Обучающие тренинги – —

Содержание

Обучаюший тренинг

СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧАЮЩЕГО ТРЕНИНГА

Ковалев В.Н. – к.п.н., доцент, зав. кафедрой

прикладной психологии СГГУ

Под тренингом в научной литературе понимается эффективнейший способ, с помощью которого осуществляется фактическое воздействие на личность с целью ее развития, обучения или коррекции.

Тренинг (от английского train – тренироваться) – в самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений [1]. Как один из инструментов психолога он может применяться в индивидуальной и групповой работе. Но наибольшую популярность этот способ воздействия приобрел в работе с группой.

Обучающий тренинг, по мнению И.В. Вачкова, – не любая форма групповой работы, это особая форма групповой деятельности со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния. В психологической литературе тренинг рассматривается как метод работы психолога с клиентом, когда клиент делает то, чему он пришел тренироваться [4].

Тренинги как один из интерактивных методов обучения и развития широко стали применяться в учебных заведениях, психологических центрах, на предприятиях, в учреждениях и фирмах. Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих и развивающих тренингов до психокоррекционных и психотерапевтических), содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и другие) и техникам проведения (игровой, аналитический и так далее).

Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые формы занятий – от интерактивной лекции, разукрашенной красивыми плакатами, и обыкновенных просеминаров до психолого-педагогических студий и дидактических игр.

Понятие «тренинг» означает действия: тренировать, обучать, формировать, развивать. Значит, он предполагает определенную совокупность упражнений, объединенных в систему, сгруппированных в комплекс занятий и результатом его является обретенный новый опыт, новые знания, сформированные умения, качества.

Ученые Е.В. Сидоренко и М.Р. Битянова рассматривают тренинг как форму активного обучения, которая позволяет: 1) сформировать навыки построения конструктивных межличностных отношений; 2) осуществлять продуктивную деятельность; 3) анализировать, возникающие ситуации; 4) развивать способности познания и понимания себя и других (в процессе общения и деятельности) [11].

И.В. Вачков характеризует групповой тренинг как совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития [4].

Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных интерактивных методов психолого-педагогического воздействия, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования. В частности, тренинг личностного роста обеспечивает актуализацию осознаваемых и неосознаваемых личностных потребностей, ценностей, устремлений. Он создает предпосылки для анализа своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей, позволяет наметить пути и определить инструментарий саморазвития, дает возможность рационально спланировать свои действия в заданном направлении и, главное, апробировать этот инструментарий в контактной социальной группе.

Первые тренинговые группы были организованы учениками Курта Левина и получили название Т-группы. Понятие тренинга впервые ввел М.Форверг. В отечественной практике социально-психологические тренинги получили широкое распространение в начале 80-х годов ХХ века.

Эффективность тренинга в формировании, развитии и обучении личности, психокоррекции и психотерапии во многом достигается за счет реализации потенциала группы. Наиболее полно преимущества Т-групп отражены в публикациях К. Рудестама [10].

Специфическими чертами тренинга являются:

  • наличие постоянной группы и определенная ее пространственная организация;

  • обязательное соблюдение ряда принципов и правил групповой работы;

  • ориентация на психологическую поддержку участников;

  • объективация субъективных чувств и эмоций членов Т-группы;

  • атмосфера доброжелательности, свободы общения.

Вачков И.В. считает, что цель тренинга – помочь участникам освоить какую-либо деятельность. При этом он обращает внимание на то, какие условия обеспечивают усвоение новой деятельности. По его мнению, участник тренинга должен: 1) хотеть это делать; 2) знать, как это делать; 3) уметь это делать [4].

Среди общих целей тренинга К. Рудестам [10], А.А. Александров, И.В. Вачков [4] выделяют следующие:

  • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и успеха;

  • изучение закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

  • развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

  • исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

  • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.

Основная цель тренинга (по А.С. Прутченкову [8]) – развитие личности. Наряду с этой основной целью выделяется ряд сопутствующих ей целей:

  1. повышение профессиональной или социально-психологической компетентности участников;

  2. развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

  3. формирование активной социальной позиции участников;

  4. развитие у них способности производить значимые позитивные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Кьелл Рудестам отмечает, что цели групповой работы могут быть самыми разнообразными. Они могут задаваться извне и определяться потребностями ее участниками. В этом плане, в одном случае в качестве цели может выступать вполне определенное желание группы людей улучшить свое самочувствие, а в другом – самореализация [10].

Цели тренинга конкретизуются в частных задачах:

  1. овладение определенными профессиональными знаниями;

  2. развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

  3. диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

  4. изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

  5. приобретение коммуникативных умений и навыков;

  6. овладение тактиками и стратегиями конструктивного поведения в конфликтах;

  7. коррекция, формирование и развитие просоциальных установок, необходимых для успешного взаимодействия с людьми в разных сферах жизнедеятельности;

  8. мотивация к личностной динамике и вооружение участников инструментарием реализации задач, связанных с личностным ростом;

  9. формирование профессионально значимых качеств и умений;

  10. развитие эмпатии, сензитивности, рефлексии, толерантности;

Тренером могут быть поставлены и другие задачи. Они определяются руководителем группы в зависимости от потребностей ее членов.

Тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив ученического класса, студенческой группы, воинского подразделения или персонал фирмы. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков, в семейной психотерапии и в решении личностных проблем.

Достоинством тренинга, как формы проведения практических занятий, является высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Разнообразные методические приемы тренинга (ролевые игры, дискуссии, психогимнастические упражнения, анализ конкретных ситуаций, брейнсторминг и др.) выступают как современные технологии учебно-воспитательного процесса подготовки психологов.

Кьелл Рудестам называет следующие преимущества тренинга как способа решения психологических проблем:

  • возможность получения обратной связи и поддержки от членов Т-группы;

  • здесь происходит принятие ценностей и потребностей других людей;

  • в Т-группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим;

  • наблюдая происходящие в Т-группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения;

  • Т-группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, самораскрытия;

  • тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой [10].

Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы. Среди принципов организации тренинга назовем основные.

1. Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно позитивная личностная динамика, как правило, не происходит, поэтому не следует добиваться этого от участников авторитарными методами.

2. Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

3. Принцип самодиагностики предполагает рефлексию и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

4. Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т-группы, сохранение конфиденциальности их информации. Все, что осуществляется на занятии, не выносится за пределы группы. Он предусматривает ограничение обсуждения событий, проблем, вопросов лишь в рамках тренинга. Он ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент.

5. Принцип открытости предусматривает, что участники должны быть открытыми, честными. Они не должны кривить душой и лгать. Предполагается, что раскрытие своего «Я» другими является признаком сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Открытость, эмпатия, толерантность способствуют обеспечению честной обратной связи с другими членами группы, т.е. передачи той информации, которая является важной для каждого участника и запускает механизм развития самосознания и механизмы взаимодействия в группе.

Принцип открытости означает доверительное общение между членами Т-группы, что является одним из фундаментальных элементов тренинга. Он предполагает правила обращения на «Ты», что психологически уравнивает всех участников в правах и вносит в общение некоторый элемент интимности.

6. Принцип партнерских отношений предусматривает реализацию субъект — субъектного взаимодействия между тренером и членами Т-группы. В процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при котором учитываются интересы, чувства, эмоции и переживания всех и каждого члена Т-группы.

Данный принцип гарантирует равные права каждого участника на высказывание собственной точки зрения, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения.

7. Принцип активности предполагает обязательную активность всех участников и принятие каждым на себя ответственности за результаты деятельности Т-группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие каждого участника без непосредственного влияния психолога на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

8. Принцип акцентирования содействует глубокой рефлексии участников, учит их концентрировать внимание на себе, своих мыслях, чувствах, предусматривает развитие навыков самоанализа. Он созвучен с принципом персонификации высказываний.

9. Принцип персонификации высказываний заключается в том, что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения должна осуществляться через словесное выражение собственных чувств и переживаний. Использование данного принципа помогает решить одно из главных задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. «Личная собственность» на авторство сообщения предусматривает ответственность особы за выраженные в сообщении мысли или чувства. Этот принцип предполагает только безоценочные суждения о других.

10. Принцип фасилитации предполагает возвышающее и облегчающее влияние тренера и Т-группы на личность каждого участника тренинга. В гуманистической, экзистенциальной психологии (К. Роджерс, Ф. Фанч, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Братченко, О. Кондрашихина и др.) под фасилитацией понимается содержание, процесс и результат взаимодействия психолога и клиента. Итогом этого взаимодействия является содействие личностному росту субъекта, ориентация его на личный выбор, развитие его способности к творческой адаптации и самоизменению. Способность тренера Т-группы осуществить данное влияние и будет называться способностью к фасилитативному влиянию.

Но для осуществления фасилитативного влияния, руководителю Т-группы, необходимо наличие определенных личностных характеристик. Главная особенность тренера-фасилитатора состоит в сознательном использовании собственных инструментальных свойств для реализации своей направленности, а также в преодолении, изменении или компенсации тех из них, которые такой реализации мешают. Более подробно этот аспект рассмотрен ниже, при описании требований к личности тренера.

11. Принцип «здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

Важным является вопрос не только о принципах деятельности Т- группы, но и о принципах ее комплектования. Руководителю целесообразно провести предварительные индивидуальные собеседования с будущими участниками о том, почему они хотят участвовать в тренинге, каковы их ожидания. Желателен также общий разговор с группой о целях и задачах предстоящего тренинга, о возможных психологических эффектах, неконтролируемых эмоциональных всплесках, которые могут переживать члены Т-группы.

Мы выделяем следующие принципы комплектования групп:

— Принцип добровольности, который означает абсолютно добровольное участие людей в тренинге;

— Принцип информационной прозрачности. Данный принцип означает, что каждый участник имеет право знать до тренинга все, что с ним может происходить, получить информацию о тех процессах, которые будут осуществляться в Т-группе;

— Принцип однородности. Он предполагает включение в группу людей одной профессии, равных по статусу и рангу, примерно одного возраста;

— Принцип пригодности. Не рекомендуется включать в Т- группу субъектов, которые имеют выраженные физические дефекты и нарушения психического здоровья, а также тех, кто ощущает свою непригодность к работе в группе. Не рекомендуется включать в группу близких родственников и особ, которые находятся в служебной зависимости друг от друга или имеют стойкую неприязнь друг к другу. Рекомендуется подбирать в группу людей в возрастном диапазоне до 40 — 45 лет. Желательно, чтобы группа была гендерной по составу. Наиболее оптимальный вариант — участие в тренинге незнакомых между собой людей.

Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни. Овладение методикой проведения тренингов поднимет педагога или практического психолога еще на одну ступеньку профессионального совершенства.

Литература:

  1. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб., 1996.

  2. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов. Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов / Пер. с нем. Р.С. Эйвадиса. – СПб, 2001.

  3. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб., 2000.

  4. Вачков И.В. Основные технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., переработанное и дополненное. — М., 2000.

  5. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. – Л., 1989.

  6. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – Ч.1-2. – СПб., 1993.

  7. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. — СПб., 2001.

  8. Прутченков Б.Д. Социально-психологический тренинг. – М., 1997.

  9. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб., 2002.

  10. Рудестам К. Групповая психотерапия / Перевод с английского. – М., 1998.

  11. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб., 2001.

studfiles.net

11.3. Деловые игры, тренинги, обучающие семинары, мастер‑класс

Деловые игры – это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ. Они применяются для обучения, научно‑исследовательских целей, выработки управленческих решений.

Финансовые и деловые игры – это мощный механизм самообучения, так как во время игры отражается истинное отношение к деньгам и богатству. Такие игры являются лучшим средством для финансового обучения и позволяют учиться и рисковать на собственном, и к тому же безопасном, опыте. Деловые игры позволят научиться новым способам зарабатывать деньги, понять свои ограничения в отношении финансов и изменить их, стать хозяином денег и развить финансовый интеллект, развить в себе навыки ведения бизнеса и инвестирования, понять, как научить себя и своих детей быть богатыми.

После обучения в деловых и финансовых играх легче составить бизнес‑план, понять, можно ли заработать деньги на том или ином бизнес‑проекте, провести анализ и понять выгодность ваших инвестиций. Вы сможете понять, стоит ли вам вкладывать деньги в акции или в недвижимость. Деловые бизнес‑игры – это мини‑тренинг вашей жизни, который вы можете проходить самостоятельно, в компании своих друзей и партнеров, а также в клубах с новыми людьми.

Современные условия наращивают требования к качествам профессионала, нацеливают на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии решений. Это требует новых подходов в обучении и воспитании. Обучение должно основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для творческой активности. В качестве средств, реализующих такой подход, все большее признание находят активные методы обучения, в частности деловые игры. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются эффективным средством усвоения знаний, формирования умений и способностей личности будущего специалиста.

Тренинг – это особый метод обучения, при котором обучающийся приобретает и развивает навыки и способность к обучению. Это своего рода обучение для обучения. Тренинг отличается от лекции тем, что в нем отсутствует или присутствует в минимальном количестве теория. На тренингах обучающиеся получают не готовые знания, а развивают способность адекватно реагировать в сложившейся ситуации. Вся жизнь – это обучение. Человек никогда не станет успешным, если не научится обучаться, а будет получать только готовые знания. Тренинги помогают развить в человеке способность к обучению, развить в себе уже имеющиеся качества, например укрепить уверенность при принятии решения, доверие к партнерам, умение слушать (не только слышать) окружающих и т. д.

Традиционно на тренинге моделируется какой‑либо навык или качество , который немедленно анализируется и проверяется в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Преимущество тренинга состоит в том, что моделирование в реальной ситуации может привести к нежелательным последствиям. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации.

В тренинге незаменима роль тренера . Это не обязательно высокоинтеллектуальный, превосходящий по знаниям и опыту обучающихся человек. Реальные заслуги и титулы тренируемых зачастую могут дать фору любому тренеру в несколько десятков или даже сотен очков. Тренер – это человек, который умело руководит процессом обучения, точно и своевременно моделирует ситуацию и задает вопросы. Как раз вопросная система обучения отличает тренинги от других методов обучения. Вопрос заставляет человека думать, размышлять логически, искать выходы из сложившейся ситуации и, что самое главное, формировать или развивать качества личности, необходимые для подобных ситуаций.

Тренинг в рекламной деятельности помогает создателю рекламы ориентироваться в ситуации. Реклама – это творческий процесс. Без умения обучаться и приспосабливаться, а точнее, адаптироваться к ситуации, реклама будет сухой и никому не нужной. Тренинги способствуют развитию умения «идти в ногу со временем», чуть опережая его (чтобы обойти конкурентов).

Другой способ обучения – обучающие семинары . Суть семинаров состоит в том, чтобы дать обучающемуся определенные знания в той или иной сфере, чтобы в дальнейшем применить эти знания на практике. Теоретические и практические знания составляют равные доли семинара. Как правило, семинары проводятся в связи со сложившимися изменениями в деловой сфере (например, устаревание маркетинговых технологий и разработка в связи с этим новых, изменения законодательства, касающегося ведения бизнеса, совершенствование существующих тенденций управления производством и персоналом и т. д.).

Обучающий семинар начинается с освещения его темы докладчиком. В отличие от тренинга, здесь докладчик – высококвалифицированный специалист , имеющий огромный опыт в этой сфере деятельности. Очень часто докладчиками являются разработчики той или иной маркетинговой технологии, по которой проводится семинар, законодатели, участвовавшие в разработке и принятии обсуждаемого изменения в законодательстве, создатели и последователи нового учения, руководители крупнейших компаний и т. д.

Условно семинар можно разделить на две части:

1) первую часть составляют непосредственно необходимые теоретические и практические знания и навыки. Сперва рассматривается проблема, изменение ситуации на рынке, в законодательстве, затем освещаются практические пути решения проблемы, поведения в сложившейся или складывающейся ситуации, правильного применения законодательства. После могут быть предложены перспективы развития того или иного вида деятельности;

2) вторую часть составляют вопросы к докладчику, обсуждение изложенного материала. Здесь также применяется моделирование ситуаций с последующим их разрешением. Цель этой части семинара – закрепление знаний по теме семинара, правильное их уяснение, вскрытие пробельных сторон проблемы.

Именно вторая часть обучающего семинара является его особенностью . Самое важное – применить полученные на семинарском занятии знания в практической деятельности. Простое посещение семинара ни к чему не приведет, более того, является бесполезной тратой средств и времени. Главная цель семинара – правильное и точное понимание изученной проблемы. Поэтому после получения необходимых знаний в первой части семинара очень важно закрепить их во второй. Эффективность от семинара достигается прежде всего желанием и интересом самого обучающегося. Если их не будет – грош цена обучающему семинару.

Мастер‑класс – уникальный способ научить человека мыслить самостоятельно и нестандартно. Специалист, проводящий мастер‑класс, – это дока своего дела. Используемые им методики, техники и технологии отточены до совершенства, в связи с чем и возникают свои, уникальные методы осуществления работы. По сути, мастер‑класс похож на семинар или тренинг, и очень часто, как это ни печально, эти понятия смешивают, называют одно другим. Однако все эти методы обучения друг от друга отличаются.

Первое отличие мастер‑класса от семинаров и тренингов состоит в их продолжительности. Мастер‑класс скоротечен, его продолжительность составляет максимум 2–3 часа (продолжительность тренинга составляет минимум 4–5 часов, семинар может длиться от 1 до нескольких дней и даже недель).

Цель мастер‑класса, в отличие от тренингов и семинаров, – не научить человека работать в той или иной сфере деятельности (причем за короткий срок мастер‑класса это невозможно), а показать нестандартность подхода к осуществляемому процессу. Здесь не рассматриваются открытия, новшества моделей. Преподавая мастер‑класс, специалисты раскрывают секреты снижения затраты энергии, времени, средств на достижение желаемого результата. Например, конструктор можно собрать десятком различных способов, но только один будет самым быстрым, экономичным и уникальным. Конечная цель мастер‑класса – научить человека мыслить нестандартно, применять способы осуществления деятельности, снижающие затраты сил и вложение средств, дать интеллектуальное и эстетическое воспитание обучающемуся. Осуществление работы в этом случае будет происходить с легкостью и интересом для работника, а для клиента красивая работа будет дополнительным стимулом прибегнуть к услугам компании.

studfiles.net

Обучающий тренинг для педагогов

Методическое объединение классных руководителей

Обучающий тренинг для педагогов «Дети с особенностями поведения и развития: психокоррекционная работа с агрессивными, гиперактивными, аутичными, тревожными детьми».

Подготовила учитель-дефектолог Л. В. Ермолина

Март 2015-2016 учебный год

План

  1. Упражнение «Яблоки».

  2. Игра «Да – нет».

  3. Игра «Достижение цели».

  4. Разминка: «Ааааа и Иииии».

  5. Разминка: «Я благодарен тебе за то, что…».

  6. Упражнение «Я злюсь когда…».

  7. Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания. Игра «Стряхни».

  8. Упражнение «Представление по телефону».

  9. Упражнение «Посчитай зубы».

  10. Упражнение «Хорошие новости».

  11. Игра «Кенгуру».

  12. Упражнение на релаксацию «Отгадай, что нарисовано».

  13. Игра «Щепка на реке».

  14. Упражнение «Интерактивное эхо».

  1. Упражнение «Яблоки».

Сейчас я произнесу слово «Яблоко». У каждого из вас в сознании возникло свое яблоко. Возьмите лист бумаги, карандаши и нарисуйте яблоко. Представьте, что у вас вместо стены огромная корзина. И вам предлагается положить все яблоки в корзину. Прикрепите к стене иголочками.

Вопросы для обсуждения:

-Посмотрите, есть ли среди яблок одинаковые?

Почему яблоки разные? (Мы индивидуальны, и меняемся каждую минуту. Если попросить вас снова нарисовать яблоко, вы никогда не сделаете точно такой же рисунок).

Для чего и с кем можно применять данную технику?

  1. Игра «Да – нет».

Цели: снять состояние апатии и усталости, пробуждение жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос. Поэтому игра «Да – нет» может оказаться особенно полезной для тех, кто еще не открыл для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни. Ненастоящий, игровой спор освежает психологический климат в группе и, как правило, снимает напряжение. Начиная эту игру, имейте в виду, что на некоторое время ив группе будет жуткий шум и гам.

Материалы: небольшой колокольчик.

Инструкция: Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне.

Сейчас вам будет нужно вспомнить всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто — слово «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, что приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

  1. Игра «Достижение цели».

Настроиться на успех легче, если предвосхитить его. Особенно, когда мы со всеми возможными деталями представляем, что мы можем сделать, тогда достигнем своей цели. В этой игре дети будут описывать конкретную цель в ходе ролевой игры. Для многих это кажется тем прорывом, который поможет им и на самом деле достичь этой цели. Дети любят эту игру, в ходе которой они могут развивать свой актерский талант и отгадывать, что представляют другие.

Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе то, чему вы хотите научиться. После этого дайте каждому участнику 2 минуты, чтобы он показал остальной части группы собственную пантомиму. Остальные дети угадывают, что им хотели показать. В старших классах можно проводить эту игру, объединяя детей в подгруппы по 6-7 человек.

Анализ упражнения:

Трудно ли было тебе выбрать важную цель?

Как ты себя чувствовал, когда изображал ее?

Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели? Что тебе нужно сделать для этого?

Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети?

Откуда ты берешь свои цели?

Не слишком ли они глобальны или, может быть, слишком мелкие, или как раз достижимые?

  1. Разминка «Ааааа и Иииии».

Эти две короткие разминки, которые придают свежие силы, бодрое настроение и оптимизма. Особенно они полезны в тех ситуациях, когда снижается энергия, когда участники устают. Эти разминки мы сопровождаем словами, которые помогут в развитии позитивного образа «Я».

Используемые при этом протяжные звуки представляют собой возможность «промассировать» утомленный мозг, ведь тонкая вибрация звука в голове на самом деле освежает мозг и способствует лучшему кровоснабжению.

Энергия из звука «Ааааа».

Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью.

Энергия из звука «Иииии».

На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машину «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Иииии». Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука… А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы. В некоторых случаях вы можете поэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы ваши ученики сами почувствовали, какие звуки придают им больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками «Ааааа», «Иииии», «Ооооо», «Ууууу». Важно, чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.

  1. Разминка «Я благодарен тебе за то, что…»

Участники группы стоят по кругу. Один из участников выбирает человека, кидает ему мяч и говорит «Я благодарен тебе за то, что…» И поясняет, за что благодарен.

  1. Упражнение «Я злюсь, когда…»

Вам предлагается три раза закончить фразу «Я злюсь, когда…» Теперь возьмите по одной газете. Напишите на ней крупными буквами ваше имя. Задача состоит в том, чтобы комкать газету и проговаривать ваши написанные фразы. Бросьте газету в центр круга. Затем продолжает следующий и так до тех пор, пока каждый из вас не выплеснет свой гнев.

  1. Игра «Стряхни».

Одним из наиболее сложных препятствий на пути к жизненному успеху является память о наших неудачах и поражениях. Поэтому предлагается простая и весьма приятная процедура, в ходе которой дети могут представить, как они стряхивают с себя все негативное, ненужное и мешающее.

-Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может запасть в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не умею рисовать и никогда не научусь этому». Кто-то другой может подумать: «В последнем диктанте я сделал кучу ошибок. В следующем диктанте я опять наделаю их не меньше. А кто-то может сказать себе: «Я не очень симпатичен. С чего вдруг я могу кому – то нравиться?» Другой же может подумать: «Все равно я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?» Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляете, как все неприятное- плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезней, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

8. Упражнение «Представление по телефону».

Цель: развитие групповой сплоченности, эмпатии, доброты, внимательного отношения друг к другу.

Техника проведения. Участникам группы предлагается письменно описать себя, свои качества. Затем записки отдаются ведущему, который их зачитывает. Участники должны догадаться о ком идет речь.

Материал: бумага формата А 4, ручки, магнитофон.

Инструкция: представьте, что у вас назначена встреча с совершенно незнакомым человеком. О встрече вы договорились по телефону. Опишите себя так, чтобы человек, с которым вы встречаетесь, сразу вас узнал. Найдите такие признаки и записки положите на мой стол. Я их буду зачитывать, а вы постарайтесь отгадать , о ком идет речь.

Анализ:

— С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

Кого из участников вы сразу узнали по описанию?

По чьим запискам трудно было догадаться, о ком идет речь?

  1. Упражнение «Посчитай зубы».

Для того, чтобы снять состояние тревожности на уроке учителю можно предложить выполнить с детьми следующее: дети, посчитайте зубы языком с внутренней стороны.

  1. Упражнение «Хорошие новости».

На уроке предлагается в течение 5 минут говорить только о хорошем.

  1. Игра «Кенгуру».

Цель: отрабатывать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.

Содержание. Участники делятся на пары. Один из них – кенгуру_ стоит, другой – кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д.

На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем – партнерами.

Обсуждение. Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.

Затем обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.

  1. Упражнение на релаксацию. «Отгадай, что нарисовано».

Цель: расслабление мышц шеи, лица.

Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру ( цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное» («написанное»).

Затем происходит смена ролей.

  1. Игра «Щепки на реке».

Цель: создание спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Содержание. Участники встают в два ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад… Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая «Щепка» начинает свой путь…

Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).

Обсуждение. Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

  1. Упражнение «Интерактивное эхо».

Участники группы стоят по кругу. Каждый называет свое имя и показывает танцевальное «па» или просто какое-то движение. Группа повторяет имя вслух и движение.

infourok.ru

Обучающие тренинги для родителей

С помощью обучающих тренингов вы сможете:

  • Получить необходимые знания
    о механизме семейной системы
    и детской психологии.
  • Отработать навыки
    правильного общения с детьми.
  • Самоисследовать позиции родителя.
  • Преодолеть стереотипы.
  • Моделировать взаимоотношения
    «родители-дети».
  • Развить многомерное психологическое
    видение этих отношений.
  • Воспитывать своих детей
    здоровыми и счастливыми.

Используя в своей работе теорию Э.Берна «Трансактный анализ», я знакомлю родителей с основами этого учения, чтобы их поведение с детьми было более правильным. Но знания, которые я даю им на индивидуальных приёмах, бывают разрозненными, и не всегда до конца понятны.

В связи с этим я организовал для родителей обучающий тренинг по трансактному анализу. Первые же занятия показали, что это начинание оправдано.

Родители с интересом воспринимают объяснение этой действительно уникальной теории и охотно применяют её основные положения в своей жизни.

Чтобы тренинги проходили более продуктивно, в качестве раздаточного материала я отсылаю на почту всем участникам тренинга свой конспект с подробным объяснением основных положений учения Э.Берна. Он в полном объёме отражает тот материал, который я подаю на своих обучающих тренингах.

Проверить, насколько полученные знания родителями оказались достаточными, помогают тренинги по отработке практических навыков.

Определяя своё видение той или иной жизненной ситуации, родители могут сравнивать это с тем, как эту же ситуацию оценивают другие участники тренинга.

Родители сами предлагают для оценки группой свои примеры и, отстаивая свою точку зрения, могут лучше понимать, как выйти из той или иной жизненной трудности.

На практических тренингах родители лучше усваивают, что такое эго-состояния, как их можно определить у себя и у своих детей.

На примерах различных диалогов родители учатся лучше понимать, как происходят те или иные трансакции.

Отвечая на все вопросы, которые родители задают на тренингах, я имею возможность более детально, на доступных примерах объяснять все положения теории Э.Берна. Тогда мои рекомендации выполняются ими более осознанно.

В каждый тренинг по заявкам участников можно включать одну из тем методического цикла по изучению трансактного анализа:

  • Краткие сведения об истории возникновения учения Эрика Берна
    и его применении в психотерапии.
  • Как устроена психика человека.
  • Теория эго состояний.
  • Что такое трансакции.
  • Виды и основные правила трансакций.
  • Стадии развития внутреннего Ребёнка.
  • Что нужно знать о чувствах.
  • Жизненные сценарии.
  • Что такое психологические игры.
    В чём опасности таких игр,
    и как от них отказаться.

Участники тренинга получают более подробное объяснение об эго состояниях: внутренний Родитель, Взрослый и Ребёнок, учатся на практических примерах оценивать свои эго-состояния и эго-состояния других участников. Кроме того, мы изучаем следующее:

  • Как правильно общаться с людьми.
  • Причины и механизмы конфликтных ситуаций.
  • Анализ трансакций повседневной жизни.

Подробное изучение стадий формирования внутреннего Ребёнка:

  • С рождения до шести месяцев – «соматический ребёнок».
  • С шести месяцев до полутора лет – «маленький профессор».
  • С полутора до трёх лет – «родитель волшебник».

Особенности каждой стадии и их значение в формировании болезненных проявлений во взрослой жизни.

  • Изучение теории поглаживаний.
  • Определение поглаживания.
  • Классификация поглаживаний.
  • Определение понятия «безусловная любовь».
  • Определение причин плохого поведения детей.

Даётся определение чувств, данных нам от рождения: радость, страх, гнев и печаль. Как дети в самом раннем возрасте получают запреты на проявление чувств.

Приказания – это сигналы, посылаемые родителями детям, из неосознанной части нашего подсознания, которое называется внутренний Ребёнок.

До пяти лет у каждого человека уже продуман жизненный сценарий, которому он будет следовать всю жизнь.

Психологические игры – это самая яркая страница в учении Эрика Берна.

Порой, чтобы добиться какой-то желаемой цели, люди не только пытаются обмануть других, но часто даже сами не понимают истинного значения своих поступков. И узнают об этом только тогда, когда наступает расплата. На тренинге разбираются механизмы игр, их причины и способы ухода от непродуктивных действий.

Преимуществом пользуются участники закрытой группы — когда люди встречаются одним и тем же составом на протяжении всего цикла.

Также родители могут выбирать себе тренинг с учётом возраста своих детей:

Некоторые дети в это время начинают резко отличаться от своих сверстников. И им требуется особая поддержка от родителей.

Как вести себя с неожиданно повзрослевшими детьми, родители поймут на этом тренинге.

Тренинг даёт родителям такую возможность!

albelikov.ru

Тренинг как форма обучения | Тренинг-Центр Синтон

«Тренинг как форма обучения: вопросы и ответы»

Что такое психологический тренинг?

Бойтесь тех ботаников, которые утверждают, что
древо познания родит корни зла.
Станислав Ежи Лец

Последние 3—5 лет все более распространенной формой обучения становятся психологические тренинги. Наиболее «продвинутые» фирмы, компании и руководители стремятся, чтобы их персонал получал в дополнение к профессиональной и психологическую подготовку. Чем же это обусловлено и что дает психологический тренинг такого, что невозможно получить «традиционным» путем?

Все существующее на рынке обучение можно поделить на 2 больших сферы — обучение профессиональное и психологическое. Профессиональное — это курсы, посвященные, например, различным аспектам делопроизводства, бухгалтерским навыкам, юридическим аспектам бизнеса, компьютерной грамотности и т. п. Психологическое — это разнообразные семинары и тренинги, направленные на обучение взаимодействию в бизнесе: продавать, презентовать, влиять, управлять.

Не стоит заменять один вид обучения другим, так как они направлены на передачу и совершенствование различных знаний и навыков специалиста. Кроме того, каждый из них имеет свои ограничения. В профессиональном обучении, как правило, уделяется мало внимания психологическим аспектам общения с людьми — клиентами, партнерами, конкурентами; — а психологический тренинг, в свою очередь, не рассчитан на передачу специальных знаний — экономических теорий, законов ценообразования и т. п. Целесообразнее всего рассматривать эти сферы как взаимодополняющие.

Современная ситуация сильно отличается от того, что было еще некоторое время назад — когда покупатели бегали в поисках продавцов, а не наоборот, и когда на 100 претендентов было 100 вакансий. Необходимость психологической подготовки вырастает как раз из того, что теперь недостаточно просто взвесить и завернуть, недостаточно даже знать полезные качества товара — нужно еще уметь установить контакт с потенциальным покупателем и поведать ему об этих качествах на его «языке». Иначе клиент уйдет к конкуренту. И недостаточно просто быть хорошим специалистом — нужно еще убедить работодателя в том, что вы хороший специалист. Иначе возьмут другого.

Большое преимущество психологического тренинга перед другими формами обучения, состоит в получении заметного результата за относительно короткий срок. Тренинг — это, как правило, экспресс-обучение. Непрерывная интенсивная работа в течение двух-четырех дней дает качественный прорыв, и в дальнейшем все будет зависеть от мотивации человека к «шлифовке» полученных навыков на практике. Происходящее время от времени в ходе очередного тренинга «освежение» и расширение знаний и навыков делает ощутимый вклад в профессиональный рост и повышение квалификации специалиста.

Какие бывают тренинги?

Ученость сама по себе дает указания чересчур общие,
если их не уточнить опытом.
Ф. Бэкон

Тренинги различаются по целям и направленности на определенную аудиторию. В первом приближении многообразие психологических семинаров и тренингов можно разделить на бизнес-направление и личностное направление. К первому относятся тренинги, в фокусе внимания которых находятся знания, навыки и идеология, необходимые для улучшения профессиональных качеств и успешного выживания в конкурентной среде. Это навыки коммуникаций на разных уровнях и с разными целями, а также навыки организации и самоорганизации. Сюда относятся различные «технологичные» тренинги — технологии продаж, технологии презентации и самопрезентации, управленческие технологии, в том числе таймменеджмент и стрессменеджмент. Эти тренинги отличаются четкостью построения, жесткостью, большими объемами отрабатываемого материала.

Личностное направление представлено тренингами, целью которых является улучшение качества жизни участников, налаживание отношений с окружающими. Эти тренинги развивают индивидуальность и способствуют личностному росту. Содержание таких тренингов очень разнообразно, и они направлены скорее на чувственную сферу личности, на переживание, нежели на отработку технологий, поэтому обучающий компонент присутствует в них только в небольшой степени.

На содержание тренинга сильно влияет то, для кого этот тренинг проводится. Тренинги на одну и ту же тему (например, технологии продаж), проводимые в разных аудиториях, близки по построению, но отличаются конкретными упражнениями, идеологическим настроем, балансом теоретической и практической части, формой представления материала. Это зависит как от специфики деятельности участников (например, телефонные продажи, крупнооптовые продажи, розничная торговля, работа в зале, агентские продажи), так и от самих людей, пришедших на тренинг — их возраста, пола, опыта, характера. Грамотный тренер всегда приспосабливает программу к конкретному составу, часто внося коррективы прямо по ходу действия, поэтому трудно встретить два совершенно идентичных тренинга.

Кому нужен тренинг?

Недостаточно, чтобы твои слова были сказаны к месту, надо,
чтобы они были обращены к людям.
Станислав Ежи Лец

В первую очередь тренинг нужен тем, кто, так или иначе, заинтересован в улучшении качества взаимодействия с людьми, для кого эффективность общения является фундаментом успешности в работе. Это так называемый персонал «first line»: секретари, продавцы, телефонисты, обслуживающий персонал ресторанов, баров, гостиниц. Им адресованы курсы продаж, делового общения, презентаций, сервисного обслуживания. На более высокой иерархической ступени тренинг интересует менеджеров, руководителей отделов, департаментов и организаций. В этом случае задачи обучения уже другие — это тренинги социального влияния, управления, психологической устойчивости в условиях жесткой конкуренции.

Иногда участники тренинга представляют собой не просто группу людей, которым нужны те или иные знания или навыки, а команду, или коллектив. Тогда внимание уделяется в первую очередь системным эффектам — командной сплоченности, улучшению качества взаимодействия, налаживанию психологической атмосферы в коллективе. Результат — каждый участник осознает себя как часть команды, у всех появляется более четкое понимание командных целей и задач и своей роли в их достижении, укрепляется доверие к партнеру, соответственно и работа команды становится более слаженной.

Другая категория людей, для которой может быть интересен психологический тренинг бизнес-направления — это соискатели, т. е. люди, желающие найти или сменить работу. Тренинг прохождения интервью с работодателем стоит особняком — в задачи такого тренинга не входит повышение квалификации человека и улучшение его профессиональных навыков. Этот тренинг напоминает тренинг продаж, только вид продажи специфичен — человек презентует и продает себя, вернее, свои качества, свой труд, свои способности и возможности.

Чему и как учат на тренинге?

Лишь в людях себя познать, способен человек.
Гёте

На тренинге люди учатся эффективной коммуникации на различных уровнях и с различными целями. Общение — это то, чему мы спонтанно учимся с самого детства. Коммуникативный опыт накапливается на основе непосредственного участия в общении с другими людьми. Но деловое общение сильно отличается от бытового — в первую очередь тем, что оно направлено на определенный результат, который в конечном итоге должен вылиться в финансовую выгоду. До недавнего времени процесс обучения деловому общению носил стихийный («естественный») характер. Человек учился деловому общению исключительно самостоятельно. Но при таком стихийном протекании процесса научения навыки общения могут приобретать формы, не приводящие к повышению эффективности. Поэтому современные образовательные программы в области менеджмента и маркетинга обязательно включают в себя психологические дисциплины, несущие информацию о способах и методах эффективных коммуникаций (например, социальная психология, психология управления и т. п.).

Практика показывает, что наиболее результативным средством формирования коммуникативных умений в условиях реального делового общения является групповой тренинг. Он не заменяет естественного опыта другим, но организует и корректирует его более эффективным способом.

Тренинг — это не только получение новых знаний и совершенствование навыков, но и изменение сознания. Одни люди добиваются успеха в том, что они делают, — будь то управление, продажи, обслуживание или поступление на работу, — а другие нет, хотя внешне вроде бы происходит одно и то же. Успех складывается из множества компонентов, и пресловутая «технология» — только одна из составляющих. Чтобы стать из «человека проигрывающего» — «человеком побеждающим», из «пытающегося продать» — «продающим», из «ищущего работу» — «получившим работу», необходимо измениться внутренне, изменить свой настрой. Препятствия, стоящие у нас на пути, часто живут только в сознании. Изменяя сознание, можно преодолевать препятствия.

Окупаются ли вложения в тренинг?

Умение общаться с людьми — это товар,
который можно купить так же,
как мы покупаем чай или кофе,
и за этот товар я готов заплатить больше,
чем за что-либо другое
Дж. Д. Рокфеллер

Товар, который получает участник тренинга — это умение общаться с людьми. Любой товар должен приносить какие-то выгоды, иначе говоря, окупаться. Каждый руководитель, прежде чем принять решение заказать для своего персонала тренинг, хочет знать: какую конкретно пользу он принесет для развития бизнеса? Окупаются ли вложения в тренинг? Да, окупаются. Приведем несколько примеров.

Согласно результатам современных исследований, в зависимости от ранга руководителя эффективность его работы определяется развитием коммуникативной компетентности на 60—90%. То есть люди, умеющие общаться, и зарабатывают больше!

Недавние исследования показали, что при условии более качественного обслуживания многие покупатели готовы заплатить за тот же товар на 15% больше. Это значит, что обучать продавцов умению общаться — значит увеличивать свои прибыли, как минимум на 15%. А увеличение числа постоянных клиентов всего на 5%, ведет к увеличению прибыли на 30—70%. Удовлетворенность клиента, ведущая к постоянству, напрямую связана с качеством обслуживания, с тем, как относятся к клиенту, как его слушают, улыбаются, отвечают на вопросы, как реагируют, если он решает отложить покупку.

Еще один момент — выгоды, связанные с мотивацией сотрудников. Естественно, что довольно больших затрат требует поиск, привлечение и материальное стимулирование высококвалифицированных специалистов. Их потеря иногда означает значительные убытки — ведь именно они, составляют «золотой фонд» кадрового состава любой фирмы. Значит, встает задача мотивации сотрудников, направленной как на повышение эффективности их работы, так и на предотвращение потери ценных кадров. По мнению многих экспертов, деньги, хотя и продолжают оставаться важной составляющей мотивационного воздействия, не играют больше ведущей роли. Сейчас людей не меньше волнуют профессиональный рост и самореализация, атмосфера в коллективе, ощущение, что о нем заботятся, что он является ценным сотрудником, возможность удовлетворения собственных амбиций, а также принятие ценностей своей организации и влияние на выработку решений в компании.

Тренинг позволяет в полной мере использовать ресурсы нематериального стимулирования — он означает возможность обучения и профессионального роста персонала, в нем проявляется забота организации о развитии сотрудников, с его помощью можно делать вклад в формирование корпоративной культуры и повышение лояльности к организации. При этом для компании среднего размера затраты на проведение тренинговых мероприятий в год, как правило, не превышают 2—3 процентов от годового фонда заработной платы — это значительно меньше, чем при материальной мотивации.

Как лучше включить тренинг в программу обучения персонала?

Если бы у меня было восемь часов, чтобы срубить дерево,
я бы потратил шесть часов на заточку топора.
А. Линкольн

Составляя программу обучения персонала, нужно помнить, что тренинг может стать хорошим дополнением к профессиональному обучению, но не заменить его. Под профессиональным обучением имеется в виду передача специализированных знаний, необходимых в конкретной сфере деятельности (например, для агента по недвижимости это знание соответствующего рынка и правил оформления сделки, для торгового представителя компании-производителя медицинского оборудования — медицинские и технические знания). Целесообразно организовать тренинги по соответствующей тематике ближе к завершению профессионального обучения или после начала работы, когда уже накоплен некоторый практический опыт.

Для получения максимального результата не следует ограничиваться эпизодическими тренингами и семинарами в надежде мгновенного разрешения возникающих проблем. Как показывает опыт, ощутимое улучшение рабочих параметров (объем продаж, количество заключенных сделок, качество обслуживания клиентов) обычно происходит в течение недели-двух после окончания тренинга, затем все может вернуться на круги своя. Это не значит, что «плохой» тренер провел некачественную работу. Дело в том, что действие эмоционального заряда, полученного на тренинге, быстро заканчивается, а для получения стабильных результатов необходима более глубокая перестройка на уровне навыков. Это требует времени и постоянной шлифовки навыков. Ведь никто не требует от спортсмена олимпийского рекорда после первой же тренировки.

Наиболее эффективной будет организация цикла тренингов, которые проходят с определенной периодичностью (например, большой тренинг один раз в квартал, или несколько коротких занятий раз в неделю на протяжении 2—3 месяцев). В этом случае будет обеспечен процесс непрерывного накопления знаний и совершенствования навыков.

Кто должен проводить обучение?

Крупные компании приходят к необходимости иметь постоянного специалиста по обучению персонала, знакомого со спецификой деятельности компании и имеющего психологическое образование, в чью компетенцию входит разработка обучающих программ для персонала, проведение тренингов, деловых игр, разбор практических ситуаций и т. п.
Потребности небольшой фирмы могут ограничиваться всего несколькими тренингами в год, поэтому отдельной должности специалиста по обучению персонала нет, а его функции выполняет, например, начальник отдела кадров. В этом случае целесообразно обращение к профессиональным консультантам по тренинговому обучению, которые разработают программу с учетом специфики деятельности организации, задач ее развития и уровня подготовки персонала. Попытки самостоятельно организовать и провести тренинг для неспециалиста, сопряжены со значительными трудностями, к тому же, как показывает опыт, такие занятия не приносят много пользы.

Обучение персонала, как известно, только часть стратегии развития организации. Программа тренинговой подготовки непременно должна вписываться в общую концепцию развития, соответствовать ее принципам. Необходима четкая постановка целей и задач обучения, осознание его значения, мотивация людей на постоянный профессиональный рост. От этого зависит результативность каждого, а значит, и успех всего дела.

Любовь Колчанова

syntone.ru

Лекция, семинар, тренинг отличия и особенности POINT-V.RU

Чем отличаются друг от друга семинар, тренинг, лекция? Что из них выбрать в каждом случае и какого результата ожидать?

Периодически у людей возникают затрудения в выборе между разными формами обучения, либо разочарование в результатах вебинаров, лекций, семинаров и тренингов. Поэтому имеет смысл коротко рассказать об особенностях различных форм обучения.

Формы обучения

  Для того, чтобы выбрать тот вариант, который больше всего подойдет в каждом случае, нужно ориентироваться хотя бы в самых общих чертах в назначении и особенностях форм обучения.

Чаще всего мы сталкиваемся с выбором между лекцией, семинаром и тренингом. Это очень упрощенное и условное разделение, но пока нам его достаточно для рассмотрения особенностей форм обучения в рамках этой статьи.

Что такое лекция?

Лекция — наиболее простой для ведущего и самый старый вариант обучения. Лектор-ведущий рассказывает (а в худшем случае убаюкивающе бормочет) заранее подготовленный текст. Слушатели запоминают сказанное и конспектируют, что несколько увеличивает процент запоминания. Лекция может проводиться для большой аудитории, воспроизводиться в аудио или видеозаписи без особого ущерба для восприятия.

Особенности лекции

Коэффициент усвоения лекционного материала довольно низкий. Если спросить слушателя о лекции, которая прошла, скажем, месяц назад, то он сможет вспомнить не более 20% услышанного.
Если лектор использует наглядные материалы — слайды, плакаты, видео, то материал запоминается несколько лучше.

Особенности семинара как формы обучения

Особенности семинара

Семинар как форма обучения имеет свои особенности.

Во-первых, объем материала заведомо ниже, чем предлагаемый на лекции. Во-вторых, семинар предполагает интерактивность и общение между ведущим и аудиторией. За счет того, что объем информации меньше, а каналов ее подачи (звук, графика, видео, дискуссии и обсуждения) больше, получается, что качество усвоения материала обычно выше, чем на лекции.
Остается только добавить, что он-лайн разновидность семинара называется вебинаром и набирает все большую популярность.

Что такое тренинг

Особенности тренинга

Наконец, поговорим о тренинге. Тренинг — специфический и сложный для проведения вид обучения, который сочетает в себе несколько других. Обычно тренинг включает в себя и мини-лекции, и бизнес-игры, и дискуссии и физические упражнения.

Дело в том, что чем больше механизмов и стимулов запоминания включено в процесс, тем выше качество обучения и полученный результат. Важно то, что тренинг выталкивает человека из привычного окружения, из так называемой «зоны комфорта» и тем самым заставляет в высоком темпе воспринимать новое.

Если на лекции слушатель пассивен полностью, на семинаре участвует в процессе обучения ограниченно, то во время тренинга он так или иначе погружается в обучение гораздо глубже.

Знание, умение, навык — в чем разница и где их получить

Знание — это результат процесса познания окружающего мира, набор представлений, суждений, теорий. Обыденное знание позволяет нам адекватно ориентироваться в ситуациях и сознательно реагировать на обычные события. Научное знание — более системное, обоснованное и глубокое.

Умение — это способность выполнять какие-либо действия осознанно, опираясь на знания, и опыт.

Навык — это способность к набору действий, которые являются стереотипными. Навык появляется тогда, когда человек многократно повторяет однотипные действия. Наличие навыка позволяет гораздо быстрее и без лишних затрат выполнять сложную работу.

Знание, умение, навык — отличия

С учетом качества усвоения материала лекция даст знания, которые без систематической самостоятельной работы очень быстро будут забыты, оставив отдельные фрагменты. Это происходит из-за того, что теория не подкрепляется практикой и не обновляется в памяти за счет самостоятельной работы над материалом. Остается, в основном, только иллюзия знания, которая скорее вредит. Все мы знаем диванных суперэкспертов-теоретиков, обитающих в соцсетях и на форумах, которые очень часто не в состоянии применить ничего из своих теоретических познаний.

Семинар при меньшем объеме материала позволяет разобраться в основных моментах темы и лучше их запомнить. Да, материала гораздо меньше, он изложен более просто, но он усваивается лучше. Небольшое количество знаний, которое можно применить, гораздо ценнее кубометров теории, с которой слушателя толком не научили обращаться.

С точки зрения соотношения затраты/эффективность очень интересным вариантом является он-лайн разновидность семинара — вебинар. Слушателю никуда не нужно ехать, любой компьютер с доступом в интернет позволяет включиться в работу и получить доступ к виртуальной комнате, в процессе обычно есть возможность выполнения простейших упражнений и взаимодействия с остальными участниками. Так или иначе семинар и вебинар обладают большей эффективностью в тех случаях, когда необходимо получить небольшой но наобходимый набор знаний и отчасти умений.

Тем не менее, ни лекция, ни семинар или вебинар, ни короткий тренинг неспособны дать вам навык. Навыки вырабатываются в течении продолжительных занятий.

Например, чтобы спортсмену получить навык проведения приема или комбинации ударов, ему необходимо тщательно и правильно выполнить их несколько сотен раз в течение нескольких недель, а затем регулярно тренировать полученные навыки. Никакое короткое обучение не даст полноценного навыка, его можно выработать только самостоятельно, постоянной и систематической самостоятельной работой.

Резюме

Когда мы говорим об основных формах обучения, то обычно имеем в виду лекцию, семинар, тренинг, а также их разновидности. Для каждого случая эффективна своя форма, все они имеют как плюсы, так и минусы. Лекция позволяет получить максимум информации за короткое время, не теряет своего качества в записи, но материал плохо усваивается и быстро забывается. Семинар хорош для изучения небольшого по объему материала и получения знаний по нескольким вопросам в рамках темы, предусматривает более активное взаимодействие между докладчиком и слушателями. Тренинг является наиболее эффективной для слушателя и сложной для тренера формой обучения, которая требует активного участия и совместной работы тренера и обучаемых. Из знаний, умений и навыков все формы обучения позволяют приобрести только знания и умения, над выработкой навыков необходимо работать самостоятельно.

Успехов!

Андрей Осадчий

Аналитик, консультант, тренер. Помогаю выявлять реальные внутренние проблемы организаций, повышать производительность работы и снижать расходы.

Latest posts by Андрей Осадчий (see all)

Смотрите также

point-v.ru

Упражнения про обучение | Технология тренинга

Вы просматриваете раздел с упражнениями и играми для тренинга тренеров. Упражнения на точность инструкций, стиль обучения и тп.

6. Упражнение “С нуля”

Цель

Упражнение может быть отличным вызовом к теме наставничества. Оно дает участникам знание этапов и составляющих элементов наставничества.

Время

15-20 минут

Количество участников

От 6 человек

Ресурсы

По одной инструкции трем подгруппам.

Подробнее