Что такое климат в коллективе и как им управлять
Приветствуем обратную связь
Безусловно, руководитель должен обладать высокой степенью личной осознанности, чтобы создать климат, в котором его сотрудники захотят работать активно и продуктивно. Иногда руководителю стоит обратиться и к внешнему коучу, но один из самых эффективных инструментов — обратная связь, которая должна быть обязательно индивидуальной в отношении подчиненного. Очень важно договориться о действительно открытой и конструктивной обратной связи, а не просто о социально желательных комментариях или эмоциональной критике.
Обратная связь — это обмен мнениями и наблюдениями, высказывание своей позиции об управленческих решениях, взаимодействии с командой и в целом обо всем том, что влияет как на эмоциональную составляющую, так и на эффективность. Она дает результат, если обе стороны настроены на честный диалог.
Основные правила обратной связи — начать с позитивного, затем обсудить зоны развития и без перехода на личности то, что не устраивает, и закончить также позитивными отзывами.
Ищем слабое звено
Другой фактор, который влияет на климат в команде, — сотрудник, токсичный для коллектива. У меня есть клиент — крупная фармацевтическая компания, в департаменте маркетинга которой один из сотрудников был критично настроен против руководителя и практически создал против него оппозиционную группировку.
В результате сотрудники вместо того, чтобы работать над достижением амбициозных целей по продвижению новых препаратов на рынок, тратили силы и энергию на бесконечные обсуждения и сплетни. В такой ситуации единственным возможным решением стало увольнение деструктивного сотрудника.
Другой пример. В крупной производственной компании директор завода в определенный момент вошел в состояние конфликта практически со всеми смежными подразделениями, руководство компании понимало, что сложился сложный и стрессовый климат, но расставаться с директором не спешили в связи с тем, что его квалификация была уникальной в отрасли.
В результате акционеры пообщались с директором завода, постарались получить максимально открытую обратную связь, и стало понятно, что конфликтная ситуация и тяжелый климат сложился из-за того, что директор чувствовал свою личную ответственность за ввод в строй новой линии, но сталкивался с большим количеством проблем, связанных с несоблюдением сроков и обещаний других подразделений и внешних подрядчиков, и в связи с этим паниковал, стрессовал и срывался на сотрудников.
Ему взяли опытного зама, помогли с планированием и предоставили больше полномочий, после чего ситуация выровнялась, и климат в коллективе стал гораздо более дружелюбным.
Создаем уникальную корпкультуру и подбираем сотрудников по ценностям
Есть компании, в которых уровень компенсации ниже, чем в среднем по рынку, но люди оттуда не уходят, благодаря действительно благоприятному климату в коллективе. По моему опыту, чаще всего это европейские компании, особенно скандинавские, что отражает общий культурный код страны.
В российских компаниях психологический климат бывает очень разным и во многом зависит от личности собственника.
Сбербанк, безусловно, отражает личность Германа Грефа, «Тинькофф» — личность Олега Тинькова. Там, где собственники активно вовлечены в бизнес, включая стратегические и операционные задачи, достаточно пообщаться с владельцем-идеологом бизнеса, чтобы составить впечатление о корпоративной культуре и общем климате в компании. Креативность, динамика, скорость принятия решения, гибкость, открытость новым технологиям, желание занять лидерские позиции, готовность идти на риск всегда находят отражение в сотрудниках.
С другой стороны, компании, которые были преобразованы из традиционных советских структур, до сих пор зачастую носят отпечаток планового подхода, бюрократии и недостаточной гибкости по отношению к изменениям рынка. Поэтому каждой компании важно подобрать сотрудника, который впишется в корпоративную культуру, будет разделять ценности и цели организации.
Ведь есть менеджеры, которые отлично себя чувствуют в вертикально интегрированных структурах, есть руководители, которые могут создать продуктивный климат только в условиях плоской структуры с демократичной культурой, а кому-то важно, чтобы компания работала по принципам agile.
Постоянно мониторим ситуацию
Климат в одной и той же команде меняется с течением времени. Это может быть связано с внешней средой — например, в кризис все отношения обостряются, от команды требуется гораздо больше усилий, возникает страх увольнения.
Внутри коллектива ситуация тоже может меняться, так как эмоциональный фон напрямую зависит как от руководителя, у которого могут быть разные периоды в жизни, так и от членов команды, у которых тоже может меняться жизненная ситуация, эмоциональный фон, роли и должности, цели и приоритеты.
Руководителю важно постоянно держать руку на пульсе, общаться с командой, получать обратную связь и быть готовым к изменениям.
В любом случае каждому человеку стоит искать для себя тот коллектив, в котором он будет ощущать себя комфортно и направлять всю энергию на достижение результата. А руководителю нужно потратить время, чтобы сформировать команду, в которой все участники будут дополнять друг друга и смогут поддерживать созидательный, а не разрушающий климат.
Как получить максимум
- Формирование климата в коллективе — одна из ключевых задач руководителя. От благоприятной атмосферы напрямую зависит продуктивность вашего отдела или компании.
- Введите правило обратной связи. Объясните подчиненным и коллегам, что вы всегда готовы выслушать мнение любого сотрудника и принять конструктивную критику.
- Выявляйте и исключайте токсичных сотрудников. Но не спешите с увольнением. Пообщайтесь со всеми участниками конфликтной ситуации. Возможно, вы сами можете решить проблему, которая привела к обострению отношений.
- Подбирайте в команду единомышленников. Даже если у вас нет официально запротоколированных ценностей, это не значит, что их нет. Выбирайте тех, кто разделяет вашу корпоративную культуру и будет вписываться по личным компетенциям. Научить профессиональным знаниям проще, чем пытаться исправить чей-то характер (да и не нужно этого делать).
- Держите руку на пульсе. Постоянно мониторьте ситуацию, общайтесь с командой, в том числе с сотрудниками других отделов, которые тоже могут стать «источником новостей».
Фото в материале и на обложке: Unsplash
«Наша тенденция — это тенденция неприятия жизни, тупое ожидание конца». Режиссер Сергей Урсуляк — о нужных героях и мире, в котором мы живем — 2 июля 2023
Сергей Урсуляк — российский кинорежиссер, сценарист и продюсер, лауреат Государственной премии России за вклад в развитие искусства
org/Person»>Фото: Олег Фёдоров / CHITA.RUПоделиться
Сергей Урсуляк — большой режиссер. Для обычного зрителя это звучит весомее всех регалий. Еще тяжелее — в хорошем смысле, конечно, — звучат названия картин, которые Урсуляк снял: «Сочинение ко Дню Победы» (12+), «Ликвидация» (12+), «Тихий Дон» (12+), «Жизнь и судьба» (12+), «Праведник» (12+). Все эти фильмы созданы на основе непростой литературной и исторической ткани, но история никогда и не была простой. В этом интервью, которое наши коллеги из CHITA.RU взяли во время Забайкальского кинофестиваля, где режиссер возглавлял международное жюри, говорили об этой ткани и о том, что происходит с кино и нами всеми.
— Есть «Оскар» и Канны (Каннский фестиваль. — Прим. авт.), которые, если опираться на ощущения части кинематографистов и зрителей, себя уже немного дискредитировали, потому что в их механизмы встроена политика. На что сегодня сегодня ориентируется индустрия и, может быть, вы, если следите за этими премиями? И какую роль в этом всём играют региональные кинофестивали?
— Я не могу ответственно сказать ничего про Канны или «Оскар», потому что мы это знаем часто от людей ангажированных, заинтересованных. Наверное, как и в любых премиях, в них учитывается общий фон, но я бы не преувеличивал это влияние. Год на год не приходится. Всё равно «Оскар» не отменится, и на нем будут разные фильмы. Есть фильмы, которые мы смотрим до сих пор, есть те, которые мы не вспоминаем: они сразу после награждения уходят. Я уже не говорю про Канны: обычно половина участвующих там картин — производства Франции. В принципе быть не может, чтобы из 14 участвующих картин семь французских были мирового уровня. Конечно, такого нет. Но у каждого фестиваля свои особенности.
Что касается наших фестивалей, есть витринные. Был таким фестивалем «Кинотавр», где особая тусовка, особый гламур. Это особенно развилось в последние 10 лет, когда поменялось его руководство. Есть фестивали узкой направленности — в Гатчине, в Выборге (тоже туда поеду). В Выборге интеллигентный фестиваль, его делали очень хорошие компании, в которых были и Савва Кулиш, и Микаэл Таривердиев, Армен Медведев, Станислав Ростоцкий. Есть фестивали короткого метра, телевизионные. И когда такие фестивали проходят в небольших городах, в регионах, мне, как человеку приехавшему, не москвичу по происхождению, понятно, что это крайне важно для молодых людей прежде всего.
Я знаю, что контингент, который ходит на эти фестивали, наоборот, немолодой. Но на 400 зрителей среднего и пожилого возраста есть два-три молодых человека, которым это дает какой-то толчок для развития, для понимания того, что можно кем-то стать, чем-то заняться. Для меня как жителя Хабаровска или Магадана гастроли московских или ленинградских театров очень много значили — сразу как-то мы не оказывались на отшибе. Что должно объединять нашу страну, так это искусство. Не поиски врагов внутри, а какие-то светлые вещи. Мне так кажется. И поэтому я всегда, когда мне предлагают куда-то поехать и если есть возможность, езжу.
Сергей Урсуляк получил спецприз кинофестиваля. С ним на фотографии — актер Александр Михайлов и председатель оргкомитета ЗМКФ Виктор Шкулев (справа)
org/Person»>Фото: Олег Фёдоров / CHITA.RUПоделиться
— Как художник вы от зрителей, людей вообще сейчас чувствуете запрос на такое светлое искусство, которое учит и наполняет?
— Если я буду прислушиваться к запросам, то я ничего не сделаю, потому что запросы меняются. И я не считаю, что мы должны отвечать запросам. Мы должны учитывать их, но ориентироваться на совершенно другие вещи. К сожалению, в течение долгого времени в силу разных обстоятельств зрительский вкус развращался низкопробной продукцией, утверждениями, что было хорошо, а что таким не было, возвеличиванием звезд, которые не то что не звезды, а не артисты даже. Таким образом мы очень понизили планку, и зритель, который часто неспособен отделить хорошее от плохого, воспринимает плохое как хорошее. Поэтому, делая что-то свое, надо ориентироваться на свои представления о хорошем. Когда талантливый человек так делает, это всегда повышает уровень — зритель поймет и подтянется.
Я смотрю наши фильмы, отечественные, 1970-х годов и понимаю, что это уровень, недоступный для большинства сегодняшних авторов кино, но самое страшное, что это уровень, недоступный для зрителей. Они перестали воспринимать настоящее в огромной степени. Не все. Далеко не все, но если говорить о массовом… И как учитывать запрос такого зрителя? Ну, кто-то его учитывает, но обычно когда речь идет о заработке, о больших деньгах. Без этого тоже не может существовать кино — деньги должны приходить в него. Но я никогда этого запроса не учитываю.
Мне очень хочется, чтобы то, что я делаю, нравилось, было близко, смотрелось, но я не буду специально делать проще или примитивнее. Я (условный автор. — Прим. авт.) могу сделать примитивно только потому, что сам примитивен. Я простой человек, делаю, как чувствую. Это может быть, опять же, не высоколобое искусство, но оно абсолютно соответствует мне. Я не становлюсь ниже, чем я есть. И в этом смысле я никак не учитываю пожелание зрителя. Но я, конечно же, всегда хочу быть понятым и быть услышанным, чтобы мое кино как-то воздействовало на зрителя. И еще — крайне важно для меня — любое искусство не должно делать человека хуже. Сейчас очень многое в искусстве делает человека хуже, говорит ему: ты плох, ты несовершенен и не будешь совершенен. Так сказать, жизнь ужасна и будет ужасна, и всегда была ужасна. Можно рассказывать о чём угодно, о самых страшных вещах, но всё равно в результате у зрителя не оставлять ощущения «гори всё синим пламенем, будьте вы все прокляты». А, к сожалению, тенденция и общемировая, и наша — это тенденция неприятия жизни, не радости, не понимания ее сложности, а тупое ожидание конца. Мы тупо ждем, когда всё это кончится.
— Потрясающе. Фестивальное кино — оно как раз не про запросы массового зрителя. Вы просмотрели конкурсные работы — можете ли какой-то общий отзыв составить?
— Отзыв позже появится — не знаю, как мы решим (в момент интервью победителя еще не определили, вот список лучших работ по итогам ЗМКФ).
— Но это то, что вы хотели увидеть, условно — фильмы, которые чему-то учат, оставляют какой-то след?
— К сожалению, есть другая проблема — автор берет какую-то тему, но делает ее так просто, так плоско, так примитивно и неталантливо, что лучше бы он брался за что-то другое. Это касается часто и темы войны. Я делюсь только своим ощущением — мне может нравиться или не нравиться китайская картина или турецкая, но я понимаю, что они пытаются всерьез рассказать о людях и как-то этим людям посочувствовать. Не сюсюкая и не пытаясь всем понравиться, а вот как-то внятно рассказать историю, которая, может быть, тебе как зрителю не будет близка, но ты всё равно проникаешься каким-то новым опытом, новым отношением.
На мой взгляд, и только на мой, три российские картины, которые я видел в конкурсе, этого ощущения не оставляют. Это либо странный выпендреж, не понятный никому, кроме тех, кто это делал, либо это попытка рассказать биографию человека ну таким суконным и стародавним, непрофессиональным языком. Или, как мне показалось, режиссеры берутся за тему, которую нужно делать так, чтобы людей выносили из зала от чувств, потому что тема супербольная. И вдруг это всё разменивается на такую приблизительную милоту, от которой становится тошно — мне, по крайней мере. Я говорю только от себя. В этом смысле, если говорить об этом фестивале, мне кажется, что отечественное кино не проявило тех черт, за которые мы его любим.
— Может, это не только к режиссерам вопрос, а к тем, кто программу составлял? Возможно, они как раз шли на запрос — за 10 лет они изучили забайкальского зрителя и везут в том числе на него какие-то картины.
— Может быть. Я не буду спорить. Но я также понимаю и знаю, многократно сталкиваюсь с тем, что даже на фестивалях класса «А» типа «Кинотавра» очень сложно подобрать по-настоящему хорошую, сильную программу. Год на год не приходится, кто-то уже что-то получил, кто-то не хочет туда, а хочет [ехать] сюда. Подобрать программу сложно, я всегда не завидую тем, кто этим занимается. Здесь программа была неплохая — по крайней мере, по части привлечения иностранных режиссеров. Наши картины мне не показались достаточно убедительными. Не знаю, что решит жюри, может, я объявлю победителей — и там будут все российские картины, но у меня такого ощущения внутреннего нет (наших картин из основной программы в числе победителей действительно не оказалось. — Прим. авт.). Это вопрос раскладов — здесь я никогда не брошу камень в тех, кто выбирает. Не особенно есть из чего.
— Несмотря на то что тенденция не очень приятная, вы недавно говорили про уровень образования, который упал, и то, что до советского какого-то качества нам, к сожалению, уже не дотянуться, может быть, уже даже в каком-то человеческом плане, технически кино как будто выглядит неплохо. И вы тоже до этого говорили, что сериалы стали прекрасные выходить. Но есть мнение, что это остаточное явление — вот был, условно, какой-то 2019-й или 2020 год, когда индустрия начала хорошо развиваться, и сейчас это остаток, постпродакшен, а дальше мы идем непонятно куда. У вас есть какие-то мысли по этому поводу или ощущение, что действительно движемся в какую-то пропасть?
— Всё зависит от того, как будет развиваться ситуация в нашем государстве. Я не могу не быть оптимистом, потому что у меня дети и внуки. Если со мной всё понятно — [мне бы] дошкандыбать не совсем позорно, то я бы хотел, чтобы дети и внуки жили всё-таки. .. Чтобы по крайней мере я понимал, как они будут жить. Мы много говорим о скрепах — ищем их там, сям. Я в какой-то момент понял, что единственными скрепами настоящего является будущее, а не прошлое. Понятное будущее. Оно необязательно должно быть безоблачным и светлым, но оно должно быть каким-то позитивным и определенным хотя бы.
— За это надо взять ответственность, а мы, кажется, как общество к этому пока не очень готовы.
— Абсолютно не готовы. Мы растеряли это. Поскольку мы очень инертны, мы еще начинаем не любить тех, кто пытается взять на себя ответственность, мы находим в них изъяны. Еще раз: я считаю, что наше общество довольно нездорово. Но я не считаю при этом, что эта ситуация безнадежная. Я знаю, что, как никто, мы умеем возрождаться, мы умеем находить в себе силы, ресурсы. Просто есть ощущение, поскольку мы слышим в основном не самых лучших людей, они, как всегда, кричат громче, чем другие: как же так? Как только чуть изменится ситуация, мы услышим другие голоса, мы услышим другую тональность разговора. Другой тон просто — не тон заполошного какого-то крика и всеобщей истерики, а нормального, внятного, взрослого, может быть, иногда не очень приятного, но все равно настроенного на какое-то позитивное решение проблем.
— Вы говорите, что с кино сейчас сложно и некоторые авторы тоже непросто себя чувствуют, не могут как-то высказывание оформить. Но, возможно, из-за того, что мы как общество сейчас не очень понимаем, в какой мы стадии находимся, что нам делать, нет и героев. Вроде бы есть темы, но героев нет.
— Ну, что значит нет героев? Я думаю, что, если бы не было такого количества самоограничений — даже не основанных на ограничениях сверху, а самоограничений, когда тебе кажется, что это не дадут, то не разрешат, эти герои появились бы. Думаю, что сегодня героем может оказаться человек, просто живущий по совести — хотя бы. Опять же, не значит, что у такой картины будет массовое признание. Но если говорить о герое, о том, на кого сегодня можно равняться, то это человек, живущий по совести, живущий согласно тому, что он думает. Говорящий то, что он думает. Мне так кажется. Это может быть герой из прошлого. Академик Сахаров, условно говоря, — фигура очень неоднозначная и очень по-разному воспринимаемая. Но, безусловно, это тот человек, которого сегодня не хватает. Герой найдется, было бы общее желание.
— Я с вами согласна, что наши скрепы — это будущее, но мне кажется, что определила нас во многом всё-таки Великая Отечественная война. И мы не можем перестать там что-то искать, в этой теме.
— Конечно. Безусловно, даже не буду спорить. То, что я говорю про будущее, не отрицает этого. Но мы основной упор делаем на прошлое.
Кадр из сериала «Тихий Дон» (12+)
Фото: Kino-teatr.ru
Поделиться
— Может, это обманчивое ощущение, но мне кажется еще, что несмотря на то, что уже очень много лет с тех пор прошло, до конца акценты не расставлены. Мы не очень поняли, что с нами произошло, и как будто недостаточно отрефлексировали этот момент. Сейчас уже есть смысл пытаться это как-то осознать? Потому что столько поколений уже сменилось — кажется, что это уже даже и невозможно сделать.
— Я не знаю, будет сложно очень это сделать. Действительно, поколения меняются, и острота восприятия, мне кажется, тоже притупляется. Я понимаю прекрасно, что многие картины, которые выходят сейчас, такое военно-развлекательное кино, они были невозможны какое-то время назад, потому что их бы просто не приняли. Не приняли бы не какие-то конкретные люди, а в принципе мы бы почувствовали отторжение. Сейчас это воспринимается с большим успехом, потому что меняются поколения, уходят поколения.
Почему я говорю, что главнее будущее? Потому что, хотим мы или нет, с каждым поколением будет ослабевать эта острота. Мы не можем сейчас воспринимать подвиг Дениса Давыдова или кавалериста-девицы Надежды Дуровой с той же степенью восторга, с которой воспринимали сверстники Александра Пушкина. На уровне «Гусарской баллады» — пожалуйста. А вот так, чтобы на разрыв, боюсь, что вряд ли. Может, я ошибаюсь — мне кажется, что и с Великой Отечественной войной острота ослабевает. А будущее не может ослабнуть, потому что мы все в нём кровно заинтересованы. Одни — потому что молоды, другие — потому что уже нет. Но мы в нём заинтересованы очень, как ни крути. Можно сколько угодно говорить: «Гагарин, Гагарин, Гагарин». Кто отрицает? Но дети больше не играют в космонавтов. Это мы в них играли, а они играют во что-то другое. Это неизбежно будет ослабевать и принимать другие формы. Будущее всегда будет самым важным — я этого сам не понимал довольно долго. И понял как-то внезапно. Наверное, потому, что я очень беспокоюсь за своих близких.
«Мы много говорим о скрепах»
Фото: Олег Фёдоров / CHITA.RU
Поделиться
— Про «Праведника» хочется поговорить — это прекрасная картина, я на нее сходила в кинотеатр три раза.
— Бедная девочка.
— Нет, счастливая — я за последние несколько лет не смотрела военного фильма, после которого бы вышла действительно с очень светлым ощущением. Я до этого даже не очень понимала, куда иду. То есть я понимала, что иду на вас, но не знала, на какую историю. И мне кажется, что картина стала чуть больше, чем сама история: она стала высказыванием, возможно даже, очень личным. Таких фильмов сейчас мало. Но, может быть, вы сможете назвать какую-то картину еще, которая вас лично с таким же светлым чувством оставляла, неважно, в какое время она выходила.
— Скажу. «Пять вечеров» (12+) Никиты Михалкова. Я очень люблю эту картину. «Романс о влюбленных» (12+) Андрея Кончаловского. «Москва слезам не верит» (12+) Владимира Меньшова. Я простой зритель — меня какие-то сложности пугают. Но я помню, как ругали «Москва слезам не верит» в той среде, где я жил. В те годы было неприлично сказать, что тебе нравится этот фильм. Я помню, работал как раз у Аркадия Райкина, и на Невском проспекте были какие-то огромные очереди в кинотеатр на эту картину. И я встал в очередь, пошел, посмотрел, вышел — купил билет и снова пошел смотреть. И «Пять вечеров» я тоже смотрел многократно. Оно снято изумительно тонко, пронзительно. Его же (Михалкова) «Раба любви» — она проще, но тоже там есть моменты, когда я плакал. Люблю эмоциональное кино.
— Ваша еврейская бабушка пережила оккупацию — связан ли ее опыт и опыт вашей семьи с тем, что вы не прекращаете работать с темой войны?
— Я могу про поколения своих бабушек, дедушек и родителей рассказать любую историю. Моя бабушка по русской линии и моя мама жили под Брестом в военном городке и встретили войну там. И они сначала драпали от немцев до Орла, а потом — в эвакуацию под Иркутск. Дедушка, который должен был встретить войну в Белоруссии, оказался на учениях в Крыму. Он был танкистом, и из Крыма его перебросили на фронт, и он дошел до Берлина — могу про это рассказать. Могу рассказать про оккупацию, связанную с бабушкой, еврейским гетто и с жизнью там. У меня очень разнообразный опыт в этом смысле, у всей моей семьи. Когда я делал «Жизнь и судьбу», то я вложил в эту картину всё, что было в моей семье. В «Праведнике», наверное, да, я больше думал [о бабушке]. Но, опять же, у меня нет долга. Это просто живет. Не то чтобы каждое утро на площадке перед командой «мотор» я вспоминал бабушку и смотрел на ее фотографию. Больше того, и в жизни мы не обсуждали это особенно. Просто это просачивалось от деда, от отца, от дяди Бори, брата отца, — какие-то фрагменты воспоминаний, которые потом сложились в единую историю. Бабушка, кстати, никогда про это не рассказывала.
«В те годы было неприлично сказать, что тебе нравится «Москва слезам не верит»»
Фото: Олег Фёдоров / CHITA.RU
Поделиться
— У вас при этом очень каноничные в фильмах образы и евреев, и русских солдат. Это всё оттуда же, вы в детстве напитались этим?
— Наверное. Это ведь не обед — я сегодня напитался этим, а завтра тем. У меня была очень советская семья, это я знаю точно. Папа был советский человек, мама была советская, как папа, дедушка-орденоносец один, дедушка другой. Все они очень советские, и я очень советский человек по сути своей. Я, любя заграницу и заграничную жизнь, по сути советский человек. Я по-прежнему считаю, что нужно быть культурным, а некультурным быть не нужно. Нужно читать книжки, ну, и [делать] всякие глупости, которые сегодня, в общем-то, большой роли не играют в жизни. Но Агнию Барто я читал своим внукам.
— Вы не боитесь перестать быть советским человеком?
— Мне поздно уже чего-то бояться. Я уже просто могу перестать быть человеком — вот этого я действительно боюсь. А перестать быть советским человеком уже поздно — я другим не стану. Чуть чего, я бегу покупать гречку и ничего сделать с собой не могу. Потом не знаю, куда эти залежи девать. Я привык, что чего-то скоро не будет.
— Этот вопрос очень часто задают людям, которые сюда приезжают: мы не можем его не задавать. Обычно он звучит как-то так: «Как вам Забайкальский край?» Но за ним скрывается очень много смыслов — нам хочется понять, насколько мы вообще оторваны от всего, какие мы, какими мы видимся, насколько мы похожи на всех остальных.
— Где вы оторваны? Это же вопрос ощущения — ощущения тех, кто здесь живет. Я, общаясь тут, понимаю, что мы просто встретились в Чите. У людей здесь есть свой говор — этого не нужно стесняться. В целом люди радушные, вот вчера какая-то женщина идет, просто женщина с кошелкой. Я говорю: «Простите, пожалуйста, а вот на площадь — мне в эту сторону или в эту?» Она отвечает: «Вам, товарищ режиссер…» Ничто не предвещало. Вряд ли ее готовили организаторы фестиваля. О чем это говорит? О хорошем. Я же не Муслим Магомаев, которого каждого собака знала, куда ни попадешь — тебе все рады. Я не уверен, что я так популярен. Ну а все остальное — я прихожу вот поесть в столовую в гостинице здесь не потому, что это какое-то место особое, а просто тут человек работает хороший. Меня ничто не раздражает здесь, кроме разницы во времени. Меня даже умиляют забытые вещи: я всегда, когда смотрю «Иронию судьбы», когда Юрий Яковлев становится под душ и говорит: «О, тепленькая пошла», — думаю, никто не понимает, что это такое. А здесь все понимают.
«Я очень советский человек по сути своей»
Фото: Олег Фёдоров / CHITA.RU
Поделиться
Меня и это не раздражает, потому что так было всегда в Хабаровске, где я жил, а там еще тепленькая шла два раза в неделю. Мне Чита напоминает Магадан — я там не был с тех пор, как уехал в 1967 году. Но почему-то по воспоминаниям: сопки вокруг, главная улица наполнена сталинской архитектурой, не московской, кромешной, а умеренной. Я всё время любуюсь на Дом офицеров: думаю, ну если бы не так далеко ехать снимать, ну просто классное место. И много здесь таких мест, деревянные дома. Как сказать — на самом деле каждое место, где я бывал, Самара, Выборг, — они прекрасные. Не хватает денег, возможностей, чтобы сделать их лучше, что-то замечательное, найти фишку. Но мне кажется, что в Забайкалье всё есть. И фестиваль этому — тоже подтверждение. Если развиваться последовательно, то всё будет.
Мы общались с местными бизнесменами — у них человеческие лица, с ними приятно общаться. В них нет жлобства, «у меня много денег» — этого не чувствуешь, когда с ними общаешься. У меня очень хорошие ощущения. Здесь всё нормально. Я понимаю, что мой взгляд — это взгляд прохожего. Думаю, что жизнь здесь непроста, но она непроста везде. Просто у всех своя непростота. Ходить по Москве, любоваться ею и понимать, что ты к этому не имеешь никакого отношения, к этой обложке, так же сложно, хотя вокруг такая красота и ухоженность. Или в Питере — немыслимой красоты город. Но я же знаю, какие сложности у тех, кто живет там. И я посещал места, где думал: «Ну, конец света». Здесь у меня такого ощущения нет. Вопрос не во всеобщем благоденствии, а в какой-то нормальности, понятности. У каждого есть свое счастье и свое несчастье, но это не должно выходить за категорию нормальности. Мне кажется, мы эту категорию часто превышаем.
— Мне кажется, это лучший комплимент, который можно сказать людям здесь, — что с нами всё нормально.
— Это взгляд прохожего. Я понимаю, что он тоже может вызывать реакцию: мол, а что ты понимаешь про нашу жизнь? А что я понимаю про вашу жизнь?
— Но мы опираемся на эти взгляды прохожих.
Социально-эмоциональное развитие: младенцы и дети ясельного возраста
Цели
- Распознавание социально-эмоциональных вех младенцев и малышей.
- Узнайте, как взрослые могут поддерживать социально-эмоциональные навыки младенцев и детей ясельного возраста.
- Обсудите, что делать, если вас беспокоит социально-эмоциональное развитие младенца или малыша, находящегося на вашем попечении.
Учиться
Знать
Эмоциональное благополучие в первые годы жизни оказывает сильное влияние на социальные отношения. Эмоционально здоровые дети лучше способны устанавливать и поддерживать позитивные отношения со взрослыми, а также со сверстниками. Социально-эмоциональное развитие имеет важное значение для чувства благополучия маленького ребенка. Отношения, которые они формируют на раннем этапе, помогают сформировать то, кем они являются, кем они становятся и их понимание мира. Важные люди в жизни маленьких детей помогают заложить основу для целого ряда социально-эмоциональных навыков, таких как:
- Саморегулирование
- Эмпатия
- Чередование и обмен
- Позитивные отношения со взрослыми и сверстниками
Социально-эмоциональные вехи
Через ранние отношения с заботливыми и отзывчивыми взрослыми младенцы и малыши учатся, как быть в отношениях, как удовлетворять свои потребности и желания, а также как определять и регулировать эмоции. Социальное и эмоциональное развитие включает в себя поведение, которое отражает эмоциональный рост детей и их способность успешно ориентироваться в своем мире посредством взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Поскольку эти навыки развиваются вместе, эта область развития называется социально-эмоциональным развитием. Социально-эмоциональные вехи сосредоточены на развитии у детей способностей регулировать свое внимание, эмоции и поведение, а также формировать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками. Важно подчеркнуть, что в этой области развития младенцы и дети ясельного возраста формируют сильное чувство собственного достоинства и в то же время строят отношения с другими людьми.
В приведенной ниже таблице показаны ожидаемые социально-эмоциональные навыки младенцев и детей ясельного возраста по мере их роста. Имейте в виду, что существуют индивидуальные различия, когда речь идет о точном возрасте, в котором младенцы и дети ясельного возраста могут достичь этих вех. Как подчеркивается в курсах «Когнитивные, физические и коммуникативные навыки», вехи — это не контрольные списки, по которым можно судить о развитии детей. Скорее, они указывают, когда ожидать появления определенных навыков или поведения у маленьких детей, чтобы вы были готовы удовлетворить их меняющиеся потребности. Думайте о вехах как о рекомендациях, которые помогут вам понять и определить типичные закономерности роста и развития младенцев и детей ясельного возраста. Хотя навыки, упомянутые в таблице, будут развиваться в предсказуемой последовательности в течение первых трех лет жизни, каждый младенец и ребенок ясельного возраста уникален в том, когда они овладевают каждым навыком. Ваша цель помочь все младенца и малыша растут и учатся в соответствии со своим потенциалом.
Вехи социально-эмоционального развития у младенцев и детей ясельного возраста
2 месяца
- Успокаивается, когда с ним разговаривают или берут на руки
- Смотрит на ваше лицо
- Улыбается людям, когда они говорят или улыбаются
- Плачет, когда голоден, мокрый, усталый или хочет, чтобы его подержали
4 месяца
- Улыбается сама, чтобы привлечь внимание
- Начинает издавать ранние шумные звуки смеха, когда его просят рассмеяться
- Смотрит на вас, двигается или издает звуки, чтобы привлечь или удержать ваше внимание
- Улыбается или воркует себе в зеркало
6 месяцев
- Знает знакомых
- Любит смотреть на себя в зеркало
- Смеется
- Игра с захватом стопы в положении лежа на спине
9 месяцев
- Застенчив, прилипчив или боится незнакомцев
- Показывает несколько выражений лица, таких как счастливое, грустное, злое, удивленное
- Выглядит, когда вы зовете его по имени
- Реагирует, когда вы уходите (смотрит, тянется к вам или плачет)
- Улыбается или смеется, когда вы играете в прятки
12 месяцев
- Играет в такие игры, как «в прятки» и «ку-ку»
- Поднимает ногу за ботинком или носком, когда вы их одеваете
- Откатывает мяч назад, чтобы вы могли вернуться к нему во время игры
- Отдает предпочтение определенным людям и вещам
15 месяцев
- Копирует других детей во время игры
- Показывает вам объект, который им нравится
- Хлопает при возбуждении
- Обнимает такие предметы, как куклы и мягкие игрушки
- Демонстрирует вам привязанность (объятия, объятия, поцелуи)
18 месяцев
- Исследует в одиночку, но рядом с родителем
- Очки, чтобы показать что-то интересное
- Протягивает руки, чтобы вы их помыли
- Просматривает с вами несколько страниц книги
- Помогает одевать их, просунув руку в рукав или приподняв ногу
24 месяца
- Замечает, когда другие обижены или расстроены
- Смотрит на ваше лицо, чтобы увидеть, как вы реагируете в новых ситуациях
- Демонстрирует вызывающее поведение (делает то, что запрещено делать)
- Подражает другим, особенно взрослым и другим детям
- Демонстрирует все большую независимость
30 месяцев
- Играет рядом с другими детьми и иногда с ними
- Показывает, на что они способны, говоря: «Посмотри на меня!»
- Самостоятельно выполняет простые действия, когда им говорят
- Одевает себя в свободную одежду
36 месяцев
- Успокаивается через 10 минут после ухода
- Замечает других детей и присоединяется к ним в игре
- Может расстроиться из-за серьезных изменений в распорядке дня
- Демонстрирует привязанность к друзьям без подсказки
Полезно помнить, что ожидания в отношении этапов развития определяются культурными ценностями и предпочтениями. Теоретик Лев Выготский сказал, что взрослые делятся своими культурными ценностями и убеждениями с детьми посредством повседневного общения. Идеи, убеждения и ожидания в отношении развития ребенка — это лишь некоторые из особенностей культур. Осознание и уважение этих различий может помочь вам лучше понять семейный опыт, который помогает формировать младенцев и малышей, находящихся на вашем попечении.
Связь социально-эмоционального развития с другими областями развития
По мере расширения нашего понимания развития мозга у маленьких детей мы продолжаем узнавать о том, как взрослые, осуществляющие уход, могут оказывать поддержку и успешно помогать детям развиваться и учиться. Это растущее понимание также включает в себя то, как взрослые опекуны могут помочь детям развить социально-эмоциональные навыки. Через заботливые и доверительные отношения младенцы и малыши познают мир. Их мозг созревает благодаря взаимодействию, и они учатся формировать отношения, общаться, реагировать на проблемы, а также распознавать, испытывать и регулировать свои эмоции в отношениях с опекунами.
Когда младенцы и дети ясельного возраста чувствуют себя в безопасности и их потребности удовлетворены, они с большей вероятностью будут наблюдать, исследовать, играть, взаимодействовать и экспериментировать с людьми и предметами. Этот опыт побуждает маленьких детей узнавать и запоминать новые вещи. Эта основа для обучения в значительной степени зависит от качества окружающей среды и отношений младенцев и детей ясельного возраста в раннем возрасте.
Понимание и поддержка социально-эмоционального развития младенцев и детей ясельного возраста
Давайте еще раз вернемся к определению социально-эмоционального здоровья согласно «От нуля до трех»:
Социально-эмоциональное здоровье в контексте семьи, сообщества и культурного окружения – это развивающаяся у ребенка способность:
- формировать безопасные отношения
- испытывать и регулировать эмоции
- исследовать и учиться
Принимая во внимание компоненты, выделенные в этом определении, ниже приведены дополнительные способы понимания и поддержки социально-эмоционального развития младенцев и детей ясельного возраста, находящихся под вашим присмотром.
От рождения до 3 месяцев:
- Первые три месяца — это время, посвященное тому, чтобы помочь ребенку научиться чувствовать себя в безопасности, комфортно, уверенно и любопытно к своему миру: «Ваша улыбка и нежное прикосновение помогают мне чувствовать себя в безопасности и счастливый.»
- Когда воспитатели реагируют на сигналы младенца утешением и заботой, младенцы развивают доверие: «Ваш успокаивающий голос и прикосновение дают мне знать, что вы любите меня и что вы будете удовлетворять мои потребности».
- Младенцы используют звуки, выражения лица и движения тела, чтобы сообщить воспитателям, что им нужно и что они чувствуют: «Я учусь говорить вам, что мне нужно. Иногда я отвожу взгляд, когда мне нужен перерыв. Я могу зевнуть, когда чувствую усталость. Для меня это может выглядеть иначе, чем для моих сверстников».
От 3 до 6 месяцев:
- Младенец активен, отзывчив и все больше контролирует свое тело: «Я тянусь к тебе руками, когда хочу, чтобы ты взял меня на руки и нежно обнял».
- Младенец улыбается и общается с помощью взгляда и основных вокализаций: «Улыбаюсь, чтобы вы знали, что я готов к общению».
- Чувство безопасности и благополучия полностью зависят от отношений с важными опекунами.
- Упор делается на рутину и исследование — показ воспитателям того, что им нравится и не нравится, и как они предпочитают спать, есть и играть: «Я начинаю замечать повседневные дела и то, что мы делаем вместе. Когда ты выключишь свет, я знаю, что пора спать».
от 6 до 9месяцы:
- Движение и исследование — вот цель. Младенцы становятся нетерпеливыми исследователями, которые с радостью обнаруживают, что могут что-то делать.
- Младенцы учатся решать задачи: «Когда игрушка падает, я смотрю, куда она делась. Я ожидаю, что вы поможете мне вернуть его. Затем я пробую это снова, чтобы увидеть, смогу ли я сделать то же самое снова».
- Младенец начинает понимать, что люди все еще существуют, даже когда они находятся вне поля зрения: «Я понимаю, что моя мама вот-вот бросит меня. Я буду плакать в надежде, что она останется. Мне тяжело быть в разлуке с ней».
От 9 до 12 месяцев:
- Младенцы стали более независимыми. «Пожалуйста, сохраняйте спокойствие, даже когда я требую сделать что-то самостоятельно. Мне тяжело учиться и разбираться во всех этих новых вещах, и иногда я расстраиваюсь, но я хочу продолжать пробовать».
- Младенцы могут понимать больше, чем могут говорить устно: «Мне нужна ваша помощь, чтобы выучить слова для определенных предметов и действий. Определяйте вещи, как мы их видим, и делаем их. В конце концов, я выучу слова и фразы, необходимые для общения».
- Младенцы любят делать что-то постоянно. «Посмотрите, как я тренируюсь, и выясните, как все устроено. Повторение также помогает мне укреплять память».
- Младенцы действуют с определенной целью: «Когда я быстро уползаю от вас, я не пытаюсь вас расстроить. Я развлекаюсь и не хочу менять подгузник прямо сейчас. Вот как я беру контроль над своим миром и сообщаю вам, что я чувствую. Пожалуйста, поговорите со мной и дайте мне время переключиться с моей деятельности, и дайте мне знать, что когда мы закончим, я смогу вернуться к тому, что я делал».
От 12 до 18 месяцев:
- Младенцы и дети младшего возраста наблюдают за другими и имитируют то, что видят: «Я наблюдаю и могу использовать вещи так, как они должны использоваться. Смотри, как я разговариваю по этому игрушечному телефону!»
- Младенцы и малыши используют навыки, чтобы исследовать и открывать границы того, что они могут делать: «Я могу расстроиться, когда вы попытаетесь накормить меня, потому что я хочу делать это самостоятельно».
- Младенцы и малыши начинают понимать чувства себя и других: «Мне бывает трудно совладать с моими чувствами. Я могу расстроиться и устроить истерику. Мне нужна твоя помощь, чтобы успокоиться и определить свои эмоции. Дайте мне знать, что это нормально чувствовать разочарование или расстроенность».
От 18 до 24 месяцев:
- Малыши усердно работают, чтобы контролировать ситуацию, исследовать границы своего опыта и участвовать в решении проблем: «Я начинаю сортировать вещи. Обратите внимание, как я ставлю свои вагоны в одно место, а все остальные вагоны в другое».
- Они все больше осознают себя отдельными от других и с большим энтузиазмом относятся к играм со сверстниками.
- Они начинают проявлять негативное поведение (бить, кусать, пинать) в ответ на разочарование: «Я могу понимать слова «нет» и «стоп», но не могу контролировать свои чувства и действия. Пожалуйста, будьте терпеливы и помогите мне, когда я расстроен. Вместо того, чтобы говорить мне, что я не могу делать, дайте мне альтернативу моему нежелательному поведению, например, ударить по подушке или по мячу».
От 24 до 36 месяцев:
- Малыши используют язык для выражения мыслей и чувств: «Когда вы начали убирать кубики слишком рано, я закричала: «Это неправильно!» Я хотела проложить путь для коров, пока мы не убрали вещи».
- Малыши используют улучшенные навыки мышления для решения задач: «Я действительно хорошо играю в притворство. Я могу разыгрывать свои собственные истории и кормить своего плюшевого мишку из бутылочки. Иногда мне становится страшно, потому что я еще не уверен, что реально, а что притворно».
- Малыши гордятся своими достижениями, такими как наливание молока: «Будьте терпеливы и будьте готовы к тому, что я буду совершать ошибки. Так я учусь самостоятельности. Признайте, что я могу сделать вместо того, что я не могу сделать».
Поддержка всех младенцев и детей ясельного возраста
Каждый ребенок рождается со своим уникальным отношением к миру. Это называется темперамент . Некоторые маленькие дети, например, постоянно находятся в движении, в то время как другие предпочитают сидеть и наблюдать за окружающим миром. Некоторым детям нравится новый опыт и знакомство с новыми людьми, в то время как другие медленнее разогреваются в новых ситуациях.
Темперамент у маленьких детей обычно определяется как индивидуальные различия в эмоциональных реакциях и реакциях на окружающую среду. Как описывают Мерфи и Мун (2010), «младенцы и дети младшего возраста сильно различаются по своему интересу к различным сенсорным областям, по интенсивности их внимания к сенсорным стимулам и по их чувствительности к ощущениям комфорта и дискомфорта, знакомости и непривычности и эмоциональный контекст, в котором происходят сенсорные переживания».
Младенцы рождаются с уникальным темпераментом. Нет правильного или неправильного, хорошего или плохого темперамента. Поняв темперамент, вы сможете продолжать использовать то, что знаете о младенцах и малышах, для поощрения их сильных сторон и удовлетворения их потребностей. В разделе «Подать заявку» вы ознакомитесь с дополнительной информацией о темпераменте и подумаете, что это значит для вашей роли отзывчивого опекуна.
Важно отметить, что независимо от того, насколько хорошо вы понимаете темперамент и настроены и реагируете на потребности детей, находящихся под вашим присмотром, иногда может показаться, что у ребенка не развиваются соответствующие социально-эмоциональные навыки. Это может быть связано с врожденным (природа) или влиянием окружающей среды (воспитание). Стратегии ухода на этом уроке применимы ко всем детям; однако некоторым детям может потребоваться дополнительный уровень поддержки. Каждый младенец и малыш имеют уникальную модель роста. В своей работе вы должны наблюдать и отслеживать особые сильные стороны каждого маленького ребенка и возможные потребности. Сделайте процесс скрининга и оценки частью вашей текущей рутины. Это поможет вам признавать и отмечать достижения младенцев и малышей. Это также поможет вам определить любые аспекты развития ребенка, которые не соответствуют ожидаемому возрастному диапазону.
Следующие общие стратегии помогут вам ухаживать за младенцами и детьми ясельного возраста, испытывающими социальные и эмоциональные трудности.
- Наблюдайте и замечайте сигналы и реакции младенца или ребенка раннего возраста на раздражители окружающей среды. Подумайте о том, как ограничить уровень шума или визуальных раздражителей.
- Понаблюдайте и спросите себя, замечаете ли вы повышенную фрустрацию или раздражительность у младенца или ребенка ясельного возраста во время определенных действий или времени дня. Подумайте о том, как изменить распорядок дня, чтобы поддержать ребенка.
- Подумайте о способах поддержания физической близости и предложите нежное прикосновение, чтобы помочь младенцам и малышам сохранить чувство контроля.
Вы всегда должны разговаривать с родителями ребенка, чтобы узнавать о любых изменениях в доме или другом распорядке дня. Вы можете порекомендовать родителям связаться со своим лечащим врачом и попросить пройти скрининг развития их ребенка, чтобы выявить любые возможные задержки развития. Поговорите со своим инструктором, тренером или администратором о дополнительных ресурсах сообщества и специалистах, которые могут предложить дополнительную поддержку.
См.
Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать о стратегиях для младенцев и детей ясельного возраста, которые испытывают социальные и эмоциональные трудности.Делать
Вы можете способствовать социально-эмоциональному развитию младенцев и детей ясельного возраста несколькими способами:
- Внимательно реагировать на потребности младенцев и малышей.
- Признать младенца или малыша, который указывает на фотографию себя или своей семьи – «Правильно, это фотография вас и вашего отца!»
- Демонстрируйте заботливое поведение и эмпатию во время всех взаимодействий.
- Читайте истории о чувствах и показывайте младенцам и малышам изображения различных эмоций.
- Постройте прочные отношения с семьями младенцев и малышей, находящихся на вашем попечении.
Исследовать
Найдите минутку и составьте список моделей поведения, которые, по вашему мнению, указывают на здоровое социально-эмоциональное развитие. Сравните свой список с моделями поведения, отмеченными в таблице этого урока. Далее скачать раздаточный материал, Поощрение социально-эмоционального развития в течение первых трех лет . Думая о младенцах и детях младшего возраста, находящихся на вашем попечении, определите поведение, которое вы регулярно замечаете, и способы, которыми вы можете поощрять такое поведение в течение первых трех лет жизни. Затем поделитесь своими ответами и обсудите их с инструктором, тренером или администратором.
Поощрение социально-эмоционального развития в течение первых трех лет
Наблюдайте за младенцами и детьми ясельного возраста, находящимися под вашим присмотром, обращая внимание на их социально-эмоциональное поведение и планируя способы поддержки их дальнейшего развития
Требуется: заполните и просмотрите этот документ с вашим инструктором, руководителем или администратором
Применять
Используйте раздаточный материал Узнайте больше о темпераменте , чтобы изучить дополнительные онлайн-ресурсы, чтобы лучше понять темперамент младенцев и детей ясельного возраста. Выберите один из ресурсов и используйте информацию, чтобы узнать больше о темпераменте конкретного младенца или малыша, находящегося под вашим присмотром.
Узнайте больше о темпераменте
Выберите один из следующих ресурсов, чтобы узнать больше о темпераменте
Глоссарий
Продемонстрировать
Что из следующего является вехой социально-эмоционального развития типичного 12-месячного ребенка?Играет в простые притворные сценарии, например, кормит куклу
Копирует взрослых и сверстников
Застенчив или нервничает с незнакомцами
Проявляет привязанность к знакомым людям
Закончите это утверждение: Когда младенец снова и снова роняет игрушку, правильная реакция будет…убрал игрушку, младенец устал с ней играть.
скажите младенцу: «Не роняй» и уберите игрушку из зоны досягаемости младенца.
оставьте игрушку на полу и дайте ребенку поиграть с чем-нибудь новым.
возьмите игрушку и верните ее младенцу; она учится решать проблемы и изучает, сможет ли она повторить то же самое.
Что из следующего не является стратегией, которая может помочь в уходе за младенцами и детьми ясельного возраста, испытывающими социальные и эмоциональные трудности?Наблюдайте за сигналами и реакцией младенца или ребенка ясельного возраста на внешние раздражители, а затем подумайте, как ограничить уровень шума или визуальных раздражителей.
Ищите модели повышенной фрустрации или раздражительности у младенцев или детей ясельного возраста во время определенных действий или времени дня. Подумайте о том, как изменить распорядок дня, чтобы поддержать ребенка.
Подумайте о том, как поддерживать физическую близость и предлагать нежные прикосновения, чтобы помочь младенцам и малышам сохранить чувство контроля.
Положите ребенка в кроватку, чтобы он не отвлекался от всех раздражителей. Верните их в группу только тогда, когда они будут спокойны и в безопасности.
Ссылки и ресурсы
Berk, LE (2013). Развитие ребенка (9-е изд.). Пирсон.
Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2021). Вехи развития . https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf
Коппл, К., Бредекамп, С., и Коралек, Д. (2013). Практика, подходящая для развития: сосредоточьтесь на младенцах и малышах. Национальная ассоциация образования детей младшего возраста
Центр обучения и знаний в раннем детстве. (2018, 30 мая). Знакомство с темпераментом. https://eclkc.ohs.acf.hhs.gov/mental-health/article/introduction-temperament
Мерфи, Л. Б. и Мун, Р. (22 февраля 2010 г.). Младенцы и их органы чувств. От нуля до трех. https://www.zerotothree.org/resource/babies-and-their-senses/
Paul H. Brookes Publishing Co. Inc. (2022). Опросник возраста и стадии (ASQ). https://agesandstages.com/
Травик-Смит, Дж. В. (2013). Раннее развитие детей: многокультурная перспектива (6 -е изд. ). Пирсон.
Виттмер, Д. С., и Петерсен, С. Х. (2017). Развитие младенцев и детей ясельного возраста и оперативное планирование программ: подход, основанный на взаимоотношениях . (4 -е -е изд.). Издательство Пирсон.
Социально-эмоциональное обучение | Социально-эмоциональные навыки
Социально-эмоциональное обучение помогает учащимся добиться успеха в классе и на протяжении всей жизни.
Навыки для повседневного успеха
Детям необходимы социально-эмоциональные навыки, чтобы преуспевать как в классе, так и в жизни. Учебные программы социально-эмоционального обучения (SEL) обучают детей методам:
- Получить уверенность
- Ставить цели
- Принимать лучшие решения
- Сотрудничайте с другими в работе и развлечениях
- Путешествуйте по миру более эффективно
Внедрение стало проще
Основанные на исследованиях программы Second Step® Комитета по делам детей предоставляют учителям простой в реализации и увлекательный способ обучения социально-эмоциональным навыкам и понятиям. Программы «Второй шаг» разработаны, чтобы помочь детям развиваться и добиваться большего успеха в школе, что в конечном итоге делает их вдумчивыми и продуктивными взрослыми.
Социально-эмоциональное обучение: что это такое и почему оно важно
Узнайте больше о положительных преимуществах социально-эмоционального обучения и о том, почему оно важно для всех учащихся.
Смотреть сейчас
Цель SEL: давайте проясним ситуацию
Социально-эмоциональное обучение — это не просто занятие для хорошего самочувствия. Это не психотерапия и не попытка воспитать детей. Он также не заменяет основные академические предметы, такие как математика, естествознание или грамотность.
Сотрудничество
Коммуникация
Принятие решений
Вместо этого концепции SEL обеспечивают дополнительное измерение образования, фокусируясь на улучшении сотрудничества, коммуникации и принятия решений. В мире, где эмоциональный интеллект имеет решающее значение для счастья на протяжении всей жизни, успешной карьеры и здоровых отношений, SEL дает учащимся основу для развития этих навыков.
Документально подтвержденные преимущества SEL
Десятилетия исследований продемонстрировали преимущества SEL. Краткий список результатов исследования включает следующие пункты.
В метаанализе 213 школьных программ SEL участники продемонстрировали значительное улучшение социальных и эмоциональных навыков, отношений и поведения, а также прирост успеваемости на 11 процентилей . [1]
Социально и эмоционально компетентные дети имеют больше друзей и больше связей с позитивно настроенными сверстниками и с меньшей вероятностью будут отвергнуты, изолированы или подвергнуты травле . Дети с друзьями счастливее и успешнее в школе. [2]
Эмпатичные дети с хорошими навыками восприятия перспективы реже проявляют физическую, вербальную или косвенную агрессию по отношению к сверстникам . [3]
Социальные отношения детей влияют на их чувство связи в школе, что влияет на их чувство академической компетентности . [4]
Социально-эмоциональная компетентность учащихся является важным компонентом эффективной профилактики травли . [5]
Интервенции SEL показывают средний доход от инвестиций в размере 11 долларов на каждый потраченный доллар . [6]
Узнайте больше об исследовании, демонстрирующем эффективность программ SEL и Second Step.
Социально-эмоциональные навыки можно освоить
Дети учатся социально-эмоциональным навыкам различными способами, в том числе с помощью моделей поведения, которые в их жизни моделируют взрослые. Но социально-эмоциональным навыкам и понятиям также можно обучать прямо в классе, почти так же, как учат математике или чтению.
Как преподается SEL в классе
- Учитель объясняет понятие словами, картинками, видео и/или аудио
- Учащиеся отрабатывают концепцию посредством отработки навыков, группового обсуждения, индивидуального письма или совместной работы
- Учитель продолжает закреплять понятие в течение недели
- Учитель отправляет информацию домой, чтобы учащиеся могли поработать с родителями
- Учитель проверяет понимание
- Учитель переучивает там, где это необходимо
SEL повышает готовность рабочей силы
Все чаще бизнес-лидеры указывают эмоциональный интеллект и навыки совместной работы наряду с технической смекалкой или знанием предмета в своих ключевых критериях приема на работу. Но как именно социально-эмоциональное обучение переносится на рабочее место?
__Сегодняшние быстро меняющиеся профессии требуют критически важных навыков, которым обучают в учебных программах SEL, в том числе: __
Эмпатия
Управление эмоциями
Распознавание эмоций
Решение проблем
Контроль импульсов
900 06Успокоение
Общение
Настойчивость
SEL дает детям преимущество в воплотить свои карьерные мечты в реальность. Прочтите наш информационный документ «Почему SEL и навыки трудоустройства должны быть приоритетными в образовании». (PDF)
Загрузите нашу бесплатную электронную книгу
Как социально-эмоциональное обучение помогает детям добиться успеха в школе, на работе и в жизни
В этой электронной книге представлены точки зрения ряда ведущих учителей, администраторов, исследователей и экспертов в области образования.
Загрузить электронную книгуАвторы
Джоан Коул Даффелл
Бывший исполнительный директор Комитета по делам детей
Мэтт Сенери
9000 2 Директор инициативы социального предпринимательства (SEI), Гарвардская школа бизнесаАндрия Амадор
Помощник директора Службы по охране психического здоровья, Государственные школы Бостона
Роджер П. Вайсберг, доктор философии
Директор по информационным технологиям, CASEL
9053 2 Мериа Джоэл Карстарфен
Суперинтендант государственных школ Атланты
Рид Кох
Бывший президент Совета директоров Комитета по делам детей
Алонда Уильямс
Старший директор по образованию, Microsoft
Р. Кит Матени
Учитель, Независимый школьный округ Остина (Техас)
Дэн Кранцлер
Основатель благотворительного фонда Kirlin
9053 2 Пол Д. Итон
Генерал-майор (в отставке), США Армия Штатов
Связанные записи в блогах
Просмотреть всеЧем могут помочь программы Second Step®
Ежегодно в них принимают участие более 20,5 миллионов детей . Программы Second Step являются ведущими учебными планами SEL в стране. Мы помогаем педагогам добиваться успеха в своих школах и округах.
См. How- Durlak, J.A., Weissberg, R.P., Dymnicki, A.B., Taylor, R.D., & Schellinger, K.B. (2011). Влияние улучшения социального и эмоционального обучения учащихся: метаанализ универсальных вмешательств на базе школы. Развитие ребенка, 82 (1): 405–432.
- Совместное обучение для академического, социального и эмоционального обучения. (2007). История социального и эмоционального обучения (SEL). Чикаго: Иллинойсский университет в Чикаго.
- Каукиайнен А., Бьорквист К., Лагерспец К., Остерман К., Салмивалли К., Ротберг С. и др. (1999). Отношения между социальным интеллектом, эмпатией и тремя типами агрессии. Агрессивное поведение, 25, 81–89.
- Guay, F., Boivin, M., & Hodges, EVE (1999). Прогнозирование изменений в успеваемости: модель опыта сверстников и процессов самосистемы.