Общественная психология связана с — Студопедия.Нет
Цивилизационная сущность государства состоит в
· Подавлении эксплуатируемых;
· Регулировании общественных отношений в интересах всех социальных общностей;
· Охране частной собственности;
· Защите интересов господствующих классов.
Наиболее важные признаки нации как социальной общности – это общность:
§ Территории;
§ Психологического склада;
§ Религии;
§ Языка;
§ Политических взглядов;
§ Экономических связей;
§ Культуры.
Основные признаки выделения страт – это:
§ Социальный статус;
§ Уровень дохода;
§ Образование;
§ Положение в системе власти;
§ Отношение к средствам производства;
§ Профессия
§ Культурный уровень;
§ Образ жизни;
§ Роль в организации труда;
§ Место в исторической системе производства.
Политическая сфера как подсистема общества включает такие элементы,как
§ Политические организации;
§ Нации;
§ Творческие союзы;
§ Сословия;
§ Племя;
§ Общественные организации;
§ Государство;
§ Партии;
§ Народ.
Для научно-технической революции XXв. Как социального явления характерны такие особенности, как
§ Глобальный характер;
§ Научная революция опережает техническую;
§ Замена функций физического труда;
§ Использование достижений науки и техники в отдельных отраслях;
§ Совпадение революций в науке и технике;
§ Служебная роль науки по отношению к производству;
§ Замена функций интеллектуального труда;
§ Механизация производства;
§ Локальный характер;
§ Наука является ведущим фактором производительных сил;
§ Внедрение машин в производство.
Социальная мобильность – это
· Возможность свободного передвижения по территории государства;
· Переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса;
· Активные миграционные процессы в обществе.
Идеология как сфера общественного сознания – это
§ Отражение сущности общественных отношений;
§ Отражение повседневных условий жизни;
§ Чувства, настроения, иллюзии;
§ Поверхностное отражение реального бытия;
§ Система идей, концепций
§ Выражение коренных интересов общности;
§ Следование традициям.
Идеология в отличие от общественной психологии — это система взглядов, идей, отражающая сущность общественных отношений, условий жизни людей и выражающая коренные интересы классов и других социальных общностей. Идеология представляет теоретическое сознание, которое разрабатывается специалистами, идеологами классов. В этом ее отличие от общественной психологии, которая формируется в основном стихийно. Выделяют прогрессивные, консервативные, реакционные идеологии в зависимости от того, какие интересы и какого класса они выражают.
Формы общественного сознания – это
§ Идеология;
§ Общественная психология;
§ Искусство;
§ Право;
§ Философия;
§ Мораль;
§ Культура;
§ Религия.
Социальная сфера как подсистема общества включает такие элементы, как
§ Народ;
§ Классы;
§ Партии;
§ Государство;
§ Племя;
§ Нации;
§ Творческие союзы
§ Род;
§ Страты;
§ Профессиональные союзы.
Социальная система обладает такими качествами, как
§ Наличие интегративного качества;
§ Слабая предсказуемость развития;
§ Сверхсложность;
§ Иерархический характер;
§ Иррациональность;
§ Самоуправляемость;
§ Устойчивость.
Формы политического режима – это
§ Монархия;// форма правления
§ Авторитаризм
§ Демократия;
§ Диктатура;
§ Федерация; // форма государственного устройства
§ Республика; // форма правления
§ Конфедерация; // форма государственного устройства
§ Тоталитаризм.
Формы правления – это
§ Федерация; // форма государственного устройства
§ Тоталитаризм; // политический режим
§ Абсолютная монархия;
§ Президентская республика;
§ Авторитаризм;// есть определение и как политического режима и как формы правления, но т.к. является ответом на другой вопрос, то скорее всего нужно исключить
§ Конфедерация; // форма государственного устройства
§ Диктатура; // политический режим
§ Демократия; // политический режим
§ Унитаризм.//форма государственного устройства
По типам государства можно разделить на
§ Правовые;§ Рабовладельческие;
§ Феодальные;
§ Демократические;
§ Авторитарные;
§ Социалистические;
§ Буржуазные;
§ Тоталитарные.
«Упорядоченная, самоуправляемая целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы», — это определение
· Социальной системы;
· Класса;
· Нации;
· Государства;
· Цивилизации;
· Общественно-экономической формации.
Общественная психология связана с
· Общественным сознанием, эмоциональной и волевой сферами;
· Проникновением в общественное сознание теорий и идей, защищающих экономические интересы людей;
· Классовыми и национальными интересами.
Сфера духовного бытия общества, выполняющая нормативную функцию, — это … сфера
· Нравственная;
· Эстетическая;
· Философская;
· Научная;
· Политическая.
studopedia.net
общественная психология — это… Что такое общественная психология?
- общественная психология
«нижний» уровень общественного сознания, связанный с непосредственным отражением общественного бытия.
О.п. не следует путать с социальной психологией -наукой, изучающей О.п. В О.п. проявляется в первую очередь психология представителей различных классов, наций, других социальных общностей и групп. Основными ее видами являются: политическая, нравственная, правовая, религиозная психика и др. О.п. может проявляться в форме социальных отношений, ценностных ориентации, мнений, чувств, настроений, традиций, обычаев представителей различных общностей.
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.
- общение
- общественное сознание
Смотреть что такое «общественная психология» в других словарях:
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — – общественная психика – совокупность групповых, коллективных, массовых психических явлений, состояний и процессов в обществе, образующих систему психосоциального отражения действительности. На основе О.п. возникают и развиваются экономическое,… … Политическая психология. Словарь-справочник
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — нижний уровень общественного сознания, связанный с непосредственным отражением общественного бытия. О.п. не следует путать с социальной психологией наукой, изучающей О.п. В О.п. проявляется в первую очередь психология представителей различных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Общественная психология (community psychology) — Термин О. п. вошел в лексикон большинства психологов в 1965 г., после конференции, организованной в США с целью определить роль психологии в местном движении за общественную систему психич. здоровья. В итоговых материалах этой конференции… … Психологическая энциклопедия
психология — ▲ общественная наука ↑ относительно, психика психология наука о психике человека и животных. психологизм. сердцевед. психолог (он хороший #. тонкий #). разбираться в людях. физиономист. читать по лицу. читать в глазах. видеть по глазам.… … Идеографический словарь русского языка
Общественная правовая психология — Понятие используется как название одного из разделов ЮП и для обозначения одного из компонентов системной правовой реальности. Право как институциональное образование, как объективное право, складывается как система множества законов, юридических … Энциклопедия современной юридической психологии
Психология личности преступника — ПЛП: 1) частная теория юридической психологии, в которой раскрываются психологические особенности личности (социального качества), человека виновно совершившего уголовно наказуемое деяние; 2) психология этой личности как феномен юридико… … Энциклопедия современной юридической психологии
Общественная наука — Общественные (социальные) науки комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество, социальная реальность, бытие социальных групп и индивидов. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с… … Википедия
Полицейская психология (police psychology) — В своей простейшей форме П. п. появилась в 1916 г., когда Л. Тёрмен попытался использовать существовавшую тогда первую редакцию шкалы интеллекта Стэнфорд Бине для отбора офицеров полиции в Калифорнии. Ничего более серьезного не происходило до… … Психологическая энциклопедия
Советская психология в 1920—1930 годах — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Содержание … Википедия
Советская психология в 1920-1930 годах — Содержание 1 Процессы 2 Дисциплины 3 Научные съезды … Википедия
Книги
- Психология внимания, Т. Рибо. Санкт-Петербург, 1897 год. Типография Товарищества «Общественная польза» . Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Вниманию читателей предлагается книга известного психолога, одного из… Подробнее Купить за 17250 руб
- Курсы дистанционного образования. Выпуск 03/2012. Психология воздействия на личность, Коллектив авторов. Периодическое электронное издание «Курсы дистанционного образования» включает в себя публикации результатов научных исследований, учебные и учебно-методическиепособия, лекции, методические… Подробнее Купить за 250 руб электронная книга
- Психология личности, Отсутствует. «…В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватываетнервную систему, систему желез,… Подробнее Купить за 89.9 руб электронная книга
ethnopsychology.academic.ru
Общественная психология и идеология
Общественная психология – это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия. Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология — это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию. Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия способствует более кардинальным его изменениям на основе использования научных данных. Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитии исторических процессов.
Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на
структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И, наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.
Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе Разумеется, 6 социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.
Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.
Необходимо иметь в виду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.
Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.
Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.
Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.
Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.
В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия “обыденное сознание” и “массовое сознание”. И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первом случае нас интересует степень “онаученности” сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть синкретно определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.
На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество. Так, при анализе перехода от рабовладения к феодализму Энгельсом была прослежена обратная связь психологического фактора и социально-экономического переворота. “Рабство, — отмечал он, — перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства”. Таким образом, переход к новым производственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.
1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 149.
studfiles.net
Общественная психология — Философия
Примерно те же основания лежат в основе разграничения идеологии и общественной психологии.
Общественная психология также формируется в процессе повседневной практической жизни людей. Но в общественной психологии как уровне общественного сознания доминирующим является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Она характеризует психологический облик и выражает интересы различных социальных групп.
Именно этим обусловливается то, что общественная психология включает в себя также эмоциональные отношения личности или социальной группы к тем или иным явлениям общественной жизни, чувства и настроения людей, социальных групп, сопровождающие любую общественную идею. Обыденное сознание и общественная психология находятся на одном уровне общественного сознания, взаимодействуют друг с другом, взаимопроникают друг в друга.
Общественная психология с ее эмоциональной окрашенностью играет очень важную роль в общественных движениях, побуждая людей к различного рода действиям. Поэтому при выработке и проведении определенной политической линии очень важно учитывать общественную психологию — изучать настроения людей, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные политические действия.
В настоящее время в нашей стране от настроения масс во многом зависит поддержка перестройки, активность и инициатива людей, их участие в реализации поставленных партией задач, преодоление сопротивления консервативных сил. Психологический фактор является той почвой, на которую падают идеи и политические
лозунги и которая питает их эмоционально, способствуя их принятию и осуществлению.
Общественная психология тесно связана с идеологией, которая относится к высшему уровню общественного сознания, представляя собой систематизированное, теоретически обоснованное духовное выражение коренных интересов различных социальных групп или общностей.
filosofka.ru
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
- ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- – общественная психика – совокупность групповых, коллективных, массовых психических явлений, состояний и процессов в обществе, образующих систему психосоциального отражения действительности. На основе О.п. возникают и развиваются экономическое, политическое, общественное сознание, искусство, наука, идеология, массово-информационные процессы. Основными видами О.п. являются: политическая, нравственная, правовая, религиозная и др.
Политическая психология. Словарь-справочник. — Херсон: ОМУРЧ «Украина» ХФ. С. В. Голев. 2004.
- ОБСТРУКЦИЯ
- ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Смотреть что такое «ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ» в других словарях:
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — нижний уровень общественного сознания, связанный с непосредственным отражением общественного бытия. О.п. не следует путать с социальной психологией наукой, изучающей О.п. В О.п. проявляется в первую очередь психология представителей различных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
общественная психология — нижний уровень общественного сознания, связанный с непосредственным отражением общественного бытия. О.п. не следует путать с социальной психологией наукой, изучающей О.п. В О.п. проявляется в первую очередь психология представителей различных… … Этнопсихологический словарь
Общественная психология (community psychology) — Термин О. п. вошел в лексикон большинства психологов в 1965 г., после конференции, организованной в США с целью определить роль психологии в местном движении за общественную систему психич. здоровья. В итоговых материалах этой конференции… … Психологическая энциклопедия
психология — ▲ общественная наука ↑ относительно, психика психология наука о психике человека и животных. психологизм. сердцевед. психолог (он хороший #. тонкий #). разбираться в людях. физиономист. читать по лицу. читать в глазах. видеть по глазам.… … Идеографический словарь русского языка
Общественная правовая психология — Понятие используется как название одного из разделов ЮП и для обозначения одного из компонентов системной правовой реальности. Право как институциональное образование, как объективное право, складывается как система множества законов, юридических … Энциклопедия современной юридической психологии
Психология личности преступника — ПЛП: 1) частная теория юридической психологии, в которой раскрываются психологические особенности личности (социального качества), человека виновно совершившего уголовно наказуемое деяние; 2) психология этой личности как феномен юридико… … Энциклопедия современной юридической психологии
Общественная наука — Общественные (социальные) науки комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество, социальная реальность, бытие социальных групп и индивидов. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с… … Википедия
Полицейская психология (police psychology) — В своей простейшей форме П. п. появилась в 1916 г., когда Л. Тёрмен попытался использовать существовавшую тогда первую редакцию шкалы интеллекта Стэнфорд Бине для отбора офицеров полиции в Калифорнии. Ничего более серьезного не происходило до… … Психологическая энциклопедия
Советская психология в 1920—1930 годах — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Содержание … Википедия
Советская психология в 1920-1930 годах — Содержание 1 Процессы 2 Дисциплины 3 Научные съезды … Википедия
Книги
- Психология внимания, Т. Рибо. Санкт-Петербург, 1897 год. Типография Товарищества «Общественная польза» . Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Вниманию читателей предлагается книга известного психолога, одного из… Подробнее Купить за 17250 руб
- Курсы дистанционного образования. Выпуск 03/2012. Психология воздействия на личность, Коллектив авторов. Периодическое электронное издание «Курсы дистанционного образования» включает в себя публикации результатов научных исследований, учебные и учебно-методическиепособия, лекции, методические… Подробнее Купить за 250 руб электронная книга
- Психология личности, Отсутствует. «…В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватываетнервную систему, систему желез,… Подробнее Купить за 89.9 руб электронная книга
political_psychology.academic.ru
Общественная психология и идеология. Социальная философия
Общественная психология и идеология
Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе[119]. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.
Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом «общественная», ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие «идеология» в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер. Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.
Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности «особо уполномоченных» данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.
Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.
Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.
Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, сведению к минимуму других.
В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание». И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первом случае нас интересует степень «онаученности» сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть синкретно определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.
На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество. Так, при анализе перехода от рабовладения к феодализму Энгельсом была прослежена обратная связь психологического фактора и социально-экономического переворота. «Рабство, — отмечал он, — перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства»[120]. Таким образом, переход к новым производственным отношениям («выбор» их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Общественная психология и идеология. Психологическая война
Общественная психология и идеология
Для того чтобы успешно осуществлять идейное воспитание личного состава, необходимо хорошо представлять структуру общественного сознания, его основные элементы. Обладая необходимым минимумом знаний по этому вопросу, можно представить себе как сложность общественного сознания, так и объективную обусловленность комплексных воздействий на него в процессе воспитания идейной убежденности и непримиримости к классовым врагам.
Различные элементы общественного сознания по-своему отражают общественное бытие. С этой точки зрения структура общественного сознания предстает в виде двух уровней, двух «этажей». Нижний уровень — обыденное сознание — включает в себя эмпирические знания и общественную психологию, верхний — теоретический уровень — состоит из двух основных элементов: естественно-технических знаний и идеологии. Разумеется, это деление достаточно относительное, условное. Между верхним и нижним уровнями существует тесная связь, взаимодействие и взаимовлияние, которые осуществляются в процессе отражения общественного бытия.
Обыденное сознание — это синтез знаний людей, возникающих в процессе производственного и иного опыта и общественной психологии. Опыт накапливается на протяжении тысячелетий человеческой цивилизации в ходе борьбы человека с природой, социальными силами, в результате формирования определенного уклада и образа жизни. Этот опыт передавался из поколения в поколение в виде традиций, нравов, обычаев, сложившихся взглядов на различные сферы человеческой деятельности.
В области военной особое значение имел и имеет опыт минувших войн, опыт перенесения трудностей, преодоления опасностей, тягот походно-полевой жизни, духовного противодействия противнику. Конечно, многое из прошлого военного опыта постепенно утрачивает свое значение в результате все более решительного вторжения в практику достижений и рекомендаций науки, нового опыта, более совершенных знаний.
Большое значение в обыденном сознании имеет общественная психология. Она представляет собой сложный синтез социальных чувств, настроений, представлений, побуждений, привычек, а также различных иллюзий и предрассудков, которые формируются под влиянием повседневных условий жизни, быта людей. Все элементы психологии и ее проявления (вкусы, эмоции, волевые акты и т. д.) несут на себе прежде всего печать определенного класса. Социальные, классовые черты в общественной психологии являются определяющими, главными. В. И. Ленин, анализируя общественную психологию масс, всегда подчеркивал в ней остро классовую направленность, отмечал чаще других такие ее элементы, как «классовое чутье» и «классовый инстинкт»[11]. Вместе с тем существуют и национально-психологические компоненты, характеризующие особенности темперамента, традиций, культуры, исторического прошлого. В общественной психологии имеются также и элементы, выражающие профессиональные черты и особенности людей. Но основная окраска и содержание всех психологических образований определяются экономическим строем, классовыми интересами, социальными потребностями.
Г. В. Плеханов, рассматривая феномен психологии, отмечал, что структура общества «отразится вообще на всей психологии людей, на всех их привычках, нравах, чувствах, взглядах, стремлениях и идеалах»[12]. Именно социальные, общественные условия порождают конкретный тип психологии. Буржуазной психологии (и это важно знать, чтобы учитывать духовный потенциал империалистических армий) свойственны стремление к наживе, фарисейство, социальная демагогия, индивидуализм и эгоизм. Некоторые особенности присущи и родственной ей мелкобуржуазной психологии. Двойственность положения мелкого буржуа (это мелкий собственник и труженик одновременно) рождает и половинчатость его взглядов, классовых устремлений и идеалов. Именно мелкие буржуа с их психологией способны колебаться то влево, то вправо и менять свою политическую окраску от анархистски-черного цвета до фашистско-коричневого. Мелкобуржуазная психология — это средоточие идей стяжательства, вещизма, накопительства, мещанства. Именно эти элементы хотели бы оживить наши классовые недруги в социалистическом сознании.
Общественной психологии трудящихся масс, особенно рабочего класса, присущи коллективизм, социальная солидарность, революционная решительность, гражданское мужество. Рабочему классу как главному носителю социалистической общественной психологии присущи черты политического достоинства, исторического оптимизма, готовности к самопожертвованию в борьбе за коммунистические идеалы. Эти черты и качества находят яркое выражение в классовых битвах с эксплуататорами, в освободительных и революционных войнах, в созидании нового общества, в идеологическом противоборстве с буржуазией.
При характеристике общественной психологии в условиях войны следует подчеркнуть, что в социалистическом общественном сознании выдвигаются на первый план революционные и боевые традиции, патриотические и интернационалистские чувства, оптимистические настроения, различные армейские привычки.
В условиях социалистической военной организации элементы общественной психологии носят особо ярко выраженный коллективистский характер. В воинском коллективе быстрее и проще можно выявить общественное мнение, испытать коллективную волю, увидеть совместное поведение, почувствовать коллективное настроение. В воинских коллективах наиболее сильно проявляются и специфические способы взаимовлияния: пример, воодушевление, совместность действий, внушение и др. Изучение специфики проявления общественной психологии в воинском коллективе дает основание считать, что объективно существуют и коллективная воля, коллективное чувство, коллективный гнев, так же как и общественное мнение, которое является своеобразным коллективным морально-психологическим, эмпирическим суждением. Учет особенностей проявления общественной психологии людей, групп, коллективов важен не только в условиях боевой деятельности, но и в мирное время, в процессе политической учебы, воспитания непримиримости к буржуазной идеологии.
Таким образом, общественная психология как основная часть обыденного сознания представляет собой важнейший компонент нижнего уровня отражения действительности. Она охватывает массовидные психические явления, возникающие в результате взаимодействия индивидов в социальных группах, коллективах, классах, массах. По объему это значительная часть (если не большая) общественного сознания, непосредственно, первично отражающая общественное бытие. В современных условиях эта часть общественного сознания является, по сути, одним из основных объектов акций психологической войны империализма.
Верхний уровень, верхний «этаж» общественного сознания включает в себя естественно-технические знания и идеологию. Естественно-технические знания занимают все большее место в структуре общественного сознания. Их объем особенно быстро увеличивается во время научно-технической революции, когда количество информации возрастает значительно быстрее, чем в обычных условиях. В научном знании имеется много компонентов: теории, законы, категории, принципы, идеи, учения, гипотезы. Они являются лишь тогда научными, когда содержат в себе истину, знания, верно отражающие те или иные процессы бытия. Роль этих элементов в жизни человека огромна. Ныне практически нет ни одной области человеческой деятельности, которая могла бы обходиться без воздействия научного знания, без воздействия науки.
Наука как процесс развивающегося знания дифференцируется на множество наук специальных, часто очень тесно связанных между собой, взаимопроникающих и добавляющих друг друга. В процессе добывания нового знания осуществляется его дифференциация и интеграция, слияние и отпочкование новых наук. При огромном росте научных открытий (а они в последние десятилетия каждые восемь лет удваиваются) человек не в состоянии обладать в полной мере энциклопедическими знаниями, однако овладевать так называемыми основами наук просто обязан. Без опоры на необходимый минимум основополагающих знаний по физике, химии, биологии, другим наукам трудно рассчитывать на формирование верного, цельного мировоззрения, сложно осуществлять и специализацию при профессиональной подготовке.
Главным специфическим признаком науки является поиск истины, достоверного знания, стремление открыть объективные закономерности реального мира, тенденции его развития. Научное знание — универсальный духовный продукт человеческого познания. Многое из того, чем мы, не задумываясь, пользуемся сегодня (технические, химические, биологические, астрономические и другие знания), досталось человеку в результате ожесточенной борьбы с природой, реакционными социальными силами и требовало от подвижников науки огромного мужества, самоотверженности, иногда самой жизни. В свое время занятие наукой было опасным делом. Костры инквизиции, тюремные застенки унесли немало гениев человечества. На скрижалях науки одно из первых имен — имя Джордано Бруно. Его идея о бесконечности Вселенной и множественности миров глубоко материалистична, но она была преждевременна с точки зрения его современников. С ней были не согласны отцы церкви. Бруно сгорел на костре, но не предал истины. Это давняя история, но в ней, как и во множестве других подобных, прослеживается стремление науки к кристальной ясности знаний, не замутненных предрассудками, слепой верой, мистикой. В то же время на Западе до сих пор широко процветают различные оккультные «науки», лжетеории, шарлатанство, мракобесие. С их помощью правящим кругам капиталистических стран легче деформировать истину не только в области естественных знаний, но и общественных.
Научная истина сама по себе не бывает полезной или вредной, тот или иной характер ей придают люди. Виновниками социальных несчастий, трагедий, аморализма являлись и являются не ученые, не изобретатели, не сама наука, а тот общественный строй, господствующие эксплуататорские классы которого стараются использовать в своих узкоклассовых интересах новейшие научные достижения. Только в условиях эксплуататорского общества на прекрасном древе науки могут вырастать ядовитые плоды.
Наконец, в теоретическом слое сознания, на рациональном уровне отражения действительности, находится идеология. Она (если речь, разумеется, идет о научной идеологии) представляет собой систему идей, теорий, взглядов, отражающих социальную действительность с позиций определенных классов. Идеология как теоретическое самосознание класса выражает его наиболее глубинные интересы. Идеология тесно связана с экономическим базисом и всей структурой производственных отношений и политических институтов. Истинная идеология глубоко научна, так как она исходит из объективного изучения общественных процессов, материалистического понимания их существа, решающей роли народных масс в истории, классовой борьбы как главного социального двигателя в антагонистических обществах; В. И. Ленин завещал всемерно развивать «пролетарскую идеологию — учение научного социализма, т. е. марксизм»[13].
Социалистическое и капиталистическое общества имеют диаметрально противоположные идеологии. Идеология социалистического общества — марксизм-ленинизм — впитала в себя весь огромный опыт борьбы трудящихся за свое социальное освобождение. Ее основное содержание составляют результаты научного анализа идеологами пролетариата глубинных пружин социально-экономического развития общества. «…Социализм, — писал В. И. Ленин, — будучи идеологией классовой борьбы пролетариата, подчиняется общим условиям возникновения, развития и упрочения идеологии, т. е. он основывается на всем материале человеческого знания…»[14] Истинность идеологии марксизма-ленинизма подтверждена всем ходом исторической борьбы рабочего класса, опытом построения в СССР развитого социалистического общества, образования и совершенствования мирового социалистического содружества.
Идеология капиталистического мира защищает отжившие производственные отношения, реакционные социально-политические институты, классовые интересы крупных монополий. Буржуазная идеология занимает господствующее положение в империалистических государствах несмотря на то, что там существуют прогрессивные силы, партии рабочего класса, имеющие свои идеологические доктрины. «…Тот класс, — отмечали классики марксизма, — который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила»[15]. В современных условиях буржуазная идеология выступает как духовный защитник капиталистического строя, теоретическая классовая платформа обоснования всех его человеконенавистнических действий. Больному обществу присуща и больная идеология.
Идеология включает в себя теоретические концепции, выражающие суть общественного строя и его идеалы, взгляды и идеи, обосновывающие функционирование данной социальной системы. В реальной действительности общественное сознание выступает в конкретных формах. Как видим, структура общественного сознания имеет не только вертикальный «срез» — уровни общественного сознания, но и горизонтальный — формы общественного сознания.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru