной вла­сти дик­то­вать ос­тальной час­ти об­ще­ства свою во­лю. Об­щес­тво ста­ло де­литься на гос­подс­тву­ющий класс и за­виси­мое на­селе­ние, на­при­мер: ра­бов­ла­дельцы и ра­бы, фе­ода­лы и кре­пос­тные крестьяне, ка­пита­лис­ты и на­ем­ные ра­бочие. На­ряду с ос­новны­ми су­щес­тво­вали и не­большие спе­цифи­чес­кие груп­пы на­селе­ния.

В со­вре­мен­ном ми­ре об­ще­ство де­лит­ся на мно­жес­тво раз­но­об­разных групп, вы­деля­емых по оп­ре­делен­ным приз­на­кам: уров­ню до­ходов, про­фес­сии, воз­расту, по­лити­че­ским взгля­дам и т.д. Каж­дый из нас мо­жет быть чле­ном ка­кой-ли­бо од­ной или да­же не­скольких об­щнос­тей. Че­ловек яв­ля­ет­ся од­новре­мен­но чле­ном сво­ей семьи, сот­рудни­ком на ра­боте, чле­ном ка­кой-ли­бо об­ще­ствен­ной ор­га­низа­ции или по­лити­че­ской пар­тии, мо­жет вхо­дить в оп­ре­делен­ную воз­рас­тную, эт­ни­чес­кую или ре­лиги­оз­ную груп­пу.

Политическая сфера обще­ства

По­лити­чес­кая сфе­ра свя­зана с по­няти­ем «власть». Со­став­ля­ющий эле­мент вла­сти — спо­соб­ность од­них групп лю­дей и их пред­ста­вите­лей вли­ять на дру­гие груп­пы. При этом воз­можность вли­яния опи­ра­ет­ся на обы­чай или за­кон. Ос­новным эле­мен­том по­лити­че­ской сис­те­мы выс­ту­па­ет го­сударс­тво. Оно име­ет мо­нопо­лию на власть и мо­жет приз­нать не­воз­можным про­яв­ле­ние лю­бой дру­гой вла­сти.

Но бы­ло бы неп­ра­вильно на­чинать от­счет раз­ви­тия по­лити­че­ской сфе­ры об­ще­ства только с по­яв­ле­ния го­сударс­тва. Власть су­щес­тво­вала и в до­госу­дарст­вен­ный пе­ри­од. В пер­во­быт­ном об­ще­стве она ис­хо­дила от все­го ро­да и но­сила об­ще­ствен­ный ха­рак­тер. На­ибо­лее важ­ные воп­ро­сы ре­шались на об­щем соб­ра­нии, учас­тво­вать в ко­тором име­ли пра­во все взрос­лые чле­ны ро­да. Для ру­ководс­тва об­щи­ми де­лами из­би­рались вож­ди и ста­рейши­ны. Эти дол­жнос­ти бы­ли не только вы­бор­ные, но и сме­ня­емые. Они не да­вали ни­каких пре­иму­ществ. Вож­ди и ста­рейши­ны на­рав­не с дру­гими чле­нами ро­да при­нима­ли учас­тие в об­ще­ствен­ном тру­де и по­луча­ли по­ложен­ную им до­лю про­из­во­димо­го про­дук­та. Ре­ша­ющи­ми кри­тери­ями для из­бра­ния ли­дера ро­да бы­ли лич­ные ка­чес­тва.

При раз­де­лении ро­дов не­из­бежным ста­ло вза­имо­действие меж­ду ни­ми. В слу­чае ус­та­нов­ле­ния доб­ро­сосед­ских от­но­шений ро­ды объеди­нялись в пле­мена, а те — в со­юзы пле­мен. Пле­мя уп­равля­лось со­ветом ста­рейшин, ко­торый из­би­рал вож­дя пле­мени. Во гла­ве со­юза пле­мен сто­яли со­вет пле­мен­ных вож­дей и вождь со­юза. Эти дол­жнос­ти на ран­них эта­пах раз­ви­тия пер­во­быт­но­го об­ще­ства так­же бы­ли сме­ня­емы­ми и не да­вали ни­каких при­виле­гий.

От­но­шения меж­ду чле­нами ро­да ре­гули­рова­лись пра­вила­ми по­веде­ния (со­ци­альны­ми нор­ма­ми), ко­торые обоб­щенно ста­ли на­зываться обы­ча­ями, т.е. обыч­ным, при­выч­ным по­веде­ни­ем. Обы­чай — это об­щепри­нятое, ис­то­риче­ски сло­жив­ше­еся пра­вило по­веде­ния, ко­торое за­кре­пилось в ре­зульта­те мно­гок­ратно­го пов­то­рения в те­чение дли­тельно­го вре­мени, вош­ло в при­выч­ку и ста­ло не­об­хо­димой жиз­ненной по­треб­ностью лю­дей. Обы­чаи ис­полня­лись доб­ро­вольно. Тем не ме­нее в це­лях обес­пе­чения прис­ва­ива­ющей эко­номи­ки и жиз­не­де­ятельно­сти ро­да сфор­ми­рова­лись та­кие спо­собы ре­гули­рова­ния от­но­шений, как доз­во­ления, обя­зыва­ния и зап­ре­ты.

Доз­во­ления су­щес­тво­вали как ре­комен­да­ции по оп­ре­делен­но­му по­веде­нию в ин­те­ресах ро­да. Обя­зыва­ния име­ли целью обес­пе­чение об­ще­ствен­ных дел — охо­ты, со­бира­тельства, рас­пре­деле­ния. Зап­ре­ты пред­став­ля­ли со­бой та­бу, под­креп­ленные стра­хом ре­лиги­оз­но­го воз­мездия. В слу­чае на­руше­ния обы­ча­ев мог­ло при­меняться и при­нуж­де­ние, ис­хо­див­шее от все­го ро­да и но­сив­шее ре­лиги­оз­ный ха­рак­тер.

С раз­ви­ти­ем про­цес­са пе­рехо­да от ро­довой об­щи­ны к со­сед­ской, на­коп­ле­ни­ем из­лишков у от­дельных се­мей и по­яв­ле­ни­ем иму­щес­твен­но­го не­равенс­тва из­ме­нял­ся и ха­рак­тер вла­стных от­но­шений. Уп­равлен­ческая де­ятельность ус­ложня­лась, воз­раста­ла роль пуб­личной вла­сти, все бо­лее обо­саб­ли­ва­ющейся от об­ще­ства. Об­щи­на пы­талась соп­ро­тив­ляться иму­щес­твен­ной диф­фе­рен­ци­ации сво­их чле­нов, но бе­зус­пешно.

Дол­жнос­ти вож­дей ста­ли нас­лед­ствен­ны­ми. Ли­ца, их за­нима­ющие, стре­мились за­кре­пить нас­лед­ствен­ный ха­рак­тер вла­сти пу­тем пе­реда­чи сы­новьям зна­ний и опы­та уп­равле­ния. Вож­ди и ста­рейши­ны при­об­ре­ли при­виле­гии, свя­зан­ные с их по­ложе­ни­ем (льви­ную до­лю до­бычи, до­пол­ни­тельный на­дел зем­ли и т.д.). Это уси­лило иму­щес­твен­ное рас­сло­ение, еще бо­лее от­да­ляя уп­равлен­ческую вер­хушку от ос­новной мас­сы ря­довых об­щинни­ков.

Уве­личе­ние объема про­из­вод­ства тре­бова­ло до­пол­ни­тельной ра­бочей си­лы, ко­торая по­пол­ня­лась за счет плен­ных, зах­ва­чен­ных во вре­мя кон­флик­тов с со­сед­ни­ми пле­мена­ми. По­яв­ле­ние из­лишков при­вело к то­му, что плен­ных пе­рес­та­ли уби­вать и ис­пользо­вали как ра­бов.

В ус­ло­ви­ях враж­ды пле­мен при не­об­хо­димос­ти ор­га­низа­ции обо­роны или на­паде­ния у мно­гих на­родов сфор­ми­ровал­ся сво­еоб­разный об­ще­ствен­ный строй, по­лучив­ший наз­ва­ние во­ен­ная де­мок­ра­тия. Все муж­чи­ны бы­ли во­ина­ми. Од­на­ко вы­дели­лась груп­па лю­дей, пе­рес­тавших за­ниматься про­из­во­дительным тру­дом, ос­новным их за­няти­ем ста­ло во­ен­ное де­ло. Они по­луча­ли бо́льшую часть до­бычи в слу­чае ус­пешно­го на­бега на со­сед­ние пле­мена. Свои же соп­ле­мен­ни­ки вы­дава­ли во­инам воз­награж­де­ние в ка­чес­тве оп­ла­ты за ох­ра­ну тер­ри­тории пле­мени. Эти из­на­чально доб­ро­вольные под­но­шения тран­сфор­ми­рова­лись в обя­зательную вып­ла­ту да­ни на со­дер­жа­ние ар­мии и ап­па­рата уп­равле­ния.

Воз­ни­кав­шее в этих ус­ло­ви­ях го­сударс­тво за­коно­дательно за­кре­пило не­равенс­тво чле­нов об­ще­ства, от­дав власть эко­номи­че­ски и по­лити­че­ски гос­подс­тву­ющей вер­хушке. На про­тяже­нии всей ис­то­рии сво­его су­щес­тво­вания го­сударс­тво не до­пус­ка­ло к осу­щест­вле­нию вла­сти дру­гие по­лити­че­ские си­лы. Только в XIX—XX вв., в пе­ри­од ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия де­мок­ра­тии, у об­ще­ства по­яви­лась воз­можность вли­ять на по­лити­че­ские ре­шения че­рез учас­тие в фор­ми­рова­нии го­сударст­вен­но-вла­стных струк­тур.

В со­вре­мен­ном ми­ре в по­лити­че­скую сфе­ру об­ще­ства вхо­дят не только го­сударст­вен­ные, но и об­ще­ствен­ные ор­га­низа­ции, в том чис­ле и по­лити­че­ские пар­тии, ко­торые так или ина­че учас­тву­ют в по­лити­че­ской жиз­ни стра­ны.

Общественные организации участвуют не только в экономиче­ской,
но и в политиче­ской жизни страны

Духовная сфера обще­ства

Ду­хов­ная сфе­ра об­ще­ства вклю­ча­ет от­но­шения, воз­ни­ка­ющие в про­цес­се со­зда­ния, ос­во­ения и пе­реда­чи ду­хов­ных цен­ностей.

Од­ной из сос­тавля­ющих ду­хов­ной сфе­ры яв­ля­ет­ся культу­ра. В ши­роком смыс­ле культу­ра — это со­вокуп­ность всех ма­тери­альных и ду­хов­ных цен­ностей, соз­данных че­лове­че­ством на всем про­тяже­нии сво­его су­щес­тво­вания. В уз­ком смыс­ле культу­ра — это со­вокуп­ность зна­ний и цен­ностей, пе­реда­ва­емых пос­ле­ду­ющим по­коле­ни­ям.

В культу­ру вхо­дят ли­тера­тура, ис­кус­ство, ар­хи­тек­ту­ра, на­ука, об­ра­зова­ние, ре­лигия, пра­вила и нор­мы по­веде­ния, сло­жив­ши­еся в об­ще­стве.

В ре­зульта­те де­ятельно­сти лю­дей и их объеди­нений в ду­хов­ной сфе­ре соз­да­ют­ся но­вые об­разцы культу­ры, по­яв­ля­ют­ся но­вые зна­ния, пе­реда­ющи­еся сле­ду­ющим по­коле­ни­ям и дви­га­ющие впе­ред об­ще­ствен­ный прог­ресс. Еще пер­во­быт­ные лю­ди соз­да­вали нас­кальные ри­сун­ки. За­тем че­ловек стал ук­ра­шать ри­сун­ка­ми ору­дия тру­да и пред­ме­ты бы­та. Тог­да же по­яви­лись пер­вые ре­лиги­оз­ные ве­рова­ния — язы­чес­тво, пред­став­лявшее со­бой обо­жест­вле­ние сил при­роды.

Дол­гие сто­летия ре­лигия оп­ре­деля­ла от­но­шение лю­дей к ок­ру­жа­юще­му ми­ру. И только в Но­вое вре­мя на сме­ну ре­лиги­оз­но­му ми­ровоз­зре­нию при­ходит на­уч­ное. На­уч­ные зна­ния обо­гати­ли ду­хов­ный по­тен­ци­ал че­лове­че­ства, поз­во­лили объяс­нить мно­гие яв­ле­ния при­роды и сде­лать от­кры­тия, прод­ви­нув­шие впе­ред раз­ви­тие об­ще­ства.

Все сфе­ры об­ще­ствен­ной жиз­ни на­ходят­ся в тес­ной вза­имос­вя­зи и вза­имов­ли­янии.

Не­ред­ко в рам­ках про­ис­хо­дящих в об­ще­стве яв­ле­ний со­чета­ют­ся эле­мен­ты раз­личных сфер. Нап­ри­мер, уро­вень до­ходов оп­ре­деля­ет мес­то че­лове­ка в со­ци­альной и­ерар­хии, не­пос­редс­твен­но вли­яет на фор­ми­рова­ние его по­лити­че­ских взгля­дов, на воз­можность по­луче­ния об­ра­зова­ния и при­об­ще­ния к культур­ным цен­ностям. На оп­ре­делен­ных эта­пах ис­то­риче­ско­го раз­ви­тия вли­яние той или иной сфе­ры об­ще­ствен­ной жиз­ни мо­жет уси­ливаться. Так, в пе­ри­од ре­волю­ций оп­ре­деля­ющей ста­новит­ся по­лити­че­ская сфе­ра, а в пе­ри­од ре­форм — эко­номи­че­ская и со­ци­альная сфе­ры. Но, нес­мотря на пре­об­ла­да­ющее вли­яние ка­кой-ли­бо сфе­ры об­ще­ствен­ной жиз­ни в дан­ный ис­то­риче­ский мо­мент, роль ос­тальных сфер не ума­ля­ет­ся. Они лишь вре­мен­но от­сту­па­ют на вто­рой план, сох­ра­няя свою зна­чимость для су­щес­тво­вания и раз­ви­тия об­ще­ства.

Жизнь, свобода и стремление к счастью, Версия 4.0

Главная→Сферы

Три сферы общества:

Общество состоит из трех сфер: культурной, политической и экономической.

Каждая сфера характеризуется большой целью и принципом:

Сфера

Назначение

Основной принцип

Культура

Социальное сознание

Любовь

Правительство

Верховенство закона

Сила

Эконом

Производство товаров

Рынок

Эти принципы применяются на всех уровнях. На индивидуальном уровне все три сферы интегрированы в личности. Когда глава семьи, клана или племени является лидером с такой же властью, как король, все три сферы остаются под контролем человека. В современных государствах эти три сферы содержат социальные институты с дифференцированными функциями. Их отношения должны быть определены конституцией.

Эволюция социальных сфер

Эволюция отношений между церковью и государством началась в Римской империи с разделения глав, но вынужденное учение о культурной сфере, которое должно быть основано на любви, создало социальный застой. Это развилось со свободой вероисповедания сначала в Нидерландах, а затем в Соединенных Штатах, превратившись в чрезмерное отделение общественного сознания от социальных институтов. Связь между этими двумя сферами еще не является целостной.

Отношение к экономической сфере никогда не определялось должным образом. Современный корпоративный капитализм пытался контролировать правительства, в то время как коммунизм и кейнсианство пытаются подчинить экономическую сферу правительству. Ни один из этих подходов не отражает органического интегрального подхода.

Угнетение общества социальной сферой


Последние сообщения

  • Антирасизм: новая религия, требующая критического изучения
  • Завершение гражданских прав: прекращение структурного расизма путем удаления расы из институциональных данных и политики
  • Гиперпартийность и отсутствие согласия управляемых

Архивы

Архивы Выбрать месяц Апрель 2021 Февраль 2021 Ноябрь 2020 Ноябрь 2018 Август 2018 Декабрь 2017 Август 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Февраль 2017 Сентябрь 2016 Август 2016 Апрель 2016 Январь 2016 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Июнь 2015 Февраль 2015 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 г. Июнь 2014 г. Январь 2014 г. Декабрь 2013 г. Ноябрь 2013 Июнь 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010 Декабрь 2009Ноябрь 2009 г.
Октябрь 2009 г. Сентябрь 2009 г. Июль 2009 г.

Категории

  • Статьи
    • Культура
    • Экономика
    • Ф. А. Хайек
    • Правительство
  • Рецензии на книги
  • Иллюстраций
  • Видео
Искать:

Принципы, а не политика

Многие фракционные разногласия в Соединенных Штатах сегодня происходят из-за плохой системы управления. Независимо от того, являются ли фракции организованными политическими партиями, этническими группами или другими особыми интересами, они будут пытаться использовать правительство в корыстных целях, если им это позволят или поощрят.

Надлежащее управление основано на принципах, которые подавляют фракционность и позволяют всем людям добиваться жизни, свободы и счастья при равном обращении со стороны закона. Лидеры, придерживающиеся таких принципов и стремящиеся к всеобщему благополучию, известны как государственные деятели, а не политики. Книга «Жизнь, свобода и стремление к счастью», версия 4.0 посвящена применению принципов управления в 21 веке.

Войти

  • Зарегистрироваться
  • Войти

Рудольф Штайнер Три сферы общества

Рудольф Штайнер различал три сферы общества:

  • экономика;

  • политика, право и права человека; и

  • учреждения культуры, включая науку, образование, искусство, религию и средства массовой информации.

 

Штайнер предположил, что эти трое станут взаимно корректирующими и будут функционировать вместе здоровым образом только тогда, когда каждому будет предоставлена ​​​​достаточная независимость. Штайнер утверждал, что усиление автономии трех сфер не устранит их взаимного влияния, но приведет к тому, что это влияние будет проявляться более здоровым и законным образом, потому что усиление разделения не позволит какой-либо из трех сфер доминировать над другими, как они часто делали в прошлом.

Среди различных видов макросоциального дисбаланса, которые наблюдал Штайнер, можно выделить три основных типа:0003
  • Теократия, при которой культурная сфера (в форме религиозного импульса) доминирует над экономической и политической сферами.

  • Государственный коммунизм и государственный социализм, при котором государство (политическая сфера) доминирует над экономической и культурной сферами.

  • Традиционные формы капитализма, при которых экономическая сфера доминирует над культурной и политической сферами.

 

Штайнер соотнес лозунг Французской революции «Свобода, равенство, братство» с тремя социальными сферами следующим образом: [10][13]

  • Свобода в культурной жизни (образование, наука, искусство, религия, печать),

  • Равенство прав, демократия в политической жизни и

  • Сотрудничество в децентрализованной, свободно договорной экономической жизни за пределами государства и в рамках правовых и нормативных границ, включая трудовое законодательство, установленных демократическим государством. Экономическое «сотрудничество» для Штайнера означало не государственный социализм, а кооперативные типы капитализма, которые сегодня иногда называют акционерным капитализмом.

 

Согласно Штайнеру, эти три ценности, каждая из которых применима к своей собственной социальной сфере, имеют тенденцию удерживать культурную, экономическую и политическую сферы от несправедливого слияния и позволяют этим сферам и их соответствующим ценностям сдерживать, уравновешивать и исправлять друг друга. Результатом станет разделение властей в масштабах всего общества.

Разделение государственной и культурной жизни
Примеры: Правительство не должно иметь возможности контролировать культуру; то есть, как люди думают, учатся или поклоняются. Та или иная религия или идеология не должны контролировать рычаги государства. Штайнер считал, что идеалом образования и культурной жизни являются плюрализм и свобода.[10] Что касается детей, Штайнер считал, что все семьи, а не только те, у которых есть средства, должны иметь возможность выбирать из широкого спектра независимых негосударственных школ от детского сада до средней школы. [14]

Разделение экономики и культурной жизни
Примеры. Тот факт, что в местах отправления культа возможность входа и участия не зависит от платежеспособности, а библиотеки и некоторые музеи открыты для всех бесплатно, согласуется с идеей Штайнера о разделении между культурой и культурой. экономическая жизнь. Усилия по защите результатов научных исследований от коммерческих манипуляций также созвучны этой идее. В том же духе Штайнер считал, что все семьи, а не только те, у которых есть средства, должны иметь свободу выбора образования и доступ к независимым негосударственным школам для своих детей.[14]

Разделение государства и экономики
Примеры: Людям и предприятиям следует запретить покупать политиков и законы. Политик не должен уметь превращать свое политическое положение в богатство, заработанное за счет услуг бизнесменам. Рабство несправедливо, потому что оно берет что-то политическое, неотъемлемые права человека, и поглощает их в экономический процесс купли-продажи. Штайнер сказал: «В старые времена были рабы. Весь человек был продан как товар… Сегодня капитализм — это сила, благодаря которой остатки человеческого существа — его рабочая сила — приобретают характер товара». государственный социализм только усугубляет эту проблему.

Кооперативная хозяйственная жизнь
Штайнер выступал за кооперативные формы капитализма, или то, что сегодня можно было бы назвать акционерным капитализмом, потому что он считал, что традиционный акционерный капитализм и государственный социализм, хотя и по-разному, имеют тенденцию поглощать государство и права человека в экономический процесс и превращать законы в простые товары. .[15] Штайнер отвергал государственный социализм из-за этого, а также потому, что считал, что он снижает жизнеспособность экономического процесса.[16] Тем не менее Штайнер не согласен с либертарианским взглядом, согласно которому государство и экономика отделены друг от друга, когда существует абсолютная экономическая конкуренция. По мнению Штайнера, в условиях абсолютной конкуренции наиболее доминирующие экономические силы стремятся развратить и захватить государство[17], в этом отношении происходит слияние государства и экономики. Во-вторых, государство имеет тенденцию контрпродуктивно сопротивляться в таких обстоятельствах, все больше захватывая экономику и сливаясь с ней, в основном обреченная попытка смягчить чувство несправедливости, которое возникает, когда особые экономические интересы берут верх над государством.[18]

Напротив, Штайнер считал, что непринужденные, свободно самоорганизующиеся[19] формы кооперативной экономической жизни в обществе, где существует свобода слова, культуры и религии[20], 1) сделают Вмешательство государства в экономику менее необходимо или востребовано[21] и 2) позволит экономическим интересам более широкого, более общественного характера играть большую роль в отношениях, простирающихся от экономики к государству. Эти два изменения разделили бы государство и экономику в большей степени, чем абсолютная экономическая конкуренция, в которой частные экономические интересы развращают государство и слишком часто делают его похожим на простой придаток экономики[17]. По мнению Штайнера, последняя коррупция, в свою очередь, ведет к качанию маятника в противоположном направлении: правительственные силы, иногда из лучших побуждений, стремятся превратить экономику во все более и более простой придаток государства. Таким образом, государство и экономика сливаются в бесконечной итерации колебаний маятника от одного к другому, все больше становясь коррумпированными придатками друг друга.

Штайнер считал, что государство и экономика, при условии большей обособленности за счет самоорганизующейся и добровольно более совместной экономической жизни, могут все больше сдерживать, уравновешивать и корректировать друг друга ради постоянного человеческого прогресса. По мнению Штайнера, место государства по отношению к самоорганизующейся кооперативной экономике состоит не в том, чтобы владеть экономикой или управлять ею, а в том, чтобы регулировать/дерегулировать ее, обеспечивать соблюдение законов и защищать права человека, как это определено законом. открытый демократический процесс государства.[22] Штайнер подчеркивал, что ни одно из этих предложений не будет успешным, если культурная сфера общества не сохранит и не укрепит свою собственную свободу и автономию по отношению к экономической и государственной власти.[23] Ничто не будет работать без духовной, культурной и образовательной свободы.

Экономическая поддержка культуры
Центральная идея социальной тройственности заключается в том, что экономическая сфера должна выделять средства на поддержку культурных и образовательных учреждений, независимых от государства. Поскольку бизнес становится прибыльным благодаря творчеству и вдохновению, а культура общества является ключевым источником его творчества и вдохновения, возврат части прибыли, полученной бизнесом, на независимые культурные инициативы может служить своего рода начальным капиталом для дальнейшего стимулирования. творческий рост.

С этой точки зрения, налоги иногда служат нездоровой формой принудительного пожертвования, которое искусственно перенаправляет прибыль бизнеса. Поскольку налоги контролируются государством, культурные инициативы, поддерживаемые налогами, скорее попадают под государственный контроль, чем сохраняют свою независимость.[24] Штайнер верил в свободу и выбор образования, и одним из его идеалов было то, что экономический сектор мог бы в конечном итоге создать фонды стипендий, которые позволили бы всем семьям свободно выбирать (и создавать) широкий спектр независимых негосударственных школ для своих детей. .

Связь образования с государством и экономикой
Для Штайнера отделение культурной сферы от политической и экономической сфер означало, что образование должно быть доступно для всех детей, независимо от способности семьи его оплачивать, и от детского сада до средней школы должно обеспечиваться частными и/или государственными учреждениями. стипендии, которые семья могла направить в школу по своему выбору. Штайнер был сторонником свободы образования, но был гибок и понимал, что некоторые юридические ограничения в отношении школ (такие как законы о здоровье и безопасности) при условии, что они будут сведены к абсолютному минимуму, будут необходимы и оправданы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *