Таблица я концепция: Особенности Я-концепции студентов на этапе профессионального становления: кросс-культурный аспект

Структура «Я-концепции» — Мегаобучалка

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «Я-КОНЦЕПЦИИ»

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

Составляющая Описание
«Духовное Я»
Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я» То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я» Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я» Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

«Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.

«Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.

«Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.

Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».

Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.

«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

«Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).

Рис. 23.1.Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

СТРУКТУРА «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Структура «Я-концепции»

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр. ), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения)

и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2).

Рис. 23.2.Структура «Я-концепции»

В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).

Рис. 23.3.Компоненты «Я-концепции»

Юрий Викторович Щербатых Общая психология введение учебный предмет «Общая психология»


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Юрий Викторович Щербатых
Общая психология

ВВЕДЕНИЕ

Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания.

Во-первых, это значительный по объему курс, который длится четыре семестра и содержит большое число дидактических единиц.

Во-вторых, данный предмет изучают на 1–2 году обучения, и вчерашние школьники еще слабо подготовлены к восприятию большого массива абстрактно-логических понятий.

В-третьих, методическое обеспечение данного предмета представлено преимущественно учебниками и пособиями, которые насыщены материалами текстового характера и слабо иллюстрированы рисунками, таблицами и схемами. Особенно трудно дается усвоение содержания «Общей психологии» студентам заочной формы обучения, которые физически не успевают освоить сотни страниц учебника за краткий период сессии.

Все это диктует необходимость издания учебных пособий, кратких по объему и с большим количеством иллюстраций, то есть книг, в которых бы в полной мере реализовались такие принципы дидактики, как наглядность и доступность. К настоящему времени отечественный рынок учебной литературы предлагает студентам в основном два вида учебных пособий:

♦ объемные базовые учебники, содержащие преимущественно текстовый материал;

♦ пособия, содержащие наборы схем и минимальное количество сопровождающего текста.

Данное учебное пособие задумано как недостающее связующее звено между первым и вторым типом книг, в котором оптимально сочетаются иллюстрации и текст.

Другим полезным свойством данного пособия является наличие предметного указателя, облегчающего поиск нужной информации.

При подготовке книги к изданию возникла проблема выбора минимального набора дидактических единиц, которые должны соответствовать требованиям Госстандарта (ГОС) к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Общая психология» по специальности «Психология». Если рассмотреть существующие в настоящее время базовые учебники по общей психологии, то можно увидеть, что большинство из них не соответствует полностью требованиям Госстандарта. Этому есть как субъективные, так и объективные причины. Субъективные кроются в наличии собственного мнения того или иного автора о содержании данной науки, а объективные причины заключены в содержании самого ГОС.

Требования к обязательному содержанию учебной дисциплины, к сожалению, нельзя назвать оптимальными в плане подготовки специалистов-психологов. Некоторые важные, основополагающие понятия общей психологии в них отсутствуют, в то время как излишне подробно выделены некоторые мелкие, второстепенные моменты. Например, в требованиях ГОС нет таких важных категорий психологии, как темперамент, характер, способности и представления; отсутствует раздел, посвященный методам психологии. В то же время излишне подробно расписаны разделы, посвященные восприятию и мышлению. К тому же часть вопросов, вынесенных к обязательному изучению, носит достаточно дискуссионный характер. Например, определения таких понятий, как пространственная, временная, информационная, энергетическая характеристики сознания, не являются общепризнанными в психологической науке, а носят излишне абстрактный характер и отсутствуют в базовых учебниках. Тем не менее, как говорили древние,

dura lex, sed lex. Требования Госстандарта подлежат неукоснительному исполнению. Другое дело, что стандарт лишь определяет минимальный набор требований, но не точных формулировок, в которых они должны раскрываться. Каждый преподаватель может сам выбирать определения и формулировки тех или иных психологических категорий, исходя из парадигм того направления психологии, в рамках которого он работает.

Автор будет благодарен за критические замечания, которые могут быть высказаны в адрес первого издания данного пособия, и выражает надежду, что его содержание окажется полезным преподавателям и студентам в качестве дополнительного материала при изучении курса «Общая психология».

Профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института,

доктор биологических наук Ю. В. Щербатых

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

1.1.1. Психология – наука о психике

В дословном переводе психология – наука о душе (psyche– душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях.

Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи

.[1]

1Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.
Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.

Особенность психологии, определяющая ее трудности, – это нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.

Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики.

Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

1.1.2. Особенности психологии как науки

Отличия психологии от других наук показаны на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Особенности психологии как науки

1.1.3. Основные направления психологии

Основные направления психологии представлены на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Основные направления психологии

Фрейдизм и неофрейдизм: преобладающая роль подсознания в психической жизни человека.

Бихевиоризм: поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики.

Гештальтпсихология: попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.

1.1.4. Предмет психологии

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда.

В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Предмет изучения психологии (первая версия)

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Виды психических процессов

Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Разновидности психических процессов

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Разновидности психических состояний

О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры:

♦ такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков;

♦ другое психическое состояние – конфликт – может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений.

Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.

Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.

Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода – психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.

Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования – то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.

Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Предмет психологии (вторая версия)

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой.

Примером психического закона является закон Вебера – Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».

Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии

Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка – скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.

Рис. 1.8. Кривая выработки двигательного навыка

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

1.1.5. Объект и задачи психологии

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

♦ изучение механизмов психических явлений и процессов;

♦ анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

♦ содействие внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Что касается объекта психологии, то в его определении мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.

1.1.6. Культурно-историческая парадигма

Культурно-историческая парадигма (теория) была разработана советским психологом Л. С. Выготским и получила дальнейшее развитие в трудах А. Н. Леонтьева. В основу ее были положены идеи французской социологической школы: историзма и социальной обусловленности психики. До этого в психологии существовала естественно-научная парадигма, отличия которой от парадигмы культурно-исторической показаны на рис.  1.9.

Рис. 1.9. Отличия естественнонаучной и культурно-исторической парадигм психологии

Согласно взглядам Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева в качестве источника развития высших психических функций ребенка выступает социальная среда. Отношение к среде меняется с возрастом, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов.

Движущая сила психического развития – обучение (при этом развитие и обучение – это разные процессы). Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, то есть пробуждает и приводит в движение у ребенка внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношений со взрослыми и сотрудничества со сверстниками.

1.1.7. Психология как наука и как система житейских знаний

Обратите внимание на то, что под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и различия. Сходство состоит в том, что обе эти сферы изучают одно и то же – психику человека, но различия между ними весьма значительны (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Психология как наука и как система житейских знаний

Тем не менее между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках.

1.2. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ

Современная психологическая наука состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей, которые и образуют ее структуру (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Содержание отдельных психологических дисциплин

Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. д.

1.3. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Связь психологии с другими науками показана на рис.  1.10.

Рис. 1.10. Связь психологии с другими науками

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.

Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.

История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.

1.4. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Человека всегда интересовал внешний мир («макрокосмос»), но чтобы достигать своих целей в нем, ему было необходимо понимать поведение других людей и себя. Поэтому люди издавна пытались изучать внутренний мир человека («микрокосмос»). Обычно выделяют четыре этапа развития психологии, в которых данная наука последовательно являлась наукой о душе, сознании, поведении и механизмах деятельности психики, однако при этом из истории психологии выпадают некоторые важные моменты. Поэтому имеет смысл выделить больше стадий развития науки о психике.

1 этап. Всеобщее одушевление природы. С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека наличием особой субстанции – души. В те времена считалось, что душа обитает везде – в людях, животных, растениях, явлениях природы. С тех пор в нашей речи укоренились такие выражения, как «ласковое солнце», «суровый ветер», «жестокий мороз». Такое всеобщее одушевление природы называется анимизмом.

2 этап. Психология как наука о душе. Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. В частности, Демокрит считал, что душа – частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески – «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.

Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По его мнению, она состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других – разум, у третьих – мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи – воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» – вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону – лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала).

Аристотель – автор первой известной работы по психологии – «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях как образах предметов, действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).

3 этап. Психология как наука о Божественной и бессмертной душе.

Данный этап совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа – бессмертной. Христианская церковь подчеркивала противоречие «Божественной души» и «греховного тела», что провоцировало развитие психосоматических заболеваний.

4 этап. Психология как наука о сознании (сознанием называли способность человека думать и чувствовать). Основой метод здесь – это интроспекция (самонаблюдение). Рене Декарт ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение. В это время отмечается возврат к дуализму – то, что нельзя было объяснить рефлексами, объяснялось деятельностью души. Некоторые ученые пошли дальше и вообще отказались от концепции души, пытаясь свести все виды деятельности человека к механическим движением. В частности, подобные взгляды пропагандировали английский философ Томас Гоббс, а затем Жюль Ламетри, написавший книгу «Человек-машина». Помимо указанного сочинения он написал еще две работы – «Естественная история души» и «Человек – больше, чем машина», в которых отстаивал материалистический взгляд на психику.

Еще одно направление научной мысли того периода – «эмпиризм», который отстаивал приоритет опыта над чистым разумом. Его яркий представитель – Джон Локк, выдвинувший гипотезу «чистой доски», то есть пустого сознания, с которым человек приходит в этот мир и которое постепенно заполняется в процессе жизненного опыта.

Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические явления с позиций рефлекторной теории. Он открыл феномен «центрального торможения» в нервной системе и предположил наличие рефлексов, возникающих изнутри человеческого организма. Ему также принадлежат законы мышечного сокращения, в частности «закон активного отдыха», который гласит, что лучший отдых – это смена деятельности.

5 этап. Психология как наука о поведении. Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Одним из видных представителей этого направления был Б. Ф. Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основной метод здесь – создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика – это абстракция, которую невозможно изучать научными методами (рис. 1.11).

 

Рис. 1.11. Представления бихевиористов о принципе работы мозга

Бихевиористы использовали механизм условных рефлексов для объяснения сложных поведенческих актов. Они открыли также условные рефлексы второго рода (инструментальные рефлексы) – основа преобразования внешней среды – переходный этап к осознанной деятельности человека.

6 этап. Психология как наука о бессознательном. Параллельно науке о поведении развивалась наука о бессознательном, то есть о том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трехуровнего строения психики человека (подробнее об этом см. раздел 19.3).

Для выявления этих трех компонентов психики З. Фрейд разработал новый метод – психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций».

7 этап. Изучение механизмов функционирования психики. Данный этап начался с первой трети ХХ века и продолжается до настоящего времени. При этом психология опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.

Среди ученых, представителей данного этапа, можно назвать Джеймса Олдса, впервые вскрывшего механизмы возникновения эмоций, Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей», и других исследователей.

Благодаря исследованиям ученых различных специальностей психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Методические указания по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы для студентов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «C» I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Психолого-педагогическая компетентность педагога психолога
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Скачать 5,58 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:
Концепция

Tables – Учебно-технологический инновационный центр

Надя Хан

Таблицы обеспечивают структуру макета для организации и представления логических связей. Например, если у вас есть список дней, список встреч в определенные дни и список определенного времени для этих встреч в определенные дни, было бы целесообразно организовать информацию в виде таблицы, чтобы четко и точно представить это. информация.

Не рекомендуется использовать таблицу просто как организационную структуру. Вместо этого лучше использовать инструменты CSS, такие как сетка, которая также создает более гибкую структуру макета для разных размеров экрана/устройств. Если вы хотите узнать больше о том, как использовать сетку в Canvas, см. советы по дизайну страниц преподавателя MiraCosta Карри Митчелла.

Таблицы данных требуют специальной структурной разметки для обозначения правильной информации заголовков столбцов и строк. Идентифицируя соответствующие заголовки столбцов и строк программно, люди, использующие вспомогательные технологии, могут затем логически перемещаться и анализировать информацию таблицы.

Заголовки столбцов

Для таблиц данных, которые имеют только заголовки столбцов в верхней части таблицы, все, что необходимо, — это указать первую строку таблицы в качестве заголовков. Для веб-страниц это можно сделать, используя элемент для определения соответствующей ячейки таблицы в качестве заголовка.

Пример столбца
Заголовок Заголовок Заголовок 9 0024 Заголовок
Ячейка данных Ячейка данных Ячейка данных Ячейка данных
Ячейка данных Ячейка данных Ячейка данных Ячейка данных
Ячейка данных Ячейка данных Ячейка данных Ячейка данных

Заголовки строк

заголовок. Для веб-страниц это можно сделать, используя элемент для определения соответствующей ячейки таблицы в качестве заголовка.

Пример строки
Заголовок Ячейка данных Ячейка данных Ячейка данных
Заголовок Ячейка данных Ячейка данных Ячейка данных
Заголовок Ячейка данных Ячейка данных Ячейка данных
Заголовки столбцов и строк
9 0002 Для таблиц данных, которые имеют заголовки столбцов и строк, необходимо идентифицировать как ячейки заголовков столбцов и строк. Для веб-страниц необходима дополнительная разметка, чтобы программно определить, какие ячейки считаются ячейками заголовка для всей таблицы. Это достигается за счет использования атрибута области действия в сочетании с элементами для определения заголовков таблицы.

9002 0
Заголовок Заголовок Заголовок Заголовок
Заголовок Ячейка данных Ячейка данных Ячейка данных
Заголовок Ячейка данных Ячейка данных Ячейка данных
Заголовок Ячейка данных Ячейка данных Ячейка данных
Учебное пособие по

таблиц | Инициатива веб-доступности (WAI)

в учебниках

Таблицы данных используются для организации данных с логической взаимосвязью в сетках. Таблицы со специальными возможностями нуждаются в разметке HTML, которая указывает ячейки заголовков и ячеек данных и определяет их взаимосвязь. Вспомогательные технологии используют эту информацию для предоставления контекста пользователям.

Ячейки заголовка должны быть размечены цифрой 9.0185 и ячейки данных с , чтобы сделать таблицы доступными. Для более сложных таблиц могут потребоваться явные ассоциации с использованием области , id и заголовков атрибутов.

В этом руководстве показано, как применить соответствующую структурную разметку к таблицам. Он включает следующие страницы:

  • Таблицы с одним заголовком для строк или столбцов: Для таблиц с легко различимым содержимым разметьте ячейки заголовка цифрой и ячейки данных с элементами.

  • Таблицы с двумя заголовками имеют простой заголовок строки и простой заголовок столбца: для таблиц с неясными направлениями заголовков определите направление каждого заголовка, задав для атрибута Scope значение col или row .

  • Таблицы с неправильными заголовками имеют ячейки заголовков, которые охватывают несколько столбцов и/или строк: Для этих таблиц определите группы столбцов и строк и установите диапазон ячеек заголовков с помощью colgroup и rowgroup значения атрибута области действия.

  • Таблицы с многоуровневыми заголовками имеют несколько ячеек заголовков, связанных с ячейкой данных: для таблиц, которые настолько сложны, что ячейки заголовков не могут быть связаны строго горизонтально или вертикально, используйте атрибуты id и заголовков для явно связать заголовок и ячейки данных.

  • Заголовок и резюме: Заголовок определяет общую тему таблицы и полезен в большинстве ситуаций. Сводка обеспечивает ориентацию или подсказки по навигации в сложных таблицах.

Некоторые форматы документов, отличные от HTML, такие как PDF, предоставляют аналогичные механизмы для разметки структур таблиц. Приложения для обработки текстов также могут предоставлять механизмы для разметки таблиц. Разметка таблиц часто теряется при преобразовании из одного формата в другой, хотя некоторые программы могут предоставлять функции, помогающие преобразовать разметку таблиц.

Многие инструменты веб-разработки и системы управления контентом (CMS) предоставляют функции для определения ячеек заголовков во время создания таблицы без необходимости редактирования кода вручную.

Примечание

В этом учебнике представлены рекомендации по созданию таблиц, используемых для отображения данных в сетке. Этот учебник не относится к таблицам, используемым для компоновки. Как правило, таблицы не предназначены для использования в целях разметки. Вместо этого рекомендуется использовать каскадные таблицы стилей (CSS) для визуального представления.

Почему это важно?

Таблицы без структурной разметки для различения и правильной связи между заголовком и ячейками данных создают барьеры для доступа. Полагаться только на визуальные подсказки недостаточно для создания доступной таблицы. При структурной разметке заголовки и ячейки данных могут быть определены программным обеспечением, а это означает, что:

  • Люди, использующие программы чтения с экрана , могут читать вслух заголовки строк и столбцов при перемещении по таблице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *