Общественное мнение это: ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ | это… Что такое ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ?

Общественное мнение | Понятия и категории

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, соц. общности (или их значительной части) к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы. В процессе воспитания выступает как вид опосредованного требования и критерий сформированности детского коллектива.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Tags: 

Социология

СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — отрасль социологического знания, предметом которой является изучение структуры, закономерностей, каналов, механизмов формирования и функционирования обществ, мнения. Общественное мнение — отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Мнение принято отличать от понятий, установки, ценности, верований, стереотипов и общественных чувств.

Tags: 

Социология

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — 1) состояние массового сознания, отражающее в скрытом или явном виде отношение различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности; обладает признаками публичности высказывания, широкого распространения, подвижности, динамичности, изменчивости. Выразителями общественного мнения могут быть любые объединения людей, организации, пресса и даже отдельные люди.

Tags: 

Социология

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ — выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. Возникает как продукт осознания назревших, требующих решения социальных проблем и проявляется в сопоставлении или даже столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу — в одобрении, поддержке или же отрицании, осуждении тех или иных действий, поступков или линий поведения.

Tags: 

Социология

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — состояние и способ существования массового общественного сознания, в котором скрыто или явно проявляется отношение различных групп людей к событиям и фактам действительности, затрагивающим их интересы и потребности. Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно под воздействием образовательных, политических институтов, средств массовой информации и т. д., либо стихийно — под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций.

Tags: 

Социология

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — специфическое состояние общественного сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям, фактам или процессам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей. В антагонистическом обществе общественное мнение носит классовый характер, а борьба за влияние на общественное мнение, на процесс его формирования является одним из важнейших направлений классовой борьбы.

При этом господствующие классы обладают огромным преимуществом в средствах воздействия на формирование общественного мнения. Современный капитализм создал мощный идеологический и пропагандистский аппарат, который действует во всех сферах жизни буржуазного общества…

Tags: 

Социология

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — состояние массового сознания, заключающее в себе отношение людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей. Рассматриваемое с точки зрения взаимоотношения с социальными институтами или отдельными лицами Общественное мнение выступает в обществе в экспрессивной, консультативной и директивной функциях — занимает определенную позицию, дает совет или выносит решение по тем или иным общественным проблемам.

Tags: 

Социология

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — один из способов существования и проявления массового сознания, в к-ром выражается реальное отношение большинства народа, класса, социальной группы к фактам, событиям, явлениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы. Формирование и развитие О. м. происходит как целенаправленно — в результате воздействия политических организаций и социальных институтов и учреждений на сознание масс, так и стихийно— под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, социального опыта и традиций. К числу признаков конкретного О. м.

Tags: 

Социология

«Общественное мнение, или Власть цифр»

Из новостей мы периодически узнаем результаты опросов общественного мнения. В частности, они становятся источником информации об обществе и политике: отношение народа к власти, предварительные данные о количестве избирателей, готовых поддежать того или иного кандидата. Однако делать выводы с опорой на общественное мнение необходимо осторожно. Можно ли доверять опросам, если в их результаты верится все труднее? Почему мы рассуждаем о настроениях всей страны, опросив пару-тройку тысяч человек? В книге Григория Юдина «Общественное мнение, или Власть цифр» (издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге) рассказывается о том, откуда взялось понятие «общественного мнения», как менялось его значение и способы измерения и каков его вклад в развитие демократии.

N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, посвященным природе опросов общественного мнения и объясняющим, почему социология не занимается его изучением.

Социология против опросов общественного мнения

Когда индустрия исследований общественного мнения только формировалась, резкую критику опросов начали высказывать социологи. Как уже ясно из сказанного выше, опросы опирались отнюдь не на социологическое знание. Довольно быстро стало очевидно, что опросы представляют собой скорее конкурирующий подход к получению знания об обществе, а главное — они основаны на другом взгляде на организацию общества. Именно идея общества как агрегата, состоящего из изолированных голосующих индивидов, стала предметом атаки социологов.

Еще в 1947 году Герберт Блумер, бывший тогда президентом Американской социологической ассоциации, обратил внимание на то, что в индустрии опросов нет никакого внятного определения ее ключевого термина «общественное мнение».

Как заметил Блумер, фактически считается, что «общественное мнение есть то, что изучают опросы общественного мнения». Когда есть цифры опроса, мы автоматически исходим из того, что они описывают некое стоящее за ними «общественное мнение», хотя принципы научного исследования явно требуют сначала определить объект изучения, а потом уже его измерять. Измерительный прибор покажет нам какой-нибудь результат, даже если просто размахивать им наугад, но откуда мы знаем, что именно мы измеряем?

Опросы выдают за общественное мнение сумму индивидуальных высказываний. Однако образ мнения, складывающегося из агрегирования высказываний отдельных индивидов, противоречит всему, что социология говорит нам об устройстве современного общества. Реальными единицами общественной жизни являются организованные группы: сообщества, организации, клубы, семьи, партии, банды, компании, классы — именно эти образования формируют и выражают мнение по тем или иным вопросам.

В зависимости от ситуации мнение одних из них важно и влияет на направление изменений в обществе, а мнение других несущественно или вовсе отсутствует. Аналогично, внутри этих групп одни индивиды оказывают определяющее влияние на принимаемые решения и  действия, а другие — не оказывают никакого и вообще могут не иметь по множеству вопросов собственного мнения. Путем суммирования мнений случайно отобранных индивидов об этих реальных общественных тенденциях ничего узнать нельзя.

Атака Блумера на опросы общественного мнения обозначила размежевание академической социологии с  исследованиями общественного мнения. У самих поллстеров аргументы Блумера не вызвали большого интереса. Отчасти это связано с тем, что они никогда не сомневались в объективном существовании общественного мнения. Поэтому простой опрос индивидов вполне может сгодиться для оценки общественного мнения, даже если Блумер и прав в том, что общественное мнение формируется группами, а не отдельными людьми.

Принципиальный недостаток опросов общественного мнения — особенно в их нынешнем виде — заключается в процедуре построения выборки. Применяемая в них сегодня процедура построения выборки вынуждает рассматривать общество, как если бы оно было собранием разрозненных индивидов. Общественное мнение, в свою очередь, считается количественным распределением индивидуальных мнений. Такой подход к обществу и такой взгляд на общественное мнение следует признать откровенно нереалистичными… Тот простой факт, что опрашиваемый либо высказывает, либо не высказывает мнение, совершенно не говорит о том, участвует ли он в формировании общественного мнения, функционально выстраиваемого в обществе. И что важнее, даже если выборка содержит индивидов, участвующих в формировании общественного мнения, это не дает никакой информации об их роли в этом процессе.

Герберт Блумер

Но еще важнее то, что политическая реальность либеральной демократии в ХХ веке быстро менялась, и не в последнюю очередь благодаря опросам. Тот образ общественного мнения, который защищал Блумер, постепенно исчезал из американской политики. Структурированные группы и сообщества, которыми всегда была сильна Америка, медленно теряли свою силу, и вместо них на политическую сцену вышел тот самый агрегат индивидов, который имеется в виду в опросах. В результате аргумент Блумера начал работать против себя: ровно по тем причинам, по которым он отказывался считать цифры опросов «общественным мнением», теперь стало невозможно спорить, что общественное мнение превратилось именно в цифры опросов. Почему опросы так удачно почувствовали ветер перемен демократической политики и куда этот ветер дует — на этот вопрос я отвечу позже, в главе III.

Если Блумер обрушил свою критику на опросы, когда они только входили в политическую жизнь, то Пьер Бурдьё в 1972 году имел дело с практикой, без которой общество стало уже трудно помыслить. Свое возражение он сформулировал еще более резко, чем американский социолог: знаменитый доклад Бурдьё получил название «Общественное мнение не существует». Опросы претендуют на отражение некой объективной реальности, однако этой реальности просто нет.

Здесь стоит обратить внимание на то, чему именно Бурдьё отказывает в существовании. Смотря на результаты опросов, мы обычно исходим из того, что все опрошенные как-то размещают себя в пространстве возможных ответов на тот или иной вопрос — что у каждого из них имеется мнение, которое ждет того, чтобы быть высказанным. В худшем случае тот, у кого нет мнения, честно выберет вариант «затрудняюсь ответить».

Бурдьё, впрочем, обращает внимание на то, что далеко не у всех индивидов есть мнение по заданному вопросу — хотя у них может быть ясное мнение по вопросам, которые не задаются. Далее, люди могут совершенно по-разному понимать одни и те же вопросы в зависимости от своего положения на социальной лестнице. К примеру, высшие классы обычно лучше разбираются в политике и яснее понимают, что́ интересует опросную компанию. Низшие классы те же самые вопросы могут интерпретировать по-своему, не подозревая об их политическом смысле и последствиях*.

Иными словами, «электоральная философия», которой мы руководствуемся при восприятии опросов общественного мнения, не имеет ничего общего с тем, как мнение устроено в  действительности. Выборы — крайне неудачная метафора для описания общества. Люди вовсе не являются избирателями, которые по всякому вопросу имеют сложившееся мнение (или хотя бы имеют мнение, что они не имеют мнения). Сам по себе факт задавания вопроса (и последующей публикации результатов опроса) существенно меняет представления о том, что является общественно значимой проблемой, а что нет. Опрос отнюдь не нейтральный инструмент, он сам производит общественное мнение самим фактом своего появления.

Таким образом, Бурдьё вовсе не хочет сказать, что общественное мнение — это какая-то химера, которая не имеет никакого значения. Смысл его утверждения состоит в том, что общественное мнение сегодня не существует до опросов и независимо от них. Оно появляется как артефакт, порожденный опросами, и после этого начинает играть ключевую роль в политике. Можно сказать, что результаты опросов общественного мнения обладают перформативной силой*.

*

Перформатив

Социологическая критика обращена против той модели общества, которая предполагается в опросах общественного мнения — модели изолированных индивидов, обладающих мнениями. Социология оперирует более сложными моделями человеческой социальности. Поэтому вплоть до сегодняшнего дня в социологической литературе понятие «общественное мнение» встречается редко, а цифры опросов общественного мнения если и используются, то для иллюстрации — им обычно предпочитают данные специализированных исследований. Социология и исследования общественного мнения существуют параллельно друг другу, практически не встречаясь.

Социологическая критика ориентирована преимущественно на опросы, основной метод исследователей общественного мнения. Однако в индустрии общественного мнения используются и другие методы. После опросов второй по известности среди них — фокус-группы, коллективные беседы, которые позволяют смоделировать формирование позиций в ходе обычного обсуждения между людьми (дискуссию направляет исследователь-модератор). Фокус-группы также изначально имели политические цели — они возникли для оценки эффективности пропаганды, но достаточно быстро вызвали интерес у социологов.

В 1941 году исследователь коммуникаций Пол Лазарсфельд позвал к себе домой в Нью-Йорке для знакомства теоретика Роберта Мертона  — будучи уже известными в науке фигурами, они работали в одном университете, но никогда не встречались. Однако еще до того, как Мертон с супругой вошли в дом четы Лазарсфельдов, там раздался звонок — хозяина срочно вызвали в Бюро военной информации, для которого он тестировал пропагандистские материалы. Лазарсфельд не нашел ничего лучше, как взять Мертона с собой и показать ему технологию собственного изобретения. Небольшая тестовая группа смотрела ролик, нажимала на кнопки «нравится» или «не нравится», а потом интервьюер уточнял с людьми их реакцию. Разговор был довольно формальным и напоминал обычный опрос, производившийся с несколькими респондентами в одном помещении. Мертон тут же понял, что можно получить гораздо больше информации, если начать спрашивать людей о мотивах их реакций и пытаться понять их причины. Так появилось «фокусированное интервью», получившее значительное распространение как метод в социологии. Позже пришла мысль усилить взаимодействие между членами мини-группы, и возник термин «фокус-группа», а в 1970-е годы метод стал популярным в исследованиях потребителей и общественного мнения.

За фокус-группами и опросами стоят несколько разные взгляды на общественное мнение. Если опросы подходят к общественному мнению как к заранее определенным мнениям индивидов, которые в сумме дают народную волю (та самая «электоральная философия», которую критикует Бурдьё), то в фокус-группах сильнее элемент буржуазной теории общественного мнения. Представление о том, что общественное мнение вырабатывается в рамках дискуссии, в некоторой степени отсылает к идеалам философов Просвещения. Впрочем, уже тот факт, что фокус-группы были придуманы для разработки и тестирования пропаганды, показывает ограниченность такого взгляда. Для исследователей общественного мнения оно чаще выступает скорее пассивным зрителем, который просто принимает посылаемые ему сверху сигналы.

Существуют и  иные подходы к  использованию фокусгрупп. Американский политический теоретик Джеймс Фишкин предложил для выяснения и, что очень важно, формирования общественного мнения заменить привычные опросы группами, где будет осуществляться делиберация* по значимым общественным проблемам. Такие группы тоже фактически представляют собой фокусированное групповое интервью. Таким образом, Фишкин отказывается от того, чтобы полагаться на «сырое» общественное мнение, и предполагает сделать его «очищенным» — повысить осведомленность людей о проблеме и вариантах ее решения. Кроме того, в отличие от модели Гэллапа здесь общественное мнение не формируется как сумма индивидуальных мнений, а является свойством коммуникации в группе.

*

Делиберация

Впрочем, модели Фишкина пользуются интересом не в социологии, а в политической теории и политической науке. Нельзя сказать, что общественное мнение не представляет для социологии интереса. Просто социология общественного мнения не относится к нему как к чему-то объективно существующему заранее, что нуждается только в измерении, а наоборот — исследует механизмы его производства. Главным механизмом такого рода являются именно опросы.

Подробнее читайте:
Юдин Г.Б. Общественное мнение, или Власть цифр / Григорий Юдин. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020 — 174 с.: ил. — [Азбука понятий; вып. 11].

Общественное мнение | Определение, характеристики, примеры, опросы, типы, важность и факты

Жак Некер

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Максвелл МакКомбс Мюррей Эдельман VO Key, Jr.
Похожие темы:
пропаганда спираль молчания теория заговора двухступенчатая потоковая модель коммуникации опрос общественного мнения

Просмотреть весь связанный контент →

общественное мнение , совокупность индивидуальных взглядов, отношений и убеждений по определенной теме, выраженных значительной частью сообщества. Одни ученые трактуют совокупность как синтез мнений всего или определенной части общества; другие рассматривают его как собрание множества различных или противоположных взглядов. В 1918 году американский социолог Чарльз Хортон Кули подчеркивал, что общественное мнение является процессом взаимодействия и взаимного влияния, а не состоянием широкого согласия. Американский политолог В.О. Ключевое определяемое общественное мнение в 1961 как «мнения частных лиц, к которым правительства считают благоразумным прислушаться». Последующие достижения в области статистического и демографического анализа привели к 1990-м годам к пониманию общественного мнения как коллективного мнения определенного населения, такого как конкретная демографическая или этническая группа.

Влияние общественного мнения не ограничивается политикой и выборами. Это мощная сила во многих других сферах, таких как культура, мода, литература и искусство, потребительские расходы, маркетинг и связи с общественностью.

Теоретические и практические концепции

В своем одноименном трактате об общественном мнении, опубликованном в 1922 г., американский журналист Уолтер Липпманн дополнил свое наблюдение о том, что демократия склонна делать из общественного мнения тайну, заявлением, что «были искусные организаторы общественного мнения». кто понял тайну достаточно хорошо, чтобы создать большинство в день выборов». Хотя реальность общественного мнения в настоящее время общепризнанна, существует много различий в том, как она определяется, что в значительной степени отражает различные точки зрения, с которых ученые подошли к этому вопросу. На протяжении столетий формировались противоречивые представления об общественном мнении, особенно по мере того, как новые методы измерения общественного мнения применялись к политике, торговле, религии и общественной деятельности.

Политологи и некоторые историки склонны подчеркивать роль общественного мнения в правительстве и политике, уделяя особое внимание его влиянию на развитие государственной политики. Действительно, некоторые политологи рассматривали общественное мнение как эквивалент национальной воли. Однако в таком ограниченном смысле может быть только одно общественное мнение по вопросу в любой момент времени.

Социологи, напротив, обычно рассматривают общественное мнение как продукт социального взаимодействия и коммуникации. Согласно этой точке зрения, не может быть общественного мнения по вопросу, если представители общественности не общаются друг с другом. Даже если их индивидуальные мнения с самого начала весьма схожи, их убеждения не станут общественным мнением до тех пор, пока они не будут переданы другим в той или иной форме, будь то по телевидению, радио, электронной почте, социальным сетям, печатным СМИ, телефону или в социальных сетях. -человек разговор. Социологи также указывают на возможность одновременного существования множества различных мнений по данному вопросу. Хотя, например, одна группа мнений может доминировать или отражать политику правительства, это не исключает существования других организованных групп мнений по политическим темам. Социологический подход также признает важность общественного мнения в областях, которые имеют мало или совсем не имеют отношения к правительству. Сама природа общественного мнения, по мнению американского исследователя Ирвинга Креспи, состоит в том, чтобы быть интерактивным, многомерным и постоянно меняющимся. Таким образом, причуды и мода являются подходящим предметом для изучения общественного мнения, равно как и общественное отношение к знаменитостям или корпорациям.

Почти все исследователи общественного мнения, независимо от того, как они его определяют, согласны с тем, что для того, чтобы явление считалось общественным мнением, должны быть выполнены по крайней мере четыре условия: (1) должна быть проблема, ( 2) должно быть значительное количество лиц, выражающих мнения по вопросу, (3) хотя бы часть этих мнений должна отражать некий консенсус, и (4) этот консенсус должен прямо или косвенно оказывать влияние.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В отличие от ученых, те, кто стремится влиять на общественное мнение, меньше озабочены теоретическими вопросами, чем практической проблемой формирования мнений определенной «общественности», такой как служащие, акционеры, соседские ассоциации или любая другая группа, чьи действия может повлиять на судьбу клиента или заинтересованного лица. Политики и публицисты, например, ищут способы повлиять на решения о голосовании и покупках соответственно — отсюда их желание определять любые взгляды и мнения, которые могут повлиять на желаемое поведение.

Часто бывает так, что мнения, высказанные публично, отличаются от тех, которые высказываются в частном порядке. Некоторые взгляды, даже если они широко распространены, могут вообще не выражаться. Таким образом, в авторитарном или тоталитарном государстве очень многие люди могут быть настроены против правительства, но могут бояться выражать свое отношение даже к своим семьям и друзьям. В таких случаях антиправительственное общественное мнение обязательно не может сформироваться.

Историческая справка

Античность

Хотя термин общественное мнение не использовалось до 18 века, явления, очень похожие на общественное мнение, по-видимому, происходили во многие исторические эпохи. Древние истории Вавилонии и Ассирии, например, содержат упоминания о народных взглядах, в том числе легенду о халифе, который маскировался и смешивался с людьми, чтобы услышать, что они говорят о его правлении. Пророки древнего Израиля иногда оправдывали перед народом политику правительства, а иногда призывали народ противостоять правительству. В обоих случаях они стремились повлиять на мнение толпы. А в классической афинской демократии обычно отмечалось, что все зависело от народа, а народ зависел от слова. Богатство, слава и уважение — все это можно было получить или отнять, убедив население. Напротив, Платон не находил большого значения в общественном мнении, поскольку считал, что обществом должны управлять цари-философы, чья мудрость намного превосходила знания и интеллектуальные способности населения в целом. И хотя Аристотель утверждал, что «тот, кто теряет поддержку народа, уже не король», публика, которую он имел в виду, была очень избранной группой, ограниченной свободными взрослыми гражданами мужского пола; в Афинах его времени голосующее население, вероятно, составляло всего 10–15 процентов населения города.

7.1 Что такое общественное мнение? — Американское правительство и политика в информационную эпоху

Цели обучения

Прочитав этот раздел, вы сможете ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое общественное мнение?
  2. Каковы различные интерпретации общественного мнения?
  3. Чем отношение отличается от мнения?

Общественное мнение — один из наиболее часто используемых терминов в американской политике. На самом базовом уровне общественное мнение представляет собой коллективные предпочтения людей по вопросам, связанным с правительством и политикой. Однако общественное мнение представляет собой сложное явление, и ученые разработали множество интерпретаций того, что означает общественное мнение. Согласно одной точке зрения, индивидуальные мнения имеют значение; следовательно, при принятии решений лидеры должны учитывать мнение большинства в большей степени, чем мнение меньшинства. Противоположная точка зрения утверждает, что общественное мнение контролируется организованными группами, государственными лидерами и медиа-элитой. Мнения тех, кто находится у власти или имеет доступ к власть имущим, имеют наибольший вес.

Общественное мнение часто конкретизируется с помощью вопросов, задаваемых в опросах. Политики регулярно ссылаются на опросы общественного мнения, чтобы оправдать свою поддержку или несогласие с государственной политикой. Кандидаты стратегически используют общественное мнение, чтобы заявить о себе как о лидерах или аутсайдерах предвыборной кампании. Группы интересов и политические партии используют опросы общественного мнения для продвижения своих идей. Средства массовой информации включают отчеты об общественном мнении в новости о правительстве и политике.

Определение общественного мнения

Что такое общественное мнение? Ученые не согласны с единым определением общественного мнения. Это понятие означает разные вещи в зависимости от того, как человек определяет «общественность» и предположения о том, чье мнение должно или действительно учитывается больше всего — отдельных лиц, групп или элит.

Проще говоря, общественность можно представить как людей, которые имеют что-то общее, например связь с правительством и обществом, перед которым стоят определенные проблемы, формирующие основу государственной политики. Не все люди имеют одинаковое отношение к проблемам. Некоторые люди являются частью внимательной общественности, которая уделяет пристальное внимание правительству и политике в целом. Другие люди являются членами проблемной общественности, которые сосредотачиваются на конкретных дебатах государственной политики, таких как аборты или расходы на оборону, и игнорируют другие (Стимсон, 19). 99). Они могут сосредоточиться на политике, которая имеет личное значение; у активиста здравоохранения, например, может быть близкий родственник или друг, который страдает от длительной медицинской проблемы. Некоторые представители общественности мало интересуются политикой или проблемами, и их интересы могут быть не представлены.

Мнение — это позиция — благоприятная, неблагоприятная, нейтральная или нерешительная — которую люди занимают по определенному вопросу, политике, действию или лидеру. Мнения — это не факты; они являются выражением чувств людей по отношению к конкретному политическому объекту. Специалисты по опросу общественного мнения, интересующиеся мнениями людей, часто говорят респондентам в ходе проведения опроса: «Нет правильных или неправильных ответов; это ваши мысли, которые имеют значение». Мнения связаны с установками или стойкими общими установками по отношению к людям, группам или институтам, но не тождественны им. Отношение часто формирует мнение. Например, люди, решительно выступающие за расовое равенство, поддерживают государственную политику, направленную на ограничение дискриминации в сфере жилья и занятости.

Общественное мнение можно определить в самом общем виде как сумму многих индивидуальных мнений. Более конкретные представления об общественном мнении придают большее значение индивидуальному мнению, мнению большинства, группы или элиты при рассмотрении политических решений.

Равенство индивидуальных мнений

Общественное мнение можно рассматривать как совокупность индивидуальных мнений, где все мнения заслуживают равного отношения, независимо от того, осведомлены ли лица, их выражающие, о проблеме или нет. Таким образом, общественное мнение представляет собой совокупность предпочтений людей из всех слоев общества. В основе этой точки зрения лежит использование опросов общественного мнения для определения того, что люди думают (Glynn et al., 19).99). Задавая вопросы выборке людей, представляющих население США, социологи утверждают, что они могут оценить настроение американской общественности (Herbst, 1993). Люди, которые поддерживают этот взгляд на общественное мнение, считают, что государственные чиновники должны учитывать взгляды как большинства, так и меньшинства при выработке политики.

Мнение большинства

Другая точка зрения утверждает, что общественное мнение — это мнение большинства людей по какому-либо вопросу. В условиях демократии мнение большинства должно учитываться больше всего, и им следует руководствоваться при принятии решений государственными лидерами. Мнение меньшинства менее важно, чем мнение большинства. Этот взгляд на общественное мнение согласуется с идеей всенародных выборов в том смысле, что каждый гражданин имеет право на мнение — по сути, на голосование — по конкретному вопросу, политике или лидеру. В конце концов, позиция, которую занимает большинство людей — другими словами, позиция, получившая наибольшее количество голосов, — это та позиция, которую должны принять политики.

Редко, если вообще когда-либо, общественность придерживается единого мнения. Часто существуют значительные разногласия в предпочтениях общественности, и четкого мнения большинства не возникает. Эта ситуация представляет собой проблему для лидеров, стремящихся воплотить эти предпочтения в политику. В 2005 году Конгресс решал вопрос о финансировании исследований стволовых клеток для поиска новых медицинских препаратов. Опросы общественного мнения показали, что большинство населения (56 процентов) поддерживает исследования стволовых клеток. Однако взгляды заметно различались среди конкретных групп, которые составляли важную политическую поддержку членов. Белые протестанты-евангелисты выступали против исследований стволовых клеток (58%), аргументируя это необходимостью защиты человеческих эмбрионов, в то время как основные протестанты (69%).процентов), а католики поддерживали исследования (63 процента) (Pew Research Center for the People & Press, 2005).

Публичные дебаты среди групп

Некоторые ученые утверждают, что общественное мнение возникает в результате публичных дебатов между группами, а не из индивидуальных мнений (Glynn et al., 1999). Политические партии, заинтересованные группы, торговые ассоциации, некоммерческие организации, профсоюзы и корпорации будут формулировать свои позиции и выступать с публичными дискуссиями по вопросам, в которых они заинтересованы. Группы, представляющие противоположные точки зрения, часто оказываются в состоянии определять социальные проблемы. В то время как отдельным людям часто бывает трудно заявить о своих взглядах и заставить их восприниматься всерьез, у организованных групп есть ресурсы, такие как лоббисты и финансирование для проведения опросов и оплаты рекламы, а также способность привлекать внимание политиков и масс. СМИ. Социальные сети облегчили группам, не имеющим значительных ресурсов, возможность обнародовать свое мнение с помощью групп Facebook и других платформ.

Группы усердно работают над тем, чтобы сформулировать дискуссию по проблеме в свою пользу. Они часто оценивают общественные предпочтения и используют эту информацию при разработке медийной тактики, чтобы заручиться поддержкой своей позиции (Kollman, 1999). Противоборствующие группы будут представлять конкурирующие данные опросов общественного мнения, чтобы повлиять на лиц, принимающих решения, и на прессу. В 1997 году участие Соединенных Штатов в саммите в Киото, Япония, где страны подписали договор о контроле климата, вызвало шквал сообщений в СМИ о глобальном потеплении и способности смертоносных газов вызывать изменение климата. Большинство американцев тогда считали, что глобальное потепление существует и что необходимо предпринять шаги для борьбы с этой проблемой (Krosnick, Visser, & Holbrook, 19).98). Такие группы, как Фонд защиты окружающей среды, Гринпис и Сьерра-клуб, выступающие за то, чтобы правительства ограничивали загрязнение окружающей среды компаниями, работающими на ископаемом топливе, и производителями автомобилей, ссылались на данные опросов общественного мнения, показывающие, что более 70 процентов общественности согласны с этими действиями. Организации, представляющие интересы отрасли, такие как ныне прекратившая свое существование Глобальная климатическая коалиция, использовали опросы общественного мнения, показывающие, что общественность не хочет жертвовать работой или ограничивать потребление энергии в личных целях, чтобы остановить глобальное потепление (Уилсон, 19).98). Дебаты в СМИ между конкурирующими группами повлияли на общественное мнение в течение следующего десятилетия. Произошло резкое изменение мнения, поскольку в 2010 году только 52 процента считали, что глобальное потепление представляет собой проблему (Borick, Lachapelle, & Rabe, 2011).

Мнение элиты

Политики, социологи, специалисты в области политики, активисты и журналисты заняли позицию лидеров общественного мнения, которые формируют, создают и интерпретируют общественное мнение. Эти политические элиты занимаются общественными делами — это их работа (Заллер, 19 лет).92). Известный журналист и общественный обозреватель Вальтер Липпман заметил, что у обычных людей нет ни времени, ни желания заниматься невыполнимой задачей — не отставать от бесчисленных проблем, с которыми сталкивается нация. Они не имеют возможности непосредственного участия в большинстве политических событий и вынуждены полагаться на сообщения из вторых рук, передаваемые элитами, в первую очередь, через средства массовой информации. По мнению Липпмана, общественным мнением лучше всего управляют специалисты, обладающие знаниями и способностями для продвижения политики. Таким образом, больше всего должно учитываться мнение элиты, а не мнение рядовых граждан.

Средства массовой информации в значительной степени полагаются на мнение правительственных элит, особенно при освещении внешней политики и внутренних вопросов, таких как экономика и занятость. Широта освещения в новостях иностранных дел ограничена, чтобы отразить диапазон точек зрения, выраженных официальными лицами, такими как члены Конгресса, которые обсуждают эти вопросы. Голоса обычных американцев гораздо менее заметны в новостях (Bennett, Lawrence, & Livingston, 2007). Как заявил политолог В. О. Кей, «Голос народа — всего лишь эхо» (Кей-младший, 19 лет).61).

Рис. 7.2 Эксперты предлагают мнения

«Говорящие головы», которые высказывают мнение элиты о проблемах, событиях и лидерах, населяют кабельные новости.

Wikimedia Commons — общественное достояние.

Мнение элиты все чаще выражается экспертами, которые высказывают свое мнение или комментируют политические вопросы. Профессора колледжей, лидеры бизнеса и профсоюзов, лоббисты, представители по связям с общественностью и социологи — типичные ученые мужи, высказывающие экспертное мнение. Некоторые эксперты представляют явно пристрастные или идеологические точки зрения и выборочно используют данные общественного мнения для поддержки своих позиций. Эксперты могут зарекомендовать себя как эксперты по государственным делам и политике благодаря своим частым появлениям в СМИ в качестве «говорящих голов» в программах кабельного телевидения, таких как CNN, MSNBC и Fox News.

Ключевые выводы

Общественное мнение можно определить в широком смысле как коллективные взгляды людей в обществе. Это сложная концепция, учитывающая мнения отдельных граждан, групп и элит. Общественное мнение распространяется через средства массовой информации, часто экспертами, которые пропагандируют взгляды элиты.

Каталожные номера

Bennett, WL, Regina C. Lawrence, and Steven Livingston, When the Press Fails (Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press, 2007).

Борик, Ч.Р., Эрик Лашапель и Барри Г. Рэйб, «Сравнение климата: общественное мнение об изменении климата в США и Канаде», Вопросы исследований в области управления, , вып. 39, апрель 2011 г., по состоянию на 11 апреля 2011 г., http://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *