Социализация личности. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (теория, словарь, тест).
Урок 2. Социализация индивида.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Понятие социализации.
Обратить внимание на следующие аспекты понятия «социализация»:
Социализация – процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека;
Социализация – процесс освоения индивидом различных социальных ролей;
Социализация индивида возможна только в обществе, в процессе его социальных взаимодействий;
В социализации индивида участвуют различные социальные институты, социальные группы;
Успешность социализации определяется как личными качествами индивида, так и особенностями его окружения, социально-экономической и политической ситуацией в обществе;
Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека.
Основные этапы социализации.
Краткая характеристикаПервичная социализация (адаптация)
Ребёнок от рождения до подросткового периода (продолжающийся в среднем от 10—12 до 15—16 лет у девочек и от 12—14 до 17—18 лет у мальчиков) усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает родителям и другим представителям своего ближайшего окружения.
Индивидуализация (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к принятым нормам социального поведения)
В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка всё ещё неустойчивы. Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Интеграция (появляется желание найти своё место в обществе, вписаться в него)Интеграция проходит благополучно, если индивидуальность человека принимается группой, обществом. Если она не принимается, возможны следующие исходы:
сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с конкретными людьми, группой и обществом в целом;
реальное изменение себя для того, чтобы «стать как все»;
конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Трудовой этап социализации
Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности; человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на своё социальное окружение, социальную среду.
Послетрудовой этап социализации
Рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий определённый вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
В ходе социализации человек усваивает социальный опыт предшествующих поколений, без чего полноценная жизнь в обществе трудна. Социальный опыт включает в себя систему знаний, норм, ценностей, образцы поведения в типичных ситуациях (социальные роли) и др.
Социальный статус и социальная роль
Каждый человек занимает определённое положение в обществе. Оно зависит от его возраста, семейного положения, доходов, профессии, политической активности, культурных интересов. Положение человека в обществе связано с его социальным статусом. Социальный статус – место (позиция) человека в обществе, определяющее круг его прав и обязанностей. Например, как граждане России мы имеем право участвовать в управлении делами государства, но при этом обязаны соблюдать законы, платить установленные налоги и сборы и др. Одни статусы приобретаются от рождения или присваиваются независимо от воли и желания человека (например, статус сына/дочери, мужчины/женщины, этническая принадлежность), а для достижения других надо приложить определённые усилия (муж/жена, врач/учитель и др.).
Социальная роль отражает представления о человеке и требования общества к нему в соответствии с его социальным статусом. Она включает множество правил, образцов и стереотипов поведения, освоение которых требует времени. К основным (базовым) социальным ролям относятся роли гражданина, собственника, семьянина, потребителя, работника. Исполнение той или иной социальной роли носит индивидуальный характер.
Далее нужно обратиться к личному социальному опыту учащихся для анализа базовых социальных ролей, связанных с ними прав, обязанностей, социальных ожиданий и моделей их исполнения.
Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путём организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Данный тезис также целесообразно проанализировать на примерах личного социального опыта обучающихся.
Агенты (институты) социализации
Агенты (институты) социализации – люди и учреждения, обеспечивающие передачу новым поколениям культурных ценностей и усвоение индивидами социальных ролей.
Первичную социализацию, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими, осуществляет в первую очередь семья. В дальнейшем в социализацию включается система образования, средства массовой информации (СМИ) и др.
Схема «Институты социализации»
Схема «Социализация (этапы, агенты)»
Работа со схемами:
По каждому из приведённых агентов, институтов социализации определяем с опорой на личный социальный опыт обучающихся его роль в социализации индивида.
Опорные вопросы:
Какие социальные роли позволяет освоить данный агент, институт социализации?
Какие социальные качества формируются у индивида при взаимодействии с данным агентом, институтом социализации?
Какие нормы поведения устанавливаются данным агентом, институтом социализации?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Ответьте на вопросы:
Какой процесс называют социализацией?
Что такое социальный статус?
Какие виды социальных статусов бывают?
Каков смысл понятия «социальная роль»?
Какие социальные роли человека относят к основным (базовым)?
Что обозначает понятие «агент (институт) социализации»? каких агентов социализации вы знаете?
ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ
Проанализируйте суждения о социализации индивида. Поставьте значок + в соответствующем столбце таблицы.
ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ
1. Проанализируйте суждения о социализации индивида. Поставьте значок + в соответствующем столбце таблицы.
Конформизм (от лат. – принять надлежащую форму)
Приспособленчество; пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.
Концептуальныйимеющий серьезную самостоятельную концепцию
Концепция
1) Система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления.
2) Общий замысел, основная мысль чего-л.
Социализация (от лат. общественный)
Процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм.
Социальная роль
Выполняемая человеком социальная функция и соответствующие ей образцы поведения. Социальная роль ориентирована на социальный статус.
Социальный статус личности (от лат. положение, состояние)
Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и др. Различают прирождённый (пол, национальность, раса) и достигаемый (полученный благодаря собственным усилиям) социальный статус личности.
I. ОТМЕТЬТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1. Стадии развития личности в процессе социализации
адаптация
индивидуализация
социальное развитие
интеграция
2. Что из перечисленного не относится к механизмам социализации:
Подражание, имитация
Полоролевая идентификация
Индивидуализация
Конформность
3. Основные признаки социальной группы
Наличие интегральных психологических характеристик
Сплоченность группы
Существование основных параметров группы как единого целого
Способность индивидов к согласованным действиям.
Действие группового давления
4. По общественному статусу социальные группы делятся:
на формальные,
неформальные,
позитивные
негативные
5. По значимости социальные группы делятся:
на референтные
большие
группы членства
малые
6. По непосредственности взаимосвязей социальные группы делятся:
на реальные
неорганизованные
номинальные
7. По отношению к социуму группы бывают:
слабо организованные
позитивные
негативные
8. Социальное существо, включенное в общественные отношения и являющееся деятелем общественного развития
индивид
личность
индивидуальность
9. Социальная функция, имеющая воплощение на уровне общественного сознания в ожиданиях, нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте конкретного человека
социальная роль
социальное развитие
социальный контроль
10. По способу усвоения социальные роли делятся на:
предписанные и приобретенные
латентные и активные
межличностные и социальные
11. Совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых человек усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих емуфункционировать в качестве полноценного члена общества – это:
адаптация
интеграция
социализация
12. Сколько стадий развития проходит личность в процессе социализации:
две
три
четыре
13. Способоы сознательного и бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта:
адаптация
механизмы социализации
социальное развитие
14. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задающие систему внешней регуляции поведения человека
объекты социализации
институты социализации
механизмы социализации
15. Процесс и результат социального развития человека:
пофессионализм
социализация
интеграция
16. Область знаний, в которой изучаются не только реальные, но и потенциальные жертвы неблагоприятных условий социализации
социальная виктимология
психология массовой коммуникации
психология семейных отношений
17. Что из перечисленного относится к объективным факторам, способствующим превращению человека в жертву неблагоприятных условий социализации
материальное положение
производственный коллектив
группа сверстников
18. Формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.
социальное развитие личности
адаптация личности
индивидуализация личности
19. Процесс, при котором на определенной стадии нормальной социализации личности под влияние отрицательной микросреды происходит ее некоторая деформация
асоциализация
десоциализация
ресоциализация
20. Психологический возраст личности определяется
по степени развитости основных физиологических систем организма
по мере овладения индивидом культурой данного общества
по степени сформированности основных структур психики
21. По степени проявления выделяют:
негативные социальные роли
латентные социальные роли
активные социальные роли
22. По значимости социальные группы делятся
на большие группы, малые группы и микрогруппы
на референтные и группы членства
на позитивные и негативные
23. Относительно устойчивые человеческие переживания, которые имеют мотивационную основу и связаны с удовлетворением потребностей
эмоции
эмоциональные состояния
чувства
24. Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений:
социометрическая структура группы
способность индивидов к согласованным действиям
композиция группы
25. Какой стиль лидерства выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы?
демократический
авторитарный
попустительский
26. Укажите материнские дисциплины социальной психологии
социология
психология
педагогика
27. Специальные знания об обществе, политике, экономике, культуре, которые позволяют человеку ориентироваться в любой социальной ситуации – это
социально-психологическая компетентность
эмпатия
профессионализм
28. Влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение человека – это:
социально-психологическая компетентность
социальный контроль
интеграция с обществом
29.Социальная роль – это:
Фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной человек в системе общественных отношений
Нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию
Социальная функция личности, соответствующая принятым представлением людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе.
II. ДОПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ
30. Обычаи, которые сложились исторически, передаются из поколения в поколение, определяются менталитетом народа – это ……… (традиции)
31. Особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе – это ………. (мораль)
32. Способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизведения социального опыта – это ….(механизмы социализации)
33. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятия ……(индивид)
34. Неповторимым сочетанием психологических особенностей человека является его …….(индивидуальность)
35. Основные методы социальной психологии:
Наблюдение
Эксперимент
Опрос
……….. (тестирование)
36. Совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого (численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы) – это … (композиция)
37. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задающие систему внешней регуляции поведения индивида называются …. (институты социализации)
III. ОТМЕТЬТЕ ЛИШНЕЕ.
38. Социально-психологическая компетенция делится на:
житейскую
профессиональную
приобретенную
39. Социальная психология изучает:
личность в группе, социуме, обществе
социальные группы в обществе
социальную психику или массовые явления психики
индивидуальные особенности личности
40. Процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей:
асоциализация
десоциализация
ресоциализация
Список литературы.
Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Методика подготовки. Зайцева Е.В. – Просвещение, 2016.
Тест на тему социализация личности
Словарь терминов по обществознанию. Брандт М.Ю. – Изд.: Экзамен, 2014.
infourok.ru
11 класс. Обществознание. Социализация. — Социализация
Комментарии преподавателя
Общество — сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.
В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
- первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
- вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.
Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий
- Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
- Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
- Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
- Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
- Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):
Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.
Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так ка
www.kursoteka.ru
Социализация в обществе
Социализация человека в современном обществе
Общество является достаточно сложным организмом, в котором все элементы очень тесно связаны друг с другом. От каждого элемента напрямую зависит эффективность жизнедеятельности как всего общества в целом, так и по отдельности каждого человека, который является неотъемлемой частью общества.
Замечание 1
Человек, становясь частью общества, нуждается в том, чтобы получить всевозможные знания о нормах и ценностях, а также об образцах поведения. Процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, к которому он принадлежит, называется его социализацией в обществе.
Социализация включает в себя передачу знаний, умений и навыков, формирование ценностей и общественных, а также личностных идеалов, правил социального поведения. Сегодня в социологической науке принято выделять два ключевых типа социализации:
- Первичная социализация в обществе – это непосредственное усвоение норм и ценностей в детском возрасте. Здесь важную роль играет семья, поскольку от родителей напрямую зависит, какие нормы и как будут восприняты ребенком, и как они повлияют на его дальнейшую жизнь;
- Вторичная социализация в обществе – это процесс усвоения норм и ценностей уже во взрослом возрасте. Здесь на человека оказывает влияние его положение в обществе, роль, которую он играет в том или ином трудовом коллективе, а также то, как к нему относятся другие члены общества.
Социализация – это взаимодействие агентов социализации и институтов, которые отвечают за формирование, направление и стимуляцию личности человека. Также агенты могут ограничивать становление личности человека, затормаживать эти процессы, что приведет к тому, что человек перестанет воспринимать нормы и ценности, будет проявлять признаки асоциального (девиантного) поведения.
Агенты первичной социализации и агенты вторичной социализации могут отличаться друг от друга. Агенты первичной социализации – это родители, братья и сестры человека, его бабушки и дедушки, а также другие родственники, которые играют не последнюю роль в становлении личности. Сюда же следует отнести друзей и педагогов, лидеров молодежных группировок, если человек состоит в них и социализируется за их счет. Что касается термина «первичная», то в этом случае он относится к тому, что составляет ближайшее окружение человека и влияет на него с самых первых дней жизни.
Вторичная социализация предполагает, что к этой группе будут относиться представители администрации школьного учебного заведения, высшего учебного заведения, предприятия, на котором осуществляет свою трудовую деятельность человек. Важно отметить, что не самую последнюю роль в социализации индивида играют средства массовой информации. Они выступают главным источником, из которого люди узнают последние события, и благодаря которым могут формировать свое мнение о происходящем.
Этапы социализации в обществе
Социализация – это процесс очень многогранный и многоаспектный. Он предполагает, что человек проходит несколько основных этапов, в соответствии с которыми развивается, переходит на совершенно новые уровни своего развития. Все этапы должны быть последовательными, так как, при нарушении привычного порядка человек может столкнуться с проблемами и в детском возрасте во время первичной социализации, и в зрелом возрасте, находясь на стадии вторичной социализации.
Первый этап социализации – стадия адаптации. Она охватывает период с рождения до достижения человеком подросткового возраста. На этой стадии по сути происходит максимально некритическое освоение уже имеющегося в обществе социального опыта. Главный механизм – это подражание, когда человек не воспроизводит свои формы поведения, но перенимает чужие в качестве особого примера. За первым этапом следует второй этап социализации, при котором человек проявляет желание выделяться среди остальных. Эту стадию принято называть стадией идентификации. Если в начале он стремился подражать окружающим, считая их формы поведения единственно правильными, то теперь, на основе имеющегося опыта он может самостоятельно создавать новые ценности и нормы, чтобы в дальнейшем воспроизводить их и передавать другим.
Следующая стадия социализации – это интеграция. Она предполагает внедрение в жизнь общества, которая может происходить с достаточно разрозненным характером. Она может пройти и благополучно, и неблагополучно, все зависит напрямую от характера человека, а также от того, насколько он сам готов быть привлеченным к социальным нормам, и сможет ли он в дальнейшем быть в ответе за свое поведение и изменения, которые были предложены им. стадия интеграции плавно перетекает в трудовую стадию. Здесь перед человеком открываются возможности трудоустройства, а также происходит воспроизведение социального опыта. Он постепенно воздействует на окружающую среду, адаптируется к ее изменениям, но при этом привносит в нее новые элементы. Среда также воздействует на человека, и поэтому следует говорить о взаимном влиянии.
Последняя, очень важная стадия социализации – послетрудовая стадия. Она охватывает пожилой возраст человека. Характеризуется данная стадия передачей социального опыта новым поколениям, трансляция накопленных знаний, возможность оставить после себя память в своих детях и потомках. Для пожилых людей эта стадия очень важна, поскольку некоторые отмечают, что в старшем возрасте человек не может постигать новые социальные ценности, так как он уже очень стар. Но исследования доказывают, что даже в таком возрасте человек может успешно социализироваться и узнавать что-либо новое, что ранее было не известным.
Замечание 2
Таким образом, социализация в обществе – это сложный и многоэтапный процесс, который происходит с человеком на протяжении всей его жизни. Социализируясь, личность развивается, постигает новый опыт, а также может транслировать уже имеющийся опыт своим потомкам.
Здесь необходимо также учитывать особенности установок человека, поскольку воздействие и опыт могут быть как положительными, так и отрицательными.
spravochnick.ru
Конспект урока по дисциплине «Обществознание»
Технологическая карта занятия по учебной дисциплине «Обществознание»
Комплект: учебное пособие «Обществознание» и учебное пособие «Практикум по обществознанию»
Автор: А. Г. Важенин, М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.
Раздел 1. Человек и общество. Тема 2. Природа человека. Врожденные и приобретенные качества
Занятие № 3 из темы
Группа – 146 «а»
Специальность – 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дата проведения занятия – 12 октября 2015 г.
Тема занятия:
Социализация личности
Цель:
Формирование представлений о процессе социализации. Формирование умений определять социальный статус и социальную роль, разрешать статусно-ролевые конфликты
Планируемый результат:
Когнитивный компонент: знать, что такое социализация, социальный статус, социальная роль, причины возникновения статусно-ролевых конфликтов.
Деятельностный компонент: давать характеристику понятий «человек», «индивид», «личность», определять социальные статусы, роли, наличие статусно-ролевых конфликтов и предлагать варианты их разрешения.
Эмоционально-ценностный: понимать значение для личности гармоничного сочетания статусов и ролей, осознавать, что умелое разрешение внутриличностного конфликта способствует сохранению физического и психического здоровья личности.
Основные термины, понятия, номенклатура и персоналии
Человек, индивид, личность, социализация, социальный статус, личный статус, смешанный статус, социальная роль, статусно-ролевой конфликт
Тип занятия:
Комбинированный
Технологии:
Интерактивные технологии («Дерево решений», эвристическое задание), элементы технологии развития критического мышления (на этапе актуализации знаний – эссе, на стадии рефлексии – составление синквейна)
Методы:
Словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация слайд-фильма, мультфильма), практические (практическая работа: индивидуальная и групповая), эвристические (метод придумывания)
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
эффективно разрешать конфликты
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Компьютер, телевизор
Слайд-фильм
Индивидуальная
Мультфильм, схема
Групповая (в малых группах)
Тексты с заданиями
Дидактические задачи этапов занятия
Этапы занятия
Дидактические задачи
Организационный (этап мотивации)
Подготовка студентов к работе на занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Актуализация знаний
Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов
Изучение нового материала
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания понятий, знаний, связей и отношений в объекте изучения
Установление осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция
Закрепление нового материала
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
Итог занятия. Рефлексия. Домашнее задание
Анализ и оценка успешности достижения цели
Выявление качества и уровня овладения знаниями
Этап занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Результаты/виды УУД
Формы промежуточного контроля
1.Организационный
— Преподаватель приветствует студентов. Просит проверить на рабочем месте наличие всех учебных принадлежностей, задает вопрос:
— Почему это важно?
Обучающиеся проверяют наличие учебных принадлежностей и высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»
Регулятивные:
— организовывать свое рабочее место; осуществлять самоконтроль
Коммуникативные:
— соблюдать речевые нормы этикета
Визуальный контроль преподавателя, самоконтроль студентов
2.Актуализация знаний
— Какие теории происхождения человека вы знаете?
— Когда появился человек современного типа – кроманьонец?
— Что отличает человека от животных?
— Что такое сознание?
— Без чего не может появиться сознание?
— Просушивание эссе студентов «Мой мир»
— Что такое общество?
Студенты отвечают на вопросы
Студенты зачитывают свои эссе (3-4 человека)
Коммуникативные:
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
Текущий контроль
3. Изучение нового материала
1. Постановка учебной проблемы
— Для чего человеку общество?
— Сформулируйте тему занятия.
Преподаватель корректирует предложенные темы и обращает внимание на то, что общество состоит из отдельных людей, и хотя такие понятия как «человек», «индивид», «личность» в обыденной жизни отождествляются, однако ученые различают их.
2. Объяснение нового материала
Человек, индивид, личность
Социализация личности
Социальный и личный статусы индивида
Социальные роли
Объяснение нового материала сопровождается показом слайд-фильма и постановкой проблемных вопросов и заданий:
— Обучаясь в колледже, какой вы имеете социальный статус?
— Люди, завершившие трудовую деятельность, какой приобретают социальный статус?
— Каждая статусная позиция предполагает определенные права и обязанности. Определите свои права и обязанности в соответствии со свои статусом.
— Определите свои предписанные и достигнутые статусы.
— Приведите примеры смешанных статусов.
— Уровни личного и социального статусов часто могут не совпадать. Приведите примеры таких несовпадений.
— Определите социальные роли у обладателей следующих социальных статусов: школьник, отец, солдат.
Студенты высказывают предположения о взаимозависимости человека и общества, высказывают варианты темы занятия.
Студенты отвечают на вопросы, выполняют задания
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности
Предметные:
— умение выявлять причинно-следственные, функциональные связи социальных объектов;
— умение применять полученные знания в жизни
Личностные:
— готовность и способность вести диалог с другими людьми
Метапредметные:
— использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности
Коммуникативные:
— умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать понятийный аппарат обществознания
Текущий контроль
4. Закрепление нового материала
1. Индивидуальная практическая работа
Преподаватель предлагает студентам просмотреть мультфильм «Бременские музыканты», выбрать одного из персонажей и определить его социальные статусы и связанные с ними роли. Полученные результаты представить в виде схемы.
Проверка выполненного задания
2. Групповая практическая работа
Преподаватель определяет малые группы студентов (3-4 чел.) и предлагает каждой группе три текста (отрывки из художественных и публицистических произведений). В данных текстах студентам требуется найти статусно-ролевые конфликты и предложить пути их разрешения.
Преподаватель предлагает студентам для выполнения задания воспользоваться «Деревом решений»
Проверка выполнения задания Преподаватель предлагает выбрать оптимальный вариант решения статусно-ролевых конфликтов
Студенты смотрят мультфильм и выполняют индивидуальное задание
Предполагаемая схема
Герой мультфильма
Предписанный статус
Достигнутый статус
Социальная роль
Социальная роль
Студенты (3-4 человека) представляют выполненное задание, остальные уточняют статусы и роли, дополняют ответы, высказывают одобрение или несогласие, обосновывают свое мнение.
Студенты выполняют задание, используя технологию «Дерево решения»:
Проблема:
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
+
—
+
—
+
—
Студенты определяют наличие статусно-ролевых конфликтов, представляют варианты разрешения этих конфликтов, отмечая плюсы и минусы каждого, выбирают оптимальный вариант решения конфликта
Метапредметные:
— самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук
Предметные:
— поиск информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений общественного развития;
— умение оценивать социальную информацию
Метапредметные:
— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
Личностные:
— готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
— эффективно разрешать конфликты
Предметные:
— оценивание социальной информации;
— способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
Регулятивные:
— осуществлять контроль своей деятельности
Текущий контроль
Текущий контроль
5. Итог занятия. Рефлексия. Домашнее задание
Преподаватель задает вопросы студентам по изученному материалу:
— Что такое социализация? Приведите примеры раннего этапа социализации.
— Как взаимосвязаны между собой социальный статус, личный статус и социальная роль?
— Какие способы решения статусно-ролевых конфликтов вы знаете? Приведите примеры таких конфликтов и пути их решения
Преподаватель предлагает студентам составить синквейны на понятия «социализация», «статус», «роль»
Преподаватель предлагает студентам оценить свою работу на занятии, закончив фразы: «Сегодня я научился…», «Для меня было полезным…», «У меня получилось…»
Домашнее задание:
написать эссе по одной из трех предложенных тем:
1. «Перепрыгнув с собаки на льва, блоха изменила свой статус, но не свою сущность…»
2. «Статусы в социальных сетях — главный признак отсутствия социального статуса»
3. «Самая конвертируемая валюта-статус»
Студенты отвечают на вопросы
Студенты составляют синквейны и озвучивают их
Студенты заканчивают фразу, подводят итог своей работы на занятии
Коммуникативные:
— умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать понятийный аппарат обществознания
— вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
Регулятивные:
— совместно с преподавателем и одногруппниками давать оценку своей деятельности на занятии;
-уметь оценивать правильность выполненной учебной задачи;
Метапредметные:
— выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить
Предметные:
— знать, что такое социализация, социальные статус и роль, их взаимосвязь, особенности статусно-ролевых конфликтов
Текущий контроль
infourok.ru
План урока по обществознанию «Социализация личности»
Поурочный план.
Дата_________________________________________
Группа_______________________________________
Тема урока Социализация личности.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Образовательная:
познакомить учащихся с процессом социализации, влиянием основных социальных институтов на становление личности. Выявить роль воспитания на адаптацию человека в обществе.
Развивающая:
продолжить формирование умений анализировать и применять на практике полученную информацию, высказывать свою точку зрения.
Воспитательная:
способствовать формированию чувства уважения к семье, друзьям.
Учебное оборудование: раздаточный материал, доска.
Ход урока:
Оргмомент 5м
Озвучить название новой темы и план:
Понятие социализации
Агенты социализации
Стадии социализации
2.
Изучение нового материала 40м
Как вы думаете человек рождается личностью или становиться личностью?
Подумайте, кто оказывает влияние на Вас? Кто помогает сформироваться вашей личности
Какие ступени проходит человек, прежде чем стать личностью?
Ребята отвечают на вопрос. Предполагаемые ответы:
Подбирают определения к терминам, запись в тетради
3.
Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом 25м
Конспект, работа с раздаточным материалом
4.
Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу 10м
Закрепление изученного материала
Группы составляют коллаж по теме: Перспективы развития общества при условии сохранения и уничтожения природы.
5.
Выдача домашнего задания 5м
1) Обязательное: выполнить конспект в тетрадях.
2) Творческое: задание по определению собственных агентов социализации.
6.
Подведение итогов урока 5м
Сделать выводы о проделанной работе, озвучить и прокомментировать оценки
Содержания изучаемого материала
Понятие социализации.
Личность — неприродная (надприродная, социальная) сущность человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.
В социологии выделяют такие виды личности, как нормативная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность ¬это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий, на заводе — рабочий и т.д.
Модальная (от слова «мода») личность — это человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени. Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие ХХ в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп. Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная — более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического обществахарактерен политически активныйтип личности, а для антидемократического — тип, подчиняющийся руководящим указаниям.
В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своейпрежнейсоциальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам испытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.
На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большинстве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать тогда, когда человек существенно отличается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.
Другим, более важным фактором, выступает воспитание ¬процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Воспитательноевоздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:
биологические, генетические заданные предпосылки;
наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
Агенты социализации.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
первичная— усвоение норм и ценностей ребенком;
вторичная— усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Выделяют пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
1.биологическая наследственность;
2.физическое окружение;
3.культура, социальное окружение;
4.групповой опыт;
5.индивидуальный опыт.
Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией.Отклонение в социализации принято называть девиацией.
Модель социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.
Различия между социализацией взрослых и детей
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте.
1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество `оттенков серого цвета.
Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома. На общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как `более хорошо` или `менее плохо`. Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери.
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Стадии социализации.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий
1.Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
2.Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
3.Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
4.Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
5.Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976)
Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.
Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.
Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.
Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью
Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
infourok.ru
Социализация личности
Понятие социализации
В современных условиях социальной жизни актуальной является проблема включения каждого человека в структуру общества и единую социальную целостность. Основным понятием этого процесса является социализация личности, позволяющая человеку стать полноценным членом социума.
Определение 1
Социализация личности представляет собой процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят преобразования в структуре общества и в каждой личности.
Данные преобразования обусловлены социальной активностью человека. В результате процесса социализации усваиваются нормы жизнедеятельности групп и проявляется их уникальность, а человек усваивает ценности, образцы поведения, социальные нормы. Это необходимо для успешного существования в любом обществе.
Личность социализируется на протяжении всей жизни, так как окружающая действительность находится в постоянном движении и трансформации. Человеку при этом необходимо меняться для более комфортного существования в новых условиях. Человеческая жизнь – это непрерывный процесс адаптации, который требует постоянных обновлений и изменений. Человек — это социальное существо. Процесс его интеграции в социум достаточно сложен и длителен, так как включает в себя определение ролей, усвоение норм и ценностей социальной жизни.
Этапы социализации личности
Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:
- освоение социальных норм и ценностей и норм;
- стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
- интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.
Замечание 1
Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению.
Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности. Основными считаются следующие этапы:
- первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;
- вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.
Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.
Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.
Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.
Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.
Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.
Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей. Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.
Факторы, влияющие на социализацию
На каждом из этапов социализации на индивида оказывают влияние определенные факторы, соотношение которых различно на разных этапах.
Можно выделить пять основных факторов, которые оказывают влияние на процесс социализации:
- физическое окружение;
- биологическая наследственность;
- культура и социальное окружение;
- индивидуальный опыт;
- групповой опыт.
spravochnick.ru
Личность и социализация личности. Шпаргалка для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию
Личность (от лат. «персона») – маска, в которой выступал античный актер. Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений. Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т.д. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.Индивидуальность: Индивид – один из людей. Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. ——— (психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. Способности – индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков. Характер (от греч. «печать», «чеканка») – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения. Индивидуальность (философия) – неповторимое своеобразие индивида, включая и природные и общественные черты.
В науке существуют два подхода к характеристике личности:
1) Сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личность – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей.
2) Рассматривает личность через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах.
Социализация – процесс воздействия общества на индивида на протяжении всей жизни. Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия. Развитая личность не должна иметь внешних запретов, т.к. она воспитала внутренние требования и нормы, которые делают внешние ограничения ненужными. Подлинно развитая личность всегда находится в противодействии с обществом.Тема о роли личности в истории отдельных комментариев не требует.Подробнее см. Глава 1 — Общество. Материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию
humanitar.ru