Духовная сфера: понятие, примеры, структура, функции
С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.
Что такое духовная сфера общества?
Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.
Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.
Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.
Примеры функционирования духовной сферы
Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.
По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:
- Создание духовных ценностей. Это любая творческая деятельность, а также исследования, эксперименты и иные изыскания, направленные на получение новых знаний и совершенствование имеющихся технологий.
- Сохранение и распространение духовных ценностей. Это все действия, которые человек может осуществлять с уже существующими духовными ценностями: их сохранение, воспроизведение, распространение и распределение, усвоение и потребление.
Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).
Структура духовной сферы
В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:
- Мораль. Это действующая в определённом обществе совокупность представлений о том, что хорошо, а что плохо, а также набор правил поведения, основанных на этих представлениях. Мораль возникла на ранних этапах существования человеческого общества и регулировала общественную жизнь задолго до появления права.
- Наука. Это совокупность объективных знаний о мире, а также деятельность, направленная на получение, систематизацию и хранение этих знаний.
- Религия. Как и мораль, религия существует с момента появления первого человеческого общества и решает примерно те же задачи. Вера в сверхъестественную природу различных явлений была необходима для формирования целостного представления об окружающем мире до появления науки.
- Образование. Это процесс получения знаний и навыков. Благодаря образованию индивид получает как базовые знания, необходимые для полноценной жизни в обществе, так и более продвинутые, позволяющие ему реализовать свой потенциал в выбранных областях деятельности. Также в процессе образования формируется мировоззрение человека, корректируются моральные и нравственные ценности.
- Искусство. Это сложное и немного размытое понятие, но в общем случае к искусству относят продукты человеческой деятельности, способные доставлять эстетическое удовольствие, выражать идеи, пробуждать эмоции.
- Культура. Это совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных обществом и отражающих исторический путь этого общества.
Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.
Значение и функции духовной сферы
Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания.
Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.При этом духовная сфера выполняет такие функции как:
- Регулирование поведения. Чтобы общество было благополучным, все люди должны соблюдать определённые правила, продиктованные не только законом, но и моралью, нравственностью и здравым смыслом.
- Формирование мировоззрения. Для человека важно, чтобы его представление о мире было целостным, завершённым и гармоничным.
- Развитие самосознания.
- Воспитание и образование. Обучение новых поколений – залог успешного развития общества и человеческой цивилизации в целом, и эту функцию также выполняет духовная сфера.
- Создание и распространение научных знаний. Развитие человеческой цивилизации полностью опирается на достижения науки. При этом большинство открытий было сделано людьми, ведомыми жаждой знаний, а не наживы.
Отличие духовных ценностей от материальных
У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.
Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.
Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).
Заключение
Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.
Сферы общества. — Обществознание — Уроки
1.8Сферы общества
Экономическая сфера обществ
Социальная сфера общества
Политическая сфера общества
Духовная сфера общества
Экономическая сфера общества
Общение между людьми может происходить в различных социальных группах в рамках определенных сфер общества.
Сфера общества — определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.
В науке выделяют четыре сферы общества:
1) экономическую;
2) социальную;
3) политическую;
4) духовную.
Экономическая сфера общества включает отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности.
Экономическая сфера возникла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей среды. Первоначально человек брал от природы все что нужно в готовом виде. Современные ученые назвали этот способ производства присваивающей экономикой. Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одежды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предметы, необходимые в быту. Так производство материальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.
Постепенно люди вместо собирательства и охоты начали заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей. Человек приобретает более надежный источник питания и становится менее зависимым от капризов природы. Происходит первое общественное разделение труда (на земледельцев и скотоводов), радикально изменившее характер общественных отношений в первобытном обществе.
Процесс труда усложнялся, орудия труда совершенствовались. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере перемещения и взаимодействия родо-племенных объединений родовые связи заменялись территориальными, родовая община трансформировалась в соседскую. Если в родовой общине существовали кровно-родственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обособленным имуществом и собственностью на орудия труда и производимую продукцию, что создало основу для появления частной собственности.
Специализация производства сопровождалась дальнейшим совершенствованием орудий труда. Это привело, с одной стороны, к появлению излишков, т.е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой стороны, к выделению ремесла в самостоятельную отрасль производства. Таким образом, произошло второе общественное разделение труда.
Представители трех групп людей — земледельцы, скотоводы и ремесленники — при наличии излишков неизбежно обменивались между собой результатами своего труда. Такой обмен, став систематическим, превратился в разновидность общественно полезной деятельности. Появляются группы людей (купцы, торговцы), выполняющие роль посредников между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда.
Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Стоимость вещи определялась в зависимости от ее нужности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как, например, определить соотношение стоимости быка и топора? Поэтому люди придумали деньги, с помощью которых стали определять стоимость всех вещей.
С развитием общества усложнялись способы производства, создавались новые, более совершенные орудия труда. В XV—XVII вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, основанное на разделении труда. А в XVII—XIX вв. во многих странах происходит промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Производство становится массовым. Увеличивается и объем потребления производимой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, предметах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту продукцию.
Промышленный переворот в Англии
Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения. На протяжении многих веков роль государства в сфере распределения была незначительной. И только в XX в. усилились функции государства, связанные с содействием малоимущим категориям населения.
Социальная сфера общества
Социальная сфера включает разнообразные взаимоотношения между различными группами общества. Элементами социальной сферы выступают как конкретные люди, имеющие определенный статус, т.е. занимающие то или иное положение в обществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.
Еще в первобытном обществе существовало разделение людей по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и старики принимали меньшее участие в производстве, чем остальные члены общества.
Увеличение объема производства и образование излишков производимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных. Так общество разделилось на группы по имущественному признаку. С появлением государства социальная структура общества усложнилась. Небольшая часть общества сосредоточила в своих руках материальные богатства, получила возможность посредством государственной власти диктовать остальной части общества свою волю. Общество стало делиться на господствующий класс и зависимое население, например: рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными существовали и небольшие специфические группы населения.
В современном мире общество делится на множество разнообразных групп, выделяемых по определенным признакам: уровню доходов, профессии, возрасту, политическим взглядам и т.д. Каждый из нас может быть членом какой-либо одной или даже нескольких общностей. Человек является одновременно членом своей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо общественной организации или политической партии, может входить в определенную возрастную, этническую или религиозную группу.
Политическая сфера общества
Политическая сфера связана с понятием «власть». Составляющий элемент власти — способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон. Основным элементом политической системы выступает государство. Оно имеет монополию на власть и может признать невозможным проявление любой другой власти.
Но было бы неправильно начинать отсчет развития политической сферы общества только с появления государства. Власть существовала и в догосударственный период. В первобытном обществе она исходила от всего рода и носила общественный характер. Наиболее важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства общими делами избирались вожди и старейшины. Эти должности были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины наравне с другими членами рода принимали участие в общественном труде и получали положенную им долю производимого продукта. Решающими критериями для избрания лидера рода были личные качества.
При разделении родов неизбежным стало взаимодействие между ними. В случае установления добрососедских отношений роды объединялись в племена, а те — в союзы племен. Племя управлялось советом старейшин, который избирал вождя племени. Во главе союза племен стояли совет племенных вождей и вождь союза. Эти должности на ранних этапах развития первобытного общества также были сменяемыми и не давали никаких привилегий.
Отношения между членами рода регулировались правилами поведения (социальными нормами), которые обобщенно стали называться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обычай — это общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закрепилось в результате многократного повторения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи исполнялись добровольно. Тем не менее в целях обеспечения присваивающей экономики и жизнедеятельности рода сформировались такие способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания и запреты.
Дозволения существовали как рекомендации по определенному поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обеспечение общественных дел — охоты, собирательства, распределения. Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом религиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло применяться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее религиозный характер.
С развитием процесса перехода от родовой общины к соседской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением имущественного неравенства изменялся и характер властных отношений. Управленческая деятельность усложнялась, возрастала роль публичной власти, все более обосабливающейся от общества. Община пыталась сопротивляться имущественной дифференциации своих членов, но безуспешно.
Должности вождей стали наследственными. Лица, их занимающие, стремились закрепить наследственный характер власти путем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и старейшины приобрели привилегии, связанные с их положением (львиную долю добычи, дополнительный надел земли и т.д.). Это усилило имущественное расслоение, еще более отдаляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общинников.
Увеличение объема производства требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захваченных во время конфликтов с соседними племенами. Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать и использовали как рабов.
В условиях вражды племен при необходимости организации обороны или нападения у многих народов сформировался своеобразный общественный строй, получивший название военная демократия. Все мужчины были воинами. Однако выделилась группа людей, переставших заниматься производительным трудом, основным их занятием стало военное дело. Они получали бо́льшую часть добычи в случае успешного набега на соседние племена. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально добровольные подношения трансформировались в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления.
Возникавшее в этих условиях государство законодательно закрепило неравенство членов общества, отдав власть экономически и политически господствующей верхушке. На протяжении всей истории своего существования государство не допускало к осуществлению власти другие политические силы. Только в XIX—XX вв., в период становления и развития демократии, у общества появилась возможность влиять на политические решения через участие в формировании государственно-властных структур.
В современном мире в политическую сферу общества входят не только государственные, но и общественные организации, в том числе и политические партии, которые так или иначе участвуют в политической жизни страны.
Общественные организации участвуют не только в экономической,
но и в политической жизни страны
Духовная сфера общества
Духовная сфера общества включает отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей.
Одной из составляющих духовной сферы является культура. В широком смысле культура — это совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культура — это совокупность знаний и ценностей, передаваемых последующим поколениям.
В культуру входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведения, сложившиеся в обществе.
В результате деятельности людей и их объединений в духовной сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые знания, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали наскальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками орудия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиозные верования — язычество, представлявшее собой обожествление сил природы.
Долгие столетия религия определяла отношение людей к окружающему миру. И только в Новое время на смену религиозному мировоззрению приходит научное. Научные знания обогатили духовный потенциал человечества, позволили объяснить многие явления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед развитие общества.
Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии.
Нередко в рамках происходящих в обществе явлений сочетаются элементы различных сфер. Например, уровень доходов определяет место человека в социальной иерархии, непосредственно влияет на формирование его политических взглядов, на возможность получения образования и приобщения к культурным ценностям. На определенных этапах исторического развития влияние той или иной сферы общественной жизни может усиливаться. Так, в период революций определяющей становится политическая сфера, а в период реформ — экономическая и социальная сферы. Но, несмотря на преобладающее влияние какой-либо сферы общественной жизни в данный исторический момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно отступают на второй план, сохраняя свою значимость для существования и развития общества.
Жизнь, свобода и стремление к счастью, Версия 4.0
Главная→Сферы
Три сферы общества:
Общество состоит из трех сфер: культурной, политической и экономической.
Каждая сфера характеризуется большой целью и принципом:Сфера | Назначение | Основной принцип |
Культура | Социальное сознание | Любовь |
Правительство | Верховенство закона | Сила |
Эконом | Производство товаров |
Эти принципы применяются на всех уровнях. На индивидуальном уровне все три сферы интегрированы в личности. Когда глава семьи, клана или племени является лидером с такой же властью, как король, все три сферы остаются под контролем человека. В современных государствах эти три сферы содержат социальные институты с дифференцированными функциями. Их отношения должны быть определены конституцией.
Эволюция социальных сфер
Эволюция отношений между церковью и государством началась в Римской империи с разделения глав, но вынужденное учение о культурной сфере, которое должно быть основано на любви, создало социальный застой. Это развилось со свободой вероисповедания сначала в Нидерландах, а затем в Соединенных Штатах, превратившись в чрезмерное отделение общественного сознания от социальных институтов. Связь между этими двумя сферами еще не является целостной.
Отношение к экономической сфере никогда не определялось должным образом. Современный корпоративный капитализм пытался контролировать правительства, в то время как коммунизм и кейнсианство пытаются подчинить экономическую сферу правительству. Ни один из этих подходов не отражает органического интегрального подхода.
Угнетение общества социальной сферой
Последние сообщения
- Антирасизм: новая религия, требующая критического изучения
- Завершение гражданских прав: прекращение структурного расизма путем удаления расы из институциональных данных и политики
- Гиперпартийность и отсутствие согласия управляемых
Архивы
Архивы Выбрать месяц Апрель 2021 Февраль 2021 Ноябрь 2020 Ноябрь 2018 Август 2018 Декабрь 2017 Август 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Февраль 2017 Сентябрь 2016 Август 2016 Апрель 2016 Январь 2016 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Июнь 2015 Февраль 2015 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 г. Июнь 2014 г. Январь 2014 г. Декабрь 2013 г. Ноябрь 2013 Июнь 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010 Декабрь 2009Ноябрь 2009 г.Категории
- Статьи
- Культура
- Экономика
- Ф. А. Хайек
- Правительство
- Рецензии на книги
- Иллюстраций
- Видео
Принципы, а не политика
Многие фракционные разногласия в Соединенных Штатах сегодня происходят из-за плохой системы управления. Независимо от того, являются ли фракции организованными политическими партиями, этническими группами или другими особыми интересами, они будут пытаться использовать правительство в корыстных целях, если им это позволят или поощрят.
Надлежащее управление основано на принципах, которые подавляют фракционность и позволяют всем людям добиваться жизни, свободы и счастья при равном обращении со стороны закона. Лидеры, придерживающиеся таких принципов и стремящиеся к всеобщему благополучию, известны как государственные деятели, а не политики. Книга «Жизнь, свобода и стремление к счастью», версия 4.0 посвящена применению принципов управления в 21 веке.
Войти
- Зарегистрироваться
- Войти
Рудольф Штайнер Три сферы общества
Рудольф Штайнер различал три сферы общества:
экономика;
политика, право и права человека; и
учреждения культуры, включая науку, образование, искусство, религию и средства массовой информации.
Штайнер предположил, что эти трое станут взаимно корректирующими и будут функционировать вместе здоровым образом только тогда, когда каждому будет предоставлена достаточная независимость. Штайнер утверждал, что усиление автономии трех сфер не устранит их взаимного влияния, но приведет к тому, что это влияние будет проявляться более здоровым и законным образом, потому что усиление разделения не позволит какой-либо из трех сфер доминировать над другими, как они часто делали в прошлом.
Теократия, при которой культурная сфера (в форме религиозного импульса) доминирует над экономической и политической сферами.
Государственный коммунизм и государственный социализм, при котором государство (политическая сфера) доминирует над экономической и культурной сферами.
Традиционные формы капитализма, при которых экономическая сфера доминирует над культурной и политической сферами.
Штайнер соотнес лозунг Французской революции «Свобода, равенство, братство» с тремя социальными сферами следующим образом: [10][13]
Свобода в культурной жизни (образование, наука, искусство, религия, печать),
Равенство прав, демократия в политической жизни и
Сотрудничество в децентрализованной, свободно договорной экономической жизни за пределами государства и в рамках правовых и нормативных границ, включая трудовое законодательство, установленных демократическим государством. Экономическое «сотрудничество» для Штайнера означало не государственный социализм, а кооперативные типы капитализма, которые сегодня иногда называют акционерным капитализмом.
Согласно Штайнеру, эти три ценности, каждая из которых применима к своей собственной социальной сфере, имеют тенденцию удерживать культурную, экономическую и политическую сферы от несправедливого слияния и позволяют этим сферам и их соответствующим ценностям сдерживать, уравновешивать и исправлять друг друга. Результатом станет разделение властей в масштабах всего общества.
Разделение государственной и культурной жизни
Примеры: Правительство не должно иметь возможности контролировать культуру; то есть, как люди думают, учатся или поклоняются. Та или иная религия или идеология не должны контролировать рычаги государства. Штайнер считал, что идеалом образования и культурной жизни являются плюрализм и свобода.[10] Что касается детей, Штайнер считал, что все семьи, а не только те, у которых есть средства, должны иметь возможность выбирать из широкого спектра независимых негосударственных школ от детского сада до средней школы. [14]
Разделение экономики и культурной жизни
Примеры. Тот факт, что в местах отправления культа возможность входа и участия не зависит от платежеспособности, а библиотеки и некоторые музеи открыты для всех бесплатно, согласуется с идеей Штайнера о разделении между культурой и культурой. экономическая жизнь. Усилия по защите результатов научных исследований от коммерческих манипуляций также созвучны этой идее. В том же духе Штайнер считал, что все семьи, а не только те, у которых есть средства, должны иметь свободу выбора образования и доступ к независимым негосударственным школам для своих детей.[14]
Разделение государства и экономики
Примеры: Людям и предприятиям следует запретить покупать политиков и законы. Политик не должен уметь превращать свое политическое положение в богатство, заработанное за счет услуг бизнесменам. Рабство несправедливо, потому что оно берет что-то политическое, неотъемлемые права человека, и поглощает их в экономический процесс купли-продажи. Штайнер сказал: «В старые времена были рабы. Весь человек был продан как товар… Сегодня капитализм — это сила, благодаря которой остатки человеческого существа — его рабочая сила — приобретают характер товара». государственный социализм только усугубляет эту проблему.
Кооперативная хозяйственная жизнь
Штайнер выступал за кооперативные формы капитализма, или то, что сегодня можно было бы назвать акционерным капитализмом, потому что он считал, что традиционный акционерный капитализм и государственный социализм, хотя и по-разному, имеют тенденцию поглощать государство и права человека в экономический процесс и превращать законы в простые товары. .[15] Штайнер отвергал государственный социализм из-за этого, а также потому, что считал, что он снижает жизнеспособность экономического процесса.[16] Тем не менее Штайнер не согласен с либертарианским взглядом, согласно которому государство и экономика отделены друг от друга, когда существует абсолютная экономическая конкуренция. По мнению Штайнера, в условиях абсолютной конкуренции наиболее доминирующие экономические силы стремятся развратить и захватить государство[17], в этом отношении происходит слияние государства и экономики. Во-вторых, государство имеет тенденцию контрпродуктивно сопротивляться в таких обстоятельствах, все больше захватывая экономику и сливаясь с ней, в основном обреченная попытка смягчить чувство несправедливости, которое возникает, когда особые экономические интересы берут верх над государством.[18]
Напротив, Штайнер считал, что непринужденные, свободно самоорганизующиеся[19] формы кооперативной экономической жизни в обществе, где существует свобода слова, культуры и религии[20], 1) сделают Вмешательство государства в экономику менее необходимо или востребовано[21] и 2) позволит экономическим интересам более широкого, более общественного характера играть большую роль в отношениях, простирающихся от экономики к государству. Эти два изменения разделили бы государство и экономику в большей степени, чем абсолютная экономическая конкуренция, в которой частные экономические интересы развращают государство и слишком часто делают его похожим на простой придаток экономики[17]. По мнению Штайнера, последняя коррупция, в свою очередь, ведет к качанию маятника в противоположном направлении: правительственные силы, иногда из лучших побуждений, стремятся превратить экономику во все более и более простой придаток государства. Таким образом, государство и экономика сливаются в бесконечной итерации колебаний маятника от одного к другому, все больше становясь коррумпированными придатками друг друга.
Штайнер считал, что государство и экономика, при условии большей обособленности за счет самоорганизующейся и добровольно более совместной экономической жизни, могут все больше сдерживать, уравновешивать и корректировать друг друга ради постоянного человеческого прогресса. По мнению Штайнера, место государства по отношению к самоорганизующейся кооперативной экономике состоит не в том, чтобы владеть экономикой или управлять ею, а в том, чтобы регулировать/дерегулировать ее, обеспечивать соблюдение законов и защищать права человека, как это определено законом. открытый демократический процесс государства.[22] Штайнер подчеркивал, что ни одно из этих предложений не будет успешным, если культурная сфера общества не сохранит и не укрепит свою собственную свободу и автономию по отношению к экономической и государственной власти.[23] Ничто не будет работать без духовной, культурной и образовательной свободы.
Экономическая поддержка культуры
Центральная идея социальной тройственности заключается в том, что экономическая сфера должна выделять средства на поддержку культурных и образовательных учреждений, независимых от государства. Поскольку бизнес становится прибыльным благодаря творчеству и вдохновению, а культура общества является ключевым источником его творчества и вдохновения, возврат части прибыли, полученной бизнесом, на независимые культурные инициативы может служить своего рода начальным капиталом для дальнейшего стимулирования. творческий рост.
С этой точки зрения, налоги иногда служат нездоровой формой принудительного пожертвования, которое искусственно перенаправляет прибыль бизнеса. Поскольку налоги контролируются государством, культурные инициативы, поддерживаемые налогами, скорее попадают под государственный контроль, чем сохраняют свою независимость.[24] Штайнер верил в свободу и выбор образования, и одним из его идеалов было то, что экономический сектор мог бы в конечном итоге создать фонды стипендий, которые позволили бы всем семьям свободно выбирать (и создавать) широкий спектр независимых негосударственных школ для своих детей. .
Связь образования с государством и экономикой
Для Штайнера отделение культурной сферы от политической и экономической сфер означало, что образование должно быть доступно для всех детей, независимо от способности семьи его оплачивать, и от детского сада до средней школы должно обеспечиваться частными и/или государственными учреждениями. стипендии, которые семья могла направить в школу по своему выбору. Штайнер был сторонником свободы образования, но был гибок и понимал, что некоторые юридические ограничения в отношении школ (такие как законы о здоровье и безопасности) при условии, что они будут сведены к абсолютному минимуму, будут необходимы и оправданы.