Обществознание — Миссионерский институт
Программа вступительного испытания
1. Общество как особенная часть мира.
2. Системное строение общества.
3. Общество и природа.
4. Взаимосвязь различных сфер общества.
5. Социальные институты.
6. Типология обществ.
7. Понятие общественного прогресса.
8. Процессы глобализации и глобальные проблемы человечества.
9. Человек как существо биологическое, социальное и духовное.
10. Антропологические модели, деятельность человека: формы, цели, мотивы. Потребности человека и личностное развитие. Индивид и личность. Социализация и самореализация в контексте развития личности.
11. Психология бессознательного и самопознание.
12. Свобода и ответственность.
13. Мораль и вопросы нравственности.
14. Духовная жизнь общества: познание.
15. Принципы и способы познания.
16. Формы и ступени познания.
17. Истина и её критерии.
18. Виды человеческих знаний.
19. Ненаучные методы познания.
20. Мировоззрение.
21. Религия как форма познания и совокупность представлений о мире.
22. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
23. Духовная жизнь общества: Определение культуры. Культура как социальный феномен.
24. Формы и виды культуры.
25. Искусство, его формы и основные направления.
26. Постмодернизм и андеграунд.
27. Образование, его социальная и личностная значимость.
28. Тенденции духовной жизни современной России.
29. Экономическая сфера жизни общества.
30. Экономика и экономическая наука.
31. Измерители экономической деятельности.
32. Экономический рост и развитие.
33. Экономические системы.
34. Механизмы рыночной экономики.
35. Предпринимательство.
36. Экономическое содержание собственности и её организационные формы. Экономика производителя: издержки, выручка прибыль.
37. Разделение труда и специализация.
38. Государственный бюджет и виды налогов.
39. Роль государства в экономике.
40. Мировая экономика.
41. Экономика потребителя.
42. Рынок труда и заработная плата.
43. Политическая сфера жизни общества.
44. Власть, теории её происхождение и виды.
45. Политическая система общества: структура и функции.
46. Государство: признаки, функции, формы правления и политический режим. Правовое государство и гражданское общество.
47. Избирательные системы.
48. Политические партии и идеологии.
49. Политическая система и органы власти (законодательная, исполнительная и судебная) в современной России.
50. Местное самоуправление.
51. Национально-государственное устройство.
52. Политическая культура.
53. Право. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли и институты.
54. Конституция РФ. Источники права и правовые акты.
55. Правоотношения. Правонарушения.
56. Публичное и частное право.
57. Юридическая ответственность и её виды, основные понятия и нормы административного, гражданского и уголовного права в РФ.
58. Семейное право.
59. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека.
60. Правоохранительные органы.
61. Правовая культура.
62. Социальные отношения.
63. Социальные группы и их классификация.
64. Социальная стратификация.
65. Социальный статус и роль. Социальная мобильность.
66. Социальные нормы и девиантное поведение.
67. Семья и брак как социальные институты.
68. Этническая общность и межнациональные отношения.
69. Социальный конфликт и его разрешение.
70. Социальные процессы в современной России.
ЛИТЕРАТУРА
1.Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова; РАН, Рос. акад. Образования. – М.: Просвещение, 2009. – (Академический школьный учебник).
2.Обществознание. 11 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова и др.; РАН, Рос. академия образования. – М. : Просвещение, 2009. – (Академический школьный учебник).
описание понятия и виды, самореализация
Что такое потребности человека
Определение 1Потребности человека — общность нужд в чем-либо или же в ком-либо, стремление обладать какими-то материальными\нематериальными вещами.
Какими бывают потребности?
- Материальными.
- Духовными.
Каждый человек обладает — в большой или меньшей степени — перечнем первостепенных (базовых) потребностей. Бывают различия в силе, а также количестве базовых потребностей.
Что дает удовлетворение потребностей? Этот процесс улучшает физическое, а также эмоциональное состояние личности, а невозможность удовлетворить потребности, наоборот, ухудшает физическое и эмоциональное состояние. Ученые утверждают, что потребности являются катализатором активности человеческой деятельности.
Чем определен круг потребностей
Считается, что круг потребностей формируется вследствие особенностей воспитания человека. Чем лучше и разнообразнее воспитание, тем шире перечень потребностей человека. Если же воспитание человека базовое (минимальное), круг желаний человека намного меньше.
Личность с минимальным воспитанием и образованием может ограничиться примитивными потребностями. Ее полностью удовлетворяют такие простые вещи как: еда, питье, удовлетворение физических потребностей, безопасность, наличие жилища. А вот эстетические, духовные и социальные нужды уходят на второй план, потому что люди не видят в них необходимости.
Пример 1Например: если в детстве ребенку родители редко читали сказки, или вообще ничего ему не читали, во взрослой жизни он не будет читать и любить чтение. Если в детском возрасте ребенка не водили по заведениям культуры (театры, музеи, концерты), на экскурсии по достопримечательностям, то во взрослой жизни у него не будет нужды удовлетворять эстетическую потребность.
Разновидности потребностей
Являются ли потребности человека постоянными? Да, некоторые нужды являются постоянными. Их также называют базовыми. Эти нужды связаны с существованием человека (физические), они обеспечивают функционирование организма.
Без чего невозможна жизнь человека? Без:
- Еды.
- Воды.
- Кислорода.
- Сна.
Важной является также потребность человека чувствовать себя в безопасности и иметь кров («крышу над головой»). Иные потребности меняются в течение жизни человека, зависят от его настроения, состояния, вида деятельности, местоположения.
Человек всегда выбирает удовлетворить те потребности, которые наиболее важны для него в конкретной ситуации.
Пример 2Представьте человека, который очень много работает и часто не спит ночами. При таких обстоятельствах первым делом, придя домой, он пойдет спать, даже если у него есть какие-нибудь другие планы (поход в театр, чтобы удовлетворить эстетическую функцию, например).
Какие выделяют виды потребностей человека? Психологи выделяют нужны:
- Биологические. К этому типу относятся потребность в еде, воде, потреблении кислорода, безопасности, размножении, справлении естественных надобностей, а также жизни в благоприятных социальных и климатических условиях.
- Психологические. К этому типу относятся такие потребности, как желание общения, спокойствия, изоляции, получения эстетического удовлетворения от природы, культурных мероприятий и объектов.
- Этнические. Они связаны с желанием определенных этносов развиваться, существовать, продолжать род, защищать национальные особенности.
- Трудовые. Человеку важно создавать что-либо (созидать), заниматься трудом с целью получить от этого не только внутреннее удовлетворение, но и материальные блага (деньги например). Труд также способствует развитию умственной деятельности человека. Сюда же можно отнести потребность человека постоянно учиться чему-то новому, самосовершенствоваться.
- Экономические. Человеческая потребность в обеспечении всех сфер своей жизни материальными благами.
- Социальные. Нужда в участии в общественной жизни государства, исполнении своего гражданского долга, а также постоянной коммуникации с другими участниками общества. К этому виду потребностей ученые также относят потребность в изучении культурных ценностей (посещение музеев, театров, библиотек, посещение мест, связанных с историей и культурой своей страны и мира в целом).
Удовлетворение всех человеческих нужд способствует личностному развитию, совершенствованию знаний, навыков, умений во всех сферах жизни.
Классификация потребностей по Маслоу
Ученые полагают, что типы потребностей личности непосредственно связаны с уровнем его развития, степенью воспитанности, а также образом жизни.
Могут ли потребности удовлетворяться неосознанно? Да, некоторые нужды человек «закрывает» целенаправленно, а некоторые абсолютно неосознанно.
Пример 3Приведем пример: человек никогда не задумывается о том, что ему необходимо делать вдох, дышать для того, чтобы существовать. Дыхание является неосознанной потребностью человеческого организма наравне с питанием. Человеческий мозг осознает, что человек голоден, но вот процесс переваривания пищи происходит в организме неосознанно. Если же первичные нужды не удовлетворены, человеческий организм испытывает состояние стресса.
Одной из самых популярных типологий потребностей до сих пор считается классификация потребностей американского психолога Абрахама Маслоу.
Смысл его теории заключается в том, что все человеческие нужды располагаются в порядке снизу вверх от наиболее важных до тех, которые менее важны. Маслоу утверждал, что личность, которая не может удовлетворить первичные нужды (еда, вода, физические потребности), не может нуждаться в потребностях высшего уровня.
Пирамида потребностей Маслоу.
Источник: studopedia.ru
Что отнесено к базовым потребностям? Маслоу назвал первичными нуждами жажду, голод, сон, а также сексуальное удовлетворение.
На следующей ступени стоит потребность в безопасности. После нее расположена нужда в любви, привязанности к другой личности, а также в принадлежности человека к какой-либо группе.
Нужда в общественном одобрении, а также уважении со стороны других членов общества стоят на следующей ступени. После расположены потребности в познании нового: получении новых знаний, информации, овладении какими-либо навыками и умениями, обучении.
Удовлетворение эстетических потребностей стоит на следующей ступени. В данную категорию включаются желания окружить себя произведениями искусства, красотой, а также обретение душевного спокойствия и гармонии с собой\миром. Данные нужды, по мнению Маслоу, могут появиться у человека только тогда, когда другие, более низкие, уже удовлетворены.
На высшей ступени пирамиды Маслоу стоит потребность в самореализации, а также самовыражении. Если человек «закрыл» все остальные свои потребности, он ищет пути для реализации своего внутреннего потенциала, пытается показать миру свою уникальность и значимость, получить от этого процесса удовольствие.
По мысли Маслоу удовлетворение одних нужд дает толчок для развития других, личность старается их удовлетворить по мере своих сил. Таким образом человек развивается и совершенствуется.
Простой пример: человек, у которого не удовлетворено чувство голода, вряд ли будет думать о том, чтобы как-то самореализоваться в жизни. Его основной потребностью является голод. А вот в ситуации, когда человек понимает, что он может обеспечить себе пропитание (и проблем с этим в ближайшем будущем не предвидится), он начинает удовлетворять другие потребности, более высокого уровня.
Желание удовлетворить первичные потребности существуют у всех людей. А вот удовлетворение нужд высшего уровня индивидуально.
Пример 4Возьмем двух одинаковых людей — мужчин возрастом около 30 лет. Одному из них будет важно получить общественное одобрение, так как все остальные его нужды закрыты. А другому совершенно неважно признание заслуг, потому что его базовые потребности не удовлетворены, он заботится о том, чтобы закрыть их.
Иные трактовки потребностей
Существует множество иных трактовок нужд человека. Одна из теорий утверждает деление потребностей на врожденные и приобретенные.
- Врожденные. Это базовые потребности в питье, еде, кислороде, сне, жизни в комфортной климатической зоне. Человек получает данные нужды с момента рождения, у него нет возможности их контролировать или подчинить себе.
- Приобретенные потребности. Это такие нужды, которые появляются у человека в результате его развития, в процессе взаимодействия с внешним миром и обществом. Они обусловлены особенностями воспитания и условиями жизни.
В древности также занимались классификацией потребностей человека. Так, например, Эпикур, который жил в 3 веке до нашей эры, выделил следующие типы потребностей:
- Естественные и обязательные. Это те нужды, без удовлетворения которых человек не может прожить.
- Естественные и необязательные. Это те нужды, отказавшись от удовлетворения которых, человек может прожить.
- Неестественные, или необязательные. К ним относятся человеческие прихоти, ненужные желания, без которых человек может легко обойтись.
Немецкий социолог и философ Эрих Фромм выделил следующие виды потребностей:
- Получить любовь другого человека\других людей, иметь некоторые дружеские связи, а также установить теплые, комфортные отношения с другими людьми.
- Самореализоваться, утвердить свое место в обществе, обрести некоторое общественное признание.
- Ощущать себя членом определенной социальной группы, принадлежать к религиозному течению, направлению в культуре, а также национальности.
- Заняться творчеством, созидательной деятельностью, преобразованием мира вокруг себя и окружающих людей.
- Осознание смысла собственного бытия, своего места в мире.
В свою очередь русский психолог Ильин Е.П. считал, что физиологические нужды необходимо убрать из общей типологии и рассматривать их сепарировано от желаний самого человека. По его мысли естественные потребности организма не могут являться осознанными нуждами.
Нужды проявляются в форме определенного состояния. У человека в момент осознания физической потребности запускается механизм решения проблемы, то есть устранения нужды.
Пример 5Приведем пример: человек резко почувствовал, что у него пересохло в горле, он хочет пить. Данная нужда не была сформирована самим человеком заранее, но мозг автоматически запускает механизм решения проблемы (поиск воды). Если под рукой есть емкость с водой, человек утоляет жажду. Если же воды рядом не видно, его мозг разрабатывает план по ее нахождению.
Итак, в иных концепциях типологии потребностей выделяют:
- Потребности биологические, то есть те, которые направлены на регуляцию жизни организма. Это такие потребности как питание, питье, дыхание, комфортная температура, сон.
- Потребности социальные. Это те потребности, которые направлены на нахождение человека в различных социальных, национальных и религиозных группах. К этому типу также относят желание получить признание, общественное одобрение и уважение окружающих.
- Потребности духовные. Это такие потребности, которые направлены на умственное развитие (получение новых знаний), творческого развития, а также на удовлетворение эстетических удовольствий.
Биологические, или базовые потребности, характерны для всех живых существ на планете. В то время как потребности духовные и социальные свойственны только человеку. Чем выше уровень духовных нужд личности, тем выше уровень его развития.
Наука самореализации | Книги
Достижение совершенства
Познание цели жизни
Высшая любовь
Совершенство самореализации
С задней крышки
В этой книге вы откроете для себя вечную науку, о которой великие учителя говорили на протяжении тысячелетий. Наука Самоосознания открывает тайны внутреннего «я», природы вселенной и Высшего «Я» внутри и снаружи. Здесь самый выдающийся в мире учитель науки о самореализации рассказывает о медитации и практике йоги в современную эпоху, об освобождении от закона кармы, достижении сверхсознания и многом другом. Во всех интервью, лекциях, эссе и письмах, отобранных для этой специальной книги, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит с поразительной ясностью и силой. Он доказывает, насколько актуальна наука о самореализации для современного мира и вашей собственной жизни.
Благодарность за работу Шрилы Прабхупады
На протяжении многих лет многие люди выражали признательность Шриле Прабхупаде за его работу по распространению на Западе вневременной науки Индии о самореализации. ¶
звездочка звездочка звездочка ¶
«Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада выполняет ценную работу, и его книги вносят значительный вклад в спасение человечества».
«Свами Бхактиведанта приносит на Запад полезное напоминание о том, что наша в высшей степени активистская и односторонняя культура столкнулась с кризисом, который может закончиться саморазрушением, поскольку ей не хватает внутренней глубины подлинного метафизического сознания. Без такой глубины наши моральные и политические протесты — просто пустословие».
«В разнообразии религиозных подходов, предлагаемых йогами Индии, наиболее значительным, конечно же, является путь сознания Кришны, указанный Шрилой Прабхупадой Бхактиведантой Свами, десятым учителем в традиции Махапрабху Чайтаньи.
Удивительно видеть, как Шри Бхактиведанта Свами менее чем за десять лет преуспел благодаря своей личной преданности и целеустремленной преданности задаче, неутомимой энергии и эффективному руководству в организации Международного общества сознания Кришны, насчитывающего тысячи преданных, открывшего храмы Радхи-Кришны в крупных городах мира и написание многочисленных работ по бхакти-йоге, которой учили Шри Кришна и Шри Чайтанья».
«А.С. Бхактиведанта Свами Прабхупада — уважаемый мастер и наследник великой традиции».
«Мне не хватает слов, чтобы описать высоту учености и преданности, проявленную в обширных трудах Шрилы Прабхупады. Благодаря усилиям Шрилы Прабхупады наши будущие поколения обязательно найдут лучший мир для жизни. Он выступает за интернациональное братство и духовную интеграцию всего человечества. Литературный мир за пределами Индии, особенно на Западе, в долгу перед Шрилой Прабхупадой, который так научно познакомил их с тем, что является лучшим в Индии, сознающей Кришну».
«Как уроженец Индии, ныне живущий на Западе, я очень опечален тем, что так много моих соотечественников приезжают на Запад в роли гуру и духовных лидеров. Точно так же, как любой обычный человек на Западе с самого рождения знакомится с христианской культурой, любой обычный человек в Индии знакомится с принципами медитации и йоги с самого своего рождения. К сожалению, многие недобросовестные люди приезжают из Индии, демонстрируют свои несовершенные и заурядные знания йоги, обманывают людей своими товарами, состоящими из мантр, и выдают себя за воплощения Бога. Так много этих мошенников убеждали своих глупых последователей принять их как Бога, что те, кто на самом деле хорошо разбираются в индийской культуре, стали очень обеспокоены и обеспокоены. По этой причине я очень рад видеть публикации Шри А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Они помогут остановить ужасный обман лживых и неуполномоченных «гуру» и «йогов» и дадут возможность всем людям понять истинное значение восточной культуры».
«Книги А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады не только прекрасны, но и актуальны для нашего времени, поскольку мы как нация ищем новые культурные образцы для нашего образа жизни».
«Для меня большая честь иметь удовольствие изучать публикации Bhaktivedanta Book Trust, которые я считаю исключительно ценными для использования в учебных заведениях и библиотеках. Я особенно рекомендую древнюю классику
Шримад-Бхагаватам 9.0061 всем студентам и преподавателям индийской философии и культуры. Ученый автор, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами, является всемирно известным святым и ученым в области ведической философии и ее практического применения в современном мире. Он основал по всему миру более сотни духовных ашрамов для изучения и развития ведического знания. На самом деле, ему нет равных в его усилиях установить ведический образ жизни, санатана-дхарму, во всех странах мира. Безусловно, я очень благодарен за то, что это послание Бхагаваты распространяется на благо мира такой квалифицированной личностью, как Свами Бхактиведанта».
«Свами Бхактиведанта предложил преданным Бога благословенное служение своими английскими переводами и комментариями. Показано, что универсальное применение этих истин является обещанным благословением в эти трудные времена, когда свет освещает тьму. Воистину, это святое, вдохновенное писание для всех устремленных душ, ищущих почему, откуда и куда жизни!»
«… Как преемник по прямой линии от Чайтаньи, автор имеет право, согласно индийскому обычаю, на величественный титул Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Свами Прабхупада в совершенстве владеет санскритом. Большой интерес, что его чтение «Бхагавад-гита » считает, что она предлагает нам авторизованную интерпретацию в соответствии с принципами традиции Чайтаньи. … Эта признательность, исходящая от христианского философа и индолога, является жестом искренней дружбы».
«Я читал книги Шри Бхактиведанты Свами с большим вниманием, вниманием и глубоким интересом и обнаружил, что они представляют неоценимую ценность для всех, кто интересуется духовным и культурным наследием Индии.
Автор этих книг демонстрирует на каждой странице поразительную эрудицию в изучаемых предметах, а также понимание и легкость изложения трудных для понимания идей, что является редчайшим даром человека, строго воспитанного в школах вайшнавской философии и настолько полно впитал его учения, что, кажется, достиг высочайшего состояния духовного просветления, которого достигают лишь немногие благословенные души».
«Несомненно, работа Свамиджи является большим вкладом в беспокойное человеческое общество сегодняшнего мира».
«Появление английского перевода А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Шри Чайтанья-чаритамриты » Кришнадаса Кавираджи Госвами на английский язык вызывает радость как у ученых, изучающих Индию, так и у мирян, стремящихся обогатить свои знания об индийской духовности».
«… Любой, кто внимательно прочитает комментарий, почувствует, что здесь, как и в других своих работах, Шри Бхактиведанта соединил здоровую смесь пылкой преданности и эстетической чувствительности преданного с интеллектуальной строгостью исследователя текстов. ”
«… Эти искусно тома станут желанным дополнением к библиотекам всех людей, которые привержены изучению индийской духовности и религиозной литературы, независимо от того, вызваны ли их интересы мотивами ученого, преданного или обычный читатель».
Наука самореализации (сборник бесед и очерков о осознании Бога в повседневной жизни)
Шрила Прабхупада, истинный святой человек (садху) с глубокой интеллектуальной и духовной чувствительностью, испытывал глубокую заботу и сострадание к нашему духовно лишенному обществу. Ради просвещения человечества он перевел на современный английский язык то же вневременное знание, о котором другие великие осознавшие себя учителя говорили на протяжении тысячелетий, — знание, открывающее тайны нашего «я», природы и вселенной, а также Высшего «Я» внутри и внутри нас. без.
Этот захватывающий том охватывает все: от острого разговора Шрилы Прабхупады с известным кардиологом об «исследовании души», его откровений Лондонской радиовещательной компании о реинкарнации, его красноречивых замечаний в лондонской «Таймс» о настоящих и ложных гуру, его диалога с немецким монахом-бенедиктинцем о Кришна и Христос, его понимание закона кармы, его беседа с ведущим российским ученым о духовном коммунизме и многое другое.
Наука Самореализации зажжет вдохновение и просветление внутри и позволит личности соединиться с божественным.
Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада явился в этот мир в 1896 году в Калькутте, Индия. Он впервые встретил своего духовного учителя, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Госварни, в Калькутте в 1922 году. Бхактисиддханте Сарасвати, выдающемуся религиоведу и основателю шестидесяти четырех Гаудия-матхов (ведических институтов) в Индии, понравился этот образованный молодой человек, и он убедил его посвятить себя свою жизнь к обучению ведическому знанию. Шрила Прабхупада стал его учеником и в 1933, его официально инициированный ученик.
При их первой встрече Шрила Бхактисиддханта Сарасвати попросил Шрилу Прабхупаду передавать ведическое знание на английском языке. В последующие годы Шрила Прабхупада написал комментарий к Бхагавад-гите, помогал Гаудия-матху в его работе, а в 1944 году начал издаваться двухнедельный английский журнал «Обратно к Богу». Шрила Прабхупада единолично редактировал его, печатал рукописи, проверял корректуру и даже распространял отдельные экземпляры. Сейчас журнал продолжают его ученики.
В 1950 году Шрила Прабхупада ушел из семейной жизни, приняв ванапрастху (отставку), чтобы уделять больше времени учебе и писательству. Он отправился в священный город Вриндаван, где жил в скромных условиях в историческом храме Радхи-Дамодары. Там он несколько лет занимался глубоким изучением и писательством. Он принял отреченный образ жизни (санньясу) в 1959 году. В Радха-Дамодаре Шрила Прабхупада начал работу над шедевром своей жизни: многотомным переводом восемнадцати тысяч стихов «Шримад-Бхагаватам» (Бхагавата-пурана) с комментариями. Он также написал «Легкое путешествие на другие планеты».
После публикации трех томов «Бхагаватам» Шрила Прабхупада в сентябре 1965 года приехал в Соединенные Штаты, чтобы выполнить миссию своего духовного учителя. Впоследствии Его Божественная Милость написал более пятидесяти томов авторитетных комментированных переводов и кратких исследований философских и религиозных классиков Индии.
Когда он впервые прибыл на грузовом судне в Нью-Йорк, Шрила Прабхупада был практически без гроша в кармане. Только после почти года больших трудностей ему удалось основать Международное общество сознания Кришны в июле 19-го года.66. Прежде чем он скончался 14 ноября 1977 года, он руководил Обществом и видел, как оно выросло во всемирную конфедерацию из более чем ста ашрамов, школ, храмов, институтов и фермерских общин.
В 1972 году Его Божественная Милость представила ведическую систему начального и среднего образования на Западе, основав школу гурукулы в Далласе, штат Техас. С тех пор его ученики основали подобные школы в Соединенных Штатах и во всем мире.
Шрила Прабхупада также вдохновил на строительство нескольких крупных международных культурных центров в Индии. Центр в Шридхаме Маяпуре является местом запланированного духовного города, амбициозного проекта, строительство которого растянется на многие годы вперед. Во Вриндаване находятся великолепный храм Кришны-Баларамы и международный гостевой дом, школа гурукула, а также мемориал и музей Шрилы Прабхупады. Есть также крупные культурные и образовательные центры в Бомбее, Дели и Ахмадабаде. Крупные центры запланированы в дюжине других важных мест на Индийском субконтиненте.
Однако самым значительным вкладом Шрилы Прабхупады являются его книги. Высоко уважаемые учеными за их авторитетность, глубину и ясность, они используются в качестве учебников на многочисленных курсах в колледжах. Его сочинения переведены более чем на пятьдесят языков. Книжный фонд Бхактиведанты, основанный в 1972 году для публикации произведений Его Божественной Милости, стал, таким образом, крупнейшим в мире издателем книг в области индийской религии и философии.
Всего в двенадцать лет, несмотря на преклонный возраст. Шрила Прабхупада четырнадцать раз обогнул земной шар в лекционных турах, в ходе которых он посетил шесть континентов. Тем не менее, этот плотный график не замедлил его плодотворную литературную деятельность. Его сочинения составляют настоящую библиотеку ведической философии. религии, литературы и культуры.
С самого начала я знал, что Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада был самым необычным человеком, которого я когда-либо встречал. Первая встреча произошла летом 1966 года в Нью-Йорке. Друг пригласил меня послушать лекцию «старого индейца свами в Бауэри в нижнем Манхэттене». Переполненный любопытством по поводу того, что сварни читает лекцию на трэйд-роу, я пошел туда и на ощупь поднялся по черной как смоль лестнице. ритмичный звук становился все громче и отчетливее по мере того, как я поднимался выше. Наконец я добрался до четвертого этажа и открыл дверь, а там был он.0005
Примерно в пятидесяти футах от того места, где я стоял, в другом конце длинной темной комнаты, он сидел на маленьком возвышении, его лицо и шафрановые одежды сияли в слабом свете. Он был пожилым человеком, наверное, шестидесяти или около того, подумал я, и сидел, скрестив ноги, в прямой, величавой позе. Его голова была обрита, а могучее лицо и красноватые очки в роговой оправе придавали ему вид монаха, который большую часть жизни посвятил учебе. Его глаза были закрыты, и он тихо пел простую молитву на санскрите, играя на ручном барабане. Небольшая аудитория присоединялась через определенные промежутки времени в режиме «призыв-ответ». Несколько человек играли на ручных тарелках, из-за чего я слышал похожие на колокольчики звуки. Очарованный, я тихо сел сзади, попытался участвовать в пении и стал ждать.
Через несколько мгновений свами начал читать лекции на английском языке, по-видимому, из огромного тома на санскрите, лежавшего перед ним открытым. Иногда он цитировал из книги, но чаще по памяти. Звучание языка было прекрасным, и он сопровождал каждый отрывок скрупулезно подробными объяснениями.
Он говорил как ученый, его словарный запас изобиловал философскими терминами и фразами. Элегантные жесты рук и оживленное выражение лица добавили значительного эффекта его выступлению. Тема была самой серьезной, какую я когда-либо встречал: «Я не являюсь этим телом. Я не индеец… Вы не американцы… Мы все духовные души…»
После лекции кто-то дал мне брошюру, напечатанную в Индии. На фотографии видно, как свами вручает три свои книги премьер-министру Индии Лалу Бахадуру Шастри. В подписи цитируется г-н Шастри, который говорит, что все индийские государственные библиотеки должны заказывать книги. «Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада проделывает великую работу, — сказал премьер-министр в другом небольшом трактате, — и его книги вносят значительный вклад в спасение человечества». Я купил копии книг, которые, как я узнал, свами привез из Индии. Прочитав полы пиджака, небольшую брошюру и другую литературу, я начал понимать, что только что встретил одного из самых уважаемых духовных лидеров Индии.
Кто такой Шрила Прабхупада?» — часто спрашивают люди, и на этот вопрос всегда трудно ответить. Поскольку Шрила Прабхупада всегда превосходил общепринятые определения. В разное время люди называли его ученым, философом, послом культуры, плодовитым автором, религиозный лидер, духовный учитель, социальный критик и святой человек. По правде говоря, он был всем этим и даже больше. Конечно, никто никогда не мог спутать его с современными предприимчивыми «гуру», которые приезжают на Запад с блестяще упакованными разбавленные версии восточной духовности (чтобы удовлетворить наше стремление к мгновенному благополучию и использовать нашу хорошо задокументированную духовную наивность). Шрила Прабхупада был, скорее, истинным святым человеком (садху) с глубокой интеллектуальной и духовной глубокая забота и сострадание к обществу, которому в такой степени не хватает реального духовного измерения.
Для просвещения человеческого общества Шрила Прабхупада выпустил около восьмидесяти томов переводов и кратких исследований великих индийских духовных классиков, а его работа была напечатана как на английском, так и на многих иностранных языках. Кроме того, в 1944 году Шрила Прабхупада в одиночку запустил журнал под названием «Обратно к Богу», который сегодня имеет ежемесячный тираж более полумиллиона экземпляров только на английском языке. Почти все интервью, лекции, эссе и письма, выбранные для «Науки самореализации», впервые появились в «Обратно к Богу».
На этих страницах Шрила Прабхупада представляет то же самое послание, которое великий мудрец Вьясадева записал тысячи лет назад, послание ведической литературы древней Индии. Как мы увидим, он свободно и часто цитирует Бхагавад-гиту, Шримад-Бхагаватам и другие классические ведические тексты. Он передает на современном английском то же вневременное знание, о котором другие великие осознавшие себя учителя говорили на протяжении тысячелетий, — знание, открывающее тайны нашего «я», природы и вселенной, а также Высшего «Я» внутри и снаружи. Шрила Прабхупада говорит с поразительной ясностью и своего рода убедительным, простым красноречием и доказывает, насколько актуальна наука о самореализации для нашего современного мира и нашей собственной жизни.
Среди тридцати шести отрывков, отобранных для этой специальной книги, мы слышим трогательное стихотворение Шрилы Прабхупады о его прибытии в Америку, его беседу с известным кардиологом об «исследовании души», его откровения Лондонской радиовещательной компании о реинкарнации, его красноречивые замечания к London Times о настоящих и ложных гуру.